На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Система упражнений для развития наблюдательности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 
 
Если человек систематически упражняется в  наблюдении,  совершенствует культуру наблюдения,  то у него развивается такое свойство личности,  как  наблюдательность.  Наблюдательность - это умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений.  Она приобретается в процессе систематических  занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и  наблюдательности  отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование  наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания  действительности  является  базой  развития наблюдательности  как свойства личности. Наблюдательность , ставшая   свойством личности,  перестраивает структуру и содержание психических процессов человека.
Наблюдательность  нужна  людям самых разных профессий. Она  развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования  восприятия.
Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.
Благодаря наблюдательности человек различает признаки и  объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит  их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить  до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.
Прежде всего она опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.
Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.
Понимание наблюдательности как свойства сенсорной организации, включенного в целостную структуру  психической жизни человека, является принципиальным положением в разработке системы упражнений.
Содержание
 
 
Введение
    Понятие наблюдательности
    Индивидуальные особенности наблюдательности
    Система упражнений для развития наблюдательности
Заключение
Список литературы
Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Понятие наблюдательности
 
 
 
Наблюдательность — это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.
Благодаря наблюдательности человек различает признаки и  объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит  их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить  до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.
Прежде всего она опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.[2. c.111]
Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.
Понимание наблюдательности как свойства сенсорной организации, включенного в целостную структуру  психической жизни человека, является принципиальным положением в разработке системы упражнений. Это положение  предполагает формирование тех сторон наблюдательности, которые связаны  с памятью, мышлением, направленностью, эмпатией и т. п.
Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях.
Еще в большей мере личностные особенности проявляются при  осознании и понимании того, что  человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит, прежде всего, от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.[2. c.113]
Профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания  воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку  именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.
Наблюдательность, как и  любое психическое явление, —  элемент сложной системы и  именно поэтому имеет разнообразные  многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни  человека. С одной стороны, она  обусловлена строением и чувствительностью  зрительного анализатора, с другой — особенностями памяти и мышления и в то же время включена в целостную  структуру психики человека через  его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.
Поэтому при формировании наблюдательности важно предусмотреть  систему упражнений, направленных на развитие как сенсорно-перцептивных качеств, так и умений, помогающих понимать, осмысливать наблюдаемое.
Теоретическая предпосылка  для разработки практикума по развитию наблюдательности — предположение  о связи наблюдательности и прогнозирования.
Гипотеза о влиянии  наблюдательности на успешность прогнозирования  в системе «человек—человек»  возникла у нас при изучении прогнозов  в педагогической деятельности. Базируясь  на общих положениях прогностики  о том, что прогноз обусловлен знаниями — основаниями прогноза, а также мыслительными качествами прогнозиста, были проведены несколько  исследований. [5. c.97]
Например, была изучена результативность прогнозирования учителем:
• развития личности ученика;
• взаимоотношений учащихся в классе;
• успешности решения учащимися  задач разной степени сложности;
• затруднений учащихся при усвоении нового материала 
Эти и другие исследования предусматривали тщательное изучение оснований прогноза: поиск закономерности, теоретический анализ объектов прогноза, изучение динамических временных характеристик  объектов прогноза и т. п. Однако было установлено, что эти, казалось бы, надежные основания прогнозирования не срабатывают.
Результаты прогнозирования  в отношении другого человека оказывались, опосредствованы не только перечисленными основаниями, но и обобщенным опытом наблюдения, развитой наблюдательностью.
Основания для прогноза определяются специалистом в ходе наблюдений и  последующего обобщения накопленных  знаний. С одной стороны, есть обобщение, с другой — это обобщение имеет  достаточно конкретный характер (эмпирические обобщения). Общая закономерность или  теория далеко не всегда может объяснить  конкретный случай и стать основанием для прогноза в отношении индивидуальных проявлений. Эмпирическое обобщение  такую функцию может выполнить, поскольку оно включает все многообразие конкретного. Естественно, что полнота и глубина знаний, полученных в практике, опосредствована наблюдательностью.[5. c.102]
Другой особенностью эмпирических прогнозов является метод их получения. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей особые:
• ограниченность во времени;
• многогранность объекта  прогноза (человек);
• почти всегда — дефицит  информации, необходимой для прогноза;
• невозможность учесть все многообразие причин, которые  воздействуют на объект прогноза.
Поэтому чаще всего для  прогнозирования используется метод  экстраполяции. Он заключается в  том, что закономерности и типичные проявления человека в прошлом и  настоящем переносятся
на будущее. Ошибка экстраполяции  состоит в том, что каждый наблюдаемый  случай прогнозист идентифицирует как  типичный даже тогда, когда последний  таковым не является.[5. c.105]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Индивидуальные особенности наблюдательности
 
 
 
В процессе наблюдения за людьми, явлениями окружающего мира проявляются  индивидуальные особенности наблюдателя, которые придают процессу наблюдения особую окраску и делают наблюдение индивидуально-своеобразным. Индивидуальные характеристики процесса наблюдения проявляются  в его динамике, глубине, особенностях эмоциональной окраски.
Первым фактором, определяющим индивидуальные особенности наблюдательности, могут быть различия в строении и  функционировании зрительного анализатора, влияющие на остроту зрения. Неодинаковая наблюдательность определяется различной  степенью развития остроты восприимчивости  людей по отношению к различным  сторонам окружающей их физической и  социальной среды. Один человек обладает тонкой восприимчивостью по отношению  к цветам, их оттенкам и слабо  дифференцирует звуки, речь, интонацию  голоса, другой лучше воспринимает движения, где бы они ни проявлялись, а третий имеет высокую чувствительность к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо дифференцирует изменения, происходящие с техникой. Более низкие пороги чувствительности в одной модальности и более высокие — в другой, выделение ведущего вида чувствительности характеризуют индивидуальные особенности наблюдающего человека. Они формируются в деятельности и определяют ее успешное выполнение.
Вторым фактором, определяющим индивидуальные особенности наблюдательности, может быть сенсорная организация, характеризующаяся объединением разных модальностей в комплексы и выделением ведущей чувствительности. Одной из характеристик сенсорной организации является тип восприятия: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический, эмоциональный. Выделение этих типов основано на установлении сенсорной организации с мыслительными и эмоциональными процессами. [2. c.114]
Для наблюдателей синтетического типа характерно обобщенное отражение  и определение основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не видят их.
Люди с аналитическим  типом восприятия выделяют при наблюдении, прежде всего детали, частности, такие  люди нередко затрудняются понять общий  смысл явлений. Общее представление  об объекте, событиях они часто подменяют  тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в  состоянии выделить главное.
Люди эмоционального типа восприятия стремятся не выделить сущность явления, а выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, прежде всего замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.
Наблюдение не бывает чисто  пассивным, созерцательным актом. На процесс  наблюдения оказывают влияние и  уровень развития мышления, и чувства, и интерес, и опыт взаимодействия с наблюдаемым объектом.
Индивидуальные особенности  наблюдательности складываются под  влиянием воспитания. Если в процессе взаимодействия с развивающимся  человеком взрослые предоставляли возможность ребенку самому наблюдать за миром и делать открытия, то можно ожидать, что уже к подростковому периоду наблюдательность может сформироваться как свойство сенсорной организации. Если в процессе взросления человек был лишен необходимости или возможности наблюдать, то и соответствующее свойство не развивается. Поэтому есть взрослые, которые настолько ненаблюдательны, что не видят, например, в своей квартире вещей, которые там уже давно находятся, или тех существенных изменений, которые произошли во внешнем облике близких родственников. Для развития наблюдательности значим не столько возраст, сколько тренировка.[2. c.116]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Система упражнений для развития наблюдательности
 
 
 
Определение наблюдательности как психического свойства и раскрытие  ее связей с различными сторонами  психики, а также с содержанием  деятельности позволяют ответить на вопрос: что значит тренировать наблюдательность? Самый общий ответ сводится к  тому, что нужно тренироваться  в наблюдении, а поскольку под  наблюдением понимается процесс  целенаправленного восприятия, упражнения в нем составляют основу для тренировки наблюдательности.[2. c.116]
Более конкретный ответ на поставленный вопрос заключается в  том, что необходимо упражняться  в технике наблюдения, с одной  стороны, а с другой — развивать  каждый из выделенных компонентов наблюдательности (перцептивный, понятийный, эмпатийный, прогностический). Это и есть два основания для подбора и создания системы упражнений. Эти основания взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Имея в виду эту взаимосвязь, Л.А. Регуш осуществила подбор упражнений и построение  тренинга в целом.
Упражнения первого раздела  направлены на знакомство с человеком  как объектом наблюдения. Это необходимо, чтобы знать, что нужно видеть, во что всматриваться, что различать, наблюдая человека. Здесь предусмотрены  следующие виды упражнений: тело человека как объект наблюдения, голова человека как объект наблюдения, внешние проявления психических процессов, состояний и свойств человека (позы, осанка, жесты, мимика и т. п.).
Второй раздел тренинга посвящен отработке отдельных элементов  наблюдения как основы развития наблюдательности. Начинается наблюдение с постановки цели, затем на основе работы зрительного  анализатора и свойств восприятия идут анализ наблюдаемой информации и ее переработка. Следовательно, нужны упражнения на отработку целенаправленности и развития соответствующих перцептивных свойств. В этом разделе предусмотрены такие виды упражнений: цели наблюдения и их влияние на его результат, дифференцирование наблюдаемых признаков, характеризующих психические состояния человека, отработка избирательности и осмысленности восприятия.
В третьем разделе тренинга содержатся следующие виды упражнений: умозаключения на основе наблюдения, понимание и интерпретация наблюдаемых  поступков людей по их внешним  проявлениям, предвидение развития движений, действий, поведения человека на основе наблюдения.[4. c.67 ]
Тренинг включает два вида упражнений. Одни из них направлены на знакомство с общими и индивидуальными особенностями внешности (телосложение, строение головы, особенности лица и т. п.), другие — на знакомство с теми средствами, через которые в облике выражается психическое состояние или свойство (жест, мимика, пантомимика, поза и т. п.).
На занятиях предлагается материал, который призван познакомить  с теми или иными особенностями  внешности людей. Здесь же предусмотрены  упражнения на запоминание и актуализацию этой информации. На других занятиях информационный материал не имеет самостоятельного значения, поэтому включен в упражнения.
Упражнения построены  в следующей последовательности:
• типы телосложения людей;
• общие и индивидуальные особенности телосложения;
• голова и лицо человека;
• общие и особенные  признаки строения головы и лица человека;
• упражнения на дифференциацию общих и отличительных признаков  телосложения, строения головы, лица человека;
• упражнения на запоминание  общих и отличительных признаков  телосложения, строения головы, лица человека;
• жесты, позы, осанка, мимика, физиогномическая маска;
• упражнения на «чтение» выразительных  движений человека.
Занятие 1
Цель: познакомить с внешним обликом человека как объектом наблюдения.
Необходимый материал: рис. 1-13(см. приложение).
Проведение  занятия
Знакомство с группой, выяснение профессиональных интересов, а возможно, и мотивов прихода  на тренинг ведущий должен достаточно подробно и доступно рассказать о наблюдательности как профессиональном свойстве человека. При этом необходимо показать связь этого свойства как с сенсорными процессами, так и с памятью и мышлением, с интересами и эмоциональными свойствами человека. Здесь уместно привести примеры проявления наблюдательности в обыденной жизни людей и в их профессиональной деятельности (учителя, таможенники, следователи, врачи, продавцы, родители и т. д.). Все эти примеры должны показать, что понимание и перцептивное предвидение поведения других людей в ситуациях недлительного или единичного контакта во многом зависят от развития наблюдательности.
Упражнение 1 направлено на знакомство с типами телосложения, а также с выделением типичных и индивидуальных особенностей телосложения.
Упражнение начинается с  сообщения ведущего о типах телосложения по Э. Кречмеру
 
Тип строения тела
Телесные черты
Пикнический (округлый)
Широкое лицо, высокий выпуклый рот, часто двойной подбородок, склонность к облысению, короткая толстая шея, слабая мускулатура, склонность к ожирению
Лептосомный (астенический, вытянутый)
Лицо в форме вытянутого или укороченного яйца, острый угловатый  профиль, выдающийся вперед нос, покатый  подбородок, длинная шея, узкие покатые  плечи, плоская грудная клетка, узкие  длинные руки
Атлетический(сильный)
Грубые черты лица, высокая  средняя  часть лица, широкие брови, мощный подбородок, массивный грубый облик, широкие плечи, узкие бедра, сильно развитая грудь, грубые руки

 
Используются рис. 1–3(см.приложение), при работе с которыми следует обратить внимание на критерии, отличающие один тип телосложения от другого: длина конечностей, торса, мышечный покров и его тонус, форма отдельных частей тела, жировые отложения и т. п.
После выявления общих  признаков телосложения можно перейти  к анализу индивидуальных, которые, как правило, обусловлены не только генотипом, но и полом, возрастом, национальностью, даже видом профессиональной деятельности.
Упражнение 2 способствует закреплению знаний о типах телосложения и их использованию при наблюдении людей.
Каждому участнику тренинга предлагается дать описание телосложения любого человека, заведомо знакомого  другим членам группы. Важно, чтобы  в описание включались только признаки телосложения. Ведущему следует так  предложить задание, чтобы его выполнил, т. е. сделал описание, каждый. Рекомендуется  дать описание вначале общих, а затем  индивидуальных особенностей телосложения. Через 5–7 минут проводится проверка выполнения задания. Каждый зачитывает составленный им портрет телосложения, остальные члены группы должны определить, кто это.
Упражнение 3 направлено на знакомство с общими и отличительными признаками строения головы и лица.
Начинается упражнение с  сообщения ведущего, который последовательно  раскрывает общие признаки строения головы и лица: форма головы, характер профиля, овал лица, размер ушей, форма  носа и т. п. Для этого нужно  использовать соответствующие рис. 4–13(см. приложение).
Демонстрация рисунков сопровождается перечислением общих признаков  строения головы и лица, к которым  относятся форма головы, овал лица, длина волос, форма и размер глаз, форма носа и т. п. Лучше, если некоторые  из них будут записаны. Затем можно  перейти к демонстрации особенных  признаков строения головы и лица. При этом следует обращать внимание на то, что сообщаемая информация полезна  как исходная для целенаправленного  наблюдения людей. Мастерство наблюдателя  состоит в умении видеть как общие, так и отличительные особенности
лица. Участникам тренинга целесообразно  записать основные типы формы головы, овала лица, линии роста волос, строения ушей, глаз, губ, подбородка, носа, бровей и т. п. Это достаточно большой  по объему и разнообразный материал, его сложно запомнить с одного предъявления, поэтому записи некоторое время могут служить опорой для узнавания наблюдаемых у людей признаков. Полученную информацию нужно сразу включить в упражнение.
Ведущий дает задание: не рассматривая дополнительно своего соседа, описать  строение его лица и головы, используя  те признаки, о которых говорилось выше. После выполнения задания можно  внимательно вглядеться в соседа, проверить свое описание, а главное  — внести уточнения и дополнения. Обязательно нужно зафиксировать  для себя, что нового было увидено  при целенаправленном разглядывании.
Здесь будет уместным обратить внимание на специфику наблюдения. Можно многократно смотреть, воспринимать, но не замечать деталей или не дифференцировать их. Благодаря наблюдению вырабатывается умение различать малозаметное или  видеть разное в сходном.
Занятие 2
Цель: знакомство со средствами выражения психических состояний и свойств человека.
Необходимый материал: рис. 23–33(см.приложение).
Проведение  занятия
Начать занятие можно  с работы по определению общих  и отличительных признаков телосложения, головы, лица, используя материалы, которые подготовили участники  тренинга при выполнении домашнего  задания. Цель этой работы — закрепление  той информации, которая получена на предшествующем занятии.
Содержание второго занятия  посвящено особенностям выразительных  средств, которые характеризуют  психические состояния или свойства человека. Существует множество внешних  проявлений, доступных для наблюдения, по которым можно «читать», видеть особенности внутреннего мира человека.
Походка — характеристика движений человека при ходьбе: напряжение и расслабление движений, ритмичность или неритмичность движений, координация движений рук и ног, амплитуда размаха рук и ног, постановка ступни, наклон туловища и т. п.
Важнейшие признаки походки: скорость, величина шага, степень напряжения, согласованность движений рук, ног  и туловища, постановка носков ступни.
Наблюдения людей за различными походками привели к выделению  некоторых общих типов походки: быстрая, стремительная, семенящая, враскачку, прыгающая, вихляющая, шаркающая, гордая, плавная, медленная (плывущая) и т. п.
Жесты — движения руки, имеющие целью передать знание (сделать сообщение), выразить чувства, отношение, осуществить волеизъявление.
Жесты являются одним из средств общения, и естественно, что они приобретают некоторый  общий, понятный смысл для той  или иной группы людей. Одновременно жесты и весьма индивидуальны, особенно в тех случаях, когда они не используются сознательно как средство общения, а являются неосознанным выражением переживаемых человеком состояний.
Некоторые жесты становятся существенными характеристиками человека, по ним он даже распознается. Как правило, это жесты эмоциональных состояний: потирание рук, подергивание усов, бороды, бровей, почесывание затылка, шевеление носом и т. п.
Жест образуется движением  руки, кисти руки, местоположением  руки, направлением ладони, движением  и положением пальцев. На все эти  движения — образователи жеста — нужно обращать внимание, поскольку через них придается определенный смысл жесту в целом.
Позы — статическое выражение внутреннего состояния человека через положение тела и его частей. При отсутствии всех других средств (вербальных, мимики, жестов) через позу можно передать не только психическое состояние, но и свое отношение и даже сообщить новость.
Составляющими позы выступают  положение тела и его частей по отношению друг к другу и к  собеседнику, мышечное напряжение, расположение тела в пространстве. Значимыми для позы являются направления тела, рук, их развороты, голова, положение которой в некоторых позах берет на себя основную функцию в передаче информации. Направление поворота головы по отношению к телу и партнеру, тонус шейной части включаются в образование смыслового содержания позы.
В отличие от вербальных средств общения, которые используются человеком преимущественно осознанно  и целенаправленно, жесты, а особенно позы, часто являются неосознанным средством выражения психических  состояний. Поэтому понять мотивы поведения, истинно переживаемые чувства в  большей мере, чем слова, помогают невербальные средства, к которым  относятся жесты и позы.
Мимика — динамическое выражение лица, которое складывается через складки на лбу, выражение глаз, движения рта, движения лица в области носа, а также определяется степенью подвижности этих частей лица.
Важнейшие мимические явления  лица (по А. Штанглю).
Складки на лбу: горизонтальные, вертикальные (складки концентрации), одновременно вертикальные и горизонтальные, переходящие друг в друга («складки надежды»).
Глаза: степень открытости — вытаращенные, полностью открытые, занавешенные, прикрытые или прищуренные, закрытые; направление взгляда — прямое, боковое, снизу, сверху, «блуждающий в небе», «уклоняющийся»; движение взгляда — твердо-неопределенное, спокойно-вялое, живое (беспокойное).
Область носа и реакции вкуса: носогубная складка («складка интенсивности»), наморщивание носа («страдальческая складка»), неприятные вкусовые реакции, испытующее выражение лица.
Рот: степень открытости — открытый, закрытый, сжатый, стиснутый, сжимание челюстей, выдвинутая нижняя челюсть, поджатые губы; впечатление — полный, мягкий, острый, твердый; направление уголков рта — приподняты, опущены, растянуты, стремятся к центру рта.
Смех  и улыбка: полностью открытая улыбка, расслабленная улыбка, усмешка, кривая, односторонняя улыбка, сладкая улыбка, язвительная ухмылка, примитивный оскал.
Степень подвижности  мимики: очень подвижная (быстро следующая друг за другом смена форм), малоподвижная (редкая смена форм), связь со степенью напряженности и количеством выражений.
Упражнение 4 знакомит с различными позами.
Ставится задача не только «прочитать» значение позы, но и  осознать, через какие составляющие ее элементы поза приобретает то или иное значение. При этом элементы, создающие позу, и есть те конкретные признаки, за которыми человек наблюдает: расположение туловища, тонус его мышц, соотношение в расположении туловища и головы, положение рук, положение ног, автоконтакты рук, ног и т. п. Для выполнения упражнения используются рис. 24–27(см.приложение).
Содержащуюся в рисунках информацию можно дополнить. Для  этого ведущий организует игру —  называет смысловое значение позы, например: передайте в позе усталость  или готовность ответить на приветствие, нежелание здороваться, сосредоточенность  на своих мыслях и т. п. Участники  должны выполнить задание. Преподаватель  оценивает, где передача смыслового значения была точнее. Чтобы исключить  влияние мимики и жестов на восприятие поз, можно выполнять задание, повернувшись спиной к группе.
Упражнение 5 тренирует целенаправленное восприятие поз.
Ведущий предлагает каждому  участнику группы выразить в позе то или иное состояние, названия которых могут быть выписаны на заранее подготовленных карточках. Например: озабоченность, готовность решительно действовать, угроза, блаженство, пренебрежение, высокомерие, любопытство и т. п. Каждый участник готовит позу, а затем демонстрирует ее группе. Задача группы —определить, какое состояние передает в позе ее исполнитель.
При анализе результатов  надо сопоставить содержание карточки и ответ, который каждый давал  при «чтении» позы, и определить причину ошибок: неверная передача состояния в позе или неверное прочтение. Обязательно следует  подчеркнуть удачные, яркие способы  выражения состояний через позу.
Упражнение можно продолжить. Каждый участник группы сам задумывает то состояние, которое он хотел бы передать в позе. Затем он демонстрирует  позу, а группа определяет, что она  обозначает. При этом желательно, как  и раньше, исключить другие выразительные  средства — мимику, жесты, т. е. лучше  демонстрировать позы, стоя спиной к группе.
Для развития наблюдательности нужно обязательно выделять те элементы, которые являются
главными носителями смысла, а для этого их стоит варьировать. Тогда становится очевидной их роль в организации позы, жеста, мимики. Например, выделив положение головы как главный признак позы, попробуйте менять ее положение, а затем определить, что произошло с восприятием  всей позы под влиянием этого изменения.
Упражнение 6 проводится с целью познакомить с такими статическими выразительными средствами, как осанка и физиогномическая маска.
Оба этих средства формируются  под влиянием типичных для человека поз и мимических выражений. Именно типичность приводит к тому, что  в морщинах, складках лица, в положении  тела, рук, ног как бы застывает  наиболее часто повторяющееся выражение. Можно сказать, что физиогномическая маска — застывшая мимика, наиболее типичная для того или иного человека. Физиогномическая маска формируется  не только через морщины, но и через  направление носовых складок, углов  рта, лобовых складок, тонус мышц лица.
В осанке «застывает» типичное для человека положение туловища (наклоны, повороты и т. п.), расположение головы по отношению к туловищу (опущена, откинута назад, наклонена к плечу),
сутулость, напряженность—расслабленность  мышц живота, спины, предплечья. Для  знакомства с видами осанки и физиогномической маски используются рис. 28–30(см.приложение).
Продолжить это упражнение можно, дав характеристику осанки членов группы: горделивая, застенчивая, напряженно-выжидательная, собранная, независимая и т. д.
Упражнение 7 посвящено мимике — динамическому выражению лица.
Начать нужно с выделения  тех признаков мимики, которые  ее образуют, а затем 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.