На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Этапы становления социологии в России

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Этапы становления  науки в России.
    Российская социологическая мысль второй половины XIX века.
Социологическая мысль  в России второй половины прошлого-начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические  доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные  установки этих течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического  процесса содержатся в трудах мыслителей 19-20 веков.
С конца 60-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. в России центральное место в академической социологии и публицистике занимала субъективная школа. Она была представлена такими именами, как П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев; в ней обнаруживаются несколько поколений последователей: Н. Рейнгардт, В. Чернов, Н. Русаков, Е. Колосов, М. Менский, Э. Энгельгардт, П. Мокиевский, А. Красносельский и другие. Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным.
Рассказывая о ключевых положениях “русской” школы (как  её называли за границей в то время), наилучшим способом представляется такой путь: рассмотреть отдельно наиболее заметных представителей (можно  остановиться на четырёх учёных: Лаврове, Михайловском, Южакове и Карееве), чтобы, не смотря на явные идейные  сходства, задержать взгляд на самобытности каждого социолога в отдельности. В этом смысле логичнее будет начать с анализа взглядов П.Л. Лаврова.
Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала  принимать собст. Рассказывая о  ключевых положениях “русской” школы (как её называли за границей в то время), наилучшим способом представляется такой путь: рассмотреть отдельно наиболее заметных представителей (можно  остановиться на четырёх учёных: Лаврове, Михайловском, Южакове и Карееве), чтобы, не смотря на явные идейные  сходства, задержать взгляд на самобытности каждого социолога в отдельности. В этом смысле логичнее будет начать с анализа взглядов П.Л. Лаврова.
Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала  принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым  удивлением указал немецкий философ  и социолог Л. Штейн в своем  благожелательном обзоре русской социологии XIX века. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века социология прошла несколько этапов, постепенно достигая когнитивной зрелости, критериями которой являются стремление к теоретико-методологической интеграции, создание эмпирического уровня исследований и успешная институционализация (организация  преподавания и научной работы). Все три критерия постоянно стимулируют  друг друга. Их конкретная история позволяет  уловить национальную и региональную специфику исследовательского процесса и его место, роль в более широком  мировом процессе социального познания определенной эпохи. венные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым удивлением указал немецкий философ и социолог Л. Штейн в своем благожелательном обзоре русской социологии XIX века. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века социология прошла несколько этапов, постепенно достигая когнитивной зрелости, критериями которой являются стремление к теоретико-методологической интеграции, создание эмпирического уровня исследований и успешная институционализация (организация преподавания и научной работы). Все три критерия постоянно стимулируют друг друга. Их конкретная история позволяет уловить национальную и региональную специфику исследовательского процесса и его место, роль в более широком мировом процессе социального познания определенной эпохи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Российская социология в начале ХХ века.
История социологии в России - наименее изученный раздел мировой  науки, что обусловлено своими историческими  причинами. Социология в России с  самого начала была поставлена в неблагоприятные  условия по сравнению с теми, в  каких работали социологи в странах  Западной Европы и США. Однако, несмотря на все трудности, отечественная  социологическая мысль успешно  развивалась и смогла не только подняться  на уровень мировых достижений, но и превзойти или определить по времени западные образцы. В целом  ряде областей именно русскими социологами  были впервые поставлены и получили осмысление проблемы, к которым западная наука обратилась значительно позже. В отличие от социологов Запада, которые были слабо знакомы с  развитием науки в России, отечественные  социологи постоянно находились в курсе научной жизни западных стран, и это позволяло им опираться  на весь запас имеющихся знаний и, безусловно, будило их творческую мысль.
 Как и в мировой социологии в России действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российские социальные учения формируются первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX века. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. И только в начале XX века появляются уже чисто социологические теории. Но и в последнем случае видно постоянное взаимодействие социальной философии и социологии.
Формирование и развитие психологической тенденции в  социологии было обусловлено несколькими  факторами. Изменения, происходившие  в общественной и экономической  жизни разных государств, и прежде всего бурное развитие в ряде стран  с развитым капиталистическим хозяйством и обострение в них классовой  борьбы, вызывали необходимость изучения причин и механизмов новых массовых социальных процессов. Требовалось  более полное и научно обоснованное истолкование исторического процесса, выяснение конкретных характеристик  изменений в психическом состоянии  и поведении больших социальных групп. Солидарную поддержку развитию психологизма в России оказали исследования в области изучения физиологии высшей нервной деятельности И.В. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Эти  выдающиеся русские ученые конца XIX-начала XX века стояли у истоков современной  научной психологии. В их трудах впервые получили детальную разработку внутренние психические процессы, их связи с действием внешних  раздражителей и окружающей среды, а также анализировалась роль последних в формировании психики. При этом ученые русской школы  выступали против переноса принципов  психологии в социальные науки. Данное требование было сформулировано В.М. Бехтеревым, который подчеркивал, что "социология изучает установки самой общественной жизни, социальные явления, их причины  и следствия, не задаваясь вовсе  целью проникнуть в психологический  механизм этих явлений".
    Судьба науки в период советской власти.
Историческая  судьба социологии советского периода  после Октябрьской революции  складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в области институализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической школы (П.А.Сорокин, Н.К.Кареев и др.). Одновременно с этим все сильнее становилось влияние развивающегося советского варианта марксистской социологической теории, которая была нацелена на утверждение только собственных представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли.
К началу 20-х годов немарксистская социология в Советской России располагала  значительной институциональной базой, и ее влияние ощущалось на протяжении всех 20-х годов. Многочисленные партийные  проверки, проводившиеся в партшколах, часто обнаруживали, что студенты вместо трудов классиков читают О. Конта, Г. Спенсера, Э.Дюркгейма. Уже в первые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации издали ряд монографий и учебных пособий. Но интенсивный процесс развития немарксистской социологии был остановлен практически прямыми репрессиями.
В принципиально иной ситуации оказались  после Октябрьской революции  марксистская социология. Приобретая академическую респектабельность  и государственную поддержку, марксистская социология приспосабливалась к  сложившемуся разделению научного труда  в обществознании. Именно в начале 20-х годов в марксистской литературе прочно утвердился термин “социология”, стали появляться первые монографии и учебные курсы. Это был период острых дискуссий по поводу социологического наследия Маркса – Энгельса – Ленина, содержания основных теоретических концепций марксизма и категорий исторического материализма. Многие социологи марксистской ориентации отличались европейской образованностью, хорошим знанием трудов своих западных коллег, научной терпимостью и недогматическим отношением к социологическим идеям Маркса.   
В марксистской и немарксистской литературе 20-х годов широкое распространение  получили позитивистские и натуралистические  трактовки общественных явлений. Выступая против неокантианского противопоставления наук о природе и культуре, многие марксисты склонялись к вульгарно-натуралистическим  концепциям общества. Открытое влияние  позитивизма было подавлено в  начале 30-х годов, хотя в неявной  форме его воздействие всегда присутствовало. 
Столкнувшись  с трудностями при определении  предметной спецификации марксистской социологии, ряд известных авторов  предлагали считать исторический материализм  филосовско-социологической теорией. Определяя предмет марксистской социологии, большинство социологов начала 20-х годов воспроизводили идеи О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Социология понималась как наука об обществе в целом, о сложно организованной социальной системе. После широкой дискуссии о содержании и методологической роли понятия “общественно-экономическая формация” марксистская социология стала определяться как наука о закономерностях развития смены общественных формаций.
В первой половине 30-х годов исследования в области методологических проблем  социологии фактически прекратились. К середине 30-х годов полностью  возобладала упрощенная точка зрения на исторический материализм как  на конкретизацию положений материалистической диалектики, составную часть марксистской философии. Марксизм в стране все  больше изолировался от западной социологии и превращался в охранительную  доктрину. Тем не менее, в 20-е годы еще сохранялись относительно благоприятные  условия для научных дискуссий. Такие общесоюзные дискуссии  прошли практически по всем фундаментальным  проблемам исторического материализма: соотношению общественного бытия  и общественного сознания, содержанию понятий общественно-экономическая  формация, базис и надстройка, производительные силы и производственные отношения, классы, семья и др. Это был  наиболее творческий период в истории  советской социологии.
    Признание науки в 1950 года и особенности её статуса.
    Период перестройки и новый этап в развитии советской социологической науке.
    Социология в России в начале XXI века.
XXI век – век социологии
 
По научно-техническому, естественно-научному, социальному и социально-экономическому содержанию XXI век качественно отличается от века предыдущего.
 
На рубеже XX – XXI веков  сложился ряд взаимосвязанных процессов, объединяющих индивидов, группы, сообщества, государства, рынки, корпорации, национальные правительства и неправительственные  организации в сложные сплетения  социальных отношений, стала разрастаться сеть всемирной взаимозависимости. Сформировались транснациональные (ТНК) и мультинациональные корпорации (МНК), которые организуют сети глобального производства и распределения, представляющие интересы развитых государств. Их сотни тысяч, они контролируют 70% мировой торговли и 30% мирового производства.
 
Глобализация экономики  породила ряд негативных социальных реалий, наличие которых социология не может обойти молчанием.
 
Произошло и продолжает расти резкое расслоение стран и  регионов по количеству потребляемого  сырья. Например, потребление нефти  на одного среднестатистического человека Земли составляет 554 кг. Но при этом в США на каждого приходится примерно 2614 кг, в Канаде – 2415 кг, Заире – 210 кг, а в Индии – 62 кг, Эфиопии  – 14 кг; 43% добываемых редких металлов расходуется в Японии, 36% – в  США. Если бы 90% населения Земли приблизились по уровню потребления к США, то добычу сырья на планете пришлось бы увеличить  в сотни раз, и весь сырьевой ресурс Земли был бы исчерпан в течение  двух-трех десятилетий. За год электростанции всего мира потребляют сейчас угля, нефти, газа столько же, сколько природой было создано на протяжении одного миллиона лет. По подсчетам специалистов, в случае сохранения темпов современного потребления органического топлива, запасы нефти будут исчерпаны через 50 – 60 лет, природного газа – через 90 – 100 лет.
 
Эколого-ресурсный кризис, обусловленный продолжающейся эксплуатацией  сырьевых и дешевых человеческих ресурсов развивающихся стран, сопровождается ростом антагонистического социального  противоречия между богатыми и бедными  странами. Оно усугубляется демографическим  кризисом, продолжающейся демографической  экспансией человека на планету. Если еще 10 лет назад население Земли  составляло 5,6 млрд. человек, то сегодня  – примерно 7 млрд., а к 2030 г. оно  достигнет, по имеющимся прогнозам, 10 млрд. человек. Экстремальный рост народонаселения планеты происходит главным образом за счет развивающихся  стран (около 90% прироста населения), что, безусловно, будет иметь свои геополитические  и расово-этнические последствия.
 
«Глобально-рыночный фундаментализм» (или, вернее, «глобально-рыночный империализм») порождает и адекватный ответ: «антиглобалистский фундаментализм». Народы и страны не хотят жить по навязываемым им законам, по социальным нормам и ценностям «мирового лидера». (Некоторыми социологами даже высказывается мнение об участии всего населения планеты в выборах президента США, выступающего в качестве ее мирового лидера).
 
В условиях наличия оружия массового уничтожения (особенно биологического и ядерного) резко возрастает опасность  международного терроризма. Подчеркиваю, что современный терроризм –  это социальное явление, и воздействовать нужно на его социальную природу; никакими организационными формами  или силовыми методами его победить невозможно. Главный корень терроризма не только в невежестве (например, в  игнорировании мусульманскими террористами моральных основ Корана), а в  осознании социальной бесперспективности. Когда безликая сила подавляет национальные традиции, национальную самобытность, грозит окончательно уничтожить национальный суверенитет, то далеко не каждый человек  может с этим мириться. Осознавая, что никакие официальные действия не в состоянии противостоять  этой силе, такой человек может  стать фанатиком.
 
Набирают силу различные  социальные движения (феминистские, молодежные, этнические и др.), являющиеся реакцией на негативные тенденции развития современного мира.
 
Сложилась тенденция резкого  роста и распространения антисоциальных явлений в мире (организованная преступность, наркотики, проституция, работорговля и т.д.) и преступного разрушения (в интересах ТНК и МНК) экологии планеты (т.е. среды обитания человека), таящего угрозу моральной и физической деградации человека.
 
И, наконец, заметно проявление идеологии расизма, в чем, кстати, повинны и некоторые социологи. Одни из них увидели основную угрозу современному миру в наличии китайцев и мусульман, другие – русских, третьи – американцев и русских.
 
Наряду с негативными сложился ряд позитивных социальных тенденций, требующих социологического осмысления и понимания.
 
Снижается значение традиционных (технических и технократических) технологий и возрастает роль технологий новых – информационных, социальных, интеллектуальных. Определяющими факторами  развития мирового и национальных сообществ становятся человеческий потенциал, социальный капитал, научные знания.
 
Традиционные системы  управления обществом, материальным и  духовным производством заменяются качественно иным управлением, основанным на создании и использовании научных  знаний. Основным продуктом нового управления становится интеллектуальная собственность; место прибавочной  стоимости занимает вновь создаваемый  интеллектуальный капитал.
 
На основе производства и потребления знаний – научных, философских, религиозных, нравственных и др. – осуществляется переход  к информационной фазе развития мирового сообщества, идет интенсивный процесс разрушения традиционных для индустриального общества экономических и социальных институтов (собственности, стоимости и т.д.). Стихийно формируется новая социальная реальность, основанная на интеллекте и знании.
 
Идеология экономоцентризма и технологического детерминизма, прагматизма и крайнего индивидуализма отжила свой век. На смену ей приходит идеология антропоцентризма в качественно новом ее понимании; реальный социальный мир предстает в человеческом измерении; экономика и техника являются средством, а человек, его материальное, физическое и нравственное состояние, возможность проявить свою индивидуальность становятся основным социальным индикатором прогрессивности или реакционности всех явлений и процессов современного мира.
 
К чести социологии, она  никогда не стояла в стороне от анализа новых социальных реалий как геополитического, так и национального  характера. Но с их появлением качественно  меняются роль социологии и её статус в современном обществе.
 
В XVII – XVIII веках научная  революция происходила параллельно  с экономической и политической революциями.В первой половине XX века произошел резкий разрыв между скоростью научно-технических инноваций и отставанием социальных наук.
 
В XXI веке должен быть устранен разрыв не только между опережающим  развитием технических и естественных наук и отставанием социальных, но и между социальными науками  и опережающим развитием новых  социальных реалий. Этот разрыв может  иметь непредсказуемые социальные последствия, чреватые беспрецедентными угрозами ядерной или биологической  войны, экологической катастрофы.
 
Социология в сложившихся  условиях может анализировать и  диагностировать, какие социальные последствия порождают новые  тенденции и процессы современного мира и как регулировать их развитие в интересах человека и общества. Новые социальные реалии – это  результат действия не каких-то мистических  или фатальных сил, а социальных действий самого человека. Человек  не только объект, но и субъект социальных действий – это не какая-то безликая модель, а совокупность социальных действий личностей, совершаемых по самым различным мотивам, на различных  этапах ее развития. Эти действия вносят конкретные изменения в зависимости  от таланта или занимаемого положения (социального статуса) личностей  в систему общественных отношений, в построение различных государственных  структур, идеологию и тем самым  конструируют социальную реальность, которая затем становится решающим фактором, оказывающим определяющее воздействие на сознание и социальное поведение людей и различные конкретные проявления этого поведения. Все, что мы имеем в современном мире в целом и в каждом конкретном обществе, есть результат социальных действий человека. Исследовать отношения между социальной деятельностью людей, включенных в различные социальные общности и принимающих социально значимые решения, и той социальной реальностью, которая является результатом этой деятельности, с одной стороны, и обратным воздействием этой социальной реальности на человека и его социальные отношения – основная, на наш взгляд, задача социологической науки. Если социальная реальность, сконструированная в данном обществе, порождает конфликты, ведет к физической, психической и социальной деградации человека и распаду социальных связей в обществе, это означает, что она создана в результате антисоциальных действий различных социальных сил. Какими бы красивыми словами ни прикрывались проводимые в конкретном обществе реформы – они реакционны, если деградирует человек и распадаются социальные связи. Социальное значение социологии именно в том и состоит, что она анализирует различные аспекты социальной реальности, социальные действия творцов этой реальности и последствия этих действий в человеческом измерении.
 
Вряд ли нужно ставить  под сомнение благие намерения людей, принимающих социально значимые решения, но этими благими намерениями  без научного обоснования может  быть выложена дорога в социальный ад. Принимая то или иное социально  значимое решение, человек или группа лиц, облеченных властью, преследует порой  самые благие цели, хотят, как лучше, а получается, как всегда или намного  хуже. Чтобы получилось не «как всегда», а намного лучше, необходимо опираться  на прогноз социологии о возможном  социальном результате принимаемого решения. Необходима предварительная социальная экспертиза.
 
Трагедия современного общества состоит в том, что оно  до сих пор не пришло к выводу о необходимости введения персональной ответственности лиц, включенных во властные структуры, лиц, принимающих  социально значимые решения, за социальные последствия их действий. Если террорист  совершает террористический акт (антисоциальное действие), в результате которого гибнут люди, то он, бесспорно, является уголовным преступником. Если же лицо или группа лиц, включенных в те или иные властные структуры, совершают социальные действия, следствием которых является сокращение продолжительности жизни человека, рост смертности, организованной преступности, разрушение экологии, резкое снижение уровня и качества жизни населения и т.д., то он уголовно не наказуем. В лучшем случае, его отстраняют от занимаемой должности и отправляют на почетную пенсию. Социология, ставя вопрос о персональной ответственности лиц, включенных во властные структуры и принимающих социально значимые решения, тем самым включается в деятельность властных структур. Если, как в мировом сообществе в целом, так и в каждом конкретном национальном сообществе, будет отсутствовать социальная экспертиза в самом широком смысле, то над обществом будет продолжать висеть дамоклов меч самоуничтожения, будь то ядерная или биологическая катастрофа, или разрушение среды обитания человека и перерождение его генетики. Социальные трансформации должны быть поставлены под строгий научный контроль, и этот контроль возможен на основе получения конкретных данных социологии, социальной статистики, других социальных наук.
 
Если общество хочет  выжить в трудных условиях XXI века, оно «обречено» заниматься социологией  и признать её определяющую роль в  современном мире.
 
Роль социологии с появлением новых реалий не только качественно  меняется, но и значительно возрастает. Ее развитие, на наш взгляд, должно опережать  социальную практику, связанную с  реализацией научно-технических  инноваций и социальной оценкой  новых национальных и геополитических  реалий.
Социология: основные понятия и принципы.
    Предмет, объект социологии, объект социологического исследования.
объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.
Объектами социологического познания могут являться:
-     глобальное  мировое сообщество;
-     традиционное  национальное общество;
-     микрообщество  (социальная группа, семья и т.д.);
-     индивид.
предмет социологии – это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.
Обычно при определении  предмета социологии в качестве ключевого  выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений  относят:
-     групповые  взаимодействия, (например конфликты  или интеграцию внутри обществ);
-     становление  и функционирование социальных  институтов (например, института семьи,  религии, спорта и т.д.);
-     социальные  процессы (например, социальную мобильность,  миграцию, культурную диффузию и  т.д.).
Выделение объекта исследования - необходимая процедура в ходе разработки программы, так как от этого зависит выбор методов  исследования и многое другое. Например, анкеты для рабочих и колхозников  включают не только общие, но и особенные  вопросы. В анкете для колхозников  возможны вопросы о личном подсобном  хозяйстве, количестве голов скота  и т.п. В анкете для рабочих  могут присутствовать аспекты сугубо городского образа жизни. Анкета для  преподавателей будет отличаться от анкеты актеров, поскольку в их работе есть не только общее, но и особенное.
    Взаимосвязь социологии с другими науками. Особенности статуса социологии.
Наиболее важное поле пересечения  у социологии с социальной философией. Как известно, философия обосновывает наиболее общие формы бытия и  сознания. Однако при этом у самой  философии есть более частные  уровни, в рамках которых анализируются  отдельные сферы действительности, выявляются их самые общие и глубинные  признаки.
Весьма существенна взаимосвязь  социологии с историей. Историческая наука изучает минувшую социальную действительность как событийный процесс, в котором каждое явление обладает как типологическими, так и индивидуальными  признаками. Поэтому ее предметом  являются особые закономерности событийных явлений в контексте их факторной  обусловленности.
Важна взаимосвязь социологии и экономической теории, поскольку  сфера экономической жизни повседневно  касается каждого, и все социальные отношения пропитаны экономическими интересами. Экономическая теория рассматривает  человека, казалось бы, только с точки  зрения чисто `разумного` выбора в рамках механизма `спроса-предложения`
Отметим также предметную взаимосвязь социологии и педагогики. В этой связи следует очертить следующие моменты. И социология, и педагогика включает в свой предмет  важнейшую проблему общества - социализацию.
 
    Внутренняя структура социологии.
Структура любой науки  всегда обусловлена теми  задачами, которые  она. ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура  обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и  методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории  и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.
 
    Общество. Его структура.
Общество – группа людей, создавшаяся  благодаря целенаправленной и разумно  организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в  случае подлинной общности. Любое  общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп  и т.д.
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.
Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями  и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.
Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно  поэтому, что существенной характеристикой  структуры является мера упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле, выступает  как степень отклонения от состояния  ее термодинамического
равновесия. Социальные системы стремятся  повышать степень упорядоченности, используя содержащиеся во внешней  среде вещество, энергию и информацию для собственного функционирования и развития.  Приведенное понятие  структуры разделяется многими  исследователями. При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль структуры  в формировании целостных свойств  системы. Так, отмечая, что система  являет собой множество взаимосвязанных  элементов, выступающих как определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства объекта как  целого определяются по только и не столько свойствами его
отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта».
 
    Социальные институты. Их общие черты.
Социальный институт или  общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.
Следует иметь в виду, что в социальных науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции) понятие «институт» трактуется более  широко, чем термин «организация», поскольку  оно не всегда предполагает наличие  чётко выраженной структуры и  кодификация  правил поведения членов института.
Слово «социальный институт»  употребляется в самых разнообразных  значениях. Говорят об институте  семьи, институте образования, институте  здравоохранения, институте государственной  власти, институте религии и т. д. Очередь за товарами потребления  также будет являться социальным институтом.
 
 
Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп 
 
1.               установки и образцы поведения 
 
2.               утилитарные и культурные черты 
 
3.               культурные символы 
 
4.               кодекс устный и письменный 
 
5.               идеология
 
    Типология обществ.
Современные общества различаются  по многим признакам, но есть в них  и одинаковые параметры, по которым  их можно типологизировать.
 
Одним из основных направлений в  типологии общества служит выбор  политических отношений, фо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.