На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основы российской налоговой системы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  
Введение 3  
Глава 1. Основы российской налоговой системы 5  
1.1. Принципы налогообложения в России 5  
1.2. Налоговая система РФ 7  
1.3. Система налогового законодательства 11  
1.4. Основные характеристики налоговой системы 12  
Глава 2. Состав налоговой системы Российской Федерации 15  
2.1. Направления развития системы налогообложения 15  
2.2. Налоги, взимаемые на территории РФ 17  
2.3. Новации в системе налогообложения 24  
Заключение 29  
Список использованных источников 31  

 

Введение
       Все страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории. Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.
       Налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:
       - принципы налоговой политики  и налогообложения; 
       - система и принципы налогового законодательства;
       - порядок установления и ввода  в действие налогов; 
       - порядок распределения налогов  по бюджетам;
       - системы налогов, т. е. виды налогов и общие элементы налогов;
       - права и ответственность участников  налоговых отношений;
       - порядок и условия налогового  производства;
       - формы и методы налогового контроля;
       - система налоговых органов. 
       Налоговая политика государства это одно из существенных условий налогообложения. Налоговая политика - это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:
       - фискальная - формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;
       - экономическая - регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;
       - социальная - снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;
         - экологическая - рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;
       - контрольная - проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;
       - международная - заключение с другими странами соглашений об избежание двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.
       Следовательно, налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции  налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.
 

        1. Основы Российской  налоговой системы 
       1.1. Принципы налогообложения в России 
       Принципы  налогообложения - базовые идеи и положения, наработанные мировым опытом в сфере налогообложения и заложенные в национальное законодательство. В соответствии со ст. 3 Кодекса к фундаментальным принципам налогообложения относятся:
       - всеобщность и равенство налогообложения - каждое лицо должно платить законно установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога;
       - принцип недискриминации налогоплательщиков - порядок взимания налогов и сборов не должен учитывать политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Нельзя также дифференцировать ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;
       - экономический приоритет - только экономическая природа объекта налогообложения может служить основой для установления налога;
       - презумпция правоты собственника - все неустранимые сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика;
       - принцип ясности и доступности  понимания порядка налогообложения - налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда, в каком размере он должен уплачивать в бюджет.
       1.2. Налоговая система РФ
       Налоговая система РФ - совокупность налогов  и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения. Налоговая система РФ формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
       Налоговая система РФ руководствуется следующими принципами:
       - единство налоговой системы - основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств (ст. 3 Кодекса). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
       - равенство правовых статусов субъектов РФ - основу построения налоговой системы заложен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги);
       - подвижность (эластичность) - налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов;
       - стабильность - налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Этот принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений;
       - множественность налогов - налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.
       Исчерпывающий перечень региональных и местных налогов - означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (ст. 4 Кодекса). Запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом. Гармонизация налогообложения с другими странами - систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.). Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в будущем войти в мировые экономические сообщества.
       1.3. Система налогового законодательства
       Система налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ.
       Так, например, в ней сказано, что «каждый  обязан платить законно установленные  платежи и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги и ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 гл. 2). В настоящее время правовое обеспечение в области налогообложения обеспечивается как законами общего действия, так и законами о конкретных налогах. Многие основные налоги уже вошли во вторую часть Налогового кодекса.
       Налоговый кодекс РФ - единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей. Часть первая Налогового кодекса РФ устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», которое охватывает:
       - налоговый кодекс и принятые  в соответствии с ним федеральные  законы налогах и сборах;
       - законы и иные нормативно-правовые  акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ;
       - нормативные правовые акты, принятые  представительными органами местного  самоуправления в пределах, установленных  Кодексом.
       Помимо  правовых границ понятия «законодательство  о налогах и сборах» и совокупности нормативно-правовых актов в первой части Кодекса установлены и закреплены:
       - общие принципы налогообложения; - система налогов и сборов, взимаемых  с юридических и физических  лиц; 
       - налоговые органы и участники  налоговых отношений;
       - порядок и процедуры налогового  производства и налогового контроля;
       - ответственность за совершение  налоговых правонарушений;
       - порядок обжалования актов налоговых  органов и защиты прав налогоплательщиков.
       Часть вторая Налогового кодекса РФ, включает в себя нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. В дальнейшем предусматривается введение новых налогов и сборов, дополнений и изменений в эту часть Кодекса.
       Указы Президента РФ устанавливают самостоятельные  нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению. Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; определяется применяемый при налогообложении состав затрат; рассчитывается индекс инфляции и т. д.
       Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут издавать нормативные  акты по вопросам налогообложения, которые, однако, не могут изменять или дополнять  законодательство о налогах и  сборах. Органы местного самоуправления также формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Акты Федеральной налоговой службы (ранее МНС) в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают важное место незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.
       1.4. Основные характеристики налоговой системы
       Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические  показатели и, во-вторых, факторы политико-правового  характера.
       1. Экономические характеристики налоговой системы - это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.  
Развитие экономики во многом определяется достигнутым уровнем налоговых поступлений и той предельной налоговой нагрузкой, которая возможна в условиях действующей экономической политики государства и налогового законодательства. В России отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя. Имеются лишь отдельные измерители, дающие представление о тяжести обложения.

       В широком смысле налоговое бремя (налоговая нагрузка) - это общая сумма уплачиваемых налогов, в узком смысле - уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.  
Налоговый гнет (налоговое бремя) - отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

       На  государственном уровне сумма налогов  обычно сопоставляется с валовым  внутренним продуктом (ВВП); в последние  годы это отношение находится в пределах 30-34%. Так, по данным Минфина объем налогов по отношению к ВВП составлял: 2007 г. – 23,58%; 2008 г. – 21,77%. Уровень налогового бремени в 2007 г. оценивался в размере 35,6%, а после 2008 г. - около 30,3% и ниже.
       На  макроуровне применяется также  понятие «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть  добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в госбюджет. Эта величина в конце 1990-х гг. составляла 53–60%. Эффективная ставка налогообложения с 2002 г. оценивается как 40–45%.  
Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта — относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т. д.). В настоящее время предложены различные методики определения налогового бремени экономического субъекта. Различие их проявляется не только в определении результативного показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).  
Соотношение прямых и косвенных налогов. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России заметно отличается от многих промышленно развитых стран: низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов.

       Низкая  доля прямых налогов обусловлена  незначительной по сравнению с другими странами важной составляющей - налогом на доходы физических лиц. В странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24–72% совокупных налоговых поступлений, а в России - на два порядка ниже. Характерно, что в нашей стране основная ставка этого налога составляет 13%, в Японии варьирует от 10 до 50%, в США - от 15 до 39,6%.
       Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли - другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему.
       Особенности налоговых систем также связывают  с преобладанием в них тех  или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерны и пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц), и прогрессивное (налог на имущество физических лиц), и регрессивное (единый социальный налог).
       2. Политико-правовые характеристики налоговой системы. Эти характеристики, во-первых, отражают пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; во-вторых, роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; в-третьих, степень контроля центральной администрацией за органами местной власти. Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых: - разные налоги - эта форма подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов.
       2. Структура налоговой системы Российской Федерации
 
       2.1. Структура налоговой системы Российской Федерации
       Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые в России  вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.
       Федеральные налоги  взимаются по  всей  территории России. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:
       а) налог на добавленную стоимость;
       б) акцизы;
       в) налог на доходы физических лиц;
       г) единый социальный налог;
       д) налог на прибыль организаций;
       е) налог на добычу полезных ископаемых;
       ж) водный налог;
       з) сборы на право пользования объектами  животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
       и) государственная пошлина.
       Налоги  республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей, автономных округов. К этим налогам относятся:
       а) налог на имущество организаций;
       б) налог на игорный бизнес;
       в) транспортный налог.
       К местным относятся следующие налоги:
       а) земельный налог;
       б) налог на имущество физических лиц.
       По  объекту налогообложения, существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:
       налоги  с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);
       налоги  с имущества (предприятий и граждан);
       налоги  с определённых видов операций, сделок и деятельности
(налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).
       Структура налоговой системы также можно рассматривать с точки зрения:
          - соотношения прямых и косвенных налогов;
       - распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
       - роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
       - распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).
       С точки зрения проблем макроэкономического  регулирования роль прямых и косвенных  налогов различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и, таким образом, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.
       Кроме того, косвенные налоги обладают свойством  прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции - поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивное или пропорциональное налогообложение).
       Следует также отметить, что доминирование  тех или иных типов налогообложения (в первую очередь это относится  к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности того или иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля над государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.
       В рамках российской налоговой системы  в целом хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее, их роль очень велика. Причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой, объективно понижает уровень контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.
       Таким образом, в рамках российской налоговой  системы активно задействуются  как основные известные мировой  практике косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и группа прямых налогов (на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество). При этом основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов - прямые.
       2.2. Недостатки  налоговой системы России 

       Оптимально  построенная налоговая система  должна не только обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
       Мировой опыт налогообложения показывает, что  изъятие у налогоплательщика  до 30-40% от дохода является пределом, после  которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
       В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.
       В Российской экономике по различным  оценкам от 25 до 40% ВВП создается  в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.
       Другая  проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.
       Налоги  должны распределяться в равной степени  между федеральным центром и  регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).
       Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.
       Наиболее  спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.
       Проблематичен также вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании.
       Особенно  сильные дебаты в настоящее время  ведутся в связи с введением  налога с продаж и единого налога на вмененный доход.
       Вместо  посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.
       Несмотря  на очевидную необходимость реформирования налоговой системы, ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Уже сейчас наблюдается тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени.  

       2.3. Пути оптимизации налоговой системы  России. 

       Сегодня под налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.
       Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:
       - ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
       - расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.