На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Региональные рынки

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Региональные  рынки
    Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
    Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
    Управление региональными рынками.
 
1. Сущность категории «Региональный  рынок».
Регион  может достичь наибольших результатов  при активном участии в территориальном  разделении труда и развитии на его  основе рациональных торгово-экономических  связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями  хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.
Региональный  рынок представляет собой территориальную  организацию сферы обращения, где  происходит согласование интересов  производителей и потребителей. Региональный рынок имеет открытый характер и  развитые экономические связи с  другими регионами страны и мира.
По своей  экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.
Развитый  региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций  и его закономерностей развития:
- общего  объема спроса и объема спроса  на отдельные группы и виды  товаров;
- структуры  спроса одноименных товаров различных  предприятий;
- сезонных  колебаний спроса по отдельным  товарам;
- требований  покупателей к качеству товаров.
Изучение  спроса дает информацию, позволяющую  прогнозировать емкость и структуры  рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии  производства и потребления товаров  и услуг.
Региональные  рынки неоднородны. Так, по территориальной  организации сферы обращения  можно выделить поселенческие рынки  в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.
Для каждого  вида рынков присущи соответствующие  инфраструктура с особенностями  размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы  товарообразования.
Потребность в товарах и услугах находится  в прямой зависимости от платежеспособного  спроса и развития непроизводственной сферы в регионе.
Платежеспособный  спрос населения характеризуется  суммой денежных ресурсов, которую  оно может направить на приобретение товаров и потребление платных  услуг. Структура платежеспособного  спроса в разных районах страны и  для различных социально-экономических  групп населения определяется характером развития производительных сил в  данном экономическом районе. Характерной  чертой развития регионального рынка  товаров и услуг является непрерывное  расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.
Региональные  рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
      потребительский рынок;
      рынок средств производства;
      финансовый рынок;
      рынок недвижимости;
      рынок труда;
      рынок информации.
Входящие  в систему региональные рынки  различного типа функционально связаны  взаимодействием субъектов рыночных отношений и элементов производительных сил, воспроизводство которых происходит под влиянием региональных факторов и предпосылок. Все региональные рынки взаимосвязаны и взаимодействуют  в интересах субъектов рыночных отношений. При этом формируются  предпосылки для регионального  воспроизводственного процесса. Взаимодействие региональных рынков осуществляется саморегулируемым механизмом региональных отношений и регулирующим вмешательством государства и региональных администраций.
Важнейшим элементом рыночной системы региона  является региональный потребительский  рынок.
Региональный  потребительский рынок представляет собой территориальную систему социально-экономических отношений в сфере обмена, обеспечивающую удовлетворение потребностей населения.
Региональный  потребительский рынок включает в себя три сегмента: рынок продовольственных  товаров, рынок непродовольственных  товаров, рынок потребительских  услуг.
Существенная  роль среди факторов, оказывающих  влияние на региональный потребительский  рынок, принадлежит социально-демографическим  и географическим сдвигам в структуре  населения, изменениям потребительских  предпочтений, изменениям в уровне и структуре цен, формированию новых  информационных технологий, появлению  новых форм торгового оборудования, технологий производства и реализации товаров.
С целью  максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат изготовителей  на разработку программ производства и реализации товаров осуществляется сегментация рынка — это выделение  относительно однородных групп потребителей с точки зрения их положительного отношения к производителям товаров. К основным критериям сегментации относятся:
    географический (величина региона, климатические условия, административное деление, удаленность от предприятий-производителей и т. п.);
    демографический (пол, возраст, размер и жизненный цикл семьи, количество детей и др.);
    социально-экономический (социальная и профессиональная принадлежность, уровень образования и доходов, национальность, религиозные убеждения и др.).
Все эти  критерии рассматриваются во взаимосвязи  и являются общими, объективными. Однако однородные с точки зрения этих критериев  потребители могут быть дифференцированы по их поведению на рынке.
К субъективным поведенческим критериям относятся:
      стиль жизни;
      личностные качества;
      мотивы и др.
Механизм  формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как  взаимодействие объективно действующих  факторов, явлений и процессов  в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров  и услуг, сложившихся на данной территории.
Функционирование  регионального потребительского рынка  определяется связями: между потребностями  населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией  доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной  формами потребления, и др.
Насыщенность  и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит  конечное потребление населения  региона.
Региональный  потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между  собой в едином процессе: потребности  населения региона – производство (предложение) – денежные доходы населения  – реализация (торговля) – потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в  роли заявок производству, ориентирует  его на определенный объем и структуру  производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.
Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу.
Региональные  регулирующие органы используют следующие  методы для воздействия на потребительский  рынок:
- прямое  директивное централизованное установление  цен и тарифов на продукцию  и услуги общероссийских монополистов;
- установление  федеральными и региональными  органами предельных посреднических  наценок вне зависимости от  числа посредников;
- снятие  любого вида преград для конкретного  ценообразования в немонополизированных  секторах экономики и т.д.
Субъектами  спроса на региональном потребительском  рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного  потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских  товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.
Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в области  сбыта товаров дополняется стимулированием  торгово-сбытовой деятельности, техническим  обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка  в целом.
Региональный  рынок средств производства представляет собой систему социально-экономических отношений в сфере обмена, обеспечивающую процесс производства орудиями и предметами труда и размещенную на определенной территории.
Субъектами  регионального рынка средств производства выступают производители орудий и предметов труда и потребители всех отраслей хозяйства, использующих эту продукцию в своем производственном процессе. При этом субъекты рынка могут быть расположены на территориях других регионов. Ресурсы этого рынка формируются преимущественно за счет межрегиональных экономических связей.
Соотношение спроса и предложения на региональном рынке средств производства находится под влиянием таких факторов, как фаза экономического цикла, пропорции экономического развития региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, изменения законодательства в данной области, платежеспособность потребителей средств производства, темпы научно-технического прогресса, степень развития межрегиональных связей, уровень интенсивности конкуренции и т. п.
К основным товарным группам регионального  рынка средств производства относятся:
      рынки топливно-энергетических ресурсов;
      рынки черных и цветных металлов;
      рынки леса и лесопродукции;
      рынки стройматериалов;
      рынки машиностроительной продукции, включающие: рынок
- станкостроительной  и станкоинструментальной продукции;
- рынок  сельскохозяйственных машин;
- рынок  продукции лесного и деревообрабатывающего  машиностроения и т.п.
Рынок средств производства регулируется государством с помощью административных и экономических методов.
К административным методам относятся:
    квотирование по отдельным видам продукции;
    ограничение масштабов и сфер деятельности отдельных производителей;
    прямое участие в деятельности предприятий;
    участие в формировании спроса на отдельные виды средств производства (госзаказы, субсидии и субвенции производителям средств производства).
К экономическим методам относятся:
    налоговое регулирование, регулирование цен на определенные виды средств производства;
    регулирование предложения и спроса на отдельные виды средств производства (льготы производителю, ускоренная амортизация, государственные гарантии под кредиты коммерческих банков, льготные условия на аренду и продажу объектов федеральной собственности, обеспечение свободного доступа к государственным патентам и другой научно-технической информации).
Региональный  финансовый рынок представляет собой  территориальную систему социально-экономических отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов.
Субъектами  регионального финансового рынка  выступают финансово-кредитные институты, посредники, хозяйствующие субъекты и физические лица, использующие финансовые ресурсы.
Этот  рынок состоит из взаимосвязанных  и взаимодействующих сегментов. Так, по признаку обслуживания движения основного и оборотного капитала выделяются региональный рынок краткосрочных кредитов (денежный рынок) и региональный рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов (рынок капиталов).
По признаку оформления отношений субъектов  регионального финансового рынка  выделяются рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг. В свою очередь, внутри регионального рынка ценных бумаг можно выделить рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.
По признаку возвратности финансово-кредитных  ресурсов рассматривают рынки возвратных ресурсов (кредиты, облигации, векселя, закладные и др.) и рынок невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады и т.п.).
Развитие  регионального финансового рынка  определяется экономической структурой и специализацией региона: соотношением отраслей, соотношением государственного и негосударственного сектора, удельным весом оборонного комплекса, предприятий по производству потребительских товаров, оптовой и розничной торговли и т.д.
Региональный  рынок недвижимости представляет собой систему социально-экономических отношений субъектов, обеспечивающих перераспределение объектов недвижимости территории (земель, производственных и непроизводственных зданий, сооружений и других объектов) между собственниками.
Особенностями недвижимости как товара являются:
    длительное функционирование как предмета личного потребления;
    физическая неподвижность и связь с землей; 
    сохранение в течение всего жизненного цикла своей натурально-вещественной формы;
    относительно высокая стоимость;
    ограниченность земельных ресурсов;
    значительная дифференциация потребителей;
    неоднородность: недвижимость различают по размеру, местоположению и т. п.
Региональный  рынок недвижимости делится на основные сегменты, каждый из которых имеет  свои особенности и развивается  относительно самостоятельно: рынок  земли и земельных участков, рынок  жилья, рынок нежилых помещений.
Ситуация  на рынке недвижимости зависит от многих факторов. Основными из них  являются:
    государственная и региональная политика по управлению недвижимым имуществом;
    политика приватизации государственного имущества;
    уровень развития инфраструктуры, обслуживающей рынок недвижимости;
    территориальные особенности: климатические условия, политическая стабильность, национальные традиции, криминогенная обстановка и др.
Особого внимания заслуживает региональный рынок жилья, поскольку выполняет  очень важную социальную функцию. Большое  значение для рынка жилья имеет  его местоположение. Покупатель жилья приобретает вместе с ним определенный набор характеристик местности: доступность к рабочим местам, магазинам, местам развлечений, которая в зависимости от положения может быть очень разной; обеспеченность общественными услугами: школы, пожарная команда, органы правопорядка и т. п.; качество окружающей среды: состояние воздуха, воды, уровень шума и др.; внешний вид: ландшафт, внешние характеристики домов и участков.
Принято разделять первичный и вторичный  рынки жилья. Под первичным рынком понимается рынок нового жилья, вводимого в эксплуатацию. Под вторичным рынком понимается рынок жилья, освобождающегося по разным причинам: приобретение жилья на первичном рынке, переезд на другое место жительства, смерть и т.п. В условиях сокращения объемов нового жилищного строительства, снижения численности населения в России в целом и во многих регионах и активных миграционных процессов роль вторичного рынка жилья все более возрастает. Основная часть жилья приобретается гражданами в последние годы именно на вторичном рынке.
Информационный  ресурс представляет собой совокупность информации, организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления и хранения информации.
Региональный  информационный рынок представляет собой сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другим его структурами посредством купли-продажи информационных ресурсов.
Основными элементами информационного рынка  являются информационные продукты (услуги), производители информационных продуктов  и услуг, информационные посредники, потребители информационных продуктов  и услуг (юридические и физические лица).
Субъектами  регионального информационного  рынка являются участники всех без  исключения региональных рынков, нуждающихся  в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные  специализированные институты по сбору  и обработке рыночно: информации (маркетинговые центры, рекламные  агентства, информационные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России, средства массовой информации и др.).
В настоящее  время развитие информационного  рынка идет по следующим направлениям:
    рынок информации (политической, финансовой, деловой, потребительской и др.);
    рынок сделок на основе компьютерных технологий — электронные сделки (банковские операции, системы электронной торгов ли и т. п.);
    рынок программного обеспечения;
    рынок электронных коммуникаций (электронная почта и передача данных).
 
2. Экономическое пространство и  конъюнктура рынка
Региональные  рынки формируются как открытая система, которая реагирует как  на внутреннюю, так и на внешнюю  экономическую, социальную, политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков и функционирования субъектов рыночных отношений находятся в зависимости от количественных и качественных характеристик экономического пространства. При этом следует различать внешнее и внутреннее экономическое пространство.
Внешнее экономическое пространство имеет решающее значение для функционирования всех субъектов региональной экономики. Оно двояко влияет на формирование производственно-экономических и финансовых связей региональных рынков и возможных взаимодействий с потенциальными партнерами. С одной стороны, внешнее пространство обеспечивает хозяйствующие субъекты необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами и тем самым создает основу нормального функционирования. С другой стороны, внешнее экономическое пространство выступает потенциальной средой реализации продукции и услуг, гарантируя возможность участия всех субъектов в рыночных отношениях как равноправных партнеров, соблюдающих нормы и правила рыночных отношений.
Внутреннее  экономическое пространство включает условия и предпосылки для  функционирования системы региональных рынков. К ним в первую очередь относятся расположенные на территории региона элементы экономического потенциала, составляющие материально-техническую основу регионального воспроизводственного процесса.
Эффективность функционирования экономического пространства зависит от емкости и структуры  потребления внутри региона и  характера и ассортимента производства.
Под воздействием научно-технического прогресса, развития территориального разделения труда, а  также в результате воздействия  других факторов на региональных рынках все чаще происходят структурные  изменения. Постоянно обновляется  и расширяется номенклатура товаров  и услуг, вместе с изменением технико-экономических  параметров меняются издержки производства и обращения, цены и тарифы на товары и услуги, процентные ставки по кредитам, валютные курсы и т.д. Инфляционные процессы приводят к резким колебаниям цен, изменению пропорций между товарной и денежной массой в обращении, меняются методы и формы торговли, фирменная структура и т.д. Изучение всех этих вопросов в комплексе дает представление о конъюнктуре региональных рынков.
Конъюнктура региональных рынков представляет собой  совокупность факторов и условий, определяющих развитие экономики региона или  какой-либо ее сферы. В связи с  этим различают общерегиональную рыночную конъюнктуру и конъюнктуру региональных товарных рынков. Первая определяет состояние на данный момент всей системы региональных рынков, функционирующей в рамках регионального воспроизводственного процесса. В рамках второй изучается не вся рыночная система, а текущие изменения и колебания в сфере производства и реализации отдельных товаров или товарных групп, включая внутрирегиональный и межрегиональный аспекты. Конъюнктура региональных рынков развивается не изолированно — она тесно связана с конъюнктурой общероссийского и мирового рынка.
Конъюнктура любого регионального рынка определяется, прежде всего, развитием экономики  региона, она формируется и развивается  под влиянием многих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.)
Все конъюнктурообразующие факторы делятся на контролируемые субъектом управления региональными рынками и неконтролируемые.
К контролируемым факторам относятся области принятия решений, находящиеся в компетенции высшего руководства. К таким решениям относятся:
    определение товарного ассортимента;
    регулирование объемов производства посредством государственных и региональных заказов, финансирования проектов, квотирования ввоза и вывоза товаров;
    определение ценовой политики;
    определение сбытовой политики;
    выбор стратегии;
    определение коммуникационной политики и др.
Многочисленные  контролируемые факторы формируются  под влиянием неконтролируемых и тесно взаимосвязаны.
Неконтролируемые  факторы — это условия, не определяемые органами власти, но влияющие на характер и время принимаемых решений  и в целом на степень успеха развития региона. Эти факторы можно только учитывать. Вся совокупность неконтролируемых факторов подразделяется на факторы макроуровня (мировые тенденции и условия конкретной страны) и факторы мезоуровня (условия рынка конкретного региона).
К основным макрофакторам относятся:
    экономический, который включает: фазу экономического цикла; уровень и структуру цен; банковские процентные ставки; характер распределения и перераспределения национального дохода; уровень реальных доходов; уровень инфляции и др.;
    научно-технический, который включает: уровень развития материально-технической базы рыночной инфраструктуры в стране; уровень механизации и автоматизации транспортно-складских процессов; уровень развития производственных и информационных технологий и т.п.;
    социалъно-демографический: количественный и качественный уровень обеспеченности страны и региона трудовыми ресурсами; численность, половозрастная структура населения, его размещение по территории; уровень образования; культурные традиции и др.;
    природно-климатический фактор предопределяет специфику производства и потребления, характера применяемых транспортных средств и т. п., включает: показатели температурного режима; состояние ландшафта; наличие природных ресурсов и др.;
    политический: стабильность политической власти; развитие нормативно-правовой базы и др.
К неконтролируемым факторам мезоуровня относится поведение потребителей и хозяйствующих субъектов региона.
Показатели  оценки состояния конъюнктуры регионального  рын-ка. Выбор системы показателей оценки состояния конъюнктуры ре-гионального рынка определяется целями конкретного исследования.
Состояние конъюнктуры региональных рынков может  быть оценено количественно с  помощью следующих показателей:
    сферы производства (объем и динамика производства в целом, размер инвестиций, данные о заказах в промышленности, уровень занятости, размеры фондов и ставок заработной платы);
    внутрирегиональной торговли (данные о розничной и оптовой торговле, платежеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит и т. п.);
    межрегиональных и внешнеэкономических связей (объемы, динамика, структура и географическое распределение межрегиональных связей, объемы экспорта и импорта, объемы грузовых перевозок);
    кредитно-денежного обращения (курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы).
Основной  характеристикой конъюнктуры регионального  рынка служит степень сбалансированности спроса и предложения, которая проявляется  в поведении цен, тенденциях продажи  товаров и услуг, скорости оборачиваемости  капиталов и т.д. Такая оценка позволяет диагностировать тип  конъюнктуры, характерный для различных  региональных рынков, которая может  быть благоприятной (высокой) или неблагоприятной (низкой).
При благоприятной  конъюнктуре складываются условия, облегчающие сбыт и продажу товаров, обеспечивающие рост прибыли, достигается  сбалансированность спроса с предложением, цены удерживаются на стабильном уровне, отмечается рост деловой активности.
Неблагоприятной конъюнктурой считается ситуация, характеризующаяся  отставанием спроса от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости  товаров, затруднениям в сбыте товаров, спаду деловой активности.
 
3. Регулирование региональных рынков
Рыночные  процессы на региональном уровне регулируются. Государственное регулирование процессов развития региональных рынков — это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям.
Содержание  государственного регулирования рыночных процессов на региональном уровне, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной  экономической политикой и, с  другой стороны, региональной экономической  политикой, учитывающей особенности  развития регионов различного типа.
Основными функциями управления региональными  рынками являются:
    аналитическая, которая подразумевает экономическую диагностику процессов развития региональных рынков и включает исследование общерегиональной конъюнктуры и конъюнктуры отдельных региональных рынков, исследование конкурентной среды региональных рынков, анализ институциональной структуры региональных рынков, исследование рыночной инфраструктуры региона, исследование структуры отдельных товарных рынков региона;
Экономическая диагностика региональных рынков представляет собой сбор, анализ и интерпретацию  данных о факторах развития социально-экономических  процессов в регионе и определение  их влияния на формирование и развитие региональных рынков.
Экономическая диагностика региональных рынков должна осуществляться исходя из следующих  принципов: системного подхода; комплексного подхода; систематического исследования; динамического подхода; учета научно-технического прогресса и структурных сдвигов; учета региональной специфики.
Основой экономической диагностики рыночных процессов в регионах являются конъюнктурные  исследования, которые включают в  себя текущие наблюдения, конъюнктурный  обзор, т. е. анализ причин исследуемых  факторов и конъюнктурный прогноз.
    функция организации и контроля, которая включает процесс построения органов управления региональными рынками, упорядочивание их взаимосвязей и информационных потоков, а также контроль над развитием отдельных региональных рынков и региональной экономики в целом;
    функция планирования, включающая разработку стратегических и тактических планов по развитию системы региональных рынков в целом и по отдельности;
    функция координации, предполагающая разработку различных, нормативов, квот, законов, программ; 
    функция мотивации, которая чаще всего выражается в предоставлении различных льгот хозяйствующим субъектам и в повышении; покупательской способности потребителей региональных рынков.
 
 
 
 
 
 
 
Региональные финансы
1. Сущность региональных финансов.
2. Региональный бюджет.
    Региональные внебюджетные фонды.
    Федеральные фонды развития регионов (федеральный фонд финансовой поддержки регионов, фонд регионального развития, фонд реформирования региональных финансов).
 
1. Сущность региональных финансов
Финансовая система страны в  целом занимается образованием, распределением и использованием денежных средств. Но для осуществления этих задач  государственные финансовые учреждения должны вступать в определенные финансовые отношения, касаются ли они отношений  с налогоплательщиками, лицами, получающими  пенсии, пособия по безработице и  другие виды социальной помощи, либо отношений  с предприятиями и корпорациями, финансово-валютных отношений с  иностранными государствами. Совокупность отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называется финансовыми отношениями. Именно они лежат в основе существующей финансовой системы. Политика же, проводимая финансовой  системой, получила название финансовой политики.
Главными элементами финансовой системы  являются государственный бюджет, бюджеты  субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того, в  финансовую систему включаются финансы  регионов, финансы административно-территориальных  единиц и финансы субъектов хозяйствования (предприятий и организаций).
Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства  являются региональные финансы. Региональные финансы — это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое  и социальное развитие территории
Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется  через функции: мобилизационную, распределительную  и контрольную.
Контрольная функция проявляется  лишь в процессах использования  хозяйствующими субъектами государственных средств.
Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
Распределительная функция связана  с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.
В России на сегодняшний день действует  трехуровневая бюджетная система  (федеральный, региональный и местный бюджеты).
2. Региональный бюджет
Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме законов  субъектов Российской Федерации.
В течение  финансового года органы представительной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к  увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней  бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие  бюджеты, компенсирующие увеличение расходов, снижение доходов.
Бюджет  должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается  на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития экономики и социальной сферы  на планируемый финансовый год и  предшествует составлению проекта  бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления  и рассмотрения проекта бюджета  должно вызывать соответствующее изменение  основных характеристик проекта  бюджета.
Доходы регионального бюджета  формируются за счет закрепленных и  регулирующих источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Закрепленные средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов, субсидий, специальных фондов (например, подоходный налог с населения - до 80%, прибыль предприятий - 30%), акцизы. НДС - 9.09 - 20%).
Нужно отметить, что значительная часть федерального и регионального  бюджетов формируется за счет налоговых  поступлений. Налоги — обязательные платежи предприятий и отдельных  лиц в государственный или  местный бюджеты. Более половины налоговых поступлений концентрируется  в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации  косвенных налогов (около 80%). Прямые же налоги концентрируются на региональном уровне - это подоходный налог с физических лиц (13%), налог на прибыль предприятий (28%), платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество (2% от среднегодовой стоимости имущества) и т. д.
Расходы региональных бюджетов предполагает обеспечение затрат на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание  общественного порядка (примерно 20%), затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации регионального регулирования структура расходной части может меняться.
Важным звеном финансовой системы  региона являются и финансовые ресурсы предприятий. Главным источником формирования средств предприятий является прибыль, которая образуется в результате их производственной деятельности. Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание под ведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Кроме того, предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия, поскольку региональные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами (реконструкция городских коммуникаций, долевое участие в строительстве и т. д.).
 
3. Региональные внебюджетные фонды
Особое финансовое звено образуют специальные региональные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Главная цель создания таких фондов - концентрация средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий.
Внебюджетный фонд — обособленная частъ финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.
В регионах формируются и действуют:
— территориальные подразделения  федеральных внебюджетных фондов;
— региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;
— внебюджетные фонды муниципальных  образований.
Такие фонды создаются на основании  решений региональных представительских  органов. В соответствии с их решением исполнительные органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из представителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций.
Структура доходов и расходов каждого бюджетного фонда устанавливается в Положении  о фонде, а их сумма определяется в региональном бюджете. Формирование доходов и расходование денежных средств внебюджетного фонда  ведется в соответствии с региональным законом о бюджете такого фонда, где фиксируется структура доходов  и расходов. Такие бюджеты составляются органами управления фондом и представляются на утверждение региональной администрацией одновременно с проектом закона о  бюджете региона.
Доходы фонда складываются из добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций; доходов  от местных аукционов, денежно-вещевых  лотерей, ярмарок.
Коллегиальный орган принимает  решение об использовании средств  фонда.
Ресурсы фонда используются: на строительство  центров культуры и досуга населения, развитие производственной, социальной, экологической, рыночной инфраструктуры, общественного транспорта и т. д. Ресурсы фонда также могут  использоваться региональными органами власти в экстренных ситуациях и  выполнять роль резерва для маневрирования средствами в своих целях.
Из средств  бюджетных и внебюджетных фондов могут выдаваться ссуды в порядке  и на условиях, определяемых законом  о региональном бюджете. В законодательном  акте о бюджете внебюджетного  фонда предусматривается предельная сумма средств выделяемых на возвратной основе, а также условия их предоставления.
Временно  свободные средства внебюджетных фондов в порядке и на условиях, предусмотренных  региональным законодательством, могут  размещаться в активы, приносящие доход. В законодательном порядке  может быть определен норматив страхового запаса. Остатки на счетах внебюджетных фондов в банках не должны быть ниже установленного страхового запаса.
4. Федеральные фонды развития регионов
В настоящее  время финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется  из пяти фондов:
    Фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
    Фонда компенсаций; 
    Фонда софинансирования социальных расходов;
    Фонда регионального развития;
Фонд финансовой поддержки субъектов  РФ создается и распределяется с целью выравнивания возможностей консолидированных бюджетов регионов финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы, а также создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на региональном и местном уровнях.
Средства  фонда (трансферты) распределяются на основе сопоставления бюджетной  обеспеченности субъектов РФ, измеренной величиной приведенных к сопоставимым условиям удельных (в расчете на душу населения) валовых налоговых  ресурсов.
Распределение трансфертов проводится в два  этапа, исходя из необходимости создания стимулов для развития собственной  налоговой базы региона (первый этап) и поддержания минимального гарантированного уровня бюджетной обеспеченности (второй этап).
Первая  часть Фонда финансовой поддержки  регионов (ФФПР) распределяется между  субъектами РФ, для которых приведенные  к сопоставимому виду удельные валовые  налоговые ресурсы (ВНР) не превышают  среднего по России показателя, пропорционально  отклонению удельных ВНР от среднего по субъектам РФ уровня и рассчитывается по формуле:
 
                                                     w х  ФФПР  х  Di
Т1   =  --------------------------,
                                                                 D
 
где w — доля первой части ФФРП в общем объеме ФФРП; ФФРП — общий объем ФФРП (без учета трансфертов Чеченской республике); Di — объем средств, необходимый для доведения приведенных удельных ВНР по данному субъекту федерации до среднего по Российской Федерации уровня (Di > 0); Di — суммарный объем средств, необходимый для доведения приведенных удельных ВНР до среднего по Российской Федерации уровня.
Вторая  часть Фонда финансовой поддержки  регионов распределяется таким образом, чтобы довести приведенные к  сопоставимому виду удельные ВНР (после  распределения первой части ФФПР) до одного и того же, максимально  возможного при заданном объеме ФФПР, уровня и рассчитывается по формуле:
 
                                             (а  х  ИНПi  +  t1)
Т2   =   ?х  -  -------------------------)   х  ИБРi  х Ni
                                                      ИБРi
 
где х — уровень, до которого может быть проведено повышение удельных приведенных ВНР при заданном объеме второй части ФФПР (определяется расчетно); а — средний по субъектам РФ уровень налоговых доходов на душу населения, прогнозируемый на 2001 год; ИНПi, — индекс налогового потенциала для данного региона; t1 — первая часть трансферта данному региону в расчете на душу населения; ИБРi — индекс бюджетных расходов для данного региона; Ni — численность населения данного региона (без ЗАТО и г. Сочи).
Итоговый  трансферт субъекту Федерации из Фонда финансовой поддержки регионов определяется суммированием первой и второй части трансферта.
Второй  базовый элемент системы финансовой поддержки регионов — Фонд компенсаций, созданный в 2001 году, формируется и распределяется с целью обеспечения равных возможностей финансирования из консолидированных бюджетов регионов расходов на реализацию социальных федеральных законов «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Формирование  в составе федерального бюджета  Фонда компенсаций означает использование  новой схемы целевого финансирования этих законов. Распределение субвенций  фонда между всеми без исключения регионами, вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности, пропорционально  численности соответствующих категорий  населения.
Средства (субвенции) Фонда компенсаций на выплату пособий гражданам, имеющим  детей, рассчитываются по формуле:
 
Sд   =   Регион   х   (Di1 H1+ Di2 H2 + Di3 H3)  x  (1 + pi  1,83%),
где Sд — объем субвенций i-му субъекту РФ на выплату пособий гражданам, имеющим детей; Регион — средневзвешенный по численности населения городов и районов районный коэффициент к заработной плате в i-ом субъекте РФ (без надбавок); Di1 — число детей в семьях со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в i-ом субъекте РФ (кроме детей, на которых установлен повышенный размер пособия); Di2 — число детей одиноких матерей, имеющих право на получение пособия (с доходами ниже прожиточного минимума), в i-ом субъекте РФ; Di3 — число детей военнослужащих по призыву и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, имеющих право на получение пособия, в i-ом субъекте РФ; H1 — базовый (минимальный) размер пособия на 1 ребенка в месяц; H2 — размер пособия на 1 ребенка одиноким матерям в месяц; H3 — размер пособия на 1 ребенка военнослужащих по призыву и на 1 ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, в месяц; p — доля расходов на выплату пособий, доставка которых осуществляется по почте, в общей сумме расходов на выплату пособий в i-ом субъекте РФ (максимальная стоимость доставки — 1,83% от размера пособия).
Средства (субсидии) Фонда компенсаций РФ на реализацию федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в части, подлежащей финансированию из консолидированных бюджетов субъектов  РФ, рассчитываются по формуле:
 
Sin   =   Ri  Vуд y,
 
где Sin - объем средств i-му субъекту РФ на реализацию вышеназванного федерального закона; Ri — число лиц, подпадающих под действие указанного закона, в i-ом субъекте РФ; Vуд — коэффициент удорожания стоимости условной единицы бюджетных услуг для i-го субъекта РФ; у — максимально гарантированный объем расходов на реализацию указанного закона в расчете на 1 инвалида (руб., в год), исходя из общего объема субсидий и с учетом региональных коэффициентов удорожания бюджетных услуг.
Общий объем  средств (субвенций) Фонда компенсаций  данному региону определяется путем  суммирования субвенций на выплату  пособий на детей и реализацию федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Промежуточное положение между Фондом финансовой поддержки регионов (выравнивание обеспеченности по «собственным» расходам регионов) и Фондом компенсаций (финансирование федеральных мандатов) занимает Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР).
Фонд  создан в 2002 г. для стимулирования субъектов федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг.
Средства (субсидии) Фонда должны распределяться между всеми без исключения регионами  для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.
Финансовая  помощь регионам на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру сосредоточена  в рамках Фонда регионального  развития). Сущность Фонда — объединить средства распыленные по многочисленным федеральным и региональным инвестиционным программам и предназначенные для финансирования социальной инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры, необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством РФ. Его цель — предоставление (на конкурсной основе) инвестиционных субсидий на развитие региональной производственной и социальной инфраструктуры.
Общими  принципами распределения субсидий Фонда являются:
    целевая поддержка капитальных вложений в общественную инфраструктуру;
    софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов РФ (обратно пропорционально уровню бюджетной обеспеченности); 
    определение долгосрочных квот субъектов федерации на основе формализованной методики и объективных критериев;
    соблюдение регионами федеральных стандартов инвестиционного процесса.
Распределение средств финансирования инвестиционных программ по развитию социальной инфраструктуры производится, исходя из показателей  фактической и нормативной обеспеченности регионов социальной инфраструктурой; оценки усредненной стоимости единицы  учета в объеме капитальных вложений индексов бюджетных расходов регионов и налогового потенциала регионов.
Выделение средств из федерального бюджета  осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта (программы) из бюджетов регионов и других источников финансирования. В противном случае выделение  средств из федерального бюджета  запрещено.
Распределение средств для финансирования инвестиционных программ по развитию производственной инфраструктуры, предназначенной для выполнения социальных задач, производится, исходя из нормативов и фактического потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, показателей обеспеченности теплоэнергией, как совокупный показатель, характеризующий состояние производственной инфраструктуры, предназначенной для выполнения социальных задач; индексов бюджетных расходов регионов и налогового потенциала регионов.
Обязательным  условием для получения финансовых средств ФРР является разработка органами власти регионов плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации.
 
Региональные  рынки труда
    Понятие рынка труда, его особенности.
    Дифференциация региональных рынков труда.
    Государственное регулирование рынка труда.
 
      Понятие рынка труда, его особенности
Рынок труда  представляет собой систему, в которой  взаимодействуют работодатели и  владельцы рабочей силы. Здесь  происходит стоимостная оценка труда, формируются объем и структура  спроса на рабочую силу и ее предложения. Условия рынка труда — существование  товарного рынка и денег, а  также наличие свободного наемного рабочего — продавца рабочей силы.. Рынок труда предполагает:
    экономическую свободу работодателей и работников;
    гибкую систему оплаты труда, которая отражает спрос и предложение рабочей силы по количеству и качеству;
    свободное перемещение рабочей силы, предполагающее профессиональную мобильность, т.е. переквалификацию в соответствии с изменением потребностей общества в отдельных профессиях; миграционную мобильность, т.е. смену места работы, места жительства; расширение сферы трудовой деятельности за рамки основной профессии.
Главными  элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, конкуренция между наемными работниками (за лучшие рабочие места), между работодателями (за лучших работников), между наемными работниками и работодателями (при заключении тарифных соглашений об условиях труда, его оплате и т.д.). Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных соответствующими средствами производства, денежными ресурсами и жизненными средствами. Предложение рабочей силы — это число работников, которые желают и могут предложить свои способности на рынке труда.
Границы рынка труда зависят от совокупного  спроса на рабочую силу и общего объема ее предложения, т.е. в состав субъектов рынка труда входят как лица, ищущие работу, так и  имеющие оплачиваемую занятость.
Специфика российского рынка труда обусловлена, с одной стороны, теми диспропорциями в сфере труда, которые достались от планово-распределительной системы, а также добавились новые диспропорции при переходе к рыночной экономике.
Рынку труда  в России присущи следующие основные характеристики:
    сокращение численности экономически активного населения;
    сдвиг в структуре занятости по отраслям - ее перераспределение в сферу услуг;
    изменение распределения занятого населения по секторам экономики - в направлении сокращения доли государственного сектора и увеличении частного сектора;
    высокая концентрация занятости на крупных и средних предприятиях;
    низкая эластичность снижения численности занятых, по сравнению с падением объемов производства в отраслях и ВВП в целом;
    гипертрофированное развитие скрытой части рынка труда, состоящее из скрытой безработицы и скрытой занятости (неформальной). Неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом рынка труда, заметно влияющим на занятость;
    несоответствие роста и дифференциации реальной начисленной зарплаты росту и дифференциации производительности труда, фактически отсутствие влияния оплаты труда на повышение эффективности его использования;
    резкая дифференциация показателей занятости и рынка труда по регионам.
Все это  обусловливает специфику механизма  регулирования рынка труда и  необходимость активного вмешательства  государства в его функционирование. В узком смысле механизм регулирования  рынка труда — это свод нормативных  актов законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. В широком смысле механизм регулирования охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда.
 
2. Дифференциация региональных рынков труда
Региональный рынок труда - пространство в рамках субъекта Федерации, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны работодателей, включая и государство) и предложения (со стороны временно незанятых людей).
По оценке специалистов в области экономики  труда, значительно возросла дифференциация региональных рынков труда. Наиболее низкий уровень общей безработицы (4—6%) отмечен в следующих регионах: Москва, Татарстан, Башкортостан, Тульская, Тюменская, Самарская, Воронежская  области. В 39 регионах уровень безработицы  заметно превышал среднероссийский уровень, причем в некоторых (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия и др.) — в 4—5 раз.
В каждом регионе рынок труда формируется  под влиянием проводимой в нем  политики, сложившихся социальных, культурных, трудовых традиций. Регионы  с напряженной ситуацией на рынке  труда характеризуются сильным  разбросом значений макроэкономических и социальных показателей, а для  регионов, в которых состояние  рынка труда близко к критическому, трудно прогнозировать его развитие только на основе этих показателей.
Рассматривая  региональный рынок труда, как правило анализируют численность постоянного населения в трудоспособном возрасте. По данным Госкомстата, численность постоянного населения России в трудоспособном возрасте составляет более 82 млн. чел. (56% от общей численности населения).
По отдельным  регионам России показатель доли трудоспособного  населения в общей численности  характеризуется так:
— I группа регионов (с удельным весом постоянного  населения в общей численности  более 65%); Магаданская и Камчатская области; Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа; всего 5 регионов.
— II группа (от 60,1 до 65,0%): Сахалинская, Амурская, Тюменская, Томская, Мурманская области, республики Коми, Саха (Якутия); Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Ненецкий округа; Хабаровский, Приморский края; всего 12 регионов.
— III группа (от 55,1 до 60,0%): республики Карелия, Марий  Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Татарстан, Ингушетия, Удмуртия, Бурятия, Хакасия; Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края; Кемеровская, Новосибирская. Омская, Иркутская, Читинская, Калининградская, Челябинская, Свердловская, Пермская, Оренбургская, Курганская, Ростовская, Ульяновская, Саратовская, Самарская, Пензенская, Волгоградская, Астраханская, Липецкая, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Московская, Орловская, Смоленская, Ярославская, Кировская, Новгородская области; Еврейская автономная область; города Москва и Санкт-Петербург; всего 50 регионов.
— IV группа (от 50,1 до 55,0%): Псковская, Брянская, Костромская, Рязанская, Тверская, Тульская, Белгородская, Воронежская, Курская, Тамбовская области; Коми-Пермяцкий и Агинский Бурятский автономные округа, республики Адыгея, Дагестан, Чеченская, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия — Алания, Башкортостан, Алтай; всего 20 регионов.
Менее 50% составляет доля постоянного населения  в трудоспособном возрасте к общей  численности в одном регионе: Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.
Анализируя  эти данные, нетрудно заметить, что  наибольший удельный вес постоянное население в трудоспособном возрасте составляет в дальневосточных и  северных регионах — Магаданской, Камчатской, Сахалинской, Мурманской областях, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском, Корякском  автономных округах, т. е. там, где низкий естественный прирост, ниже среднероссийской доля лиц пенсионного возраста. Иная картина в южных регионах — на Северном Кавказе и в Центральном Черноземье.
 
3. Государственное регулирование  рынка труда
Для осуществления  регулирующих функций на рынке труда  в стране создана система специализированных органов, состоящая из трех уровней  — федерального, регионального и  местного. На федеральном уровне регулирующие функции выполняют Министерство труда и социального развития РФ, на региональном и местном уровнях  — соответствующие структурные  подразделения региональных и местных  администраций (департаменты, комитеты, управления, отделы труда и занятости  и др.). Распространенными органами в регионах страны стали биржи  труда, центры занятости. Государственное  регулирование занятости требует  значительных затрат ресурсов, прежде всего финансовых. С этой целью в стране был создан Государственный фонд занятости населения РФ, состоящий из федеральной и территориальной частей. Средства фонда формируются за счет страховых взносов работодателей, из которых 20% передаются в распоряжение федеральных органов и 80% — в распоряжение территориальных (региональных и местных).
Механизм  государственного регулирования занятости  и труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:
• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
• организационные  методы: создание службы занятости  и трудоустройства, информационной системы, государственной системы  профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
• административно-законодательные  методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности  рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению  занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни, определение минимальной  почасовой ставки оплаты труда и  др.
Законодательные меры должны предусматривать такие  ограничения социального расслоения общества, особенно в переходный период. При этом важно обеспечить оптимальное  сочетание в государственном  регулировании косвенного и прямого  влияния.
Меры  косвенного влияния направлены на изменение  условий хозяйствования, предполагают использование макроэкономических рычагов, охватывают широкие слои населения, воздействуют, как правило, на условия  регулирования спроса на труд.
Меры  прямого, непосредственного влияния  осуществляются посредством государственных  программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют селективную направленность, воздействуют в основном на динамику предложения труда.
Меры  государственной политики могут  быть дифференцированы также следующим  образом:
•пассивная  политика занятости, сводящаяся в основном к содействию в заполнении вакантных  рабочих мест и выплате пособий  по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов  занятости;
•активная политика занятости, осуществляемая с  помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.
Одним из наиболее важных путей воздействия  на состояние занятости является всестороннее развитие масштабов переподготовки высвобождаемой рабочей силы, соответствующей  структуре высвобождаемых рабочих  мест. Стратегия эффективной занятости  должна строиться не только и не столько на мерах по сдерживанию  социально-опасного уровня безработицы, сколько на проведении активной политики на рынке труда. В числе этих мер - повышение профессионально-квалификационного  уровня рабочей силы, стимулирование трудовой и предпринимательской  активности, развитие малого и среднего бизнеса и т.д. Немаловажную роль играет также эффективная оплата труда, стимулирующая трудовую мотивацию. В связи с этим регулирование занятости требует немалых затрат.
 
Дифференциация  экономического пространства РФ
1. Причины и факторы дифференциации  уровня социально-экономического  развития регионов.
2. Типология проблемных регионов.
3. Характеристика проблемных регионов.
4. Межрегиональное выравнивание: цели  и пути устранения ассиметрий в социально-экономическом развитии регионов.
 
    Причины и факторы дифференциации уровня социально-экономического развития регионов.
Трансформационный период 90-х годов во многом стал переломным для российских регионов по ряду причин:
    Формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР
    Переход от административно-командной экономики к экономике рыночного типа
    Открытие национальной экономики для внешнего рынка
    Длительный экономический кризис
    Кардинальное изменение политических и экономических отношений между центром и регионами.
Рассмотрим  подробнее влияние каждый из перечисленных пунктов.
1.1 Формирование  нового геополитического и экономического  пространства после распада СССР. Распад СССР радикально изменил геополитическое и геоэкономическое положение России в Евразии. Новые государства (республики бывшего СССР) отделили Россию от непосредственного соседства с Центральной и Западной Европой и Ближним Востоком. Страна лишилась большинства портов на Черном, Балтийском морях и ряда железнодорожных, автомобильных и трубопроводных коммуникаций международного значения. Нарушились экономические связи российских регионов с республиками бывшего СССР и появилась необходимость их замещения собственным производством или связями с дальним зарубежьем. Образовались пробелы в минерально-сырьевой базе (отсутствие достаточных запасов марганцевых, титановых, хромитовых руд).
Возникли  новые приграничные регионы (26 субъектов  Федерации) с их специфическими инфрастуктурными, производственными, гуманитарными проблемами. В Россию хлынул поток преимущественно русскоязычных вынужденных переселенцев и беженцев.
1.2. Переход  от административно-командной экономики  к экономике рыночного типа. Быстрый переход от административно-командной к рыночной экономике всегда приводит к социально-экономическим потрясениям. В России данный переходный процесс усложняется из-за неоднородности ее экономического пространства, сильных различий регионов по возможностям адаптации к рыночным условиям.
Особенно  уязвимыми в условиях трансформационного периода оказались три группы регионов.
К первой группе относятся регионы, ставшие  нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или  внезапно потерявших спрос на свою продукцию (такими являются регионы, насыщенные предприятиями ВПК и инвестиционного  машиностроения, лишившиеся госзаказов, промышленные районы с предприятиями, производившими потребительские товары, ставшие неконкурентоспособными на свободном рынке).
Вторую  группу образуют периферийные регионы. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению  с ценами на производимую продукцию, вследствие чего стали неэффективными транспортно-экономические связи  с внутренними регионами страны.
К третьей  группе относятся регионы, ранее  получавшие из федерального бюджета  значительные субсидии и дотации  и лишившиеся в новых условиях этих источников финансирования (например, многие северные регионы).
Ряд регионов может одновременно входить в  две или три вышеназванные  группы. Их общим свойством являются ограниченные возможности саморегулирования  и саморазвития в рыночной среде.
1.3. Открытие  национальной экономики для внешнего  рынка. Либерализация внешнеэкономической деятельности, несомненно, ускорила рыночные преобразования и позволила активнее использовать преимущества международного разделения труда. Регионы стали напрямую выходить на мировые товарные и финансовые рынки, привлекать иностранные инвестиции для модернизации экономики. Однако последствия либерализация существенно дифференцируются.
Выигрывают  от либерализации преимущественно  регионы - экспортеры продукции, пользующейся устойчивым внешним спросом (нефти, газа, цветных металлов, алмазов), а  также крупные торгово-посреднические и финансовые центры (Москва, некоторые  крупнейшие города РФ). В тоже время, в трудное положение попали регионы, концентрировавшие производства, не выдерживающие конкуренции с  импортируемой продукции или  сильно зависящие от дорого импортного сырья (например, текстильные районы европейского Центра).
1.4. Длительный  экономический кризис. Экономический  кризис 90-х годов охватил все  регионы России. Его основными признаками стали падение производства и инвестиций, сжатие внутреннего рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного долга. Наибольший спад производства наблюдался в регионах, которые концентрируют военную промышленность (потеря госзаказа), инвестиционное машиностроение и производственные базы строительства (инвестиционный кризис), легкую промышленность (внешняя конкуренция и потеря покупательского спроса).
Инфляционный  взрыв в начале 1992 г. нанес максимальный ущерб экономике регионов, вынужденных иметь более значительные оборотные средства (из-за концентрации производств с длительным циклом и сезонного завоза грузов) и населению регионов с более высокими денежными накоплениями (Север и Дальний Восток).
5. Кардинальное  изменение политических и экономических  отношений между центром и  регионами. Формирование новых экономических отношений в России сочетается с переходом от прежнего высоко централизованного государства к системе реального федерализма. Этот этап проходит через многочисленные коллизии в отношениях между центром и регионами, в том числе в экономической сфере: распределение налогов, государственной собственности, финансовых трансфертов, природных ресурсов и т.д. Процесс разделения предметов ведения между федеральной власть, субъектами федерации и местным самоуправлением пока не смог преодолеть правовую асимметрию (неравные права субъектов РФ: республик, краев, областей, автономных округов) и сопровождается нарушениями иерархии законов, вспышками сепаратизма, межэтническими конфликтами.
Огромные  различия между регионами и напряженные  отношения с центром, появление  многих проблемных регионов, дезинтеграция  экономического пространства - все  это в значительной степени определяет неповторимое лицо современной России. Региональное многообразие исключает  для России возможность перенесения  опыта какой-либо одной страны или  использования какой-либо одной  из апробированных в мировой практике моделей переходной экономики.
Рост  дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, наблюдаемый практически  по всем статистическим показателям, стал одним из результатов рыночных реформ в российской экономике. Процесс  рыночных преобразований повлек за собой  разные темпы экономического спада, а затем роста экономики регионов. Рыночные реформы увеличили дифференциацию российских регионов по всем статистическим показателям.
Диспропорции  в распределении экономического потенциала по регионам России проявляются  и в том, что отдельные регионы  оказались как бы в привилегированном  положении: их территории располагают  значительными сырьевыми ресурсами, соответственно бюджеты имеют более  устойчивую доходную базу. Другие регионы  оказались в бедственном положении  из-за резкого спада промышленного  производства. Таким образом, к факторам, оказывающим значительное влияние  на социально-экономическую ситуацию в регионах России, относятся:
    географическое положение;
    природно-климатические условия;
    природно-ресурсный потенциал;
    демографический потенциал и структура населения;
    структура и специализация хозяйства;
    финансовая обеспеченность;
    уровень социально-экономического развития региона.
 
2. Типология проблемных регионов
Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического и социального развития, включает множество больших и малых  территорий с различными аномалиями. Каждый российский регион имеет свой набор проблем, однако далеко не каждый из них следует относить к числу  проблемных. В теории региональной экономики лишь особые территории называют проблемными регионами.
Проблемные  регионы. Проблемный регион — это  территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические  проблемы или реализовать свой высокий  потенциал и поэтому требует  активной поддержки со стороны государства.
Основными качественными признаками проблемных регионов являются:
    особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию;
    наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики;
    особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;
    недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.
Специалистами различных научных институтов регионального  профиля разработано достаточно большое количество классификаций (типологий) регионов, однако наибольшее распространение получили региональные типологии, предложенные Советом по изучению производительных сил (СОПС), которые ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной политики. Основная типология имеет три  измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и  природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка  и т. п.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных  типа проблемных регионов в современной  России, по отношению к которым  целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые (слаборазвитые), депрессивные и кризисные.
Отсталые (слаборазвитые) регионы - имеющие традиционно  низкий уровень жизни по сравнению  с основной массой регионов страны.
Депрессивные  регионы - территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать  условия и стимулы развития
Кризисные регионы - территории, подвергшиеся разрушительному  воздействию природных или техногенных  катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые  социальные и политические деформации.
 
3. Характеристика проблемных регионов
Отсталые (слаборазвитые) регионы. Понятие отсталости региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны.
Характерными  чертами развития слаборазвитых  регионов являются:
    Состояние длительного застоя
    Низкая интенсивность хозяйственной деятельности
    Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики
    Слабый научно-технический потенциал
    Низко развитая социальная сфера.
На сегодня, к данной категории регионов можно  отнести следующие регионы:
    Большинство республик Северного кавказа
    Республики и автономные округа юга Сибири
    Республика Марий Эл
    Республика Калмыкия.
Если  несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно  отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.
В ряде регионов, относимых к этой группе, социально-экономическая  ситуация отягощается политическими, этническими, криминальными, экологическими проблемами. Для выделения отсталых регионов применяется ряд количественных критериев. Однако окончательное решение  о придании тому или иному региону  статуса «отсталого» должно быть политическим.
К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (таблица 1).
Целью государственной  региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского  уровня. При этом даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые  могут стать основой для вывода на новый уровень развития.
Так, потенциальными конкурентными преимуществами республик  Северного Кавказа являются:
    Выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним востоком, транзита между Каспийским и Черным морями
    Курортно-рекреационный комплекс
    Нефтяные месторождения на шельфе каспийского моря
    Возможность добычи вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья
    Подземные термальные воды, являющиеся ресурсом для развития местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.
Таблица 1
Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми  регионами
Ежегодный темп прироста среднероссийского  ВРП на душу населения = 3%
  Ежегодный темп прироста регионального
ВРП на душу населения = 4%
Ежегодный темп прироста регионального
ВРП на душу населения = 10%
Дагестан
158
24
Ингушетия
139
21
Калмыкия
125
19
Северная 
Осетия
113
17
Тыва
110
17
Адыгея
95
14
Кабардино-Балкария
94
14

 
Перспективными  направлениями для развития отсталых анклавов Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов могли бы стать:
    Преодоление общего экономического кризиса
    Увеличение спроса на профилирующую продукцию проблемных регионов (особенно сельского хозяйства)
    Усиление мобильности трудовых ресурсов (рассасыванием безработицы).
Перспективными  направлениями для развития регионов южной Сибири могли бы стать:
      Восстановление традиционных отраслей хозяйственной деятельности
      Улучшение транспортной доступности
      Развитие курортно-рекреационных зон
      Развитие собственной энергетики
      Производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
Государство может оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых  налоговых и кредитных льгот  и преференций, селективного дотирования  предприятий, обеспечивающих минимальную  занятость, и т. п. Однако масштабы такой  экономической поддержки в ближайшие  годы не могут быть значительными  и достаточными, учитывая ограниченность финансовых ресурсов.
Поэтому пока главный путь — это саморазвитие регионов на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.
Депрессивные  регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом. В этом должно быть заинтересовано и само государство, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений в масштабах всей страны. Типичным примером можно считать резкие повороты в развитии реформ после выступлений населения шахтерских поселков в 1991-1992 гг.
Отличительными признаками депрессивных регионов являются:
    Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала
    Значительная доля промышленности в структуре экономики
    Относительно высокий уровень квалификации кадров.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.