На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физическое воспитание в системе образования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
Содержание
Введение ..............................................................................................3
Основная часть……………………………………………………….4
1.      Физическое воспитание в системе образования и его проблемы…………………………………………………........4
1.1Функции физической культуры……………………..……….4
1.2Сущность и система физического воспитания………..…….5
1.3 Проблема физического воспитания……………………...….7
2.      Формы организации физического воспитания………………………………………………...…..9
2.1Основные Средства и методы физического воспитания………………………..………………………………9
2.2Внеклассная работа по физическому воспитанию…………………………………………………..…...11
2.3Традиционные формы организации физического
воспитания………………………………………………………..12
Вывод……………………….……………………………………..….13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на   научные  данные  о  физических   и   психических  возможностям организма,  на  специальную  материально-техническую  базу,  способствующую  их  проявлению  и  развитию.  Физическая   культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех  природных  сущностных  сил   и   морального  духа   человека В системе всестороннего совершенствования личности она составляет  важную  основу  полноценной  жизнедеятельности:   активного труда,   нормальной   семейной   жизни,   организованного   отдыха   и полноты творческого самовыражения. Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной  и профессиональной  школы;  физической  подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; программами   спортивных   школ,  секций,   кружков,   систематической зарядкой дома  и на  производстве.  Широко используется  многообразие национальных форм осуществления физической культуры» Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный человек смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
 
1.ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 2.ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
 
 
1.1ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 
 
Физическая культура  в жизни общества выполняет ряд важ­нейших функций:
1)Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги; гибкость стройность  тела,  глаз   и  ухо,  способность  ориентироваться   в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям. 
2)Воспитательная  функция  физической  культуры направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа  человека. Древние говорили:  «в здоровом  теле — здоровый дух». Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. Занятие физической культурой должны быть органично связаны с высшими   нравственными   целями   и   благородными   стремлениями. В этом  случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат интересам   общества:   борьбе   с   разгильдяйством,   распущенностью, хулиганством, курением, наркоманией, пьянством, будут способствовать   активному  труду   и   здоровому   отдыху.  
3)Образовательная функция заключается  в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; разнообразными видами физкультуры  и спорта  как средством удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей. Созерцание спортивной борьбы, проявлений мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое  наслаждение.  Однако только пассивно-созерцательное отношение к физкультуре и спорту наносит ущерб здоровью.
4)Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Прогулки в лес, пешие или лыжные походы, катания на коньках, спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы   с  такими   вредными   привычками,   как   алкоголизм,   курение, безделье,  беспорядочные  бдения  у  телевизора.  Тем  самым  физкультура и спорт выполняют.
5)Общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными занятиями.
Многовековая история физической культуры породила у людей физкультурное сознание: понимание сущности физической куль­туры, ее жизненной необходимости, значения как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития. Физкультурное сознание включает в себя знания из истории, теории, практики физкультуры и спорта, способствует вы­работке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувство радости бытия; нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий; эмоционально-эстетические пе­реживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа. Частью физкультурного сознания является способность суждения явлениях физической культуры и спорта, идеальные представления о физическом совершенстве и красоте человеческого тела, непосредственные и опосредованные физкультурно-спортивные интересы. В ходе практических занятий у ребят развивается физкультурно-спортивное мышление; готовность совершенствовать техническое мастерство; ориентироваться во времени, простран­стве и игровой ситуации; проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Все это обеспечивает формирование у них потребностей в сохранении здоровья, в организованной физи­ческой деятельности, в нравственно-эстетическом переживании; прочно вводит физкультуру и спорт в привычный, повседневный образ жизни.
Физкультурное сознание имеет свои специфические функции.
6)Просветительная заключается в том, чтобы содействовать всеоб­щему движению, достижению подлинной массовости спорта, доне­сению до индивидуального сознания каждого человека мысли о необходимости стать участником спортивно-массовой работы, борь­бы за здоровье.
7)С просветительной тесно связана стимулирующая функция физкультурного сознания. Применение разнообразных стимулов побуждает школьников к непосредственной деятельно­сти, помогает проявить выдержку, настойчивость, упорство, одер­живать победы над собой в борьбе за свое здоровье.
8,9)Необходи­мость в контролирующей и тормозящей функции физкультурного сознания возникает, когда увлечение высокими спортивными до­стижениями побуждает молодого человека игнорировать свои ос­новные дела, обязанности и нравственно-правовые нормы. Конт­роль и торможение недостойного поведения достигаются не только и не столько запретами, сколько внушением ребятам мысли о благородстве и рыцарстве подлинного спортсмена, несовместимого с безнравственностью.
 
 
 
 
 
1.2СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
 
 
Физическое воспитание есть целенаправленная, четко органи­зованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности. Она включает подрастающее по­коление в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармо­ничном развитии тела каждого в тесном, органичном един­стве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эсте­тическим воспитанием. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнасти­ческих и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физкультурные и спортивные занятия помогают пре­одолению трудностей в период полового созревания подростков, борьбе за трезвость среди школьников, против употребления нар­котиков, токсических средств и курения табака.
Физическое   воспитание   способствует  преодолению   некоторых жизненных противоречий. Ребенок, будучи от природы активнодеятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма  за   счет движения,  попадает  в  современной   школе  и семье  в условия  ограниченной  физической  подвижности,  бездеятельности,   пассивной  созерцательности   и  психологических  пере­грузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение,  патологические  нервно-психические  и сердечно-сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к раз­решению  этого  противоречия   являются   различные   заболевания, нервные   срывы,   инфаркты,   физическая   слабость,   нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни.
Еще одно субъективно создаваемое и обостряемое противоречие возникает между нормальной целью физического воспитания как Средства достижения здоровья, удовлетворения потребностей в от­дыхе, общении, деятельности, с одной стороны, и стремлением некоторых педагогов-тренеров, родителей использовать физкультурно-спортивные занятия часто в ущерб детям, для удовлет­ворения своих честолюбивых притязаний, — с другой. Они поощ­ряют, а порой и принуждают детей заниматься спортом, лелея надежду, что из ребенка вырастет выдающийся спортсмен, участ­ник сборной страны и международных соревнований. На почве внушенных иллюзий возникает трагическая ситуация не свершив­шихся стремлений и надежд. Попавшие же в избранный круг нередко развивают в себе уродливое сознание своей исключитель­ности и вседозволенности, попадают в плен мещанства, вещизма, духовной ограниченности.
Противоречия и их отрицательные последствия преодолеваются за счет включения детей в систему всеобщего физического воспи­тания, использования всех механизмов и стимулов физического совершенствования. Основными механизмами физического воспи­тания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение. Благодаря физкультурно-спортивной де­ятельности крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная, сосу­дистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям,  оттачиваются  физические  способности,  повышается  уровень морально-психологической   устойчивости.  
Содержание физического воспитания определяется комплексной программой для. Она устанавливает единый, гигиенически обоснованный физкультурно-оздоровительный режим школы, обеспечивающий физическое развитие детей в органическом единстве с их трудовой и профессиональной подготовкой, умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.
Первая часть программы включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме учебного дня. Для всех классов с разной в зависимости от возраста интенсивностью, проводятся: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уроков, физкультурные упражнения и подвижные игры на удлиненных  переменах.   В   школах  и   группах   продленного  дня для учащихся 1—VIII классов организуются ежедневные физкультурные занятия, чередующиеся с самоподготовкой, занятиями искус­ством, самодеятельностью. Ежедневные физкультурно-оздорови­тельные мероприятия способствуют организованному отдыху де­тей, решению проблемы дисциплины в школе.
Вторая часть программы — собственно уроки физической куль­туры.
На уроках происходит постепенное нарастание сложности как самих видов физкультурно-спортивной деятельно­сти, так и упражнений внутри каждого вида. В комплексной программе для каждого класса разработаны требования к учащимся, учебные нормативы по усвоению навыков, развитию двигательных качеств. Педагогам рекомендуется строго учитывать физические и моральные возможности каждого школьника, осуществлять про­думанный, дифференцированный подход в процессе физического развития детей, формирования у них умений и навыков самосто­ятельных занятий физкультурой в домашних условиях.
Третья часть комплексной  программы посвящена внеклассным формам занятий физической культурой и спортом.
Создание групп общей физической подготовки, кружков физической культуры по гимнастике, плаванию, на­стольному теннису, конькам, бадминтону. Спортивные секци­и по гимнастике, легкой атлетике и игровым видам спорта: ба­скетбол, футбол, хоккей. Освоение техники по отдельным видам спорта; участие в лыжных гонках, туристских походах.
Четвертая часть комплексной программы включает в себя физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Проводятся ежемесячные дни здоровья и спорта. Это направлено на достижение всеобщности физического воспитания детей во внеклассной работе.
К комплексной программе тесно примыкает работа по физиче­скому воспитанию детей, проводимая общественными организация­ми, спортивными обществами, объединениями при клубах, ДЭЗах, в дворцах, домах пионеров и школьников, в специализированных спортивных школах.
Физическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми другими видами учебно-воспитательной работы. В процессе заня­тий физкультурой происходит умственное воспитание, формирует­ся тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решениям экстремальных ситуациях. В плане трудовой подготовки школьников физкультура приучает к выдержке, настойчивости, умению довести дело до конца, помогает проявить выносливость, ловкость, сноровку, быстро приобрести умение и навык. Физкуль­турные занятия формируют у детей добрую волю, выдержку, спра­ведливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа. Школьники раз­вивают в себе способность эстетического восприятия красоты че­ловеческого ума и тела, проявляющиеся в движении, борьбе, преодолении препятствий. Физическое воспитание — неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности.
К критериям физической воспитанности относятся соответству­ющие   возрастным   возможностям   детей   показатели   физического развития: двигательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях. О физической развитости ярко свидетельствуют за­каленность организма, здоровье, владение умениями и навыками, необходимыми для активного участия в спортивных играх. Показателями    физической   воспитанности,    нравственно-физической культуры  являются:  систематическая   физзарядка   и  тщательное соблюдение личной гигиены; четкая организация труда и отдыха,  полезное для тела и духа проведение свободного времени, последовательное проявление нравственной принципиальности и нетерпимости к злу; развитая способность эстетического наслаждения содержанием и формой прекрасного в физической деятельности человека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
 
Вопрос о дифференциации физического воспитания школьников неоднократно являлся предметом исследования медицинских работников, специалистов физического воспитания. Целью исследования является разработка концептуальных подходов дифференциации и индивидуализации отбора и структурирования содержания физического воспитания учащихся.
Существуют примерные показания для определения детей в подготовительную группу при некоторых отклонениях в состоянии здоровья. Данные медицинских осмотров, периодически повторяющихся раз в четверть, а также сдвиги в физической подготовленности являются основанием для заключения о дальнейших занятиях школьников физическими упражнениями в той же группе или переводе в другую. Перевод осуществляет врач. Цель работы учителя: работать над переводом в основную медицинскую группу большинства школьников подготовительной группы.  Само собой разумеется, что все заболевания требуют разного подхода. Поэтому необходимо обратить внимание на дифференцированный подход к процессу обучения, воспитания и физического развития детей с отклонениями в состоянии здоровья, определенных в подготовительную медицинскую группу с целью их физического совершенства и возможности подготовки для перехода в основную группу.
Особое внимание следует обратить на содержательную часть занятий. Переключение внимания с учащихся основной группы на подготовительную должно проходить путем замаскированного чередования или «как получается». Схема урока физической культуры является общей для учеников как основной так и подготовительной медицинских групп. Главное различие заключается в дозировке физической нагрузки и специфике содержания учебного материала каждой из частей урока. Эффективность урока физической культуры зависит от методов организации деятельности учащихся.
Фронтальный метод организации деятельности используется и в подготовительной и в заключительной частях урока. Сущность в том, что учитель занимается со всеми учениками.
Групповой метод применяется в основной части и используется при прохождении достаточно сложного материала. Преимущество способа в том, что учитель имеет возможность оказывать необходимое внимание группе более слабых учеников, не нарушая общего хода урока и не мешая другим.
Метод индивидуальных занятий предусматривает самостоятельное выполнение упражнений, используется как в основной, так и в подготовительной частях урока. Метод способствует выполнению корректирующих упражнений, варьированию объема и интенсивности упражнений и индивидуальному совершенствованию двигательных умений и навыков.
Важным моментом в работе учителя являются разработка комплексов применяемых физических упражнений. При этом основное внимание необходимо сосредоточить на бережном отношении к состоянию здоровья ребенка. Обязательно должны использоваться дополнительные формы занятий в виде различных мероприятий, прогулок, экскурсий, соревнований, которые позволяют корректировать отдельные отклонения детей различного характера и различной степени осложнения.
Все группы можно разделить на три подгруппы А, Б и В.
Подгруппа А объединяет заболевания, при которых выбор физических нагрузок обусловливается реакцией на них состояниями  сердечно-сосудистой системы. Например, нарушение сердечного ритма, некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы, патология органов зрения, хронические заболевания верхних дыхательных путей, хронические отит, хроническая пневмония, хронический пеилонефрит.
При этих заболеваниях используются специальные тренирующие нагрузки, направленные преимущественно на развитие общей выносливости.
Подгруппу Б составляют  заболевания при которых выбор нагрузок обусловливается состоянием органов брюшной полости, малого таза, степенью проявления болевого синдрома. В эту подгруппу входят дискенезии желчевыводящих путей, гастродуоденит, остаточные явления после операций, хронические заболевания органов в стадии ремиссии. Здесь так же используется комплекс упражнений: например на осанку, самомассаж, дыхательные, водные процедуры.  
Подгруппу В объединяют заболевания и анатомические дефекты опорно-двигательного аппарата: деформация суставов и позвоночника, различные нарушения осанки, плоскостопие. Упражнения на осанку, общеразвивающие, дыхательные танцевальные, подвижные игры. Направленность упражнений состоит в увеличении амплитуды движений суставов и позвоночного столба, формирования мускульного корсета.
Для подгруппы А не существует противопоказаний в выполнении следующих контрольных нормативов: наклон из положения стоя, челночный бег, подтягивание на перекладине
В подгруппе Б можно выполнять челночный и шестиминутный бег. Следует соблюдать осторожность при выполнении наклонов туловища из положения сидя, подтягивания на перекладине, прыжке в длину с места.
В подгруппе В контрольные упражнения  подбираются индивидуально в зависимости от двигательных возможностей.
Оценка текущей успеваемости должна проводиться на основании отношения школьника к урокам физической культуры и положительной динамики приростов нормативов, т.е. соответственно нормативным требованиям.
Таким образом, дифференциация физического воспитания школьников по группам здоровья с акцентом на оптимизацию двигательной подготовленности группы заключается, на наш взгляд, в следующем:
1.                           Школьники, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе здоровья с низким физическим развитием и подготовленностью, занимаются физической культурой вместе с основной группой при условии тщательного отбора физических нагрузок.
2.                           Дифференциация физического воспитания – это организация учебно-воспитательного процесса с учетом возрастно-половых, индивидуальных психофизиологических особенностей. Они включают и целесообразность использования различных комплексов физических упражнений в зависимости от диагноза и группы заболеваний, а также необходимость разработки различных подходов к оценке результатов контрольных нормативов подготовительной группы.
3.                           Для организации учащихся подготовительной группы на уроке следует использовать различные методы проведения занятий, но с преимущественным проведением основной части по отделениям и со строгим ограничением использования соревновательного метода.
4.                           Для улучшения состояния здоровья с учащимися подготовительной медицинской группы должны проводиться дополнительные занятия по общефизической подготовленности один-два раза в неделю по 45-60 минут в послеурочное время.
5.                           Основное содержание уроков и дополнительных занятий этих детей заключается в выполнении специальных упражнений в зависимости от характера заболеваний, возрастно-половых особенностей и состояния спортивной базы. Школьники этой группы могут участвовать в соревнованиях, по строгому допуску врача.
6.                           В зависимости от реакций организма все заболевания делятся на три подгруппы А, Б и В, описанные выше.
7.                           Все учащиеся подготовительной группы выполняют нормативные упражнения за исключением противопоказанных. Для подгруппы А осторожность следует соблюдать при выполнении прыжков в длину с мета и при поднимании туловища, для Б – при выполнении наклонов туловища из положения сидя, подтягивании на перекладине, прыжка в длину с места. Для подгруппы В контрольные упражнения подбираются с учетом двигательных возможностей.
8.                           Оценка текущей успеваемости должна проводиться на основании отношения школьника к урокам физической культуры и положительной динамики приростов нормативов. Уровень средней и итоговой оценки определяется по выполненным нормативам, независимо от их количества. При выставлении четвертных отметок учащимся подготовительной группы уровень физической подготовленности не учитывается.
9.                           Несомненно, необходимым условием для решения проблемы является разработка программно-методических требований, а также определение должных величин контрольных нормативов для учащихся подготовительной медицинской группы.
 
Проблема дифференциации физического воспитания является актуальной и должна реализовываться в современной школе, при правильном подходе учителя и других специалистов, с учетом всех рекомендаций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
 
2.1 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
 
Фор­мирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообраз­ных средств и методов физического развития учащихся. К средст­вам физического воспитания относятся: а) естественные силы при­роды: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спор­тивные игры, туризм.
Однако педагогическая эффективность всех этих средств опре­деляется двумя условиями: с одной стороны, комплексным их ис­пользованием, а с другой — применением всего разнообразия мето­дов физического воспитания. Какие же из этих методов являются наиболее существенными?
В процессе физического воспитания в качестве основного мето­да выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диа­пазон применения физических упражнений (тренировки) исключи­тельно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состяза­ниях и т.д., все это так или иначе связано с физическими упражне­ниями и тренировкой. Без специальных упражнений нельзя выра­ботать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.п. Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций и в ту­ристических походах — это тоже не что иное, как своеобразное про­явление метода физических упражнений.
Однако эффективность физических упражнений во многом зави­сит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует воле­вые усилия на укреплении и совершенствовании своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание, как уже отмеча­лось, не сводится лишь к физическому развитию и укреплению здоро­вья, оно охватывает также формирование у учащихся потребности в повышении своей физической культуры в целом и разумного отноше­ния к организации труда и отдыха. Поэтому большое значение в физи­ческом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются прежде всего в про­цессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъяс­няется значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Приме­ры из жизни выдающихся людей, известных спортсменов, а также лучших учащихся и самих учителей служат предметом подражания для школьников в процессе занятий физической культурой.
Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций на спортивные темы, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания.
Один из основных — метод объяснения (словесный). Он приме­няется на всех этапах обучения. Объяснение должно быть по­нятным ученикам во всех деталях. Излагать материал надо чет­ко и кратко, останавливаясь главным образом на ключевых вопросах, связывая их между собой. В период начального обуче­ния объяснять надо так, чтобы ученики поняли, как надо вы­полнять тот или иной элемент движения, в период же углублен­ного разучивания — почему именно так, а не иначе.
Самые простые упражнения можно выполнять без объяс­нений: более сложные требуют объяснения и показа «с листа». Показ изучаемых движений — сначала в целом, потом по час­тям (расчлененно) и опять в целом — желательно дополнять демонстрацией иллюстративных материалов — рисунков, кино­грамм, кинокольцовок.
Сложные упражнения можно разделять на части. При изу­чении таких упражнений используют подготовительные упраж­нения. Одни из них имитируют форму движений разучиваемой части упражнения, другие — характер усилий, третьи — и то, и другое в совокупности. Например, при изучении прыжка в высоту перешагиванием для ознакомления с движением маха ногой учащийся становится боком к наклоненной под углом планке и несколько раз повторяет такое упражнение: делает шаг вперед толчковой ногой, затем сильный мах другой, пере­носит маховую ногу через планку и переносит на нее массу тела. Чтобы прочувствовать характер усилий отталкивания, учащийся резко выпрыгивает вверх, стараясь коснуться вытя­нутой вверх рукой подвешенного мяча (баскетбольной корзины). Чтобы овладеть сочетанием отталкивания и маха другой ногой, учащийся выполняет эти движения с небольшого раз­бега, приземляясь на горку матов (высотой на уровне пояса). Однако, применяя метод расчлененного упражнения, не сле­дует излишне дробить изучаемое двигательное действие. Сле­дует расчленять движение на такие элементы, которые школь­ник может выполнить достаточно правильно уже с нескольких попыток. Желательно, чтобы конечное положение одного эле­мента служило началом другого. Два-три освоенных элемента соединяют в связку. Во всех элементах стараются четко за­фиксировать подготовительную, основную и заключительную фазы положения тела.
Основную фазу движений не всегда можно разделить на части. Этого, например, нельзя сделать в движениях с безопор­ным положением (в прыжках в длину и высоту). При разучи­вании таких положений просто переключают внимание школь­ника последовательно с одного момента движения на другой, например в прыжке в высоту перешагиванием — на перенесе­ние через планку маховой ноги, на положение туловища, на положение рук, на перенос толчковой ноги.
В процессе закрепления нав
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.