Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культурология. Русский язык и культура речи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        
 

                 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА  РЕЧИ»  
 
 

                                                            Выполнил                                                                                        
                                                            Студент 1 курса
                                                            Группа ЗЭЭл-110
                                                            Специальность
                      «Электрооборудование  и
                                                             электрохозяйство  предприятий,
                                                             организаций и  учреждений»         
                                                            
                                                                                         Дата сдачи контрольной работы                                   
                                                                                          «_______» ___________  2010 г.
                                                                                           
                                                               Проверил(а)
                                                                                              

                                                               Отметка о зачете         

 


СОДЕРЖАНИЕ: 

     
    Культура  древних цивилизаций: Древняя Греция
    Культура речи. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты культуры речи.
    Упражнения
 

     
     1.КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 

      
                В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:  
эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),  
героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н.э.),  
архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),  
классический (V-ІV до н.э.),  
эллинистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта  (последняя третина ІV-І вв. до н.э.).

      Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях - минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период
       Крито-микенская культура — большой и яркий этап в развитии мировой культуры. Многие элементы ее оказали существенное влияние на последующее общественно-культурное развитие человечества. Рабовладельческие государства на Крите, в Микенах и других центрах Греции (Пилос, Тиринф и др.) были древнейшими классовыми обществами на территории Европы. Как показали новейшие исследования лингвистов, работающих над дешифровкой древних критских и пилосских письмен, написанных так называемым линейным письмом Б, носители крито-микенской культуры дали первые образцы письменности, донесшей до нас догомеровский греческий язык. Неизмерим вклад носителей крито-микенской культуры в сокровищницу мирового искусства.
     Гомеровский период 

     Период с XI по IX в. до н. э., следующий за эпохой падения крито-микенской цивилизации, именуют по-разному. Традиционно его называют гомеровским, поскольку поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются основным источником по данной эпохе. В последнее время в науке появился термин «предполисный период», акцентирующий внимание на условиях, которые привели к формированию главного феномена зарождающейся цивилизации – полиса. Этот период порой называют и «темными веками», потому что сведения об этой эпохе, по сравнению с данными о других этапах развития греческого общества, чрезвычайно скудны. 

     Сложный и противоречивый процесс культурного  развития Древней Греции в послемикенское время нельзя оценить однозначно. В области материальной культуры с внедрением железа во все сферы  хозяйственной и военной деятельности отмечается несомненный прогресс, который  нашел выражение в создании более  совершенных орудий труда, введении новых приемов в организацию  сельского хозяйства и новых  технологий в ремесленное производство. Наиболее наглядно это проявилось в  кузнечном ремесле, где использование  нового сырья – железной руды потребовало  значительного изменения традиционных способов обработки металлов, создания новых инструментов и оборудования. Если первоначально изделия из железа были лишь копиями бронзовых орудий труда и оружия, то впоследствии были найдены новые формы, использующие все преимущества железа.
     Однако  не все отрасли производства получили благоприятные возможности для  своего совершенствования. На развитие материальной культуры непосредственно влияло изменение структуры общества: исчезновение такого социального слоя, как дворцовая знать, уничтожение громоздких чиновничье-бюрократических структур при дворцах и утверждение более примитивного общественного устройства, опиравшегося на племенные и родовые организации. Многие ремесла, которые были непосредственно связаны с функционированием дворцовых служб, стали либо более примитивными (бронзолитейное дело, каменное строительство), либо вообще были утеряны (все виды монументального искусства, искусство фортификации, ювелирное дело). Камень в строительстве почти не применялся (стены возводили в основном из дерева, полом в доме служила плотно утрамбованная земля), а из бронзы делали только котлы и треножники.
     Исчезают  дворцы – исчезают и многие явления  духовной культуры. Наиболее наглядно это проявилось в утрате письменности ахейского общества (линейного письма Б). Времена глиняных табличек, из которых  составлялись собрания документов хозяйственной  отчетности дворцовой администрации, канули в Лету. Описанное Гомером  общество не знало грамоты. Знаки  письменности других народов предстают  для них непонятными, таинственными  и потому называются «зловещими знаками».
     Вместе  с микенскими дворцами осталось в  прошлом искусство настенных  росписей и вазописи, отражавшее живое  восприятие греками растительного  и животного мира. Художественное творчество этого периода выглядит довольно примитивным. Искусство опустилось до уровня простого ремесла. Изделия  украшают несложным геометрическим орнаментом, который не требует от работника таланта художника.
     Скульптура  в этот период представлена терракотовыми и бронзовыми статуэткамив основном предназначенными для культовых целей. Они наивны и схематичны: пропорции фигуры нарушены, лицо и тело переданы весьма условно. Создавались в это время и ксоаны – монументальные идолы. Это были грубо обработанные стволы дерева и большие куски камня с примитивно намеченными контурами головы и чертами лица.
     В «темные века», задолго до утверждения  «олимпийской» религии, впервые  наиболее полно отраженной в поэмах Гомера, возникает греческая языческая религияВ каждой общине имелся свой бог-покровитель, которого почитали как защитника от злых дел и враждебных помыслов людей и богов. На остальной территории Греции такой бог не считался всемогущим.Свою силу он должен был доказывать в борьбе с другими богами – покровителями соседних общин.
     Характерной чертой религиозных верований древних  греков в этот период являлся культ  предков, в котором важную роль играли погребальные церемонии и игры. Организация  поминальной церемонии мотивировалась священным долгом перед умершим, которого необходимо было похоронить с соблюдением всех норм, с тем чтобы он в загробной жизни ни в чем не нуждался. Кроме того, в случае гибели человека от руки убийцы долгом родственников было преследовать преступника до тех пор, пока смерть сородича не будет отомщена пролитием крови врага. Если этот порядок нарушить, то, по представлениям древних греков, обиженные духи будут преследовать родственников умершего, пока они не выполнят свой долг перед умершим и не совершат все религиозные обряды. В культе предков отчетливо выражена духовная атмосфера греческого общества в последний период существования первобытных отношений, когда формировались основные морально-этические нормы новой цивилизации. А культ местного бога-покровителя отражал то изолированное существование маленькой общины, которая должна была напрягать все силы, чтобы выжить в условиях постоянного противостояния враждебным силам природы и агрессивным нападкам соседей.
     Итак, гомеровский период – это, с одной  стороны, полный разрыв с традициями дворцовой жизни бронзового века, а с другой – реализация в новых  формах того огромного потенциала, который был накоплен греческим  обществом в прошлые периоды  истории. 

     Архаический период 

     Эпоха VIII—VI вв. до н. э. – это время наиболее интенсивного развития древнегреческой цивилизации. В течение этого периода перемены во всех областях жизни античной Греции – от экономики до культуры – были настолько масштабными и радикальными, что их совокупность часто называют архаической революциейМеняется весь облик греческого общества. Если к началу эпохи архаики это был традиционный, почти не прогрессирующий, немобильный, довольно простой по своей структуре социум, то к концу этой эпохи можно уже с полным правом говорить об обществе в высшей степени подвижном, сложном, в краткие по историческим меркам сроки догнавшем, а в ряде отношений даже обогнавшем в своем развитии страны Древнего Востока. На греческой земле снова складываются основы государственности. Но новые государственные образования принимают форму не дворцовых царств, как в микенскую эпоху, а полисов (государств античного типа в форме гражданской общины), что в дальнейшем обусловило специфику всей древнегреческой цивилизации.
     В результате ряда причин (далеко не все  из них до конца ясны ученым) в  Греции уже в первые века архаической  эпохи резко возросла численность  населения (это фиксируется археологическими данными, в частности количественным анализом погребений). Случился настоящий  демографический взрыв: за какой-нибудь век население Эллады увеличилось  в несколько раз. Нет сомнения, что значительный прирост населения  был следствием процессов, начавшихся в предыдущую, предполисную эпоху. Благодаря  отсутствию в этот период внешней  угрозы, постепенному, но неуклонному  росту благосостояния в результате внедрения во все сферы жизни  изделий из железа, греческому миру было даровано несколько столетий стабильной жизни.
     Развитие  полиса – нового социально-политического  феномена, гражданской общины, центром  которой был город, и распространение  полисного строя по всем регионам Средиземноморья вызвало радикальные  преобразования буквально во всех сферах жизни греческого общества. Особенно разительными были изменения в духовной сфере. Они знаменовали возникновение принципиально новой культуры. Практически одновременно с формированием полисного общества и его политических институтов возникают наука и философия, театр, художественная литература, происходят изменения в изобразительном искусстве и архитектуре. Все это способствует формированию новой системы ценностей, выражавшей богатый духовный мир гражданина античного общества. Эти изменения были настолько впечатляющими, что получили в науке название «греческое чудо».
     Отправной точкой для складывания культуры нового типа стало крушение микенского мира с его жестко регламентированной системой социально-культурных связей. Но многие культурные достижения, созданные  древними греками за тысячелетнюю историю  цивилизации бронзового века, не исчезли  бесследно. Они стали основой  для развития культуры античной Греции.
     В результате перехода от эпохи бронзы к железному веку были созданы  социально-экономические условия  для быстрого накопления общественного  богатства и появились возможности  для активной творческой деятельности каждого человека. Этому способствовало расположение Эллады в непосредственной близости к центрам древневосточных  цивилизаций, что позволило заимствовать многие достижения тысячелетней культуры Востока.
     Но, несомненно, главным событием этого  исторического периода явилась  «полисная революция». Складывание  типологически однородного полисного  мира на огромных просторах Средиземноморья привело к осознанию  культурной общности эллинов. Это давало возможность жителям любого полиса, оказавшимся в другом конце греческого мира, оставаться активными участниками культурного процесса.
     Полис предоставил своим гражданам  неизвестную до сих пор в истории  человечества свободу, которая обеспечивала каждому человеку условия для многогранного творческого проявления личности. Лучше всего известно, как были освобождены от обременительного регулирования жизни извне граждане афинского общества. По словам Фукидида, в Афинах «люди наслаждаются свободой и каждому дана возможность устроить свою жизнь независимо». Это привело к уменьшению религиозного влияния на повседневную жизнь греков и их художественное творчество, к повышению роли светских форм жизни граждан. За несколько столетий духовная культура эллинов прошла огромный путь от религиозно-мифологического мышления, пронизанного первобытными суевериями, к научному и философскому постижению окружающего мира, что способствовало появлению свободного от традиций и канонов (в отличие от египетского) изобразительного искусства.
     В архаическую эпоху произошло  окончательное оформление греческой  религии и мифологии. Мифы, корни  которых уходят еще в первобытную  эпоху, были неразрывно связаны с  древнейшими обрядами и представляли собой первую попытку человека в  художественно-образной форме осмыслить  окружающий мир, который он населял  множеством существ, обладающих сверхъестественной силой. Для древнего человека миф  выступал в качестве священной истории, которая в религиозно-фантастической форме объясняла происхождение  и развитие мира и человека. Греческая  мифология отличалась богатством сюжетов  и дошла до нас в изложении  поэтов, историков и философов, которые  придали мифам морально-этическое  звучание (именно это отличает греческую  мифологию от древневосточной).
     В эпоху архаики окончательно сформировалась система религиозных верований, получившая название олимпийской религиитак как, по представлению эллинов, боги обитали на горе Олимп в Северной Греции. Об олимпийских богах, их функциях, взаимоотношениях, нравах и обычаях рассказали миру Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» и Гесиод в «Теогонии».
     В архаическую эпоху строятся первые храмы – жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецыкоторые возглавляют религиозные церемонии и надзирают за храмовым имуществом. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин (как мужчина, так и женщина), пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей.
     В эпоху архаики греки перешли  от религиозно-мифологического восприятия мира к научному, философскому объяснению организации космоса. Этому способствовало бурное развитие полисного общества. Усиление роли гражданского коллектива, активная позиция гражданина в политической жизни, в формировании условий своего повседневного существования, его  энергичная экономическая деятельность и освоение всего средиземноморского региона – этот новый социальный опыт требовал адекватного осмысления. Оно могло быть успешным только на основе светского и рационального видения мира.
     Архаическая эпоха была уникальным периодом древнегреческой  истории. Всего за три века в Элладе появились совершенно новые, никогда  ранее не существовавшие типы цивилизации, социума и государственности. Отправной  точкой их возникновения является появление  полиса. Если в начале периода архаики  Греция была страной первобытных, слабо  развитых в экономическом, политическом и культурном отношениях крохотных  сельских общин, то к концу этого  периода она создала государственность и стала страной полисов. Цивилизация Древней Греции – это прежде всего полисная цивилизация. 

     Классическая  эпоха
     Классическая  эпоха, особенно ее первая половина, V в. до н. э., стала для Греции временем наивысшего расцвета античной цивилизации – полисного строя. Буквально во всех сферах жизни – политической, культурной, экономической – Эллада была лидером, что признавалось всеми ее средиземноморскими соседями. Однако перед тем, как достигнуть пика процветания, страна и народ должны были пройти, пожалуй, через самое серьезное испытание в своей истории. Не успело завершиться формирование основных структур древнегреческого общества – полисов, как над Элладой нависла страшная опасность, поставившая под вопрос само существование античной цивилизации. Эта угроза исходила от великой персидской державы.
     Греко-персидские войны продолжались почти полвека. Когда же они завершились, стало  очевидно, что греческий мир уже  во многом не тот, каким он был до этого вооруженного столкновения двух великих цивилизаций. Если в эпоху  архаики древнегреческая цивилизация  еще находились в стадии формирования, то новая, классическая эпоха становится временем расцвета полисной цивилизации  античной Греции. И катализатором  этого процесса послужило длительное противостояние культуре ВостокаОсмысляя мир в рамках ментальной оппозиции «мы – они», характерной для традиционных обществ, а в данном случае подкрепленной обстоятельствами внешнего характера, греки и сами начали осознавать уникальность собственного пути развития, свою «непохожесть» на остальных
     Войны с персами укрепили полисное самосознание эллинов. В их менталитете стали  преобладать такие черты, как  полисный коллективизм, патриотизм, чувство  собственного достоинства гражданина. В то же время индивидуалистические составляющие системы этических  ценностей были оттеснены на второй план: в борьбе за выживание они  оказались, бесспорно, не столь необходимыми, как коллективистские тенденции. Не случайно в V в. до н. э. греческая литература, искусство и т. д. обращены не к частному, а к общему, изображают не конкретную личность, а создают обобщенный образ идеального героя.
     В классическую эпоху греческая культура достигает своего наивысшего расцвета. Это было непосредственно связано  с окончательным оформлением  классического полиса. Центральной  фигурой античной цивилизации стал новый культурно-исторический тип человека –полноправный и свободный гражданин полисаноситель новой системы ценностей. Именно античный человек создал уникальную культуру, ставшую основой современной мировой культуры. Он создал величайшие образцы художественной и духовной культуры, отражавшей его богатый внутренний мир.
     Культура  эпохи классики стала итогом интеллектуального  развития общества периода архаики. Была разрушена сковывавшая человека традиция, благодаря чему высвободилась  огромная творческая энергия, которую  античный человек блестяще реализовал в создании памятников культуры, имеющих  мировое значение. Наиболее точным выражением этой «энергии» стали произведения искусства эпохи высокой классики, отличавшиеся красотой формы и ясностью содержания. В художественной и духовной культуре классической эпохи была найдена и выражена идеальная мера гармонии, ритма, эстетических и этических оценок. 

     Эпоха эллинизма 

     У истоков эпохи эллинизма стоит личность (и это впервые в античной истории) – македонский царь Александр Великий (правил в 336—323 гг. до н. э.). Короткая, но насыщенная бурными событиями жизнь Александра, без сомнения, уникальна. Далеко не каждому даже из великих исторических деятелей доводилось стать не просто основателем нового государства, но воистину творцом нового мира, новой социокультурной «вселенной». На долю Александра выпала именно такая судьба.
     Эпоха эллинизма стала временем наибольшего территориального распространения античной цивилизацииПосле походов Александра Македонского раздвинулись границы известного грекам и освоенного ими мира.
     Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III—I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. Пожалуй, исключением, единственной областью, упорно сопротивлявшейся процессам эллинизации, была Иудея
     Конечно, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны.
     Важным  фактором развития эллинистической  культуры было изменение политической ситуацииЖизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населенияно особенно это было характерно для «интеллигенции».
     Если  греческая культура прежних эпох была полисной, то в эпоху эллинизма  впервые можно говорить о складывании  единой мировой культуры 

     Заключение
     Достижения  античного общества легли в основу современной европейской цивилизации  и во многом предопределили пути ее развития. Полисная цивилизация выработала многие институты и категории, ставшие  основополагающими для современного общества.
     Среди достижений полисной цивилизации в  политической сфере центральное  место занимает понятие «гражданин»предполагающее наличие неотъемлемых прав и обязанностей каждого полноправного члена полиса. Непосредственно с понятием статуса гражданина связано понятие свободы как высшей личностной ценности, в том числе политической свободы, олицетворявшей условия полноправного существования гражданина. Именно в античной Греции был успешно реализован первый опыт демократического республиканского устройстваАнтичная демократия, обеспечившая самое широкое и прямое участие граждан в управлении государством, до сих пор остается для современной демократии недосягаемым идеалом.
     Огромен вклад античного общества и в мировую культуру. Культура греко-римской античности по праву получила название классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одной сферы культуры, на которую не повлияли бы плодотворные идеи древних греков. Античная культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом. И эти духовные ценности, ориентированные на повседневную норму поведения, получили свое выражение в памятниках совершенной художественной формы.
     Исповедуя языческую религию, древние греки  свое образное видение картины мира выразили в яркой мифологии. Греческие мифы стали неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен.
     Греки «подарили» человечеству и науку как отдельную и самостоятельную сферу духовного творчества. И более того, в каждой из отраслей знания: философии, истории, астрономии, геометрии, медицине др. – они заложили основы научного изучения мира.
     Греки создали большинство литературных жанров, стали основоположниками театра, а разработанные ими принципы ордерной архитектуры широко использовались в архитектурных стилях последующих эпох. Достижения античной цивилизации лежат в основе всей европейской культуры, и без обращения к великому наследию прошлого невозможно полноценное развитие современного общества. 
 

 


     2.Культура речи. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты культуры речи. 

     Умение  четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой  речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для  людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и  телевидения, менеджеров, журналистов.
     Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с  людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.
     Что такое культура речи? – Под культурой  речи понимается: 
– соблюдение этики общения; 
– владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах 
– умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

     Таким образом, культура речи содержит три  составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
      
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.