На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принятие, подписание и обнародование закона

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 3
Глава 1. Понятие законодательного процесса и его  предварительные  стадии 4
1.1. Понятие законодательного процесса 4
1.2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов 7
Глава 2. Принятие, подписание и обнародование  закона 14
2.1. Принятие закона  Государственной  Думой и одобрение  Советом Федерации 14
2.2. Президент в законодательном  процессе 21
Заключение 32
Список  литературы 33 

 


Введение

 
     Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
     Актуальность  выбранной темы, на мой взгляд, состоит  в том, что законодательный процесс  является одной из самых главных  государственных задач, состоящей  в повышении качества законотворчества как на федеральном, так и на региональном уровнях. Главное в законодательной  деятельности – поиск и формулирование компромиссных решений, снижающих  уровень общественных противоречий и обеспечивающих классовый мир, с одной стороны, а с другой – позволяющих органам исполнительной власти в рамках действующего законодательства принимать достаточно эффективные  управленческие решения.
     Цель  обусловлена следующими задачами:
    Дать понятие законодательного процесса
    Раскрыть содержание всех стадий законодательного процесса.
    Определить роль президента РФ в законодательном процессе.
     Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.
 

     

Глава 1. Понятие законодательного процесса и его предварительные стадии

      Понятие законодательного процесса
     Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания  каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.
       В юридической литературе имеются  различные терминологические варианты  наименования процедуры принятия  законов, В. Е. Чиркин, например, говорит о законодательном процессе  и других формах работы парламента, полагая, что главной формой  работы парламента является законодательствование.  При этом он использует термин  «процесс законодательства». Конечно, законодательный процесс отражает и является проявлением форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности — явно не достаточно.
       Законодательный процесс, как  и любой юридический процесс,  имеет два значении: 1) порядок  деятельности (в данном случае  – по созданию закона) и 2) сама  эта деятельность. Она осуществляется  законодательным органом, либо, в  редких случаях, — посредством  процедуры референдума. Законотворчество  — более широкое понятие, ибо  охватывает деятельность, подчас  не регулируемую, и не исчерпывается  собственно созданием закона, а  включает оценку его эффективности  и возможную последующую корректировку.
       Наиболее оптимальным является  следующее определение законодательного  процесса — это упорядоченная  деятельность парламента по принятию  федерального закона, включающая  ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение  законопроекта, принятие федеральных  законов, подписание и обнародование  федеральных законов.
     Принятие  закона состоит из нескольких последовательно  следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.
     Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ1.
     С общепринятой точки зрения Конституция  РФ содержит неточное понимание "принятия" федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатление, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым. Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.
     Конституционный Суд РФ в одном из своих решений  внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что понятие "принятый федеральный закон", содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия "принятый Государственной Думой федеральный закон" (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.
     В Российской Федерации законодательный  процесс состоит из следующих  основных стадий:
       —       законодательная  инициатива и предварительное  рассмотрение,
     —   рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,
     —   рассмотрение Советом Федерации  законов, принятых Государственной  Думой,
     —   рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,
     —   повторное рассмотрение Государственной  Думой законов, отклоненных Советом  Федерации,
     —   повторное рассмотрение Государственной  Думой законов, отклоненных Президентом  РФ,
     —        повторное рассмотрение Советом  Федерации законов, отклоненных  Президентом РФ,
     —        подписание и обнародование законов  Президентом РФ.
     Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными. 
 

 


      Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов
 
     Первая  стадия законодательного процесса —  законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной  Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.
       Согласно ст. 114 Конституции РФ  право законодательной инициативы  принадлежит Президенту РФ, Совету  Федерации, членам Совета Федерации,  депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным  (представительным) органам субъектов  РФ. Это право принадлежит также  Конституционному суду РФ, Верховному  Суду РФ и Высшему Арбитражному  Суду РФ по вопросам их ведения.
       Таким образом, Конституция РФ  различает две группы субъектов  права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы  не связано какими-либо компетенционными  рамками. Во вторую же группу  этих субъектов входят те из  них, которые пользуются правом  законодательной инициативы лишь  по вопросам их ведения.
       К этому следует добавить, что  согласно Регламенту Государственной  Думы (ст. 16) право законодательной  инициативы имеет также группа  депутатов, составляющих комитет  Государственной Думы.
       Конституция РФ (ст. 104) устанавливает,  что законопроекты вносятся в  Государственную Думу. Причем законопроекты  о введении или отмене налогов,  освобождении от их уплаты, о  выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств  государства, другие законопроекты,  предусматривающие расходы, покрываемые  за счет федерального бюджета,  могут быть внесены только  при наличии заключения Правительства  РФ.
       Законопроекты, исходящие от государственных  органов, общественных объединений,  граждан, не обладающих правом  законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы2.
       Согласно Регламенту Государственной  Думы право законодательной инициативы  осуществляется в форме внесения  в Государственную Думу законопроектов  и поправок к законопроектам; законодательных предложений о  разработке и принятии новых  федеральных конституционных законов  и федеральных законов; законопроектов  о внесении изменений и дополнений  в действующие законы РФ и  законы РСФСР либо признании  этих законов утратившими силу; предложений о поправках и  пересмотре положений Конституции  РФ.
       Необходимым условием внесения  законопроекта в Государственную  Думу в порядке законодательной  инициативы является представление  текста законопроекта; обоснование  необходимости его принятия, включающее  развернутую характеристику законопроекта,  его целей, основных положений,  места в системе действующего  законодательства, а также прогноза  социально-экономических и иных  последствий его принятия; справки  о состоянии законодательства  в данной сфере правового регулирования;  перечня законов и иных нормативных  актов, отмены, изменения, дополнения  или принятия которых потребует  принятия данного законопроекта:  предложений о разработке нормативных  правовых актов, принятие которых  необходимо для реализации данного  закона; финансово-экономического обоснования  в случае внесения законопроекта,  реализация которого потребует  дополнительных материальных и  иных затрат.
       Законопроекты, внесение которых  в соответствии с Конституцией  РФ (ст. 104) требует обязательного  заключения Правительства РФ, направляются  Советом Государственной Думы  на заключение Правительства,  которое в течение 14 дней с  момента получения законопроекта  подготавливает письменное заключение  и направляет его в Совет  Государственной Думы.
     Вторая  стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.
       Законопроект, подлежащий рассмотрению  Государственной Думой, направляется  Советом Государственной Думы  в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным  по законопроекту.
       В случае направления законопроекта  в несколько комитетов Совет  Государственной Думы определяет  из числа этих комитетов ответственный  комитет по законопроекту.
       Законопроекты по предметам совместного  ведения РФ и субъектов РФ  направляются субъектам РФ для  дачи предложений и замечаний  (ст. 102 Регламента Государственной  Думы).
     Третья  стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.
     Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
       Законопроект, подготовленный к  рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы  к нему по предоставлению ответственного  комитета Государственной Думы  направляются депутатам Государственной  Думы не позднее чем за три  до рассмотрения законопроекта  на заседании Государственной  Думы.
       При рассмотрении Государственной  Думой законопроекта в первом  чтении обсуждаются его основные  положения, вопрос о необходимости  его принятия, дается общая оценка  концепции законопроекта.
       Обсуждение начинается с доклада  инициатора законопроекта и содоклада  ответственного комитета Государственной  Думы. При рассмотрении законопроекта  заслушиваются предложения и  замечания фракций и депутатских  групп, депутатов Государственной  Думы, полномочного представителя  Президента РФ в Федеральном  собрании, представителей Правительства  РФ, субъектов РФ, других лиц, приглашенных  для участия в обсуждении.
       По результатам обсуждения законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума может принять законопроект  в первом чтении и продолжить  работу над ним с учетом  высказанных предложений и замечаний;  отклонить законопроект; принять  закон3.
       В случае принятия законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума Может установить срок  подачи поправок к законопроекту  и внесения его на второе  чтение.
       государственная Дума может принять  решение о внеочередном обсуждении  законопроекта, принятого в первом  чтении.
       Законопроект, принятый Государственной  Думой в первом чтении, в течении  пяти дней направляется для  сведения в Совет Федерации.
       Решение по законопроекту, рассмотренному  в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало  большинство от общего числа  депутатов Государственной Думы.
       Государственная Дума может принять  закон после его обсуждения  в первом чтении.
       Поправки к законопроекту, принятому  в первом чтении, вправе вносить  по вопросам их ведения Президент  РФ, Совет Федерации, члены Совета  Федерации, депутаты Государственной  Думы, Правительство РФ, законодательные  (представительные) органы субъектов  РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный Суд  РФ.
       Ответственный комитет Государственной  Думы изучает и обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным  ко второму чтению, комитетом  представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к  отклонению, и таблица одобренных  комитетом поправок. Правовое управление  Аппарата Государственной Думы  проверяет и вносит уточнения  в перечень актов федерального законодательства, подлежащих к отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта.
       Законопроект вместе с указанным  перечнем направляется инициатору  законопроекта, как правило, не  позднее чем за 30 дней до его  рассмотрения Государственной Думой  во втором чтении.
       Совет Государственной Думы принимает  решение о включении законопроекта,  подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения Государственной  Думой вопросов во втором чтении, о направлении депутатам Государственной  Думы необходимых материалов  и определяет докладчика по  законопроекту — представителя  ответственного комитета.
       Законопроект вместе с перечнем  актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или  дополнению, таблиц поправок к  нему и заключением по законопроекту  представляется депутатам, как  правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения  Государственной Думой во втором  чтении.
       В начале второго чтения законопроекта  в Государственной Думе с докладом  выступает представитель ответственного  комитета Государственной Думы. Докладчик сообщает об итогах  рассмотрения законопроекта в  комитете, поступивших поправках  и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный  представитель Президента РФ  в Федеральном Собрании, представители  инициатора законопроекта, Правительства  РФ. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций  и депутатских групп или депутатов  против поправок, включенных ответственным  комитетом в законопроект при  его доработке. если такие возражения  имеются, то предоставляется слово  для их краткого, до трех минут,  обоснования. Докладчик отвечает  на возражения, после чего в  Государственной Думе проводится  голосование об одобрении или  отклонении поправки.
       При рассмотрении возражений  против поправок, включенных ответственным  комитетом в законопроект при  его доработке, проводится голосование  о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если  за него проголосовало большинство  от общего числа депутатов  Государственной Думы.
       В случае принятия законопроекта  за основу председательствующий  ставит на голосование вопрос  об утверждении рекомендации  комитета по отклонению соответствующих  поправок. При утверждении Государственной  Думой данной рекомендации на  голосование ставится вопрос  о принятии законопроекта во  втором чтении.
       В случае если законопроект  за основу не принят, на голосование  ставится вопрос о продолжении  обсуждения или его отклонении. Если принято решение о дальнейшем  обсуждении законопроекта, Государственная  Дума переходит к рассмотрению  поправок, отклоненных ответственным  комитетом. Обсуждение и принятие  решения по отклоненным поправкам  производится в том же порядке,  что и по одобренным комитетом  поправкам. После принятия решения  по отклоненным поправкам проводится  голосование о принятии законопроекта  во втором чтении. В результате  голосования Государственная Дума  принимает законопроект во втором  чтении или отклоняет его.
       Принятый во втором чтении  законопроект направляется в  ответственный комитет Государственной  Думы для устранения с участием  Правового управления Аппарата  Государственной Думы возможных  внутренних противоречий, установления  правильных взаимосвязей статей  и редакционной правки ввиду  изменения текста законопроекта  при втором чтении.
       По завершении этой работы  законопроект в течение семи  дней представляется ответственным  комитетом в Совет Государственной  Думы для включения в календарь  рассмотрения вопросов4. 
 
 
 

 


Глава 2. Принятие, подписание и обнародование закона

     2.1. Принятие закона  Государственной  Думой и одобрение  Советом Федерации

     Четвертая стадия законодательного процесса —  принятие закона.
       Совет Государственной Думы назначает  в специально отведенный день  недели третье чтение законопроекта  для голосования с целью его  принятия в качестве закона. При  третьем чтении законопроекта  не допускается внесение в  него поправок и возвращение  к его обсуждению в целом  либо по отдельным статьям,  главам, разделам. В исключительных  случаях по требованию депутатских  объединений, представляющих большинство  депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить  вопрос о возвращении к процедуре  второго чтения законопроекта.
       Федеральный закон принимается  Государственной Думой большинством  голосов от общего числа депутатов  палаты. Федеральный конституционный  закон считается принятым, если  он одобрен большинством не  менее двух третей от общего  числа депутатов Государственной  Думы.
       Принятый Государственной Думой  Федеральный закон в течение  пяти дней передается на рассмотрение  Совета Федерации. В случаях  если принятый Государственной  Думой федеральный закон не  подлежит обязательному рассмотрению  Советом Федерации в соответствии  с Конституцией РФ (ст.ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он  не был рассмотрен Советом  Федерации, то в течение пяти  дней этот федеральный закон  направляется Государственной Думой  Президенту РФ для подписания  и обнародования5.
     Пятая стадия — рассмотрение и одобрение  федеральных законов Советом  Федерации. Поступивший из Государственной  Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопровождающими его документами всем депутатам Совета Федерации.
       Конституция РФ (ст. 106) устанавливает  перечень вопросов, законы по  которым подлежат обязательному  рассмотрению в Совете Федерации  после их принятия Государственной  Думой. К их числу относятся  законы по вопросам федерального  бюджета; федеральных налогов  и сборов; финансового, валютного.  кредитного, таможенного регулирования,  денежной эмиссии; ратификации  и денонсации международных договоров  РФ; войны и мира.
       В Регламенте Совета Федерации  также указывается, что обязательному  рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по  вопросам, отнесенным Конституцией  РФ к совместному ведению РФ  и субъектов РФ.
       Согласно ст. 108 Конституции РФ  обязательному рассмотрению Совета  Федерации подлежат также все  федеральные конституционные законы.
       После поступления в Совет  Федерации принятого Государственной  Думой федерального закона он  в двухдневный срок направляется  в комитет палаты, ответственный  за подготовку заключения по  этому закону, который в течение  трех дней принимает по нему  заключение.
       Заключения комитетов рассматриваются  Председателем Совета Федерации  не позднее шести дней со  дня регистрации поступившего  из Государственной Думы закона.
       В отношении принятых Государственной  Думой законов, не подлежащих  обязательному рассмотрению Советом  Федерации, в заключениях по  которому комитет предлагает  одобрить федеральный закон и  не вносить его на рассмотрение  палаты, Председатель Совета Федерации  принимает одно из следующих  решений: согласиться с решением  комитета и не вносить принятый  Государственной Думой закон  на рассмотрение Совета Федерации или отклонить решение комитета и включить в повестку дня Совета Федерации закон, принятый Государственной Думой6.
       Председатель Совета Федерации  не вправе принять решение  о невключении в повестку дня  Совета Федерации рассмотрение  федерального конституционного  закона, а также федерального  закона, если данный закон согласно  Конституции РФ (ст. 106) и Регламенту  Совета Федерации подлежит обязательному  рассмотрению Советом Федерации;  если Президент РФ,, Правительство  РФ или по меньшей мере два  члена Совета Федерации, представляющие  один субъект Федерации, настаивают  на рассмотрении закона Советом  Федерации или если в заключении  комитета рекомендовано рассмотреть  закон, принятый Государственной  Думой.
       Рассмотрение принятого Государственной  Думой закона на заседании  Совета Федерации начинается  с оглашения заключения соответствующего  комитета Совета Федерации и  проекта постановления Совета  Федерации, внесенного этим комитетом.  Затем Совет Федерации большинством  голосов от общего числа депутатов  палаты принимает решение одобрить  или отклонить закон без обсуждения  либо обсудить его на заседании  палаты.
       По результатам обсуждения Совет  Федерации принимает одно из  следующих решений: одобрить или  отклонить принятый Государственной  Думой закон.
       Постановление Совета Федерации  об одобрении федерального закона  принимается большинством голосов  от общего числа депутатов  Совета Федерации, а постановление  об одобрении федерального конституционного  закона — большинством не менее  трех четвертей голосов от  общего числа депутатов палаты.
       Согласно Конституции РФ (часть  4 ст. 105) федеральный закон считается  также одобренным Советом Федерации,  если в течении четырнадцати  дней он не был рассмотрен  Светом Федерации.
       Следует иметь в виду, что согласно  Постановлению Конституционного  Суда РФ по делу о толковании  части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции  РФ от 23 марта 1995 года рассмотрение  в Совете Федерации федерального  закона, подлежащего в соответствии  со статьей 106 Конституции РФ  обязательному рассмотрению в  этой палате, должно начинаться  согласно части 4 ст. 105 Конституции  РФ не позднее 14 дней после  его передачи в Совет Федерации.
       Если Совет Федерации в течение  14 дней не завершит рассмотрение  принятого Государственной Думой  федерального закона, подлежащего  в соответствии со статьей  106 Конституции РФ обязательному  рассмотрению в Совете Федерации,  этот закон не считается одобренным  и его рассмотрение продолжается  на следующем заседании Совета  Федерации до вынесения решения  о его одобрении или отклонении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.