На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Антимонопольные органы и их деятельность. Нормативно-правовая основа антимонопольной деятельности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 

1. Приватизация  государственных и муниципальных  предприятий: понятие, этапы, способы  приватизации………………………………………………………3
2. Антимонопольные  органы и их деятельность. Нормативно-правовая  основа антимонопольной деятельности…………………………………………………….9
2.1 Деятельность  антимонопольных органов……………………………………...9
2.2 Нормативно-правовая основа антимонопольной деятельности…………….14
Задача………………………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий: понятие, этапы, способы приватизации 

     Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности  могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.
     Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной  или муниципальной собственности  за плату или безвозмездно в частную  собственность. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в  частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
     Приватизация  государственных и муниципальных  предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и  местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.
     Объектами приватизации могут быть: крупная  промышленность, мелкие и средние  предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия  сельского хозяйства и т. д. 1
     Приватизация  может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества  на длительный срок частными лицами или  компаниями; может быть частичной, когда  распродается, например, лишь часть  акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
     В современной России приватизация приобрела  широкий размах. Ее механизм был  определен Законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.
     1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.
     2. Созданы две государственные  структуры. Первая - комитеты по  управлению государственным (муниципальным)  имуществом. Вторая - фонды имущества.  В функции первых входила подготовка  планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.
     3. Определены объекты приватизации  и их денежная оценка. Особое  значение придавалось стоимости  имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.
     Приватизация  является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной.
     Во-вторых, меняются экономическая роль и функции  государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
     Имеются различные пути передачи прав собственности  из рук государства в руки частных  лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
     Лидер приватизации Великобритания предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение  акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и функции частному сектору.2
     Наряду  с существующими способами приватизации установлен ряд новых:
    Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной и муниципальной собственности;
    Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;
    Отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.
     Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.
     Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономике. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.
     Бесплатная  приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Ее необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии.
     Льготная  приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того в ряде государств получил распространение  процесс реприватизации - возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия). 3
     Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
     Реальная  приватизация. Государственное предприятие  продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего на муниципальном уровне.
     Открытый  и ограниченный тендер. С помощью  этого метода можно охватить широкий  круг потенциальных инвесторов. При  выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
     Аукцион. Целью этого метода является продажа  предприятия по наивысшей цене. При  этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.4
     Наибольшее  распространение получили следующие  подходы к этапам и формам приватизации:
     1. Малая приватизация, распространяемая  на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.
     2.Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.
     В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки  вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.
     Говоря  об этапах приватизации в России, следует  различать два основных: первый - это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)).
     По  длительности этот этап продолжался  в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа  приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ  путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.
     Процессы  приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции  в развитии собственности.
     На  смену монопольному господству первой ее формы пришел реальный полиформизм  собственности, многообразие ее форм и  основанных на них видов хозяйствования.
     Однако  на развертывании этих процессов  сказывается целый ряд факторов, одним из которых является отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, обусловлены многолетним невниманием к правовой стороне собственности в нашей стране.
     Приватизация процесс длительный и требует основательной и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране.5
     Очевидно, что цели, поставленные в государственной  программе приватизации, не учитывали  реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены. 

2. Антимонопольные  органы и их деятельность. Нормативно-правовая основа антимонопольной деятельности 

2.1 Деятельность  антимонопольных органов 

     В соответствии с Законом о конкуренции  государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган.
     Таким образом, федеральный антимонопольный  орган фактически действует в  двух основных направлениях. Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.
     Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган  обеспечивает предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.
     Под предупреждением монополистической  деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом  по созданию экономических, организационных  и правовых условий, в которых  появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).
     Ограничение монополистической деятельности — процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.
     Пресечение  монополистической деятельности —  собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению  фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным  законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.
     Федеральный антимонопольный орган входит в  структуру федеральных органов  исполнительной власти, формируемую  в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
     Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
     Законом не предусмотрены какие-либо ограничения  в отношении количества, структуры  и местоположения территориальных  органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала  практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. 

     Основные  задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность  его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным  в Законе, относятся:
     - содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
     - предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
     -государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
     Федеральный антимонопольный орган выполняет  следующие основные функции, прямо  перечисленные в Законе:
     - направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
     -дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
     - разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
     - контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
     - контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.
     Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
     - о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
     - об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
     - о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
     - о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
     - о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
     - о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
     - о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
     Федеральный антимонопольный орган принимает  участие в реализации федеральных  программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.
     Полномочия  федерального антимонопольного органа (в настоящее время  Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), а также его задачи предусмотрены несколькими федеральными законами, связанными с функционированием и развитием товарного рынка.
     Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкурентное законодательство.
     Основной  задачей антимонопольных органов  является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции  и предпринимательства, защита интересов  малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой — государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.
     В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп полномочий антимонопольных органов:
     - полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);
     - полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;
     - полномочия по применению мер и ответственности к нарушителям законодательства.
     Полномочия, направленные на развитие конкуренции  и предпринимательства:
     А. Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.
     Б. Определение доминирующего положения  хозяйствующего субъекта.
     В. Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.
     Г. Дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.
     Полномочия  по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:
     А. Принятие решения и выдача предписания  в случае нарушения антимонопольного законодательства.
     Б. Антимонопольный контроль на торгах.
     В. Привлечение нарушителей антимонопольного законодательства к ответственности.
     Г. Право антимонопольных органов  на предъявление иска в суд.
     Д. Формирование и ведение антимонопольными органами Реестра.
     Особую  роль в формировании правового поля конкурентных рыночных отношений играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы. 

2.2 Нормативно-правовая основа антимонопольной деятельности 

      Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.
      Первый  в России антимонопольный нормативный  акт - Закон "О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" был  принят 22 марта 1991 года. При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления.6
      Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства, подготовки и принятия соответствующих нормативных документов.
      Отдельный блок составляют акты о Государственном  Реестре предприятий-монополистов и о специальном регулировании их деятельности. Правовые основы антимонополизма содержатся в Законах о предприятиях и предпринимательской деятельности, об арбитражном суде, арбитражном процессе, в нормативных, документах, регулирующих процесс приватизации.
      Для определения предприятия-монополиста важно установить не только его долю на рынке, но и выявить наличие признаков, позволяющих характеризовать поведение предпринимателя как монополиста.
      ГКАП  России согласно предоставленному Законом  праву устанавливать предельную величину доли, достижение которой позволяет считать положение предприятия доминирующим, определил два условия, позволяющие охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта как доминирующее: его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию.
      Включение предприятия в государственный  Реестр объединений и предприятий-монополистов означает признание предприятия  монополистом. Составление и утверждение  Государственного Реестра возложено  на ГКАП России.
      При составлении реестра использовался  только один из признаков - доля на рынке, в то время как понятие «доминирующее положение» требует установления в каждом конкретном случае наличия некоторых признаков, характеризующих положение предприятия как доминирующего.7
      Порядок формирования государственного Реестра, виды Реестров, порядок исключения из Реестра определен приказами ГКАП РФ № 60 от 10 октября 1991 г. и №45 от 20 февраля 1992 г. В них предусмотрены порядок уведомления предприятий-монополистов о включении в Реестр, обязательная публикация Реестра в средствах массовой информации ("Экономическая газета", "Финансовая газета", журнал "Законодательство и экономика").
      Формирование  региональных реестров ГКАП России предоставил  своим территориальным управлениям. Включение в Реестр зависит от географического рынка, на котором предприятие занимает доминирующее положение, и не зависит от формы собственности. Реестр содержит три раздела - товары народного потребления, услуги и продукция производственно-технического назначения.
      Включение и исключение из Реестра предприятий, признанных монополистами, постоянный контроль за ценами и производством осуществляется ГКАП России, Комитетом по ценам.
      Процедура исключения объединений и предприятий  из Реестра монополистов предполагает, что в Реестр они были включены правомерно. На практике же оказывается, что в Реестр попали предприятия, доля которых на рынке ниже 35%, либо отсутствует второй признак доминирующего положения предприятия - способность ограничивать конкуренцию.
      Включение предприятия в государственный  Реестр вызывает применение к ним специального регулирования деятельности: восстановление сложившихся хозяйственных связей, введение принудительного распределения продукции, государственное регулирование цен и ряд иных жестких мер, вплоть до реорганизации предприятий, злоупотребляющих монопольным положением.
      Порядок применения этих мер первоначально был определен Указом президента РФ от 20 февраля 1992 г. "О мерах по стабилизации работы промышленности РФ в 1992 г.". Дальнейшую детализацию он получил в постановлении правительства РФ от 27 февраля 1992 г. № 132, возложившим организацию мер по специальному регулированию хозяйственной деятельности предприятий-монополистов на Комиссию правительства по оперативному регулированию ресурсообеспечения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.