На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Работоспособность студентов в умственном труде и методика ее развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

1 Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов 3
  1.1 Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 4
  1.2 Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 5
  1.3 Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии 7
2 Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,  психоэмоционального и функционального состояния студентов 9
  2.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха 9
  2.2 "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов 10
  2.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности 12
Библиографический список 14 

 

     

     1 Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов

 
 
     Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.
     В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних  и внутренних факторов (недостаток питания, недостаток кислорода, слабая освещенность, недостаточное кровообращение, ощущение скуки, уход в себя, снижение способности к восприятию, ослабление памяти) не только по отдельности, но и  в их сочетании.
     Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА. 

 

     

     1.1 Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме

     Исследованиями  установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма.
     
     Рис 1. Работоспособность студентов в  процессе учебного дня 

     Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.
     Есть  студенты с устойчивой стереотипностью  и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы.
     Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.
     Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся  спать, чаще всего не высыпаются, нередко  опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.
     Очевидно, период спада работоспособности  у обоих типов студентов целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.
     Аритмики  занимают промежуточное положение  между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

     1.2 Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

     Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются  в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
     Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью  учебного труда. После звонка они  не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.
     Период  оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.
     Третий  период - период полной компенсации, характеризуется  появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.
     В четвертом периоде наступает  неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.
     В пятом периоде начинается прогрессивное  снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
     При дальнейшем продолжении работы, в  шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).
     Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий.
     Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности  обусловлена и тем, что учебная  деятельность студентов характеризуется  постоянным переключением различных  видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и  др.).
     Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (рис.5).
     Типичная  кривая работоспособности может  изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.
     Учебный семестр и учебный  год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.
     Начало  второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность  которого сокращается по сравнению  с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления

     1.3 Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии

     Два месяца в учебном году у студентов  связаны с экзаменами – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 63,4% - плохо спали накануне.
     В период экзаменов под влиянием напряженной  умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии.
     Сам процесс экзамена характеризуется  также значительными психоэмоциональными  и энергетическими затратами. В  то же время более высокий уровень  физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.
     Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоровья для успешного учебного труда с наименьшими психоэмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации ЗОЖ. 

 

     

     2 Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,  психоэмоционального и функционального состояния студентов

 
 
     Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, можно рекомендовать следующие:
     -  систематическое изучение учебных  предметов студентами в  семестре, без "штурма" в период зачетов  и экзаменов;
     -  ритмичную и системную организацию  умственного труда;
     -  постоянное поддержание эмоции  интереса;
     -  совершенствование межличностных  отношений студентов между собой  и преподавателями вуза, воспитание  чувств;
     -  организацию рационального режима  труда, питания, сна и отдыха;
     -  отказ от вредных привычек:  употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;
     -  физическую тренировку, постоянное  поддержание организма в состоянии  оптимальной физической тренированности;
     -  обучение  студентов методам самоконтроля  за состоянием организма с  целью выявления отклонений от  нормы  и  своевременной   корректировки и устранения этих  отклонений средствами профилактики.

     2.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха

     Различают отдых пассивный и активный, связанный  с двигательной деятельностью. Физиологическое  обследование активного отдыха связано  с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
     Этот  принцип стал основой организации  отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстано­вительных процессов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.