На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Личность преступника. Индивидуальное предупреждение преступления

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение……………………………………………………………….……………..3
1. Личность  преступника……………………………………………………………4
1.1. Понятие  личности…………………………………………………………..…..4
1.2. Структура  личности преступника…………………..…………………………5
1.3. Типология  преступников……………………………………………………….8
1.4. Основные  факторы, способствующие формированию  личности преступника …………………………………….…………………………………………………10
2. Индивидуальное  предупреждение………………………………….…..………11
2.1. Характеристика  индивидуального предупреждения……………..…………11
2.2. Планирование  предупредительной работы……………………….………….15
2.3. Методы  индивидуального предупреждения  преступлений……………...…17
Заключение………………………………………………………………………….19
Список  используемой литературы……………………………………………...…21
 

Введение

     Криминология - учение о преступлении, о чем  свидетельствует буквальный перевод слова (сrimen - преступление, logos - учение).
     Личность  преступника является составным  элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей организации и осуществления предупреждения преступлений.
     Вопрос  о личности преступника является одной из наиболее сложных, спорных  и наименее разработанных криминологических проблем. Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Так, можно сказать, что преступление и преступник являются теми составляющими организма преступности, изучение и познание которых способно дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.
     Также составным элементом предмета криминологии является проблема предупреждения преступности. Криминология призвана не только выявить причины и условия преступности, объяснить происходящие в ней изменения, но и помочь государству найти пути и средства воздействия на преступность, обеспечить научные основы этой работы.
     Целью данной работы является рассмотрение личности именно преступника с криминологической точки зрения. Также будет рассмотрен вопрос об индивидуальном предупреждении, его планировании и методах решения.
 

     1. Личность преступника.
     1.1. Понятие личности.
     Личность  преступника - лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.
     Всякая  личность представляет собой индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальную форму отражения бытия и духовных условий общества. Все это концентрируется в ее сознании, которое само становится активным цементирующим элементом формирования личности, опосредуя в соответствии с собственным содержанием действие на человека всех проявлений социальной действительности, определяя в конкретном случае выбор им той или иной социальной позиции и направленности поведения.
     В определении личности преступника в качестве существенной характеристики выступает совокупность отрицательных черт и свойств. Именно эта совокупность социальных свойств и признаков личности, их содержание, соотношение социально-положительных и социально-отрицательных элементов дают наиболее полное представление о тех, кто совершает преступление, а также помогает понять, оценить как сам поступок, так и лицо, его совершившее.
     Однако  следует иметь в виду, что какие  бы отрицательные черты и свойства ни были присущи человеку, они могут и не побудить его к преступным действиям в течение всей его жизни. Поэтому считать человека преступником можно только после совершения им преступного деяния.
     Понятно, что совокупность личностных качеств, обусловливающих преступление, появляется не в момент его совершения, а складывается в процессе всей предшествующей жизнедеятельности индивида.
     С уголовно-правовых позиций о личности преступника можно говорить только тогда, когда лицо совершило преступление и признано судом виновным. Пределы существования личности преступника строго определены законом и заканчиваются с момента отбытия наказания и погашения судимости. 

     1.2. Структура личности преступника.
     Важным  этапом познания личности преступника  является изучение ее структуры. Структура  личности преступника включает следующие составляющие ее подструктуры (признаки): биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические.
     Биофизиологические  признаки - это состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы и т.д.
     Подструктуры  человека оказываются настолько  органически соединены, что биологическое не выступает в чистом виде, оно испытывает прямое и обратное социальные воздействия, преобразуется под их влиянием.
     Социально-демографическая  подструктура включает такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т.п.
     В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни и в каких социальных группах распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто "рекрутируются" преступники.
     Для характеристики личности преступника  существенное значение представляют его социальные роли и социальные статусы.
     Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного  лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.
     Социальная роль связана с определенным социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.
     Типичными свойствами лиц, совершающих преступления, являются: низкая престижность их социальных ролей, рассогласованность социальных статусов, отчужденность от трудовых и учебных коллективов, ориентация на неформальные группы или отдельных лиц с социально-негативной направленностью, отсутствие или неопределенность социально-позитивных жизненных планов, завышенность социальных притязаний при ограниченных возможностях реализации.
     В структуре личности преступника особенно важное место принадлежит его нравственно-психологической характеристике (рис. 1.2.1).
   ------------------------------------------------------------------¬
   ¦  Нравственно-психологическая характеристика личности преступника ¦
   L------------------T---------------------------T-------------------
--------------------¬ ¦ ------------------------¬  ¦ --------------------¬
¦      Интеллект    +-+-+       Установки       ¦ +-+     Потребности   ¦
L-------------------- ¦ L------------------------  ¦ L--------------------
--------------------¬ ¦ ------------------------¬  ¦ --------------------¬
¦Способности  навыки,+-+-+    Интересы, мотивы   ¦ ¦ ¦ Избираемые способы¦
¦    привычки       ¦ ¦  L------------------------  +-+  удовлетворения   ¦
L-------------------- ¦ ------------------------¬ ¦ ¦   потребностей    ¦
--------------------¬ ¦ ¦ Ценностные ориентации,¦  ¦ L--------------------
¦   Эмоциональные   +-+-+        взгляды        ¦ ¦  --------------------¬
¦     свойства      ¦ ¦ L------------------------ ¦ ¦   Употребление    ¦
L-------------------- ¦ ------------------------¬  ¦ ¦  наркотических    ¦
--------------------¬ ¦ ¦   Отношение к нормам  ¦ L-+веществ и спиртных ¦
¦ Волевые  свойства  +-+-+    права  и морали     ¦   ¦     напитков      ¦
L--------------------   L------------------------   L--------------------
     Рис. 1.2.1
     Наиболее  важной в понимании специфики  личности преступника является уголовно-правовая характеристика. Именно она отражает степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяет выделить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления. К числу таких признаков относятся: направленность и мотивация преступных действий, длительность, интенсивность преступной деятельности и наличие судимостей за нее, ролевое участие в конкретном преступлении, степень подготовленности (организованности) к преступлению, отношение к его последствиям (рис. 1.2.2) 

     --------------------------------------------------------------¬
     ¦    Уголовно-правовая характеристика личности преступника    ¦
     L----------------T---------------------------T-----------------
--------------------¬ ¦ ------------------------¬  ¦ --------------------¬
¦  Степень  тяжести  +-+-+      Форма  вины       ¦ ¦ ¦  Мотив преступного ¦
¦   совершаемого    ¦ ¦ L------------------------ +-+    поведения      ¦
¦   преступления    ¦ ¦                           ¦ L--------------------
L-------------------- ¦                           ¦ --------------------¬
                      ¦ ------------------------¬  ¦ ¦ Роль в совершении ¦
                      ¦ ¦     Направленность    ¦ +-+     группового    ¦
--------------------¬ ¦ ¦      преступного      ¦ ¦ ¦    преступления   ¦
¦  Наличие  прошлых  +-+-+     посягательства    ¦ ¦ L--------------------
¦    судимостей     ¦ ¦ L------------------------ ¦ --------------------¬
L-------------------- ¦                           ¦ ¦     Совершение    ¦
                      ¦ ------------------------¬  ¦ ¦     нескольких    ¦
--------------------¬ ¦ ¦    Одиночный или      ¦ ¦ ¦   однородных или ¦
¦Общий  и специальный¦ ¦ ¦  групповой  характер   ¦ ¦ ¦    разнородных    ¦
¦      рецидив      +-+-+    посягательства     ¦ L-+    преступлений   ¦
L--------------------   L------------------------   L--------------------
Рис. 1.2.2
     С позиций криминологии личности преступник отличается от личности вообще не отсутствием  или наличием каких-либо компонентов  своей структуры, а прежде всего их содержанием, направленностью. Именно антиобщественная направленность взглядов, интересов, потребностей, привычек (так называемая антиобщественная установка) выступает общей причиной совершения конкретных преступлений. 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Типология преступников
     Криминологическая типология традиционно включает две группы признаков:
     а) отражающие характер и степень криминогенного искажения личностных характеристик;
     б) раскрывающие социальный генезис становления  личности на преступный путь.
     Соответственно  этому по характеру и степени  криминогенного искажения личностных характеристик (по характеру и содержанию мотивации преступного поведения) можно выделить следующие группы:
     1) негативно-пренебрежительные отношения  к человеческой личности и  ее важнейшим благам (жизни, здоровью, личной безопасности, чести и  достоинству), что приводит к совершению таких преступлений, как убийство, причинение телесных повреждений, изнасилование, оскорбление, клевета и т.п.;
     2) корыстные тенденции, связанные  со стремлением к незаконному  обогащению, игнорированию всех видов собственности и прав собственников, а также принципа распределения по труду. В рамках этой группы можно выделить три подгруппы:
     • «служебно-корыстную» (хищение государственного или общественного имущества путем злоупотребления служебным положением, взяточничество, преступления в торговле и др.);
     • «корыстно-хозяйственную» (спекуляция);
     • «собственно корыстную» (кражи, грабежи, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство);
     3) индивидуалистическое пренебрежительное  отношение к различным социальным  институтам и требованиям, к  своим гражданским, служебным,  семейным и прочим обязанностям, связанное с совершением преступлений против порядка управления, против правосудия, воинские преступления и т.п.;
     4) легкомысленно-безответственное отношение  к социальным институтам и требованиям, своим обязанностям, проявляющимся в неосторожных преступлениях.
     Разумеется, каждый из названных типов характеризует  единый родовой объект или группу объектов преступного посягательства, но сама типология исходит не из этого критерия, а из характера  антисоциальных целей и мотивов преступного поведения личности, отражающихся как в выборе объекта и предметов посягательства, так и в форме вины.
     Представляет  интерес типологизация еще по одному основанию. В зависимости от социального генезиса становления личности на преступный путь можно выделить следующие типы личности преступника:
     а) «случайный» – лица, впервые совершившие  нетяжкие преступления в результате случайного стечения обстоятельств  и в противоречии с общей характеристикой всего предкриминального поведения;
     б) «ситуационный» – лица, впервые совершившие тяжкие преступления под воздействием неблагоприятного стечения внешних обстоятельств;
     в) «неустойчивый» – лица, впервые  совершившие преступления, но допускавшие и ранее аморальные проявления и правонарушения;
     г) «злостный» – лица, неоднократно совершавшие преступления, в том числе и ранее судимые;
     д) «особо опасные» – лица, признанные в установленном законом порядке  особо опасными рецидивистами.
 

      1.4. Основные факторы,  способствующие формированию  личности преступника 
     Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.
     Но  при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате - субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.
     Если  выделить основные источники нравственного  формирования личности, то ими будут:
     - сама личность со всеми присущими ей свойствами;
     - малые социальные группы - семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;
     - общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.
     В то же время личность формируется  под воздействием не только всего  общества в целом, но и тех малых  социальных групп, в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благоприятным.
     2. Индивидуальное предупреждение.
     2.1. Характеристика индивидуального предупреждения.
     Индивидуальное  предупреждение преступлений — это, прежде всего, воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, а также на окружающую их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.
     Объектами такого предупреждения являются индивиды, поведение и образ жизни которых свидетельствуют о реальной возможности совершения ими преступлений. Взгляды, мотивы, система ценностных ориентации личности могут стать основанием для оказания на нее предупредительного воздействия лишь в том случае, когда эти взгляды, мотивы, ориентации проявились в антиобщественном поведении.
     Индивидуальное предупреждение должно быть направлено на личность и ее отрицательные черты, на среду, формирующую эту личность, а также на условия, обстоятельства, ситуации, способствующие или облегчающие совершение уголовно наказуемых деяний. При этом следует иметь в виду, что речь идет о непосредственной деятельности соответствующих субъектов, т. е. тех, от кого исходит такое воздействие.
     В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:
    антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно;
    криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;
    криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);
    непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности в бытовом окружении (прежде всего в семье), в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах, в первую очередь антиобщественной направленности, а также неблагополучные условия индивидуального бытия;
    элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.
     Личность  — важное звено в причинной  цепочке преступного поведения. Предупредительное воздействие направляется на нее с учетом взаимодействия личности с социальной средой.
     Целью индивидуального предупреждения является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному. Достижение этой цели требует решения ряда конкретных задач: а) выявления лиц, чье поведение свидетельствует о реальной возможности совершения ими преступлений; б) изучения этих лиц и источников отрицательного воздействия на них; в) прогнозирования индивидуального поведения; г) планирования мер индивидуального предупреждения; д) позитивного корректирующего воздействия.
     В целях обеспечения эффективности  индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования.
     Законность. Индивидуальное предупреждение строится на основе строгого соблюдения законодательства, прав, свобод, законных интересов граждан. Последние ограничиваются только в той мере, в какой это допускается законом.
     Последовательность. Индивидуальное воздействие должно оказываться таким образом, чтобы его интенсивность нарастала или убывала последовательно в зависимости от результатов. Как правило, вначале используются такие меры, как профилактические беседы, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, организация досуга, нейтрализация влияния отрицательной микросреды. Если это не дает результатов, то используется влияние родственников, других лиц, организуется посещение лиц по месту жительства, учебы, работы. В предусмотренных законом случаях готовятся материалы для ограничения дееспособности, лишения родительских прав и т. д.
     Реальность. Меры воздействия должны объективно соответствовать возможностям их реализации. Например, в ряде случаев достаточно сложно осуществить такую меру, как трудовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В этих условиях вопросы трудоустройства могут решаться органами власти и местного самоуправления путем экономического стимулирования (снижение процента отчисления от прибыли в местный бюджет и т. п.) предприятий, которые принимают освобожденных на работу.
     Своевременность. Несвоевременное выявление и принятие мер воздействия к правонарушителям и их окружению влекут формирование привычки к антиобщественному поведению, значительно увеличивают вероятность совершения лицом преступления. Исследования показывают, что две трети семей, которые были явно неблагополучными и членами которых были несовершеннолетние правонарушители, до момента совершения преступления оставались вне поля зрения правоохранительных органов.
     В процессе изучения личности как объекта  предупредительного воздействия анализируются:
    преступное и иное противоправное поведение (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной или административной ответственности; какая мера наказания была назначена; где лицо отбывало наказание и как характеризовалось в этот период);
    факторы, детерминирующие преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения; в отношении кого и по каким мотивам они были совершены; были ли связаны эти правонарушения с пьянством или употреблением наркотиков, с конфликтом в семейно-бытовой сфере; какие условия облегчали совершение правонарушений; и т. п.);
    социально-демографические характеристики (образование; возраст; семейное положение; состав семьи; место жительства; культурный уровень; социальное положение; специальность; должностное положение; трудовой стаж; отношение к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье и т. д.);
    индивидуально-психологические особенности (особенности мышления — уровень интеллекта, запас знаний, широта и самостоятельность взглядов; черты характера — общительность или замкнутость, активность или пассивность, правдивость или лживость, мягкость или жестокость; волевые качества — настойчивость, решительность, организованность, способность подчинять себе других или поддаваться чужому влиянию; увлечения — интерес к чтению, спортивным играм, охоте, техническому творчеству и др.);
    особые склонности антиобщественного характера (к употреблению спиртных напитков или наркотиков; азартным играм; паразитическому образу жизни; конфликтному поведению; проч.);
    признаки наличия преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений; осведомленность о методах оперативной работы; участие в преступных группировках; и т. п.);
    физиологические особенности и заболевания (алкоголизм; психопатия; отклонения в половой сфере; др.);
    "условия жизни и ближайшее окружение (характеристика членов семьи, семейно-бытовых отношений, жилищных условий, взаимоотношений с окружающими, в том числе, с сослуживцами, лицами, могущими оказать положительное влияние, и проч.).
     В целях всестороннего изучения личности применяются следующие основные методы: 1) ознакомление с различными документами (в том числе обобщение независимых характеристик); 2) анализ поступков изучаемого лица, беседы с гражданами, хорошо знающими его, изучение окружающей его среды и т. д.
 

      2.2. Планирование  предупредительной  работы.
     Прогнозирование преступного поведения и индивидуальное предупреждение — во многом единый процесс. Предупреждение предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности, ее поведения, связей и намерений. Полученные в результате этого сведения и осуществляемый на их основе прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной работы.
     Планирование  призвано упорядочить сложный и  многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целенаправленным, определить наиболее рациональные пути работы с данным лицом, выбрать такие тактические методы и приемы, которые могут обеспечить эффективное достижение целей предупреждения преступного поведения в сложившейся конкретной ситуации.
     Планирование мероприятий должно соответствовать следующим основным направлениям.
     1. Знакомство с личностными и иными характеристиками субъекта преступления, его окружающей средой:
    изучение личности;
    изучение окружающей среды во всех сферах жизнедеятельности;
    посещение лица по месту работы, учебы, знакомство со сложившимися там условиями, при необходимости — беседы с ближайшим окружением, администрацией.
     2. Реализация мер индивидуального предупреждения:
    регулярные встречи с подучетным и проведение воспитательных бесед;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.