На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие ребенка в младенческом возрасте

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО  «Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия»
Институт  психолого-педагогического образования 
Кафедра возрастной педагогики и психологии
 
 
 
 
 
 
Развитие  ребенка в младенческий период
реферат по предмету детская психология
 
 
 
 
                Исполнитель:
                студентка  3 курса
                431 группы ОЗО ИППО
                Сидорова  Татьяна Владимировна
 
                Проверил:
                                                                     Скоробогатова Ю.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нижний  Тагил
2012
Содержание
 
Введение 3
        1 Основные психологические  особенности младенческого периода 4
    2
Научные подходы  к изучению младенческого периода в  зарубежной  и отечественной психологии  
5
    3
Этапы развития ребенка в младенческий период 8
    4
Основные новообразования  младенческого возраста. Кризис одного года. 15
Заключение   17
Список  литературы 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение
     Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.
     Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого  периода и их психологическое содержание.
     Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.
     Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.
     Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.
          Цель данной реферативной работы рассмотреть основные закономерности развития ребенка в младенческий период.
     1.  Основные психологические особенности младенческого возраста
 
     Младенческий  возраст начинается с периода  новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев (Л.С. Выгодский). У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения – безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение всей жизни.
     Условные  рефлексы формируются на основе зрительного  и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение хаотических движений связывают ребенка с внешним миром, выступают первыми двигательными актами, имеющими характер поведения. Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании и общении. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и создает предпосылки для их формирования.
 
2. Научные подходы  к изучению младенческого  периода в
     зарубежной  и отечественной  психологии
     Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер. Изучая поведение младенцев, Уотсон рассматривал психическое развитие как приобретение новых форм поведения, образование новых связей между стимулами и реакциями, приобретение любых знаний, умений, навыков. Плюсы теории: в психологию были внесены четкость, объективность, измеряемость. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.
     Минусы: не учитывается сознание человека, его воля и собственная активность.
     Психоанализ. Ребенок появляется на свет с врожденными  инстинктивными влечениями (Фрейд называл  их «либидо» или «оно»). Данная теория содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение инстинктивных желаний (в концепции Фрейда – «принцип удовольствия»). В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта (оральная стадия развития). Эриксон рассматривает не только процедуру грудного кормления, которая приносит ребенку непосредственно оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.
     Гештальтпсихология. Изучая психические процессы младенцев, ученые утверждали, что основные свойства психических процессов формируются  постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность того или иного психического процесса, а также его осмысленность. Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому младенец может не узнать даже близкого взрослого, если он резко сменит прическу или сменит привычную одежду. К концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются отдельные гештальты (глаза, рот, волосы), появляются образы голоса, тела и т.п. Осознав влияние бессознательного на поведение, психологи пришли к выводу о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, удовлетворения потребностей (психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Исследования детского развития позволили понять многие закономерности развития восприятия, мышления и личности детей, хотя для современной детской психологии гораздо более интересны эксперименты и открытые факты, чем многие объяснения полученных результатов.?
     Психогенетика. Ж. Пиаже полагал, что основу психического развития составляет развитие интеллекта. Умственное развитие – это процесс  адаптации к окружающему миру. При этом не учитывается развитие личности, мотивы, потребности, чувства и переживания. Для выяснения относительной роли среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.
     Культурно-историческая теория. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента  рождения все его отношения с  миром опосредованы близкими взрослыми. На первом году жизни вся психическая жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия взрослого, но и сам активно влияет на его поведение. Д.Б. Эльконин предложил понимание психического развития, исходя из которого ребенок изначально включен в общество. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый». Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Этапы развития  ребенка в младенческий  период
 
         Условно в младенческом   периоде различают два этапы развития ребенка: новорожденность и собственно младенческий возраст.
          Новорожденность.  Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении.
   Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные
условия: холод, яркая освещенность, воздушная  среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
 
Безусловные рефлексы новорожденного
Раздражители Рефлексы
Действие  яркого света  
Шлепок  по переносице
 
Хлопок  руками возле головы ребенка
 
Поворот головы ребенка направо
 
 
Разведение  локтей в стороны
 
Нажатие пальцем на ладонь ребенка
 
Нажатие пальцем на подошву ребенка
 
Царапающим  движением проводим пальцем по подошве  от пальцев к пятке
 
Укол  булавкой подошвы
 
Поднимаем лежащего животом вниз ребенка
Глаза закрываются  
Глаза закрываются
 
Глаза закрываются
 
Подбородок  поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
 
Руки  быстро сгибаются
 
Пальца  ребенка сжимаются и разжимаются
 
Пальцы  ног сжимаются
 
Большой палец ноги поднимается, остальные  – вытягиваются
 
Колено  и стопа сгибаются
 
Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги
 
     К концу первого месяца жизни  появляются и первые условные рефлексы.
     Важные события в психической  жизни ребенка – возникновение  слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. На 3-4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-4-й неделе.
     Новорожденный проводит время  во сне или дремотном состоянии.  Постепенно из этого дремотного  состояния начинают выделяться  отдельные моменты, краткие периоды  бодрствования. Слуховое и зрительное  сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
     Примерно в 1 месяц ребенок,  увидев маму (или другого близкого  человека), останавливает взгляд  на ее лице, вскидывает руки, быстро  двигает ногами, издает громкие  звуки и начинает улыбаться.  Эта бурная эмоциональная реакция  была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Младенческий  возраст.
Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки.
     Ребенок в младенческом возрасте  воспринимает форму предметов,  выделяет контур и другие их  элементы. Можно сказать, что в  младенческом возрасте дети уже  способны ориентироваться во  многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
     К 2-3 месяцам младенцы обычно  проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются  от тех, что наблюдались ими  раньше. Ребенок  различает зрительно  воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца. Активный интерес к цвету возникает позже, с 6 месяцев.
     Начинает развиваться также пространственное  восприятие, в частности восприятие  глубины. Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.
Движение  и действия.
 
Физическое  развитие младенца
Время появления движений Развитие моторики
1 месяц  
2 месяца
 
3 месяца
 
 
4 месяца
 
5-6 месяцев
 
7 месяцев
 
8 месяцев
 
9 месяцев
 
10 месяцев
 
 
11 месяцев
 
12 месяцев
Поднимает подбородок  
Поднимает грудь
 
Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
 
Сидит с поддержкой
 
Хватает рукой предметы
 
Сидит без поддержки
 
Садится без посторонней помощи
 
Стоит с поддержкой; ползает на животе
 
Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась  двумя руками
 
Стоит без поддержки
 
Ходит, держась одной рукой
 
     Движения рук младенца, направленные  к предмету, ощупывание предмета  появляются примерно на четвертом  месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок  уже может схватить предмет,  что требует сложных зрительно-двигательных  координаций. Значение этого момента  для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
     Во втором полугодии движения  рук и соответствующие действия  интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руки и т.п. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.
     Тем не менее к концу года  ребенок начинает познавать мир  человеческих предметов и осваивать  правила действия с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно сделать».
     Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.
 
Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте
Возраст в месяцах Успехи Неудачи
0-2   Когда у ребенка  на глазах прячется предмет, не наблюдается  никаких определенных действий.
2-4 Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого. Ребенок продолжает следить за движущимся предметом  после его остановки. Ищет предмет  на прежнем месте, когда видит  его перемещение на новое место.
4-6 Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком. Ребенок не может  найти предмет, который полностью  закрыт платком.
6-12 Ребенок может  найти предмет, полностью закрытый платком. Ребенок ищет предмет  там, где находил его раньше, игнорируя  то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах.
 
Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым является узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в его поле зрения; 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
     Эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом  дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме, он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы. Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
     Речевое развитие.В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Основные  новообразования  младенческого возраста.
    Кризис  одного года.
 
 
     В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.
     В конце года в поведении ребенка  начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.
     За  аффективным поведением стоят назревшие  противоречия между новыми потребностями  ребенка и возможностями его  действий с предметами, а также  прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.
     С одной стороны, ребенок стремится  к эмансипации от взрослого, но с  другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).
     Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими представлениями. (Л.И. Божович).
     Стремление  ребенка к самостоятельности  не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и ограничений приводит к возникновению собственного стремления ребенка как такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь – средством удержания стремления и его реализации.
 
 
 
 
     Заключение
 
     Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще  очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.
     Однако  роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий для развития восприятия. Исследования многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) доказали всю важность психического развития ребенка.
     Ребенок начинает обучаться с момента  рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его  жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.
         Данным рефератом были раскрыты  основные тенденции развития ребенка в младенческий период, описаны основные психологические особенности данного возрастного периода.
 
 
 
 
 
     Список  используемой литературы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.