На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование налогообложения с учетом зарубежного опыта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра экономической теории и истории  экономических учений 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

       по  дисциплине: Макроэкономика
       на  тему: Совершенствование налогооблажения с учетом зарубежного опыта 
 
 
 
 
 

Студентка
ВШУБ 11ВВВ-3                         (подпись)             С.В.Матвейчук
                                                                                            (дата) 
 
 

Руководитель                                     (подпись)                                   П.А. Лаврентьев
                                           (дата) 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    Курсовая  работа: 30 с., 3 рис., 4 табл., 21 источник, 2 прил. 

    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 

    Объект  исследования – выявление особенностей налоговой системы Республики Беларусь, зарубежных стран, проблем налогообложения, определение основных направлений реформирования.
    Предмет исследования – особенности налоговой системы Республики Беларусь, зарубежных стран.
    Цель  работы: выявить особенности налоговой системы Республики Беларусь, зарубежных стран на современном этапе и обосновать направления государственной политики, совершенствования налогооблажения с учетом зарубежного опыта.
    Методы  исследования: системного, логического анализа, научной абстракции, графический метод.
    Исследования  и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию потребления и сбережения домашних хозяйств выделены основные факторы их детерменирующие, изучен опыт государственной политики по стимулированию сбережений, исследована динамика и структура потребления и сбережений населения Республики Беларусь, предложены направления совершенствования государственной политики по стимулированию сбережений.
    Элементы  научной новизны: рассчитана функция сбережений населения Республики Беларусь для краткосрочного периода.
    Область возможного практического  применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика». 

    _________________
    (подпись  студента)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………   4
1 Теоретические  основы изучения потребления  и сбережений 
домашних  хозяйств………………………………………………………………...   5
1.1 Теория  потребления и сбережений Дж.М.Кейнса……………………………  5
1.2 Альтернативные  теории потребления…………………………………………  9
2 Формы  и методы государственного регулирования  сбережений……………..14
2.1 Современные  формы сбережений домашних хозяйств  развитых стран……14
2.2 Опыт  государственного стимулирования сбережений ФРГ………………...17
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь….21
3.1 Динамика  и структура потребления и  сбережений домашних хозяйств  Республики Беларусь……………………………………………………………………………..21
3.2 Основные  направления регулирования сбережений населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список  использованных источников………………………………………….......29
Приложение  А Динамика реальных денежных доходов  населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..31
Приложение  Б Структура потребительских  расходов населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В течение  нескольких тысячелетий истории  человечества налогам уделяется  пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. 

Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики.  

В то же время налоги – уникальная экономическая  категория, которая будоражит умы человечества с древних времён. Её уникальность заключается в степени воздействия на экономическую и социальную жизнь общества и в тесноте связи со всеми, без исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения страны. Налоги во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики, оказывающие влияние на формирование структуры производства и потребления общественного продукта, на процесс накопления и инвестирования капитала, ценообразование, развитие научно-технического прогресса, экологию, объём доходов государственного бюджета, жизненный уровень населения и другие стороны жизни общества. 

Изучение  теоретических, методологических и  практических основ построения налоговых  систем необходимо не только студентам экономических специальностей, но и гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью и желающим грамотно выполнять свои финансовые обязательства перед государством. 

В работе нашли отражение работы таких  экономистов, как Заяц Н.Е., Папов Е.М., Адаменкова С.И., Дейко А., Масинкевич Н.Э. и др. Состояние налоговой системы Беларуси описывается государственными нормативными правовыми актами, такими как закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по налоговым и бюджетным вопросам» и «О бюджете Республики Беларусь на 2012 год». В работе также широко используются статьи, опубликованные в республиканской прессе и статистические данные, находящиеся на сайтах Интернета. 

Почему  данная тема так актуальна в наше время? С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям в экономике появились новые формы собственности, экономические виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством – добровольной уплаты налогов в зависимости от величины получаемого дохода. 

Существует  множество проблем системы налогов, спорность многих положений законодательных актов, сложность понимания существующих аспектов налогообложения. Однако реформирование налоговой политики должно сделать налогообложение более рациональным и совершенным. 

Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи: нужно рассмотреть налоговую систему, определить, какие факторы влияют на ее состояние, проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы, сделать вывод о возможных преобразованиях. Поиск путей решения существующих проблем и является одной из важнейших задач исследования данной работы. 

2. Особенности построения  налоговых систем  в зарубежных странах
2.1 Налоговая система  Франции
Одним из крупнейших унитарных государств современной Европы является Франция. Налогообложение в этой стране можно условно разделить на три крупных блока: косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление; налоги на прибыль (доход); налоги на собственность. 

Основным  источником доходов бюджета Французской  Республики в настоящее время  служат косвенные налоги, а среди  них наиболее важным является налог  на добавленную стоимость (НДС), действующий  во Франции с 1954 г. Применяются стандартная  и пониженная ставки НДС — соответственно 18,6 и 5,5% (пониженная ставка применяется по отношению к ряду сельскохозяйственных продуктов, продовольствию, медикаментам, медицинскому оборудованию, грузовым и пассажирским перевозкам, культурным и культурно-зрелищным мероприятиям, туристическим и гостиничным услугам). 

Французское законодательство предусматривает  ряд существенных льют по НДС, в их рамках от налогообложения освобождаются: 

• Малые  предприятия, если их оборот за финансовый год не превысил определенного законодательством порога. В этом случае они имеют право применить льготу начиная с года, следующего за отчетным. Суммовой критерии периодически пересматривается в зависимости от экономической политики и уровня инфляции. 

• Все  операции, связанные с экспортом. Субъекты предпринимательства, осуществляющие экспортные сделки, пользуются правом на возмещение уплаченного ими НДС по ценностям, приобретенным у поставщиков и использованным при производстве экспортной продукции (работ, услуг). 

• Банковская и финансовая деятельность. 

• Услуги частных врачей и преподавателей. 

• Сельское хозяйство и рыболовство. 

• Государственные  учреждения, выполняющие административные, социальные, культурные и спортивные функции. 

Важным  источником доходов бюджета также  служат акцизы. Перечень подакцизных товаров во Франции достаточно широк. Акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, крепких спиртных напитков, пива, минеральной воды, табачных изделий, масличных и зерновых культур, сахара, спичек и зажигалок, кондитерских изделий, драгоценных металлов и ювелирных изделий, произведений искусства и антиквариата, страховых и биржевых операций, игорного бизнеса, зрелищных мероприятий, телевизионной рекламы.[ 4, c.399] 

К числу  налогов на потребление относятся  таможенные пошлины, которые могут взиматься по специфическим или адвалорным ставкам и выступают помимо источника доходов бюджета важным инструментом экономической политики государства, направленной на защиту национальной промышленности и сельского хозяйства. 

Среди прямых налогов наибольшую роль играют налог на прибыль (доход) корпораций и физических лиц. Налог на прибыль корпораций взимается с частных и государственных компаний, ассоциаций и партнерств, занимающихся предпринимательской деятельностью и не освобожденных от этого налога. Как резиденты, так и нерезиденты уплачивают данный налог в части прибыли, полученной от деятельности во Франции. Налоговой базой является годовая прибыль корпорации, декларацию по которой каждое предприятие предоставляет в налоговые органы до 1 апреля года, следующего за отчетным.  

Ставка  налога составляет 39% к сумме налогооблагаемого  дохода и 42%, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие. Существуют и пониженные ставки, которые  применяются к доходам от земельных  участков, сельскохозяйственных ферм и ценных бумаг и варьируются от 10 до 24%. От данного налога могут быть освобождены при соблюдении ряда условий сельскохозяйственные кооперативы и инвестиционные компании. Кроме того, французское законодательство предоставляет льготу по учету убытка компании в течение последующих пяти лет. 

Подоходный  налог с физических лиц взимается со всех поступлений, полученных физическим лицом в течение года, включая заработную плату, пенсию, ренту, доходы от всех видов как коммерческой деятельности, так и деятельности некоммерческого характера, вознаграждений. Налог взимается по доходам как от источников во Франции, так и от источников за рубежом. Кроме того, подлежат обложению и доходы разового характера, связанные с передачей прав собственности по движимому и недвижимому имуществу, ценным бумагам. Принципиальная особенность: обложению подлежит доход не физического лица, а семьи; если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. Налог уплачивается начиная с 18-летнего возраста. 

Ставки подоходного налога имеют прогрессивный характер - от 0 до 56,8%. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. Законодательство Франции предусматривает необлагаемый подоходным налогом минимум, а также определенные вычеты из налогооблагаемой базы (например, целевые пособия на питание) и специальные скидки для слабо защищенных и социальном плане категорий населения — пенсионеров, инвалидов. 

С начала 90-х гг. XX в. дополнительно к подоходному  налогу введены специальные социальные отчисления. Общее социальное отчисление, установленное для физических лиц-резидентов, составляет 2,4%.[4, c.400] 

Существуют  специальные правила, регламентирующие налогообложение доходов, полученных от операций с собственностью - недвижимостью, движимым имуществом, ценными бумагами: 

• прибыль  от продажи недвижимого имущества  включается в налогооблагаемый доход  в год фактической продажи. Ставка налога зависит от срока, в течение  которого недвижимость находилась в  собственности продавца, и равняется  нулю при сроке свыше 32 лет; 

• с  прибыли от операций с движимым имуществом взимается налог только в том  случае, если прибыль получена по сделке, сумма которой превышает установленные  критерии. При соблюдении этого условия  могут быть применены три ставки налога в зависимости от категории имущества: 4, 5, 7% - для различных категорий предметов искусства и специальная ставка 7,5% - для сделок с драгоценными металлами; 

• прибыль  от операций с ценными бумагами, размер которой превышает установленный  предел, облагается по ставке 16%.[4, c.400] 

Помимо  подоходного налога на размер фактической  оплаты труда работников оказывает  влияние ряд сборов, уплачиваемых работодателем, объектом налогообложения  по которым служит фонд оплаты труда  работников. Отметим основные из них: 

• социальный налог на заработную плату. Объект налогообложения — годовой фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставки налога имеют прогрессивный характер; 

• налог  на развитие профессионального образования. Объект налогообложения — годовой фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудника в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставки налога — 0,5% с надбавкой 0,1%; 

• сбор на профессиональную подготовку. Если на предприятии более 10 сотрудников, то собственник предприятия обязан финансировать долгосрочную профессиональную подготовку своих сотрудников; на эти цели взимается специальный налог в размере 1,2% от годового ФОТ сотрудника. Если предприятие использует временную рабочую силу, то размер статен тира стает до 2% годового ФОТ сотрудника. Кроме того, существует дополни тельный сбор в размере 0,3% годового ФОТ сотрудника па профессиональную подготовку молодежи; 

• сбор на строительство жилья. Объект налогообложения  – годовой ФОТ сотрудника в  денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы. Ставка налога - 0,65%. Кроме того, если на предприятии более 10 сотрудников, оно обязано участвовать в финансировании жилищного строительства в виде ссуд для своих работников или прямых инвестиций в строительство жилья. 

Третьим крупным источником государственных  доходов Франции являются налоги на собственность и имущество — здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, фондовые активы. Налог на собственность во Франции имеет прогрессивный характер, однако существует ограничение, согласно которому сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода. 

Следует отметить факт существования во французской  налоговой системе (достаточно политкорректной) такого по своей сути дискриминационного налога, как налог на здания, принадлежащие иностранным компаниям, владеющим недвижимостью во Франции. Этим налогом по ставке 3% облагается недвижимость всех иностранных компаний, головной офис которых находится за пределами Франции, в то время как максимальная ставка налога на собственность для французских компаний — 1,5%. 

Кроме того, существуют следующие налоги на собственность:  

• при  сдаче в аренду недвижимости, годовая  арендная плата за которую превышает  установленный законодательством предел, с арендодателя взимается налог на аренду по стандартной ставке 2,5%; 

• налог  на транспортные средства, взимающийся  с автомобилей, принадлежащих или  используемых корпорациями — юридическими лицами (за исключением автомобилей старше 10 лет или являющихся объектом деятельности компании). Ставки установлены в зависимости от мощности двигателя; 

• налог  на отдельные виды автотранспортных средств, взимающийся с автомобилей, вес которых превышает 16 т. Ставки зависят от типа и веса автомобиля. При осуществлении международных перевозок с автомобилей, зарегистрированных за границей, этот налог взимается на таможне, за исключением случаев, когда освобождение от него предусмотрено международными договорами; 

• регистрационный  налог — налог, взимаемый при оформлении документов по сделкам. Ставки налога дифференцированы в зависимости от вида сделки. Например, при передаче права собственности на имущество – от 13,4 до 15,4%; при создании компании — 1, при передаче доли участия - от 1 до 4,8%. Для некоторых случаев применяется фиксированный регистрационный налог.[4, c.401] 

Достаточно  развила во Франции и система  местного налогообложения. Общий объем  местных бюджетов достигает 60% бюджета  страны. Местные органы власти могут  дополнительно вводить па своей территории следующие местные налоги и сборы: 

• налог  па уборку территории; 

• земельный  налог на застроенные участки; 

• земельный  налог на незастроенные участки; 

• налог  на жилье; 

• профессиональный налог; 

• пошлину  на содержание сельскохозяйственной палаты; 

• пошлину  на содержание торгово-промышленной палаты; 

• пошлину  на содержание палаты ремесел; 

• местные  сборы на освоение рудников; 

• сборы  на установку электроосвещения; 

• пошлины  на используемое оборудование; 

• налог  на продажу зданий; 

• пошлины  на автотранспортные средства; 

• налог  на превышение допустимого лимита плотности  застройки; 

• налог  на превышение предела удельной занятости  площади; 

• налог  на озеленение. 

Местные органы власти самостоятельно определяют ставки налогов, относящихся к их компетенции, при формировании бюджета на следующий год, однако величина этих ставок не может превышать максимальный уровень, законодательно определенный центральными властями. На практике основными источниками доходов местных бюджетов являются земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, налог на жилье и профессиональный налог. Рассмотрим эти налоги несколько подробнее. 

Земельным налогом на застроенные участки  облагается стоимость недвижимости и участков, предназначенных для коммерческого или промышленного использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. Существуют следующие льготы по налогу: стоимость государственной собственности; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования; жилье — с физических лиц старше 75 лет, а также лиц, получающих пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности. 

Налоговой базой по налогу на незастроенные  участки является 80% от кадастровой арендной стоимости незастроенного участка — полей, лесов, болот, участка под застройку. От уплаты данного налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности, временно могут быть освобождены также территории с искусственными лесонасаждениями и участки, предназначенные для развития сельскохозяйственного производства. 

Налог на жилье платится собственником  жилья или его арендатором. Мало обеспеченные лица могут быть полностью  или частично освобождены от данного налога за объект жилья по месту основного проживания. 

Профессиональный  налог вносится лицами, которые постоянно  занимаются деятельностью, не вознаграждаемой  заработной платой. Расчет данного  налога осуществляется исходя из суммы  следующих показателей: 

• арендная стоимость недвижимости, используемой налогоплательщиком для целей осуществления  своей профессиональной деятельности; 

• процент  заработной платы (обычно 18%), уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%). 

Налоговая база умножается на налоговую ставку, устанавливаемую местными органами власти. При этом законодательство предусматривает верхнее ограничение  размера данного налога – его  рассчитанная сумма не должна превышать 3,5% от произведенной добавленной стоимости. 

Правительство Франции приняло решение отсрочить  реформу налога на прирост капитала, которая призвана защитить местные  компании от поглощения их иностранными. Данная реформа была запланирована  на 2006г. В соответствии с ней налог  на прирост капитала от продажи акций будет постепенно снижаться в зависимости от срока владения акциями. Кроме того, правительство Франции планирует пересмотреть линию на отказ от налоговых льгот и восстановить ряд налоговых льгот. 

2.2 Налоговая система  Японии
Особый интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляет налоговая система Японии. Ее можно охарактеризовать следующими особенностями: 

• сравнительно невысокий по сравнению с другими  промышленно развитыми странами совокупный уровень налогового бремени. Например, доля налогов в национальном доходе Японии — 26%, тогда как в Великобритании — 40%; 

• общая  ориентация налоговой системы на прямые налоги в отличие от преимущественной роли косвенных, что присуще большинству  промышленно развитых стран; 

• высокое  бюджетное значение налога на доходы физических лиц и налога на прибыль  корпораций; 

• последовательное проведение политики экономического стимулирования посредством предоставления налоговых  льгот; 

• щадящий  режим налогообложения крупных корпораций. 

Более 64% всех налоговых доходов Японии образуется за счет государственных  налогов, что характеризует финансовую мощь федерального правительства и  сравнительно малую финансовую базу нижестоящих органов власти. В  отличие от стран Европы наибольший доход государству в Японии приносят налоги на доходы — налог на прибыль корпораций и налог на доходы физических лиц. 

Налог на прибыль корпораций в Японии зачисляется  и национальный, префектуральные  и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога на прибыль — 33,48%, префектуральная — 5% от национальной, т. е. 1,67% от прибыли, и муниципальная — 12,3% от национальной ставки, или 4,12% от прибыли. Таким образом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40% прибыли корпораций; надо, однако, отметить и факт существования в налоговом системе Японии пониженной льготной ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемая база— прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений.[4, c.405] 

Еще более  велико для бюджета Японии значение налога на доходы физических лиц, доля которого в объеме доходов национального бюджета страны в разные годы составляла от 35 до 42%. Средства от этого налога поступают также в бюджеты всех трех уровней. Подоходным налогом облагаются: заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий: проценты по вкладам; дивиденды; доходы от недвижимости; доходы от предпринимательской деятельности; заработная плата; бонусы; выходные пособия, пенсии; случайные доходы; смешанные, разносторонние доходы; доходы от капитала. 

Большинство из этих категорий имеют налоговые  льготы или освобождения от уплаты налогов (кроме процентов и дивидендов). Кроме того, независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог на проживание, составляющий в настоящий момент 3200 иен в год.[4, c.405] 

Для исчисления подоходного налога суммируются  доходы налогоплательщика, полученные им из разных источников, а затем из общей суммы дохода вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый с учетом различных скидок: базисной, на иждивенцев, на взносы по социальному страхованию, по страхованию жизни и в пенсионный фонд, на расходы на медицинское обслуживание, а также специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т.д.  

Помимо  адресных, персональных освобождений, которые широко применяются к  налогооблагаемому доходу в целом, существует ряд узкоспециальных  льгот по налогообложению доходов, полученных из различных источников, которые введены в налоговую систему по ряду важных причин. Основными из них являются следующие: 

• С  целью справедливого налогообложения  доходов разных категорий населения  введена специальная скидка, уменьшающая  налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в отношении доходов, полученных наемным работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов». Цель введения скидки — поставить в равное положение для целей налогообложения лиц наемного труда с одной стороны и предпринимателей с другой стороны, так как последние имеют возможность списывать часть своих личных расходов в «расходы бизнеса» (иначе говоря, на себестоимость) и выводить их из-под налогообложения, такой возможности лица наемною труда до введения этой скидки были лишены, а это несправедливо с точки зрения Налогового управления Японии. На практике при использовании этой скидки налогооблагаемая подоходным налогом база подлежит уменьшению на 28,6%. 

• Ряд  специальных инструкций позволяет  также разделить для целей  налогообложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения служит доход  за вычетом всех необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим «синюю»  форму налоговой декларации, разрешается вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме этого, были разрешены «вычеты» — специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена – на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы, связанные с ведением бизнеса. Имеется также ряд других льгот, учитывающих двойственный характер дохода предпринимателя от его непосредственного труда и дохода как собственника. 

• Разносторонние доходы и доходы от капитала также  имеют специальные налоговые  льготы. Для разносторонних доходов  налогооблагаемая сумма уменьшается  на 400 тыс. иен в год, если стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к  этой сумме на 700 тыс. иен при условии, что стаж работы превышает 20 лет. Доходы от капитала и недвижимости облагаются отдельно от обычного подоходного налога после вычета сумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются налоговые кредиты для таких целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с увеличением расходов на НИОКР и другие кредиты, предоставление которых обусловлено какими-либо специфическими политическими целями. 

• В  налоговой системе Японии неденежные доходы (такие, как разница в арендной плате за жилье, предоставленное государством или компанией своему сотруднику по льготной цене, и рыночной стоимостью аренды этого жилья), предоставляемые получателям заработном платы и предпринимателям, либо освобождаются от налогов вообще, либо лишь частично облагаются налогом. 

• Семейные пары с одинаковым годовым доходом  в Японии платят различный подоходный налог в зависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое. Современная налоговая система  Японии приветствует семьи, где работают оба супруга с примерно одинаковыми доходами, а семейные пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя, нежели семьи, где два супруга работают. 

Налоги  на имущество в Японии как юридические, так и физические лица уплачивают по единой ставке. В большинстве случаев она составляет 1,4% от стоимости имущества. Большое внимание уделено в Японии и налогообложению момента перехода имущественных прав от одного собственника к другому. Передача имущества, наследство, подарки всегда были объектами налогообложения. Имеются две главные предпосылки для обложения наследств и дарений. Во-первых, такой налог на передачу имущества препятствует чрезмерной концентрации богатства в одних руках и способствует более эквивалентному распределению ресурсов. Во-вторых, введение этого налога способствует пополнению бюджета. 

Существуют  две основные формы обложения  передаваемой собственнос-ти — дар  и завещание. Соответственно в зависимости  от момента передачи существуют два  сходных налога — налог с наследства и налог с дарений. Ставка налога на наследование дополнительно увеличивается на 20% для наследников, которые не являются детьми, родителями, братьями и сестрами, хотя общая налоговая ставка, включая эти набавки, не может быть выше, чем 75% фактической доли наследника. 

Косвенное налогообложение Японии представлено таможенными пошлинами, налогом  на добавленную стоимость, взимаемому согласно методологии стран ОЭСР по ставке 5%, и акцизами. 

Акцизное  налогообложение в Японии имеет  ряд своих особенностей. Например, если в США и странах Западной Европы целью введения дополнительного налогообложения на алкоголь и табачные изделия был контроль за уровнем потребления товаров, которое государством не стимулировалось, то в Японии в течение длительного времени этот вид акцизов в Японии рассматривался как предназначенный главным образом для целей обеспечения налоговых поступлении. Второй особенностью косвенного налогообложения в Японии является налогообложение предметов роскоши. Это налогообложение в Японии производится посредством группы специальных налогов на продажу товаров, услуг, например налог на путешествия и т. д. Третьей особенностью является существование специальных налогов на нотариат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами. 

На протяжении последних лет налоговая система  Японии подверглась существенной реформе. Целями проводимой реформы были объявлены  реструктуризация японских корпораций и повышение их глобальной конкурентоспособности. Важным элементом реформы стало снятие ряда ограничений на создание холдинговых компаний и принятие решения о консолидированном налогообложении холдингов с 2002 г., хотя это решение и распространилось только на японские корпорации и дочерние компании, в которых японской корпорации принадлежит 100% акций. Для обеспечения поддержки экономического подъема на 2007/08 г. Японские власти приняли дополнительные меры налогового льготирования. К ним, в частности, относятся: 

    продление льготы по налогу на прирост капитала для частных инвесторов фондовой биржи;
 
      меры, позволяющие  инвесторам использовать убытки от продажи  акций для вычета из доходов от других видов финансовой деятельности в 2009/10 финансовом году;
 
      увеличение  лимита амортизационных отчислений до 100% от стоимости капиталовложений в оборудование;
 
      возможность снижения срока амортизации отдельных  видов с 8-10 до 5 лет;
 
      дополнительные  льготы для малых и семейных предприятий.
 
    От  других федеративных государств Канада отличается более высоким уровнем  децентрализации, когда при значительном влиянии федеральных органов власти провинции играют серьезную роль в формировании стратегии национальной экономики. На долю провинций приходится больше половины всех правительственных расходов Канады и функции по обеспечению сферы образования, здравоохранения и социального страхования. Причем тенденция повышения роли провинций продолжает действовать и в последние годы. В целом налоговая система Канады представлена тремя основными уровнями: федеральным (около 50% государственных доходов); провинциальным (около 40%); местным (10%). 

    Основу  доходов федерального бюджета составляют: подоходный налог с населения, налог  на корпорации, налог на товары и  услуги, акцизы, таможенные пошлины  и взносы в фонды социального  страхования. Доходы провинций складываются из: подоходного налога с населения, налога с продаж, налога на прибыли корпораций, акцизов, взносов в фонды социального страхования, налогов на дарение, рентных платежей, различных регистрационных и лицензионных сторон. Основная доля поступлений приходится на подоходный налог и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налогов на предпринимательство. 

    Налоговая система Канады начала модернизироваться  в связи с проведением налоговой  реформы в 1987 г. В соответствии с ее положениями в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, а в каждом регионе — свои местные ставки. 

    Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Доли мелких фирм (где занято менее 100 лиц наемного труда) достигает 97% от числа всех компаний (услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли), и к их доходам применяется единая ставка 12%.[4, c. 416] 

    В целом  в налоговой системе Канады преобладает прямое налогообложение. Из косвенных налогов наиболее значимы: федеральный налог на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти два на лога объединяются в комбинированной ставке — 15%. Объединенный налог включается в розничные цены. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинции получают поддержку со стороны федерального правительства в форме трансфертов, которые составляют около 28% всех их доходов. Федеральные трансферты провинциям основаны на трех имеющих разные цели и структуры ключевых программах — «Выравнивание», «Установленное финансирование программ» и «План помощи». По нашему мнению, общая ориентация на децентрализацию оправдывает себя, так как она облегчает адаптацию социальной политики к насущным нуждам населения. 

3. Особенности налоговой  системы Республики  Беларусь
3.1 Общая характеристика  налоговой системы,  особенности налогообложения  в Республике Беларусь
Под налоговой  системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. 

Налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы: 

      подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных принципов. Если налоговая система строится на основе их использования, то её можно считать оптимальной.
 
      подсистема, построенная на основе организационно-экономических  или внутринациональных, принципов. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.[5, с.31]
 
Наряду  с принципами налоговая система включает способы и методы взимания налогов. В налогообложении существует три способа взимания налогов: кадастровый, декларационный, административный. 

1) кадастровый  способ предполагает использование  кадастра (реестра, описи), содержащего  перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог Беларуси рассчитывается на основе земельного кадастра, в котором представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях и т.д.  

2) декларационный  способ предусматривает подачу  налогоплательщиком в налоговые  органы декларации о величине  объекта обложения, в которую  включают данные о доходах  и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы дохода. Примером могут служить таможенные пошлины.  

3) административный  способ предполагает исчисление  и изъятие налога у источника  образования объекта обложения,  обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путём взимается подоходный налог с физических лиц, налог с доходов по ценным бумагам.  

Применяются следующие методы уплаты налога: 

     наличный  платеж, когда плательщик вносит  в казну определенную сумму наличных денег;
 
     безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
 
     гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ, после чего он имеет законную силу. [1, с.40-41]
 
На территории Республики Беларусь установлены и  действуют две группы налогов, сборов (пошлин), — республиканские и  местные. Такая структура налогов  позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой  налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства. [5, c. 63] 

Республиканскими  признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. 

Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь». 

В некоторых  случаях суммы отдельных республиканских  налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: например в Республике Беларусь в полном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, и ряда других республиканских налоговых платежей. 

Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты. 

Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью переданных в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения о передаче в их бюджет сумм соответствующих платежей. 

Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях. 

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами  уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса. 

К республиканским  налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины. 

К местным  налогам и сборам Налоговый кодекс Республики Беларусь относит: налог  с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей. 

В настоящее  время порядок применения таких  налоговых платежей ежегодно устанавливается  Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения. 

Налоговый кодекс устанавливает закрытый перечень местных налоговых платежей, которые  могут быть введены местными органами власти на подведомственных административных территориях. 

В настоящее  время местные органы власти вправе вводить на территориях своих  административно-территориальных единиц следующие налоги: 

    налог с  продаж товаров в розничной торговле;
 
    налог на услуги;
 
    целевые сборы (транспортный сбор на обновление и  восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в  городском пассажирском, пригородном  и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района));
 
    сборы с  пользователей (за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных  местах; за владение собаками или использование  их в предпринимательской деятельности;
 
    сбор с  заготовителей;
 
    курортный сбор. [5, c. 65]
 
Обязательность  введения местными органами власти указанных  налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с  чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно. 

Налоговый кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда эти налоговые  платежи будут вводиться на основе положений Налогового кодекса нормативными правовыми актами (решениями) местных  Советов депутатов базового территориального уровня, а для налога с розничных продаж – нормативными правовыми актами (решениями) областных (Минского городского) Советов депутатов. 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» доходы республиканского бюджета формируются за счет следующих налогов и сборов: 

·        налога на прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска); 

·        налога на доходы (за исключением налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности и отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска); 

·        налога на доходы от осуществления  лотерейной деятельности по республиканским  и международным лотереям; 

·        налога на доходы от проведения электронных  интерактивных игр; 

·        налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска); 

·        акцизов; 

·        налога на приобретение автомобильных  транспортных средств; 

·        сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; 

·        сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств  Республики Беларусь по территориям  иностранных государств; 

·        патентных пошлин; 

·        сбора за предоставление права ввоза  на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; 

·        налога за использование природных  ресурсов (экологического налога); 

·        таможенных пошлин и таможенных сборов; 

·        оффшорного сбора; 

·        государственной пошлины в соответствии с законодательными актами; 

·        консульских сборов; 

·        гербового сбора; 

·        других налогов и сборов, взимаемых  с выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (за исключением зачисляемых в местные бюджеты), иных налогов, сборов (пошлин), установленных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, прочих налоговых доходов, установленных законодательными актами; 

·        взносов на государственное социальное страхование. [6, с. 40] 

Зачисляются в местные бюджеты областей и  г. Минска: 

·        подоходный налог с физических лиц; 

·        налоги на доходы и прибыль по нормативам; 

·        налог на доходы от осуществления  лотерейной деятельности по местным лотереям; 

·        налог на недвижимость; 

·        налог на добавленную стоимость  по нормативам; 

·        налог за использование природных  ресурсов (экологический налог) в  части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществлящими переработку нефти; 

·        земельный налог; 

·        налог при упрощенной системе  налогообложения; 

·        акцизы на вина, напитки слабоалкогольные и винные (кроме акцизов на указанные товары, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон); 

·        единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; 

·        единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; 

·        налог на игорный бизнес; 

·        государственная пошлина в соответствии с законодательными актами; 

·        другие налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательными актами. [6, с. 41] 

Подоходный  налог с физических лиц 

Подоходным  налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:
    физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;
    физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.
 
Есть  несколько видов дохода, не облагаемого  этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные  и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет и автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.). 

Подоходный  налог с физических лиц взимается  по ставке 12 процентов.  

Плательщики при наличии оснований могут  воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.  

При определении  размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих  стандартных налоговых вычетов:
    в размере 292 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1766 тыс. рублей в месяц;
    в размере 81 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года;
    в размере 410 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.
 
Плательщик  имеет право на получение социального  налогового вычета:
    в сумме, уплаченной им в течение года за свое обучение или обучение члена семьи в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего или среднего специального образования;
    в сумме, не превышающей четырех базовых величин (140 тыс. рублей) за каждый месяц налогового периода, уплаченной в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.
 
Налог на прибыль 

Плательщиками налога на прибыль являются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.  

Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая  сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая  основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. 

Ставка  налога на прибыль составляет 24 процента.  

Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном порядке для:
    организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);
    организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов);
    организаций, получающих прибыль от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части (ставка налога уменьшается на 50 процентов).
 
От налога на прибыль освобождаются:
    прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также полученных и использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов Республики Беларусь, оформленных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
    организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;
    организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;
    другие организации, указанные законодательством.
 
Налог на доходы иностранных  организаций,
  не осуществляющих  деятельность в  Республике Беларусь  через постоянное  представительство 

Налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство. 

Ставки  налога составляют по:
    плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 процентов;
    по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления - 10 процентов;
    дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 процентов;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.