На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Занятость населения: социально-экономическая сущность, направления совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  науки и образования  Российской Федерации

Федеральное агентство образования
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра экономики труда и управления персоналом 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по теме:
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, 
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 
 
 

  Выполнила: студентка  группы № 8021
Пешкова Д. А.
зачетная книжка № 081247
Руководитель: Москвина О. В.
 
Новосибирск
2010
 


Содержание 

Введение 3
Глава 1. Занятость населения 4
1.1.Понятие  занятости населения 4
1.2. Уровень  занятости населения. 9
Глава 2. Анализ состояния  рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 11
Глава 3. Государственная  политика и социальная поддержка населения  в области занятости 18
3.1. Цель и виды  государственной  политики занятости  населения 18
3.2 Гарантии государства  в области занятости,  социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным 21
3.3. Перспективы и  основные пути  повышения занятости  в РФ 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение   32
 

Введение  

    Проблема  занятости населения является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства. Исходя из важности системного характера  процессов становления рыночной экономики, занятость населения  представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное  использование которого является необходимым  фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени  основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.
    В современный период развития рынка  очевидна потребность во всестороннем анализе и глубокой проработке теоретических  и методологических аспектов государственного регулирования занятости в целях  достижения наиболее полного использования  трудовых ресурсов общества.
    Актуальность  данной курсовой работы особенно возрастает в настоящее время в связи  с новым организационно-управленческим подходом к государственному регулированию  занятости - с передачей значительной части полномочий в этой сфере  от федерального центра на уровень  субъектов Российской Федерации.
    Несмотря  на то, что проблемы государственного регулирования занятости и рынка  труда стали предметом исследования многих отечественных экономистов  в качестве самостоятельного объекта  анализа или как части комплексной  проблемы государственного регулирования  рыночной экономики, ключевые вопросы  трансформации государственного воздействия  на занятость и рынок труда, возрастающие требования к регулированию занятости  остаются в числе проблем, требующих  всестороннего рассмотрения и исследования.
     Основная  цель курсовой работы – раскрытие понятия занятости населения, механизмов регулирования занятости населения и поиск путей повышения эффективности воздействия и изменения направленности регулирования в условиях нового этапа развития экономики – перехода от стабилизации к экономическому росту.
     Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:
     раскрыто  экономическое содержание занятости  населения как экономической  категории, показана ее связь с категорией рынка труда;
     показано  своеобразие процесса формирования и функционирования государственного регулирования занятости в России как части общей системы регулирования  рыночной экономики;
     раскрыты  принципы организации государственного регулирования и механизмы воздействия  на занятость на федеральном и  региональном уровнях;
     предложены  меры по активизации государственного воздействия на занятость на региональном уровне в связи с расширением  полномочий субъектов Российской Федерации.
 


Глава 1. Занятость населения
1.1.Понятие  занятости населения 

   Занятость      населения      является      важной      социально- экономической категорией, связанной с реализацией права чело века «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (Конституция РФ, статья 37, пункт 1). Понятие «занятость населения» при всей, на первый взгляд, очевидности содержит вопросы, которые требуют своего рассмотрения.
   Федеральный закон РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» трактует занятость  населения как «деятельность  граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход» (ст.1 пункт 1). Однако  нужно отметить, что подобное понятие противоречит данному в этом же Законе (ст. 2) понятию «занятые», к которым относят не только разные категории работающих, но также и тех, кто временно отсутствует на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации,   забастовкой   и   иными   подобными   причинами. Следовательно, занятость характеризуется не только деятельностью, но и периодами временного бездействия людей в связи с болезнью, периодами отпусков и т.п. Более того, можно быть занятым, но не работать в силу того, что окончилось рабочее время и наступило время отдыха. В терминологии необходима точность и строгость формулировок.
   Более точным, с нашей точки зрения, социально-экономическую категорию занятость населения можно определить, как состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость - это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.
   Другим  состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы будет безработица.
   Состояние занятости напрямую связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 г., категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях МОТ, которым следует Госкомстат России.
          Особенности определения показателей  численности занятых 

  По  методологии МОТ (методике Госкомстата Российской Федерации от 25 мая 1993 г.) По Федеральному закону «О занятости населения в  Российской Федерации» в редакции от 10 января 2003 г.
  1 2
  Занятые это: лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших  возрастов,  которые  в рассматриваемый период:    •   выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую  доход  работу     самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность;
    •   выполняли работу без оплаты на семейном предприятии 
 
 
 
 

  (Военнослужащие, работники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по методологии МОТ относятся к наемным работникам.)
  
  Занятые это граждане:    •   работающие  по  трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего   времени,   а   также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением    общественных работ (кроме граждан, указанных в сноске)*;
  •   зарегистрированные     в  качестве         индивидуальных предпринимателей;
   •   занятые   в   подсобных промыслах    и    реализующие продукцию по договорам;
   • выполняющие     работу по    договорам    гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, , заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
    избранные, назначенные 
    или утвержденные на оплачиваемую должность;

    проходящие      военную службу, альтернативную гражданскую   службу,   а   также 
    службу в органах внутренних дел, Государственной  противопожарной службе, учреждениях    и    органах    уголовно-исполнительной системы;

    проходящие очный курс обучения в общеобразовательных   учреждениях,   учреждениях   начального   профессионального   и высшего профессионального    образования    и других   образовательных   учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;
  
  временно  отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения 
содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других 
подобных причин;
  Временно  отсутствующие  на рабочем месте в связи с не трудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных     обязанностей     или иными   уважительными   причинами.   
  Не  включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений
 
 
    * Из  числа граждан, участвующих в  общественных работах, Федеральный закон от 10.01.2003 г. относит к занятым: впервые ищущих работу; уволенных более одного раза в течение года за виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремящихся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва; отчисленных за виновные действия с обучения после направления туда службой занятости; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности) или пройти переподготовку после окончания первого (годового) периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
    Сравнение категории «занятые» в обоих  источниках показывает, что Федеральный закон в отличие от рекомендаций МОТ и методики Госкомстата России от 25 мая 1993 г., помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что по существу совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях.
     Что касается общественных работ, то трудно понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» к занятым, а другая - к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва, и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым? Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно.
    Относительно  обучающихся очно положение более  понятное. В самом деле, обучающиеся очно - люди занятые, такими их считает Федеральный закон. Но следует понимать, что в методике Госкомстата России речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности - дневного обучения - они должны быть экономически не активны, то есть не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка1.
    Подобное, казалось бы, разночтение согласуется  при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.
    Продуктивная  занятость - это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, определенной в соответствии с методологией учета занятости МОТ и методикой Госкомстата России.
   Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Федеральном законе о занятости населения (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот занятыми не считает).
    Полная  занятость - это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.
    Рациональная  занятость - определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально-полезной. Уровень рациональной занятости - гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического развития страны определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.
    Эффективная занятость - теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость нужно максимизировать.
  Скрытая занятость - это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду замости относится теневая экономика или ее неформальный сектор - нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.
    Частичная занятость - форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная Трудовым кодексом РФ, составляет не более 40 часов. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами также для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительность трудовой нагрузки работника дает основание относить его к частично занятому.
    Временная занятость - такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может быть от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, для работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, для выполнения сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.
    Гибкая  занятость - форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда, такими как:
    нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. К ним относятся: режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;
    нестандартные организационные формы найма работников в 
    виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера,  трехсторонних  соглашений  между  службой занятости, предпринимателем и временным работником;

    нестандартные способы работы и рабочие места, к которым 
относятся надомный труд - выполнение производственного задания 
в домашних условиях, работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;

    • самозанятость граждан, которая  осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или с помощью членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.
    Иногда  к гибким формам занятости относят  гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что по нашему мнению неточно. Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы.
   В статистике зарубежных стран можно  встретить понятие альтернативные виды занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относятся: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работа по вызову; работа по выходным дням; надомный труд и др. гибкие формы занятости.
   Гибкие  формы занятости заключаются  в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких, как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь. Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников2.
В экономической  литературе встречается понятие  избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической гибкости были низкий уровень заработной платы, задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы3.
1.2. Уровень  занятости населения.
    Безработица отступает каждую неделю, радостно рапортуют  чиновники. Мало уже  кто вспоминает, что  безработица опасна не своими масштабами, а своей продолжительностью, мало кто говорит, что государство  выбрало неправильные приоритеты.  
 
        Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в апреле 2010 г. составил 8,2%, сообщил на прошлой неделе Росстат. По сравнению с мартом 2010 г. численность безработных сократилась на 278 тыс. человек, или на 4,3%. Однако с начала 2009 года количество безработных на одно вакантное рабочее место в среднем по стране выросло за год с 16 человек на место до 24. Этот показатель сигналит о том, что напряженность на рынке труда не падает, как считает покладистый Росстат, а растет.      
        О чем говорит сокращение вакантных мест? О том, что предприятия не заявляют новые вакансии, не информируют службы занятости о них. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что планов развивать производство, делать какие-то инвестиции, в том числе создавать новые рабочие места, нет. Ситуация на российском рынке труда — не тот случай, когда сокращение вакантных мест говорит о техническом переоснащении производства, у большинства наших компаний подобных планов нет.

     
         Другой аспект вопроса — как безработные ищут работу. В последнее время растут надежды людей, потерявших работу, на госучреждения и службы занятости. Однако не стоит преувеличивать значение этих мер, скорее сказалась мощная государственная “антикризисная” PR-кампания.  

     
         Если говорить о перспективах изменения безработицы, то они зависят от общего состояния развития экономики. У нас два месяца подряд рост промышленности снижается. По оценке директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, этот год будет годом с отрицательными темпами роста до 2% падения ВВП. Это не дает оснований оптимистично смотреть на то, что ситуация с занятостью будет улучшаться.

     
        Кроме того, надо учитывать, что весь 2009 год предприятия делали все возможное, чтобы не сокращать людей. “АвтоВАЗ” всеми правдами и неправдами откладывал увольнение 30 с лишним тысяч человек. Таким образом, 2009 год был годом накопления отрицательного потенциала по занятости населения. И 2010 год в этом плане более тревожный. Поэтому безработица может достигнуть 10%.

Проблемы  занятости населения
    Проблема  занятости населения - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
    Одним из видов структуризации рынка труда  является его разделение по демографическим  и профессиональным признакам.
    Различают:
    рынок труда молодежи. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
    рынок труда лиц предпенсионного  возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.
    рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
    Поиск путей решения проблем занятости  привел к образованию нестандартных  ее форм, которые выходят за рамки  нормативной продолжительности  рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет  сократить общую численность  незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа  слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости  идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления  их между работниками и сокращения рабочего времени.
 

    Глава 2. Анализ состояния  рынка труда Российской Федерации в марте 2010 года 
(по итогам обследований населения по проблемам занятости)

    Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости  по состоянию на вторую неделю марта 2010 года. Начиная с сентября 2009г., опросы населения проводятся ежемесячно.
    Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны.
    В численности экономически активного  населения 68,2 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
    По  сравнению с февралем 2010г. численность  безработных практически осталась на том же уровне.
    
    Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в марте 2010г. составил 8,6%.
    
    Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в марте 2010г. составил 61,2%.
    Экономическая активность населения
  IV квартал 
2009г.
    2010г. I квартал 
2010г.
I квартал 2010г.  
к IV кварталу  
2009г.,  
(+, -)
январь февраль март
Тыс.человек            
Экономически  активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) 75570 74569 74464 74646 74560 -1010
занятые 69503 67737 68028 68228 67998 -1505
безработные 6067 6832 6436 6418 6562 495
В процентах            
Уровень экономиической активности 
(экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)
67,8 66,9 66,8 67,0 66,9 -0,9
Уровень занятости 
(занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)
62,4 60,8 61,1 61,2 61,0 -1,4
Уровень безработицы 
(безработные к численности экономически активного населения)
8,0 9,2 8,6 8,6 8,8 0,8
    Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  марта 2010г. в государственных учреждениях  службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.
    
    ____________________ 
1) По данным обследования населения по проблемам занятости: 1999-2008гг. - ноябрь, 2009г. - декабрь. 
2) По данным Роструда - на конец периода.

    Одна  из причин таких отклонений - это  методологические различия в части  охвата категорий населения.
    Безработными  в учреждениях службы занятости  населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в  образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях1). При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.
    В марте 2010г. в составе общей численности  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, более 0,6 млн. человек, или 10% составляли граждане, которые  не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42,7% составляли лица проходящие очный курс обучения в образовательных  учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 57,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.
    Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости  и данным административного учета  службы занятости населения, имеются  причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.
    
    _____________________ 
1) Безработные, зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.
    Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 57% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках  работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2010г. составила 41%, среди безработных женщин - 46%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
    Безработица по полу и месту  проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2010г. составила 44,8%, доля городских жителей среди безработных - 63,6%.
    Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы  среди городских жителей. В марте 2010г. это превышение составляло 1,8 раза.
    Уровень безработицы по полу и месту проживания
    в процентах
  Всего Мужчины Женщины Городское население Сельское   
население
2009г.                      
Февраль 9,4     10,2     8,6     8,2 13,1
Май 8,5     9,2     7,9     7,7 10,9
Август 7,8     8,3     7,4     6,9 10,7
Сентябрь 7,6     8,1     7,0     6,7 10,2
Октябрь 7,7     8,2     7,3     6,7 10,7
Ноябрь 8,2     8,4     7,9     7,4 10,5
Декабрь 8,2     8,8     7,6     7,1 11,5
2010г.                      
Январь 9,2     9,9     8,4     7,8 13,4
Февраль 8,6     9,5     7,8     7,5 12,0
Март 8,6     9,3     7,9     7,2 12,8
    Возрастной  состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,6%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,0%, 20-24 года - 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (37,0%) и 20-24 года (17,5%). По сравнению с февралем 2010г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,6 процентного пункта.
  
    В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  марте 2010г. составил 19,8% (в феврале 2010г. - 18,9%), в том числе среди городского населения - 18,0%, среди сельского  населения - 24,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем  безработицы взрослого населения  в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,3 раза, сельского населения - 2,2 раза.
    Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).
    Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем  среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 35,5% и 24,2%.
    Наличие опыта работы. В численности безработных 24,7% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2010г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (19% - за счет молодежи до 20 лет, 45% - от 20 до 24 лет, 17% - 25-29 лет).
    В марте 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, ликвидацией организации или  собственного дела, составила 27,5%, а  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 22,6%.
    Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

    Данные  по субъектам Российской Федерации  приведены в приложении.
 

Глава 3. Государственная  политика и социальная поддержка населения  в области занятости
3.1. Цель и виды государственной политики занятости населения
    Государственная политика занятости населения- это  часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения  в экономике на основе повышения  эффективности программ обеспечения  занятости, развития системы социального  партнерства, стимулирования мобильности  активного населения и усиления гибкости рынка труда.
Основные  принципы государственной  политики в области  содействия занятости  населения
    В Федеральном Законе «О занятости  населения в Российской Федерации» установлено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость.
    Государственная политика в области содействия занятости  населения направлена на:
    - развитие  трудовых ресурсов, повышение их  мобильности, защиту национального  рынка труда;
    -обеспечение  равных возможностей всем гражданам  Российской Федерации независимо  от национальности, пола, возраста, социального положения, политических  убеждений и отношения к религии  в реализации права на добровольный  труд и свободный выбор занятости;
    - создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека;
    - поддержку  трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках законности, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;
    -осуществление  мероприятий, способствующих занятости  граждан, испытывающих трудности  в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих  наказание в виде лишения свободы;  несовершеннолетние в возрасте  от 14 до 18 лет; лица предпенсионного  возраста (за два года до наступления  возраста, дающего право выхода  на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую  трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы;  граждане, уволенные с военной  службы, и члены их семей; одинокие  и многодетные родители, воспитывающие  несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;  граждане, подвергшиеся воздействию  радиации вследствие Чернобыльской  и других радиационных аварий  и катастроф; граждане в возрасте  от 18 до 20 лет из числа выпускников  учреждений начального и среднего  профессионального образования,  ищущие работу впервые;
    - предупреждение  массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
    - поощрение  работодателей, сохраняющих действующие  и создающих новые рабочие  места прежде всего для граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы;
    -объединение  усилий участников рынка труда  и согласованность их действий  при реализации мероприятий по  содействию занятости населения;
    -координацию  деятельности в области занятости  населения с деятельностью по  другим направлениям экономической  и социальной политики, включая  инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
    -координацию  деятельности государственных органов,  профессиональных союзов, иных представительных  органов работников и работодателей  в разработке и реализации  мер по обеспечению занятости  населения;
    - международное  сотрудничество в решении проблем  занятости населения, включая  вопросы, связанные с трудовой  деятельностью граждан Российской  Федерации за пределами территории  РФ и иностранных граждан на  территории Российской Федерации,  соблюдение международных трудовых  норм Ст. 5 Федерального Закона  « О занятости населения в  Российской Федерации» (в ред.  ФЗ № 287 - ФЗ от 25. 12. 2008 г.) // СПС  « Консультант плюс».
Органы  Федеральной службы по труду и занятости, их права и обязанности
    Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
    В число ее основных функций входят следующие:
    -контроль  и надзор за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, законодательства  о занятости населения, об альтернативной  гражданской службе;
    -деятельность  по предупреждению, обнаружению  и пресечению нарушений законодательства  Российской Федерации в закрепленных  сферах деятельности до внесения  соответствующих изменений в  Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях;
    - организация  альтернативной гражданской службы;
    -организация  и оказание государственных услуг  в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы,  трудовой миграции и урегулирования  коллективных трудовых споров  и т.д.
    Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных  органов по вопросам занятости населения  по субъектам Российской Федерации  и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе  необходимых работников на территории Российской Федерации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.