На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Виды общения. Уровни общения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
Новосибирский государственный аграрный университет
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность «Государственное и муниципальное  управление» 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Психология»
Тема: «Виды  общения. Уровни общения» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка  8101 гр.
Афанасьева  Т.А.
Проверил: Марусова Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...4
Категория общения в психологической науке…………………………………..5
Виды  общения……………………………………………………………………..6
Уровни  общения……………………………………………………………………9
Трансактный анализ общения……………………………………………………13
Трудности в процессе общения…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список  литературы………………………………………………………………19
 

      Введение 
     Взаимодействие  человека с окружающим его миром  осуществляется в системе объективных  отношений, которые складываются между  людьми в их общественной жизни.
     Объективные отношения и связи (отношения  зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и  закономерно возникают в любой  реальной группе. Отражением этих объективных  взаимоотношений между членами  группы являются субъективные межличностные  отношения, которые изучает социальная психология.
     Основной  путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.
       Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.
       Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
     Категория «общение» является одной из центральных  в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
       Целью данной работы является изучение видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
     Главной задачей контрольной работы является определить категорию общения в  психологической науке и определить его виды.
 

      Категория общения  в психологической  науке
     Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью  встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения  с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов  раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа, общение  понимается очень широко: как такая  реальность человеческих отношений, которая  представляет собой специфические  формы совместной деятельности людей. То есть, общение рассматривается  как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение  рассматриваются как две стороны  социального бытия человека; в  других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается  как условие. Наконец, общение можно  интерпретировать как особый вид  деятельности.1
     Необходимо  отметить, что в подавляющем большинстве  психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека.
     В связи с этим возникает необходимость  разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону  социального бытия человека, а  именно — отношений «субъект—субъект(ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения.2 В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект—субъект(ы)».
 

      Виды общения 

     Общение чрезвычайно многогранно, может  быть различных видов.
     Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
       Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).
     В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой  ролью. В процессе такого общения  человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая  социальная единица, выполняющая определенные функции.
     Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
     Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
     Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).3
     В социальной психологии многообразие общения  может быть охарактеризовано и по типам.
     Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.
     Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных  условиях, в чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные  отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система  педагогических отношений.
     Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.4
     Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых  отношениях, а также в средствах  массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.
     Объединенные  на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.
     В свою очередь, диалогическое общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития.5
       «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».6
     Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если  нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
       Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.7 
 
 
 
 
 
 
 

Уровни  общения и его  особенности в  различных условиях
Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек
одновременно  может заниматься определенной работой, состоять членом
спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать  в политической
жизни и еще  выполнять при этом обязанности  матери или отца семейства. В
каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное
положение, соответствующее  той роли, которой, по расчетам других членов
группы, он будет  придерживаться и которая позволяет  им ожидать от него
определенного поведения. Такие ожидания будут  различны в зависимости от того,
идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководителя предприятия или
правительственном чиновнике.
В свое время  видный советский психолог Б.Г. Ананьев, одним из первых
указавший на многоуровневую, иерархическую, многомерную организацию общения,
различал макро-, мезо- и микроуровни общения: общество, в котором общающиеся
люди живут, различные  типы коллективов, членами которых  они выступают,
ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также
формирующиеся и реализующиеся в общении  индивидуальные характеристики
взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.8
Микроуровень состоит из самых мелких элементов межличностного общения.
Макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля. При
любых социальных условиях люди взаимодействуют на всех уровнях.
Обычно рассматривают  две формы межличностного общения: монологическая, когда
только одному из партнеров отводится роль активного  участника, а другому —
пассивного исполнителя, и — диалоговая, выражающаяся в сотрудничестве
участников. Слов, обозначающих процесс общения двух людей, не так уж много —
беседа, разговор, диадическое общение (общение двоих). Людей, принимающих
участие в этом процессе, называют собеседниками, говорящим  и слушающим или же
партнерами по общению. Трудно представить большее  многообразие жизненных
ситуаций, чем  то, которое складывается, когда  двое людей вступают в контакт
друг с другом. Это и разговор начальника с подчиненным, и встреча врача с
пациентом, и  беседа ученика с учителем, и т.д. Каждая из них характеризуется
своими особыми  проявлениями. Для разговора начальника с подчиненным обычно
соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее 1,5 м) и
избегание долгих прямых взглядов.
Совсем по-другому  складывается общение влюбленных. Увеличение
пространственной  дистанции между ними говорит  о том, что они в ссоре, чаще
всего они стремятся  прикоснуться друг к другу. Данные психологических
экспериментов свидетельствуют, что никто так  долго, как влюбленные, не
смотрит в глаза  друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви,
стремлением к  близости.
Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда) далеко не
исчерпывают специфику  подобных ситуаций. К ним добавляются  множество других:
интонации и  пазы в речи, наиболее часто употребляемые  слова и т.д.
В наиболее общем  виде средства общения разделяются  на две большие группы —
вербальные и  невербальные. В первую группу попадает все, что связано с речью,
то есть как и что люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и
жесты, позы, взгляды, организация пространства общения  и т.д.
Главную роль в  общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально
все: как обращаются к собеседнику, что говорится  вначале, а что потом,
соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы
отмечали, что  ведение беседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди,
зная о своем  неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому,
практически не задумываются, удается ли им успешно  общаться с окружающими
людьми —  друзьями, коллегами, родственниками и  т.д. Между тем часто в жизни
бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое
или вообще не находим  слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.
Важнейшая невербальная составляющая процесса общения —  умение слушать. Когда
человек внимательно  слушает другого человека, в нем  буквально все — глаза,
поза, выражение  лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает
влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться,
быть максимально  искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут
привести к  обратному результату. Но на процесс  беседы оказывает влияние и
множество других «невербальных мелочей», таких, как  время и место, где она
происходит, ее длительность и т.д.
В социальной психологии существует множество типологий  общения, использующих
самые разные основания, — длительность, позиции участников, особенности их
взаимодействия  и т.д. Оптимальным будет выделение  наиболее часто
встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное
воздействие, диагностическую  беседу и интимно-личностное общение.
Деловое общение  — это ситуация, когда целью  взаимодействия становится
достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего
подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в
близких межличностных  отношениях (между коллегами, двумя  коммерсантами,
начальником и  подчиненным и т.д.), и статус каждого  из партнеров по отношению
к другому четко  определен. В таких ситуациях  важен предмет или повод,
приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может.
Воспитательное  общение — это ситуации, в которых  один из участников
целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представлять себе
желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он
хочет его научить  и т.д. Такие беседы возможны, когда  обучающий обладает
ситуационно или  постоянно авторитетом и знаниями.
Диагностическое общение, цель которого — сформировать определенное
представление о собеседнике или получить у  него какую-либо информацию (таково
общение врача  с пациентом и т.п.). Партнеры находятся  в различных позициях:
один спрашивает, другой — отвечает. Чтобы получить полноценный ответ,
спрашивающий  должен правильно задавать вопросы, учитывая собственный статус и
статус отвечающего, его готовность давать ответы и т.д.
Интимно-личностное общение во многом уникально и  специфично. Оно возможно
только когда  партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных,
одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и
глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает  между близкими людьми
и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Диадическое общение
характеризуется рядом весьма специфических особенностей. Прежде всего для
него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них
находится в  поле зрения другого и любая реакция  — поза, взгляд, жест могут
быть легко  замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и
негативные стороны. С одной стороны, пристальное  наблюдение за партнером дает
богатую информацию о нем, использование которой  может способствовать более
легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с  другой стороны, при
таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство
или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может
послужить причиной напряженности общения.
Часто выполняет  функции катализатора общения сигарета: закурив, можно скрыть
свое смущение в обществе незнакомых людей —  «светская» беседа течет легче,
когда собеседники  курят. Особый повод для курения  есть у женщин. Их
манипуляции с  сигаретой часто имеют сексуальное  значение, привлекают к ним
внимание мужчин. Характерные женские жесты кокетства  обязательно предполагают
демонстрацию  запястья и полураскрытые, как бы зовущие губы, а лучший способ
показать все  это — держать в руке изящную  сигарету и делать легкие затяжки.9
В ситуации групповой  дискуссии и в публичном выступлении  успешность
взаимодействия  не столь значительно зависит  от того, насколько обе стороны
готовы и настроены на взаимодействие друг с другом, как в случае двух людей.
В большой аудитории  всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет
готова выслушать не очень интересную или уде знакомую информацию, когда же
перед тобой  только один человек, приходится как можно точнее учитывать его
взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться. Именно поэтому в
ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса,
дружелюбия и  доверия. Специфика диадического общения  определяется формальными
ролями, в которых  находятся собеседники.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Трансактный анализ общения
     Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может преобладать в поведении человека.  С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности.
     Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например,  общаясь со своими родителями, он сам занимает  позицию Ребенка.10
     При общении с коллегами обычно стремятся  занять позицию Взрослого, предусматривающую  спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
       С позиции Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра».
     С позиции Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта -  соискателя, артиста – любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, др.
     В позиции Родителя могут быть две  разновидности:
     - «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
     - «опекающий Родитель» - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
     В позиции Ребенка выделяют: «послушного  Ребенка» и «бунтующего Ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело?  Как хочу, так и буду делать!»).
     Наиболее  успешным и эффективным  является общение двух  собеседников с позиции Взрослых.  Могут друг друга понять и два Ребенка.
     Трасакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.