На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление госдолгом России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                                          

Санкт-Петербургский  филиал
   ФГОУ ВПО «АбиК Минфина России»  
          Специальность « Финансы»
          Специализация  «Налоги и налогообложение»
                
                       Курсовая работа 
 

                  по дисциплине « Бюджетная система Российской Федерации»
                               тема:         «Управление госдолгом России» 
 
 
 

                                       
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 

Введение....................................................................................................... 3 

Глава 1. Государственный долг: понятие, сущность, виды....................... 4 

1.1. Внутренний государственный долг..................................................... 6 

1.2. Внешний государственный долг.......................................................... 9 

Глава 2. Управление государственным долгом........................................ 13 

2.1. Система управления государственным долгом................................. 15 

2.2. Методы решения проблемы государственного долга....................... 18 

Глава 3. Особенности долговой политики России.................................... 20 

Глава 4. Пути решения задач по  управлению  российским
государственным долгом........................................................................... 26
Заключение................................................................................................. 28
Список  литературы.................................................................................... 31
Приложения............................................................................................... 32 - 38
      

    
 
 
 
 

  Введение
     В данной курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты управления государственным долгом, анализ и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.
    Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.
     Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.
     Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.
    Управление государственным долгом - это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей.   На современном этапе во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи с хронической дефицитностью бюджетов государств, ростом военных расходов.
     Объект исследования - государственный долг. Предмет исследования - процесс управления государственным долгом.
   
    Задачи работы:
  1. определить понятие, виды и сущность государственного долга;
  2. рассмотреть принципы управления  госдолгом;
  3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
  4.  исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом. 

Глава 1.
Государственный долг: понятие, сущность, виды.
    Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение. К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственных заимствований Российской Федерации. А также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации, и долговые обязательства, возникшее в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.[1]
    Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц. 
 
 

    Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в виде обязательств по:
    1. кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
    2. государственным ценным бумагам,  выпущенным от имени Российской  Федерации;
    3. бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;
    4. государственным гарантиям Российской  Федерации;
    5. иным обязательствам, ранее отнесенным  в соответствии с законодательством  Российской Федерации на государственный  долг Российской Федерации.
    Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (менее  одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
    Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный  государственный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
    По  уровню управления государственный  долг делится на:
    1. государственный долг Российской  Федерации;
    2. государственный долг субъекта  Российской Федерации (представляет  собой совокупность долговых  обязательств субъекта);
    3. муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).
    По  валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему  долгу, а валютные - к внешнему. В  международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.
  1.1. Внутренний государственный долг. 

      Внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).[1]
      Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
   В объем внутреннего государственного долга включаются:
   1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
   2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в валюте  Российской Федерации;
   3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
   4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;
   5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Бюджетного Кодекса РФ.
   Статья 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие  списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ Согласно ст. 196 Гражданского Кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
   Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии.
   Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации  определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга  Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.
   Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
   Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
   Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
   Банк  России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
   Долговые  обязательства России подлежат учету  и регистрации в государственных  долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные  книги обозначены единым понятием - Государственная долговая книга  РФ). Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.
    Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии  государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию  в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
    Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.10 г. № 357-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации: в 2011 г. он запланирован на уровне 3,6% ВВП (1 814 млрд руб.), в 2012 г. - 3,1% ВВП (1 734,4 млрд руб.), в 2013 г. - 2,9% ВВП (1 785,7 млрд руб.).
      Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст.103.5 БК РФ) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
    Анализ  структуры государственного внутреннего долга, проведенный Счетной палатой, показывает, что объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга.[3]
      Динамика и структура внутреннего долга на период до 2013 г. приведена в Приложении № 1.
    В связи с увеличением государственных  внутренних заимствований расходы  на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному  росту. В 2010 году они прогнозируются в размере 194,0 млрд. рублей, что на 91,1 % превышает показатель 2009 года (101,5 млрд. рублей). Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году. При расчете купонных ставок по ОФЗ, планируемым к размещению в 2010 году, показатели доходности определены Минфином России на уровне 9,5 - 10,5 % по краткосрочным инструментам и до 11-12% по среднесрочным и долгосрочным инструментам. В связи с формированием в законопроекте бюджетных ассигнований только на 2010 год в материалах, предоставленных одновременно с законопроектом, отсутствуют данные о расходах на обслуживание внутреннего госдолга на 2011 и 2012 годы. Примерные расчеты этих расходов, проведенные Счетной палатой с учетом примененных для 2010 года условий и допущений, показывают рост расходов относительно 2010 года в 2011 году на 43 - 48 % и в 2012 году на 55 - 60 %.[3]
    1.2. Внешний государственный долг.
    В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).[1]
    В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:
    1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте; 

    2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
    3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
    Государственный внешний долг РФ (включая обязательства  бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:
· задолженности  странам - участницам Парижского клуба;
· задолженности  странам, не вошедшим в Парижский  клуб;
· задолженности  по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
· задолженности  перед международными финансовыми  Организациями;
· задолженности  бывшим странам СЭВ;
· еврооблигационных  займов;
· ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
· кредитов Центрального Банка России (Приложение № 2) .
    Федеральным законом «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.10 г. № 357-ФЗ установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 65,2 млрд. долларов США, или 52,1 млрд. евро, и на 1 января 2014 года в сумме 75,6 млрд. долларов США, или 58,2 млрд. евро.
    Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.
    Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.
    Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.
    Внешняя задолженность Российской Федерации  унаследована от СССР после его распада, когда РФ приняла на себя долг в  размере 102 млрд. долл., в дальнейшем к этим обязательствам быстро стали прибавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.
    Круг  западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран - Германии, Италии, США, Франции, Австрии и Японии.
     Внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2009 годом на 61,5 млрд. долларов США, или на 43,3 млрд. евро, или в 2,4 раза. Увеличение величины внешнего долга в плановом периоде обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте. Абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года в сумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или на 56,1 %, и составит 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 - 2012 годы - на 1 733,7 млрд. рублей, или на 78,9 %, и составит к началу 2013 года 3 931,1 млрд. рублей, что в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года.[3]
        Динамика объемов и структуры внешнего долга приведена в Приложении № 3.
      Анализ показывает, что в 2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО снизится в связи с завершением погашения задолженности по ранее привлеченным кредитам. При этом привлечение новых кредитов не планируется.
    Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусматривается рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые в 2010 году составят 110,0 млрд. рублей, или 3,2 млрд. долларов США, что на 8,7 млрд. рублей (0,2 млрд. долларов США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетам Счетной палаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд. рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. рублей, или на 44,5 %, больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2012 году - 209,0 млрд. рублей (5,7 млрд. долларов США), или больше соответственно на 50,0 млрд. рублей, или на 31,4 %. Рост расходов в 2012 году по сравнению с 2009 годом составит 107,7 млрд. рублей (в 2,6 раза).
       Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.
     Дополнительные расходы федерального бюджета на обслуживание планируемых объемов заимствований в виде еврооблигаций составят в 2010 году 24,1 млрд. рублей (0,7 млрд. долларов США), в 2011 году - 74,7 млрд. рублей (2,1 млрд. долларов США) и в 2012 году - 126,3 млрд. рублей (3,5 млрд. долларов США).
      Расчет процентных расходов по обслуживанию новых еврооблигационных займов производился исходя из прогноза заимствований в 2010 году в сумме 17,8 млрд. долларов США, в 2011 году - 20,7 млрд. долларов США и в 2012 году - 20,0 млрд. долларов США, 10-летнего срока размещения при процентной ставке 8 % в 2010 году, 7 % - в 2011 году и 6 % - в 2012 году, а также роста курса доллара США по отношению к рублю.[3]
В процентных расходах расходы на обслуживание ценных бумаг, номинированных в иностранной  валюте, составляют более 90 % (Приложение № 4).
    По  данным Банка России, к 1 апреля общий  внешний долг страны составил 504,6 млрд долларов. Долги российских нефинансовых компаний и предприятий составляют 61% этой суммы. Задолженность российских банков - 29%. На долю государства приходится менее 10% общего внешнего долга России.[15]
    Вопросы управления государственным внешним  долгом в последние годы стали  одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию.
    
Глава 2.
    Управление  государственным  долгом.
    Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой  к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование  рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий [10].
    Понятие и содержание управления государственной  задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в  широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:
    1. формирование государственной долговой политики;
         2. определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
       
        3. установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;
        4.установление границ задолженности.
       Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.
       Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.
         В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.
         В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.
        Основными принципами управления государственным внутренним долгом в мировой практике признаны экономичность и оптимальность [11]. 
 

    2.1 Система управления государственным долгом
    Система управления государственным долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное  регулирование размера, стоимости  и структуры государственного долга. [8]
    Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
    1. разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;
    2. процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;
    3. исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.
    Основные  задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:
    1. своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
    2.  проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
    3. осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
    4. контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
    5. контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
    6. экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
    7. экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.
    Ключевой  целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. [6]
    Управление  внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное  использование внешнего долга может  стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. [7]
    В последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:
    · управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
    · кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада  производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.
    Разница между этими режимами лежит в  плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований. [5] 

    Нормальный режим связан с обеспечением стабилизации долговых параметров, с наличием дефицитного бюджета и с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП, а также, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.
    Организационная подсистема управлением госдолгом  включает:
       - Федеральную службу по управлению госдолгом;
       - функционально-ориентированные структурные подразделения по управлению госдолгом в Минфине РФ и ЦБ РФ;
       - организационно-методическое обеспечение управления госдолгом, включающие разработки по прогнозированию госдолга, организации системы учета госдолга (в рамках государственных финансов), методических разработок по структуре долга, расчетных систем обслуживания долга.
       В компетенцию Федеральной службы по управлению госдолгом входят: установление норм и правил, регулирующих рынки инструментов долга; определение первичных дилеров; регулирующие и координирующие функции по отношению к регионам, которые осуществляют эмиссию обязательств на внешних и внутренних рынках; подготовка предложений по увеличению госдолга (объемам выплате процентов); подготовка аналитических материалов по оценке состояния госдолга; подготовка нормативно-методических материалов по работе с госдолгом. Важнейшим направлением деятельности службы по управлению госдолгом является управление дюрацией государственных обязательств, в частности: управление и контроль за процентными выплатами по долгу; регулирование ликвидности рынка долговых инструментов; координация функций по формированию валютной структуры долга; управление кассовыми потоками.
        Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ним можно отнести: стабилизационные инструменты в госдолге, управление динамикой долга, уменьшение государственного внутреннего долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы, снижение стоимости обслуживания госдолга.
2.2.Методы решения проблемы государственного долга
    Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
    Технические же методы - краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.
      Основные финансово-технические  методы управления государственным  долгом: консолидацию, конверсию, обмен  облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов. [9]
         Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
        Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.
       Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
       Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.
      Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
      Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным.
      Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.
      В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы – выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.
      Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.
       Основные схемы реструктуризации включают в себя: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга; секьюритизацию долга.
     В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов государственных заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ. 

Глава 3.
          Особенности долговой  политики России.
   Важной  особенностью экономики России является ускорение роста совокупного национального долга России (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.[12]
   В 2009 г. прекратилось снижение внешнего госдолга. В течение 1998 - 2000 гг. внешний государственный долг сократился более чем в пять раз. На начало апреля 2009 г. он составил 29,9 млрд. долл. Со II квартала 2009 г., впервые за последние 11 лет, начался рост внешнего госдолга. На начало октября он достиг 46,2 млрд. долл. При этом долг органов государственного управления изменился незначительно. Задолженность же органов денежно-кредитного регулирования во II - III кварталах 2009 г. возросла с 2,5 млрд. до 16,6 млрд. долл. ( Приложение № 5).
   В законе "О федеральном бюджете  на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг." предполагается продолжить практику крупных внешних заимствований. В 2010, 2011 и 2012 гг. эти заимствования составят соответственно 18 120,8; 20 847,9 и 20 084,8 млн. долл. Объем погашения внешнего госдолга в 2010, 2011и 2012 гг. составит соответственно 3 434,0; 4 600,4 и 2 637,5 млн. долл.
   Основной  формой государственных внешних  заимствований станет выпуск облигационных  займов Российской Федерации на международных  финансовых рынках. В этих целях  предусматривается возобновить выпуск федеральных еврооблигаций. В последний раз крупные заимствования на рынке еврооблигаций производились в 1998 г. В 2000 - 2009 гг. задолженность по федеральным еврооблигациям снизилась примерно в три раза и на начало июля 2009 г. составила 15,9 млрд. долл. С учетом ОВГВЗ (Облигаций внутреннего государственного валютного займа) на внешнем рынке к июлю 2009 г. обращалось федеральных облигаций на сумму 16,3 млрд. долл. В 2010, 2011 и 2012 гг. предполагается разместить новых внешних облигационных займов на сумму соответственно 17 786,1; 20666,6 и 20000,0 млн. долл.
   Принимая  во внимание величину новых заимствований  задолженность по федеральным ценным бумагам, обращающимся на внешнем рынке, составит в 2010 г. 44,5 млрд. долл. К 2013 г. она  достигнет 80,9 млрд. долл.
   Помимо  выпуска еврооблигаций предполагается привлечь крупные заимствования  у МВФ (Международного Валютного Фонда ) и МБРР (Московского Банка Реконструкции и Развития).
   В Законе "О федеральном бюджете  на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг." нет четкого обоснования необходимости привлечения столь гигантских валютных займов. В последнее время золотовалютные резервы постоянно растут, несмотря на то что часть их - средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния используются на финансирование дефицита бюджета. Минимальное значение золотовалютных резервов в период кризиса было зафиксировано на 13.03.2009 г. - 376 млрд. долл. К 18.12.2009 г. они увеличились до 440,4 млрд. долл. Это составляет около 70% от общей величины золотовалютных резервов стран зоны евро. Кроме того, коммерческие банки за последний год накопили собственные валютные резервы. Часть накоплений может быть вложена в государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.
   В целом в результате новых кредитов и займов внешний госдолг увеличится с 29,9 млрд. долл. на начало апреля 2009 г. до 104,3 млрд. долл. к концу 2012 г., т.е. в 3,5 раза. В 2012 г. объем внешнего госдолга превысит 65% от уровня 1998 г. и вновь станет одним из самых больших в мире. В развитых странах заметна тенденция к росту внутреннего госдолга. Внешний же госдолг обычно очень невелик. В России в 2010 - 2012 гг. внешний госдолг будет расти гораздо быстрее внутреннего госдолга и почти сравняется с ним.
   В последнее время усиливается тенденция роста внутреннего государственного долга. В 2002 - 2008 гг. внутренний госдолг увеличился с 545 млрд. до 1804,2 млрд. руб. и составил 3,6% ВВП. В соответствии с проектом бюджета на 2010 - 2012 гг. внутренний госдолг в 2012 г. вырастет по сравнению с 2008 г. в 2,4 раза и составит 8,1% ВВП. Рост внутреннего госдолга будет осуществляться прежде всего за счет выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Из Приложения №6 видно, что в 2011 г. предусматривается разместить госбумаг на сумму 957,5 млрд. руб. Это составляет около 60% от емкости рынка госбумаг в настоящее время.
   За  один 2011 г. будет выпущено более половины объема государственных ценных бумаг, выпущенных за последние 11 лет. Объем  размещения ОФЗ (Облигаций Федерального Займа) - с учетом их доразмещения на вторичных торгах - в 2006 - 2008 гг. находился в пределах 180,9 - 245,2 млрд. руб.
     В 2009 г. он резко возрос с  учетом обмена ОФЗ на акции  банков в рамках их докапитализации.  Но за счет чего предусматривается  почти четырехкратное увеличение объема размещения госбумаг в 2011 г. по сравнению с докризисным периодом?
   Рынок госбумаг в настоящее время находится  в кризисном состоянии. Средний срок до погашения облигаций уменьшился с 2 104 дней в предкризисный период до 1 663 дней в настоящее время. Котировки отдельных выпусков ОФЗ снижались до 60—90% от номинала. Масштабный выпуск госбумаг в 2010—2012 гг. придется осуществлять за счет эмиссии все более краткосрочных бумаг с доходностью примерно в два раза выше, чем в предкризисный период.
   В итоге рынок ОФЗ будет развиваться  по принципу пирамиды ГКО-ОФЗ в 1994 - 1998 гг. Погашение госбумаг будет производиться за счет новых, все более масштабных их выпусков. Объем погашения облигаций в 2012 г. - 518,9 млрд. руб. в 6,2 раза превысит объем погашения в 2008 г. - 84,3 млрд. руб. Чистые заимствования на внутреннем рынке сократятся с 748,6 млрд. руб. в 2011 г. до 236,5 млрд. руб. в 2012 г. Это свидетельствует о том, что пирамида госбумаг все сильнее будет работать сама на себя. Все большее количество выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения их прежних выпусков, и все меньшее количество - для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет.
   Кризис  привел к росту затрат на обслуживание внутреннего госдолга. В связи  с тем что доходность ОФЗ возросла с 5,25% в мае 2008 г. до 14,09% в феврале 2009 г., заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже. В Законе "О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг." предусматривается, что стоимость внутренних заимствований хотя и будет уменьшаться, но сохранится на очень высоком уровне. В 2010, 2011 и 2012 гг. внутренние займы будут размещаться соответственно под 11,5; 10,0 и 9,0% годовых. Это в полтора-два раза выше, чем до кризиса.
   В целом государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации, в 2002—2008 гг. снизился с 42,2 до 6,5% ВВП. Однако кризис внес изменения в динамику госдолга. Уже в 2009 г. он вырос до 10,1% ВВП. В соответствии с проектировками федерального бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. государственный внутренний и внешний долг России в 2012 г. должен превысить 15% ВВП ( Приложение №7).
   Быстрый рост госдолга приведет к резкому  росту затрат на его обслуживание и погашение. Из Приложения № 8 видно, что расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение госдолга вырастут с 340,6 млрд. руб. в 2009 г. до 657,0 млрд. руб. в 2012 г., т.е. в 1,9 раза. В связи с этим доля расходов федерального бюджета на обслуживание и погашение госдолга возрастет с 3,6 до 6,8%. До 2009 г. доля расходов на обслуживание и погашение госдолга в общих расходах федерального бюджета снижалась. В 2009 - 2012 гг. эта доля будет быстро расти. Следовательно, возникнет еще одна негативная тенденция в области госдолга.
   В настоящее время усиливается, начавшаяся в докризисный период, тенденция к трансформации внешнего государственного долга в корпоративный долг перед нерезидентами. Государство расплачивается с внешними долгами. Средства, полученные от этого иностранными банками-кредиторами, являются одними из источников для кредитования российских предприятий. Причем кредиты частично выдаются под государственные гарантии. Следствием этого служит резкий рост корпоративного внешнего долга. Рост корпоративного долга нерезидентам является одним из наиболее динамичных показателей развития экономики России. В 1998 - 1999 гг. объем внешнего корпоративного долга не превышал 30 млрд. долл. В последующий период он стал быстро увеличиваться. Особенно быстро внешний корпоративный долг стал расти с 2001 г. За период 2001 - 2008 гг. он вырос более чем в 12 раз. На начало октября 2008 г. он составил 505,5 млрд. долл.
   Начавшийся  в России экономический кризис привел к резкой смене динамики корпоративного долга. В течение октября 2008 г.  - марта 2009 г. его величина уменьшилась до 417,2 млрд. долл. При этом обязательства по кредитам и ценным бумагам российскими банками и предприятиями были выполнены. Во II квартале 2009 г. предприятия реального сектора возобновили активные внешние заимствования. Их задолженность перед нерезидентами в течение II - III кварталов 2009 г. возросла с 270,8 млрд. до 303,5 млрд. долл., почти достигнув предкризисного уровня - 307,6 млрд. долл. Задолженность российских банков перед нерезидентами во II - III кварталах 2009 г. продолжала снижаться. В итоге структура внешнего корпоративного долга существенно изменилась.
   Из  Приложения № 9 видно, что доля банков в общей величине внешней корпоративной задолженности существенно снизилась, а доля предприятий - выросла. Следовательно, предкризисная тенденция более быстрого роста банковских заимствований сменилась на противоположную.
   По  сравнению с 2008 г. выросла доля кредитов и займов, полученных небанковскими  корпорациями через офшоры. В I полугодии 2009 г. через Кипр, Люксембург, Виргинские острова, Сент-Китс и Невис, Белиз и пр. получено более 34% заимствований. Это связано с особенностью погашения кредитов в условиях долгового кризиса. Например, часто используется такая схема. Предприятие - должник обязан выплатить банку А 100 млн. долл. Но такой суммы у него нет. В этом случае оно берет ссуду в 100 млн. долл. у банка В. Эта ссуда перечисляется банку А. Далее банк А выдает кредит предприятию на 100 млн. долларов, которые идут на погашение кредита у банка В. Фактически здесь имеет место пролонгирование кредита банком А, что не приветствуется центральными банками. Поэтому и возрастает значение офшоров в кредитных операциях.
   В период кризиса усилилась концентрация внешнего корпоративного долга. Весной 2009 г. более 40% корпоративного долга перед нерезидентами приходилось всего на 15 заемщиков. В настоящее время сложилось положение, когда ряд российских корпораций по объему своих долгов нерезидентам превысили пороговые значения экономической безопасности, разработанные для государства в целом (Маастрихтские соглашения). А ведь помимо долгов перед нерезидентами эти же корпорации имеют крупные долги перед российскими банками. Угроза экономической безопасности состоит здесь в том, что ряду крупнейших российских предприятий и банков в перспективе угрожает банкротство, которое потянет за собой крах сотен предприятий-смежников и всей банковской системы страны.
   Особенно  острое положение сложилось в  области корпоративных ценных бумаг, выпущенных на внешнем рынке. Перед  началом кризиса иностранные инвесторы владели российскими долговыми обязательствами (прежде всего государственными и корпоративными еврооблигациями, а также облигациями внутреннего валютного займа) на сумму более чем в 120 млрд. долл. При этом происходит ухудшение структуры внешних облигационных займов. В 2001 - 2003 гг. в структуре этих займов преобладали абсолютно государственные ценные бумаги - еврооблигации и ОВГВЗ. В настоящее время свыше 70% приходится на корпоративные еврооблигации. Между тем долги по  корпоративным еврооблигациям гораздо менее надежны, чем по государственным ценным бумагам, а также, чем кредитная задолженность, так как котировки евробондов испытывают в последние годы существенные перепады.
   В Законе "О федеральном бюджете  на 2010 г. и на плановый период 2011 и  2012 гг." предусматривается, что к началу 2013 г. на рынке будет обращаться госбумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на 80,9 млрд. долл. Учитывая это, а также возможный в посткризисный период новый бум на рынке корпоративных еврооблигаций, к концу 2012 г. внешний долг по государственным и корпоративным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, составит 240 - 260 млрд. долл.
   Увеличивается и напряженность на рынке внутреннего корпоративного долга. В 1999 - 2000 гг. внутренний корпоративный долг составлял 18,0 - 18,5% ВВП. В середине 2009 г. задолженность по внутренним корпоративным кредитам и займам превысила 45% ВВП (с учетом сокращения ВВП). Наиболее динамично растет задолженность по корпоративным облигациям, обращающимся на внутреннем рынке. В 2000 -  2008 гг. она возросла с менее 0,5% до почти 5% ВВП.
   Особо следует обратить внимание на быстрый  рост всего совокупного национального долга. В IV квартале 2008 г. - I квартале 2009 г. шел интенсивный процесс сокращения государственного и корпоративного долга. С весны 2009 г. рост СНД возобновился ( Приложение № 10). В соответствии с Законом "О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг." внешний и внутренний государственный долг составит в 2010, 2011 и 2012 гг. соответственно 12,7; 14,6 и 15,4% ВВП. Корпоративный внутренний долг, учитывая начавшийся бум размещения корпоративных облигаций, составит в 2010, 2011 и 2012 гг. соответственно 55; 61 и 68% ВВП. С учетом корпоративного долга нерезидентам, который, принимая во внимание тенденции 2002—2009 гг., составит соответственно 47, 52 и 58% ВВП, совокупный национальный долг достигнет в 2010, 2011 и 2012 гг. — 114,7; 127,6 и 141,0% ВВП. В 2012 г. СНД будет существенно выше всех финансовых резервов государства — золотовалютных резервов Банка России, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, обязательных резервов коммерческих банков, средств системы страхования вкладов. При этом, качество совокупного национального долга ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам. Угроза экономической безопасности при небывалом для России росте долгового бремени все более увеличивается.
   В итоге проводимой правительством долговой политики Россия в 2012 г. будет иметь совокупный государственный и корпоративный долг в размере более 140% ВВП, почти равный федеральному и корпоративному долгу США в 1987 г. (с этого времени начался процесс стремительного роста долгов в развитых странах). В 2007 г. совокупный долг США (с учетом долгов штатов и долгов домашних хозяйств) превысил 350% ВВП, что явилось одной из главных причин современного финансового кризиса. При этом следует учитывать, что стремительный рост СНД в России происходит в качественно иных условиях - слабости банковской системы, неразвитости финансового рынка, экономическом кризисе, в отличие от США. Это может привести к новым кризисным явлениям уже в ближайшей перспективе.
Глава 4.
Пути  решения задач  по  управлению  российским государственным долгом.
 Основными  задачами по управлению государственным долгом являются:
1. улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
2. обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
3. содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
4. гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
5. обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
6. усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
7. прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
8. максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
9. более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;
10. создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
11. совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
    Существуют два основных пути решения задач по управлению государственным долгом, к ним относятся:
- усиление  административного контроля за  финансовыми потоками, дополненное  ужесточением законодательства;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.