На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Этапы экономического районирования России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Самарский государственный  экономический университет
Кафедра «Экономической и  социальной географии»
 
 
 
Реферат
на тему:
Этапы экономического районирования  России
 
 
 
                    
 
 
 
 
Выполнил:
            Студент 1 курса 1 гр. ФиКр
Чуваткина Л.А.
 
Научный руководитель:
д.г.н.. профессор Воронин  В.В.
 
 
 
 
 
Самара 2010
 

  План
 
Введение 
    Теоретические и методолгоические основы экономического районирования. Факторы влияющие на районообразование.                                                       5
                                                                      
    Исторические этапы экономического районирования России и СССР           11
 
    Современное состояние, проблемы и перспективы экономического районирования России.                                                                                         21
 
Заключение
 


Введение
 
      Нельзя  понять особенности и проблемы  любой  страны,  не  оценивая  ее
внутреннее территориальное  разнообразие.  Это  особенно  важно  для  России,
чрезвычайно контрастной  по природе,  историческим  особенностям,  расселению
населения,  экономике.  Без  глубокого  изучения  порайонных  (региональных)
географических  особенностей  невозможно  решение  сложных  проблем  и  самих
районов, и страны в целом.
      В  условиях становления и  развития  рыночных  отношений  для   научного
обоснования радикальных  экономических  реформ  особое  значение  приобретает
региональная   экономика   –   область   научных   знаний    о    размещении
производительных  сил, экономике регионов.
      Особенно  важную  роль  играет  региональная  экономика  в  действенном
научном   обеспечении   экономических   преобразований,   создании   единого
экономического  пространства  при  рационализации  межрегиональных   связей,
формировании региональных рынков.
      Содержание  региональной экономики способствует  выработке рациональной,
научно обоснованной региональной политики и стратегии.
      Среди   отраслей  научных  знаний,  изучаемых  в  экономических   вузах,
региональная  экономика  является  единственной,  предметом  которой  служат
территория,  регион,  его  природно-ресурсный  потенциал,   демографические,
трудовые  ресурсы,  экономика,  ее  структурная  перестройка,  экономические
связи.  Без  знания  региона,  в  котором   происходит   вся   экономическая
деятельность,  невозможно   представить   современного   экономиста   высшей
квалификации.
      Внутри  России  идет  процесс   суверенизации   регионов,   республик,
автономных образований.  Поэтому  усилен  процесс  регионализации  экономики
отдельных субъектов  Федерации, вырабатываются новая региональная политика  и
региональная  стратегия,  главные  положения  которых  нужно  знать  каждому
экономисту.
      На  современном  этапе  особенно  важен  дифференцированный  подход  к
решению конкретных экономических вопросов в зависимости  от  возможностей  и
особенностей  каждого  региона.  Только  строгий  всесторонний   учет   всех
природно-экономических, демографических,  экологических  и  иных  условий  и
особенностей  различных  регионов  под  углом  зрения   задач   развития   и
размещения  хозяйственного  комплекса  страны   дает   возможность   разумно
сочетать решение  основных задач подъема экономики  с  рациональным  развитием
экономики регионов.
      В  связи с  выше  сказанным,  рассмотрение  вопросов  истории   развития
экономического  районирования, как составной  части  региональной  экономики,
представляет большую  ценность для  понимания  перспектив  развития,  решения
возникающих проблем, встающих перед экономистами.
      Предметом  исследования является  история   размещения  производительных
сил России и  социально-экономического  регионального  развития,  размещения
отраслей  экономики,  важнейших  природно-экономических,  демографических  и
экологических особенностей регионов.
      Объект  исследования – экономические  районы России в различные   периоды
развития страны.
      Целью  работы является исследование  современного состояния, а также  рассмотрение проблем и перспектив  экономического районирования россии .
 


1.Теоретические и методолгоические основы экономического районирования. Факторы влияющие на районообразование.
 
Экономическое районирование  в практическом преломлении необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализуется региональная политика государства.
В настоящее время параметры  социально-экономического развития страны устанавливаются применительно к ее макрорегионам (зонам), внутри макрорегионов — по отдельным регионам (районам).
Исходное значение имеют  изучение и планирование основных социально-экономических показателей по макрорегионам страны.
Макрорегионы — это  крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населении.
В настоящее время для  макроэкономических исследований выделяются два макрорегиона — европейская и восточная зоны страны. Их демографические и природные ресурсы столь различны, что подходы к изучению этих зон принципиально не совпадают.
На территории европейской  зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь — топливно-энергетических.
В то же время основные природные  ресурсы сосредоточены в восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии и т. д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в европейской зоне страны и экспортируется.
Границы макрорегионов принимаются  несколько условно, поскольку в пределах каждого из них имеются районы, природно-климатические и хозяйственные характеристики которых значительно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегиону в целом. Так, арктические районы как европейской, так и восточной зоны резко выделяются по природно-климатическим и ресурсным условиям, по достигнутому уровню социально-экономического развития и степени освоенности. Однако выделение арктических районов в самостоятельную макроединицу, как это предлагает ряд экономгеографов, вряд ли актуально, так как организационные формы жизнеобеспечения и управления этими территориями жестко связаны со сложившейся структурой административного деления страны.
В то же время Поволжье и  Урал, ранее включавшиеся в состав восточной зоны страны, в силу большей  схожести по уровню развития и обеспеченности ресурсами переведены в состав европейской зоны страны.
Экономический район является основным элементом территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, присущей только ему структурой хозяйства, получившей развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок.
Обязательный признак  экономического района — относительно законченная система воспроизводственного процесса.
Можно дать и другое определение  этого понятия: экономический район  — это территориальная часть  хозяйства страны, характеризующаяся конкретным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда.
В экономической литературе имеется множество определений  экономического района. Практически каждый известный специалист в области региональной экономики или экономической географии добавляет к этому понятию свое определение. Однако, отличаясь друг от друга теми или иными оттенками в основном терминологического и понятийного характера, практически все определения включают в себя такие базовые элементы, как хозяйственная специализация, специфика территориального сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок развития.
Принципиальным в определении  экономического района является комплексный учет всех факторов и предпосылок, способствующих выделению его в равноправную территориальную единицу предплановых и прогнозных исследований.
Наряду с общими экономическими районами территория страны может делиться на условные территориальные образования  по одному или группе факторов, влияющих на региональное разделение труда. В  частности, это можно отнести  к энергоэкономическому районированию, демографическому районированию и т.п. В основу энергоэкономического районирования положена степень обеспеченности территории собственными энергоресурсами, экономика их использования, их дефицитность или избыточность и т.п. Однако этот способ районирования входит составной частью в экономическое районирование, как и все другие способы частного территориального деления в соответствии с отдельными факторами и условиями развития. [17]
Процесс районообразования  происходит под совокупным воздействием системы факторов производственного, ресурсного, социального и политического характера.
Производственные отношения  как районообразующий фактор проявляются  прежде всего в том, что они  оказывают определяющее воздействие  на уровень, форму организации производительных сил района и на специализацию  его хозяйства.
Территориальное разделение труда — один их важнейших элементов районообразования. Оно предполагает две стороны процесса — специализацию хозяйства и развитие экономических связей между специализирующимися территориями.
К числу районообразующих факторов относится и размещение трудовых ресурсов, так как оно  наряду с природными условиями и  природными ресурсами определяет направление  хозяйственной специализации конкретной территории и уровень развития производительных сил.
На процесс районообразования  влияют также национальный фактор, социально-политические условия, характерные для конкретного этапа развития страны, транспортная освоенность территорий, геополитическое положение страны и ее отдельных частей.
Анализ районообразующих факторов на длительном временном этапе  развития общества показывает, что, во-первых, их значение изменяется в зависимости от той исторической эпохи, в которой они действуют; во-вторых, на формирование экономических районов существенное влияние оказывает овеществленный человеческий труд; в-третьих, при районообразовании приходится иметь дело с постоянно изменяющимся объектом — производительными силами. Следовательно, процесс районообразования динамичен по своей сути.
Огромный вклад в разработку теории экономического районирования в советский период внесли П.М. Алампиев, Н.Н. Баранский, И.И. Белоусов, А.Г. Гранберг, Н.Н. Казанский, Т.М. Калашникова, Н.Н. Колосовский, Г.В. Копанев, Н.Н. Некрасов, М.Б. Мазанова, Ю.Г. Саушкин, А.Т. Хрущев, А.А. Адамеску и другие видные специалисты в области экономической географии и региональной экономики.
В основу районирования был  положен экономический принцип. В виде района выделялась по возможности  экономически оформленная территория страны, которая благодаря комбинации природных особенностей, национальных особенностей и трудовых навыков населения представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства.
Таким образом, основные контуры  районов определяются природными условиями, степенью вовлечения их в использование; специализацией в системе разделения труда, трудовыми ресурсами (их плотностью, трудовым опытом, национальным составом, концентрацией в городах и селах), транспортной освоенностью, степенью развития социальной и производственной инфраструктуры.[17]
В настоящее время экономическое  районирование России проводится по двум макрорегионам: европейская зона в составе восьми экономических районов; восточная зона в составе трех крупных экономических районов.
Любой макроэкономический и  региональный сценарий развития может  быть реализован лишь при правильном распределении задач между регионами  страны.
Вследствие наложения  друг на друга исторически сложившихся  диспропорций и факторов переходного  периода большая часть территории России в настоящее время — это проблемные регионы. Основными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные.
К слаборазвитым (традиционно  отсталым) относятся регионы, которые  в силу ряда причин хронически отстают  от среднероссийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (северокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности.
Депрессивные регионы  характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.
К экологически опасным относятся  регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря.
В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.
В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции — выпадение региона из экономической системы — выход из состава государства, его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены и по сей день, они проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и др.
Огромные различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.
Суть регионализации —  учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в коммунальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.
Пространственная интеграция экономики России также включает ряд специальных мероприятий, среди  них:
-стабилизация интегрирующих  систем (магистральный транспорт,  связь, энергетическая и водные  системы);
-совершенствование механизма  вертикальных и горизонтальных  взаимодействий субъектов Федерации;
-проведение единой внешнеэкономической  политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.
 


    Исторические этапы экономического районирования России и СССР
 
      Экономическое   районирование  имеет  свою  историю.   Первые   попытки
экономического  районирования и первые публикации по  вопросам  районирования
давали начальную  ориентировку в  хозяйственных  различиях  отдельных  частей
страны.
      В  ходе исторического развития  можно выделить несколько этапов  развития
теории экономического районирования.
    1) 1840-1861 –  зарождение теории экономического  районирования;
    2) 1861-1917 –  эволюционное развитие;
    3) 1917-1920 - застой в развитии;
    4) 1920-1931 –   бурное  прогрессивное  развитие,  теория  районирования
       находилась под воздействием  НЭПовской реформы в России;
    5)  1931-1957   –   относительно   спокойное   эволюционное   развитие,
       районирование менялось благодаря  воздействию жестко централизованной
       системы управления экономикой  России;
    6)   1957-1964   –   революционные   изменения    (прогрессивные    или
       регрессивные), в 1957-1964 гг. экономика  развивалась с принципиально
       новым делением территорий на  экономические районы;
    7)  1964-1991  –  относительно  спокойное   эволюционное   развитие,   в
       экономике действовал принцип  жестко централизованного управления;
    8) 1991 –  2000 (революционные изменения прогрессивные  или регрессивные)
       [13]
    9) 2000 –  настоящее время (также революционные  изменения).
      После  1991 г. и по настоящее  время   имеются  новые  точки   зрения  на
территориальную структуру  народного хозяйства РФ.
      На  каждом из обозначенных этапов  теория районирования  находилась  под
воздействием одного  или  нескольких  системообразующих.  знаков.  В  состав
последующих обычно включают:
      o экономическую специализацию различных  частей страны;
      o характер экономических связей;
      o национальные особенности территории;
      o  географические  особенности  (ландшафт,   климат,   обеспеченность
        различными  ресурсами,  прежде  всего,  минеральными  и   водными).
        [13]
      Рассмотрим  некоторые этапы более подробно.
 
      1840-1917 годы
      Так  как хозяйственная жизнь России  в дореволюционные годы определялась
главным образом  сельским хозяйством, в основу  районирования  были  положены
климатические  и  другие  зональные  природные  условия.  Эти  первые  опыты
экономического  районирования были по преимуществу  районированием  природно-
хозяйственным или  сельскохозяйственным.  В  период  развития  капитализма  в
России с усилением  территориального разделения труда  и хозяйственных  связей
встали новые  задачи перед сельским хозяйством и  промышленностью России.  Это
потребовало  углубления  работ  на   базе   данных   статистики   населения,
промышленности, сельского  хозяйства, транспорта. Особенно выделяются  работы
по экономическому районированию  России  известного  статистика  и  географа
П. П. Семенова-Тян-Шанского.  Он  осуществил  в   середине   прошлого   века
районирование европейской  части России на  так  называемые  14  естественных
областей. Во внимание брались как природные,  так  и  экономические  условия
территорий.[14]
      Второе  районирование им было проведено  в конце XIX  в.,  в  результате
которого были выделены 12  районов  европейской  части  России.  Эти  районы
представлялись  как  компактные,   своеобразные   по   своим   природным   и
хозяйственным условиям территории.
      В   конце  XIX  и  начале  XX  в.  появляется  целый   ряд   работ   по
экономическому  районированию России.
      Однако  все опыты дореволюционного районирования  не имели  достаточного
практического  значения,  они  носили,   главным   образом,   познавательный
характер.  Вместе  с  тем   работы   таких   дореволюционных   ученых,   как
А. Н. Челинцева,    А. И. Скворцова,    П. П. Семенова-Тян-Шанского     были
использованы при  разработке госплановской сетки  районов.[15]
 
      1920-1931 годы
      Первый  перспективный план – план  ГОЭЛРО – был разработан и  утвержден в
1921  г.  по  8  крупным  экономическим  районам.  Выделение   экономических
районов, как  научное  сочетание  губерний  (группировки),  положило  начало
научного  районирования   и   территориального   планирования.   Объективная
необходимость разработки территориальных планов  возникла  вместе,  с  новым
общественным строем и планированном народного хозяйства  страны. [12]
      По  плану  ГОЭЛРО  выделялись   8   районов:   Северный,   Центрально-
Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский,  Кавказский,  Западно-Сибирский,
Туркестанский.   Важнейшим   условием   экономического    районирования    в
послереволюционный  период   явилось   соответствие   его   административно-
территориальному  устройству. Это был первый опыт  советского  экономического
районирования.[1]
      Особенностью   такого   районирования   было    несовпадение    границ
экономических районов  и административных образований (в  последующих  работах
Госплана по районированию  этот недостаток был устранен).
      Главный   системообразующий  признак,  использованный  в  районировании
Госпланом,   –   возможность   административных    единиц    самоуправляться
экономически.
      Это  следует из определения  экономического  района  Комиссии  ВЦИК  по
районированию.  «В  виде  района  должна  быть  выделена  своеобразная,   по
возможности   законченная   территория,   которая,   благодаря   комбинациям
природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени  и  населения
с его подготовкой  к производственной деятельности, представляла бы  одно  из
звеньев общей цепи народного хозяйства». [12] И далее:  «Этот  принцип
экономической законченности  дает  возможность  построить  далее  на  хорошо
подобранном комплексе  местных ресурсов, капитальных  ценностей,  принесенных
со стороны, новой  технике и общегосударственного плана  народного  хозяйства
проект хозяйственного  развития  района  на  базе  наилучшего  использования
возможностей при  наименьших затратах. При  этом  достигаются  другие  весьма
важные результаты:  районы  до  известной  степени  специализируются  в  тех
отраслях, которые  в них могут быть развиты наиболее  полно,  а  обмен  между
районами  ограничивается  строго   необходимым   количеством   целесообразно
направленных товаров». [12]
      Такая  возможность существовала вследствие  следующих факторов:
      . наличие единой минерально-сырьевой  базы района;
      . наличие сети железных и шоссейных  дорог,
      . относительная экономическая замкнутость  экономики района;
      .   наличие   профессиональной   подготовки   работников   с   учетом
        экономической специализации области.
      В  числе важнейших задач управления  крупными областями были:
      o таможенная политика;
      o денежное обращение и государственные  кредиты;
      o управление магистральной сетью  железных дорог;
      o морские перевозки и хозяйство  крупнейших портов;
      o есть электропередачи и государственных  районных электросетей;
      o владение недрами земли и выдача  лицензий на их разработку;
      o разработка законодательных документов.[13]
      Первый  пятилетний план (1928—1932) был составлен   по  24  районам.  Он
предусматривал  всемерное  углубление  специализации,  районов,  рациональное
географическое  разделение труда между ними,  а  также  комплексное  развитие
хозяйства районов.
      В   этом  плане  подчеркивалось,  что  планомерно  проводимая  политика
специализации хозяйственной  деятельности  районов  есть  необходимый  метод
ведения планового  хозяйства.  План  по  районам  страны  был  разработан  в
соответствии с  Директивами XV  съезда  партии  о  резком  подъеме  экономики
отсталых национальных районов и окраин.
      В  результате успешного выполнения  первой пятилетки была создана  вторая
угольно-металлургическая и третья угольная базы на востоке  страны,  а  также
произошли  крупные  сдвиги  в  индустриальном  развитии  всех   национальных
районов. [12]
 
      1931-1957 годы
      В  1938–1940  гг.  Госпланом  СССР  была   разработана   новая   сетка
экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13  крупных
экономических районов. В соответствии  с  ней  составлялись  и  утверждались
государственные планы  народного  хозяйства  в  четвертой,  пятой  и  шестой
пятилетках. Планы  составлялись по отраслям, экономическим  районам и  союзным
республикам. [11]
      Второй  пятилетний план, (1933—1937) предусматривал  дальнейшие сдвиги в
размещении производительных сил,  главным  образом  на  восток  страны.  Это
явилось  важным  условием  более  широкого  использования   всех   природных
богатств  и   хозяйственных   ресурсов   районов   и   осуществления   более
рациональных экономических  связей между ними.
      План  был разработан по 32 районам и  по зоне  советской  Арктики.  План
развития районов  представлял собой глубоко научное  и  технико-экономическое
обоснование  задач   развития   хозяйства   районов   с   учетом   различных
исторических и  природных условий и ресурсов. В числе районов  были  выделены
Украинская  ССР,  Белорусская  ССР,  Закавказская   Советская   Федеративная
Социалистическая  Республика  (ЗСФСР  –  Армения,  Азербайджан  и   Грузия),
Узбекская ССР, Туркменская  ССР и Таджикская ССР. План  развития  районов  во
втором пятилетии  представлял собой конкретизацию  по  отдельным  республикам,
краям и областям с учетом их задач  и  места  в  выполнении  плана  развития
народного хозяйства  страны. [12]
      Третий  пятилетний  план  (1938—1942)  был   составлен  по  9   крупным
экономическим районам  РСФСР  и  10  союзным  республикам.  В  решении  XVIII
съезда партии о  третьем пятилетнем  плане  впервые  широко  были  поставлены
задачи  комплексного  развития  хозяйства   экономических   районов.   Съезд
выдвинул  задачу:  организовать  добычу  топлива  и  производства   цемента,
стекла, алебастра, химических удобрений, массовых изделий  легкой  и  пищевой
промышленности,  во  всех  основных  экономических   районах   в   размерах,
полностью   удовлетворяющих   их   потребности.   Что   же   касается   ряда
продовольственных продуктов,  швейных  и  галантерейных  изделий,  мебели  и
местных  строительных  материалов,  то  они,  как  указал  съезд,  должны  в
достаточном количестве производиться в каждой республике,  крае  и  области.
Особое  внимание  в  третьем  пятилетнем   плане   было   уделено   созданию
предприятий-дублеров  по   машиностроению,   химической   промышленности   и
нефтепереработке  в  Поволжье  и  на  Урале.  Это  явилось  важным  шагом  в
укреплении  обороноспособности страны.
      В  военный период (1941—1945)  значение  территориального  планирования
резко  усилилось.  Оно  решало  задачу:  в  кратчайшие   сроки   пустить   в
эксплуатацию в  восточных районах страны  перемещенные  из  западных  районов
Советского  Союза   предприятия.   Большое   значение   для   своевременного
развертывания  оборонной  промышленности  на  востоке  СССР  имели   военно-
хозяйственные планы  по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири,  Казахстана
и Средней Азии. По основным видам военной продукции  устанавливались  задания
непосредственно по заводам.
      Четвертый  пятилетний план (1946—1950) был разработай  по  13  основным
районам. В нем  центральное место заняли вопросы  восстановления  разрушенного
фашистами   хозяйства   и   развития   всех   отраслей,   особенно   тяжелой
промышленности. [12]
      Пятый  пятилетний план (1951—1955), разработанный  также по 13  основным
районам  и  15  союзным  республикам  и  утвержденный  XIX  съездом  партии,
предусматривал  обеспечение дальнейшего улучшения  географического  размещения
нового строительства  промышленных предприятий,  приближение  производства  к
источникам  сырья,  топлива,  к  районам  потребления  с  целью   ликвидации
нерациональных  и чрезмерно дальних перевозок.
      Шестой  пятилетний план (1956—1960) развития  народного  хозяйства  СССР
был составлен так  же, как и на две  предыдущие  пятилетки,  по  13  основным
экономическим районам  и 15 союзным республикам. В шестой  пятилетке  впервые
была   поставлена   задача   ограничения   в   районах   европейской   части
строительства электроемких и  топливоемких  предприятий  и  преимущественное
размещение этих производств на востоке страны,  что  вызывалось  напряженным
состоянием топливно-энергетического  баланса европейских  (западных)  районов
страны   и    общей    задачей    улучшения    географического    размещения
производительных  сил. [12]
 
      1957-1964 годы
      В  связи  с  научно-техническим   прогрессом  появляются  новые   отрасли
экономики.  Для  управления   новыми   отраслями   создаются   министерства.
Составление  схем  размещения   производительных   сил   страны   становится
предельно сложным.  Возникла  необходимость  в  коренном  изменении  системы
управления экономикой, в новом, семилетнем плане
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.