На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация, цели и функции ЦБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                  Тема: Организация, цели и функции ЦБ
Содержание
  Введение ………………………………………………………………………3
      1.Статус, формы организации и функции центральных банков
1.1 Общие  понятия ЦБ и его статус……………………………………………4
1.2 Формы  организации ЦБ……………………………………………….…….7
1.3 Функции  и цели деятельности ЦБ………………………………………….10
      2.Организация Центральным  Банком денежного  обращения……..
2.1Денежно-кредитная эмиссия……………………………………………..….12
2.2 Характеристика  денежного оборота……………………………………….19
2.3 Регулирование денежного оборота…………………………………………19
      3.  Денежно-кредитная политика как определяющая функция ЦБРФ
3.1 Инструмент  денежно-кредитной политики БР………………………….…24
3.2 Основные  направления денежно-кредитной политики  БР в 2011 ...…….27
     Заключение …………………………………………………………....….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             
         
 

                                       
 

                                                Введение
       Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.
          ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ)- центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. ЦБ наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией ЦБ является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача – создание условий для неифляционного развития экономики. ЦБ в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. В США функции ЦБ выполняет Федеральная резервная система, состоящая из 12 окружных федеральных резервных банков. Во многих странах ЦБ являются государственными. Но и, не находясь в собственности государства, ЦБ действует в рамках правительственных инструкций.
     Активами  ЦБ являются:
      1) золото, иностранная валюта, СДР,  резервная позиция в Международном  валютном фонде;
     2) купленные центральным банком  государственные ценные бумаги (прежде  всего казначейские векселя и  облигации), которые являются долговыми  обязательствами
     правительства;
     3) ссуды, предоставленные центральным  банком коммерческим банкам;
     4) учтенные векселя и другие  статьи.
     В большинстве случаев его капитал  принадлежит государству: но акционерами  могут быть коммерческие банки и  другие финансовые учреждения.
     Для ЦБ характерен высокий уровень независимости  от прочих государственных
     структур. Большей частью он подотчетен непосредственно  парламенту или образованной парламентом  специальной комиссии. Руководителя ЦБ назначает глава государства  или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому  законодательству развитых стран Запада, предоставляется право подбора  кандидатуры на этот высокий пост. 
 

                            1.1 Общие понятия  ЦБ и его статус
     Центральный банк — посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.
     В различных государствах такие банки  называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные. В России Центральный банк Российской Федерации (Банк России) .
     Центральный банк является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.
     Центральный банк абсолютного большинства стран  не принадлежит государству. Фактически, государство зачастую является лишь формальным собственником используемого  центральным банком оборудования, однако правом его использования владеют  частные лица — акционеры центральных банков. Нередко государство даже формально не владеет капиталом центрального банка (США, Италия, Швейцария) или владеет им частично (Бельгия — 50 %, Япония — 55 %). По сути, центральный банк выполняет функции государственного органа в интересах частных лиц.
     По  своему положению в кредитной  системе центральный банк играет роль «банка банков», т. е. хранит обязательные резервы коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчётные палаты.
     Обязательные  резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам).
     Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный  признак которого - обособленность имущества банка от имущества  государства. Хотя формально это  имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество  которого полностью контролируется государством.
     Правовой  статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон  «О центральном банке», в котором  определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения  с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает  полномочия центрального банка как  эмиссионного института страны.
     Центральный банк обычно создается в форме  акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет  лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка  являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.
     Содержание  и форма взаимосвязей центральных  банков с органами государственной  власти существенно различаются  в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:
     · центральный банк выступает агентом  министерства финансов и проводником  его денежно-кредитной политики;
     · центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность  в проведении денежно-кредитной  политики без давления со стороны  правительственных органов.
     Однако  в действительности эти модели в  чистом виде не действуют. В большинстве  стран функционирует промежуточная  модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при  определенной степени его независимости.
     В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии - предусмотрено  прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.
     При разногласиях министерства финансов и  центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В  странах, в которых центральные  банки непосредственно подчинены  парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным  банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.
     Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, федеральная резервная система  США (ФРС) представляет Конгрессу США  отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно.  
 

                                    1.2  Формы организации  ЦБ 
     Центральный банк занимает особое место в экономике  страны – это орган
     государственно-монопольного регулирования.
     Центральный банк – это правительственное  агентство, которое наблюдает за банковской системой и отвечает:
      -    за выпуск денег;                             
     -    проведение денежной политики;
     -   содержание депозитов, представляющих  резервы коммерческих банков;
     -   проведение сделок, призванных облегчить  проведение бизнеса и защитить общие интересы.
     Деятельность  центрального банка регламентируется инструкциями правительства. В ФРГ  и США функции центрального банка  выполняет Федеральная резервная  система, состоящая из Совета управляющих  и 12 федеральных резервных банков. Задачи и права центрального банка  регламентируются Законом о банках. Центральный банк по отношению к  другим банкам выполняет роль «кредитора», регулятора учетной ставки, регламентирования  норм обязательных резервов, контроля за деятельностью.  Эти банки не ведут кредитования населения, не конкурируют  в сфере бизнеса, не стремятся  к получению прибыли. Управляющие (президенты) центральных банков назначаются  правительством страны. Высшим органом  управления центрального банка является Совет, включающий президента, вице-президента, директорат, президентов региональных банков. Президент центрального банка  во многих назначается президентом  страны по предложению правительства (в России – избирается Думой  по представлению президента). Зависимость  центрального банка от государства  проявляется в росте цен.
     С точки зрения собственности на капитал  центральные банки подразделяются на:
     -  государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);
     - акционерные (например, США)
     - смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии)
     Некоторые центральные банки были сразу  образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).
        Но не зависимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи. Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой роли последнего в проведении экономической политики правительства. Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счете, любой ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.
     Эффективная деятельность центральных банков обеспечивается, в частности, законодательно закрепленной и во многом отражающей  национальные традиции системой их организации и управления.  Существует две модели организационного строения центральных банков развитых стран, которые определяются многообразием выполняемых ими функций.
            В соответствии с первой моделью центральный банк проводит денежно- кредитную политику, рассматриваемую как часть инструментария, которым располагают органы власти для регулирования экономики.  Денежно – кредитная политика используется для достижения целого ряда экономических и социальных задач правительства.  Такая модель организации деятельности центральных банков характерна,  например, для Франции,  Великобритании, Японии.
     Согласно  второй модели  перед центральным банком ставиться конкретная цель – поддерживать стабильность цен с помощью специально предназначенных для этого инструментов денежно – кредитной политики, на которую не оказывают давление политические власти. Такая модель существует в германии и Нидерландии.
          В государствах Западной Европы  процесс формирования ими валютно  - экономического союза сопровождается  построением новой модели системы  центральных банков, обеспечивающий  возможность проведения единой  денежно – кредитной  и валютной  политики.
           Примерами являются организационные  структуры банка Франции, США,  Немецкого Федерального банка.
           Банк Франции
               Для современной функциональной  структуры банка Франции характерна  централизация административной  власти в руках управляющего (см. таблицу 1). Управляющий осуществляет руководство банком Франции, определяет общие направления деятельности всех его подразделений. Ему предоставлено право назначать служащих на все должности в банке, за исключением директора филиала банка – его кандидатуру он может лишь предложить, а назначает на эту должность министр экономики и финансов Франции. Функции заместителей управляющего банком четко разграничены: один из них отвечает за вопросы денежной политики, другой – за административные вопросы. Управляет банком Франции Генеральный совет. Организационная структура банка
     Франции представлена центральными подразделениями  в Париже и разветвленной сетью  филиалов расположенных по всей стране. Выполнение банком Франции всех своих  функций способствует повышению  степени независимости центрального банка. 
 

                                    1.3 Функции и цели  деятельности ЦБ
     Роль  центрального банка как особого  органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется  через выполняемые им функции. Этот вопрос не однозначен. Познание и использование  функций центрального банка позволяют  четко определить направления его  деятельности в экономике страны.
     Функция происходит от латинского слова «functio» - исполнение, деятельность, поэтому  в самом широком смысле оно  означает обязанность, круг деятельности, назначение. Любые обязанности, любая  деятельность логично вытекают из целевого назначения соответствующей структуры  и задач, стоящих перед ней. В  связи с этим целесообразно сначала  четко сформулировать цель функционирования центрального банка, выявить основные задачи, решаемые им, затем перейти  к вопросу о его функциях. Деятельность любых центральных банков, как  следует из анализа их исторического  развития и современного положения  в рыночной системе, подчинена следующим  основным целям:           
    обеспечению стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы,
    ликвидности банковской системы,
    созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.
     Отсюда  логично вытекают основные направления  деятельности и задачи, которые решает центральный банк для достижения стоящих перед ним целей:
    Центральный банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот.
    Центральный банк совершает свои операции преимущественно с банками данной страны, а не с торгово-промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах. Выполнение этих задач делает центральный банк «банком банков» и главным расчетным центром страны.
    Центральный банк поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы. Все это позволяет называть его банкиром правительства.
      В рыночной экономике перед центральным банком страны стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики, значение которого по мере либерализации экономической политики и сокращения прямого государственного вмешательства в работу рынков возрастает.
     Для решения перечисленных задач  центральный банк выполняет ряд  функций:
      Эмиссионная функция.
      Функция управления золотовалютными резервами.
      Функция «банка банков».
      Функция банкира правительства.
      Внешнеэкономическая функция.
    Функция денежно - кредитного регулирования. Центральный банк совместно с правительством разрабатывают и реализуют единую денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, нормализацию платежного баланса. Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется центральным банком путем воздействия на объем денежной массы, уровень ставок процента и состояние ликвидности банковской системы. Объектом данного регулирования является также валютный курс национальной денежной единицы. Это воздействие может оказываться как административным путем, так и экономическими методами.
     Административное  воздействие осуществляется через установление прямых ограничений на деятельность банков, лимитов кредитования, «потолков» ставок процента и т. п., а также путем жесткого законодательного разделения функций между различными видами банков. Административные методы денежно-кредитного регулирования были характерны для периода свободной конкуренции и господства денежных систем, основанных на золотовалютных ресурсах. В этот период денежно-кредитное смыкалось с банковским регулированием, поскольку количественные ограничения служили одновременно и инструментом регулирования денежной массы и ставок процента, и методом снижения банковских рисков.
     Экономическими  методами денежно-кредитного регулирования считаются изменение ставок процента (учетная политика), регулирование норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. В рамках денежно-кредитного регулирования центральный банк осуществляет государственную валютную политику. Он поддерживает режим обменного курса национальной валюты, регулирует его, проводит валютные интервенции.
         

                 2.Организация Центральным Банком денежного обращения
                                 2.1 Денежно-кредитная эмиссия
     Денежное  обращение — это движение денег  во внутреннем экономическом обороте  страны, в системе внешнеэкономических  связей, в наличной и безналичной  форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Объективной  основой денежного обращения  является товарное производство, где  товарный мир разделяется на два  вида товаров: собственно товары и товар-деньги. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а  также движение ссудного и фиктивного капиталов.
     Из  процесса денежного обращения, таким  образом, возможно вычленение понятия  денежного оборота.
     Составной частью денежного оборота является платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа  и используются для погашения  обязательств. Платежный оборот осуществляется как в безналичной, так и в  наличной формах.
     Денежное  обращение — достаточно сложная  конструкция, соединяющая в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы  использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.
     Роль  денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих  моментах:
     • отлаженность хозяйственного оборота  и платежно-расчетной системы;
     • способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров;
     • характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию;
     • хронический недостаток денежных средств  у субъектов рынка для своевременной  выплаты заработной платы и финансирования оборотных средств.
     Денежное  обращение подразделяется на две  сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение — это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами).
     Безналичное обращение — это движение стоимости  без участия наличных денег, перечисление денежных средств по счетам кредитных  учреждений, зачет взаимных требований и т.д. Осуществляется безналичное  обращение с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных  инструментов.
     Между налично-денежным и безналичным  обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят  из одной сферы обращения в  другую, меняя форму наличных денежных знаков на безналичную, и наоборот. Поэтому безналичный оборот неотделим  от обращения наличных денег и  вместе с ним образует единый денежный оборот страны, в котором циркулируют  единые деньги одного наименования.
     Закон денежного обращения выражает экономическую  взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем цен  и скоростью обращения денег. Впервые эта взаимосвязь установлена  К.Марксом и представляет собой  совокупность двух видов зависимости:
     • прямая зависимость между количеством  денег, необходимых в качестве средства обращения, и суммой цен реализуемых  товаров и услуг;
     • обратная зависимость между количеством  денег, необходимых в качестве средства обращения, и скоростью оборота  денег.
     Все это можно выразить следующей  формулой:
     где К — количество денег, необходимых  в качестве средства обращения;
     S — сумма цен реализуемых товаров и услуг;
     С — среднее число оборотов денег  как средства обращения.
       С возникновением функции денег  как средства платежа формула  (1) несколько усложняется, и закон,  определяющий количество денег  в обращении, приобретает следующий  вид:
     K =S/C
     где Sj — сумма цен товаров и услуг;
     52 — сумма цен товаров, проданных  в кредит;
     53 — сумма платежей по обязательствам;
     Р — взаимопогашающие платежи.
     Таким образом, мы видим, что на количество денег, необходимых для обращения, влияет ряд факторов:
     • факторы, зависящие от условий производства и влияющие на количество обращающихся товаров;
     • факторы, определяющие уровень цен  на товары и услуги;
     • факторы, влияющие на скорость обращения  денег;
     • факторы, влияющие на уровень развития кредита;
     • факторы, влияющие на развитие системы безналичных расчетов. Очевидно, что при металлическом обращении количество денег в обращении регулировалось автоматически, при помощи функции денег как сокровища, т.е. если потребность в деньгах сокращалась, то излишние деньги уходили в сокровище, если увеличивалась — Происходил обратный прилив денег. Следовательно, количество денег в обращении всегда поддерживалось на необходимом уровне.
     Более того, если денежное обращение обслуживается  банкнотами, неразменными на золото, или  бумажными деньгами и количество выпущенных бумажных денег будет  равно количеству золотых денег, необходимому для обращения, то в  этом случае также никаких отрицательных  явлений не возникнет, т.е. бумажные деньги будут исправно выполнять  роль денежных знаков, т.е. заместителей золотых денег.
     Налично-денежное обращение — движение наличных денег  в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа  и средства обращения.
     Наличные  деньги используются:
     — для осуществления кругооборота товаров и услуг;
     — для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней  платежей;
     — для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним;
     — для плателсей населения за коммунальные услуги и т.д. Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени  между юридическими лицами, физическими  лицами и государственными органами.
     В настоящее время порядок осуществления  налично-денежного обращения на территории РФ регламентируется Положением «О правилах организации наличного  денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Советом Директоров Банка России 19 декабря 1997 года.
     Согласно  данному Положению:
     1. Налично-денежное обращение осуществляется  с помощью различных видов  денег: банкнот, металлической  монеты, кредитных карт и т.д.
     2. Эмиссию и изъятие денег из  обращения осуществляет ЦБ РФ.
     3. ЦБ РФ осуществляет регулирование  налично-денежного обращения в  РФ.
     4. Денежные расчеты между юридическими  лицами осуществляются, как правило,  в безналичном порядке и в  качестве исключения разрешен  расчет наличными деньгами в  рамках законодательно установленного  лимита для одной сделки.
     5. Для юридических лиц учреждения  банка, в которых открыт счет  юридического лица, устанавливают  лимит остатка наличных денег  в кассах юридических лиц.
     6. Все средства сверх установленных  лимитов юридические лица обязаны  в безусловном порядке ежедневно  сдавать в учреждения банка.
     7. За нарушение установленного  порядка для юридических лиц  и персонально их руководителей  установлены серьезные штрафные  санкции.
     Обращению наличных денег присущ ряд особенностей, которые определяют в конечном итоге  характер его организации:
     1. Основой для движения наличных  денег служит оборот товаров  и услуг — товарное обращение.  Поэтому характерным признаком  денежного обращения является  неоднократное использование одного  и того же денежного знака  для совершения денежных платежей, т. е. денежные знаки физически  перемещаются из рук в руки  и опосредуют ряд товарных  сделок, не покидая сферу обращения.  Отсюда вытекает требование к  защищенности и долговечности  денежных знаков, а также к  поддержанию их оптимального  покупюрного состава.
     2. Наличные деньги, находящиеся в  национальном обращении, выполняют  только две функции: средства  обращения и средства платежа.  При этом деньги функционируют  попеременно то как средство  обращения, то как средство  платежа — меняют не только  хозяев, но и свои функции. Они  обслуживают многочисленные сделки  и платежи (за коммунальные  услуги, услуги связи, электроэнергию, авансовые перечисления за подписку  на издания периодической печати, членские взносы и т. п.), используются  для погашения долговых обязательств  или для совершения нетоварных  платежей (налоги, пошлины). Большой  объем денежного обращения, участие  в этом процессе многочисленных  юридических (включая коммерческие  банки и финансовые органы) и  физических лиц, а также многообразие  экономических отношений между  ними ставят вопрос о необходимости  регламентирования кассовых операций  в масштабе всей экономики  в интересах безопасности их  поведения и эффективного использования  денежной массы.
     3. Большая часть денежного обращения осуществляется через коммерческие банки и другие кредитные организации. Наличные деньги постоянно поступают на счета в кредитных организациях (превращаются в безналичные деньги) для их последующего использования в различных платежах и с тем же постоянством снимаются со счетов (обратно приобретают наличную форму) для выплаты заработной платы, премий и выполнения иных платежей. Более того, замена ветхих и выпуск новых денежных знаков и дополнительных наличных денег в оборот осуществляются Центральным банком почти исключительно через кредитные организации. Такое положение требует особого порядка проведения кассовых операций кредитными организациями и предполагает установление контроля за этими операциями со стороны Центрального банка.
     Выделенные  особенности денежного обращения  характеризуют его как сложный  процесс с большим количеством  субъектов, многообразием встречных  денежных потоков между ними и  постоянной сменой функций и форм. Поэтому для экономики актуальными  являются поддержание оптимального соотношения между обеими формами  денежного оборота, упорядочение и  достижение необходимой непрерывности  процессов, связанных с движением  наличных денег, — организация денежного  обращения.
     Эффективная организация денежного обращения  предполагает установление строгого порядка  эмиссии денежных знаков (банковских билетов и разменной монеты) в  обращение. Выпуск денег в обращение, приводящий к увеличению находящихся  в нем наличных денег, называется эмиссией наличных денег.
     Исторически эмиссионные операции в. различных  государствах осуществлялись двумя  институтами: а) Центральным (эмиссионным) банком, обладающим исключительным (монопольным) правом выпуска банковских би летов (банкнот); б) Казначейством (или иным государственным органом, подконтрольным правительству), выпускающим мелкокуиюрные  бумажные денежные знаки (казначейские билеты) и неполноценные (билонные) монеты.
     В современных условиях в абсолютном большинстве стран мира эмиссия  наличных денег осуществляется Центральными (эмиссионными) банками и представляет собой выпуск в обращение неразменных  на золото банкнот (банковских билетов) и монет, являющихся единственными  законными платежными средствами на территории государства. Кроме денежной эмиссии, на Центральные банки возложены  функции по организации и контролю за состоянием денежного обращения  в стране.
     Эмиссия наличных денег, организация их обращения  и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и  обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной  стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады или для перевода на всей территории страны. 

                              
                       2.3. Регулирование  денежного обращения    
     Денежное  обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте  страны, в системе внешнеэкономических  связей, в наличной и безналичной  форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. С помощью  денег в наличной и безналичной  формах осуществляется процесс обращения  товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.
     Из  процесса денежного обращения, таким  образом, возможно вычленение понятия  денежного оборота.
     Денежное  обращение подразделяется на две  сферы: наличную и безналичную.
     Налично-денежный оборот обслуживает получение и  расходование большей части денежных доходов населения. Именно в налично-денежный оборот складывается постоянно повторяющийся  кругооборот наличных денег.
     Наличные  деньги используются:
      для осуществления кругооборота товаров и услуг;
      для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей;
      для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним;
      для платежей населения за коммунальные услуги и т.д.
       Налично-денежный оборот включает  движение всей налично-денежной  массы за определенный период  времени между юридическими лицами, физическими лицами и государственными  органами.
     Налично-денежный оборот начинается в расчетно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных  фондов в оборотные кассы, тем  самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы  коммерческих банков. Часть этих денег  банки могут передавать друг другу  на платной основе, но большая часть  наличных денег выдается клиентам - юридическим и физическим лицам. Часть наличных денег, находящихся  в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между  ними, но большая часть передается населению в виде различных видов  денежных доходов.
       Состояние наличного денежного  оборота в условиях мирового  финансово-экономического кризиса
     Наличная  денежная масса в обращении в  России за 2008 год увеличилась на 6,16% и на 1 января 2009 года составляла 4,378 трлн рублей . Об этом свидетельствует официальная информация Центробанка. По структуре наличная денежная масса на 1 января 2008 года распределялась следующим образом: 4,354 трлн рублей составляли банкноты и 23,7 млрд рублей - монеты. Банкнот насчитывалось 6,416 млрд экземпляров, а монет - 40,053 млрд экземпляров.
     По  сумме 99,46% всей наличной денежной массы  составляли банкноты и только 0,54% - монеты. По количеству же денежных знаков монеты составляли 86,19%, а банкноты - 13,81%.
     На  купюры номиналом 5 тыс. рублей приходилось 34% от общей суммы банкнот, 1 тыс. рублей - 51%, 500 рублей - 12%, 100 рублей - 2%, 50 рублей - 1%. В общем количестве банкнот  купюры номиналом 5 тыс. рублей составляли 5%, 1 тыс. - 34%, 500 рублей - 16%,100 - 17%, 50 - 9%, 10 рублей - 19%.
     За  девять месяцев 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных  показателей находились под влиянием продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса.
     Наличная  денежная масса в обращении в  России за январь - сентябрь 2009 года уменьшилась  на 11,4% и на 1 октября 2009 года составляла 3,879 трлн рублей .
     По  структуре наличная денежная масса  на 1 октября 2009 года распределялась следующим  образом: 3 трлн 853,8 млрд рублей составляли банкноты и 25,2 млрд - монеты. В обращении  находилось 5 млрд 518,2 млн банкнот  и 42 млрд 731,4 млн монет. По сумме 99,35% всей наличной денежной массы составляли банкноты и только 0,65% - монеты. По количеству же денежных знаков монеты составляли 88,56%, а банкноты - 11,44%.
     На  купюры номиналом 5 тыс. рублей приходилось 39% от общей суммы банкнот, 1 тыс. - 47%, номиналом 500 рублей - 11%, 100 рублей - 2%, номиналом 50 рублей - 1%. В общем количестве банкнот купюры номиналом 5 тыс. рублей составляли 5%, 1 тыс. - 33%, 500 рублей - 15%, номиналом 100 рублей - 17%, 50 рублей - 9%, 10 рублей - 21% .
          Регулирование налично-денежного оборота Банком России
     Налично-денежный оборот организуется государством в  виде центрального банка.
     Эмиссионная функция - одна из основных функций  Банка России и по своей сути есть функция конституционная.
     Исходя из п.1 ст.75 Конституции РФ , Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" следует, что Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака . Его права и обязанности в данной сфере закреплены в нормах гл. VI указанного Закона.
     Согласно  ст.29 Закон N 86-ФЗ эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия  из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. "Банк России - эмиссионный банк. Независимо от органов государственной власти, Банк России производит эмиссию наличных денег и организует их обращение. По Конституции РФ он в этом абсолютно независим, и выпуск денежных суррогатов запрещен. Поэтому для нормального функционирования денежной системы в ней должна быть централизация. Ни субъекты РФ, ни какие бы то ни было органы исполнительной власти не должны вмешиваться в осуществление этой экономически обусловленной функции Банка России".
     Эмиссия наличных денег служит основой для  контроля над обращением денежной массы  в стране, дает возможность Банку  России активно влиять на деятельность коммерческих банков и иных коммерческих организаций. Кроме того, монополия  Банка России на эмиссию наличных денег позволяет избежать соблазна решать экономические проблемы путем  использования печатного станка.
     Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование  выпуска и изъятия денег из обращения. При этом эмиссионное  регулирование включает следующие  моменты:
     определение эмиссионного результата как по отдельным  регионам, так в целом по стране (эмиссионный результат может  быть с "плюсом", когда производится выпуск денег в обращение, или  с "минусом", когда производится изъятие денег из обращения);
     документальное  оформление совершаемых эмиссионных  операций.
     Денежная  эмиссия выступает в качестве одного из важнейших средств осуществления  единой государственной денежно-кредитной  политики. При этом следует отметить, что ст.45 Закона N 86-ФЗ вменяет в  обязанность Банка России ежегодно не позднее 26 августа представлять в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год.
     Банк  России осуществляет свои полномочия, в том числе связанные с  организацией наличного денежного  обращения, независимо от других федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.
     Помимо  эмиссии денег, к организации  наличного денежного обращения  относятся также вопросы прогнозирования  наличного денежного оборота, работы с денежной наличностью и др. Банк России уполномочен осуществлять по данным вопросам регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативных правовых актов и  индивидуальных правовых актов на основе имеющейся у него информации как  о состоянии экономики в целом, так и в области наличного  денежного обращения.
     Полномочия  Банка России по вопросам работы с  денежной наличностью достаточно широки. Банк России осуществляет регулирование  хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяет порядок  ведения кассовых операций. В сферу  его компетенции входят вопросы  уничтожения банкнот и монет  Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монет. По этим вопросам Банк России вправе издавать нормативные  правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими  лицами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.