На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Достоинства и недостатки Болонского процесса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА АР КРЫМ
Крымский  государственный инженерно-педагогический университет
Экономический факультет
Кафедра учета и аудита 

Реферат 
 
 

по предмету: __________________________________________________________________
на тему: ______________________________________________________________________ 
 
 
 

                                                                                                   
                                                                      Выполнил(а):
                                                                                                                        ____________________________
                                                                                                                        ____________________________
                                                                      Проверил(а):
                                                                                                                        ____________________________
                                                                                                                        ____________________________ 
 
 

Симферополь, 2012 г.
     Содержание 

     Введение
    Показатели качества образования
    Контроль за повышением качества вузовской подготовки
    Достоинства и недостатки Болонского процесса
     Заключение
     Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность  исследования. В современных социально-экономических  условиях получение высшего образования  для большинства молодежи стало  насущной необходимостью.
     Новые социально-экономические условия  и высокие требования к духовно-нравственному, интеллектуальному и профессиональному  развитию ставят перед системой образования  в целом сложные задачи, что  непосредственно отражается и на системе вузовской подготовки педагогов, где понятие «качество» приобретает  все большее значение. Это связано  с тем, что жизнь современного человека определяется такими параметрами, как качество жизни, качество труда, качество продукции, качество образования, управление качеством. Во всем мире качество превратилось в мерило экономического развития отдельных организаций  и государства. В современных  условиях конкуренции на рынке интеллектуального  труда возрастание роли высшего  образования происходит вместе с  ростом требований к его качеству.
     Вузовская система образования должна строиться  на принципах фундаментальности, доступности, общечеловеческих и регионально-национальных ценностях, соответствовать современным  и перспективным потребностям общества. Проблема негибкости и инерционности системы образования во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. 
 
 
 
 
 
 

     
    Показатели  качества образования
     Критерии  выбора и структурирования совокупности показателей качества могут быть самыми разными. За основу для выделения  такой совокупности иногда принимают  модели системы образования, структурированные  цели образовательной системы, критерии ее эффективного функционирования, актуальные проблемы управления и т.д. Вне зависимости  от оснований по выбору совокупность показателей должна быть:
          • адекватной трактовкам качества  образования, принятым педагогическим сообществом страны;
          • репрезентативной, обладающей достаточной полнотой;
          • анализируемой на количественном и качественном уровнях измерения;
          • признанной пользователями и полезной на различных уровнях управления;
          • пригодной для сбора информации  об образовательной деятельности  по нужным в управлении направлениям;
          • нацеленной на ту информацию, которая обладает прогностическими  возможностями и является значимой на протяжении нескольких лет;
          • надежной, простой, экономически целесообразной.
     Для характеристики качества образования  можно выделить обобщенные группы показателей, которые охватывают:
     1) данные по образовательным системам;
     2) характеристики качества учебного процесса;
     3) характеристики качества результатов обучения;
     4) данные об интенсивности научной  и инновационной деятельности в вузе;
     5) объемы вложений в образование;
     6) данные по эффективности управленческой деятельности в образовании.
     К показателям первой группы относятся: характеристики качества содержания образования; структуры и содержание образовательных  программ; формы организации учебного процесса; реализация целей обучения и воспитания; сбалансированность образовательной  системы, ее стабильность, способность  к адаптации при взаимодействии с внешней средой; применяемые  педагогические технологии; системы  подготовки и переподготовки педагогических кадров; работы по повышению мотивации  учебной и профессиональной деятельности педагогов и др.
     Показатели  второй группы включают характеристики доступности и индивидуализации обучения; организации образовательного процесса (назначения, принципов, методов, планирования, средств и методов  контроля процесса и результата обучения); гуманистической и культурно-познавательной направленности образовательного процесса; стандартизации и вариативности  учебных программ, соотношения традиционных и инновационных технологий обучения и контроля; способов организации  самостоятельной работы студентов  во внеаудиторное время и др.
     Третью  группу составляют показатели, построенные  на результатах оценивания качества учебных достижений и требующие  для корректной интерпретации развернутой  дополнительной информации о демографической  и социально-экономической обстановке в районе расположения вуза, качественного  состава студентов; образования  родителей, условий и атмосферы  преподавания; данных рубежного контроля, сведений о дальнейшей судьбе выпускников и т.д.
     Среди дополнительных факторов, учет которых  необходим при анализе качества результатов образования, принято  выделять показатели, не изменяющиеся со временем (географическое положение  вуза, столичный вуз или периферийный, социально-экономическое окружение  образовательного учреждения и др.), и показатели, подверженные изменениям по мере истечения образовательного процесса (программы обучения, учебники, система домашних заданий, система контроля качества подготовленности, профессорско-преподавательский состав, формы и методы дополнительного образования и др.). К ним можно отнести: индекс развития человеческого потенциала в регионе (процент грамотного взрослого населения, число обязательных лет обучения в школе основной доли взрослого населения, число людей с высшим образованием на 1000 человек), обобщенную характеристику экономической динамики в регионе, характеристику криминогенной обстановки в районе расположения вуза и др.
     К четвертой группе относятся показатели интенсивности инновационной деятельности отдельных преподавателей и вуза в целом. При анализе показателей  четвертой группы необходимо принимать  во внимание последствия инновационной  деятельности, которые могут иметь  как позитивный, так и негативный характер. При оценивании последствий  важно учесть временной фактор, поскольку  многие тенденции могут проявляться  в разной степени только с течением времени.
     В пятую группу включают показатели, отражающие информацию о финансировании образования, его кадровом, информационном, материально-техническом (учебные помещения, лаборатории, оборудование, расходные  материалы) и методическом (учебная  литература, наглядные пособия, макеты, тренажеры и т.д.) обеспечении.
     Шестую  группу составляют характеристики эффективности  управленческой деятельности, которая  осуществляется как прямым административным вмешательством, так и в режиме всеобщей вовлеченности педагогического  коллектива вуза и студентов в  процесс управления качеством образования.
     Таким образом, при оценке качества образования  в рамках системного подхода приходится принимать во внимание совокупность самых разных показателей. Для принятия обоснованного решения о достижении либо не достижении определенного качества необходимо по каждому показателю выбрать некоторый критерий или набор критериев, характерный для уровневого подхода к оценке качества результатов образования. Выбор критериев проводится экспертным путем на основе соглашений, и он должен быть четко ориентирован на задачи управления качеством образования.
     Для снижения субъективизма при оценке качества образования очевидна важность использования тех показателей, которые допускают трансформацию  в количественные критерии и нормы. Значит ли это, что количественные показатели должны занимать приоритетное место  при оценке качества образования? Ответ  на этот вопрос не однозначный. Отечественный  и зарубежный опыт свидетельствует  о том, что неосторожное введение количественных критериев и чрезмерное увлечение ими могут привести к неверным представлениям о наличии  или отсутствии качества и к ошибочным управленческим решениям.
     Типичный  пример, подтверждающий высказанное  суждение, – практика эксперимента по введению ЕГЭ, где ориентируясь только на процент «двоечников» можно снизить  критериальный балл при установлении границы между «двойкой» и «тройкой» и минимизировать тем самым число неуспевающих в большинстве регионов, не принимая во внимание требования к базовой подготовке выпускников. Такая минимизация создаст иллюзию высокого качества учебных достижений выпускников школ, которая не выдержит никакой критики при содержательной интерпретации подготовленности тех, кто получил удовлетворительные оценки.
     Столь же проблематично в некачественной интерпретации выглядит вопрос о  том, к чему приведет количественный прирост критериального балла для отсева неуспевающих за счет его повышения на 10–20%. Будет ли количественный прирост уровня минимальной подготовленности свидетельствовать о возросшем качестве подготовки аттестованных выпускников или речь идет о простом увеличении объема усвоенных знаний? Таким образом, несмотря на необходимость и важность количественных показателей при оценивании качества образования, абсолютизировать их, превращая в критерии, без развернутой интерпретации и учета дополнительных факторов недопустимо. Если количественные показатели не подвергаются такой интерпретации, то они являются просто статистическими данными.
     Желательно, чтобы информация по показателям  качества имела восходящий характер, непрерывно передавалась с более  низких уровней на более высокие и постоянно анализировалась на каждом последующем уровне управления. Тогда процесс управления качеством учебных достижений приобретает характер систематического отслеживания изменений в образовательных достижениях школ, муниципальных округов и регионов вместо выборочного оценивания учебных достижений в определенные периоды времени. Свойство непрерывности информации повышает обоснованность управленческих решений и эффективность управления качеством образования.
      Контроль за повышением качества вузовской подготовки
     Новые требования общества к выпускникам  системы образования, обусловленные  развитием науки и производства, инициируют создание в вузах современных  систем менеджмента качества (СМК) образования, закладывающих базу для эталонной  модели качества процесса и результатов  образования на основе международных  стандартов [1]. Сегодня эти процессы охватили в основном профессиональное образование, но постепенно система  оценивания качества процесса и результатов  образования, реализуемая не в режиме тотального контроля со стороны органов  управления образованием, а как регулярная самооценка с осознанием необходимости  и важности такой работы, разворачивается в среднем образовании.
     Международные организации ЮНЕСКО и Совет Европы разработали теоретические подходы, модели и механизмы обеспечения  качества образования, которые приняты  всеми странами, являющимися членами  этих организаций. Наибольшее распространение  получила четырехступенчатая модель обеспечения качества, которая включает:
          • наличие национального органа  по обеспечению качества (организации  по сертификации систем качества);
          • внутреннюю самооценку (самоаттестацию) и внутренний аудит;
          • оценку внешних экспертов  и посещение учебных заведений (внешний аудит);
          • систематическую публикацию отчетов о качестве.
     Механизмом  реализации такой модели служит вузовская СМК.
     Основная  цель ее создания – обеспечение  условий, необходимых для перевода механизма управления научно-образовательной  системой вуза в состояние, адекватное по своим результатам современным  требованиям к качеству подготовки специалистов, обеспечивающее стабильное повышение качества образования  и способствующее формированию у  потребителей доверия к профессиональным качествам выпускников в сочетании  с устойчивым повышением их конкурентоспособности на рынке труда.
     Реализация  основной цели направлена на следующее:
          • содействие эффективному проведению  единой государственной политики  в области образования и подготовки кадров;
          • защиту прав обучающихся  на получение образования, соответствующего  по своим характеристикам требованиям  государственных образовательных стандартов;
          • защиту общества от появления  некомпетентных обладателей дипломов  и прочих документов об образовании;
          • непрерывное повышение качества образования;
          • обеспечение преемственности  требований к качеству в профессиональном образовании и на рынке труда;
          • предоставление студентам,  профессорско-преподавательскому составу  и администрации вуза объективной  информации о фактическом уровне  учебных достижений и других  показателях качества процесса  и результатов образования;
          • совершенствование системы  аттестации выпускников вуза.
     Для функционирования СМК необходимы системы  внутреннего и внешнего аудита. Внутренний аудит – это регламентированная внутренними документами организации  деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями  специального контрольного органа (аудиторами) в рамках помощи органам управления организации. Главная задача внутренних аудиторов в вузе – обеспечение  потребностей администрации учебного заведения в информации по различным  аспектам функционирования СМК и  совершенствования качества образования. Помимо аудита, для создания и развития СМК в высших учебных заведениях целесообразно создавать системы  мониторинга качества образования [8, 12].
     Система мониторинга качества образования  в вузе должна охватывать все аспекты  характеристик качества процесса и  результатов образования. Она предназначена  не только для накопления данных о  качестве образования, но и для проведения различных видов анализа оценок по показателям качества, обеспечивая  внутренние потребности учебного заведения  и поддерживая оперативный обмен  информацией с внешней средой (с работодателями, органами управления образованием, общественностью, родителями студентов и т.д.).
     Вузовская система мониторинга качества образования  предполагает формирование единых требований к системе доступа, ввода, хранения и представления результатов  контроля подготовленности студентов, создание общевузовского банка оценочных  средств и специализированной системы  управления банком, обеспечение возможности  интерактивного обмена информацией  с пользователями (администрацией университета, преподавателями и студентами) в  рамках полномочий, определяемых персональными  уровнями доступа. Интегрированная  в единое информационное пространство вуза, система мониторинга качества образования позволит всем участникам образовательного процесса повысить эффективность своей деятельности и обеспечит непрерывность процессов совершенствования качества образования.
     Основные  функциональные задачи, решаемые с  помощью системы мониторинга  качества образования, следующие:
          • развитие системы менеджмента  качества вузовского образования;
          • информационное обеспечение  контроля и аттестации студентов;
          • информационное обеспечение  системы принятия управленческих решений на различных уровнях;
          • сбор и хранение педагогических  тестовых материалов для подготовки  и проведения текущего, рубежного контроля и аттестации;
          • выдача информации пользователям;
          • построение шкал результатов оценивания;
          • авторизация доступа к информации  пользователей на базе многоуровневой  системы информационной безопасности;
          • анализ тенденций и прогнозирование  динамики изменения качества  вузовского образования;
          • обеспечение данных о запросах  работодателей, формирование базы данных отзывов о выпускниках;
          • обработка и представление  обобщенных результатов пользователям,  в соответствии с их сценарием доступа.
     Для обеспечения доступа пользователей  к данным мониторинга в вузе необходимо создать распределенную информационную систему на основе технологии клиент-сервер, которая будет функционировать  в рамках локальной информационной сети учебного заведения. В этой системе  каждому пользователю отводится  свой сценарий доступа, который определяет круг объектов и характеристик, доступ для чтения и модификации информации. Несмотря на явные достоинства СМК образования, далеко не все руководители вузов и преподаватели поддерживают идею создания такой системы и использования ее результатов. Возможные причины подобного неприятия могут носить субъективный характер и быть связанными с особенностями личностного восприятия информации, которая иногда кажется противникам мониторинга избыточной и излишне формализованной либо противоречащей собственным благоприятным оценкам результатов учебного процесса. Проведение мониторинга требует больших денежных затрат. В финансировании нуждается работа по формированию выборочных совокупностей студентов, созданию инструментария (тестов, анкет, опросных листов, программного обеспечения и т.д.), сбору данных, кодированию и анализу данных, их обработке, интерпретации и подготовке информационных бюллетеней. Мировой опыт проведения мониторинга говорит о том, что затраты могут перевесить выгоды, если не приложить усилия по соблюдению всех методических требований к проведению мониторинга, не обеспечить достоверность информации и не создать условия для ее использования в управлении качеством образования.
      Достоинства и недостатки Болонского процесса
     Системы непрерывного высшего образования  в Украине не существует. Как и  в большинстве постсоветских  государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой национальных Академий наук, дистанцирована от учебного процесса в вузах. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух этапов - бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу, который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в Украине является степень кандидата наук.
     Таким образом, уже сейчас можно видеть сложности перехода Украины на европейские  схемы и критерии. Наша система академических степеней довольно прочно укоренилась, несмотря на то, что она не способствует, а наоборот, тормозит развитие науки: аспиранты три или пять лет пишут кандидатскую, потом десять лет докторскую диссертацию, тема которой в условиях бурного научно-технического развития в мире к моменту защиты утрачивает свою актуальность, безнадежно устаревает и никоим образом не дает стимула к развитию науки в стране. Бакалаврат и магистратура в Украине - академические понятия, лишь ступень к дальнейшей научной карьере. Согласно Болонскому процессу предполагается, что бакалавр или магистр - практические специалисты с дипломами, признаваемыми на мировом рынке труда.
     Кроме того, очень сложным, с точки зрения практической реализации, требованием  является обеспечение адекватной квалификации бакалавра. Дело в том, что специалисты  уверены: даже при четырехлетнем  обучении предоставить достаточные  возможности для профильной и  практической подготовки бакалавра  нелегко. Болонский процесс предусматривает  внедрение трехлетней учебной программы  на этапе бакалаврата, что еще более усложняет задачу приобретения высокого уровня фундаментального и профильного образования и достаточной для присвоения квалификации компетентности. Поэтому можно предположить, что большинство стран выберут четырехлетнюю программу обучения бакалавра, как это сделали в Великобритании и России.
     Должна  измениться и традиционная система  оценок. Сейчас в зачетках студентов  их четыре вида, от «неудовлетворительно»  до «отлично», причем неудовлетворительные оценки в большинстве случаев  требуют пересдачи экзамена до положительного результата. И хотя формально принята  пятибалльная система, фактически используются три положительные оценки. В будущем планируется более совершенная система оценки знаний: «неудовлетворительно», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично» и «очень хорошо».
     Нельзя  забывать и о параллельной реформе  средней школы. В Европе никому не приходит в голову учить иностранный  язык в университете, потому что  в средней школе учащиеся осваивают, как минимум, два иностранных  языка. При необходимости студент  выбирает еще один язык для обучения в университете, если он нужен для  специализации, исследования. Нам тоже нужно стремиться к тому, чтобы  человек приходил в университет  из школы с двумя иностранными языками, иначе учебная программа  высшей школы будет перегружена, а обучение студентов ограничено отечественными источниками информации, и тогда мобильность студентов  в европейском пространстве недостижима.
     Особенно  масштабной реформой в системе высшей школы является внедрение академических  кредитов аналогично ЕСТS. Университеты Европы имеют разные схемы кредитных систем. И хотя во многих университетах Украины введены схемы оценивания достижений студента (модульно-рейтинговая, рейтинговая), однако привязки к ЕСТS все еще нет. Наша задача сегодня - разработать принципы построения учебного процесса, адекватные европейским. С этой целью Министерство образования и науки начало эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы, о желании взять в нем участие заявили около пятидесяти университетов, в том числе главный медицинский вуз страны - НМУ им. А.А. Богомольца.
     Для полного включения в Болонский  процесс недостаточно формального  внедрения его принципов. Одной  из главных задач представляется обеспечение прозрачного и строгого контроля качества образования, в первую очередь лицензирования и аккредитации. В Украине такие схемы введены  давно, но они несовершенны, постоянно  пересматриваются и дополняются. В  последнее время требовательность экспертизы существенно возросла, однако проблема ее качества остается довольно острой. Именно Болонский процесс будет мощным стимулом для пересмотра принципов и методологии контроля качества образования по международным стандартам, позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки студентов.
     Очень болезненным для нашей страны является и вопрос подготовки научных  и преподавательских кадров для  высшей школы. У нас функционирует  система ВАК, которой нет ни в  одном цивилизованном государстве. Многие специалисты считают, что  эта система - рудимент в научном  мире, от которого следует избавляться. ВАК каждый год вводит новые правила, которые, по сути, не помогают отбирать лучшие кадры, а, порой, сводят систему  получения научных званий к абсурду. Как присваиваются ученые степени многие знают не понаслышке, о том, что растет количество фальшивых дипломов, подтверждающих научное звание, не принято говорить, хотя эта проблема существует. Система присвоения научных званий и наград на сегодняшний день дискредитировала себя, и нельзя закрывать на это глаза.
     И, конечно же, самый важный вопрос - трудоустройство выпускников вузов. Создание европейского пространства высшего  образования будет способствовать высокой мобильности и конкурентоспособности  знаний и умений украинских граждан. В условиях социально-экономического состояния, в котором находится  Украина сейчас (безработица, нехватка рабочих мест, низкая заработная плата, слабая социальная защита), может возникнуть патовая ситуация: усиление миграции граждан Украины в страны Европы в поисках достойной работы, утечка интеллектуального достояния из страны. Поэтому решение образовательных  проблем в Украине, согласно болонским  договоренностям, требует интенсивного развития производства, создания значительного  количества новых рабочих мест, обеспечение  молодежи, в соответствии с украинским законодательством, правом первого  рабочего места, которое до сих пор  остается только лозунгом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.