На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации
Нижнетагильский государственный  профессиональный колледж (НТГПК)
имени Н.А.Демидова 
 

            
                  Специальность 080107
                  «Налоги и налогообложение»
 
 
 
 
 
                         ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

Тема: «Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ»

  
 
 

Допустить к  защите       Консультант:
                                                            Брюханова Л.А. 

Зам директора  по УР       Руководил:
Сафонова Е.Г.        Брюханова Л.А. 

«___»______ 200_г.       Выполнил:
                                                            Кизилова О.А.
                                                                                               
                                               
 
                                                                 
                                                                        

Нижний  Тагил
2008
 

       Содержание 

    Введение 3
1   Социально-экономическое  значение государственных внебюджетных фондов 6
  1.1. Значение и  структура социальных внебюджетных фондов 6
2   Единый социальный налог как средство реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь 18
  2.1. Экономическая сущность единого социального налога 18
  2.2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному  налогу 21
  2.3. Ставки, порядок  и сроки уплаты налога 30
3   Практическое  исчисление единого социального  налога: проблемы, возникающие в  налоговом учете 41
  3.1. Оценка налоговой  нагрузки по единому социальному  налогу 41
  3.2. Проблемы исчисления единого социального налога индивидуальными предпринимателями 46
  3.3. Исчисление  единого социального налога юридическими лицами, применяющими две системы налогообложения 55
    Заключение 62
    Библиография 64
    Приложение  
 
 

Введение 

      Налоги  выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.
      Налоги, налоговая система, налогообложение  постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом  государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении.
      Идея  единого социального налога возникла достаточно давно. В 1998 г. МНС России предложило ввести для всех социальных внебюджетных фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета, анализа и контроля одному ведомству. Обосновывалось это тем, что плательщик социальных взносов должен был представлять отдельные формы отчетов для каждого фонда, а также производить уплату налоговых платежей в сроки, установленные тем или иным фондом. Многочисленные нормативные акты, вводимые фондами, создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления отсрочки по недоимкам
      1 января 2001 г. со вступлением в действие гл. 24 НК РФ страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды были заменены федеральным налогом. В период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в РФ он назывался «единый социальный налог (взнос)». С 1 января 2001 г. этот налог получил новое наименование – «единый социальный налог» (ЕСН).
      Теперь  в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все  предусмотренные законодательством  мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.
      Актуальность  проблемы заключается в том, что  введение ЕСН практически не упростило, а осложнило работу бухгалтерий организаций, так как налогоплательщики представляют формы отчетности не только во внебюджетные фонды, но и в налоговую инспекцию, и появились новые, дополнительные формы отчетности.
      С введением ЕСН был ликвидирован Фонд занятости населения, но и другие социальные внебюджетные фонды остались: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования. Для них устанавливается единая налоговая база – выплаты, начисленные в пользу работников.
      Цель  данной работы заключается в оценке налоговой нагрузки по единому социальному налогу индивидуальных предпринимателей и организаций.
      Исходя  из поставленной цели определим задачи:
      Определить значение и структуру внебюджетных фондов.
      Рассмотреть экономическую сущность единого социального налога.
      Проанализировать практическое исчисление единого социального налога индивидуальных предпринимателей и организаций.
      Объектом  исследования является экономическая  сущность и структура единого  социального налога.
      Предметом исследования выступает налоговая нагрузка по единому социальному налогу.
      Практическая  значимость данной работы состоит в  анализе и оценке практического  исчисления единого социального  налога индивидуальных предпринимателей и организаций.
      В первой главе рассматривается значение и структура социальных внебюджетных фондов.
      Во  второй главе раскрывается экономическая  сущность единого социального налога; порядок формирования налоговой база по единому социальному налогу.
      В третьей главе анализируется оценка налоговой нагрузки по единому социальному налогу; практическое исчисление единого социального налога индивидуальных предпринимателей и организаций.
      В данной работе применены следующие  методы исследования: сравнительный  анализ, экономико-статистический анализ, способы графических изображений.
      Для написания работы были использованы нормативно-правовые акты, такие как: Налоговый кодекс Российской Федерации; письмо Министерства финансов Российской Федерации, и учебно-методическая литература следующих авторов: Воробьева Е.В. «ЕСН 2007», Поляк Г.Б. «Финансы, денежное обращение, кредит», Кропивко М.Д «Учет, налогообложение, отчетность индивидуальных предпринимателей с учетом нового законодательства» и другие периодические издания, такие как: журналы «Финансы», «Налоги и платежи». 

 

       1. Социально-экономическое значение государственных внебюджетных фондов 

1.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов 

      Социальные  внебюджетные фонды впервые стали  создаваться в Российской Федерации  в период перехода к рыночной экономике  на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991 г1. В настоящее время в состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ, С 1993 по 2000 г. в Российской Федерации действовал Государственный фонд занятости населения, средства которого предназначались для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения, С 1 января 2001 г. этот фонд прекратил существование, В настоящее время расходы по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан, организации общественных работ, выплате пособий по безработице, содержанию органов службы занятости и т. п. осуществляются из бюджетов различных уровней, Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т. д. Специфика внебюджетных фондов определяется четким закреплением за ними доходных источников и, как правило, строго целевым использованием их средств.
      Таким образом, социальные внебюджетные фонды  являются относительно самостоятельными финансово-кредитными институтами  финансовой системы России. Эта самостоятельность  имеет свои особенности. Она существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, жестко регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
      Государственные внебюджетные фонды - это государственные  фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на2:
     • социальное обеспечение по возрасту;
     • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном' обеспечении;
     • социальное обеспечение в случае безработицы;
     • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
      Взносы  в социальные внебюджетные фонды с момента их создания имели обязательный характер, они были отнесены к числу первоочередных платежей и включались в себестоимость продукции (работ, услуг). Все годы существования внебюджетных фондов в РФ серьезную проблему представляли масштабы уклонения от уплаты этих платежей. Задолженность плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды имела хронический характер. Систематические нарушения финансовой дисциплины при уплате страховых взносов вели к увеличению числа территорий, нуждающихся в дотациях федерального правительства. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет (ст. 199 УК РФ).
      Серьезной причиной, не позволявшей эффективно использовать и контролировать поступление  и расходование средств внебюджетных фондов, в первую очередь Пенсионного  фонда, являлось то, что утверждение бюджетов фондов зачастую сильно запаздывало. Так, бюджеты Пенсионного фонда на 2000 и 2001 г. были утверждены только в августе этих лет, до июня 2002 г. не был утвержден бюджет Пенсионного фонда на 2002 г3.
      Неблагоприятная ситуация в государственных внебюджетных социальных фондах, сложившаяся в 1990-е гг., являлась, в том числе, следствием отсутствия прозрачности и серьезного контроля за поступлением и использованием их средств. В целях обеспечения стабильного и целевого расходования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, снижения задолженности организаций, финансируемых за счет федерального бюджета, в 1998 г. был принят Указ Президента РФ «O дополнительных мерах по снижению долгов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов»4. В соответствии с ним государственным внебюджетным фондам (кроме Пенсионного фонда) было запрещено привлечение заемных средств путем выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов.
      Положения о внебюджетных фондах предусматривают поступление в их бюджеты кроме обязательных взносов и доходов от инвестирования части временно свободных средств фондов в ликвидные государственные ценные бумаги. До экономического кризиса августа 1998 г. фонды должны были вкладывать в государственные бумаги не менее 70% свободных средств. Предложенная правительством схема была весьма продуктивна, и в период обращения на финансовом рынке ГКО не только давала немалую выгоду, но и существенно увеличивала финансовые риски фондов.
      С IV квартала 1999 г. правительство приступило к восстановлению рынка государственных ценных бумаг. Учитывая их невысокую ликвидность, оно пошло на некоторые изменения, а именно доля вложений внебюджетных фондов в государственные бумаги была снижена до 30% свободных средств. В настоящее время рынок государственных ценных бумаг разнообразием не отличается, но они остаются самым надежным источником для вложения средств. В соответствии с приказом Минфина РФ от 19.08.2004 г. № 68п «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций владельцами данных облигаций могут быть Пенсионный фонд РФ и: иные государственные внебюджетные фонды РФ - в случае если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги РФ предусмотрено законодательством РФ5.
      Пенсионный  фонд Российской Федерации - крупнейший из внебюджетных социальных фондов. Он введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением верховного Совета Российской Федерации  от 27.12.1991 г. № 2122-1. Бюджет Пенсионного  фонда сегодня в России - второй по величине после федерального6.
      Основной  источник доходов Пенсионного фонда  до 2001 г. - страховые взносы работодателей  и работающих. С 1 января 2001 г. обязательные страховые взносы работающих в размере 1% от всех видов заработков были отменены. Основными задачами Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством7.
      Доходами  бюджета Пенсионного фонда РФ являются: налоговые поступления сумм единого социального налога (ЕСН); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии; страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет фонда на выплату страховой II накопительной частей трудовой пенсии; недоимки, пени и иные финансовые санкции; неналоговые поступления; безвозмездные перечисления (субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ). До 1 января 2001 г. в доходы бюджета Пенсионного фонда РФ поступали также свободные средства Государственного фонда занятости населения РФ и средства, возмещаемые этим фондом по расходам на выплату «досрочных» пенсий безработным гражданам8.
      Средства  Пенсионного фонда направляются на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета фонда; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщиков и иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.
      Все годы существования Пенсионного  фонда наибольший удельный вес в  его расходах занимали выплаты государственных  пенсий и пособий. Наряду с ними осуществлялись целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета: пенсии и пособия военнослужащим и приравненных к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальные пенсии; выплаты социальных пособий на погребение; расходы на предоставление льгот по пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий.
      Согласно  Закону РФ «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 236-ФЗ, доходы фонда установлены в сумме 1 845 094 млн. руб., из них 1 725298,6 млн. руб., или 92,4%, в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, и по расходам в сумме 1 727799,99 млн. руб., из них 1 118871 млн. руб. в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий9. Для обеспечения финансовой устойчивости системы пенсионного страхования в среднесрочной и долгосрочной перспективах создается резерв, основой формирования которого является профицит бюджета Пенсионного фонда РФ. Однако в 2007 г. в связи с дефицитом бюджета фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, резерв бюджета фонда не создается.
      В СССР действовала распределительная  система пенсионного обеспечения, поэтому после создания Пенсионного фонда РФ основная тяжесть всех выплат лежала на нем. Пенсионный фонд был не способен в одиночку решить все проблемы обеспечения достойной старости россиян, поэтому усилия правительства были направлены на коренное реформирование пенсионной системы. В мае 1998 г. была утверждена про грамма пенсионной реформы, которая предусматривала переход от действовавшей распределительной и смешанной системе пенсионного обеспечения. Этому способствовала реализация Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 11.04.1996 г. № 27-ФЗ10. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в России предусматривала создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения, включающей в себя базовую (социальную) государственную пенсию, трудовую государственную пенсию и негосударственные пенсии.
      В целях реализации принятой программы  в Российской Федерации с 1 января 2002 г. установлены пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии и негосударственные пенсии11. На территории Российской Федерации введено обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является Пенсионный фонд РФ. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными лицами. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
     1. Лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические липа, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
     2. Индивидуальные предприниматели,  адвокаты, нотариусы, занимающиеся  частной практикой. 
      Обязательным  страховым обеспечением по обязательному  пенсионному страхованию являются:
     • страховая и накопительная части  трудовой пенсии по старости;
     • страховая и накопительная части  трудовой пенсии по инвалидности;
     • страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
     • социальное пособие на погребение умерших  пенсионеров, не работавших на день смерти.
      Финансирование  выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого  социального налога, зачисляемых  в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной  частей трудовой пенсии за счет страховых взносов по тарифам, установленным законодательством Российской Федерации. Застрахованные граждане вправе передать накопительную часть трудовой пенсии из Пенсионного фонда негосударственные пенсионные фонды. Тариф (размер) страхового взноса установлен исходя из вида страхователя и даты рождения застрахованного.
      Пенсии  по государственному пенсионному обеспечению  включают в себя следующие виды пенсий: за выслугу лет; по старости; по инвалидности; социальную.
      Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане. В случаях, предусмотренных законом, право на пенсию также имеют члены семей перечисленных выше граждан. Законом определены условия назначения и порядок определения размера государственных пенсий.
      В соответствии с законом установлены  следующие виды трудовых пенсий: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие не менее пяти лет страхового стажа. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением умышленного нанесения ущерба своему здоровью) и продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют право получать нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
      В соответствии с законодательством  размеры базовых частей трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца индексируются с учетом темпов роста инфляции, но не более чем на 9%. Размер страховой части трудовой пенсии индексируется исходя из уровня роста цен за периоды, установленные Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации страховой части трудовой пенсии, но не менее чем на 6%. Кроме того, с 1 апреля 2005 г. дополнительно увеличен размер страховой части трудовой пенсии на 4,8%12.
      Фонд  социального страхования РФ (ФСС) призван способствовать материальному  обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 г. № 822 и Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования в Российской Федерации» и управляет средствами государственного социального страхования РФ. В настоящее время действует Федеральный закон от 05.03.2004 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» в связи с введением единого социального налога. Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об их исполнении - правлением ФСС и его председателем13.
      Основные  задачи ФСС включают в себя:
     • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и  оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
     • участие в разработке и реализации государственных про грамм по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;
     • осуществление мер обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
     • финансирование общероссийских мероприятий  по государственному социальному страхованию;
     • предоставление дотаций отделениям фонда при недостатке их оборотных  денежных средств;
     • организацию работ по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального  страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения  по вопросам социального страхования;
     • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
      Механизм  формирования и использования преобладающей  части средств фонда позволяет  свыше 60% оставлять в распоряжении плательщиков.
      Средства  ФСС образуются за счет: сумм единого социального налога; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий; иных поступлений, не противоречащих законодательству РФ14.
      В расходах бюджета ФСС основной удельный вес приходится на страховые выплаты  и пособия: в 2007 г. они запланированы  в сумме 201 219,248 млн. руб., или 70% всех расходов Фонда. Начиная с 2000 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ. Страховой тариф для расчета страховых взносов ежегодно устанавливается каждой организации и каждому предпринимателю в соответствии с Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска (включает в себя 32 класса профессионального риска)15.
      Фонды обязательного медицинского страхования РФ занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Обязательное медицинское страхование (ОМС) призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях соответствующих программ. Система ОМС была учреждена в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в действие в полном объеме с 1 января 1993 г16.
      Финансовые  средства Федерального фонда ОМС  находятся в государственной  собственности РФ, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) взносы уплачивают органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается приказом Минздравсоцразвития РФ.
      Доходы  бюджета Федерального ФОМС формируются за счет следующих источников17:
     • налогов, подлежащих зачислению в бюджет фонда в соответствии с нормами, установленными законодательством  Российской Федерации (ЕСН; единый налог, взимаемый в связи с применением  упрощенной системы налогообложения; единый сельскохозяйственный налог; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);
     • поступления недоимки, пени и штрафов;
     • суммы процентов, начисленных по остаткам средств на счетах Федерального ФОМС;
     • средств федерального бюджета, передаваемых Федеральному ФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
      Бюджет  ФОМС на 2007 г. утвержден по доходам  в сумме 139643,35 млн. руб., по расходам 39573,35 млн. руб., 55% всех расходов (76 723, 550 млн. руб.) будут заправлены в бюджеты территориальных фондов ОМС на выполнение территориальных медицинских программ в рамках базовой программы18. Средства федерального фонда расходуются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам; финансирование медицинских программ; дополнительную диспансеризацию работающих граждан; мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов; развитие медицинской науки; улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
      В составе бюджета Федерального ФОМС в 2007 г. утвержден Фонд компенсаций, образованный за счет средств федерального бюджета в сумме 20 793,59 млн. руб. Средства фонда компенсаций направляются в виде субвенций в бюджеты территориальных фондов на осуществление денежных выплат (в размере 10 тыс. руб. 8 месяц) участковым врачам-терапевтам, врачам-педиатрам и врачам общей практики (семейным врачам), а также медицинским сестрам названных специалистов (в размере 5 тыс. руб. ежемесячно)19.  
 
 

 

2. Единый социальный  налог как средство  реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь 

2.1. Экономическая сущность единого социального налога 

      Единый  социальный налог (ЕСН) – это новый  налог, который заменил уплачиваемые до 1 января 2001 года страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного страхования РФ).
      Сущность  данного налога заключается в  том, что он предназначен для мобилизации  средств с целью реализации права  граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь20.
      Переход к взиманию ЕСН стал результатом  работы по совершенствованию сбора страховых взносов и контроля за их поступлением. ЕСН был введен в целях повышения эффективности использования средств государственных социальных внебюджетных фондов, применения более обоснованных тарифов поступлений в фонды и методики их исчисления, проведения политики большей прозрачности средств и ответственности за их целевое использование.
      Отсутствие  опыта в организации функционирования государственных внебюджетных фондов и сложная, экономическая ситуация в стране стали причиной существенных недостатков в их деятельности (недостаточно эффективный сбор страховых взносов, отсутствие прозрачности в использовании средств) и изъятия платежей (сложность процедуры уплаты и высокая налоговая нагрузка на ФОТ). Многочисленные нормативные акты, вводимые социальными фондами, создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления отсрочки по недоимкам.
      Основная  проблема заключалась в том, что  существовавшие независимо Друг от друга  налоговая система и система  платежей во внебюджетные социальные Фонды приводили к неэффективному расходованию государственных средств и дублированию функций, различных органов. Введение ЕСН позволило снять проблему дублирования функций государственных внебюджетных социальных фондов и налоговых органов, повысило гарантии защищенности налогоплательщиков. Теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы про водят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, Взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.
      Подобный  опыт есть и в международной практике. Налоговые органы осуществляют сбор страховых взносов в пенсионные Фонды в целом ряде развитых стран мира, таких, как США, Канада, Великобритания, Швеция, Нидерланды, Дания, Норвегия, Финляндия21.
      С введением ЕСН государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидированы. Для них установлена единая налоговая база - выплаты, начисленные в пользу работников. Введен достаточно сложный механизм исчисления этого налога, предусмотрено несколько регрессивных шкал ставок для различных категорий налогоплательщиков. Сохранено исчисление сумм налога отдельно в отношении каждого фонда.
      Особо следует отметить, что порядок  расходования средств социальных фондов установлен законодательством РФ. Другими  словами, за фондами остались функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Фонд обязательного медицинского страхования.
      Порядок исчисления и уплаты ЕСН установлен в соответствии с главой 24 НК РФ (в  ред. Федеральных законов от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ, 29.05. 2002 г. № 57-ФЗ и от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ)22.
      Следует отметить, что внесение изменений (от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ) в первую очередь  связано с вступлением в силу с 20 декабря 2001 г. Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. С 2002 г. наряду с уплатой ЕСН налогоплательщики уплачивают в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии граждан. При этом доля ЕСН, ранее зачисляемая в Пенсионный фонд РФ, поступает в федеральный бюджет и предназначена для финансирования базовой части трудовой пенсии23.
      Законодателям предстоит работа над дальнейшим корректированием главой 24 НК РФ, регулирующей механизм исчисления и уплаты ЕСН.
      С 2005 года в рамках мер по дальнейшему  ослаблению налогового бремени снижена  эффективная ставка ЕСН на 20%. Одновременно со снижением применения регрессивной шкалы ставок ЕСН отменены условия, ограничивающие ее использование.
      Поступление ЕСН в консолидированный бюджет в четвертом квартале 2005 г.: октябрь  – 22,581 млрд. руб.; ноябрь – 22,163 млрд. руб.; декабрь – 31,743 млрд. руб. Всего за 2005 г. – 267,514 млрд. руб24. 
 
 

      2.2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному налогу 

      Налогоплательщиками ЕСН признаются25:
     1) лица, производящие выплаты физическим лицам (налогоплательщики - работодатели):
     - организации;
     - индивидуальные предприниматели;
     - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
     2) индивидуальные предприниматели,  адвокаты, нотариусы, занимающиеся  частной практикой. 
      Если  налогоплательщик одновременно относится  к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог  по каждому основанию.
      Объектом  налогообложения26 для работодателей - организаций и индивидуальных предпринимателей - признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц:
     - по трудовым договорам;
     - гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой);
     - авторским договорам.
      Объектом  налогообложения для работодателей - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц:
     - по трудовым договорам;
     - гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
      Не  относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользован и имущества (имущественных прав).
      Объектом  налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
      Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу  крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные  указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
      Выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам налогоплательщиками-работодателями (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признаются объектом налогообложения, если:
     - у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
     - у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
      Налоговая база27 работодателей - организаций и индивидуальных предпринимателей - определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
      При определении налоговой базы учитываются  любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе оплата:
     - коммунальных услуг, питания,  отдыха, обучения в его интересах; 
     - страховых взносов по договорам  добровольного страхования (за  исключением сумм страховых платежей (взносов) по договорам добровольного  личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; сумм платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей).
      Налоговая база работодателей - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц.
      Все налогоплательщики-работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому  физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
      Налоговая база индивидуальных предпринимателей и адвокатов определяется как  сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками  за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме  от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК РФ.
      При расчете налоговой базы выплаты  и иные вознаграждения в натуральной  форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
      Сумма вознаграждения, учитываемая при  определении налоговой базы в  части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со ст. 210 НК РФ с учетом расходов или профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных в отношении авторского вознаграждения.
      Налоговым периодом по единому социальному  налогу признается календарный год28.
      Отчетными периодами по единому социальному  налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года29.
      Не  подлежат налогообложению единым социальным налогом:
     1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
     2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных:
     - с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
     - бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
     - оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
 оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
     - увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
     - возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
     - выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов,· комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;
     3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
     - физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
     - членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
     - работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка (норма вступает в силу с 1 января 2008 г.);
     4) суммы оплаты труда и другие  суммы в иностранной валюте, выплачиваемые  своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ;
     5) доходы членов крестьянского  (фермерского) хозяйства, получаемые  в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также ют производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства (норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой);
     6) доходы (за исключением оплаты  труда наемных работников, получаемые  членами зарегистрированных в  установленном порядке родовых,  семейных общин малочисленных  народов Севера от реализации  продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
     7) суммы страховых платежей (взносов)  по обязательному страхованию  работников, осуществляемому налогоплательщиком  в порядке, установленном законодательством  РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
     8) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ;
     9) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;
     10) стоимость форменной одежды и  обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в  соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
     11) стоимость льгот по проезду,  предоставляемых законодательством  РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
     12) суммы материальной помощи, выплачиваемые  физическим лицам за счет бюджетных  источников организациями, финансируемыми  за счет средств бюджетов, не  превышающие 3 тыс. руб. на одно  физическое лицо за налоговый  период.
      В налоговую базу в части суммы  налога, подлежащей уплате в Фонд социального  страхования РФ, помимо всех вышеуказанных  выплат, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.
      От  уплаты ЕСН освобождаются30:
     1) организации любых организационно-правовых  форм - с сумм выплат и иных  вознаграждений, не превышающих  в течение налогового периода  100 тыс. руб. на каждое физическое  лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы;
     2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб.  в течение налогового периода  на каждое физическое лицо:
     - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
     - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
     - учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания право вой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
      Указанные налоговые льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов (Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. № 884);
3) налогоплательщики  - индивидуальные предприниматели  и адвокаты, - являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода.  

      2.3. Ставки, порядок и  сроки уплаты налога 

      Согласно  налоговому кодексу РФ ЕСН подлежит зачислению в федеральный бюджет, Фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования: (Приложение А)31
     1. Для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производят выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки32: 
 
 
 

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года
Федеральный бюджет ФСС РФ Фонды обязательного  медицинского страхования Итого
Федеральный Территориальный
До 280 000 руб. 20% 2,9% 1,1% 2% 26%
От 280 001 до 600 000 руб.
56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей
280 000 руб. 
8120 руб. + 1,0% с  суммы, превышающей
280 000 руб. 
З080 руб. + 0,6% с  суммы, превышающей 280 000 руб. 
5600 руб. + 0,5% с  суммы, превышающей 
280 000 руб. 
72800 руб. + 10% с  суммы
превыша-ющей
280000 руб.
Свыше 600 000 руб. 
81280 руб. +  2% с суммы,
превышающей
600000 руб. 
11 З20 руб.  5000 руб.  7200 руб.  104800 руб. +2% с суммы, превыша-ющей
600 000 руб. 
 
     2. Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки33:
 
Налоговая база на каждое физическое
лицо нарастающим итогом с начала
года
Федеральный бюджет
ФСС РФ Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный Территориальный
До 280 000 руб. 15,8% 1,9% 1,1% 1,2% 20%
От 280 001 до 600 000 руб. 44240 руб. + 7,9% с суммы,
превышающей
280000 руб.
5320 руб. + 0,9% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
3080 руб. + 0;6% с суммы, превышающей
280 000 руб.
3600 руб. + 0,6% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
72 800 руб. + 10% с суммы,
превышающей
280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 69520 руб. + 2% с суммы,
превышающей
600 000 руб.
8200 руб. 5000 руб. 5280 руб. 88000 руб. + 2% с суммы,
превышающей
600 000 руб.
 
     3. Для налогоплательщиков – организаций  и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны и  производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие налоговые ставки34:
Налоговая база на каждое физическое  лицо нарастающим итогом с начала года
Федеральный бюджет Итого
До 280 000 руб. 14% 14%
От 280001 до 600 000 руб. 39200 руб. + 5,6% с  суммы, превышающей 280000 руб.
39200 руб. + 5,6% с  суммы, превышающей 280000 руб.
Свыше 600 000 руб. 57 120 руб. + 2% с  суммы, превышающей 600 000 руб.
57 120 руб. + 2% с  суммы, превышающей 600 000 руб.
 
     4. Для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой,  применяются следующие налоговые  ставки35:
Налоговая база
нарастающим
итогом
Федеральный бюджет
Фонды обязательного медицинского страхования
Итого
Федеральный Территориальный
До 280000 руб. 7,3 % 0,8 % 1,9 % 10 %
От 280001 до 600000 руб.
20440 руб. + 2,7 %
с суммы,
превышающей
280000 руб.
2240 руб. + 0,5 %
с суммы,
превышающей
280000 руб.
5320 рублей + 0,4 %
с суммы,
превышающей
280000 руб.
2800.0 рублей + 3,6 %
с суммы,
превышающей
280000 руб.
Свыше 600000 руб.
29080 руб. +2,0 % с суммы,
превышающей
600000 руб.
3840 руб. 6600 руб. 39520 рублей + 2,0% с суммы,
превышающей
60000 руб.
 
      5.Адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают налог по следующим налоговым ставкам36: 
 
 
 

Налоговая база
нарастающим
итогом
Федеральный бюджет
Фонды обязательного медицинского страхования
Итого
Федеральный Территориальный
До 280000 руб. 5,3 % 0,8 % 1,9 % 8,0 %
От 280001 до 600000 рублей
14840 руб. + 2,7 %
с суммы
превышающей 280 000 руб.
2240 руб. + 0,5%
с суммы
превышающей 280000 руб.
5320 руб. + 0,4 %
с суммы
превышающей 280 000 руб.
22400 руб. + 3,6 %
с суммы
превышающей 280 000 руб.
Свыше 600000 руб.
23480 руб. + 2,0 %
с суммы
превышающей
600000 руб.
3 840 руб. 6600 руб. 33920 руб. + 2,0 %
с суммы,
превышающей
600000 руб.
 
     6. Для налогоплательщиков - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие налоговые ставки37:
Налоговая база
на каждое
физическое
лицо
нарастающим
итогом
с начала
года
Федеральный бюджет
ФСС РФ Фонды обязательного медицинского страхования
Итого
Федеральный Территориальный
До 75000 руб. 20,0 % 2,9 % 1,1 % 2,0 % 26,0 %
От 75001 до 600000 руб. 15 000 руб. + 7,9 %
с суммы,
превышающей
75000 руб.
2175 руб. + 1,0 %
с суммы
превышающей
75000 руб.
825 рублей + 0,6 % с  суммы,
превышающей
75000 руб.
1500 руб. + 0,5 %
с суммы,
превышающей
75000 руб.
19500 руб. + 10,0
%
с суммы,
превышающей
75000 руб.
Свыше 600000
рублей
56475 руб. + 2,0 %
с суммы,
превышающей
600000 руб.
7425 руб. 3975 руб. 4125 руб. 72 000 руб. + 2,0 %
с суммы,
превышающей
600000 руб.
 
 
     Для налогоплательщиков, производящими выплаты физическим лицам. Сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС России, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации»
      Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
      Уплата  ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
      По  итогам отчетного периода налогоплательщики  исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой; базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
      В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
        Данные о сумме исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которых воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином России.
      Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
      Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных  выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм, налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
      Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС РФ сведения (отчеты) по утвержденной форме о суммах:
     - начисленного налога в ФСС РФ;
     - использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
     - направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
     - расходов, подлежащих зачету;
     - уплачиваемых в ФСС РФ.
      Уплата  налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет ФСС РФ, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС России) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.