На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Принципы и методы планирования

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Принципы и методы планирования
    Предплановые исследования.
    Принципы планирования.
    Общие методы планирования.
    Специальные методы планирования.
1. ПРЕДПЛАНОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эти исследования связаны с организацией нового предприятия. Они включают в  себя:
    Выбор вида предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, консалтинговое, финансовое, страховое.
При выборе сферы бизнеса  и отрасли необходимо располагать  информацией об их инвестиционной привлекательности (уровень интенсивности конкуренции  в отрасли, определение стадии развития данной отрасли).
    Анализ рынка в целях определения спроса на конкретный продукт включает:
    анализ планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса, осуществляемый путем анкетирования персонала предприятий, финансовых учреждений и инвесторов;
    анализ потребления продукции, основанный на выборочном опросе основных групп потребителей;
    анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых предприятий.
Эти исследования должны дать представление об общем спросе, темпах его роста, предпочтения потребителей, изменения во вкусах различных групп  потребителей, эластичность доходов, цен, мотивировки выбора потребителей и  др.
    Сегментация рынка с целью определения собственного рыночного сегмента и основного продуктового портфеля (ассортимента товаров и услуг).
Сегментация рынка — это деление совокупного рынка предприятия на более мелкие части (сегменты) с целью выявления как можно более однородных по своему поведению групп потребителей. каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент.
Сегментация рынка может осуществляться по различным параметрам. Критериями сегментации в зависимости от потребителей могут быть:
    для физических лиц — возраст, пол, национальность, социальный статус, род занятий, стиль жизни, уровень дохода, состав семьи и др.;
    для юридических лиц — сфера деятельности, местонахождение, объем продаж, численность персонала и др.
Для того чтобы правильно  выбрать целевой рынок, необходимо в процессе сегментации придерживаться следующих требований:
    каждый из рассматриваемых сегментов должен быть четко обозначен;
    выбранный сегмент должен быть достаточно значимым, чтобы приносить прибыль;
    выбранный сегмент должен быть доступным для использования эффективных методов продвижения и сбыта продукта.
Потенциал сегмента рынка характеризуется его емкостью, которая показывает, какое количество товаров и услуг может быть на нем продано.
    Формирование идеи продукта.
Любой продукт в реальном исполнении имеет ряд характеристик, которые необходимо описать в плане. Прежде всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот продукт: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей. В частности:
      какую именно потребность удовлетворяет данный продукт;
      как производится (реализуется) этот товар или оказывается услуга;
      ценовые ориентиры данного продукта и группы покупателей, которым он доступен;
      характеристика спроса на предлагаемый продукт;
      преимущества и слабые стороны продукта;
      предполагаемый срок жизненного цикла продукта;
      предполагаемые средства продвижения и каналы сбыта продукта;
      перспективы сбыта данного продукта.
    Определение жизненного цикла продукта. Под жизненным циклом товара понимают развитие его сбыта (оборота) во времени - от момента выведения на рынок до ухода с рынка. Жизненный цикл подчиняется определенным закономерностям и включает в себя ряд стадий: внедрение, рост, насыщение, спад.
Скорость прохождения  продукта по данным фазам цикла зависит  от многих обстоятельств, которые одновременно влияют на конъюнктуру рынка.
Заранее определенное и просчитанное движение по стадиям  жизненного цикла позволит предпринимателю  своевременно принять те меры, которые  соответствуют переживаемой продуктом  стадии.
    Определение уровня конкурентоспособности продукции.
Под конкурентоспособностью продукции понимается возможность успешной ее продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Конкурентоспособность - комплексная характеристика, определяющая предпочтение продукции на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
В основе конкурентоспособности  продукции лежат два параметра: качество и цена.
    Выбор организационно-правовой формы (ОПФ) предприятия.
    Планирование месторасположения предприятия
Решения о месторасположении  предприятия являются стратегическими. Вопрос о выборе месторасположения  возникает в следующих случаях:
    При создании новой коммерческой организации.
    При необходимости перебазирования предприятия по тем или иным причинам в другое
место.
    При создании и перебазировании отдельных структурных подразделений предприятия.
При выборе месторасположения  предприятия сначала делается выбор макрорасположения (региона, округа, района), а затем определяется микрорасположение — реальная точка, рассматриваемая во взаимосвязи с окружающей средой.
При выборе месторасположения  предприятия необходимо также исследовать природно-климатические, экономические, политико-правовые, социально-культурные, демографические и иные факторы, влияющие на успех предпринимательства.
Все факторы месторасположения  предприятия объединяются в четыре группы.
    Факторы, ориентированные на ресурсную базу:
    земельные участки (структура, цены покупки или аренды);
    сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, транспортные издержки);
    трудовые ресурсы (потенциал рабочей силы в данном месте, уровень оплаты труда, квалификация кадров, мотивация, наличие социальной инфраструктуры, возможность проведения досуга).
    Факторы, ориентированные на производство:
    естественные особенности (почвы, климат);
    технические и инфраструктурные особенности (пространственная близость к партнерам по кооперации, к используемой инфраструктуре).
    Факторы, ориентированные на сбыт:
    потенциал сбыта (структура населения и соответствующая ей структура потребления, покупательная способность, конкуренция на рынке);
    пути сообщения (магистральные связи, транспортная и пешеходная доступность);
    деловые контакты (наличие квалификационных маклеров, бирж, агентов по рекламе, ярмарок).
    Факторы, устанавливаемые государством и местными органами власти:
    система хозяйствования (хозяйственное и торговое право, лицензионные и сертификационные нормы, юридические требования к учредительным документам организации, отчетности, аудиту, трудовое законодательство, риск политической нестабильности);
    регулирование пересечения границы (таможенное регулирование, законы внешней торговли и управление ими);
    меры по защите окружающей среды (регулирование нагрузок на окружающую среду, возмещение наносимого ущерба, платежи за природные ресурсы);
    государственная помощь (субсидии, целевые программы для отдельных районов, административная поддержка).
Особыми факторами  выбора месторасположения бизнеса для сферы производства можно считать близость к транспортным магистралям, наличие сырья и близость к поставщикам, близость заказчиков, наличие складских помещений, обеспеченность трудовыми ресурсами (навыки, обучение, проживание), спрос и предложение на рынках.
2. Принципы планирования
Одним из основных элементов  планирования на предприятии являются принципы планирования, которые определяют его характер и содержание.
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность. И.Ансофф обосновал еще два ключевых принципа планирования — принцип участия и принцип холизма.
    Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния дел. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.
    единство - предприятие представляет собой сложную, многоуровневую социально- экономическую систему, состоящую из ряда подсистем, в каждой из которых осуществляется функция планирования. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления.
Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально- экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях существуют отдельные планы производства и продажи продукции, планы издержек и доходов, а также планы технического, организационного и финансового развития всего предприятия или частичные таны производственных подразделений и функциональных служб. Все эти планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы всякое видоизменение различных разделов плана или плановых показателей в короткие сроки переносилось или отражалось и в общем плане предприятия.
    непрерывность — процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках жизненных циклов программ и проектов, а разработанные планы должны постоянно корректироваться;
Принцип непрерывности танов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка другим. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них — к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. На большинстве отечественных предприятий в условиях рынка действуют в основном годичные планы. Все другие виды программ как большей, так и меньшей продолжительности должны быть строго согласованы с годовыми планами и могут функционировать одновременно. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановых показателей производственно-экономической деятельности на каждом предприятии.
    Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности», или «подушками». При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования.
    точность — планы должны составляться с максимальной точностью, т.е. должны быть детальными и конкретными;
План  должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и других факторов. Степень точности определяется применяемыми системами и методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном — можно ограничиться выбором обшей цели и составлением приближенных расчетов.
    участие — каждый работник предприятия становится участником процесса плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции, в результате чего каждый работник уясняет себе цели и задачи деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;
    Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Координация охватывает согласованное взаимодействие объектов одного уровня, интеграция — между объектами разных уровней.
Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.
Принцип интеграции определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
В современной отечественной науке  и практике планирования, помимо рассмотренных  классических принципов, широкую известность  имеют общеэкономические принципы, Такие, как системность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, эффективность, научность, приоритетность, сбалансированность, занятость, директивность, конкретность, объективность, динамичность и др. Рассмотрим основные из них.
    Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от: уровня развития техники, технологии и организации производства; применяемых систем управления персоналом, мотивации и оплаты труда; использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, показателей продуктивности, доходности и платежеспособности и т.п. Все эти факторы образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что любое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующему изменению многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными и обеспечивали учет изменений в отдельных объектах и в конечных результатах всего предприятия.
    Принцип эффективности — затраты на планирование не должны превышать эффект от него, т.е. планы должны конкретизироваться и детализироваться настолько, насколько это необходимо для определения уровня доходности продукции.
Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Оценить реачъный эффект на стадии разработки плана практически не всегда возможно, тем не менее его надо планировать. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.
3) Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из нескольких возможных или альтернативных. Критерием оптимальности различных планов может быть минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции при существующих условиях производства и ограничениях ресурсов, а также максимальная прибыль и другие конечные результаты, величина которых предварительно определяется в процессе внутрифирменного планирования на каждом предприятии.
3. Общие методы планирования
11од методами планирования понимается способ осуществления планирования, т. е. способ реализации плановой идеи. Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта: а) направление планирования; б) средства обоснования плановых параметров.
В практике планирования можно выделить три направления планирования:
    Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»). При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхней ступени, образуя в итоге план предприятия.
    Ретроградное планирование («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
    Круговое планирование (встречное планирование). Он представляет собой синтез вышерассмотренных методов. Круговой метод предусматривает разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей. При этом в планы включаются по согласованию различных уровней наиболее удачные решения.
К методам (средствам), которые позволяют  исследовать процессы планирования, поддающимся количественной оценке относятся:
    Нормативный метод. Нормативный метод предполагает использование в процессе прогнозных и плановых расчетов норм и нормативов. Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения. Норматив- это плановый показатель, характеризующий поэлементные составляющие норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда и степень их эффективного использования.
С помощью норм и нормативов определяются потребности в ресурсах, регулируются социально-экономические процессы и решаются другие задачи.
Нормативный метод планирования является простым и наиболее распространенным. Например, норма времени на изготовление изделия составляет 2 часа, а производственная программа на год - 3000 штук изделий. Следовательно, плановая трудоемкость производственной программ составит 6000 часов, которая далее будет использована для планирования численности рабочих-сдельщиков и их фонда заработной платы.
    Балансовый метод. Он предполагает балансирование (уравновешивание) имеющихся ресурсов и фактической потребности в них.
Этот  метод предполагает разработку системы  балансов: материальных, трудовых и финансовых. Баланс представляет собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.
Балансовый метод планирования применяется тогда, когда нужно сопоставлять ресурсы и потребности. Например, потребность в муке высшего сорта для хлебозавода на месяц составляет 20, на складе имеется 3 т. Следовательно, на месяц необходимо закупить 17 т муки. Потребность 20 - Ресурсы 3+17.
    Расчетно-аналитический, который предполагает, что на основе анализа достигнутых величин отдельных показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в плановом периоде рассчитываются плановые значения этих показателей, и преимущественно используется при отсутствии норм и нормативов;
    Метод оптимизации плановых решений, который предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плановых расчетов для выбора оптимального. При этом могут быть использованы разные критерии, а именно: минимум приведенных затрат, минимум текущих затрат, максимальный уровень рентабельности. Выбор критериев обусловливается целями, которых необходимо достичь после реализации планов; (ЭММ)
    Программно-целевой метод (ПЦМ). Сущность данного метода заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намечаемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ.
Программно-целевой метод применяется при планировании сложных экономических ситуаций, где для достижения генеральной цели нужно выполнить ряд отдельных процедур первого, второго, третьего и последующих уровней. Модель планирования представлена ниже.

Ц – цель или содержание планируемой работы;
И – исполнители;
С – сроки выполнения работ;
A – размер финансирования.
 
4. Специальные методы планирования
К ним относятся: творчество; адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы; система бухгалтерского учета; предельный анализ; норма прибыли на вложенный  капитал; дисконтирование; анализ чувствительности; проверка устойчивости; модели, основанные на использовании теории вероятности  и математической статистики; методы имитации; сетевые методы.
    Творчество.
Среди всех средств и методов обоснования  плановых решений творчество занимает наиболее важное место. Эффективность  плана определяется не столько наличием отдельных признаков и уровнем  определенных личных качеств плановика, сколько его интуицией, новаторством, изобретательностью, опытом, способностью к творчеству.
Предприятия, у которых процесс производства и управления жестко регламентирован, а условия для творчества ограничены, считаются недостаточно гибкими  и, как правило, не выдерживают темпов конкурентной борьбы.
Структура процесса творчества включает в себя следующие этапы: подготовка; изучение проблемы; получение идей и сбор данных; накопление гипотез и альтернатив; временное прекращение работы над проблемой, в процессе которого человек подсознательно анализирует все полученные данные; синтез, то есть соединение всех частей проблемы; четкое формулирование идеи; проверка идеи путем эксперимента.
    Система бухгалтерского учета.
Ценность  бухгалтерского учета для планирования определяется тем, что он прекрасно  представляет результаты деятельности предприятия. С помощью бухгалтерского учета можно увидеть
финансовое положение фирмы на текущий момент времени. На основе данных о движении денежных средств легко прогнозировать все основные источники и направления их расходования.
Наиболее важные показатели, с помощью которых планируется стратегия деятельности предприятия и получаемые из данных бухгалтерского учета, можно свести в четыре группы:
    показатели, характеризующие платежеспособность;
    источники формирования средств;
    использование ресурсов в ходе хозяйственной и иной деятельности;
    рентабельность.
    Предельный анализ.
Данный метод позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия. Метод предельного анализа применим во всех случаях, когда возможно подсчитать предельные издержки на что-то и сопоставить их с предельными доходами.
Одним из вариантов метода предельного анализа является так называемая точка безубыточности, характеризующая объем продаж, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.
    Дисконтирование.
Основным недостатком расчета нормы прибыли на вложенный капитал является то, что при его использовании не учитываются изменения стоимости денежных доходов и затрат в течение периода реализации планируемого мероприятия. Поэтому необходимым дополнением к расчету этого показателя является дисконтирование дохода, то есть приведение его к моменту осуществления капиталовложений.
    Анализ чувствительности.
Данный метод позволяет оценить, насколько сильно изменится эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации или определенном изменении одного из исходных параметров. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации планируемого проекта.
Анализ чувствительности проекта применяется в следующих случаях:
а) Для выявления факторов, в наибольшей степени влияющих на результаты реализации планируемого мероприятия.
б) Для сравнительного анализа проектов при решении вопроса о включении в план.
Сравнивая несколько вариантов проекта, можно оценить чувствительность каждого из них к
изменению различных факторов, например цен, объема продаж, налогов, проектных ставок за кредит и т.п. Предпочтение отдается наименее чувствительным проектам.
    Модели, основанные на использовании теории вероятности и математической статистики (стохастические модели).
Применительно к планированию методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и действий и к выбору из возможных направлений действий самого предпочтительного, исходя из наибольшей величины математического ожидания (абсолютной величины этого исхода, умноженной на вероятность его наступления). Применение этих методов позволяет плановикам с большей уверенностью принимать решения на основе «приблизительных» оценок традиционными методами. Поэтому методы теории вероятности, как правило, применяются в комплексе с традиционными методами планирования, изложенными.
Адаптивное дерево поиска показывает возможные решения, подлежащие рассмотрению. По выбранным разветвлениям дерева возможным исходам приписывается та или иная вероятность. Результаты получают количественную оценку.




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.