На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формирование и расчет показателей прибыли и рентабельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» 
 
 
 
 
 
 
 
 

 «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» 
 

Тема: Формирование и расчет показателей прибыли и рентабельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание
Введение           2 стр.
Оценка  финансового состояния коммерческого предприятия.
Анализ  состава балансовой прибыль                             3 стр.
Анализ  финансовых результатов от обычных  видов деятельности 5 стр.
Анализ  уровня среднереализационных цен     7 стр.
Анализ  финансовых результатов от прочих видов деятельности  8 стр.
Анализ  рентабельности продукции       9 стр.
Анализ  распределения и использования  прибыли предприятия  12 стр.
Анализ  прибыли и рентабельности с использованием международных
 Стандартов          14 стр.
Анализ  и планирование прибыли       18 стр.
Список  литературы         34 стр.
Практическая  часть         35 стр. 

 

Введение
    Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
    Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.
    Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных задач можно выделить:
      повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки;
      объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов;
      определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов;
      контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
      выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса; проверка оптимальности управленческих решений.
    Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой.
    В процессе управления для обоснования  принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его  отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.
Оценка  финансового состояния  коммерческого предприятия
Анализ  состава балансовой прибыли
     Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.
     Величина  прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
  Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:
      Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
      Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
      Анализ уровня среднереализационных цен.
      Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
      Анализ рентабельности деятельности предприятия
      Анализ распределения и использования прибыли.
        Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.
      В анализе используются следующие  показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
          Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
           Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.
          Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Анализ  состава и динамики балансовой прибыли
         В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.
        Для этого выручку необходимо  скорректировать на средневзвешенный  рост цен на продукцию предприятия  в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. 

Анализ  финансовых результатов  от обычных видов  деятельности
          Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).
           Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
          Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
            Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
           Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
            Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.
       Расчет  влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж
       Изменение суммы прибыли за  счет:
объема  реализации продукции 
структуры товарной продукции 
средних цен реализации          
себестоимости реализуемой продукции 
           Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов.
           Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
           Выполнение плана по объему  продаж исчисляют сопоставлением  фактического объема реализации  с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.
          Затем следует определить сумму  прибыли при фактическом объеме  и структуре реализованной продукции,  но при плановой себестоимости  и плановых ценах. Для этого  необходимо от условной выручки  вычесть условную сумму затрат:
.
         Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
       Если предприятие производит  неоднородные виды продукции,  тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

где Riплплановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
         Следует проанализировать также  выполнение плана и динамику  прибыли от реализации отдельных  видов продукции, величина которой  зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид
 
 
Анализ  уровня среднереализационных цен
           Среднереализационная цена единицы  продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
           Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
            Изменение среднего уровня цены  изделия за счет его качества  (DЦкач) можно определить следующим образом:
,
где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн – объем реализации продукции нового качества; VРПобщ – общий объем продаж  i-го вида за отчетный период.
           Расчет влияния сортности продукции  на изменение средней цены  можно выполнить способом абсолютных разниц.
             Для этого отклонение фактического  удельного веса от планового  по каждому сорту умножаем  на плановую цену единицы продукции  соответствующего сорта, результаты  суммируем и делим на 100:
.
         По такой же методике рассчитывается  изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции.
         Если на протяжении года произошло  изменение отпускных цен на  продукцию по сравнению с плановыми  в связи с инфляцией, то изменение  цены по каждому виду продукции  умножается на объем ее реализации  по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
 
Анализ  финансовых результатов  от прочих видов деятельности
          Выполнение плана по прибыли  в значительной степени зависит  от финансовых результатов деятельности,  не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
            Анализ сводится в основном  к изучению динамики и причин  полученных убытков и прибыли  по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями.
            При анализе устанавливаются  причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
             Изменение суммы полученных штрафов  может произойти не только  в результате нарушения договорных  обязательств  поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их.
            Поэтому при анализе данного  показателя следует проверить,  во всех ли случаях нарушения  договорных обязательств были  предъявлены поставщикам соответствующие  санкции.
           Убытки от списания безнадежной  дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
           Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста снижения.
          В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные  на предупреждение и сокращение  убытков и потерь от данных  видов деятельности  

Анализ  рентабельности продукции
         Показатели рентабельности более  полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает  соотношение эффекта с наличными  использованными ресурсами. Их  применяют для оценки деятельности  предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели  рентабельности можно объединить в несколько групп:
    показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
    показатели, характеризующие рентабельность продаж;
    показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
    Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) чистой прибыли (Пч)  к сумме затрат по реализованной произведенной продукции (З):
    
    Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
    Рентабельность  продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
.
    Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
.
    В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
    Факторная модель этого показателя имеет вид:
    Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
    Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

    Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж.
    Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
.
    Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости ед), среднего уровня цен i) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
    Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости  Коб), который    определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
    Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.
    И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения  того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем  продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
    Взаимосвязь названных факторов с уровнем  рентабельности капитала можно записать в виде
.
    Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение  качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта.
    Таблица 2
Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции
      

   Анализ  распределения и  использования прибыли  предприятия
   После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья -на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.
   Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет.     Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.
      В процессе анализа необходимо  изучить динамику доли прибыли,  которая идет на самофинансирование  предприятия и материальное стимулирование  работников и таких показателей,  как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.
    В процессе анализа необходимо изучить  выполнение плана по использованию  прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли ч) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi). Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов: Фi = Пч . Кi. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного фактора анализа.
      Затем надо рассчитать влияние факторов изменения  чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого  прирост чистой прибыли за счет каждого  фактора умножим на плановый коэффициент  отчислений в соответствующий фонд:
.
      Важной  задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.
      Фонд  накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.
      Фонд  социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).
      В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект. 

Анализ  прибыли и рентабельности
с использованием международных  стандартов
     В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
     Маржинальный  доход (МД) – это прибыль в сумме  с постоянными затратами (А).
МД=П+А,
откуда
П=МД-А.
     С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.
Очень часто при определении суммы  прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).
Поскольку
,
то
.
    Данная  формула успешно применяется  тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.
    При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять  модифицированную формулу определения  прибыли, если известно количество проданной  продукции и ставка маржинального дохода с) в цене за единицу продукции:

где В - переменные затраты за единицу продукции.
    Последняя формула позволяет  определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.
    Методика  анализа прибыли несколько усложняется  в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.
    В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы  прибыли при многономенклатурном  производстве используется модель .
    Средняя доля маржинального дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):
     ;    .
    После этого факторная модель прибыли  от реализации продукции будет иметь  вид
.
      Она позволяет установить изменение  прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.
    Методика  анализа рентабельности  по системе «директ-кост» будет осуществляться  с использованием следующей факторной модели
.
      Для анализа рентабельности издержек в  целом по предприятию используем следующую факторную модель:
.
    Последовательно заменяя плановый (базисный) уровень  каждого факторного показателя на фактический и сравнивая результат расчета до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).
Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):
.
    Анализ  рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной  модели:

где Пббалансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.
      Аналогичным образом производится анализ рентабельности и в том случае, если коэффициент  оборачиваемости капитала рассчитан не по дебетовому, а по кредитовому обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда факторная модель рентабельности инвестиционного капитала будет иметь вид

      Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании  учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
      Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные. 

 

Анализ и планирование прибыли
    Планирование  прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное  место в стратегическом управлении коммерческим предприятием.
    Разработка  плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.
    Плановые  показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.
    Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа прибыли  и рентабельности за прошедший исследуемый  период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности.
    В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.). На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние.
    К группе внешних факторов относятся:
      уровень развития экономики страны в целом;
      меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
      природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
      изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;
      нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
     Вторая  группа объединяет факторы, непосредственно  связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины.
   К основным факторам этой группы относятся:
    результаты коммерческой деятельности,
    эффективность заключенных сделок на поставку товаров,
    объем и структура товарооборота,
    формы и системы оплаты труда, производительность труда,
    эффективность основных и оборотных средств,
    уровень валовых доходов и издержек обращения,
    размер прочей прибыли и др.
     Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной  дисциплины, являются:
      нарушение налогового законодательства и действующего порядка установления и применения цен и торговых надбавок;
      экономия, полученная в результате недовыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, плана текущего ремонта основных фондов, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров и др.;
      экономия, полученная в результате ухудшения культуры обслуживания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.;
      несоблюдение методов списания безнадежных долгов, принятой методики оценки товарно-материальных ценностей, начисления износа основных фондов и нематериальных активов.
     Внутрихозяйственный анализ прибыли и рентабельности включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный) анализ.
     Текущий анализ проводится по важнейшим отчетным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия, выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности.
     Этот  вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно будет учесть только в будущей работе. Запоздалость получения соответствующей информации (в середине следующего месяца, квартала, к концу января, а то и к середине апреля при анализе годовых данных) не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки.
     Сгладить выявленные недостатки текущего анализа позволяет оперативный повседневный анализ, как это принято за рубежом. Он основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данного предприятия. Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах. Широкое применение ЭВМ позволит значительно повысить достоверность аналитических оценок.
     Особенность и специфика перспективного анализа (начального этапа планирования) заключаются  в рассмотрении явлений и процессов  хозяйственной деятельности с позиций будущей перспективы (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более).
       Последовательность  прогнозного анализа в общем  виде заключается в следующем:
    определяется круг показателей, характеризующих перспективу развития предприятия, по основным направлениям его хозяйственной деятельности;
    строится график исходного динамического ряда взаимосвязей показателей и путем сравнения его с графиком известных функций отбирают наиболее подходящие;
    вводятся в систему дополнительные ограничения, рассчитываются теоретические уровни ряда и показатели соответствия полученной формулы принятым ограничениям (чаще всего в этих целях используется метод наименьших квадратов).
       Оценка  прибыльности коммерческого предприятия  проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателям, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние, особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе и планировании основных показателей хозяйственной деятельности).
       В ходе анализа выясняется, сумело ли коммерческое предприятие получить запланированную прибыль, по каким  причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват - плохое планирование или плохая работа.
       Анализ  прибыли производится в несколько  этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.
       На  втором этапе оценивается влияние  факторов на прибыль и рентабельность:
а) изменение  объема товарооборота в текущих  ценах, рассчитывается по формуле
АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100 ,
где АПаq - изменение прибыли за счет изменения  размера товарооборота; Qп и Qб - объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах, млн р.; Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период;
б) изменение  объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота)
АПаq = ((CQ - Qб) x Ртб))/100 ,
где CQ - сопоставимый товарооборот;
в) для  измерения влияния цен реализуемых  товаров на прибыль можно использовать следующую формулу:
Agaйci = (ФТ x (Iп - 1) x Р тб)/100
     где ФТ - физическая масса товаров; Iп - индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным. Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах;
г) влияние  изменения уровня валового дохода на прибыль определяятся следующим образом:
AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф ,
где УВДф - фактический (ожидаемый) уровень валового дохода в текущем году (периоде), %', УВДб - уровень валового дохода в  базисном периоде; %, Qф - объем фактического товарооборота;
д) оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения:
AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100 ,
где УИОф - фактический уровень издержек' обращения, %; УИОб - уровень издержек обращенияяв базисном периоде, %',Оф - фактический объем товарооборота;
е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом пряяого счета. Изменение разницы между доходами и расходами и будет .размером влияния данного фактора на результат;
ж) изменение  эффективности использования ресурсов и капитала предприятия измеряятся с помощью следующей формулы:
П = (Р x Ррп)/100 ,
где Р - .размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке; Pрп - рентабельность использования определенного вида ресурсов (капитала), %.
(Совокупное  влияние на формирование прибыли размера используемых ресурсов и эффективности их использования рассчитывается следующим образом:
AПар  = ((Рп - Рб) x Ррб)/100 ;
Aпаррп  =(Рп x (Ррп - Ррб))/100 ,
       На  втором этапе анализа по рекомендациям  отдельных экономистов предлагается также рассчитать удельный вес валовых доходов в товарообороте, удельный вес в валовых доходах чистой продукции (заработная плата плюс прибыль), удельный вес в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей построить график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли для решения основных задач.
       На  третьем этапе выявляются резервы  увеличения прибыли и возможности  их использования в перспективе.
       Влияние факторов на размер отклонения фактической  прибыли от плановой определяется по аналогии с вышеизложенной методикой.
       На  прибыль и рентабельность большое  влияние оказывают ценовые факторы. С ростом цен на товары увеличивается  сумма валового дохода и, наоборот, снижение цен приводит к ее уменьшению (прямая зависимость). Изменение тарифов на услуги других отраслей изменяет сумму издержек обращения. С их увеличением растут издержки, а тем самым уменьшается прибыль (обратная зависимость). Для расчета влияния ценовых факторов необходимо пересчитывать сумму валового дохода и издержек обращения в сопоставимые цены. Наряду с этими факторами (изменение цен и тарифов) в процессе анализа устанавливается влияние на прибыль изменения объема реализации товаров в сопоставимых ценах и структуры товарооборота.
     Анализ  прибыли и рентабельности завершается  обобщением неиспользованных резервов для их роста. Такими являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения.
       Для углубления анализа необходимо более  детально изучить все вышеназванные  резервы роста прибыли на предмет  реальной возможности их реализации с целью получения более высокой прибыли и рентабельности. В этой связи рекомендуется использовать материалы оперативного анализа. И после этого приступают к прогнозному анализу.
       Глубокий  анализ прибыли и рентабельности представляет собой важный информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли на перспективу.
     Хотя  в условиях нестабильной экономической  ситуации и постоянного роста  цен многие отказываются от планирования по причине сложности прогнозирования  даже однозначных количественных показателей, тем не менее без таких расчетов управляемость предприятия значительно снижается. Как показывает зарубежный опыт, именно детальное планирование позволило фирмам выжить, развиваться и побеждать в конкурентной борьбе.
       При отсутствии прогнозных расчетов по важнейшим  показателям предприятие не в  состоянии оперативно контролировать свои доходы и расходы к принимать  соответствующие управленческие решения.
       Разработка  прогнозных расчетов прибыли обусловлена  необходимостью ежеквартального представления справки о взаимоотношениях с бюджетом по налогам на прибыль (доходы) налоговой инспекции своего района. В этой справке показывается прибыль, принятая в плане предприятия, в том числе доходы от других мероприятий и видов деятельности, налог на недвижимость, льготируемая и налогооблагаемая прибыль, ставка налога и сумма прибыли, которая должна быть перечислена в бюджет. Чтобы составить такую справку, кроме прибыли необходимо рассчитать и все другие промежуточные показатели: валовой доход, издержки обращения, товарооборот.
       С целью повышения достоверности  прогнозных расчетов прибыли рекомендуется  разрабатывать прогноз не на год, а на квартал (а для внутренних целей - на месяц), т. е. идти от частного к общему.
       При прогнозировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие, между желанием запланировать максимальную прибыль (минимальную - при сокрытии ее) и реальными возможностями ее получения исходя из мощности предприятия, объема товарооборота, валовых доходов, издержек обращения и других ограничений.
       В процессе разработки прогнозов прибыли  могут быть использованы следующие  методы:
    метод определения прибыли на вложенный капитал;
    технико-экономических расчетов (нормативный);
    расчетно-аналитический;
    прямого счета;
    экономико-статистический (метод скользящей средней, уравнение простой регрессии, метод удвоенной средней, метод экстремумов, производственная функция, логарифмический);
    экономико-математический (множественная корреляционно-регрессионная модель);
    метод оптимизационных моделей;
    метод, основанный на использовании в расчетах маржинального дохода.
    В основе любого из вышеуказанных методов  планирования прибыли лежит имеющая  место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками обращения. Расчет нормы прибыли, на вложенный капитал основан взаимосвязях между оборотом производственного капитала и рентабельностью продаж
       Размер  прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая функция зависит от выбранной предприятием стратегии.
       По  мере развития рыночных отношений основным методом прогнозирования становится метод обеспечения соответствующей прибыли на вложенный капитал. При прогнозировании с помощью данного метода решается задача сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и его увеличения (если это предусмотрено принятой стратегией). Средствами для увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации товаров за счет ввода в действие дополнительных торговых площадей, изыскания дополнительных источников товарных ресурсов, ускорения товарооборачиваемости, оказания дополнительных услуг, разумной тактики в области ценообразования и управления финансовыми ресурсами, сокращение издержек обращения.
       Исходными данными для прогнозирования  прибыли по этому методу служат: информация о сумме вложенного капитала (по данным последнего отчетного баланса); прогнозируемый уровень рентабельности на вложенный капитал, штатное расписание по предприятию, прогнозируемые величины фонда оплаты труда, всех издержек и материальных затрат, действующие ставки на-логов и др.
       При определении минимального или необходимого размера прибыли как целевой  функции предприятие исходит  из прогнозной величины его капитала: прогнозов процентной ставки банков и нормы прибыли на капитал (средняя рентабельность капитала).
       Прогнозируемая  величина капитала зависит от его  состава и факторов (источников), которые содействуют его росту (уменьшению). Таковыми могут быть кредиты  банков, выпуск облигаций и их стоимость, продажа акций и их цена, уровень инфляции.
       Расчет  минимальной прибыли производится по формуле:
Пmin = (К x МРР)/(100 - Ск)
       Размер  необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей предприятия в финансировании мероприятий  по его производственному и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством и создании соответствующих фондов (риска, резервного, фонда для выплаты дивидендов и др.).
       Потребности предприятия в ресурсах для финансирования мероприятий, связанных с производственным и социальным развитием предприятия, определяются следующим образом.
               Вначале определяется удельный  вес всех налогов и обязательных  платежей из прибыли в ее  общей величине, что сложилась  в отчетном периоде. В тех  случаях, когда в плановом периоде  изменится порядок налогообложения, сумму налогов необходимо уточнить с учетом этих изменений. Затем рассчитывается сумма необходимой прибыли (Пн) для обеспечения потребности предприятия в финансовых ресурсах и создания соответствующих фондов:
Пн = Чпн x 100, или Пнорм = (К x НПК)/(100 - Сп 100 - Сп) ,
где ЧП - потребность в чистой прибыли, р.; Сп - средний уровень налогов и  обязательных платежей в процентах  к балансовой прибыли; К - капитал  предприятия, р.; НПК - норма прибыли  на капитал, %.
       За  рубежом на практике часто прибыли  определяют не по отношению к активам (капиталу), а к затратам. Во многих случаях легче установить прибыль  как определенный процент к издержкам  обращения (себестоимости) и в результате цена обеспечит необходимую отдачу на задействованные активы. Такая практика применяется, когда издержки обращения по реализации разных товаров примерно одинаковые в расчете на единицу реализации (кг, т, м, р, 1000 р.) или объем активов, задействованных в процессе купли-продажи, изменяется пропорционально издержкам. Чаще всего применяется рентабельность к себестоимости (в плановых расчетах) на уровне 10-15 %.
       Большую помощь в углубленном понимании  сути и количественном определении  целевой прибыли, в выборе оптимального планового решения по прибыли и рентабельности оказывает расчет точки безубыточности (самоокупаемости), точки критического объема продаж, коэффициента Большую помощь в углубленном понимании сути и количественном определении целевой прибыли, в выборе оптимального планового решения по прибыли и рентабельности оказывает расчет точки безубыточности (самоокупаемости), точки критического объема продаж, коэффициента самофинансирования.
       Оптимальной целевой прибылью называют такую  величину прибыли, которая предполагает полное и эффективное финансирование всех ее внутрихозяйственных потребностей в средствах и позволяет при стабильных нормативах отчислений от прибыли участвовать в формировании доходов государственного и местного бюджетов.
       Прибыль, закладываемая в основу торговой надбавки, по своим запасам прочности должна быть на 2-3 года вперед достаточной для возмещения потребности в капитальных вложениях (с учетом средств амортизационного фонда), пополнения прироста собственных оборотных средств, для образования соответствующих фондов.
       Точка безубыточности (точка самоокупаемости) находится на таком уровне, где переменные расходы плюс общие постоянные расходы равны общим поступлениям доходов, т. е. точка, при которой уровень рентабельности равен 0,00 %. Точка безубыточности определяется по формуле
ТБУ= 100(E ИОпост)/(УВД-УИОпер)
       Самофинансирование  означает финансирование своих потребностей за счет собственных источников: прибыли  и амортизационных отчислений. Возможности  для самофинансирования создаются  путем накопления собственных денежных средств, рациональной организации торгово-производственного процесса, постоянного обновления основных фондов, ускорения оборачиваемости оборотных средств, регулирования потребностей рынка.
       Эффективность самофинансирования и его уровень  зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования определяется при помощи коэффициента самофинансирования (Кс):
Кс = (Пн + А)/К + КЗ
где Пн - прибыль, направляемая в фонд накопления, р.; А - амортизационные отчисления, р.; К - заемные средства, р.; КЗ - кредиторская задолженность и другие привлеченные средства, р.
       Коэффициент самофинансирования показывает, насколько  объем собственных источников финансирования развития предприятия превышает  объем привлеченных средств.
       Сущность  нормативного метода (технико-экономических расчетов) планирования прибыли заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических расчетов определяется потребность предприятия в прибыли. Такими нормативами могут быть ставки налогов, размеры тарифов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах, нормы запасов товарно-материальных ценностей, тары, нормативы отчислений в ремонтный фонд и др.
       Расчетно-аналитический  метод планирования иногда называют методом экспертных оценок. Он основан на использовании результатов анализа достигнутой величины исследуемого показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде. Указанный метод применяется тогда, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между основными показателями устанавливается лишь косвенно, на основе анализа их динамики и связей.
       Величина  возможного размера прибыли Пвозм  при использовании данного метода определяется по следующей формуле:
Пвозм = Урб x ПТ + АПФ,
где У  рб - уровень рентабельности реализации товаров, сложившейся в отчетном году (периоде), % ;ПТ - плановый объем товарооборота, р.; АПФ - изменение прибыли в связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли.
       Даже  если на предстоящий год запланированы  те же самые действия, что имели место в отчетном году, величины валовых доходов, издержек и прибыли в планируемом периоде будут отличаться от их значений в отчетном периоде. Это происходит под воздействием изменения внешних (инфляция, изменения в области валютных отношений, законодательства) и внутренних условий деятельности фирмы (предприятия) (новые инвестиции, изменение структуры товарооборота, увеличение сотрудников.
       Метод прямого счета для прогнозирования  прибыли применяется, когда имеются  надежные данные о прогнозных величинах издержек обращения, валовых доходов, налогах, когда не предвидится резких изменений ни в объемах деятельности, ни во внешней, ни во внутренней среде функционирования пред-приятия. Тогда прогнозный размер прибыли от реализации определяется как разница между прогнозами валовых доходов, издержек обращения и налогов: п = вд- ио- н.
       Сущность  экономико-математического моделирования  в планировании прибыли заключается  в том, что оно позволяет найти  количественное выражение взаимосвязей между прибылью и факторами, ее определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание экономического процесса (процесса формирования прибыли), т. е. описание факторов, определяющих прибыль. Модель может строиться на функциональной или корреляционной модели.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.