На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение ………………………………………………………………………….. 2
Предпосылки участия  третьей стороны в урегулировании конфликтов……... 3
Результативность  участия третьей стороны в урегулировании конфликтов… 7
Деятельность  руководителя по урегулированию конфликтов……………….. 11
      Этика деятельности психолога по урегулированию конфликтов………......15
Заключение……………………………………………………………………… 20
     Список  использованной литературы…………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Конфликты — одно из важнейших явлений современной  социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
     Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил.
     Для эффективного решения возникающих  проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень  теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов
     Важным  фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является участие  третьей стороны в его урегулировании, или медиация. Медиация — это  специальный вид деятельности, заключающийся  в оптимизации с участием третьей  стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Предпосылки участия третьей  стороны в урегулировании конфликтов 

     В роли третьей стороны (медиатора) при  урегулировании конфликтов выступает, как правило, один человек, реже — группа из двух-трех и более профессионалов. В роли медиаторов могут выступать и государства (например, Алжир в ситуации улаживания отношений между Ираном и Ираком в 1975 г.).
     Медиация  — один из наиболее древних способов разрешения конфликтов. Она существовала издавна в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций (Д. Прюитт).
     Медиация как общественно значимая деятельность сформировалась в США в начале 60-х годов. Появление интереса к профессиональной медиации в стране, где велика самостоятельность отдельных структур общества, вполне закономерно. В США выпускается ряд журналов, освещающих проблемы медиации, например «Ежеквартальный журнал по медиации». В 1983 г. основан Национальный институт разрешения диспутов, в задачи которого входит разработка новых методов медиации, а также программ обучения ведению переговоров. В стране действуют частная и государственная службы медиации (Д. Уолл).
     Кто же может выступать в роли третьей  стороны в конфликте? Формальное или официальное медиаторство предполагает наличие у медиатора нормативного статуса или возможности воздействия  на оппонентов. Неформальное, неофициальное медиаторство заключается в отсутствии нормативного статуса медиатора, но участники конфликта признают неформальный авторитет этих лиц в решении подобных проблем.
     В качестве официальных медиаторов могут быть:
     • межгосударственные организации (например ООН и др.);
     • отдельные государства;
     • государственные правовые институты (арбитражный суд. прокуратура и  т.д.);
     • правительственные или другие государственные  комиссии (например, создающиеся для  урегулирования забастовок и т.д.);
     • представители правоохранительных органов (например, участковый милиционер по отношению к какому-то бытовому конфликту);
     • руководители предприятий, учреждений, фирм и т.п.;
     • общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзные организации и т.д.);
     • профессиональные медиаторы-конфликтологи. Неофициальными медиаторами обычно являются:
     • известные люди, добившиеся успехов  в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные  деятели);
     • представители религиозных организаций;
     • шаманы (у народов Крайнего Севера России);
     • профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;
     • неформальные лидеры социальных групп  разного уровня;
     • старшие по возрасту (мать, отец, бабушка  и т.д.);
     • друзья, соседи, просто свидетели конфликта.
     Целесообразность участия третьей стороны в регулировании конфликтных отношений связана с тем, обратились ли за помощью к третьей стороне оппоненты или же она вмешалась в конфликт сама. Стороны сами обращаются к медиатору в следующих случаях, когда:
     • объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно;
     • стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;
     • по-разному трактуются правовые нормы  или другие критерии, являющиеся ключевыми  в разрешении конфликта;
     • одной из сторон нанесен серьезный  ущерб и она требует санкций  по отношению к оппоненту;
     • сторонам важно сохранить хорошие  отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;
     • оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный  контроль за его выполнением. Оперативное  самостоятельное вмешательство  третьей стороны в конфликт необходимо в ситуациях, когда:
     • происходит опасная эскалация конфликтных  событий, существует непосредственная угроза применения насилия;
     • одной из сторон массированно применяется  насилие;
     • третьей стороне лично невыгоден  этот конфликт;
     • конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив);
     • стороны не пришли к согласию, а  у третьей стороны есть возможность  удовлетворить интересы обеих сторон. В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.
     Третейский  судья — наиболее авторитарная роль, так как он обладает наибольшими возможностями по определению вариантов решения проблемы. Третейский судья изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается. Примером служит разрешение конфликтов древне-русскими князьями, старейшинами родов, а также решение суда присяжных.
     Арбитр  — также обладает значительными полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает его с участниками, а затем выносит окончательное решение, которое обязательно для выполнения. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.
     Посредник — более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.
     Помощник  — в регулировании конфликта участвует с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.
     Наблюдатель — своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.
     Конфликтологами выделяются условия, в которых целесообразен  тот или иной тип медиаторства. Высокоавторитарный стиль (третейский судья или арбитр) выгоден, если требуется быстрое решение; если конфликт длителен, позиции сторон определены, но они не могут найти взаимоприемлемое решение. Он также эффективен при ужесточении конфликта, его нагруженности эмоциями. После того как участники «остынут», возможно применение менее авторитарных стилей. При доверии оппонентов к третьей стороне авторитарный стиль воспринимается легче. Наличие у оппонентов навыков обсуждения проблем повьциает эффективность неавторитарного стиля (посредник или помощник).
     Исход конфликта зависит от власти, авторитета и роли медиатора. Третья сторона  может обеспечить:
     • волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр);
     • разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр);
     • блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель);
     • применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);
     • определение правого и неправого (третейский судья, арбитр);
     • оказание помощи в поиске решения (помощник, посредник);
     • содействие нормализации отношений (посредник, помощник);
     • оказание помощи в организации общения (посредник, помощник);
     • контроль за выполнением соглашения (арбитр, посредник, наблюдатель).
     Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны. Поэтому процесс  медиации не имеет жесткой структуры. Можно выделить лишь три основных этапа.
     1. Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторонами. Медиатор изучает историю проблемы, требования оппонентов. Многие конфликты носят специфический характер, медиатору приходится вникать в проблему, читать соответствующую литературу, консультироваться со специалистами.
     2. Работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, как правило, многократно встречается с каждой из сторон с целью их подготовки к проведению совместных переговоров (уточняются требования, снимаются обвинения, смягчаются формулировки и т.д.).
     3. Ведение переговоров — наиболее важный этап. В ходе них медиатор выполняет ряд функций: ведущего, тренера, «толкача», педагога и т.д. Он следит за тем, что и как говорят оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или осуждая их. Важно, чтобы каждая встреча была отмечена пусть небольшим, но реальным продвижением вперед. 

     Результативность  участия третьей стороны в урегулировании конфликтов
     Вмешательство третьей стороны в конфликт не всегда эффективно. Выявлено, что вмешательство руководителей в конфликты между подчиненными в 67% ситуаций оказывает положительное влияние. В 25% ситуаций оно не оказало влияния на разрешение проблемы. В 8% ситуаций было зафиксировано отрицательное влияние руководителей на итоги конфликта.
     Положительное влияние руководителей на урегулирование производственных конфликтов выявлено Н. Гришиной. Высокая эффективность  регулирования инновационных конфликтов отмечена Ю. Мягковым .
     Анализ  конфликтов между госслужащими регионального и федерального уровней показал, что результативность вмешательства руководства невысока. Вмешательство оказывает более положительное влияние на коллектив, чем на оппонентов, и является позитивным только в 28% ситуаций. Регулирование вышестоящими начальниками конфликтов между офицерами чаще негативно влияет на разрешение противоречий. Это связано с отсутствием у руководителей необходимой подготовки и времени для эффективного посредничества.
     Существует  ряд факторов, которые влияют на эффективность деятельности третьей стороны в конфликте.
     1. Основным фактором является  мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение посредника, принять предлагаемое им решение.
     2. Эффективность медиации определяется  особенностями и характером деятельности третьей стороны. Среди них выделяют:
     • заинтересованность третьей стороны  в урегулировании конфликта;
     • наличие знаний и профессиональных качеств по проведению регулирующего  процесса, а также способности  убеждать;
     • наличие опыта успешного регулирования конфликтов в прошлом;
     • знание ситуации, обстановки, особенностей конфликта.
     3. Настойчивость в действиях третьей стороны оказывается результативной тогда, когда разногласия участников связаны с принципиальными для них вопросами и когда напряженность конфликта особенно высока.
     4. Степень напряженности конфликта. Данные по этому вопросу противоречивы. С одной стороны, выявлено, что разрешение трудового конфликта с помощью медиатора более успешно тогда, когда забастовка уже идет, а не когда возникла лишь ее угроза. С другой стороны, установлено, что излишний накал страстей в ходе переговоров негативно влияет на успешность деятельности посредника (П. Карневале, Р. Регнеттер).
     5. Длительность конфликта. Затяжные конфликты менее поддаются регулированию, чем скоротечные.
     6. Характер отношении сторон. Чем сложнее, напряженнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество.
     7. Выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов определяются ситуацией, а не особенностями медиатора.
     Известно, что переговорный процесс имеет  внутренний цикл развития, в ходе которого возрастает и спадает доверие  участников к медиатору, их потребность  в разрешении конфликта. Посреднику важно уметь улавливать критические  моменты переговоров, во время которых действия, предпринимаемые им, будут максимально успешными.
     Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами  в ходе переговоров могут быть различными:
     1. Тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
     2. Сделка — специфика ее в том, что посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон. При этом основной упор делается на принятии компромиссных решений.
     3. Челночная дипломатия  — медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя различные аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс.
     4. Давление на одного из оппонентов — большую часть времени третья сторона посвящает работе' с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге данный участник идет на уступки.
     5. Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель — склонение сторон к примирению.
     Можно выделить и описать конкретные техники  медиативного процесса, предложить рекомендации по их применению.
     В начале работы медиатор прибегает к  техникам рефлексивного вмешательства, которые помогают ему сориентироваться в проблеме, заинтересовать участников конфликта в процессе медиации, поднять свой авторитет в их глазах. Медиатор рассказывает клиентам о себе, своих возможностях, о медиации вообще, мотивирует участников на ведение переговоров.
     Большинство медиативных техник направлено на нормализацию отношений между сторонами и  достижение решения стоящих перед  ними проблем. Их часто называют техниками  контекстуального вмешательства. Когда клиенты предъявляют нереальные требования друг к другу, посредник стремится изменить их, демонстрируя, в чем состоит неконструктивность позиций сторон. При проявлении сторонами враждебности необходимо жестко контролировать ситуацию, используя юмор, иронию или оказывая давление на них, призывая к осознанию последствий такого поведения.
     Когда одновременно обсуждается много  вопросов, медиатор стремится упростить  ситуацию, выделяя приоритетные цели, определяя перечень проблем, предлагая  сторонам поторговаться из-за того, что кажется наиболее важным, и т.д.
     На  завершающем этапе переговоров, когда посредник уже имеет  четкое представление о том, как  и что должно быть сделано, он может  выступать в роли судьи, активно  влияя на разрешение конфликта. Он использует техники независимого вмешательства, включающие в себя показ участникам плюсов и минусов соглашений, предложение своих вариантов решений, перевод намечающейся договоренности из сферы желаемого в область действительного.
     Деятельность  руководителя по урегулированию конфликтов
     Для руководителя крайне важно, чтобы социально-психологический  климат в коллективе оказывал благоприятное  воздействие на качество совместной деятельности людей. Условием эффективной  деятельности руководителя является его  социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступав конфликтологическая компетентность (Л. Петровская). Она включает в себя:
     • понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
     • формирование у себя и подчиненных  конструктивного отношения к  конфликтам в организации;
     • обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
     • умение оценивать и объяснять  возникающие проблемные ситуации;
     • наличие навыков управления конфликтными явлениями;
     • умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
     • умение предвидеть возможные последствия  конфликтов;
     • умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
     • наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
     Деятельность руководителя как посредника включает анализ ситуации и урегулирование конфликта. Анализ конфликтной ситуации состоит в Следующем: получение информации о конфликте; сбор данных о нем; анализ полученной информации; проверка ее достоверности; оценка конфликтной ситуации. Процесс урегулирования включает выбор способа урегулирования конфликта, типа медиаторства, реализацию выбранного способа, уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликта (рис. 1).
     Руководитель  получает информацию о конфликте по разным каналам. Он сам может быть свидетелем конфликта между сотрудниками организации. Один из участников или оба могут обратиться к руководителю с просьбой помочь решить проблему. Информация может поступить от ближайшего окружения оппонентов. Наконец, информация о необходимости разрешения конфликта между подчиненными может поступить от вышестоящего руководства. Если полученная информация указывает на опасное развитие конфликта, то руководитель прекращает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимодействие.
     
     Рис. 1. Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными
     Сбор  данных о конфликте происходит в ходе всей аналитической работы. Это информация о противоречии, лежащем в основе конфликта, его причинах, позициях участников, отстаиваемых целях, их отношениях. Источниками информации являются оппоненты (руководитель поочередно беседует с каждой из сторон в отдельности, принимая меры по снижению их негативных эмоций по отношению друг к другу), их руководители или подчиненные, неформальные лидеры коллектива, их друзья, свидетели конфликта, члены их семей.
     Важно отказаться от изначально негативной установки по отношению к конфликту  вообще и к одному из оппонентов в частности. Необходимо быть объективным, чтобы не исказить восприятие и понимание получаемой информации.
     При анализе конфликтной ситуации руководителю нужно уяснить суть проблемы, в чем заключается противоречие между оппонентами, что является объектом конфликта. Руководитель оценивает, на какой стадии развития находится конфликт, какой ущерб нанесен оппонентами друг другу. Важно определить причины конфликта. Обычно конфликты возникают в результате действия нескольких причин, одна-две из них являются доминирующими. Важно выявить все причины и повод конфликта.
     Анализируя  позиции участников конфликта, необходимо определить цели и интересы сторон, какие их потребности не удовлетворены  и генерируют конфликтное поведение. Важно оценить возможности оппонентов по овладению объектом конфликта. Иногда одному из оппонентов лучше сразу отказаться от намерений, так как объект для него недостижим. Необходимо выяснить также доконфликтные отношения оппонентов и их актуальное состояние, оценить, кто поддерживает каждую из сторон, отношение окружающих к конфликту. Нужно уточнить социально-демографические данные, индивидуально-психологические особенности оппонентов, их формальные и неформальные статусы в коллективе.
     Необходимо  постоянно проверять достоверность получаемой информации, уточнять и дополнять ее, используя личные наблюдения и встречи с разными людьми.
     Параллельно с анализом конфликтной ситуации руководитель проводит ее оценку. Оценивается степень правоты оппонентов, возможные исходы конфликта и его последствия при различных вариантах развития. Руководитель оценивает свои возможности по урегулированию конфликта. Определяются возможности оппонентов и общественности.
     На  эффективность урегулирования конфликта  влияет выбор руководителем способа его разрешения. Обладая властью по отношению к подчиненным, руководитель может реализовать любой из рассмотренных типов медиаторства (третейский судья, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель). Существует два подхода к пониманию роли руководителя в урегулировании конфликта. Первый заключается в том, что руководителю целесообразно ориентироваться на роль посредника в конфликте, а не арбитра. Считается, что арбитраж имеет ряд особенностей, снижающих его эффективность при использовании в разрешении межличностных конфликтов, а именно:
     • необходимость принятия решения  побуждает руководителя к поиску «истины», что является неадекватным подходом к проблеме человеческих отношений;
     • принятие решения «в пользу» одной  из сторон вызывает у другой стороны  негативные реакции в адрес «арбитра»;
     • принятие решения руководителем  закрепляет его ответственность  за реализацию и последствия этого  решения;
     • решение проблемы руководителем  затрагивает предмет борьбы, но не взаимоотношения сторон, поэтому  полного разрешения конфликта, которое предполагает договор между участниками, нет.
     Второй  подход, которого придерживаются авторы, заключается в том, что руководителю необходимо уметь гибко применять  все типы медиаторства. Основными  для руководителя являются роли арбитра  и посредника, а дополнительными — роли третейского судьи, помощника и наблюдателя. Модель арбитр оптимальна в ситуациях, когда:
     • руководитель имеет дело с быстро обостряющимся конфликтом;
     • одна из сторон явно не права;
     • конфликт протекает в экстремальных  условиях (аварийная ситуация, боевая обстановка);
     • служебные обязанности определяют его действия именно как арбитра (например, в условиях Вооруженных  Сил и т.д.);
     • нет времени на детальное разбирательство;
     • конфликт кратковременный и незначительный.
     Руководителю  целесообразно использовать роль арбитра  при регулировании конфликтов по вертикали, особенно если оппоненты  разделены несколькими ступеньками  иерархической пирамиды.
     Руководитель  может выступать в роли посредника при урегулировании конфликтов в ситуациях:
     • равенства должностных статусов участников конфликта;
     • длительных, неприязненных, сложных  взаимоотношений сторон;
     • наличия у оппонентов хороших  навыков общения и поведения;
     • отсутствия четких критериев разрешения проблемы.
     Реализация  выбранного способа включает раздельные беседы с оппонентами, подготовку к  совместному обсуждению проблемы, совместную работу с оппонентами и фиксацию окончания конфликта. С согласия оппонентов руководитель может вынести проблему на собрание коллектива или совещание экспертов, привлечь к посредничеству неформальных лидеров или друзей оппонентов.
     Послеконфликтный  период характеризуется переживаниями  участников, осмыслением своего поведения. Происходит коррекция самооценок, притязаний, отношения к партнеру. Руководителю в целях снятия послеконфликтного напряжения целесообразно помочь оппонентам осуществить самокритичный анализ происшедшего, чтобы не допустить образования негативных установок в отношениях, предвзятости. Необходим искренний, объективный и конструктивный анализ конфликта с определением перспектив дальнейшего развития взаимодействия.
     Важно контролировать поведение оппонентов и корректировать их поступки с целью  нормализации отношений.
     Сформировавшаяся  отрицательная установка может сохраняться определенное время и человек будет непроизвольно испытывать антипатию к. своему бывшему оппоненту, невольно высказывать о нем отрицательное мнение и даже действовать в ущерб ему.
     Анализ  полученного опыта позволяет  руководителю осмыслить свои действия в конфликте, оптимизировать алгоритм деятельности по регулированию конфликтов среди подчиненных.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.