На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития Российского страхового рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание  

ВВЕДЕНИЕ
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
      Понятие страхового рынка и его роль в современных условиях
      Этапы становления и развития страхового рынка России
      Механизм функционирования страхового рынка России
    ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА ЗА 2007-2009ГГ
      Сравнительная характеристика страхового рынка в России и в других странах
      Оценка основных итогов деятельности страховых организаций
      Анализ влияния финансового кризиса на развитие страхового рынка
    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА
      Стратегия развития российского страхового рынка на 2012г
      Прогноз развития российского страхового рынка 2011- 2012гг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 


     ВВЕДЕНИЕ. 

     Страхование сейчас является одной из важнейший  сфер экономики и наименее изученной  из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе  своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением  удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой  защиты от случайных опасностей.
     Страхование в нашей стране стало механизмом, обеспечивающим безопасность общества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе  страхование не было востребовано обществом, то сегодня в Российской Федерации  уже появляются признаки того, что  страхование становится важнейшим  сегментом рыночных экономических  отношений. Страховой институт обеспечивает безопасность, стабильность, социальные гарантии в обществе посредством  механизма финансовой защиты.
     Данная  тема достаточно актуальна в современных  условиях, т.к. многовековой опыт развития страхования убедительно доказал, что он является мощным фактором положительного воздействия на экономику.
     В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления, материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим  субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба.
     Страхование превратилось во всеобщее универсальное  средство по защите имущественных интересов  физических и юридических лиц  при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых и уплачиваемых ими страховых взносов (премий, платежей).
     Цель  данной курсовой работы – выявить  основные проблемы развития страхового рынка в России за последние несколько  лет, дать оценку его текущего состояния, обозначить основные тенденции его  развития в последующие годы.
     Основными необходимыми задачами курсовой работы, является:
     1. Раскрыть теоретические основы  страхового рынка; 
     2. Определить основные этапы его развития в нашей стране;
     3. Дать оценку его текущего состояния; 
     4. Определить основные тенденции  его развития в последующие  годы.
     Теоретической и методической основой послужили  нормативно-правовая система: постановления  Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Положения Госкомстата РФ, методические указания и рекомендации, а также  труды российских и зарубежных ученых страхования. 
 

 


    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ  И 
    ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  СТРАХОВОГО РЫНКА  В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ. 

    1.1 Понятие страхового  рынка и его  роль в современных  условиях. 

     Страховой рынок - это особая социально-экономическая  среда, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи  выступает страховая защита, формируется  предложение и спрос на нее.
     Страховой рынок можно рассматривать также - как форму организации денежных отношений по формированию и распределению  страхового фонда для обеспечения  страховой защиты общества; как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в  оказании соответствующих страховых  услуг.
     Объективной основой развития страхового рынка  является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения  бесперебойности финансово-хозяйственной  деятельности и оказание денежной помощи в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.
     Основаниями страхового рынка являются: свободная  рыночная экономика, многообразие форм собственности, свободное ценообразование - расчет тарифных ставок, наличие конкуренции, свобода выбора, разработка и внедрение  новых видов страховых услуг  и т.д.1
     Обязательные  условия существования страхового рынка:
     - наличие общественной потребности  в страховых услугах - формирование  спроса;
     - наличие страховщиков, способных  удовлетворить эту потребность, - формирование предложения.
     В связи с этим выделяют рынок страховщика  и рынок страхователя. Функционирующий  страховой рынок представляет собой  сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные  звенья. Первичное звено страхового рынка - страховое общество или страховая  компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования  страхового фонда, проявляются экономические  отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.
     Кроме того, на страховом рынке также  действуют и другие его субъекты: перестраховочные компании, посредники страховщика - страховые агенты и  брокеры (маклеры), различные объединения  страховщиков: страховые пулы, союзы  и т.д.
     Специфическим товаром, предлагаемым на страховом  рынке, является страховая услуга, которая  может быть представлена на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании).
     Перечень  видов страхования, представленных на страховом рынке, определяет ассортимент  страховых услуг, включая дополнительные, индивидуальные условия по договорам  страхования.
     В широком смысле страховой рынок  представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта. Рынок обеспечивает органическую связь  между страховщиком и страхователем. Здесь осуществляется общественное признание страховой услуги. Первостепенными  экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон  стоимости и закон спроса и  предложения.
     Страховой рынок формируется в ходе становления товарного хозяйства и является его неотъемлемым и важным элементом. Условием возникновения того и другого служат общественное разделение труда и существование различных собственников — обособленных товаропроизводителей. Реальное соотношение данных условий определяет степень развития рыночных отношений. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.
     Характеризуя  движение к страховому рынку в  нашей стране ретроспективно, нельзя не отметить, что в ходе развития капитализма в России сложились  довольно зрелые рыночные страховые  структуры: акционерные, взаимные, земские  страховые учреждения. Через систему  перестраховочных договоров страховой  рынок России был интегрирован в  мировой. Существовала стройная система  государственного страхового надзора, регулирующая страховые отношения. 2
     Элементом государственного регулирования страховой  деятельности является предотвращение сговора, соглашения, а также действий страховых компаний по разделу рынка  с целью ограничения конкуренции, исключения или ограничения доступа  на рынок других участников. Считается  недопустимым использование средств  и методов недобросовестной конкуренции: искусственное повышение или  понижение тарифов, попытки ввести страхователя в заблуждение в  результате необъективного информирования об условиях данного вида страхования  или своих конкурентов.
     Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном  аспектах.
     В институциональном аспекте она  представлена акционерными, корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями. В территориальном аспекте  можно выделить местный (региональный) страховой рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховой рынок. Развитие рыночных отношений уничтожает территориальные преграды на пути общественно-экономического прогресса, усиливает интеграционные процессы, ведет к включению национальных страховых рынков в мировой. Примером такой интеграции может служить  создание общеевропейского страхового рынка стран — членов ЕС. В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить внутренний, внешний и международный страховой рынок.
     Внутренним  страховым рынком следует называть местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на страховые услуги, тяготеющий к удовлетворению конкретными страховщиками.
     Внешним страховым рынком следует называть рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и тяготеющий к смежным страховым компаниям как в данном регионе, так и за его пределами.
     Под мировым страховым рынком следует понимать предложение и спрос на страховые услуги в масштабах мирового хозяйства. По отраслевому признаку выделяют рынок личного страхования и рынок имущественного страхования. В свою очередь каждый из этих рынков можно разделить на обособленные сегменты, например рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т. д.
     Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также  их ассоциации. Категорию продавцов  составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей  выступают страхователи — физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем  или иным продавцом. Посредниками между  продавцами и покупателями являются страховые агенты и страховые  брокеры, своими усилиями содействующие  заключению договора страхования.3
     Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, — страховая услуга. Ее потребительной стоимостью является обеспечение страховой  защитой, приобретающей форму страхового покрытия. Цена страховой услуги выражается в страховом тарифе. Она складывается на конкурентной основе при сопоставлении  спроса и предложения. Нижняя граница  цены определяется принципом равенства  между поступлениями платежей страхователя и выплатами страхового возмещения и страховых сумм; верхняя граница — потребностями страховщика. Если цена страховой услуги оказывается чрезмерно высокой, страховщик может оказаться в невыгодном положении по сравнению с конкурентами и потерять клиента. Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов, ожидаемой прибыли. Страховая услуга может быть представлена на основе договоров (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании). Иначе говоря, в тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит принудительный характер. Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.
     Важно подчеркнуть существенные изменения  в самом характере страховых  услуг, вызванные так называемым технологическим взрывом, широким  внедрением электроники и автоматики в страховую сферу. В настоящее  время в мировой практике страхования  усилились две тенденции: специализация  и универсализация деятельности страховщиков. Первая из этих тенденций  непосредственно связана с углубляющимся  общественным разделением труда: соответствующий  процесс становится объективно необходимым  и в страховом деле. В последние  годы наряду со специализацией страховщиков усиливаются тенденции к универсализации  их деятельности. Традиционно занимавшиеся в большей степени теми или  иными видами страхования страховщики  вторгаются в смежные виды деятельности (например, обретают биржевые маклерские фирмы и т. д.).
     Новая роль страховых компаний заключается  в том, что они все больше выполняют  функции специализированных кредитных  институтов. Они занимаются кредитованием  определенных сфер и отраслей хозяйственной  деятельности. Страховые компании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. Поэтому страховые компании занимают главенствующее положение на рынке капиталов. Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций, как правило, намного превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов. Это позволяет страховым компаниям из года в год увеличивать инвестиции в высокодоходные долгосрочные ценные бумаги с фиксированными сроками погашения, главным образом в облигации промышленных корпораций, государственные облигации и закладные под недвижимость.4
     Государство может прямо участвовать в  рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые  организации и оказывать всевозрастающее  воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми установлениями. В развитых странах Запада страховой  рынок является объектом сознательного  государственного регулирования. Зарубежный опыт свидетельствует, что страховому рынку присущи мощные стимулы  саморазвития: инициатива и предприимчивость, более полное удовлетворение запросов страхователей. Что касается государственного регулирования страховой деятельности, то оно дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные  стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности сплетается с рыночным механизмом страхования. 

 


    1.2 Этапы становления  и развития страхового  рынка России 

     Страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм хозяйственной  жизни, уходящих своими корнями в  далёкую историю. По своей сути страхование  представляет собой создание целевых  фондов денежных средств, предназначенных  для защиты имущественных интересов  граждан и юридических лиц  от неожиданно наступивших, случайных  по своей природе несчастий, сопровождающихся ущербами. Возмещение ущербов при  страховании осуществляется за счет резервов, созданных из страховых  взносов страхователей.
     Неповторимые  исторические особенности становления  Российского государства наложили свою печать и на развитие страхования. У нас в России оно появилось  несколько позже, чем в других капиталистических странах. В дальнейшей Российской истории было несколько  периодов, когда страховщикам приходилось  начинать свою деятельность почти с  нуля. 5
     История страхования в России – это  предмет изучения и анализа возможностей использования прежней российской и существующей мировой практики в специфических современных  условиях. Безусловно, прежде всего  надо рассматривать то позитивное, что можно закреплять и развивать. Но «отрицательный результат – тоже результат», так как позволяет  следующим поколениям избежать направления, выявившегося как неудачное или  ошибочное. Поэтому история российского  страхования со всеми ее противоречиями и нереализованными начинаниями  – наше общее достояние.6
     В истории развития страхового деля в  России можно выделить пять периодов.
 


     Первый  период.
     Первоначально на Руси развивался некоммерческий тип  страхования, истоки которого относится  к эпохе Средневековья. В Киевской Руси в знаменитом Законнике (XI в.) зафиксированы правовые основы страхового дела. Зашита личности в "Русской правде" гарантировалась статьей, по которой, если на территории общины происходило убийство, а убийца не был пойман, община была обязана оплатить виру (штраф). Община же помогала выплатить виру, если убийство было неумышленным (в ссоре, на пиру и т.д.). Вира собиралась с каждого общинника, но тот, кто не желал участвовать в собирании виры, должен был платить за себя сам. Последнее, в силу ограничений величины платы за убийство, для отдельного общинника было невозможно. Отсюда следует, что принцип страхования включается по "Русской правде" в том, что, во-первых, происходит раскладка виры на каждого члена в общине, во-вторых, выплата этого штрафа продлевается на несколько лет.
     После свержении татаро-монгольского ига  и образования Московского государства (XIV в,) некоммерческий тип страхования осуществляется в государственной форме. Начальным этапом было формирование особого денежного фонда в царской казне. Целью этого фонда был выкуп бояр. Стрельцов, казаков, посадских людей и крепостных из татарского плена.
     В "Стоглаве", принятом в 1551 г., в  гл. 72 зафиксирована раскладка взносов  в казну на принципе расчета "на сохи", которая носила уравнительный  характер, В 1649 г. согласно Соборному  Уложению взносы стали собираться дифференцирование.7 Царь Алексей Михайлович Романов в этом документе определил суммы выкупа ордынских пленников в соответствии с их социальным положением: 15 руб. за крестьянина, 40 руб. за московского стрельца и т.д. За пленных бояр и членов их семей выкуп определяли в зависимости от обстоятельств их пленения, от величины поместий, индивидуально.
     Так, медленно, с отставанием от передовых  западноевропейских стран развивалось  некоммерческое страхование в России. Завершилось оно в XVII в., т.е. в период, когда в Европе закончился I этап коммерческого типа страхования.8
     Формально коммерческое страхование началось в России в XVII в., т.е. в этом плане Россия отставала от Европы почти на 400 лет. В XVIII в. идет поиск организационно-правовых форм страхового предпринимательства. Первой формой было введение по закона государственных вдовьих касс для страхования жизни. Однако эта первая попытка страхового предпринимательства в России не закрепилась.
     Потребности в страховок защите предпринимательских  рисков в России в XVIII в порывались услугами иностранных страховых компаний. В 1765 г. в Риге было основано первое общество взаимного страхования от огня. Значительное число домов в Санкт-Петербурге страховалось за границей. В других городах России в XVIII и. страхования не существовало.
     В 1776 г был учрежден Государственный  Заемный банк с правом принимать  на свой риск каменные дома, фабрики. Так  развивалось имущественное страхование. Манифест Екатерины II от 28 июня 1786 г. (об учреждении Государственного Заемного банка) запрещал страховать имущество в иностранных компаниях "Запрещаем всякому в чужие государства дома или фабрики здешние отдавать на страх и тем выводить деньги во вред "убыток государственный". В том же году при балке открылась Государственная страховая экспедиция. Операции этой экспедиции ограничивались, во-первых, избранными рисками (каменные дома, каменные фабрики); во-вторых, страховая сумма не должна была превышать 75% стоимости недвижимости. Однако просуществовала эта Государственная страховая экспедиция недолга, в 1822г. она была закрыта.9
     В 1757 г при Государственном Ассигнационном банке была открыта Страховая  контора для страхования товаров, но она также оказалась нежизнеспособной, были упразднена в 1805 г. Эти формы  коммерческого страхования не прижились.
     В 1798 - 1799 гг. в Москве и Санкт-Петербурге при Камеральном департаменте были созданы "Ассекуранц-Конторз" и "Фейер-Хафстр" для взаимного страхования от огня. Эта попытка создать взаимное страхование под контролем государства  отражена в уставах столиц Санкт-Петербурга и Москвы, Предписывалось по этим документам передать страхование в столицах ассекуранц-конторам при камеральном  департаменте, которые принимали  на страхование недвижимое имущество. Однако это нововведение не получило дальнейшего развития.
     В 1800 г издается указ о страховании  Компании для кораблей и товаров. Компания вскоре распалась, клиентов у  нее не оказалось. Были и другие попытки, но они оказались нереализованными, так как все эти формы коммерческого  страхования предусматривали в  качестве страховщика только государство.
     Таким образом, первый этап истории российского  страхование (1771 - 1827 гг.) закончился неудачей монополизации страхования государством. Принцип государственной страховой  монополии я идея государственного страхования в этом периоде оказались  неплодотворными. В начале XIX в. правительство рассматривало проект совместной организации государственно-частой страховой формы предпринимательства, но отклонило его. Правительство монархической России поддержало идею частного страхования только в 1827 г.
     Второй  период (1827-1850гг).
     Этот  период становления страхования  в России связан с отказом от огосударствления коммерческого страхования. Появляется страхование: в форме частного акционерного общества. Известный экономический  деятель России барон Штиглиц 27 июня 1827 г. совместно с другими учредителями открывает первое Российское Страховое от огня Общество на акциях. 10Правительство, чтобы поддержать эту форму страхования в России, предоставило Обществу монополию на введение страхования в главных губерниях на 20 лет. Общество страховщиков освобождалось от налогов, за исключением пошлины в казну (по 25 коп, с тысячи руб. страховой суммы). Другой льготой Обществу было разрешение принимать застрахованное в нем имущество в залог во всех казенных и кредитных учреждениях. Все это обеспечивало успешное функционирование данного страхового дела. Поэтому в 1835гг. учреждается второе Российское от огня страховое общество; в 1846 г. - товарищество «Саламандр» для страхования от огня.
     В 1835 г приступает к деятельности Российское Общество застраховать капиталов и  доходов, учрежденное в 1835 г. Так  было создано акционерное страхование  жизни. Это общество также получило монополию на 20 лет.
     Затем коммерческое страхование распространяется на транспорт. В 1847 г, учреждается для  ведения транспортного страхования (первоначально на Черном море) акционерное  общество «Надежда».
     Соучредителями  этил страховых обществ были высшие должностные лица государства, которые  и курировали их деятельность. Постепенно происходит раздел сфер влияния этих обществ на территории России. Так, три страховые компании «от огня», разделив территорию своих операций, выработали единые тарифы страхования. По их уставам запрещалась передача имущества на страхование в другие места и вне государства. По финансовым результатам огневое страхование  было чрезвычайно прибыльным, так  как операции по нему приносили 55% прибыли  на основной капитал. Общества для популяризации  страхового дела в России избирали в состав правления лиц, широко известных, в стране. Директорами страховых  обществ были граф Мордвинов, граф Строганов, граф Бенкендорф, князь Орлов.
     Таким образом, на втором этапе становления  страхового дела в России произошла замена некоммерческой государственной страховой монополии на монополию частных акционерных обществ с ограниченным сроком действия, которые занимались страхованием на коммерческой основе. К началу 50-х гг. XIX в. была учреждена частная монополия, что дало толчок к дальнейшему развитию страхования в России.
     Третий  период (1850- 1900гг.).
     В этот период закончились монополизированные привилегии частных акционерных  обществ, и они вступили в отношения  свободной конкуренции. Формируется  рынок страховых услуг, как части  капиталистического рыночного хозяйства  России.
     Зарождению  национального страхового рынка  способствовали отмена крепостного  права, развитие крупного фабричного производства, транспорта, токарного и денежного  обращения финансов. Стимулировали  этот процесс свобода частного предпринимательства  и свобода конкуренции.
     Для третьего этапа характерно появление  новых акционерных обществ без  монопольных привилегий. Такими были возникшие в 1858 г Петербургское  и Московское общества; в 1867 г, - "Коммерческое", "Варшавское";в 1871 г, -"Северное";в 1872 г -"Якорь".11
     Конкуренция, борьба за клиентуру породили множество  страховых компаний и одновременно способствовали их объединению, чтобы  затруднить проникновение конкурентов  на собственный рынок и обеспечить единые правила страхования.
     Появляется  левая организационно-правовая форма  страхования - общества взаимного страхования  от огня. Первыми были созданы такие  общества в 1863 г. в Туле и Полтаве  Полномочия их распространялись на город, где они были основаны. В 1864 г. общества взаимного страхования учреждаются  в пяти городах (Харьков, Череповец, Ревель, Рига, Пермь); в 1865 г. - еще в пяти. Это способствовало приданию устойчивости страховым операциям.
     В 1875 г. страховое дело активизируется в связи со значительным увеличением  размеров страховых премий. За 1876 - 1385 гг. было создано 32 общества взаимного  страхования. За период с 1383 г, но 1912 г. произошло 7 съездов представителей обществ взаимного страхования. Создается особое бюро и печатный орган «Вестник взаимного от огня страхования» для исполнения поручения  этих съездов. Главным вопросом, который  обсуждался на съезде, была организации  перестрахования и объединение  обществ взаимного страхования.
     Продолжают  возникать и развиваться городские  общества взаимного страхования  от огня. В 1890 г. для обеспечения финансовой остойчивости этих обществ был учрежден Пензенский союз городских обществ. Этот союз действовал на договорных началах. В 1909 г. он был преобразован в Российский союз с центром в Петербурге. Впервые  Российский союз стал юридическим лицом  со своим уставом. Однако ведущую  роль в огневом страховании играли частные акционерные общества. В 1874 г. они вступили в конвенцию - тарифное соглашение.
     Второе  место в имущественном страховании  России занимал и транспортные общества. По сбору страховых взносов (премий) они уступали только обществам огневого страхования. В 1894 г. в России вводится страхование от разбитых стекол и  акционерного, и взаимного типов. С 1900 гг. учреждаются два страховых  общества по страхованию в случаях  крали с взломом.
     Для третьего периода характерно (в связи  с проведением земских реформ второй половины XIX в.) в области имущественного страхования учреждение земского страхования. По объемам имущественного страхования оно уступало акционерным обществам. Первые шаги в этом направлении сделаны в 1866 г., когда Новгородское и Ярославское земства взяли на себя страхование строений от огня. В 1867 г. страхованием занимались уже земства 9 губерний, в 1876 г. - 34 губерний. Руководство страховым делом осуществляли губернские земские управы. К 1902 г земское страхование укрепило свои позиции. Земства получили право заключать между собой договоры перестрахования. Позднее они объединились в земский страховой союз. Земское страхование проводилось как в обязательной, так и в добровольной форме.
     Законодательство  предусматривало, что обязательному  страхованию подлежат все сельские постройки, как частные, так и  общественные, находящиеся в черте  крестьянской оседлости. Обязательное и добровольное страхование строений осуществлялось в пределах особых норм, но не свыше 75% стоимости строения. В 1867 г. земское страхование было распространено и на те губернии Российской империи, где земства не были созданы. Здесь  функции страховщиков получили губернские присутствия по крестьянским делам, а также губернские и областные  правления.
     Так в недрах земского страхования складываются две основные формы страхования - обязательные (окладные) и коммерческие - добровольное страхование. Принятие первого устава Российского союза  общества взаимного от огня страхования  знаменует его начало.
     Таким образом, к концу XIX в. в царской России сложился национальный страховой рынок. Это потребовало введения мер государственного регулирования страховых правоотношений и создания системы страхового надзора.
     В 1894 г. в России был установлен государственный  страховой надзор за деятельностью  страховых компаний.12 Министерство внутренних дел выполняло функции органа государственного страхового надзора. Помимо этого начинает складываться государственное страхование.
     Параллельно этому государство обеспечивает интеграцию российского национального  страхового рынка в систему мирохозяйственных  связей. В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых  обществ, В Петербурге открылось в этом же году центральное агентство страхового общества "Нью-Йорк" (США). Эти общества специализировались на заключении договоров личного страхования с населением. На международном рынке активно развивались также операции перестрахования рисков. Лидировали для России в этой области Мюнхенское, Кельнское, Швейцарское (Цюрих) перестраховочные общества.
     Таким образом, к концу третьего периода  развития страхового дела в России сложилась система страхования  в российских и иностранных акционерных  страховые обществах. Начинают формироваться  государственное страхование и  государственный страховой надзор. Проникновение акционерных обществ  России на зарубежный страховой рынок, а иностранных на российский свидетельствует  об интеграции национального страхового рынка с международным.
     Четвертый период (1900- 1917гг.).
     Этот  период характеризуется возникновением новых видов взаимного страхования  в среде сельскохозяйственных и  промышленных предприятии. За короткий период рубежа XIX - XX вв. промышленность, торговля, транспорт, финансы и страхование России овладели основными организационно-правовыми формами предпринимательства, эффективными в условиях российского рыночного хозяйства.
     В 1903 г. промышленники создают Российский взаимный страховой союз. К 1913 г. этот союз устроил свой капитал (3 млн. руб. против 1 млн. руб.) и увеличил более  чем в 2,5 раза количество пайщиков (от 141 до 371 пайщика). 13 В 1905 г. принят устав Общества взаимного страхования от огня мукомолов. В 1909 г. принят устав Общества взаимного страхования от огня имущества горных и горнозаводских предприятий юга России (с центром в Харькове).
     Отраслевой  подход начинает сочетаться с территориальным. Общество взаимного страхования  «Каспийское море» учреждается  в Баку. Создается: Черноморское ОВС, которое кроме морских страховало железнодорожные объекты и грузы в пределах и за пределами империи. Общества взаимного страхования посевов от градобития возникли в Киеве; в Минске - Земледельческое общество взаимного страхования. Постепенно страхование охватило все основные районы страны.
     Количественным  ростом характеризуются прежние  страховые общества в России. Так, в 1933 г. в Российский союз входило 129 обществ взаимного страхования  от огня с охватом 25 городов. К 1914 г. страхованием от огня в России занималось около 300 страховых организаций, из них 13 акционерных. В 1913 г в России действовало 10 транспортных акционерных  обществ. К 1914 г. страхование от разбитых стекол проводили 5 обществ (2 - акционерные, 3 - взаимные).
     Центром сосредоточения страховых акционерных  обществ стал Петербург. В 1913 г из обществ с капиталом 297,7 млн. руб. в Петербурге находилось 4 с капиталом 76,4 млн. руб.
     На  втором месте была Москва: 2 общества с капиталом 15,8 млн. руб. Крупнейшим из них было АО "Россия", которое  осуществляла 8 видов страхования  в России и за границей. Отделения  этого АО находились в Афинах, Александрии, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке. Берлине и других городах мира. В начале 1914 г. размер капитала "России" был 109.1 млн. руб., что составляло более 1/3 всех капиталов страховых АО Российской империи
     Характерной особенностью этого периода стало  разнообразие организационно-правовых форм в личном страховании.
     Приоритет здесь также принадлежал частным  акционерным обществам. В 1914 г. их было 11, в том числе 3 иностранных. В 1906 г. принимается Закон о страховании  жизни государственными сберегательными  кассами. Рынок личного страхования  обслуживали еще два общества взаимного страхования - в Киеве  и в Риге, пенсионная касса для  железнодорожных служащих и т.д.
     Отрасли страхования (имущественное и личное) принимают формы обязательного  и добровольного страхований. Было освоено и перестрахование.
     Развитие  страхования сопровождается концентрацией  и централизацией капитала. В России появляется первый страховой синдикат (с 1И75 г. по 1918 г.). предмет соглашения - установление единых тарифов в  зоне своего влияния.
     В этот период финансовые ресурсы страховых  обществ стали инвестироваться  в государственные займы и  акции торгово-промышленных предприятий  и коммерческих банков. Шли они  на обслуживание государственного внутреннего  и внешнего долга. Страхование превратилось в развитую отрасль инфраструктуры рыночного хозяйства страны.
     Первая  мировая война, начавшаяся в 1914 г., имела  следствием крупные экономические  и политические потрясения в России. В результате - глубочайший финансово-экономический  и политический кризис. Страховые  суммы заключенных договоров, страховые  платежей обесценивали падение покупательной  способности рубля, начавшееся в  эти годы.
     Пришедшая к власти партия большевиков в 1917 г. в качестве одного из требований своей экономической программы  пролетарской революции выдвинула  идею национализации банков и страхового дела. После 1917 г. я стране вместо страхового рыночного хозяйства стала утверждаться монопольная система страхования  в лице единственного его представителя - Госстраха. Национализация страхового дела в Советской России практически  осуществлялась в два этапа. Первый этап - установление государственного контроля над всеми видами страхования. Второй этап - объявление государственной  страховой монополией страхования  во всех в видах и формах.
     Саботаж новой власти начался уже в  декабре 1917 г., когда правления страховых  компаний выдали своим служащим жалованье  за два месяца вперед в целях поощрения  их не выхода на работу. Началась выдача средств с текущих счетов и вкладов. В Москве, Петрограде и других городах страховые общества пытались переправить свои капиталы за границу. В связи с этим В.И. Ленин 23 марта 1918 г подписал Декрет Совета народных комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Совнарком назначил Совет по делам страхования Комиссариат по делам страхования стал аппаратом Совета, его возглавил Елизаров, знавший основы страхового дела.
     На  первом этапе преобразования страхового дела была сохранена коммерческая основа старые формы страхования. С введением  государственного контроля над страхованием доходы страховщиков подверглись прогрессивному налогообложению на государственные  нужды. Платить эти налоги должны были центральные правления страховых  обществ. За полнотой и своевременностью уплаты налогов следил Комиссариат, который также осуществлял контрольные  функции, проверял балансы, другую бухгалтерскую  отчетность.
     Параллельно осуществлялась организационная перестройка  страхового дела и на местах. В ведение  страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и  Совнаркомов переходило земское  и взаимное страхование. Упразднялась акционерная форма страхования. В сберегательных кассах Народного  банка РСФСР концентрировалось  личное страхование горожан. В структуры  советского народного страхования  были включены земские страховые  общества, их число к началу 1919 г  в Республике Советов составляло 1500.
     Национализацию  страхового дела ускорили Гражданская  война и иностранная интервенция. 28 ноября 1918 г. Совнарком принял Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике». В соответствии с ним страхование во всех видах  и формах объявлялось государственной  монополией республики и ее достоянием. Сохранялось только взаимное страхование  товарно-материальных ценностей кооперативных  организаций, а все частные страховые  компании и общества были ликвидированы. Этим Декретом еще не была создана государственная страховая организация. Имущественное страхование осуществлял пожарно-страховой отдел при Всероссийском Совнархозе. Сберегательные кассы ведали долгосрочные страхованием жизни. Таким образом, Декретом от 28 ноября 1918 г. не была совершена национализация страхового дела, поскольку для этого необходима деятельность специализированной страховой организации, которая в Декрете даже не предусматривалась.
     Кампания  по ликвидации акционерных и других страховых обществ, инвентаризация их активов и пассивов проходила  до середины 1919 г. Затем последовала  дальнейшая реорганизация. Народному  банку РСФСР было поручено долгосрочное страхование жизни, Наркомату земледелия - имущественное страхование.
     Почти полное обесценивание денег в  период политики военного коммунизма привело к тому, что выплаты  страхового возмещения в денежных формах потеряли свое значение. В этих условиях государственное имущественное  страхование в денежной форме  потеряло экономическую целесообразность. Декретами от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г. была отменено имущественное страхование. Так совершился первый разгром страхового дела в стране.
     Таким образом, в 1917 - 1920 гг. государство пыталось использовать дореволюционную систему  частного и земского страхования, но не для страховой защиты интересов  страхователей, для пополнения государственного Бюджета разоренной войной страны. Государственная страховая монополия  хотя и, была формально провозглашена, но фактически не была проведена в  жизнь.
     Пятый период: развитие имущественного и личного страхования в Советском Союзе.
     После отмены государственного имущественного страхования была введена бесплатная государственная помощь трудовым хозяйствам пострадавшим от стихийных бедствий. Только после окончания Гражданской  войны было вновь восстановлено дарственное имущественное страхование в денежной форме. Декрет «О государственном имущественном страховании» был принят Совнаркомом 6 октября 1921 г. Было положено начало дальнейшему развитию этой формы страхования в нашей стране.
     Прежде  всею декларировалось государственное  добровольное имущественное страхование. Только после укрепления аппарата страховых  органов предусматривался переход  к государственному обязательному  страхованию. Осуществление этой программы  поручалось Главному управлению государственного страхования (Госстраху РСФСР) системы  Наркомфина РСФСР. На местах операции проводились подразделениями финансовых отделов исполкомов.
     В восстановительный период (1921 - 1926 гг.) развитие государственного имущественного страхования путем изъятия денег, переполнявших каналы обращения, содействовало  стабилизации валюты и финансовому  оздоровлению экономики.
     В период построения основ социалистической экономики; (1926 - 1932 гг.) основным видом  стало обязательное государственное  имущественное страхование. В дополнение к нему стало развиваться добровольное страхование домашнего имущества, жилит, животных и т.д.
     С 1934 г. с целью повышения экономического значения государственного страхования  было повышено страховое обеспечение, увеличено число объектов обязательного  страхования, восстанавливалось добровольное страхование имущества горожан.
     К 1940 г. коллективизация сельского  хозяйства, создание крупных колхозов и совхозов обеспечили значительное повышение товарности сельскохозяйственного  производства. Эти изменения в  экономике были учтены в принятом Верховным Советом СССР Законе «Об  обязательном окладном страховании», принятом 4 апреля 1940г. 14
     В 1941 - 1944 гг. средства государственного страхования поступали главным  образом на нужды фронта и тыла. Операции страхового дела сокращались  неизбежно в первые годы войны  из-за фашистской оккупации значительной территории страны.
     Имущественное страхование восстанавливалось  по мере освобождения районов.
     После II Мировой войны образование Калининградской  области РСФСР, Закарпатской части  УССР, изменение правового статуса  Южного Сахалина сопровождалось организацией здесь государственного страхования.
     В 1946 г. были приняты меры на повышение  роли государственного страхования  в восстановлении животноводства. В 1956 г. обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве  личной собственности, было дополнено  добровольным страхованием.
     В 1968 - 1969 гг., в сферу страховой защиты вошло практически все имущество  колхозов, урожай полеводства, сельскохозяйственные животные, здания, транспорт, оборудование и т.д. Реформа страхования имущества  совхозов была проведена в 1979 - 1984 гг. В этот период все колхозы и  совхозы были охвачены государственным  обязательным страхованием
     В 1983 т, обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам, стало проводиться  по новым оценочным нормам на строения личной собственности. За период с 198З  г. по 1987 г. стала применяться только добровольная форма. С 1986 г, с автолюбителями стад заключаться страховой договор "Авто-комби". В настоящее время  операции государственного имущественного страхования осуществляет Российская государственная страховая компания (Росгосстраха).
     Параллельно имущественному страхованию развивалось  и государственное личное страхование. После установления Советской власти в 1917 г. личное страхование проводилось  через концентрацию договоров страхования  жизни и государственных сберегательных кассах. 10 апреля 1919 г. Декретом СНК сберегательные кассы были объединены и учреждения Народного банка РСФСР. На отдел страхования жизни в Центральном управлении этого банка было возложено руководство ликвидацией операций страхования жизни частных страховых обществ и руководство страховыми операциями бывших сберегательных касс.
     18 ноября 1919 г. в связи с Гражданской  войной и иностранной военной  интервенцией был принят Декрет  СНК "Об аннулировании договоров  по страхованию жизни". Отменялось  также страхование капиталов  и походов
     В период нэпа правительство предоставило образованному в 1921 г. Госстраху  право добровольного страхования  жизни и страхования от несчастных случаев. Однако только с 1924 г. началось практическое развитие операций личного  страховании.
     С 1930 г. наряду с индивидуальным заключением  договоров страхование жизни  стало производиться и в групповом  порядке. Преимущество последнего состояло в том, что договоры заключались  сразу с целыми коллективами предприятии, цехов, отделов при условии участия  в страховании большинства работающих. Так, в короткий срок был постигнут  массовый охват страхованием трудящихся. В предвоенные годы в связи  с несоответствием изменившихся условий тарифным ставкам коллективное страхование было отменено как убыточное.
     В 1946 - 1947 гг. утверждаются новые правила  по всем видам личного страхования, направленные на расширение объема ответственности  по каждому заключенному договору.
     В 40 - 50-х гг. происходит значительный рост операций личного страхования. По линии государственного личного  страхования материальная помощь населению  увеличилась более чем в два  раза.
     Изменения и дополнения в правила личного  страхования были внесены в 1956 - 1965 гг. Был расширен круг страхователей  за счет лиц старшего возраста до 65 лет.
     С 1966 гг., стал внедряться опыт заключения договоров личного страхования  с уплатой взносов по желанию  застрахованных через расчетные  счета бухгалтерий предприятий, учреждений, организаций, т.е. путем  безналичных расчетов. В 1968 г. стало  проводиться страхование детей  как самостоятельный вид страхования. В 1972 г, существенно пересмотрены правила  смешанного страхования жизни. С 1977 г. проводится страховании к бракосочетанию. С 1937 г. появилось страхование детей  от несчастных случаев, страхование  школьников от несчастных случаев - с 1936 г. С 1988 г. было введено добровольное страхование дополнительной пенсии в целях улучшения условии  жизни ветеранов труда. Однако в  связи с усилившимися инфляционными  процессами в экономике страны проведение этого страхования стало бесперспективным и было отменено. С принятием в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР»  началась в нашей стране демонополизация  страхового дела. По этому Закону разрешалось  кооперативам проводить взаимное страхование.
     Вскоре  узкое взаимное кооперативное страхование  стало перерастать в акционерное  страхование. Создана ассоциация страховых  организаций, в которую входят и  государственные страховые фирмы.
     Распад  СССР в 1991 г. сопровождался явной  недооценкой роли государственного страхования во всех странах СНГ, неуправляемым процессом демонополизации  страхового дела. Государственные страховые  организации большинства бывших союзных республик были подавлены  на грань банкротства.
     Возрождение национального страхового рынка  в Российской Федерации началось в начале 90-х. гг. 27 ноября 1992 г. Закон  РФ «О страховании» заложил законодательную  базу правового регулирования национального  страхового рынка. В эти же годы был  создан Росстрахнадзор - Федеральная  служба России по надзору за страховой  деятельностью.
     В целом Закон РФ «О страховании» 1992 г. создал необходимые условия формирования страхового рынка. Им предусматривается  конкуренция скаковых организаций, мобилизация денежных средств в страховые фонды, выгодное их инвестирование и достижение высоких финансовых результатов.
     С 1 декабря 1997 г. в Закон «О страховании» были внесены изменения и дополнения. Было изменено и само название. Теперь он называется Законом "Ой организации  страхового дела в Российской Федерации».
     С 1 марта 1996 г. вступила в действие часть  вторая нового ГК РФ, гл. 43 которого посвящена  страхованию. Данная глава по-новому регулирует некоторые отношения, возникающие  при страховании. Например ГК РФ значительно  расширил перечень интересов, страхование  которых делает договор страхования  ни действительным.
     Ряд мер, направленных на совершенствование  налогового законодательства, связанное  со страховой деятельностью, был  принят в 1996 г. Постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования  в Российской Федерации», принятое Правительством РФ, предусмотрело участие  международных финансовых организаций  в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в  России. В 1997 г. создается специальная  целевая программа развития страхования  и перестрахования рисков от крупных  промышленных аварий, стихийных бедствий, катастроф. Развитие и совершенствование  страхового рынка активно продолжается и в настоящее время.
     Таким образом, в целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом  от государственной страховой монополии  к страховому рынку. В советский  период истории развитие было связано  с последующей национализацией  и восстановлением государственной  страховой монополии.
     В условиях углубления интеграционных страховых  процессов в начале XXI в. российский законодатель успешно реализует  свои законотворческие планы в области  страхования, для того чтобы сделать  его функционирование более эффективным и гибким, чтобы успешно интегрироваться в мировое сообщество. 

 


    1.3 Механизм функционирования  страхового рынка 

     Страховой рынок представляет собой сложную  многофакторную динамическую систему. То есть, регулярно взаимодействующую  и взаимозависящую группу отдельных  составных частей, образующих единое целое. Группой составных частей, взаимодействующих в рыночной системе  страховых услуг, являются: страховые  продукты, система тарифов, инфраструктура страховщиков по взаимодействию с клиентурой и др. Эта система взаимодействует  со средой, которая ее окружает. Взаимодействие осуществляется посредством внешних  связей, которые характеризуют как  влияние окружения на систему, так  и взаимодействие системы на среду. Следует отметить, что выделение  системы и среды является чисто  условным методологическим приемом, позволяющим  более точно определить место  и целевую функцию конкретного  рынка в более общей рыночной системе. 
Страховой рынок представляет диалектическое единство двух систем — внутренней системы и внешнего окружения. Они взаимодействуют друг с другом и оказывают взаимное влияние. Внутренняя система является полностью управляемой со стороны страховщика. Внешняя система, или внешнее окружение, состоит из элементов, на которые страховщик может оказывать управляющее воздействие, а также неуправляемых со стороны страховщика элементов. При этом внешняя среда окружает внутреннюю систему и ограничивает ее. К внутренней системе относятся управляемые переменные, составляющие ядро рыночной системы страховой компании. Основными из этих управляемых страховой компанией переменных являются: страховые продукты (условия конкретных договоров страхования данного вида), система организации продаж страховых полисов информирование спроса, гибкая система тарифов, собственная инфраструктура страховщика.

     К внутренней системе относятся также  управляемые страховщиком переменные, не входящие в ядро рыночной системы, направленные на достижение цели по овладению рынком: материальные, финансовые и людские ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке.15 При этом особое значение имеют финансовое положение страхового общества и доверие к нему со стороны финансовых институтов, ликвидность страхового фонда.
     На  рисунке 1 рассмотрим структуру страхового рынка, в нее входит:
     - банковская система;
     - государственные внебюджетные фонды;
     - местные бюджеты;
     - государственный бюджет;
     - региональные финансы;
     - государственные финансы;
     - валютный рынок;
     - банковская система;
     - рынок ценных бумаг;
     - финансы предприятий;
     - финансы населения. 

       

     Рисунок 1 . – структура страхового рынка.
     Таким образом, комбинация элементов, составляющих ядро рыночной системы вместе с элементами за пределами этого ядра составляет управляемую рыночную систему.
     Перечисленные выше элементы входящие в систему  являются взаимосвязанными, так как  решение по одному из них затрагивает  действие других. Каждый из них имеет  множество вариаций. Из бесчисленного  множества вариаций генеральный  менеджер страховой компании должен подобрать их оптимальное сочетание, которое дало бы максимальный рыночный эффект, а также выгодно сочеталось бы с внешними окружающими факторами.16
     Объем, доля и годовой прирост по каждому  сегменту страховой отрасли за 2009 г. приведен в таблице 1. 

     Таблица 1. - структура страхового рынка России в 2009 г.
Сегмент Взносы, млрд долл. США Доля, % Годовой прирост, %
Нестраховая финансовая деятельность по «жизни» 4,8 33,6 45
Нестраховая финансовая деятельность по «нежизни» 2,1 14,6 24
Долгосрочное  страхование жизни 0,1 0,7 37
Открытый  рынок реального страхования 1,9 13,3 12
Кэптивное страхование 2,0 14,0 100
ОСАГО 0,8 5,6  
Обязательное  страхование 2,6 18,2 30
Всего 14,3 100 47
 
     Показатель  доли страховой отрасли в ВВП  на протяжении 2007-2009 гг. имел разнонаправленный  вектор изменения, составляя в 2006 г. — 2,4%, в 2007 г — 3,1%, в 2008 г — 2,8%, в 2009 г. — 3,2% ВВП. В то же время страховые  премии за вычетом страхования жизни  и обязательного медицинского страхования устойчиво росли: в 2006 г. — 0,9%, в 2007 г — 1,1%, в 2008 г. — 1,3%, в 2009 г. — 1,6%.
     При подробной характеристике каждого  сегмента в исследовании делается акцент на открытое или конкурентное страхование, под которым понимается страховой  рынок, максимально приближенный к  условиям свободной конкуренции, т.е. существует свободный выбор страховой  компании, спрос и предложение  определяют страховой тариф, предлагаемый перечень страховых услуг и входные  барьеры схожи для большего числа  страховщиков.
     В 2009 г. объем открытого рынка добровольного  страхования (т.е. того его сегмента, где страхование осуществлялось без «схем» и кэптивной составляющей) достиг 1,9 млрд долл., или 0,4% от ВВП.
     Гибкая  система тарифов является также  одной из главных составляющих механизма  внутренней рыночной системы. Должна быть также отработана система льготных тарифов, система комиссионных, сверхкомиссионных, поощрительная бонусная система  вознаграждений.
     Собственная инфраструктура страховой компании относится к частично управляемой  составляющей внутренней рыночной системы  и к частично неуправляемой —  со стороны страховой компании —  внешней системы.
     Внешнее окружение рынка — это система  взаимодействующих сил, которые  окружают внутреннюю систему рынка  и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в  условиях внешнего окружения; последнее  в свою очередь состоит из управляемых  переменных на которые страховщик может  оказывать определенное воздействие, и неуправляемых составляющих, на которые страховщик не может влиять.
     Рынок как система, в которой взаимодействуют  внутренние и внешние силы, может  быть представлен в виде спирали, которая раскручивается вокруг потенциальных  потребителей страховых услуг и  отражает динамику внешних и внутренних сил в их взаимодействии. Эта система не является замкнутой, так как крайняя составляющая внешнего окружения — мировой страховой рынок — является практически неограниченной При этом рыночная система не является плоской. Она может быть представлена в пространстве в виде круглой восходящей спирали постепенно увеличивающегося радиуса, каждый виток которой представляет собой соответствующий уровень ее воздействия на непосредственного потребителя страховых услуг.17
     Управляемые составляющие внешнего окружения. К  основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может  оказывать частично управляющее  воздействие, относятся: рыночный спрос, конкуренция, ноу-хау страховых услуг, инфраструктура страховщика. Рыночный спрос на страховые услуги является одним из главных элементов внешней  среды: на него направлены основные усилия рыночной коммерческой деятельности страховщика. Рыночный спрос на страховые услуги имеет экономический и гуманитарный аспекты.
     Экономический аспект включает в себя: численность  населения, его половозрастные группы, сезонные миграции, доходы населения  и его покупательную способность, а также вероятностные расходы  на страхование, которые могут позволить  себе люди с различным уровнем  доходов. Эти экономические факторы  находятся в неразрывной связи  с состоянием национальной экономики.
     Страховые компании испытывают жесткую конкуренцию  в борьбе за страховой рынок, как  со стороны других страховщиков, так  и финансово-банковских институтов, осуществляющих страхование в качестве дополнительной услуги своим клиентам.
     Рыночный  спрос и конкуренция диктуют  потребность в дальнейшем развитии технического обеспечения процесса страхования и всей собственной инфраструктуры страховщиков (агентств, представительств, филиалов страховой компании).
     Неуправляемые составляющие внешнего окружения рынка. К неуправляемым со стороны страховой  компании составляющим внешней среды, которые окружают рыночную систему  и действуют на нее ограничивающе, относятся: государственно-политическое окружение, социально-этическое окружение, конъюнктура мирового страхового рынка. Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывает  влияние на коммерческую деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем  издания соответствующих нормативных  актов, прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность.
     Современная система страхового рынка достаточно сложна и ее функционирование невозможно без выработки четкого механизма  организации страхового дела в условиях рыночной экономики, который базируется на следующих принципах.
     Механизм  обеспечивает функционирование страхового рынка и включает в себя элементы, важнейшим из которых является страховое  законодательство, призванное обеспечить законность и правомерность осуществления  страховых операций по защите страховых  интересов страхователей. Задача любой  страховой организации независимо от ее формы заключается в том, чтобы, отвечая на возникшие потребности  рынка, дать своей клиентуре добросовестную страховую защиту от всевозможных случайностей в производственной, торговой и иной предпринимательской деятельности в своевременном бесперебойном  возмещении понесенного ущерба. Поэтому  страховое законодательство во всем мире, считая главным защиту интересов  страхователя, предусматривает строгий  контроль и надзор за деятельностью  страховых компаний.18
     Механизм  повышения эффективности функционирования страхового рынка представляет собой  совокупность средств и методов, применяемых для регулирования  страхового рынка с целью повышения  эффективности функционирования, с  учетом интересов участников страхового рынка и факторов, определяющих его  современное состояние и развитие. В соответствии с комплексным  подходом он включает в себя совокупность следующих основных элементов: систему  управления страховыми рисками; систему  методов формирования платежеспособного  спроса страхователей, ориентированных  на защиту их имущественных интересов; систему методов воздействия  на предложение страховых услуг, обеспечивающих рост финансово-инвестиционного  потенциала страховых компаний, повышение  их капитализации и финансовой устойчивости; правовое и нормативное обеспечение  страхового рынка; информационное обеспечение  страхового рынка. 

 


    ОСНОВНЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО 
    СТРАХОВОГО  РЫНКА ЗА 2007-2009ГГ. 

    2.1 Сравнительная характеристика  страхового рынка  в России и в  других странах 

     Во  всех странах мира существуют органы страхнадзора. Различаются они не только по своему организационному строению, но и по степени жестокости проводимого  контроля за страхованием. Первой из европейских  стран, где было учреждено союзное  Страховое бюро была Швейцария. Она  и послужила образцом для организации  страхового надзора в других странах. Наиболее строгий контроль действует  в Германии. В пользу этого говорит  факт, что с 1949 г. там не обанкротилась  ни одна страховая компания. Для  обеспечения текущего надзора страховое  ведомство по закону пользуется определенными  полномочиями. В Германии оно может  запросить любую информацию, проводить  проверки на месте, получить любую информацию, получить обязательный доклад страховщика  о капиталовложениях и платежеспособности, собирать статистические данные по всей отрасли. При этом соблюдается коммерческая тайна. Органы страхового надзора Германии имеют большие полномочия по вмешательству в дела страховщика. Они могут объявить предприятие банкротом, наложить штраф, отстранить руководителя, изменить условия договоров и т.д. Крайней мерой является закрытие страхового предприятия. Все эти меры принимаются под контролем судебных органов. Все страховщики обязаны предъявлять страховым органам регулярную отчетность.
       В Великобритании контроль за  страховыми компаниями возложен  на Департамент торговли и  промышленности, в составе которого  выделен специальный орган страхнадзора. Функции его примерно те же: это контроль за вновь создаваемыми  организациями, выдача разрешений  на проведение страховых операций, жесткий контроль за их деятельностью.  Проверяется соблюдение необходимого уровня платежеспособности. При нарушении требований законодательства применяются строгие меры, включая лишение лицензии.
     Ведомства страхового надзора развивались  в разных странах независимо друг от друга. В Англии существовал очень  лояльный финансовый надзор, например, специальной лицензии на ведение  страховой деятельности не требовалось. Во многих континентально-европейских  странах, например в Германии, Франции  и Италии, за страховыми компаниями как в отношении их продуктов, так и в отношении их финансов велся строгий надзор. Таким образом, системы надзора, действовавшие  в различных странах, имели принципиальное различие, что и объясняет длительный период подготовки, создания и последующей  адаптации единого страхового законодательства в системе национального права.19
     В современной системе государственного регулирования страхового рынка  в России и ее влияния на финансовую стабильность страховых компаний, их развитие, многие авторы приводят зарубежный опыт для защиты и развития внутреннего  рынка, поднимают проблему вхождения  национальной системы страхования  в мировое хозяйство. Необходимость  изучения зарубежного опыта государственного регулирования страховой деятельности определяются следующим образом.
       В развитых странах накоплен  существенный опыт государственного  регулирования, который обеспечивает  стабильность и социальную направленность  национальных систем страхования  и многие элементы которого  используются в России. Важен  опыт развивающихся стран, в  которых становление национальных  страховых рынков и систем  государственного регулирования  страховой деятельности осуществляется  в схожих социально-экономических  условиях.
     Национальная  система страхования РФ не может  развиваться изолированно, без трансграничного  страхования и перестрахования. Страхование транснационального по своей экономической природе, так  как важным его принципом является принцип пространственной организации. Страхование обслуживает внешнеэкономическую  деятельность, и поэтому национальную систему страхования можно рассматривать  как звено мирового страхового хозяйства. Важно исследование зарубежного  опыта в связи с активными  процессами глобализации экономики, финансов и страхования, когда вопросы  государственного регулирования страхования  выходят за рамки национальных страховых  систем и приобретают международный  характер. По мере интеграции России в  международный страховой рынок  становится необходимостью применение международных стандартов и организации  страхового дела и его государственного регулирования.
       В развитых странах – США  и Канаде – в разной степени  ответственность за регулирование  страхового рынка разделена между  центральными и региональными  (местными) органами власти. Особенностью  США является то, что в стране, по существу, отсутствует регулирование  страхования в каждом штате.  Данный опыт для России представляется  интересным. Обусловлено это масштабностью  территории страны, необходимостью  формирования финансово-экономических  предпосылок развития штатов. Являясь  институциональным звеном экономики,  страхование аккумулирует значительные  финансовые ресурсы, сохранение  которых в регионах обеспечивает  их инвестиционный потенциал  в соответствующее социально-экономическое  развитие регионов.
     В российской практике сужается число  региональных страховых организаций, а федеральные компании, как правило, направляют финансовые потоки в головные страховые организации. В результате подрываются финансовые основы развития регионов. Доля компаний приходящихся на Центральный федеральный округ, составила в 2004году 43,3%, а доля московских страховщиков – 32,0%.20 При этом удельный вес соответствующих компаний имеет явную тенденцию роста. Оценивая опыт США, необходимо отметить, что, хотя регулирование страхования в США является компетенцией штатов, страхование починено федеральному антимонопольному законодательству. Федеральные власти вовлечены в регулирование некоторых аспектов страхования федерального масштаба, связанного с ядерным страхованием, организацией и реализацией национальных программ страхования от наводнений, страхованием против преступлений, страхованием зерновых. Последнее представляется так же важным для России. По сути, в настоящее время на федеральном уровне не разрабатываются подобные программы. Между тем необходимость их разработки очевидна. В первую очередь это касается целесообразности разработки федеральных программ страхования жизни, страхования жилья, огневого страхования, страхования от наводнений и др. В США сформулированы общие принципы регулирования страхования, которые распространяются на штат (внутренние меры), за пределы США (внутренние меры). При этом регулирующий орган штата несет ответственность за признание страховщиков в соответствии с их статусом внутренними, федеральными или внешними, определение требований к размеру уставного капитала и требований к платежеспособности, определение требований относительно резервов, налогообложения, формы страхового полиса, регулированием норм, надзор, контроль за распределением прибыли. Необходимо отметить отдельные финансовые инструменты регулирования страхования деятельности в США, актуальные для РФ. Это требования платежеспособности в форме депозитов или минимального резервного капитала – от минимального депозита в 300 тыс. долл. в Иллинойсе до минимального резервного требования в 2,5 млн. долл. США во Флориде. Это регулирование страховых тарифов в некоторых штатах, которое касается страхования жизни и здоровья, страхования от несчастных случаев и болезней. Так же представляется важным осуществ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.