На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Финансовый менеджмент"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
 
 
 
КУРС ЛЕКЦИЙ
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
 
Текст лекций
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предмет, задачи курса, базовые понятия……………………………….4
Тема 1.Финансовый менеджмент  - управленческий комплекс………9
Тема 2.Финансовый механизм………………………………………….13
Тема 3.Управление финансовыми ресурсами и капиталом…………..16
Тема 4.Инвестирование капитала и его виды………………………….19
Тема 5.Дисконтирование и индексация капитала……………………..22
Тема 6.Оценка недвижимости, приносящей доход……………………25
Тема 7.Управление текущими затратами предприятия……………….30
Тема 8.Управление оборотными средствами…………………………..34
Тема 9.Управление финансовыми рисками…………………………….39
Тема 10.Распределение прибыли………………………………………..46
Тема 11.Формирование и распределение чистой прибыли……………48
Тема 12.Амортизация…………………………………………………….51
Тема 13.Финансовое обеспечение процесса хозяйствования………….53
Список литературы……………………………………………………….60
 

Предмет, задачи курса, базовые понятия

1.Сущность, виды, уровни и функции финансового менеджмента.
2. Наука «финансовый менеджмент», основные ее мировые и российские школы.
3.Условия, определяющие финансовый менеджмент, область его действия.
 
Менеджмент можно рассматривать с трех сторон:
1.Как систему экономического управления.
2.Как орган управления (аппарат управления).
3.Как форму предпринимательской деятельности.
Менеджмент можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.
Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации и принятие решений. Осуществление управляющих  воздействий охватывает передачу и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями, поэтому любое действие менеджмента – мероприятие экономического характера.
Финансовый менеджмент прежде всего направлен на управление денежными потоками и оборотными средствами. Финансовый менеджмент – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.
Финансовый менеджмент надо рассматривать как интегральное явление, имеющее разные формы проявления. С функциональной точки зрения финансовый менеджмент представляет собой систему экономического управления и часть финансового механизма. С инстутиционной точки зрения финансовый менеджмент есть орган управления. С организационной и правовой точки зрения финансовый менеджмент – это вид предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент как система управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Содержание финансового менеджмента составляет ответ на вопрос: как искусно руководить этим движением и отношениями. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.
Финансовый менеджмент  включает в себя стратегию и тактику управления. Стратегия – это общее направление и способ  использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения не противоречащих принятой  стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы или объекта управления и управляющей подсистемы или субъекта управления.
 
информация о состоянии         вход          внешняя информация 
 
         объекта
 
Управляющая подсистема (субъект)
Финансовая дирекция и ее подразделения
Финансовый менеджер

 
                                                               командная информация
 
Управляемая подсистема (объект)
Финансовые отношения
Денежный поток
Кругооборот капитала
Финансовые ресурсы и их источники
 
выход
Объектом  управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект управления – специальная группа людей, которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Любой объект управления представляет собой систему, состоящую из совокупности взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Финансовая система входит в социально-экономическую систему, главным свойством которой является то, что в ее основе лежат интересы людей.
Любая система состоит из элементов, под которыми следует понимать такие подсистемы, которые в условиях данного исследования представляются неделимыми, не подлежащими дальнейшему расчленению на составляющие. Следовательно, элемент всегда является структурной частью системы. Для финансов хозяйствующего субъекта в качестве немедленного элемента системы рассматриваются финансы структурного подразделения этого субъекта.
Каждому элементу присущи различные свойства. Основными свойствами элемента системы являются:
1.Элемент системы выполняет только ему  присущую функцию, которая не повторяется другими элементами данной системы.
2.Элемент обладает способностью взаимодействовать с другими элементами и интегрировать с ними, что является признаком целостности системы.
3.Элемент тесно связан с другими элементами своей системы.
Свойства элементов финансовой системы позволяют вывести общее правило финансового менеджмента: всегда надо стремиться  к финансовой устойчивости системы в целом, а не отдельных ее элементов.
Сам процесс управления может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемы. Процесс управления предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.
Финансовая система является сложной, динамичной и открытой системой. Сложность финансовой системы определяется неоднородностью  составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным разнообразием. Это вызывает многообразие и различие элементов системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественностью критериев их деятельности.
Динамичность финансовой системы обусловлена тем, что она находится в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Финансовая система – это открытая система, так как она обменивается информацией с внешней средой.
Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Различают: функции объекта управления и функции субъекта управления. К функциям объекта управления относятся:
-                    организация денежного оборота;
-                    снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами;
-                    организация финансовой работы и т.д.
Функции субъекта управления, то есть конкретный вид управленческой деятельности складывается из:
-                    сбора, систематизации, передачи и хранения информации;
-                    выработки и принятия решения;
-                    преобразования решения в команду;
-                    планирования, прогнозирования, предвидения;
-                    организации, регулирования, координации;
-                    стимулирования;
-                    контроля.
Функция управления – финансовое планирование – охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и воплощение их в жизнь. Финансовое планирование – это процесс разработки людьми конкретных финансовых мероприятий. Для того, чтобы эта деятельность была успешной, вырабатывается методология и методика разработки  финансовых планов.
Прогнозирование  в финансовом менеджменте – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта. Прогнозы представляют собой предвидения соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является его альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая  вариантность развития финансового состояния объекта управления. Прогнозирование на основе экстраполяции и прямого предвидения изменений. Управление на основе предвидения требует выработки у финансового менеджера чутья рыночного механизма и интуиции, применения гибких решений.
Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К ним относятся: создание аппарата управления, разработка норм, нормативов, методик и т.д., установление связей между управленческими подразделениями.
Регулирование в финансовом менеджменте – это воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по управлению возникших отклонений от графиков, норм, нормативов, законов, плановых заданий.
Координация в финансовом менеджменте – это согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.
Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения  финансовых планов и т.п. С помощью контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные возможности и резервы, вносятся коррективы в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ – это часть планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной планирования финансов и должен рассматриваться как его составная часть.
Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, поэтому финансовый менеджмент обладает многовариантностью, которая означает сочетание стандарта и неординарности  финансовых комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации.
Главное в финансовом менеджменте – правильная  постановка цели, отвечающая финансовым интересам  объекта управления.  Финансовый менеджмент  весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий финансового рынка, финансовой ситуации, финансового состояния  объекта управления. Поэтому финансовый менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления, на умении быстро и правильно оценить конкретную финансовую ситуацию, на способными быстро найти оптимальный выход из ситуации.
В финансовом менеджменте готовых рецептов нет и не может быть. Менеджмент учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных  хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха для конкретного субъекта.
 
 

Тема 1.Финансовый менеджмент – управленческий комплекс

 
В практическом использовании финансовый  менеджмент связан  с управлением разными финансовыми активами, каждый из которых требует использования соответствующих приемов управления и учета специфики соответствующего звена финансового  рынка. Поэтому финансовый менеджмент можно рассматривать как сложный управленческий комплекс, включающий в себя:
1)риск – менеджмент;
2)менеджмент кредитных операций;
3)менеджмент операций с ценными бумагами;
4)менеджмент валютных операций;
5)менеджмент операций с драгоценными  металлами и камнями;
6)менеджмент операций с недвижимостью.
Управление финансами осуществляется  во времени. Временной признак влияет на цели и направления управления. По этому признаку финансовый менеджмент делится на:
-                    стратегический менеджмент;
-                    оперативно-тактический менеджмент.
Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями. Он связан с реализацией выбранной стратегической цели. Стратегический финансовый менеджмент предполагает прежде всего:
-                    финансовую оценку проектов вложения капитала;
-                    отбор критериев принятия инвестиционных решений;
-                    выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала;
-                    определение источников финансирования.
Оценка инвестиций производится с помощью различных критериев, которые могут быть самыми многообразными. Капитал выгодно вкладывать если:
-                    прибыль от вложения капитала в проект превышает прибыль от депозита;
-                    рентабельность инвестиций превышает уровень инфляции;
-                    рентабельность данного проекта с учетом фактора времени выше, чем рентабельность других проектов.
Все инвестиции протекают во времени, поэтому в стратегическом менеджменте важного учитывать влияние фактора времени:
1)ценность денег со временем снижается;
2)чем продолжительнее инвестиционный период, тем больше степень финансового рынка.
Поэтому в стратегическом менеджменте широко используются также прибыль как капитализация прибыли, дисконтирование капитала, компаудинг, приемы снижения степени финансового риска.
Оперативно-технический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью, которое направлено:
1)на обеспечение такой суммы наличных денег, которой будет достаточно для выполнения  финансовых обязательств;
2)на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.
Цели управления должной наличностью следующие:
1)увеличение скорости поступления наличных денег;
2)снижение скорости денежных выплат;
3)обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег.
Для каждой цели существуют свои методы управления. Для первой цели – это методы, которые позволяют как можно быстрее собрать денежные средства, применяя эффективные формы расчетов, за счет получения денег от дебиторов и т.д. Управление дебиторской задолженностью предполагает:
1)управление оборачиваемостью средств в расчетах с целью их ускорения;
2)контроль за недопущением неоправданной дебиторской задолженностью;
3)снижение суммы дебиторской задолженности.
В процессе управления большое значение имеет отбор потенциальных покупателей, выбор условий и форм расчетов за товары (услуги), например, получение аванса, предоплаты,  эффективные виды аккредитива и др. Отбор покупателей осуществляется по таким критериям как:
-                    соблюдение ими в прошлом платежной дисциплины;
-                    состояния их финансовой устойчивости;
-                    уровень и динамика их платежеспособности.
Управление дебиторской задолженностью включает контроль за ее продолжительностью. Для этого целесообразно производить группировку дебиторской задолженности по срокам ее возникновения (1м, 3м, 6м, 12 м).
Для выполнения второй цели необходимы методы, которые позволяют отсрочить платежи, для сохранения денежных средств в обращении как можно дольше.
Для выполнения третьей цели следует использовать метод управления кассовой наличностью, который позволяет уменьшить ее до минимума и увеличить объем денежных средств для вложения в активы, приносящие доходы.
Финансовый менеджмент как орган управления представляет собой аппарат управления, т.е. часть руководства хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях и в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером.
Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, состав которых определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта. К ним относятся: финансовый отдел, бухгалтерия, сектор (бюро) анализа и т.д. Дирекция и все ее подразделения функционируют на основе Положения о финансовой дирекции, которое включает в себя общие моменты организации дирекции, ее задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.
Основные функции финансовой дирекции:
-                    определение цели финансового развития хозяйствующего субъекта;
-                    разработка финансовой стратегии и финансовой программы развития хозяйствующего субъекта и его подразделений;
-                    определение инвестиционной политики;
-                    разработка кредитной политики;
-                    установление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделений хозяйствующего субъекта;
-                    разработка плана (схемы) денежных потоков, финансовых планов хозяйствующего субъекта и его подразделений;
-                    участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта;
-                    обеспечение финансовой деятельности (использование денежных средств, получение прибыли, распоряжение капиталом);
-                    осуществление расчетов с поставщиками, покупателями и т.д.;
-                    осуществление страхования от финансовых коммерческих рисков, залоговых, трастовых, лизинговых и других финансовых операций;
-                    ведение бухгалтерского и статистического в области финансов учета, составления бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта;
-                    анализ финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
В управлении финансовой деятельностью ключевой фигурой является финансовый менеджмент. На крупных предприятиях и акционерных обществах целесообразно формировать группу финансовых менеджеров, за каждым из которых закрепляется конкретное направление работы и определенные обязательства. Во главе группы стоит ведущий финансовый менеджер (лидменеджер). Деятельность  финансового менеджера регламентируется его должностной инструкцией, включающей в себя и квалификационную характеристику финансового менеджера.
Финансовый менеджер, очень часто, является наемным работником, который привлекается к управленческой деятельности по контракту. Как высший служащий, кроме заработной платы, он может получать вознаграждение в виде процента от прибыли, которое называется «тантьема». Размер тантьемы определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности означает, что управление финансовой деятельностью не может быть чисто бюрократическим, административным актом. Речь идет о творческой деятельности, которая активно реагирует на изменения, происходящие в окружающем мире. Финансовый менеджмент как форма предпринимательства предполагает использование научных основ планирования и управления, финансового анализа, нововведений (инноваций).
Как форма предпринимательств финансовый менеджмент может быть выделен  в самостоятельный вид деятельности. Эту деятельность исполняют как профессиональные менеджеры, так и финансовые институты (траст-компании, брокерские конторы и т.д.). Суть финансового менеджмента как форма предпринимательства выражается в обмене:
Деньги                          Услуги фин.                        Деньги с приростом
                                       менеджера
Сферой  приложения финансового менеджмента является финансовый рынок, на котором проявляются экономические отношения между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между их стоимостью и потребительной стоимостью. Функционирование финансового рынка создает основу для предпринимательства в области управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями. Эффективность применения финансового менеджмента достигается только в комплексной увязке с функционированием, действиями методов и рычагов финансового механизма.
 
Тема 2.Финансовый механизм
 
Финансы не только  экономическая категория. Одновременно финансы вступают инструментом воздействия на производственный и торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, который представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма  входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. 
Финансовый механизм
 
Финансовые методы          Фин.рычаги     Правовое            Нормативн.    Информационное
                                                                       обеспечение       обеспечение    обеспечение
-               планирование               - прибыль          - законы              - инструкции   - информация
-               прогнозирование         - доход               - Указы Пра-       - нормативы    разного вида
-               инвестирование           - амортизация    вительства          - нормы            и рода
-               кредитование               - фин.санкции   - постановления  – методич.
-               самокредитование       - цена                 Правительства    указания
-               самофинансирование  - арендн.плата   - приказы и         - др.
-               налогообложение        - дивиденды       письма Минис-
-               система расчетов         - проценты         терств
-               матер.стимулирование - дисконтиро-   - устав юрид.
и ответственность               ние                    лица 
-               страхование                  - целевые экон.  
-               залоговые операции     фонды
-               трансфертные              - вклады
операции                            - паевые взносы 
-               трастовые операции    - инвестиции
-               аренда                           (прямые, вен-
-               лизинг                           чурные, порт-
-               факторинг                     фельные)
-               фондообразование       - котировка
-               взаимоотношения        вал.курсов   
с учредителями, хоз.          - формы
субъектами, органами        расчетов
гос.управления                   - виды кре-
                                              дитов
                                             - франизма
                                             - преференция
                                             - курсы валют,
                                             ценных бумаг
 
Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях:
-         по линии управления движением финансовых ресурсов;
-         по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладываются не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом, представляющим собой метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности.

Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация этой цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую  деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.

Необходимо рассчитывать и сопоставлять различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода, максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требование соизмерения размеров вложенного капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначается термином «инпут-аутпут» (input-ouput).

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, принятые технологии, разъяснения, методики и другие документы отражающие связь производства с реализацией товаров и услуг.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой, технологической и прочей информации. К финансовой информации относятся:
-         осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров, потребителей и конкурентов;
-         о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютных рынках и т.п.;
-         сообщения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках;
-         о финансовой и коммерческой деятельности всяких достойных внимания хозяйствующих субъектов;
-         различные другие сведения.
Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Некоторые виды информации (направленные сведения о поставщиках могут являться интеллектуальной собственностью и вносится в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.
Финансовый менеджер, обладающий высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую негативную, или ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на какую-то тему и использовать их в свою пользу. Информация собирается по фрагментам, которые, собранные воедино, обладают полновесной информационной ценностью. Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет быстрее принять финансовые и коммерческие решения, влиять на правильность таких решений, что в итоге ведет к улучшению финансового результата.
 
Тема 3.Управление финансовыми ресурсами и капиталом
 
Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта – это денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы направляются на развитие производства, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление и образование резервов.
Финансовые ресурсы, предназначенные для развития производственно-торгового процесса, представляют собой капитал в его денежной форме, т.е. капитал – это часть финансовых ресурсов. Капитал – это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег осуществляется путем вложения их в предпринимательство, передачи в ссуду, сдачи в наем. Капитал – это деньги, предназначенные для получения прибыли.
Всеобщая формула капитала:
D – T – D1
(D1 – D) – доход инвестора
(D1 – T) – выручка от продажи товара
(D – T) – затраты инвестора на покупку товара.
По форме вложения различают предпринимательский и кредитный капитал.
Предпринимательский капитал – это капитал, вложенный в предприятия, путем прямых и портфельных инвестиций. Такое вложение капитала осуществляется с целью получения прибыли и прав на управление предприятием.
Кредитный капитал – это денежный капитал, представленный в кредит на условиях возвратности и платности. Кредитный капитал выступает как товар, и его ценой является процент.
Основные фонды (основной капитал) представляет собой средства труда, многократно используемые в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. Жизненный цикл основных средств состоит из этапов: поступление – участие в производственном процессе – перемещения внутри предприятия – ремонт – сдача в аренду – инвентаризация – выбытие.
Особенности воспроизводства основных фондов определяется рядом характерных признаков:
-         постепенный перенос стоимости основных фондов на стоимость подготовленной продукции;
-         движение потребительской стоимости и стоимости;
-         оборот стоимости фондов;
-         частичное воспроизводство стоимости в готовой продукции и ее накопление в денежной форме;
-         возобновление основных фондов в вещественно-натуральной форме на более высоком потребительском уровне.
Денежные средства, авансированные на приобретение основных фондов, называются основными средствами (основной капитал).
В составе основных производственных фондов различаются активная и пассивная части. Активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт, определяют масштабы его производства и уровень производительности труда работников. К ним относятся, прежде всего, машины, оборудование, инструмент. Пассивная часть основных фондов – это те из них, которые  создают необходимые условия для процесса труда: здания, сооружения, передаточные устройства и т.п. Деление основных фондов на активные и пассивные в определенной степени условно и зависит от специфики функций, выполняемых отраслью.
Нематериальные активы – это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами, «ноу-хау», авторские права, лицензии и т.п., организационные расходы, торговые марки, фирменные знаки, цена фирмы.
По характеру применения нематериальные активы похожи на основные средства. Они используются длительное время, приносят прибыль, с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при выявлении прибыли от их применения.
Оценка нематериальных активов производится по согласованию сторон при их взносе в уставный капитал. На основе цен мирового или внутреннего рынка. В стоимость нематериальных активов входят покупная цена, расходы связанные с приобретением и приведением в состояние готовности этих активов. Стоимость нематериальных активов включается в себестоимость путем начисления износа.
Экономическая организация любого хозяйствующего субъекта начинается с образования основных и оборотных средств, величина которых носит название уставный фонд (уставный капитал). Уставный капитал – это сумма вкладов учредителей для обеспечения жизнедеятельности хозяйствующего субъекта. Его величина зафиксирована в учредительных документах. Порядок формирования уставного капитала регулируется законодательством и учредительными документами (не менее 100 МРОТ).
В унитарных предприятиях создается уставный фонд. Общества, создаваемые без наличия устава, имеют складочный капитал. В качестве источника собственных средств выступает также добавочный капитал, который отражает сумму от переоценки товарно-материальных ценностей, основных фондов и нематериальных активов, сумма комиссионного дохода.
В финансовой деятельности хозяйствующего субъекта различают активы и пассивы. Активы – это совокупность имущественных прав, принадлежащих ему. Сюда входят основные средства, нематериальные активы, оборотные средства. Пассивы хозяйствующего субъекта – это его долги и обязательства, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность. К пассивам не относятся дотации, субвенции, собственные средства и другие источники. Субвенция – вид денежного пособия и стороны государства из внебюджетных фондов, предоставляемых на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нецелевого ее использования.
Гудвил: 1) – это условная стоимость деловых связей фирмы, денежная оценка неосязаемого капитала (простой торговой марки, опыт деловых связей, устойчивую клиентуру, репутация фирмы в финансовом мире, механизм контроля за сбытовой деятельностью и др.). 2)Неосязаемый капитал, как разность между ценой фирмы в целом и ценой реального основного капитала.
 
 
 
 

Тема 4.Инвестирование капитала и его виды
 
Финансовые ресурсы используются предприятием для финансирования текущих расходов и инвестиций. Инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвестором в объекты предпринимательства с целью получения прибыли. Инвестиции делятся на чистые и портфельные. Чистые инвестиции представляют собой капиталовложения, направленные на поддержание и расширение основных фондов. Трансфертные инвестиции, носящие характер трансферта – затраты денег, ведущие к смене собственного капитала. К ним относится покупка акций и мэрджер.
В хозяйственной практике можно выделить три центра вложения капитала: профит, венчур, центр затрат. Профит – это центр, доходы от деятельности которого устойчиво превышают расходы на эту деятельность. Венчур – это центр, который пока не приносит устойчивого дохода, но, возможно, скоро будет приносить его. Это рискованное вложение капитала в центр, который может со временем, стать устойчивым и превратиться в профит. Центр затрат – это центр, через который проходит денежный поток и результатом выхода из него является информация.
Инвестиции бывают рискованные, прямые портфельные и аннуитет. Рисковые инвестиции или венчурный капитал представляет собой инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств и высокую норму прибыли.
Рискованные вложения капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм. В областях новых технологий. Рискованный капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: кредитного, акционерного, предпринимательского.
Портфельные инвестиции представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Портфельные инвестиции – это концептуальные понятия, используемые для обозначения совокупности активов, сопоставляющих богатство отдельного индивида. Портфель  - совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения цели вкладчика.
Принципами формирования инвестиционного портфеля является безопасность и доходность вложений, их рост и ликвидность. Под безопасностью принято понимать неуязвимость инвестиций от потрясения на рынке инвестиционного капитала и стабильность получения дохода. Безопасность обычно достигается в ущерб доходности и росту вложений.
Главная цель при формировании портфеля состоит в достижении оптимального сочетания между риском и доходом для инвестора. Набор инвестиционных инструментов призван снизить риск потерь вкладчика до минимума и одновременно увеличить доход до максимума.
Методом снижения риска серьезных потерь служит диверсификация портфеля, т.е. приобретение определенного числа различных ценных бумаг. Риск снижения, когда капитал распределяется между множеством разных ценных бумаг. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможно невысокие  доходы по одним ценным бумагам будут компенсироваться высокими доходами по другим.
Рассматривая вопрос о создании портфеля, инвестор должен определить для себя параметры:
1.Выбрать оптимальный тип портфеля:
а)доход за счет процентов и дивидендов;
б)доходы за счет курсовой разницы;
2.Определить приемлемое для себя сочетание риска и дохода портфеля.
3.Определить первоначальный состав портфеля. Агрессивный и консервативный инвестор.
4.Выбрать схему дальнейшего управления портфелем.
Финансовый леверидж – (средство для достижения цели) представляет собой соотношение между облигациями и привелигированными акциями с одной стороны и обыкновенными акциями – с другой.
   
 
    О + А1

Л =

            А2 
О – облигации,
А1 – привелигированные акции,
А2 – обыкновенные акции.
Финансовый леверидж является показателем финансовой устойчивости АО. Высокий уровень левериджа – явление опасное, так как ведет к финансовой неустойчивости.
Аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном, это вложение средств в страховые и пенсионные фонды, которые выпускают долговые обязательства, используемые владельцами на покрытие непредвиденных расходов в будущем. Пенсионные фонды обеспечивают своих клиентов денежными средствами после выхода на пенсию. Страховые компании при страховании жизни могут предложить получателю денег по страховому полису единовременную выплату или аннуитет.
Инфляция – обесценивание бумажных денег и безналичных денежных средств, не разменянных на золото. Инфляция проявляется в росте цен. Если уровень инфляции 2-3% в год, это не требует каких-либо мер, инфляция больше 10% в год свидетельствует о больной экономике.
Дефляция связана с падением цен. Значительная дефляция ведет к экономическому спаду, резкому ухудшению условий предпринимательства и экономическому кризису.
Стагфляция – состояние экономики, характеризующее сочетание одновременно протекающих процессов стагнации в экономическом росте и инфляции.
 

Тема 5.Дисконтирование и индексация капитала

 
Финансовые ресурсы, материальную основу которых составляют деньги, имеют временную ценность, которая может рассматриваться в 2-х аспектах.  Первый аспект  связан с покупательной способностью денег. Денежные средства в данный момент и через определенный промежуток времени при равной номинальной стоимости имеют совершенно разную покупательную способность из-за инфляции. Второй аспект связан с обращением денежных средств как капитала и получением доходов от этого оборота. Деньги как можно быстрее должны делать новые деньги. Имеются два варианта вложений:
1)При вложении 10 тыс.руб. доход через год составит 10 тыс.руб. или 100%;
2)При вложении 10 тыс.руб. доход через 3 месяца составит 2,5 тыс.руб. или 25%.
Выгоднее принять второй вариант , так как сумма денежных средств, получается после трех месяцев, может быть вновь пущена в оборот и принести дополнительный доход. При четырех оборотах за год доход составит 14,4 тыс.руб., т.е. больше на 4,4 тыс.руб. чем в первом варианте.
Этот дополнительный доход определяется с помощью методов дисконтирования доходов. Дисконтирование дохода – это приведение дохода к моменту вложения капитала. Коэффициент приведения определяется по формуле:
           t
а =
        1+n
t – число лет,
n – норма доходности.
Дисконтирующий множитель позволяет определить современную стоимость (финансовый эквивалент) будущий денежной суммы, т.е. уменьшить ее на доход, нарастающий за определенный срок по правилу сложных процентов. На практике обычно используются таблицы с заранее исчисленными значениями. Для определения  наращенного капитала и дополнительного дохода с учетом дисконтирования используются формулы:
1) К1=К (1+n)t
К – размер вложения капитала
n – ставка доходности
t – число лет.
2) D = K (1+n)t – K0
n – ставка доходности
t – число лет.
Дополнительный доход (D), будущая стоимость капитала (К1) были определены с помощью компаудинга. Компаудинг – процесс перехода от текущей стоимости капитала к его будущей стоимости. Процесс противоположный компаудингу, называется дисконтирование. Дисконтирование – это процесс,  определения сегодняшней стоимости денег, когда известна их стоимость на какой-то момент в будущем.
Дисконтирование дохода применяется для оценки будущих денежных поступлений (прибыль, проценты, дивиденды) с позиции текущего момента. Инвестор, сделав вложения капитала должен руководствоваться следующими положениями:
1)происходит постоянное обесценивание денег;
2)желательно периодическое поступление дохода на капитал, в размере не ниже определенного минимума.
Инвестор оценивает, какой доход он может получить в будущем и какую максимально возможную сумму финансовых ресурсов допустимо вложить в данное дело. Эта оценка производится по формуле:
           Кt
К =
       (1+n)t
Для измерения динамики экономических процессов за какой-то период времени используется относительный показатель-индекс, который может использоваться:
1)как прием анализа динамики показателей;
2)как экономический инструмент государственного регулирования.
В этом случае индексация – это способ сохранения реальной величины денежных ресурсов по их покупательной способности в условиях инфляции.
При анализе и прогнозе финансовых ресурсов необходимо учитывать изменение цен, для чего используют индекс цен. Индекс цен – показатель, характеризующий изменение цен за определенный период времени:
        P1
i=
        P0
P1 – цена конкретного товара отчетного периода,
P0 - цена базисного периода.
Индекс цен могут применяться:
а)для оценки динамики покупательной возможности в истекшем периоде;
б)в прогнозировании необходимых в будущем финансовых средств исходя из складывающейся тенденции цен.
Для анализа и прогноза количественных показателей хозяйственной деятельности применяются также индексы стоимости (выручки, товарооборота), физического объема (выпуск продукции) количества, структуры.
         ?  P1g1
ic =
         ?  P1g0
 
g0 – количество товаров за прошлый период
 
         ?  P0g1
i0 =
         ?  P0g0
 
         ? g1            ? g1?P0
ic =              =  
         ?  g0           ?  g1?P0
 
                                  
                                  ? g1?P0
Icтруктур            =               
                       ? g1?P0
 
?Р0 – средняя цена прошлого периода.
 

Тема 6.Оценка недвижимости, приносящей доход

 
На стоимость недвижимости влияют различные факторы, которые постоянно меняются, поэтому оценка недвижимости достоверна только на определенную дату. Рыночная стоимость недвижимости рассматривается как отражение будущих экономических условий, что основано на свидетельствах рынка в конкретный момент времени.
По времени оценка недвижимости может быть текущей, ретроспективный и перспективный. Ретроспективная оценка -  это оценка стоимости на определенную дату в прошлом. Перспективная оценка – это оценка ее стоимости к концу планового периода строительства предприятий.
Существует три метода определения стоимости недвижимости:
1)затратный;
2)сравнения продаж;
3)капитализация дохода.
Ко многим проблемам оценки применимы все три метода, но один может быть более важным в конкретном задании. Метод затрат может быть применим при оценке недвижимости со старыми зданиями, которые имеют существенную накопившуюся амортизацию из-за физического износа, функционального и внешнего устаревания, которые трудно оценить. Метод сравнения продаж не может быть применен к узкоспециализированным видам недвижимости, поскольку информации для сравнения может не быть. Метод капитализации доходов редко используется для оценки частей долга, занятых собственником, хотя он может быть использован с подтверждениями рынка. Капитализация дохода бывает ненадежна на рынке коммерческой или промышленно собственности, где собственники перебивают цену  инвесторов. Содержание этих методов заключается в следующем.
Метод затрат базируется на принципе, что покупатель не заплатит за собственность больше, чем затраты на приобретение аналогичной собственности равнозначного качества. Поэтому оценкой рыночной стоимости является сумма стоимости участка земли и стоимости строительства подобного объекта на дату оценки. Этот подход основан на понимании того, что участники рынка соотносят стоимость и издержки. При этом методе стоимость недвижимости получается путем добавления исчисленной стоимости земли к текущим издержкам строительства копии или замены для зданий и после вычитания износа и устаревания в структурах по всем причинам. Метод затрат особенно полезен в оценке новых зданий или объектов недвижимости, которые редко продаются на рынке.
Суть метода сравнения продаж заключается в определении цены, которую заплатит покупатель за недвижимость аналогичной полезности. При отсутствии на рынке такой недвижимости метод сравнения продаж не применяется. Используя этот метод, оценщик получает отражение стоимости, сравнивая оцениваемый объект с аналогичной недвижимостью, называемой «сравнимые продажи». Цены продаж недвижимости, которые, по мнению оценщика, наиболее сравнимы, должны отразить предел, в котором отражение стоимости оцениваемой недвижимости можно падать.
Оценщик вычисляет степень сложности или различия между объектом и сравнимыми продажами, рассматривая различные элементы сравнения: условия финансирования; условия продажи; условия рынка; размещение; физическая характеристика; экономическая характеристика; использование; недействительные компоненты стоимости; переданные права на недвижимость; права собственности на недвижимость.
Цена объекта недвижимости определяется выгодой от проданных прав собственности на недвижимость. Особо доходные виды собственности могут продаваться вместе с действующими арендными договорами. Учет разницы между рыночной и контрактной арендной платой при определении стоимости называют корректировкой на право собственности. Исходным моментом корректировки является положение, что полное право собственности определяется при рыночной арендной плате и доступном текущем финансировании.
Условия финансирования сделки бывают рыночные и нерыночные. Стремление участников сделки получить максимальную выгоду вызывает разные варианты договоров:
1)финансирование сделки кредитором, т.е. продавец выплачивает проценты за кредит, которые покупатель – должник требует для получения кредита. В этом случае из продажной цены вычитают  сумму процентов;
2)финансирование сделки продавцом, т.е. продавец предоставляет покупателю ипотечный кредит. Для корректировки таких условий можно применять дисконтирование денежных потоков ипотечного кредита (постоянных платежей и шарового платежа) при рыночном уровне процентов.
Корректировка на условия продажи отражает не типичные для рынка отношения между продавцом и покупателем. Продажа может произойти по цене ниже рыночной, если продавцу необходимо срочно продать собственность и если между участниками сделки существует  какая-то связь, и по цене выше рыночной, если покупателю необходимо срочно купить собственность.
Состояние рынка – это изменение рыночных условий купли-продажи во времени. На состояние рынка влияют инфляция и дефляция, изменения в спросе и предложении, в налогообложении и т.д. Величина корректировки определяется из анализа продаж аналогичных объектов в разных местах, следовательно, она отражает главным образом разницу в стоимости земли для данных объектов.
Физическая характеристика объекта недвижимости включает в себя размеры, конструктивные элементы, качество материалов, износ, внешний вид, состояние окружающей среды и др. Корректировка на физические характеристики требует обсуждения каждого момента различия.
Экономическая характеристика объекта недвижимости включает в себя расходы, качество управления, условия и сроки аренды, величину дохода или прибыли и т.д. Данное сравнение относится только к объектам недвижимости, приносящим доход.
При определении возможного использования объекта оценки после его продажи исходят из норм местного зонирования. Нельзя сравнивать объекты недвижимости, если один из них после продажи может быть использован не так, как объект оценки, т.е. перепрофилирован.
Недействительные компоненты сделки – это компоненты стоимости, не связанные с недвижимостью. При сравнении недействительные компоненты стоимости выделяются отдельно от объекта недвижимости.
Далее применяется стоимостные корректировки к цене продаж каждой сравнимой недвижимости, включая рассмотрение частей недвижимости.
Капитализация дохода – это преобразование ожидаемых в будущем доходов в единовременную получаемую в настоящее время стоимость, т.е. превращение доходов в капитал. Основным принципом метода капитализации дохода является принцип ожидания, т.е. рыночная стоимость определяется как существующая в настоящее время стоимость прав на ожидаемые в будущем доходы.
Капитализация доходов предусматривает расчет текущей стоимости будущих  финансовых выгод, которые собственник может получить  от объекта недвижимости. Финансовые выгоды состоят из потока периодически получаемого дохода на протяжении ожидаемого срока владения объектом имущества и выручки от продажи (или передачи) права собственности на недвижимость.
В оценке недвижимости используют  две основные  процедуры приведения будущих доходов к их текущей стоимости: с использованием коэффициента капитализации и ставки дисконта. Коэффициент капитализации применяется к доходам одного года. Обычно это первый прогнозируемый год. Расчет стоимости производится по формуле:
          Кt
К =
        1+n
 
K – текущая стоимость,
Kt – доход к концу t года
n – ставка дисконта (норма доходности)
 
 
                1
К = Кt
   
                   1+n
                    1
Величина             представляет собой коэффициент капитализации или        
                  1+n    
коэффициент капитализации либо непосредственно выводится по продажам сопоставляемых объектов как отношение годового дохода к цене продажи (прямая капитализация), либо рассчитывается исходя из ожидаемой ставки периодического дохода на капитал и задаваемых условий возмещения инвестиций (капитализация отдачей).
Ставка дисконта используется для построения модели дисконтированных денежных потоков. При этом к текущей стоимости приводятся  периодические доходы каждого прогнозного года, а также объявленная выручка от продажи. Модель дисконтирования денежных потоков имеет вид:
          Кt
К =
        1+n
 
          Кt
К =
        (1+n)2
          
           Кt
К =
        (1+n)3…………………….
          
           Кt
К =
       (1+n)t
К – текущая стоимость
Кt – доход, ожидаемый к концу t года
n – ставка дисконта
t – фактор времени
Метод капитализации дохода требует широкого изучения  рынка. Исследование и анализ данных для этого метода проводятся на фоне связи спроса и предложения, дающий информацию о тенденциях в рыночных ожиданиях. Уровень дохода, необходимого для привлечения инвестиции, есть функции риска, внутренне присущего недвижимости.  Кроме того, уровень дохода, требуемый инвесторами, меняются вместе с изменениями на рынке денег и изменениями доходов, предлагаемых как альтернативные возможности инвестирования.
 

Тема 7.Управление текущими затратами предприятия

 
В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты осуществляют разнообразные затраты, необходимые для организации производства и реализации продукции. Все затраты по экономическому содержанию, целевому назначению делятся на текущие затраты, текущие расходы и капитальные вложения.
Текущие расходы связаны с производством и реализацией продукции. Они занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты на использование в процессе производства продукции сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, оплата труда, использованию основных фондов и т.д.
Текущие затраты возвращаются предприятию по завершении цикла производства и реализации продукции в составе выручки от реализации продукции. Состав текущих затрат разнообразен и классифицируются в зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции, от их однородности, влияния на объем производства.
В финансовом менеджменте управление текущими затратами рассматривается в жесткой связи с результатами производственной деятельности. Для принятия решения о планировании величины, состава и структуры текущих затрат используют:
-  фактические данные о себестоимости продукции и полученной прибыли за истекший период;
-  подробную информацию об ожидаемых затратах и доходах.
В случае, если существенной разницы в объеме производства и реализации продукции не планируется, то для принятия истекшего периода с поправкой на инфляцию.
При значительных изменениях производственной программы необходим подробный анализ содержания затрат, их состава, структуры с тем, чтобы рассмотреть альтернативные варианты, оценить их эффективность в зависимости от изменения объема производства продукции, ее цены, оплаты труда и др.
С этих позиций в финансовом менеджменте все текущие затраты подразделяются на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные затраты – зависят от объема производства и изменяются пропорционально изменению объема производства. С ростом объема производства они увеличиваются. Переменные затраты на единицу продукции являются величиной постоянной, а совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от объема производства.
К условно-переменным затратам производственного назначения относятся затраты на приобретение сырья и материалов, технологического топлива, электроэнергии, основную заработную плату производственных рабочих и т.п. К условно-переменным затратам производственного назначения относятся транспортные издержки, торговые затраты и сборы и др.
Следует отметить, что отнесение затрат к жестко зависимым от  объема производства является условным. На практике возникают ситуации, когда затраты по той или иной статье переменных затрат изменяются в иных темпах, чем объем производства. Например, при покупке сырья его стоимость зависит от величины закупаемой партии, так как чем больше величина закупки, тем меньше цена.
 
 
 
 
Условно-                                                  Условно-        
переменные                                              постоянные
расходы                                                     расходы
 
 
 
 
 
                   Объем производства                                  Объем производства
Условно-постоянные затраты – затраты не зависящие от объема производства за определенный период времени. К ним относятся: амортизационные отчисления, заработная плата АУР, текущее содержание, отопление и освещение помещений, арендная плата и др. Уровень условно-постоянных затрат в расчете на единицу продукции, являясь неизменным для всего объема производства, имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом объема производства.
Условно-постоянные затраты могут изменяться под воздействием факторов, не связанных с объемом производства. Это – рост цен, переоценка основных фондов, изменение норм амортизации, которые влекут за собой увеличение условно-постоянных затрат.
Классификация затрат на переменные и постоянные  необходима для принятия управленческих решений и помогает финансовому менеджменту решать следующие задачи:
-  оценить окупаемость затрат;
-  оптимизировать запас финансовой прочности предприятия.
Сопоставление выручки от реализации продукции с совокупными затратами дает возможность определить величину прибыли, которую можно получить при заданном объеме производства и соотношении перемененных и постоянных затрат.
С целью оптимизации  величины прибыли финансовый менеджер должен определить влияние изменения объема производства на величину прибыли при известном соотношении постоянных и переменных затрат.
Изменяя соотношение между переменными и постоянными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Эта зависимость носит название «эффект производственного рычага». Сила воздействия  производственного рычага определяется как частое от деления выручки от реализации за минусом переменных затрат на прибыль от реализации.
                               
Сила воздействия        Выручка – переменные затраты
производственного =
рычага                                Прибыль от реализации
Это означает, что для определения, на сколько процентов увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от реализации, следует процентный рост выручки от реализации умножить на эту величину.
Очевидно. Что чем больше доля постоянных затрат в общей величине издержек, тем больше сила воздействия производственного рычага и наоборот. Такая закономерность действует в условиях роста выручки от реализации. Увеличение доли постоянных затрат еще больше увеличит силу воздействия производственного рычага. Отсюда можно сделать следующие выводы:
-  сила воздействия производственного рычага зависит от структуры активов предприятия, доли внеоборотных активов. Чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат;
-  высокий удельный вес постоянных затрат сужает границы мобильного управления текущими запасами;
-  чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше предпринимательский риск.
Эффективное управление текущими затратами невозможно без определения порога рентабельности, который характеризует достижение такого объема производства, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат. Ниже этого объема выпуска продукции становится не выгодным. Порог рентабельности определяется по формуле:
                                             Постоянные затраты
Порог                    = 
рентабельности       выручка от   - переменные затраты от
                                  реализации     в относительном выражении
С помощью порога рентабельности определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупятся затраты и наоборот.
 
 
 
Текущие
затраты, тыс.руб.
                                                выручка от
                                                реализации
                                                                               постоянные затраты
 
                                                                     порог
                                                                     рентабельности
 
                                      выручка от реализации
Запас финансовой прочности определяется исходя из выручки от реализации продукции и порога рентабельности.
Запас финансовой = Выручка от  - Порог прочности                реализации     рентабельности
Таким образом, стратегия управления текущими затратами сведется к определению:
-  суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции;
-  оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами;
-  запаса финансовой прочности;
-  сроков окупаемости текущих затрат предприятия.
Финансовый менеджер на основе анализа различных вариантов формирования текущих затрат может выбрать наиболее подходящий для конкретных экономических условий деятельности своего предприятия.
 

Тема 8.Управление оборотными средствами

 
Оборотными средствами (текущими активами) являются активы, которые могут быть в течение  одного производственного цикла превращает в денежные средства. Под чистыми оборотными активами принято понимать разность между текущими активами и текущими обязательствами.
Оборотные средства являются мобильной частью активов предприятия. Оборотные активы включают в себя: материально-производственные запасы и затраты, готовую продукцию, дебиторскую задолженность, денежные средства. Находясь в постоянном движении, оборотные активы обеспечивают бесперебойность процесса производства. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм стоимости: из денежной – в товарную, затем в производственную, снова в товарную и денежную.
Кругооборот текущих активов можно выразить следующей схемой:
                                       Материально-производственные
Денежные средства                            запасы                  Готовая продукция
                                       Дебиторская задолженность                       
 
Оборотные активы составляют значительную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта. Управление оборотными активами является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом в работе финансового менеджера.
Объектами управления оборотными активами является: степень их ликвидности, состав, структура, величина, источники покрытия и их структура. По степени ликвидности различают медленнореализуемые, быстрореализуемые и абсолютно ликвидные оборотные активы.
К медленнореализуемым оборотным активам относятся запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции. Запасы готовой продукции являются более ликвидной  частью медленнореализуемых активов. Определение величины оборотных средств, необходимых для образования запасов готовой продукции на складе, тесно связано с прогнозами объемов реализации выпускаемой продукции. При хорошо налаженном объеме готовой продукции ее накопление на складе может быть минимальным.
Финансовый менеджер на основе анализа коньюнктуры рынка должен разработать прогноз о предполагаемых продажах на ближайший период. В противном случае продукция может осесть на складе, в результате чего значительная часть денежных средств будет отвлечена из оборота, что может повлиять на финансовое состояние предприятия.
Менее ликвидны запасы сырья и материалов, поэтому задачей финансового менеджера является определение оптимальной величины запасов, необходимых для обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции.
Размеры денежных средств, вложенных  в незавершенное производство, зависят от длительности производственного цикла, который определяется технологией производства, продукции, ее технико-экономическими характеристиками и потребительскими свойствами.
К быстрореализуемым оборотным активам относятся: дебиторская задолженность, так как она способна достаточно быстро трансформироваться в денежные средства. Дебиторская задолженность образуется во время реализации продукции и представляет собой денежные средства, которые покупатели должны предприятию. В составе оборотных активов учитывается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.
На уровень дебиторской задолженности влияет множество факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам относятся экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К субъективным факторам следует отнести профессиональный уровень финансового менеджера, кредитную политику предприятия, влияющую на реализацию.
При управлении дебиторской задолженностью, следует учитывать, что часть ее может быть не оплачена. Для предприятия – поставщика это означает сокращение выручки от реализации продукции и величины прибыли. Необходимо оценить сумму безнадежных долгов. Ее можно рассчитать исходя из величины неоплаченной дебиторской задолженности за предшествующий период с учетом изменений в экономической ситуации. Для оценки применяются два метода.
При первом методе за основу принимается процентное отношение погашенной дебиторской задолженности к объему реализации. При втором методе определяется процентное отношение неоплаченных счетов и векселей к их общему объему. Финансовый менеджер должен контролировать уровень дебиторской задолженности, ее структуру, определить величину резерва по сомнительным долгам.
Наиболее ликвидной частью текущих активов являются ценные бумаги, представляющие собой краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги других предприятий, государственные облигации и др.
К абсолютно ликвидным активам относятся денежные средства в кассе, на счетах в банке. В составе оборотных  средств учитываются денежные средства, предназначенные для текущих платежей. Задачей финансового менеджера является определение соотношения между наличными денежными средствами и ценными бумагами. При решении этой задачи следует оценить преимущества создания запаса денежных средств, издержки, связанные с их хранением, или затраты по краткосрочному вложению денежных средств в ценные бумаги с определенным доходом.
На состав и структуру, величину оборотных средств влияет: характер и сложность производства, длительность производственного цикла, стоимость сырья, порядок расчетов, отраслевая специфика и коньюнктура рынка. Величина оборотных средств не является постоянной, зависит от объема производства, его сезонности, неравномерности поставок, несвоевременное поступление средств за отгруженную продукцию, поэтому принято делить оборотный капитал на постоянный и переменный.
Постоянный оборотный капитал – это часть текущих активов, которая относительно постоянна в течение  производственного цикла. Эта часть может быть усредненной или минимальной величиной текущих активов, необходимых для производственной деятельности. Величина  переменного капитала определяет дополнительную потребность в оборотных средствах, связанную с отклонениями, возникающими в отдельные периоды производственной  деятельности предприятия (потребность в дополнительных затратах  под сезонный характер работы, неповторимость реализации готовой продукции, рост дебиторской задолженности и т.д.).
Перед финансовым менеджером стоит задача определения оптимального уровня оборотного капитала. Если величина оборотного капитала занижена, то предприятие будет постоянно испытывать недостаток денежных средств, иметь низкий уровень ликвидности и, как следствие, перебой в производственном процессе, потерю прибыли. И, наоборот, чем больше превышение текущих активов над текущими обязательствами, тем выше ликвидность предприятия. Но увеличение оборотных средств по сравнению с оптимальной потребностью в них  приводит к замедлению их оборачиваемости и также снижает величину прибыли.
Таким образом, стратегия управления оборотными средствами базируется на обеспечении платежеспособности предприятия и определении   оптимального объема и структуры оборотных средств. Комплексная политика управления оборотными средствами включает в себя управление текущими активами и текущими пассивами.
Под управлением текущими активами следует понимать определение величины, состава и структуры. Стратегия финансирования текущих активов определяется в зависимости от того, какое решение примет  финансовый менеджер в отношении источников  покрытия временных потребностей, т.е. покрытия переменной части оборотных средств.
В финансовом менеджменте различают четыре модели управления оборотными средствами: идеальная, агрессивная, консервативная, умеренная. Идеальная модель предполагает, что текущие активы – чистый оборотный капитал – по величине совпадают с текущими пассивами. Эта модель практически встречается крайне редко.
Активы
 
                        Оборотные средства                  Краткосрочное
                                                                             финансирование
 
                        Основные средства                    Долгосрочное
                                                                             финансирование
 
                                                                                         Время                
                      
Из графика следует, что текущие активы полностью  покрываются краткосрочными обязательствами. Эта модель рискована с точки зрения ликвидности. В случае необходимости полного расчета  с большинством кредиторов предприятие вынуждено будет для покрытия текущей кредиторской задолженности продать часть основных средств.
Агрессивная модель характеризуется тем, что имеет высокую  долю текущих активов в составе всех активов и длительный период их оборачиваемости, а также относительно высокую долю краткосрочную кредитов в составе всех пассивов.
Активы
 
                                                   Краткосрочное финансирование
 
                  Оборотные средства
 
                  Основные средства               Долгосрочное финансирование
 
                                                                                                   Время
Как видим, доля оборотных средств значительно выше доли основных. Предприятие имеет большие запасы сырья, материалов, готовой продукции, значительную дебиторскую задолженность. За счет краткосрочного кредита финансируется не только переменная часть текущих активов, но и часть постоянных текущих активов. Следовательно, чем больше доля краткосрочного кредита в финансировании постоянного оборотного капитала, тем агрессивнее финансовая политика. При агрессивной модели управления оборотными средствами растут затраты предприятия на уплату процентов за кредит, что снижает рентабельность и создает риск потери ликвидности.
Консервативная модель предполагает, что текущие активы имеют низкий удельный вес в составе активов предприятия, небольшой период оборачиваемости активов, а текущие пассивы – низкий удельный вес краткосрочного кредита или его отсутствие.
 
 
 
Активы
 
                                                  Краткосрочное финансирование
 
                    Оборотные средства
 
                    Основные фонды            Долгосрочное финансирование
 
                                                                                            Время
Из графика следует, удельный вес текущих активов относительно низок, поэтому доля краткосрочного финансирования в общей величине всех пассивов предприятия невелика. За счет краткосрочного кредита покрывается лишь часть переменных текущих активов предприятия. Вся остальная потребность в оборотных средствах покрывается за счет постоянных пассивов.
Такую политику финансовый менеджер выбирает точно при условии глубокой проработки объемов продаж, четкой организации взаиморасчетов, налаженных связей с поставщиками. Консервативная политика способствует росту рентабельности активов. Однако, она содержит элементы риска в случае возникновения непредвиденных ситуаций.
Умеренная модель применяется когда текущие активы составляют половину всех активов, когда имеет место усредненный период оборачиваемости оборотных средств и усредненный уровень краткосрочного кредита в составе пассивов.
Активы
 
                                              Краткосрочное финансирование
 
                    Оборотные средства
 
                    Основные средства             Долгосрочное финансирование
 
                                                                                                Время
Умеренная финансовая политика управления оборотными средствами представляет собой компромисс между агрессивной и консервативной моделями. В этом случае показатели: рентабельность, оборачиваемость, ликвидность будут усредненными. Финансовый менеджер должен оценить рентабельность управления  оборотными средствами. На основе сравнения различных моделей управления текущими активами.
 

Тема 9.Управление финансовыми рисками

 
При осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса. Риск – это вероятность возникновения потерь, убытков, непоступлений вероятных доходов и прибыли. Потери, возникающие в предпринимательской деятельности делятся на материальные, трудовые, финансовые. Квалификация рисков денежных потерь осуществляется по следующим признакам:
-  в зависимости от вида хозяйственной деятельности – предпринимательский (производственный, коммерческий, финансовый) и потребительский.
-  по признаку проявления – спекулятивный, простой (чистый).
-  В зависимости от вида финансового посредничества – инвестиционный, страховой, банковский.
Производственный риск возникает в процессе производственной деятельности. Причинами производственного риска являются: снижение достигнутого объема производства, рост материальных трудовых затрат и др.
Коммерческий риск связан с реализацией продукции (услуг), закупкой сырья, материалов и т.д. Причины такого риска – уменьшение объема реализации, повышение закупочных цен, рост издержек обращения, потери продукции в процессе и др.
Финансовый риск возникает в процессе обращения предприятия с банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и т.п. Причины  финансового риска – инфляция, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др.
Чистыми называют риски, которые определяют возможность получения убытка или «нулевого» результата; такой риск рассчитан только на проигрыш. Спекулятивные риски выражают возможность получения положительного и отрицательного результатов.
Денежные расходы, убытки и потери чаще всего являются результатом предпринимательства  на финансовом рынке. Следовательно, финансовое предпринимательство - это коммерческое предпринимательств, где товаром выступают денежные средства, поэтому финансовые риски – это риски спекулятивные.
Для предприятий – профессиональных участников кредитного рынка финансовый риск это одна из разновидностей соответственно, банковских, страховых, инвестиционных рисков. Банковские риски представляют собой опасность потерь, вытекающих из специфики банковских операций. Они имеют сложную структуру и обычно делятся на внешние (страховой, валютный и т.д.) и внутренние (риски активных и пассивных операций, риски связанные со спецификой клиента и т.д.).
Рассмотрим классификацию финансовых рисков предприятий, занимающихся производственной и торговой деятельностью. Принято различать следующие разновидности их финансового риска: кредитный, процентный, валютный, риск упущенной выгоды, инвестиционный, налоговый риск.
Кредитный риск – опасность неуплаты предприятием основного долга и процентов по нему. Процентный риск – опасность потерь, связанных с ростом стоимости кредита. Валютный риск представляют собой опасность изменения курса валюты, что приведет к реальным потерям при совершении биржевых спекуляций и внешнеэкономических операций.
Риск упущенной выгоды – вероятность поступления косвенного ущерба или недополучения прибыли в результате неосуществления какого-либо действия или остановки хозяйственной деятельности. Инвестиционный риск – это вероятность того, что отвлечение финансовых ресурсов из текущего оборота в будущем принесет убытки или меньшую прибыль, чем ожидалось. Он присущ всем типам предприятий и неизбежен, так как инвестируя средства сегодня, покупатель того или иного актива отказывается
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.