На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сущность японской системы менеджмента

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………... 2
1. Японская  модель менеджмента…………………………………….. 4
2. Сравнительная оценка американской и японской модели менеджмента……………………………………………………………. 10
3. Специфика менеджмента  в России и возможности применения американского и японского опыта управления на российских предприятиях…………………………………………………………  
13
Заключение……………………………………………………………….. 17
Список  использованной литературы……………………………………. 19
Приложение………………………………………………………………. 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение
     В настоящее время происходят коренные изменения в управлении всеми сферами человеческой деятельности. Ликвидация старой административно – командной  системы управления открыла дорогу для внедрения в России новейших достижений науки управления, накопленного в течение многих десятилетий опыта рациональной организации человеческой деятельности, стимулирования работников в высокопродуктивному труду в условиях либерализации экономики [4].  Особенный интерес для российских менеджеров несомненно представляет японская модель менеджмента, которая на практике доказала свою эффективность.
     Данное  обстоятельство и свидетельствует  об актуальности выбранной темы контрольной работы.
     Степень разработанности  исследуемой проблемы весьма высока. Зарубежные и отечественные исследователи в своих работах весьма часто рассматривают вопросы, касающиеся особенностей развития менеджмента в США, Японии и других развитых странах. Особенно необходимо отметить следующих авторов: Друкер П. «Эффективное управление»; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.М. «Основы менеджмента»; Дафт Ричард Л. Менеджмент«; Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. «Менеджмент»; Хохлова Т.П. «Основы менеджмента»; Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» и др.
     Целью исследования является  изучение японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
    изучить особенности японской модели менеджмента;
    сравнить японскую и американскую модели менеджмента;
    изучить особенности современной российской экономики и возможности совершенствования управления и развития менеджмента с учетом японского опыта менеджмента.
     В качестве методов исследования в контрольной работе предлагается использовать метод сравнения, метод анализа и синтеза.
     Объектом  исследования являются модели управления.
     Предмет исследования – японская  модель менеджмента.
     Теоретической базой исследования послужили работы отечественных ученых: Белорусов А.С. «Международный менеджмент»; «Менеджмент»/ под ред. Н. Ю. Чаусова, О.А. Калугина/; Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. «Менеджмент».
     Контрольная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Японская  модель менеджмента
     Менеджмент  – это знания и деятельность в области управления в организациях. Менеджмент имеет общие черт, свойственные всем видам управления (в живой и неживой природе, обществе), и особенные черты [7]. Общие черты отражают законы управления. Они действительны и в описании действий людей и их отношений между собой. Существенная особенность социального управления в целом и менеджмента как одной  из его разновидностей – то, что объективные законы управления в нем проявляются через субъективные  действия людей, являющиеся результатом  осознанного или не вполне осознанного выбора. Отсюда и начинается проявление особенностей управления в организациях, обусловленных разным ментальным и этническим восприятием модели окружающей действительности.
     В разных социумах возникают разные формы механизмов социального управления, причем с очень заметными принципиальными различиями. Актуальность знания и понимания национальных особенностей управления возрастает в связи с развитием процессов глобализации и связанной с этим необходимостью работы менеджеров в условиях различных национальных культур.
     Наиболее  ярко культурные и институциональные  различия стилей менеджмента проявляются в Японии, США и России. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру, общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно – экономическим укладом страны.
     Японские  методы управления в значительной степени  отличаются от американских и российских:
    японский менеджмент основан на коллективизме. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом;
    основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы.
     Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность  работы предприятия главным образом  за счет повышения производительности труда работников. По мнению японского специалиста по менеджменту Х.Иосихары, можно выделить следующие основные принципы японского управления:
    гарантия занятости и создание обстановки доверительности;
    гласность и ценности корпорации;
    управление, основанное на информации;
    управление, ориентированное на качество;
    поддержание чистоты и порядка.
     В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.
     Перечень  наиболее распространенных в мире приемов  японского менеджмента и их вклад в повышение уровня конкурентоспособности продукции приведен в табл. 1.1. [1]
Табл. 1.1
Наиболее  распространенные принципы японского стиля менеджмента
Принцип Описание Вклад в повышение  уровня конкурентоспособности
1 2 3
В сфере производства
Точно в срок Поставщики  поставляют исходные материалы и комплектующие вовремя и в объеме, необходимом заказчику Сокращаются складские  расходы и устраняется необходимость испытаний поставляемой продукции
Кружки  контроля качества Добровольное  участие рабочих и служащих в контроле качества с целью улучшения продукции Коллектив становится сплоченнее
Гибкая  специализация Рабочие взаимозаменяемы в бригаде и не ограничены узкой специализацией Создаются условия  быстрого переналаживания производственных линий на выпуск новой продукции, гибкость производства
В сфере экологии
Неуклонное    соблюдение     норм по  охране  окружающей     среды и  техники, безопасности Четкие и  конкретные формулировки норм и стандартов Сокращение  расходов на охрану окружающей среды
Человеческие  ресурсы и производственные отношения
Продвижение  по служебной   лестнице и бригадный метод работы Определяется  стажем  работы. Заработная плата зависит от результатов работы бригады Простота управления массовым производством. Стабильные производственные отношения
Поощрение в зависимости от качества   исполнения Оплата в  прямой зависимости от качества и количества выпущенной продукции Увеличивается выпуск продукции и упрощается определение уровня заработной платы
Кружки  совершенствования производства Непрерывное совершенствование производственного процесса.  Вовлечение в производственную и маркетинговую политику рабочих, инженеров и менеджеров Устанавливаются прочные стабильные производственные отношения между рабочими, инженерами и менеджерами
Кружки  инициативных  работников Поощрение письменных предложений каждого работника фирмы о любом улучшении производства Улучшаются  условия труда на каждом рабочем месте, повышается степень участия каждого работника в процессе производства
Автономия департаментов   компании Автономия принятия решений в департаменте компании Упрощается  координация в принятии решений. Оперативное решение локальных проблем. Укрепление чувства единства сотрудников департамента
Ступенчатый метод принятия решений В обсуждении вариантов  важных решений принимают участие рабочие. Следующая стадия обсуждения — руководство компании. Решение принимается консенсусом С расширением  круга участников обсуждения повышается степень объективности решения
Ротация  рабочих и служащих Ротация   рабочих,   инженеров и менеджеров осуществляется по 2-3-годичному циклу между разными департаментами компании, включая зарубежные филиалы Повышение взаимопонимания  и сотрудничества между департаментами компании. Расширение кругозора сотрудников. Ускорение решения проблем в рамках компании
Пожизненный наем на работу Повышается  преданность компании Повышение уровня квалификации сотрудников
Заработная  плата выше у старших по должности Более   сильным   сотрудникам с большим стажем предоставляются более высокие посты и более высокая заработная плата У рабочих и  служащих повышаются мотивация к росту по службе и преданность компании
Широкая специализация    членов производственной бригады Бригада осуществляет полный производственный цикл Увеличивается производительность труда путем замены монотонных операций каждого на многофункциональный, согласованный труд
Профсоюзы на предприятии В рамках профсоюзов осуществляются   периодические   консультации рабочих с менеджерами Улучшаются  производственные отношения, сокращаются случаи конфликтов и саботажа, рабочие и служащие консолидируются с целями компании
Организация управления
Разделение  на департаменты Генеральная администрация  координирует автономные департаменты в рамках единой стратегии компании Упрощается  схема управления, предоставляется возможность производственным департаментам развивать и совершенствовать выпуск отдельных видов продукции
Бизнес-единицы Каждая бизнес-единица  в рамках компании ответственна за свою прибыльность Освобождает высшие эшелоны руководства компании от принятия решений на уровне департаментов
 
     Система контроля
     Управленческой  контроль на японских предприятиях осуществляется не за счет директив, а путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев  в производственном процессе, т.е. его модель: «проверка - помощь», а не «выявление - наказание».
     Для сохранения дисциплины и улучшения  качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. В качестве вознаграждения используются: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.
     Управление  трудовыми ресурсами
     Японские  корпорации управляют своими служащими  таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др. 
     Но  существует и большая разница  между американским и японским управлением  трудовыми ресурсами:
    японские корпорации в большей степени используют преданность своих служащих компаний;
    японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже. Работник, перешедший в другую компанию, лишается трудового стажа и начинает все снова. Но пожизненный наем в Японии – это не юридическое право. Фирма морально обязана заботиться о своем работнике  вплоть до выхода на пенсию.
    менеджментом больше всего ценятся такие качества работников, как взаимное доверие, гармония и понимание, поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Отдельных работников редко упрекают за неудачи, особенно если это творческие неудачи или связанные с рискованным предприятием.
    система группового принятия решений Ринги. Подчиненные формируют связи предложения и передают их заинтересованным лицам. После того как групповым обсуждениям поставлены общие задачи, каждый работник определяет свои собственные и приступает  к их выполнению. У каждого есть уверенность, что старший всегда поможет выйти из сложного положения. Акцент делается не на избежание неудач, а на достижение положительного результата;
    менеджеры в Японии постоянно разъясняют  цели и политику компании  своим рабочим, которые могут свободно высказывать свое мнение по этому поводу.
     Рабочие имеют свободный доступ к администрации, поскольку успех фирмы – это  и их успех.
     Система управления качеством 
     Историческими предпосылками управления качеством  явилось общегосударственное движение «За отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Причем изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества.
     Профсоюзы в Японии
     Профсоюзы в Японии не разделяются  по профессиям, а являются союзом рабочих одной  фирмы, поэтому они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльность и рост. Но они имеют свое лицо, сохраняя независимость, постоянно следя за правильным соблюдением всех согласованных норм, а менеджмент предприятия воспринимает профсоюз как законного посредника между управлением  и рабочими в вопросах заработной платы. Профсоюзы в Японии постоянно ищут пути и методы улучшения жизни рабочих, без ущерба для фирмы. Они понимают, что условия для жизни рабочих, в конечном счете, зависят от процветания фирмы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сравнительная оценка  американской и  японской модели  менеджмента
     Концептуальные и теоретические основы менеджмента сформулированы в США. Поэтому различные национальные модели управления зачастую рассматриваются в научной литературе как конкретизация концептуально – теоретических основ менеджмента, либо как особенности организационных культур [7].
     Весьма  интересы для сравнительной оценки американской и японской модели менеджмента мысли И. Иошимури связанные с религиозной этикой, его сравнение японского и западноевропейский менталитетов, табл. 2.1.
Табл.2.1
Характеристика  менталитетов С. Иошимури
    Факторы анализа
        Менталитет
     
      японский
    западноевропейский
    Мир и его восприятие (понимание мира, средства восприятия) Монизм. Интуитивные чувства Дуализм. Смысловой  аналогизм
    Природа и судьба (установки) Идентификация. Покорность судьбе, согласие, стойкость Доминирование. Вызов, ориентация на прогресс, преодоление
    Поведение (источники норм, детерминанты поведения, критерии оценки) Группа; окружающая ситуация; установки личности Индивид; принципы учений; интеллектуальные или функциональные способности
    Социальные  отношения (межличностные отношения, отношения «человек — организация», характеристика организации) Компромисс, гармония, идентификация. Симбиоз, идентификация. Закрытость, стабильность Конфронтация, конкуренция, критика. Противостояние, сосуществование. Открытость, нестабильность
 
     Специфические особенности американской и японской моделей управления описал В.Г. Смольков [6], табл. 2.2 
 
 
 

Табл. 2.2
Сравнительная характеристика американской и японской моделей  менеджмента (фрагмент)
Параметры Американская  модель Японская модель
Цель  фирмы Рост прибыли  и дивидендов 
индивидуальных вкладчиков
Рост прибыли  и благосостояния 
всех работников
Структура управления Строго формализованная Гибкий неформальный подход 
к построению структуры
Контроль  Четкие формализованные процедуры. Индивидуальный 
контроль со стороны руководства
Общие неформальные процедуры. Групповые формы контроля
Кадровая  политика Быстрая оценка и продвижение; Ориентация на индивидуальные навыки и инициативу; подбор работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др.; нацеленность на индивидуальную, личную карьеру; индивидуальная оценка работников по результатам Медленная оценка и продвижение; ориентация на способность осуществлять координацию и контроль; широкое использование труда выпускников вузов и школ; подготовка и обучение внутри фирмы без отрыва от производства; продвижение по службе с учетом выслуги лет
Оплата  труда Тесная связь  оплаты с индивидуальными результатами, заслугами работника, производительностью его труда и т.д. Зависимость оплаты от возраста, стажа, показателей деятельности группы и т.д. (уравнительная зарплата)
Принятие  решений Индивидуальный  процесс Коллегиальный процесс
Ответственность Индивидуальная Коллегиальная
Стиль руководства Ориентирован  на индивидуума Ориентирован  на группу
Отношения  с подчиненными Целевые, формальные, рабочие Личные, неформальные
Занятость Краткосрочная Долгосрочная
Профессиональная подготовка Ориентация  на узких специалистов Ориентация  на руководителей универсального типа
 
     Сопоставление японской и американской  моделей  менеджмента показывает, что нельзя переносить модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально – культурных факторов [8].
     В последнее время американцы предпринимают  много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Специфика менеджмента  в России и возможности применения американского и японского опыта управления на российских предприятиях
     По  мнению А.П. Егоршина, специфика российского менеджмента проявляется в стиле управления, философии организации, роли и месте трудового коллектива в управлении, найме руководителя и негативных явлениях в управлении, табл. 2.3. [5]
Таблица 2.3
Основные  особенности менеджмента  в России
Характеристика До реформы  экономики После реформы  экономики
Стиль управления Автократический, концентрация 
управления власти у руководителей партийных, советских и хозяйственных 
организаций по принципу демократического централизма
Смешанный, с  преобладанием 
авторитарного и демократического стиля, отражающего интересы собственников и администрации организаций
Философия предприятия Коммунистическая, сильное предприятия влияние КПСС, подчинение личных интересов государственным
Социалистическая. Возрастание 
роли групповой философии, 
тенденция ужесточения отношений в организациях
Роль  трудового коллектива в управлении Декларативная. Не имела существенного значения по сравнению с мнением партийной организации Ограниченная. Имеет значение при заключении коллективных договоров, незначительное участие рабочих в акционерной собственности
Принцип найма руководителя Вышестоящим государственным органом по согласованию с партийным комитетом Собственником организации или уполномоченным им органом
Негативные  явления 
в управлении    
Злоупотребление служебным положением в связи с абсолютизацией власти; авторитарный стиль управления и феодальная психология «волкодава», кулачного бойца, сильной личности; карьеризм, протекционизм и семейственность ввиду кабинетного подбора кадров (непотопляемые 
руководители); психология удаленности от масс (отдельные залы столовой, «охотничьи домики»); зажим критики и гласности в коллективе путем использования принципа «разделяй и властвуй»; нарушение принципа социальной справедливости
Максимизация  групповых интересов собственников предприятия в ущерб народно-хозяйственным (групповой эгоизм); психология заигрывания с трудовым коллективом и собственниками; стремление многократного продления контракта руководителем предприятия для сохранения занимаемой должности; протекционизм и семейственность в подборе кадров по принципу личной преданности; хозяйственная деятельность с максимизацией оценки личного вклада (через дивиденды и премии); препятствование демократизации управления с использованием лоббизма и фракционизма 
в органах управления
 
     А.П. Прохоров выделяет следующие специфические черты русской модели управления [10]:
    кластерная (с самостоятельными элементами) структура и круговая порука;
    неправовой характер управления;
    уравнительная система оплаты;
    наличие страховых ресурсов («заначка»);
    централизация ресурсов и их перераспределение;
    цикличность трудовой активности (спячка и авралы);
    наличие параллельных структур (двуначалие, например: командиры и комиссары);
    завышенный уровень амбиций.
     При анализе различных моделей управления следует иметь в виду, что модель — это условный аналог управления, представление самых общих его осмысленных характеристик.
     С точки зрения возможностей и задач  менеджмента, в условиях  современной России необходимо учитывать, что ее экономика имеет следующие основные черты:
    в целом отстает от уровня европейских стран;
    в ней проявляется доминирующая роль топливно-сырьевых отраслей;
    для российской экономики характерна высокая степень монополизации;
    в стране не сложился еще общенациональный конкурентный рынок. В настоящее время он представляет собой набор усеченных и сильно сегментированных рынков.
     В целом можно сказать, что в  России сложилась специфическая  хозяйственная система, это экономика переходного периода. Для решения проблем управления в организациях в условиях формирующихся рыночных отношений за рубежом был создан научный менеджмент. Поскольку Россия столкнулась с подобной проблемой, очевидно, что совершенствование управления в организациях нашей страны также должно осуществляться подобным образом – на основе внедрения менеджмента. Вместе  с тем это не исключает возможности, а в связи с особенностями российского менталитета и необходимости дальнейшего осмысления и развития национальной модели управления в организациях, использование оправдавших  себя в хозяйственной практике концепций, инструментов и технологий управления.
     Отечественные исследователи считают, что для  формирования российского менеджмента, способного адекватно воспринимать,  создать эффективную рыночную экономику и обеспечить управление устойчивым развитием организаций имеются объективные и субъективные предпосылки.
     Но  в управление  должны быть обязательно  заложены механизмы готовности к развитию. Обеспечить это можно, прежде всего созданием системы подготовки и переподготовки менеджеров (человеческий капитал). Современные менеджеры должны быть  способны сформировать отвечающую глобальным вызовам инновационную, продуктивную и социально ориентированную организационную культуру российских предприятий.
     Должны  быть преодолены изжившие себя стереотипы поведения управленческие структуры. Управленческая деятельность должна быть ориентирована на конечный эффект.
     Следующее направление предполагает улучшение  деятельности организации и совершенствования управления им в соответствии с концепцией системы управления качеством.
     Современная система управления качеством базируется на восьми принципах:
    ориентация на потребителя;
    вовлечение сотрудников;
    процессоориентированный подход;
    системный подход к управлению;
    постоянное улучшение;
    подход к принятию решений, основанный на фактах;
    взаимовыгодные отношения с поставщиками.
     Необходимо  обеспечить последовательный переход от должностной иерархии к интеллектуальному сотрудничеству менеджеров в результате  изменения роли ресурсов организации. Основным ресурсом должен стать не человек как таковой, не капитал, а знания.
     Еще одно направление формирования российского  менеджмента состоит в разработке и внедрении мероприятий  по совершенствованию основных элементов управления: форм разделения и кооперации труда, нормирование труда и его оплаты, механизации и автоматизации труда работников управления, информационных технологий и делопроизводства, рабочих мест и условий труда, методов управления и др.
     Эффективная система управления должна обеспечить конкурентные преимущества организации: прогнозируемость финансового результата, стабильность и др. Многое для обеспечения внедрения в жизнь вышеперечисленных направлений развития российского менеджмента может быть позаимствовано из опыта японских менеджеров.  
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение
     Несмотря  на то, что Япония не обладает большими запасами природных ресурсов, она является одной из наиболее развитых держав мира. И сделали ее таковой во многом японские методы управления. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использует все морально – психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете тождественно чувству стыда. Налоговая система Японии работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно – фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать, чувство коллективизма максимально эффективно Японский метод управления отличается своей направленностью: основным предметом управления  в Японии являются  трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятий в основном за счет повышения труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, т.е. получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
     Японское  управление отличают:
    Гарантия занятости и создание обстановки доверительности
    Гласность и ценности корпорации
    Управление, основанное на информации
    Управление, ориентированное на качество
    Постоянное присутствие руководства на производстве
    Поддержание чистоты и порядка
       Изучение японского опыта управления актуально для российского менеджмента. Однако здесь необходимо иметь в виду, что чисто механическое применение японской системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно – рыночным условиям, в которых происходит функционирование организации. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри – и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.
     По  мнению ряда специалистов [12] российский менеджмент сочетает в себе черты японского и американского менеджмента, что отвечает особенностям российского рынка и позволяет российскому бизнесу эффективно функционировать в сложных постоянно меняющихся условиях. Для широкомасштабной  модернизации экономики России необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики. Эти задачи и стоят перед современным российским менеджментом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы
    Белорусов А.С. Международный менеджмент: учебник. – 2-е изд. – М.: Экономистъ, 2007. – 332 с.: ил. – (Homo faber).
    Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство// Социологические исследования. – 1996. - № 5.
    Винанский О.С. Менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004.
    Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2008.
    Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород: НИМБ, 2001.
    История менеджмента: учеб. пособие / под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА – М, 1997.
    Менеджмент: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010.
    Основы менеджмента: учеб. пособие / под ред. д-ра эконом. наук, проф. В.И. Королева. – М.: Магистр, 2008.
    Полянчева, А. Г. Исследование зарубежного опыта управления научно-технологическим развитием и оценка его использования в российских условиях// Менеджмент в России и а рубежом. – 2007. - № 2.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.