На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные задачи стратегического менеджмента

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
При правительстве  Москвы
С у р  г у т с к и й   ф  и л и а л 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  
 
 

  Дисциплина: «Стратегический менеджмент» 

  Тема: «Основные задачи стратегического менеджмента » 
 

                                                                   
                 Выполнил: Кулакова О. Т.  

                                                   Специальность: «Менеджмент организации»  

Группа: 83- Мен. 

                  Зачетная книжка №  241/08 

                 Проверил  - к.э.н., профессор
             Варна Татьяна Павловна  
                                                        
                          
                        Дата: «__»__________2011 г. 

                      Оценка:_______________ 
 

г. Сургут, 2011 г.
 
 
 
Оглавление. 
 

    Введение…………………………….....…………………………………….........3
    Введение в стратегический менеджмент.……………………………..........5
    Модель стратегического менеджмента…..…………………………............8
    Сущность и основные понятия стратегического менеджмента.................13
    Стратегические цели и стратегии организации…………………..……….17
    Сущность и преимущества стратегического управления …………..........19
    Обеспечение конкурентоспособности организации ………………...........22
    Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.………..   32
    Заключение…………………………………………………………………..36
    Список используемой литературы…………………………………………39

      Введение

      Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.

      Многие  предприятия напоминают временные структуры, не обладающие необходимым запасом интеллектуальной, организационной, экономической, производственной «прочности», позволяющей провести в случае необходимости эффективное обновление. Развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий, т.е. стратегическому менеджменту.

      По  данным Ассоциации консультантов  по экономике и  управлению (АКЭУ) можно  выделить три уровня проблем, стоящих перед руководителями предприятий. На первом уровне руководители объясняют существование проблем либо неблагоприятными условиями внешней среды, либо недостатками внутренней среды предприятий. Второй уровень понимания руководителями проблем объясняет их существование в основном отсутствием перспективного видения, обусловленного плохим знанием рынка, факторов, определяющих конкурентные преимущества предприятия, недостаточным уровнем квалификации и т.п. И, наконец, третий уровень понимания сути проблем включает тех руководителей, которые видят их истоки в недостаточном знании и умении мотивировать работников, разрабатывать стратегии развития предприятия, выбирать эффективные способы повышения инновационного потенциала, использовать результаты маркетинговых исследований. Различный уровень понимания сути проблем отражает представление руководителей о сложности управления организацией и их возможностях. Попытки некоторых из них управлять сложной организацией как простой из-за слабого знания современных методов руководства и организационных структур, неумения определять стратегию ценообразования и поведения предприятия на рынке - оборачивается на практике потерями, истинную величину которых трудно представить. В самом деле, если потенциальные возможности страны по наличию природных ресурсов, идей, производственных мощностей и образованию людей оцениваются экспертами как выше средних в мире, то конечные результаты деятельности, которые определяются действующей системой управления, вряд ли устроят кого-либо из нас.

      Актуальность  исследования заключается  в изучении и рассмотрении современных инструментов и методов стратегического  маркетинга с возможностью последующего применения их на практике.

      Цель  исследования:

      Определить  инструменты и  методы для всех составляющих стратегического маркетинга, анализа, прогнозирования, управления и других.

      Задачи  исследования:
      определить сущность и задачи стратегического менеджмента;
      определить и изучить инструменты, применяемые в стратегическом менеджменте;
      изучить методы, применяемые в стратегическом менеджменте;
      описать миссию организации и способы формирования целей;
      описать и изучить различные способы разработки стратегии организации;
      сделать выводы.
 
 
 
 
1. Введение в стратегический  менеджмент. 

     Термин  «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке I960— 1970-х гг., чтобы обозначить разницу между текущим оперативным и тактическим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне и направленным на выживаемость в условиях острой конкуренции.
     Разработка  идей стратегического управления нашла  отражение в работах таких  авторов, как О.С. ВиханскиЙ, И. Ансофф, Р. Акофф.
     Необходимо  отметить, что основополагающей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому (1980-е гг.), стала идея о необходимости переноса внимания топ-менеджеров организации на анализ внешнего окружения для своевременного реагирования на происходящие в нем изменения.
     Стратегическое  управление можно рассматривать  как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1.1.
     Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы, а также и для выработки стратегий действий, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей.
Анализ  среды предполагает изучение трех составных  частей:
    макроокружения;
    непосредственного окружения;
    внутренней среды.
   Анализ  макроокружения включает в себя изучение влияния следующих компонентов среды:
    состояние экономики;
    правовое регулирование и управление;
    политические процессы;
 

Рис. 1. Структура модели стратегического управления 
 

    природная среда и ресурсы;
    социальная и культурная среда;
    научно-техническое и технологическое развитие общества; »  инфраструктура и т. п.
    Непосредственное  окружение необходимо анализировать  по следующим основным компонентам:
      покупатели;
      поставщики;
      конкуренты;
      рынок рабочей силы.
     По  результатам анализа внутренней среды определяют внутренние аспекты  существования фирмы, ее предназначение. Далее осуществляют подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей.
Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. Зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.
  После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.
       Выполнение стратегии является  ответственным процессом, так как в случае ею успешного осуществления фирма достигает поставленные цели.
     Очень часто фирмы оказываются не в  состоянии осуществить выбранную  стратегию вследствие неверно проведенного анализа и неверно сделанных  выводов, либо потому, что произошли предвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал в реализацию стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.
     Оценка  и контроль выполнения стратегий  — последние процессы, осуществляемые в стратегическом управлении и обеспечивающие устойчивую обратную связь между  тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. Основными задачами любого контроля являются следующие:
    определение объектов и показателей контроля;
    осуществление контроля объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
    выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенного контроля;
    осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
   В случае контроля выполнения стратегий  эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как при стратегическом контроле не определяют правильность выполнения стратегического плана, правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций.
   Цель  стратегического контроля — определение  возможности дальнейшей реализации принятых стратегий и достижения поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.
2. Модель стратегического  менеджмента.
     Стратегический  менеджмент как сложная подсистема обшей системы управления имеет  особое модельное построение. Непосредственное модельное представление стратегического менеджмента основано на первичном представлении о стратегическом мышлении. Существует три вида стратегического мышления (рис. 2).
     Не  важно, насколько трудной и беспрецедентной  является проблема, прорыв к лучшему из возможных ее решений достигается только через сочетание рационального анализа конкретного объекта как метода существуют ней природы вещей и новой идеальной модели объекта как воображаемой реинтеграции всех его различных составляющих. Выйти на такое решение можно только посредством использования силы нелинейного мышления. Это наиболее эффективный подход для стратега, нацеленного на успешную конкуренцию на арене рынка, как на поле битвы.
     Модель, которая показана на рис. 1, не хуже и  не лучше других моделей, но при этом к ее достоинствам можно отнести следующие: во-первых, она синтезирует результаты других моделей; во-вторых, при достаточно содержательной полноте она относительно проста; в-третьих, именно данная модель широко используется на практике. Эта модель наглядно показывает, что стратегический менеджмент представляет собой замкнутый управленческий процесс с обязательной и существенно значимой обратной связью.
     Из  рис. 1 можно также увидеть, что  стратегическое управление является циклической продуктивной деятельностью, имеющей свою собственную достаточно сложную структуру и несколько направлений внутренней специализации. Приведенная на рис. 1 модель включает в себя восемь этапов стратегического менеджмента конкретной организации, которые представляют собой следующую пошаговую процедуру действия практически универсального замкнутого стратегического никла:
    проведение диагностики внешней среды организации (системного анализа ресурсных возможностей организации);
    системный стратегический анализ конкретной ситуации по конкретной ситуации;
    установление миссии организации, ее «дерева стратегических целей» и системных стратегических целевых приоритетов;
    разработка и(или) выбор стратегии основных подсистем организации (стратегий отдельных бизнесов, структурных подразделений и т.д.);

Рис. 2. Три вида стратегического мышления 

    установление  полной системы стратегических приоритетов, 
    т.е. не только целевых, но и приоритетов по всем ключевым 
    материальным ресурсам, временных приоритетов, приоритетов в работе персонала, финансовых приоритетов и т.д.;

    сведение всех стратегий отдельных подсистем организации в единую общую стратегию. Доработка общей стратегии до уровня целостности и всесторонней программы действий организации на заданную стратегическую перспективу;
    реализация общей стратегии через систему стратегических указаний, а также посредством общей тактической программы организации (т.е. системы адекватных тактических бизнес-планов и оперативных управленческих решений);
    стратегический контроллинг в качестве комплексной координации как всех процессов, так и всех элементов стратегии 
    организации.

В соответствии с моделью, представленной на рис. 1, выделяют три типа (фазы) стратегического цикла организации:
    стратегический анализ;
    разработка стратегии;
    реализация стратегии.
   Особо необходимо отметить, что рассматриваемая  модель характеризует стратегическое управление организации и как органическую систему.
В органической системе все элементы взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и взаимозависимы. При этом изменение какого-либо отдельного элемента вызывает определенную цепную реакцию по всей системе в целом.
     В рамках данной модели:
    стратегический менеджмент представляется в качестве непрерывного и достаточно динамичного процесса;
    высокопрофессиональная и рационально-специализированная управленческая деятельность определенным образом распределена по всей структуре организации.
   При этом необходимо отметить, что данная модель для стратегического правления конкретной организацией позволяет обеспечить необходимую адекватность и гибкость. Относительно гибкая системная и качественно-адекватная стратегия организации, в конечном счете, проявляется в высокой тактической эффективности бизнеса. Такой эффект должен достигаться при самых различных изменениях внешней среды организации.
   Модель, представленная на рис. 1, — это модель стратегического менеджмента, которую создает конкретная организация, чтобы осуществить эффективные стратегические изменения.
   Суть  стратегического аспекта в управлении развития конкретной организации — обеспечение эффективной адаптации организации к изменениям ее внешней среды.
   Стратегическое  управление является особой подсистемой общей системы менеджмента организации. В каждой из парадигм менеджмента существует своя концепция стратегического управления:
      стратегическое планирование;
      концепция стратегического менеджмента первого этапа;
      концепция стратегического менеджмента второго этапа, Стратегический менеджмент играет основную роль в обеспечении
конкурентоспособности организации в долгосрочной перспективе. Анализ конкуренции в любой отрасли бизнеса производится к соответствии с моделью «Пять сил Потера».
     Содержание  модели «Пять сил Потера» заключается  в следующем. Конкретная ситуация с  конкуренцией в отрасли для конкретной организации определяется ситуационным соотношением пяти конкурентоспособных сил. Поэтому общая стратегия организации должна предусматривать это противодействие, как каждой отдельной конкурентоспособной силе, так и их сочетанию. Каждая организация побеждает в конкурентной борьбе и добивается на рынке успеха, в конечном счете, посредством своих конкурентных преимуществ. Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно реализуется, объединяет понятие базовой конкурентной стратегии.
Организация по каждому выпускаемому продукту в  конкретной бизнес-позиции должна выбирать и осуществлять только одну из четырех  возможных базовых конкурентных стратегий. Организация должна стремиться обеспечить себе как можно больше преимуществ во всех звеньях цепочки стоимости, а также различных элементов всей системы стоимости.
     Стратегическое  управление организации должно синтезировать  менеджмент-подход. Менеджмент — это  искусство и опыт удачной управленческой практики. Потенциально эффективная  стратегия любой конкретной организации должна удовлетворять следующим требованиям:
    ментальная привлекательность;
    ситуационность;
    будущая неопределенность как стратегическая возможность;
    гибкая адекватность.
   Существенные  изменения внешней рыночной среды  для конкретной организации — это объективная закономерность появления новой теории модели управления, которая предопределяет практический переход многих компаний от стратегического планирования к стратегическому управлению. При таком переходе в теории и практике менеджмента произошла смена ключевого ментального принципа: вместо мышления только от прошлого в будущее перешли к мышлению от будущего к настоящему и обратно.
Стратегический  менеджмент применительно к бизнесу  означает способность увидеть его  будущую идеальную модель, а значит, и новую измененную конфигурацию действительности, соответствующей конкретной организации.
     Трансформация организации из нынешнего состояния  в се будущее состояние, которое соответствует стратегическому управлению и стратегическому видению образа будущего бизнес-успеха, осуществляется посредством той или иной модели стратегического менеджмента.
     Модель  представляет стратегический менеджмент как органическую систему, состоящую из определенных элементов и процессов, а также как комплекс продуктивного управления деятельностью предприятия с особой структурой специализирующихся направлений. 

3. Сущность и основные  понятия стратегического менеджмента.
     Развитие  теории менеджмента прошло определенную эволюцию (рис. 3).
     Теория  стратегического менеджмента должна отвечать следующим требованиям.
     На  практике теория стратегического менеджмента  должна дать исчерпывающие ответы на три основных вопроса:
    Каковы стратегические и тактические цели рассматриваемой организации?
    Каковы существующая и будущая миссия вашего бизнеса?
    Что необходимо сделать для обеспечения достижения постав 
    ленных целей?

Основными элементами системы стратегического  менеджмента должны быть:
    анализ внешней среды организации;
    внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон 
    организации);

    определение миссии и целей («дерево целей» организации);
    разработка, оценка и выбор альтернативной стратегии для конкретной подсистемы организации;
    разработка и развертывание корпоративной стратегии как 
    программы конкретных действий;

    реализация стратегии;
    оценка результата и обратные связи.
   На  рис. 3 показана эволюция теории менеджмента  как особого вида профессиональной деятельности, который и в теоретическом, и в практическом своем развитии проходит три этана совершенствования:
    административный менеджмент;
    менеджмент по целям
3-й  уровень Менеджмент  обучения Стратегический  Менеджмент
 второго  этапа 
2й  уровень  Менеджмент  по целям 
Стратегический  менеджмент 
первого  этапа
1-й  уровень  
 
 
Административный менеджмент  
Стратегическое  планирование
Начальный уровень 

Рис. 3 Эволюция теории менеджмента 

    менеджмент  обучения.
Основные  характеристики административного  менеджмента:
    внешняя среда — стабильная;
    продукт — простой, стандартизированный;
    рынок — массовый;
    характер труда — однообразный, простой;
    власть — централизованная;
    организационная структура — иерархия;
    условный символ — пирамида;
    отношение к будущему — я контролирую будущее, будущее
достаточно  известно и допускает экстраполяцию  прошлого.
Концепция стратегического планирования:
    способ обеспечения качества — строгий контроль;
    эффективный тип поведения — «чел о век-винтик»;
    эффективный тип менеджмента — авторитарный, технократический руководитель;
    корпоративная культура — нормативно-манипуляционная, 
    низко адаптированная;

    терминология — все под контролем, ситуация подконтрольна;
      базовый способ реализации власти — прямое указание или инструкция, закрепленная приказом.
    Основные  характеристики менеджмента  по целям:
      внешняя среда — меняющаяся;
      продукт — относительно сложно стандартизирован; 
      рынок — массовый, сегментированный; 

      взаимоотношения с потребителем — развитые обратные 
      связи;

      характер труда — сложный, нетворческий; власть — децентрализованная;
      организационная структура — неравномерная иерархия;
      символ — матрица;
      отношение к будущему — будущее в принципе не контролируется.
Концепция стратегического менеджмента:
    способ обеспечения качества — строгий контроль в сочетании 
    с манипуляционным подходом;

      эффективный тип поведения — человек-манипулятор;
    эффективный тип менеджера — лидер, способный увидеть будущий образ и сформулировать его в виде конкретных и ясных целей;
    корпоративная культура — нормативно-процедурная адаптация;
    терминология — совместное решение проблем, пересмотр ситуаций;
    базовый способ реализации власти — процедура или механизм, закрепленный приказом.
Основные  характеристики менеджмента  обучения:
    внешняя среда — турбулентная;
    продукт — сложный, сделанный для конкретного клиента;
    рынок — быстро заполняемый внутри сегментов; «   взаимоотношения с потребителем — партнерство;
    характер труда — сложный, творческий; »  власть — распределительная;
    символ власти — сеть;
    образ — обучающаяся организация, интеллектуальный организм;
    отношение к будущему — будущее не определено в принципе, и в этом состоит источник развития.
    Концепция стратегического менеджмента:
    способ обеспечения качества — технологии, основанный на включении персонала в изменение способа функционирования;
    эффективный тин поведения и взаимодействия — человек- 
    партнер;

    эффективный тип менеджмента — тренер, заботившийся о достижениях своей команды или сотрудников;
    корпоративная культура — высоко адаптивная, партнерская, созидательная;
    терминология — стратегическое видение, системный подход, 
    источники неопределенности, ключевая компетентность, 
    эффективный коммуникационный способ;

    базовый способ реализации власти — процедура или партнерство, закрепленные в договоре.
   В ближайшее время процветать будут  только те организации, руководители которых  поняли, как заинтересовать и обязать сотрудников всех уровней самосовершенствоваться и как постоянно развивать способности сотрудников к самообучению. Способность учится быстрее, чем конкуренты, может быть единственно достойным поддерживаемым конкурентным преимуществом. Быть лидером — значит быть первым, быть первым — учиться быстрее, изменяться быстрее. Если изменения и обучение не начинаются наверху, они не начинаются вообще, а если они не начинаются, можно назвать себя лидером, но не быть им.
4. Стратегические цели  и стратегии организации
Стратегическая  модель организации должна отвечать следующим исходным определениям.
Определение 1. Система менеджмента коммерческой организации — это система, специализирующаяся на передовых научных подходах и проверенных практических методах.
     Профессиональная  деятельность организации предназначена для осуществления конкурентными способами эффективного процесса обеспечения, принятия и реализации управленческих решений.
Системный менеджмент — это главное средство разработки и практического осуществления общей долгосрочной программы развития организации и реализации ее общей корпоративной стратегии.
     Каждая  цель системного менеджмента — это  выполнение миссии и достижение бизнес-успеха коммерческой организации.
Система менеджмента представляет собой совокупность стратегического менеджмента и тактического менеджмента.
Определение 2. Миссия — главная цель организации, четко выражает основную причину существования организации. По тому, как организация формулирует свою миссию, можно понять, насколько ясна се стратегия.
Определение 3. Стратегия субъекта рыночных отношений — деловая концепция функционирования и(или) развития такого субъекта (организации) на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде системы важных управленческих решений и программ, адекватных конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить субъекту конкурентное преимущество.
     Ключевым  решением для корпоративной стратегии, включая ее окончательный выбор, являются предпринимаемые управленческие решения, основанные на синтезе трех главных факторов:
      объективная систематизация обоснования по всем^сновным аспектам стратегии (маркетинг, анализ производственных возможностей, оценка финансовых возможностей и т.д.);
      здравый смысл менеджера и специально принимаемые ключевые стратегические решения;
      искусство менеджера использовать интуицию, деловую хватку, умение добиться успеха и т. п.
      Наиболее важное направление корпоративной  стратегии определяется на основе ответа на вопрос: «Как вести конкурентную борьбу?» Решающий элемент корпоративной стратегии — целевая ориентация всего комплекса ресурсов организации. По критериям конкурентоспособности общая стратегия данной организации сводится к системе ее конкурентных преимуществ. При этом ключевая или сущностная компетенция, заключающаяся как в общей стратегии, так и в соответствующей обшей программе развития, сводится к знаниям и практическим навыкам организации по созданию и реализации своих конкурентных преимуществ.
Определение 4. Стратегический менеджмент — подсистема менеджмента организации, который управляет всем комплексом конкретных работ по профессиональному циклу деятельности, стратегическому анализу, развитию, реализации и контролю общей стратегии организации.
Определение 5. Конкурентные преимущества — это характерные свойства продукта (товара), которые до производства и (или) реализации данного продукта (товара) обеспечивают организации определенное превосходство над ее конкурентами.
Характеристики  свойств могут быть самыми различными и относиться как к самому продукту, так и к дополнительным услугам, а также к формам организации снабжения и сбыта, специфичным для организации.
Конкурентные  преимущества подразделяют на два вида:
    более низкие издержки;
    дифференциация продукта.
   Низкие  издержки отражают способность организации разрабатывать, выпускать и продавать сопоставимый с другими продукт (товар) с меньшими затратами, чем конкуренты.
   Дифференциация  — способность обеспечивать покупателя уникальными продуктами и (или) продуктами, обладающими большей ценностью в виде нового качества, а также особенными потребительскими свойствами или послепродажным обслуживанием продуктов.
   Любая потенциально эффективная корпоративная  стратегия и соответствующее  стратегическое управление должны уделять  достаточно внимания обоим типам конкурентных преимуществ.
   Реальные  конкурентные преимущества достигаются  благодаря тому, как организация  практически осуществляет отдельные  виды конкурентной деятельности и всю  совокупность их в целом.
5. Сущность и преимущества стратегического управления
     Для определения сущности понятия «стратегическое управление организации необходимо уточнить основные базовые понятия.
Рассмотрим  первое базовое понятие — «организация». У каждого из нас есть свое понятие  организации. Основными составляющими любой организации являются люди, работающие в данной организации, а также задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение организацию для решения стоящих перед ней задач. На этом основании организацию можно определить как систематизированное сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей.
     В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ)* даны определения  понятий «юридическое лицо» (ст. 48), «коммерческая организация», «некоммерческая организация» (ст. 50).
     Вторым  важным базовым понятием является управление. Термины «управление» и «менеджмент» — синонимы.
     Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир.
     На  входе организация получает ресурсы  из внешней среды, на выходе она отдает созданный ею продукт, поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех процессов:
    получение сырья или ресурсов из внешней среды;
    изготовление продукта;
    передача продукта во внешнюю среду.
   Ключевая  роль в организации — поддержание  баланса между этими процессами, а также мобилизация ресурсов на их осуществление — принадлежит менеджменту.
Третье  базовое понятие — развитие организации. Все многообразие факторов, обусловливающих развитие, можно подразделить:
    на внешние факторы (факторы развития, находятся за пределами данной организации);
    внутренние факторы (находятся внутри организации). 
    Учитывая ранее предложенную информацию по поводу стратегического аспекта, отметим следующее. Стратегический аспект связан 
    с внешними факторами развития организации. Стратегия отличается от тактики и оперативных моментов управления относительной 
    долгосрочностью планирования развития организации. При этом 
    относительность означает не только существующую продолжительность стратегического периода по сравнению с тактическим периодом 
    развития организации, но и то, что в конкретной организации такое соотношение имеет свою специфику. Следовательно, соотношение 
    стратегического и тактического периодов для данной конкретной 
    организации является относительным и в аспекте сравнения с другими организациями, и в разных конкретных ситуациях

                Таблица 1
      Сравнение характеристик тактического и стратегического  видов менеджмента 

Характеристика Тактический менеджмент Стратегический  менеджмент
Миссия, предназначение Производство товаров или услуг в целях получения дохода от их реализации Выживание организации  в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц
Объект  концентрации внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск путей для более эффективною использования ресурсов Взгляд вовне  организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отел ежи ванне изменений в окружении и адаптация к ним
Учет  фактора времени Ориентация  на краткосрочную и среднесрочную перспективу Ориентация  надолгосрочную перспективу
Основа  построения системы управления    Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология Люди, системы  информационною обеспечения, рынок
Подход  к управлению
персоналом
Взгляд на работников как на ресурс организации, на исполнителей отдельных работ и функций Взгляд на работников как на основу организации, главную  ценность и источник ее благополучия
Критерии  эффективности управления
Прибыльность  и рациональность использования производственного потенциала Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынкам необходимые изменения в зависимости от изменений окружения
 
     Четвертое базовое понятие определяет содержание реакции opганизации на внешние факторы, которые, так или иначе, задают стратегию ее развития.
Суть  такой, т.е. стратегической, реакции  системы управления организации  — это обеспечение эффективной  адаптации к изменениям внешнего окружения в увязке с адаптивностью и эффективностью. Почти очевидно, что стратегический аспект — это еще и особый, т. е. стратегический анализ вне среды организации. За анализом по логике управления следует подготовка проектов соответствующих стратегических решений, затем принятие стратегических решений, а далее — их реализация. Кроме того, как и положено, при хорошем менеджменте, осуществляется контроль за процессом и его результатом.
К дополнительным элементам стратегического анализа  управления развитием организации относятся:
    объективная необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе изменений внешней среды организации;
    разработка по данным анализа особого механизма принятия и реализации адекватных управленческих решений.
   Этот  механизм представляет собой основное содержание стратегического управления, как особенной, т.е. объективно обусловленной, специализированной и целевой подсистемы современного менеджмента организации.
   Дополнительные  характеристики стратегического управления развитием организации в сравнении  с тактическим управлением представлены в табл. 1. 

6. Обеспечение конкурентоспособности  организации
     Все коммерческие организации действуют в определенной рыночной среде. У всех организаций одна главная цель — получение прибыли.
Одним участникам рынка достижение указанной  цели в определенной степени удается, а другим — нет. Таковы реалии рынка.
     Конкурентоспособность — это способность коммерческой организации добиваться своих целей в условиях рынка, на котором действуют другие организации с аналогичными целями.
     Обычно  рассмотрение конкурентоспособности  организации начинается с анализа конкуренции в отрасли.
     Основоположником  анализа конкурентоспособности организации считается профессор Школы бизнеса Майкл Портер, который утверждает, что суть конкурентоспособности в любой отрасли бизнеса характеризуется взаимодействием пяти основных факторов (сил), которые представлены на рис.4.
      Угроза появления новых, конкурентов  
           
    Рыночная  сила поставщиков   Соперничество среди существующих конкурентов   Рыночная  сила покупателей
     
     
       
     
     
     
     
     
         
     
    Угроза появления  продуктов -заменителей
     
    Рис. 4. Пять основных факторов конкурентоспособности 

     Эту схему М.Портер описывал так: «Мощь  каждой из пяти действующих сил варьируется от отрасли к. отрасли и, в конечном счете, предопределяет долгосрочную прибыльность каждой отрасли».
     В отраслях, где действие сил складывается благоприятно, многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли на дополнительный капитал. В тех отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, только очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли.
     Пять  конкурентных сил определяют прибыльность отрасли, так как они влияют:
      на цепы, по которым фирмы могут платить за различные услуги;
      издержки, которые компаниям приходится нести;
      инвестиции, которые необходимы для того, чтобы конкурировать в этой отрасли.
     Общий потенциал прибыльности отрасли из-за угрозы появления в ней новых конкурентов снижается. Сильные поставщики и покупатели, которые умеют торговаться, отстаивая свои собственные интересы, снижают прибыльность организации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.