На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система и управление финансами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов.
Денежный  оборот составляет материальную основу финансов. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающий потоком денежных платежей и расчетов.
Объектом  реального денежного оборота  являются финансовые ресурсы как  источники финансирования расширенного воспроизводства. К ним относятся  прибыль, доходы от различных видов предпринимательской деятельности и др. За счет финансовых ресурсов формируются фонды денежных средств. Они имеют строго целевое назначение и служат инструментом финансирования воспроизводства.
Финансовая  система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Финансы имеют свою структуру, в которую  входят несколько взаимосвязанных  звеньев, каждое из которых представляет собой определённую сферу финансовых отношений (финансовый институт) и имеет свою специфику. Различные финансовые институты в своей совокупности образуют финансовую систему страны.
Социально-экономическая  сущность финансовых отношений состоит  в определении источников образования  фондов денежных средств государства и муниципальных образований и направлений расходования средств данных фондов, то есть в решении вопроса – за счёт кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
В связи, с чем тема курсовой работы является на сегодняшний день весьма актуальной.
Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы, ее сфер и звеньев, планирование и задач финансов, а также системы управления финансами в РФ.
В соответствии с этим предполагается решение следующих задач:
анализ  законодательства, связанного с финансовыми  правоотношениями;
определение финансовой системы;
структура финансовой системы;
дать  характеристику управления финансовой системе РФ.
Объектом  исследования работы - финансовые отношения в государстве.
Предметом исследования работы является финансовая система РФ, ее сферы и звенья.
При выполнении курсовой работы применены следующие  методы: монографический, анализ материалов по теме, анализ, синтез и наблюдение. Курсовая работа состоит введения, трех вопросов, заключения, библиографического списка литературы, 3 приложений, 3 рисунков, 21 источника используемой литературы, 41 страниц машинописного текста.
 

1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ
Финансовая  система - это совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.
Поскольку финансы являются носителями распределительных  отношений, то это распределение  происходит, прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому  в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
1) общегосударственные  финансы;
2) финансы  предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов);
3) кредитно  - банковскую систему;
4) фондовый  рынок;
5) система  государственных финансовых органов.
Звенья  первой сферы - относятся централизованные финансы (общегосударственные финансы) используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.
Звенья  второй сферы - относятся децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих субъектов) поскольку именно в этой сфере формируются преобладающая доля финансовых ресурсов. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Кредитно  - банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны. К финансовой системе страны относятся государственные финансовые институты (организации, учреждения), осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность.
Разграничение финансовой системы на отдельные  сферы и звенья обусловлено особенностями  функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и  использования фондов денежных средств  и, следовательно, особой ролью в финансовой системе. Состав и классификация финансовой системы РФ по сферам и звеньям приведены на рисунке (см. Приложение).
Общегосударственные финансы.
Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования.
Государственная бюджетная система.
В Бюджетном  кодексе РФ бюджетная система  определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетная система РФ также включает три  уровня: (1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; (2) бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов; (3) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и принимаются в форме федеральных  законов. Бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым ее парламентом как закон. Через бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, укрепление обороны страны и содержания органов государственной власти и управления с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влияет на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Государственное регулирование экономики может  существенно сократить расходы  бюджета, изменить их состав и структуру.
За счет государственного бюджета и правительственных внебюджетных фондов осуществляется финансирование материального производства и непроизводственной сферы, а также предприятий и учреждений социально - культурного назначения.
Расходы бюджета на социально - культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономического значения, т.к представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Т.о., структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
Внебюджетные  фонды.
Их насчитывается  более 20, в том числе 4 социальных, остальные - фонды производственного  назначения. Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Внебюджетные  фонды подразделяются на фонды социального  и экономического назначения начиная  с 20в. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с  бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается "слабый контроль за использованием средств этих фондов". Следует иметь в виду, что во всех развитых странах мира в последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.
Внебюджетные  фонды предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.
К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд социального  страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, Фонды занятости населения.
Доходы  этих фондов формируются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и  организаций, за исключением Пенсионного  фонда РФ, Государственного фонда  социального страхования и Обязательных фондов медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Финансирование этих фондов осуществляется путем оплаты предприятиями и организациями единого социального налога, дифференцированного согласно устанавливаемым государственным нормативам.
Органом государственной власти субъектов  РФ рекомендовано консолидировать  в бюджетах национально - государственных  и административно - территориальных  образований аналогичные региональные внебюджетные фонды.
Государственный кредит.
Государственный кредит представляет собой аккумулированные государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций  и населения на началах возвратности, платности и срочности для  финансирования государственных расходов.
Государственные кредиты выдаются социально ориентированным  производствам, обеспечивающим высокий  уровень рентабельности. Государственные  гарантии предоставляются предприятиям и предпринимателям для реализации высокорентабельных инвестиционных проектов.
Дополнительные  финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Данная форма кредита  позволяет заемщику направлять заемные  финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без денежной эмиссии. Т.о. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.
На общегосударственном  уровне государственные займы не являются целевыми, тогда как местные  органы власти могут использовать мобилизованные таким образом средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культуры, просвещения, жилища и др.
По сроку  привлечения средств займы делятся  на: краткосрочные (до года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Размер  государственного займа включается в сумму государственного долга  страны. Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентам на определенную дату или за определенный срок.
Государственный долг страны бывает внутренним и внешним.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед  юридическими и физическими лицами. Долговыми обязательствами государства являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг - это задолженность  по непогашенным внешним займам и  выплаченным по ним процентам.
Внешний долг состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание  государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств их погашению  и выплате по ним процентов. Эти  функции осуществляет Центральный  Банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производится за счет республиканского бюджета РФ.
Огромный  государственный долг РФ, как внутренний, так и внешний, отражает экономический  и финансовый кризис в стране. В  этих условиях РФ использовала рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль  за состоянием государственного внутреннего  и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается  на Счетную палату РФ.
Фонды страхования.
Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.
В связи  с развитием рыночных отношений  в нашей стране появилась возможность  отказаться от монополии государства  в страховом деле. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.
Страхование в условиях рыночной экономики все  больше становится сферой коммерческой деятельности, но некоторые страховые компании пока еще не имеют четкой специализации по различным направлениям страхования. Страхование объединяет большое количество отношений и делится на социальное, медицинское, личное, имущественное, страхование ответственности и предпринимательских рисков.
Финансы организаций и предприятий.
Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные общества, частные, арендные и др.) составляют основу финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, юридическими лицами, созданными в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.
Т.о., в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:
Коммерческие  организации.
Коммерческими организациями согласно ст.50 ГК РФ являются те юридические лица, которые последуют, извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  производственных кооперативов, хозяйственных  товариществ и обществ, государственных предприятий, муниципальных унитарных предприятий.
Особое  значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе  развитых стран мира имеют финансы  финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего на инвестиционные цели.
Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых  платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем  больше доходы населения, тем выше его  спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.
Некоммерческие  организации.
Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью  извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст.50 ГК РФ).
Некоммерческие  организации могут быть созданы  в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов и в других формах, предусмотренных законом.
Государственные и муниципальные предприятия.
Государственное предприятие основано на государственной  собственности, ведет свою деятельность на основе коммерческого расчета.
Унитарными  предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником имущество. Оно осуществляет свою деятельность на базе чужой собственности (государственной или муниципальной).
Эти предприятия  образуются по решению уполномоченного  на то государственного органа или  органа местного самоуправления.
Кредитно-банковская система.
Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные операции. Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства.
В центре кредитной системы на первом уровне находится государственный Центральный  банк, играющий важную роль в макроэкономическом регулировании финансовых денежных отношений в стране.
Центральный банк - это эмиссионный банк. Он не обслуживает предприятия и организации. Его деятельность связана с организацией денежного обращения в стране. Он осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег, аккумулирует и хранит кассовые резервы денежных знаков, золотовалютные резервы государства. Его клиентами являются кредитные учреждения второго уровня банковской системы - банки и небанковские учреждения.
На втором уровне банковской системы находятся  коммерческие банки, которые призваны обслуживать предприятия и организации всех форм собственности. Они осуществляют посреднические операции, обслуживают расчеты и платежный оборот между предприятиями и организациями, между предприятиями и государственными органами, производят кредитные, фондовые и иные банковские операции.
В настоящее  время Сберегательный банк России является универсальным банком, поскольку  предлагает на рынке все возможные  виды банковских услуг. Основной целью  банка является привлечение денежных средств от физических и юридических  лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами. Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию). Вместе с тем его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Банки, в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, действует в сфере обмена, а не производства. Это обстоятельство дало основание считать, что банк - это торговое предприятие. Банки, действительно, как бы покупают ресурсы, продают их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих продавцов, хранилища, особый товарный запас, их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. Банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особое поступление финансовых ресурсов, временно предоставленных одним и требующимся другим. Особенность ситуации в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях на конкретный срок под % отдавать ее другому контрагенту - заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. В современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным.
Фондовый  рынок.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно - функциональной спецификой. Формирование этого рынка в России тесно связано с реализацией программы приватизации и выпуска в большом объеме приватизационных чеков, а затем и акций вновь созданных акционерных обществ.
Различают первичный и вторичный фондовый рынок. К первичному фондовому рынку  относятся размещение ценных бумаг их эмитентами при выпуске. Последующие операции по купле - продаже ценных бумаг осуществляется на вторичном рынке.
На фондовом рынке действуют два сегмента: биржевой и внебиржевой. К биржевому  рынку относятся операции с ценными  бумагами на фондовых биржах, фондовых отделах товарных валютных бирж. Операции, осуществляемые банками, инвестиционными компаниями и др., образуют внебиржевой сегмент. В качестве посредников на фондовых рынках выступают инвестиционные фонды, инвестиционные компании и т.д. Ценные бумаги фиксируют право собственности на капитал в денежной и вещественной формах. С помощью ценных бумаг собственность государства может быть превращена в собственность акционерных обществ, т.е. широкого слоя населения - частных собственников. Рынок ценных бумаг и система финансовых институтов - это сфера, в которой формируются финансовые источники роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы. Сущность ценных бумаг проявляется в переуступке долгового обязательства и документального оформления, имущественных прав на отдельные виды ресурсов (недвижимость, землю, товары, деньги и т.д.), в силу чего эти товары могут отделяться от реальных объектов собственности и существовать самостоятельно в виде ценных бумаг.
Система государственных финансовых органов.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные  и исполнительные органы, которые  наделены соответствующей компетенцией. Согласно Конституции РФ (ст.94, 95) высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации Так, в системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ.
В условиях перехода к рынку усложнение финансовой деятельности государства появился ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем, наделенных определенными функциями. К ним относятся: Федеральное  казначейство, государственная налоговая служба, Счетная палата и др. Федеральное казначейство состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений Федерального казначейства. На государственную налоговую службу возложено осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Для осуществления контрольных функций Федеральное Собрание РФ образовало Счетную палату. Она не зависима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному Собранию РФ.
Финансовые  системы возникли с зарождением  классового общества и развивались  как часть политической, социальной экономической системы государства. Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельность финансы являются одним из инструментов социального менеджмента. Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов.
 

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ  И ЕГО ЗАДАЧИ
Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.
Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.
В ходе планирования финансовых ресурсов и  финансовой деятельности устанавливаются  параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.
В этой связи финансовое планирование можно  рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.
Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства. [14]
Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.
Цель  финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ – финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.
Финансовый  план – это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период. [11]
Финансовые  планы служат инструментом экономической  проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.
Вместе  с тем в условиях динамично  развивающейся рыночной экономики  в отдельные конкретные периоды  на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.
Задачи, решаемые в процессе финансового  планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.
К основным задачам финансового планирования можно отнести:
1) определение  объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
2) определение  объема и направлений использования  финансовых ресурсов, установление  приоритетов в расходовании средств;
3) обеспечение  сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
4) создание  условий для укрепления устойчивости  организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной  власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5) определение  экономически обоснованного размера  финансовых резервов, что позволяет  предупреждать возникновение диспропорций  при переходе от перспективного  к текущему планированию, от прогнозов  – к планам, а также маневрировать ресурсами. [13]
Сводный баланс – обобщающий баланс, балансовый отчет, объединяющий частные балансы по отдельным видам затрат, ресурсов, источников доходов и расходов. Например, сводный финансовый баланс государства. Сводный финансовый баланс Российской Федерации – документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.
Сводный финансовый баланс Российской Федерации  составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Порядок разработки сводного финансового баланса  Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Финансовое  планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
Среди многообразия форм воздействия государства  на экономику особое место занимает финансовое планирование. Планирование вместе с предшествующим, дополняющим и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом представляет составную часть управления экономикой. Оно может применятся на общегосударственном уровне, на уровне отраслей и регионов, отдельных сфер экономики, предприятий, компаний, фирм. В широком смысле слова планирование есть предопределение будущего, построение активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установление путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий. Планы практически всегда ориентированы на определенные цели, на решение задач, стоящих перед экономикой, что находит отражение в показателях плана. Планы теснейшим образом связаны со временем, так как они разрабатываются на определенный период, именуемым плановым периодом. В масштабах экономики в целом наиболее распространенно годовое планирование. Наблюдаются попытки планирования экономики на десяти-двадцатилетний период, но это уже планы прогнозы, так как неопределенность будущих условий функционирования экономики не позволяет предопределять её картину через столь значимое время.
В любой  стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.
 

3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
3.1 Сущность  и методы управления финансами
Управление  присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под  управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Важной  областью управленческой деятельности является управление финансами. Его  осуществляет специальный аппарат  с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты  и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные  виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношений  по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.
Субъекты  управления используют в каждой сфере  и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование  занимает одно из важнейших мест в  системе управления финансами. При  планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние  финансов, вскрывает возможности  увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с елью улучшения хозяйственной деятельности.
Контроль  как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить  фактические результаты по использованию  финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.
Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование выражается в определении  финансовых ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.
При обработке  управленческих решений финансового  характера как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических  и юридических законов, результаты экономического анализа как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах.
В нашей  стране в условиях экономических  преобразований неоправданно недооценивается  накопленный ранее опыт управления финансами, положительно влиявший на экономику  в прошлом. В управлении почти не находят должного применения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные нормативы амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и другие. Слабо развиваются формы государственного кредита, игнорируется применение субвенций целевых дотаций из бюджета. Финансово-экономический кризис 2009 года потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы.
Приоритетными задачами экономической политики, направленными  на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий для развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем.
Для реализации указанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов и внесений изменений и дополнений в действующие в целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления, повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высокодотационных субъектов РФ - кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора.
Субъекты  управления используют в каждой сфере  и в каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Конкретными методами и формами управления финансами  служат:
финансовое  планирование;
прогнозирование;
программирование;
финансовое  регулирование;
оперативное управление;
финансовый  контроль;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.