На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет и метод политэкономии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
 
 
 
 
 
Реферат
по Политэкономии
Тема: Предмет и метод политэкономии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание.
 
1.      Зарождение экономических знаний………………………………………3
2.      Классическая политэкономия……………………………………………..3
3.      Современные школы экономической теории…………………………….4
4.      Марксистское экономическое учение, его недостатки и достижения….5
5.      Предмет политэкономии. Организационно-экономические и социально-экономические отношения…………………………………....5
6.      Основные методы…………………………………………………………..6
7.      Экономические законы и категории………………………………………7
8.      Функции политэкономии…………………………………………………..8
9.      Экономическая система общества………………………………………...9
Список используемой литературы……………………………………………...10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Предмет, метод и функции политэкономии.
Экономические школы. Экономические законы.
 
 
   1. Зарождение экономических знаний.
 
Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.
  Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей.
  В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин.
   1. Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Донаучные фиксированные проблемы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаем также в древности в рамках единой философской науки.
 
Становление экономической отрасли научных знаний.
 
  Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Выражала интересы буржуазии. Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым- меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г. в "трактате адресованном королю и королеве". Меркантилизм- первая школа политэкономии. Происходит от итальянского слова мерканте (купец). Богатство общества отождествляли с золотом. Источником богатства- торговлю. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала.
 
2.Классическая политэкономия
 
    Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18- нач.19 в. Первые представители этой школы - физиократы (природа и власть). Родоначальник Франсуа Кенэ, которые источником богатства считали производство, но лишь с/х. Главная их заслуга - первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.
  Классическая ПЭ: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо обосновали, что источником общественного богатства является все общественное производство. 1.Ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений. 2.Заложили основы трудовой теории стоимости. 3.Исследовали механизм воспроизводства общественного капитала. 4.Предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями. 5.Выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.
  В середине и второй половине 19в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.
 
3. Современные школы экономической теории.
 
  Современная экономическая теория характеризуется большим кол-вом направлений, школ, течений. Основные: 1) Неоклассическое; 2) кейнсианское; 3) монетаризм; 4) институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.
  1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Основывается на теориях предельной полезности и производительности.
  2) Кейнсианство возникло в 30-е годы, в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Кейнс выпустил в 1936 г. работу "Общая теория занятости, процента и денег".
  Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.
  3) Монетаристические теории интенсивно развиваются. В центре их внимания - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегивания производства.
  4) Институционально-социологическое. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государства. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификацию работников в связи с технологической безработицей.
 
  Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются теории: индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества.
 
4. Марксистское экономическое учение, его недостатки и достижения.
 
  Марксистское учение вышло на арену экономической теории с середины 19в. как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно в основном и остается.
  В "Капитале" дано достаточно глубокое теоретическое отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в. н. 19в. Именно экономическое учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Марксов анализ производств. отношений в единстве с произв. силами, создание им системы экономических категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы - общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экономического развития. Метод исследования общественных явлений Маркса является в основном эффективным и сейчас. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочными. Процесс развития человеческого общества многопричинен и многофакторен. Маркс сосредоточился лишь в сфере интересов рабочего класса и она была им заидеологизирована. Все основные соц. взгляды Маркса относительно экономического положения рабочего класса сложились в 1840-е гг. на начальных ступенях развития капитализма.
  В связи с этим не подтвердились выводы Маркса об абсолютном и относительном обнищании раб. класса с развитием капитализма. В бывшем СССР марксистская теория оказалась в тепличных условиях, обрела монополию на истину, лишилась противников. Экономическая наука Украины в современных условиях должна творчески использовать мировой потенциал эк. мысли.
 
  5. Предмет политэкономии. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
 
  ПЭ - общественная наука. Изучает отношения между людьми в процессе их производственно-хозяйственной деятельности. Экономические отношения - отношения 1) по поводу экономические соединения работников со средствами пр-ва; 2) по поводу организации производственного процесса; 3) по поводу присвоения и использования результатов пр-ва. Выясняет законы, которые управляют пр-вом, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в чел. обществе и выясняет пути и направления их использования.
  Экономические отношения между людьми объективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна их производственно-хозяйственная деятельность. Экономические отношения системно организованы, их системообразующим фактором являются отношения собственности на средства и результаты пр-ва. В системе экономических отношений функционируют две подсистемы: 1) организационно- экономические отношения; 2) социально- экономические отношений.
  Организационно-экономические отношения - это отношения по поводу организации пр-ва как процесса создания жизненных благ. Они имеют место в связи с разделением труда, специализацией производства, экономической интеграцией.
  Концентрация - укрупнение, расширение предприятий, фирм.
  Централизация - объединение нескольких предприятий в единое целое.
  Экономическая интеграция - хозяйственное объединение предприятий, отраслей, стран.
  Социально-экономические отношения - это отношения по поводу обладания факторами пр-ва и использования его результатов. Сюда относятся: отношения собственности, вся совокупность экономических интересов, отношения хозяйствования, относительно распределения, обмена и потребления.
  ПЭ осуществляет экскурсы в другие науки. Затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экономическую и социальную политику, психологию, юриспунденцию в область хозяйства и гражданского права. Также соприкасается с науками изучающими технику и технологию пр-ва.

6. Основные методы.
 
  Основные методы познания экономических процессов. Большой арсенал методов научных исследований. Они подразделяются на две группы: 1) эмпирические; 2) теоретические.
  Эмпирические - состоят в сборе фактов, учете всех происходящих с ними изменений, в их группировке, математико-статистической обработке.
  Теоретические методы являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.
  В политэкономии теоретические методы состоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверке гипотез, гипотетическом моделировании экономических процессов. Широко используется метод абстрагирования: отвлечения от второстепенных, несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения первостепенных глубинных свойств, раскрывающих его сущность.
  Посредством метода абстракции формируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверки выдвигаемых гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е. воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономии лабораторные эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьма ограничены. Но в какой-то мере это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссий ученых-экономистов, ведущихся в печати, на конференциях, симпозиумах, а также методом единства логического и исторического. (Исследование всегда отправляется от исторически реальных факторов. Наблюдаются все происходящие изменения во времени. Сделанные абстрактно логические выводы постоянно сверяются, уточняются в соответствии с реальным протеканием исследуемых экономических процессов). При изучении фактов, выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
  Анализ - разложение, расчленение изучаемого объекта на составные части. Один из методов проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений.
  Синтез - изучение предмета в единстве и взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.
  Индукция - конструирование обобщающих умозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основе эмпирических наблюдений больших количеств изучаемых явлений.
  Дедукция - встречное, противоположное движение исследовательской мысли от общих научных выводов к частным явлениям с целью: 1) научной оценки; 2) углубления, уточнения, повышения качества общих научных выводов, законов.
 
   7. Экономические законы и категории.
 
Производственно-хозяйственной деятельности присущи объективные экономические законы.
  Экономические законы - внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости экономических отношений людей. Объективный характер экономических законов обусловлен такими обстоятельствами:
  1) производство жизненных благ осуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природы существующих независимо от воли и сознания людей;
  2) материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен веществ с природой; они не могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать объемами и видами производства.
  Экономические законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Это законы производственно-хозяйственной деятельности людей, общественных действий, и они имеют место только в человеческом обществе. Познавая экономические законы и осуществляя свою производственно-хозяйственная деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.
  Эконом. категории. Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономике науке являются экономические категории.
  Экономическая категория - научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических. явлений. Инструмент научного познания производственно-хозяйственных явлений и процессов; абстракция, отражающая в научном сознании действительные экономические отношения.
  Экономические категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.
 
8. Функции политэкономии.
 
Функции ПЭ. ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в производственно-хозяйственной экономической деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.
  ПЭ как одна из отраслей научного знания, выполняет:
  1) познавательную функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление научных знаний в области производственно-хозяйственной деятельности людей, а в целом - наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экономического развития общества, силой научного предвидения.
  2) методологическую. ПЭ изучает производственно-хозяйственные отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экономических наук. Это своего рода экономическая философия.
  3) практическую. ПЭ - теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы госуправления, фирмы определяют свои программные цели, экономическую стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экономического потенциала.
  4) идеологическую. ПЭ формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономики и политического мышления. В СССР ПЭ была чересчур заидеологизирована. Проявлялось это в навязывании общественному сознанию декларативных схе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.