На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бюджетная политика РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение

 
     Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
     Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
     Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
     Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
     Цель  данной курсовой работы состоит в  рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, влиянии бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
     Задачи  работы диктуются поставленной целью:
     - дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
     - рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;
     - рассмотреть влияние бюджетной  политики государства на финансовую политику предприятия;
     - определить основные направления  бюджетной политики Российской  Федерации на перспективу.
     Для написания курсовой работы использовалась специальная литература, периодические  издания, методические рекомендации.
     Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
 

 1 Сущность бюджетной системы: понятие, принципы, классификация

     Политика (от др. греч.) означает искусство управления государством. В широком смысле политика - это концепция специальной деятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле - совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Второе определение по существу не отличается от смыслового содержания термина «менеджмент», а поэтому представляется нам неправомерным в научном обороте. В дальнейшем под государственной деятельностью в данном смысле будем понимать государственный менеджмент, или государственное управление, задачей которого является реализация государственной политики.

     Любая политика - это  отношения минимум двух субъектов  по поводу защиты и реализации собственного интереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорных  и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:

     по типу объекта (социальная, экономическая);

     по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).

     Бюджетный кодекс РФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
     Бюджетную систему страны (региона) принято  подразделять на уровни. Это связано  с существенными различиями между  органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в бюджетно-финансовой сфере.
     Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
    первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. [8]
     Бюджеты первого уровня разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря . Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.
     Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видов внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.[9]
     Кроме того, существуют некоторые принципы, на которых основана бюджетная система  РФ:
     - принцип единства бюджетной системы  РФ,
     - принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ,
     - принцип самостоятельности бюджетов, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов,- принцип сбалансированности бюджета,
     - принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств, 
     - принцип общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов, принцип гласности,  принцип достоверности бюджета,
     - принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств.
     Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации  бюджетных отношений с целью  обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
     Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства. [5]
     В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
     - концентрация финансовых ресурсов  на решении приоритетных вопросов;
     - снижение налоговой нагрузки  на экономику; 
     - упорядочивание государственных  обязательств;
     - создание эффективной системы  межбюджетных отношений и управления  государственными финансами.
     Бюджетная политика является ядром экономической  политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения  с общественными институтами  и гражданами.
     От  качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень  социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень  влияния России на международной  арене, и даже предпринимательская  активность граждан.
     Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
     Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
     На  основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности  реализации функций государства, включая  функции государственного регулирования  экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.
     Бюджетная политика государства как часть  фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
     На  протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед  бюджетной политикой значительно  были достигнуты: сформирована и функционирует  трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
     Но  для дальнейшего совершенствования  бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:
     - реалистичности, т.е. исключения  ошибок в прогнозировании социально-экономического  развития;
     - ответственности государства за  безусловное выполнение взятых  на себя обязательств;
     - жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
     - увеличения доходов, причем не  за счет роста налогового бремени,  а за счет легализации частнопредпринимательской  инициативы;
     - усиления результативности бюджетной  политики в достижении определенных параметров в экономике.
     Согласно  Бюджетному кодексу РФ Бюджетное  послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год. Политика государства - это концепция отношений по поводу и реализации государственных интересов, устройства, систем общественного правопорядка. Политика государства рыночной экономики - это совокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения .[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2 Влияние бюджетной политики государства на финансовую политику предприятия

 
     Государственное регулирование экономики можно  определить, как комплексную систему  мер осуществляемых государством по упорядочению рыночных отношений, сведение к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защите отдельных групп населения, создание предпосылок к созданию эффективного рынка.
     Но  не всегда роль государства должна сводиться к роли компенсатора несовершенства рынка. Есть обстоятельства и сферы, которые относятся к исключительной прерогативе государства и никогда не могут быть выполнены иным, кроме него. Так, ряд важнейших регулирующих функций в масштабе всего народного хозяйства должно оставаться в руках государства:
     - научно-технический прогресс;
     - структурная перестройка экономики;
     - социальная политика;
     - проблемы экологии и т.д.
     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия на экономику. Однако все это множество охватывают 2 основные формы регулирования :
     - прямое через расширение государственной  собственности на материальные  ресурсы, законотворчество и управление  производственными предприятиями;
     - косвенное с помощью различных  мер (инструментов) экономической  политики (налоговой, кредитной, денежной, амортизационной и др.).[10]
     Прямая  форма вмешательства государства  в экономику может быть представлена следующими взаимопроникающими и взаимосвязанными группами методов.
     Методы  государственного регулирования экономики:
     1) прямое государственное финансовое регулирование распределение бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций дотаций предприятиям и территориям;
     2) программно-целевые методы, включающие  в себя разработку и реализацию  госпрограмм развития приоритетных  сфер экономики и решение первоочередных социально-экономических проблем;
     3) методы регулирования материальных  потоков и производственной деятельности, предусматривающие заказы на  поставки продукции и выполнение  услуг и работ для государственных  нужд (госзаказы), а также квотирование и лицензирование экспорта и импорта продукции;
     4) государственное предпринимательство,  обеспечивающее управление хозяйственной,  экономической и социальной деятельностью  различных форм государственных  предприятий.[6]
     Все вышеперечисленные методы называются административными методами государственного регулирования экономики.
     Наиболее  существенной группой в совокупности данных медов является прямое государственное (бюджетное) финансирование. Оно включает в себя выделение бюджетных инвестиций, субвенций, дотаций, субсидий предприятиям и территориям.
     Субвенция (от лат. subvenire - «приходить на помощь) представляет собой форму финансового пособия государства для санирования (оздоровления, поддержки) предприятий в периоды экономических кризисов.
     Дотация (от лат. dotatio - «дар») - денежные ассигнования из госбюджета предприятиям и организациям для возмещения потерь при производстве и реализации продукции по ценам не покрывающим издержки производства и не приносящим определенного размера прибыли (хлеб, молоко, городской транспорт, ритуальные услуги и т.д.).
     Государство может оказывать финансовую помощь фирмам отраслям и даже целым территориям  также в виде безвозмездных субсидий (от лат. subsidium -- «поддержка») в тех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижения каких-либо социальных целей. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам. Так, государство может финансировать частную школу: оно дает ей средства на сумму, которую получают от него все государственные школы, остальные средства школа должна заработать сама.
     Главное отличие бюджетного финансирования от всех других методов в том, что  эти средства предоставляются государством бесплатно и безвозвратно.
     Программно-целевые методы регулирования экономики находят свое проявление в разработке целевых комплексных программ. Целевыми программами называются потому, что все их задания и мероприятия, выделяемые ресурсы подчинены достижению определенных конкретных целей. Комплексность программ означает, что в них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского характера для достижения поставленных целей.
     По  содержанию целевые комплексные  программы подразделяются на ряд  типов:
     - социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни людей, повышения их материального и культурного уровня и т.д. (Продовольственная программа, комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг и др.);
     - научно-технические, предусматривающие решение научных и технических проблем внедрения достижений науки и техники в народное хозяйство (Программа освоения космоса, программа использования в мирных целях термоядерной энергии);
     - производственно-экономические, нацеленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, повышение его эффективности и качественных характеристик, развитие новых производств (Программа развития топливно-энергетических отраслей, программа развития транспорта);
     - территориально-региональные, в которых предусматривается комплексное хозяйственное освоение новых территорий, формирование и развитие ТПК (Программа развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны России);
     - экологические, разрабатывающие комплекс мероприятий природоохранного и природообразующего характера (Программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС);
     - организационно-хозяйственные, цель которых заключается в совершенствовании организации управления хозяйственными системами (сокращение числа министерств в связи с реформой управления).
     Особое  значение среди прямых методов госрегулирования отводится госзаказу, а также  квотированию и лицензированию продукции.
     Госзаказ - это своеобразная форма финансирования деятельности фирм и предприятий. Государство делает заказ фирме на ту или иную продукцию и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны или локомотивы и закупить «для себя» всю партию. Государство здесь финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход продажи товаров.
     Большая часть госзаказов размещается, как  правило, в отраслях военной промышленности. Но есть и другие цели использования  их государством. Так, госзаказы выдаются фирмам, которые производят новые, еще не известные потребителям, виды продукции. Гарантия сбыта по твердым ценам в этом случае является для фирм-производителей финансовой поддержкой: со стороны государства и облегчает им период «привыкания» носителей к новой продукции.[16]
     Госзаказы используются при решении таких важных социальных, научно-технических и экономических проблем, которые требуют крупных первоначальных капитальных вложений, большего финансового и научно-технического риска.
     Квотирование - это метод регулирования экспортных и импортных операций путем установления на определенный период количественных ограничений объема вывоза и ввоза товаров в натуральном или стоимостном выражении.
     Лицензирование экспорта и импорта - эта система государственного контроля и регулирования экспортных и импортных операции путем установления строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости - их временного ограничения.
     Государственное предпринимательство как метод прямого госрегулирования сводится к управлению хозяйственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятии. В отличие от частного целью государственного предпринимательства не является исключительно получение прибыли. Перед государственными предприятиями помимо коммерческих ставятся и социально-экономические задачи: обеспечение необходимых темпов экономического роста, сглаживание циклических колебаний, долгосрочная структурная перестройка производства, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса. Данный метод способствует решению различных проблем общегосударственного характера, которые по ряду объективных причин не могут реализоваться механизмом частного предпринимательства.
     Государственное предпринимательство выполняет  функцию поддержания благоприятных  общих условий функционирования общественного воспроизводства и, следовательно, может противопоставляться частному. Государственный сектор должен гармонично вписываться в структуру рыночной экономики.
     Кроме прямых инструментов государство использует в своей практике и косвенные методы финансового и налогового кредитно-денежного регулирования. Они опираются в основном на товарно-денежные отношения, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы.
     Государственная налоговая политика. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов.
     По  платежеспособности налоги делятся  на прямые и косвенные.
     Прямые  налоги, взимаемые непосредственно с субъекта налога, включают:
     - НДФЛ;
     - налог на прибыль организаций;
     - водный налог;
     - земельный налог;
     -налог  на имущество физических лиц;
     - налог на имущество организаций;
     - сбор за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;
     - государственная пошлина;
     -транспортный налог;
     - налог на игорный бизнес;
     - ЕСН;
     - НДПИ;
     - налог на развитие сельского  хозяйства.
     Косвенные налоги - налоги па определенные товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене. К ним относятся:
     - НДС;
     - акцизы.
     Налоги, как правило, поступают в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды. Но их значение выходит далеко за пределы обеспечения государственных органов финансирования ресурсами. Налоги стали важнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все более важную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего является увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВНП.[7]
     Налоги  выступают в роли одного из рычагов  регулирования экономической активности. Манипулируя налогами па прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процесс накопления капитала. Примером может служить налоговый механизм так называемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате значительно сокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и сумма уплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики.
     Кредитно-денежная политика государства. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.
     Кредитно-денежная политика государства - это метод государственного регулирования экономики, реализуемый через воздействие центрального банка на резервы коммерческих банков, ставки банковских кредитов и т.д., т.е. через контроль за предложением денег. Ее основная цель состоит в помощи экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Использование этого метода регулирования вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения совокупных расходов и ограничение предложения денег во время инфляции.
     Выбор методов государственного воздействия  на структурные процессы, их ранжирование и рациональное сочетание должны производиться исходя из целей соответствующего этапа структурных преобразований и текущей экономической ситуации.  
 
 

     Таблица 1- Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы млрд. рублей
Показатель Отчет 2010 год Прогноз
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2011 год 2012 год 2013 год
Доходы, всего  6 278,9 7 781,1 9 275,9 7 337,8 7 783,8 8 617,8 9 131,7 9 983,9
%% к ВВП 23,3 23,4 22,4 18,8 17,3 17,4 16,5 16,1
в том числе:                
Нефтегазовые  доходы 10,9 8,7 10,6 7,6 8,3 8,1 7,4 6,9
Ненефтегазовые  доходы 12,4 14,7 11,8 11,2 9,0 9,3 9,1 9,2
Доля  в общем объеме доходов, % 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:                
Нефтегазовые  доходы 46,9 37,2 47,3 40,7 48,1 46,5 44,8 43,0
Ненефтегазовые  доходы 53,1 62,8 52,7 59,3 51,9 53,5 55,2 57,0
Расходы, всего  4 284,8 5 986,6 7 570,9 9 660,1 10 212,4 10 385,1 10 844,6 11 749,1
%% к ВВП 15,9 18,1 18,2 24,7 22,7 20,9 19,6 19,0
в том числе условно утверждаемые             271,1 587,5
%% к общему объему расходов             2,5 5,0
Дефицит/ профицит 
1 994,1 1 794,6 1 705,1 -2 322,3 -2 428,6 -1 767,3 -1 712,9 -1 765,2
%% к ВВП 7,4 5,4 4,1 -5,9 -5,4 -3,6 -3,1 -2,9
Ненефтегазовый  дефицит - 3,5 - 3,3 - 6,5 - 13,6 - 13,7 - 11,6 - 10,5 - 9,8
 
     Несмотря  на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.[17]
     Таблица 2 - Динамика доходов федерального бюджета млрд., руб.
Показатель 2010 год  2011 год 2012 год 2013 год
прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему году
Доходы, всего (млрд. рублей) 7 783,8 8 617,8 834,0 9 131,7 513,9 9 983,9 852,2
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы (млрд. рублей)
3 744,3 4 003,0 258,7 4 088,1 85,1 4 295,0 206,9
Ненефтегазовые  доходы (млрд. рублей)
4 039,5 4 614,8 575,3 5 043,6 428,8 5 688,9 645,3
Темпы прироста доходов к предыдущему  году, %     10,7   6,0   9,3
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы     6,9   2,1   5,1
Ненефтегазовые  доходы     14,2   9,3   12,8
Доля  в общем объеме доходов, % 100,0 100,0   100,0   100,0  
в том числе:              
Нефтегазовые  доходы 48,1 46,5 - 1,6 44,8 - 1,7 43,0 - 1,8
Ненефтегазовые  доходы 51,9 53,5 1,6 55,2 1,7 57,0 1,8
 
     Снижение  прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП  в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти.
     Увеличение  ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году связано, в  основном, с прогнозируемым увеличением  поступлений по налогу на добавленную  стоимость и акцизам.[21]
     Таблица 3 - Расчет предельного объема расходов федерального бюджета млрд. рублей
Показатель 2010 год  2011 год 2012 год 2013 год
прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году
Доходы, всего 7 783,8 8 617,8 834,0 9 131,7 513,9 9 983,9 852,2
%% к ВВП 17,3 17,4   16,5   16,1  
Источники покрытия дефицита 2 428,6 1 767,3 - 661,3 1 712,9 - 54,4 1 765,2 52,3
%% к ВВП 5,4 3,6   3,1   2,9  
Расходы (предельный объем) 10 212,4 10 385,1 172,7 10 844,6 459,5 11 749,1 904,5
%% к ВВП 22,7 20,9   19,6   19,0  
в том числе условно утверждаемые           271,1 587,5
%% к общему объему расходов           2,5 5,0
 
     Прогнозируемые  объемы доходов федерального бюджета  и целевые ограничения по размеру  дефицита федерального бюджета формируют  предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.
     В номинальном выражении в 2011-2013 годах  планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 5). 

     Таблица 4 - Динамика расходов федерального бюджета млрд., руб.
Показатель 2010 год  Прогноз
2011 год 2012 год 2013 год
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей
552,3 172,7 459,5 904,5
% (в номинальном  выражении) 5,7 1,7 4,4 8,3
% (в реальном выражении) - 3,9 - 4,5 - 1,5 2,7
 
     Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 Бюджетное послание президента на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

 
     Бюджетное послание Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011–2013 годах.
     I. Основные итоги бюджетной политики  в 2009 году и в начале 2010 года.
     Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее  со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.
     В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.
     Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.
     И что очень важно, удалось сохранить  социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.
     Грамотное применение инструментов бюджетной  политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.
     Кризис  высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.
     Эти особенности российской экономики  обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития.
     Важнейшие из них связаны с опасностью, что  ставшее привычным непродолжительное  улучшение ситуации в экономике  в результате действия преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.) приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.
     Сегодня, когда российской экономике в  определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.
     II. Основные цели и задачи бюджетной  политики 2011–2013 годы и дальнейшую  перспективу.
     Бюджетная политика как составная часть  экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.[2]
     Необходимо  ясное понимание последствий  реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
     Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при  наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
     Исходя  из этого, необходимо решение следующих  задач.
     Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том  числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
     Предлагаю исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета  не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.
     В среднесрочной перспективе следует  ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
     Второе. Координация долгосрочного стратегического  и бюджетного планирования.
     Стратегическое  планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.