На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет денежных средств по материалам ОАО «Орелстрой»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ  БИЗНЕСА И ПРАВА 

Финансово-экономический  факультет
Кафедра «Бухгалтерский учет и налогообложение» 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по  дисциплине «Бухгалтерский учет» 

на  тему: «Учет денежных средств»
по  материалам ОАО «Орелстрой»
Студента 3 курса  специальности 080107           
Научный руководитель                                              
  Курсовая работа сдана на рецензию
Отметка о  допуске к защите
Курсовая работа защищена на оценку 
 
 
 
 
 
 

Орел 2007
 

Содержание
Введение 4
1 Теоретико-методические аспекты  учета денежных средств 6
    1.1 Денежные средства как оборотные  средства предприятия 6
     1.2 Теоретические  основы учета и аудита денежных  средств 8
    1.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности     ОАО «Орелстрой»
21
2 Финансовый учет денежных средств в ОАО «Орелстрой» 25
    2.1 Анализ учетной политики предприятия 25
    2.2 Документальное оформление и  аналитический учет денежных  средств в ОАО «Орелстрой»
32
    2.3 Синтетический учет и отражение в отчетности денежных средств 41
3 Основные направления совершенствования  учета денежных средств 45
    3.1 Анализ движения денежных средств 45
    3.2 Аудит денежных средств предприятия 48
    3.3 Совершенствование учета денежных  средств в ОАО «Орелстрой» 51
Заключение 53
Список  использованных источников 55
Приложения  
 

Введение

 
      В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные  связи с разными предприятиями, организациями и лицами: поставщиками товарно-материальных ценностей (работ, услуг), покупателями, финансовыми, налоговыми органами, органами социального страхования и др. Расчеты между ними осуществляются в денежной форме.
     Денежные  средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления расчетов между поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат.
     Денежные  средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др. При умножении денежных средств их правильное использование и контроль за сохранностью является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и бухгалтерского учета. От успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками, своевременность платежей в бюджет.
     Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования на производстве. Учет денежных средств имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, обеспечением сохранности денежных документов, находящихся в кассе предприятия.
     В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, предприятие должно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (депозиты банков, ценные бумаги и др.).
      Предметом рассмотрения данной курсовой работы является вопрос учета движения денежных средств на предприятии.
      Целью курсовой работы является анализ существующей в ОАО «Орелстрой» системы  учета движения денежных средств  в кассе, на расчетных счетах и прочих счетах предприятия.
      Задачами  работы являются следующие:
      - изучить теоретико-методические  аспекты учета денежных средств;
      - проанализировать организацию учета  движения денежных средств в  кассе ОАО «Орелстрой»;
      - рассмотреть организацию учета движения денежных средств на расчетных и прочих счетах.
      - рассмотреть основные направления  совершенствования учета денежных  средств. 
 
 
 
 
 
 

 

1 Теоретико-методические аспекты учета денежных средств
    1.1 Денежные средства как оборотные средства предприятия 

      Оборотные средства – это часть капитала предприятия, вложенного в его текущие активы. По материально-вещественному признаку в состав оборотных средств включаются: предметы труда (сырье и материалы, топливо и т.д.), готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах.
     Характерной особенностью оборотных средств  является высокая скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств  в процессе производства в корне  отличается от основного капитала. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.
     Вещественные  элементы оборотного капитала (предметов  труда) потребляются в каждом данном производственном цикле. Они полностью утрачивают свою  натуральную форму, поэтому целиком включаются в стоимость изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
     Кругооборот капитала охватывает три стадии: заготовительную (закупки), производственную и сбытовую [7, c. 235].
     Любой бизнес начинается с некоторой суммы  наличных денег, которые развертываются в определенное количество ресурсов для производства (или товары для продажи).
      В результате стадии закупок оборотный  капитал из денежной формы переходит в производственную (предметы труда или товары).
      На  стадии производства ресурсы воплощаются в товар, работы или услуги. Результатом этой стадии является переход  оборотного капитала из производственной формы в товарную.
      На  стадии реализации оборотный капитал  из товарной формы вновь переходит в денежную. Размеры первоначальной суммы денег и выручки от реализации  продукции (работ, услуг) не совпадают по величине. Полученный финансовый результат бизнеса (прибыль, убыток) объясняет причины несовпадения.
      Как видим, элементы оборотного капитала являются частью непрерывного потока хозяйственных операций. Покупка приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности; производство ведет к росту готовой продукции; реализация ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на расчетном счете. Этот цикл операций многократно повторяется и в итоге сводится к денежным поступлениям и денежным платежам.
      Период  времени, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляет собой длительность производственно-коммерческого цикла.
      Этот  период складывается из отрезка времени между уплатой денег за сырье и материалы и поступлением денег от продажи готовой продукции. На протяженность этого периода влияют: период кредитования предприятием покупателей, период нахождения сырья и материалов в запасах, период производства и хранения готовой продукции.
      Элементы  оборотного капитала  непрерывно переходят  из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство. Часть оборотного капитала постоянно находится в сфере производства (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе и т.д.), а другая часть – в сфере обращения (отгруженная продукция, дебиторская задолженность, денежные средства, ценные бумаги и т.п.) поэтому состав и размер оборотного капитала предприятия обусловлены не только  потребностями производства, но и потребностями обращения [5, c. 93].
      Потребность в оборотном капитале для сферы  производства и для сферы обращения неодинакова для разных видов деятельности и даже для отдельных предприятий одной отрасли. Эта потребность определяется вещественным содержанием и скоростью оборота оборотных средств, объемом производства, технологией и организацией производства, порядком реализации продукции и закупок сырья и материалов и другими факторами.
      Таким образом, оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды обеспечивают непрерывность производственного процесса, а фонды обращения – реализацию произведенной продукции на рынке и получение денежных средств.
 

      
1.2 Теоретические  основы учета и аудита денежных  средств 

     Денежные  средства необходимы предприятию для  осуществления расчетов  между  поставщиками и подрядчиками, для  осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат.
     Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
     В зависимости от назначения и статуса  нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:
     1-й  уровень: законодательные акты, указы  Президента РФ и постановления  Правительства, регламентирующие  прямо или косвенно организацию  и ведение бухгалтерского учета  в организации. К ним относятся:
    Гражданский кодекс РФ;
    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров.
    Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочении наличного и безналичного денежного обращения»;
     2-й  уровень: стандарты (положения)  по бухгалтерскому учету и  отчетности. Учетный стандарт можно  определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.
     К ним относятся:
    Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;
    «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;
    «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
     3-й  уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;
    Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 «Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности»;
    Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;
    «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18 применяется в полном объеме;
    Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;
    Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года № 199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;
    Приложение № 13 к Инструкции Центробанка РФ от 16 ноября 1995 года № 31 «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банка России» «Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России;
    Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»
    «О введении новых форматов расчетных документов» Указание от 22 февраля 1999 года N 502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 № 51-У;
    Инструкция № 28 о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03 октября 1986 года (С изменениями от 21.06.03 года № 1297-У);
    Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №  49.
     4-й  уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
    документ по учетной политике предприятия;
    утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
    графики документооборота;                              
    утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
    утвержденные руководителем формы внутренней отчетности [3, c.145].
       Порядок хранения и расходования  денежных средств в кассе установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации №18 от 04 октября 1993 года.
     В соответствии с этим документом организации  независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
     Для осуществления расчетов наличными  каждая организация должна иметь  кассу и вести кассовую книгу  по установленной форме. Прием наличных денег организациями при осуществлении  расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовой техники [2, c.65].
     Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет  полную материальную ответственность за сохранность  принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней (включая день получения денег в банке) в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий.
     Для учета кассовых операций применяются  типовые межведомственные формы  первичных документов и учетных  регистров: приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма КО-2), Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3), Кассовая книга (форма КО-4), Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5).
     Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами.
     Заработную  плату, пособия по временной нетрудоспособности, стипендии, пенсии и премии выдают из кассы по платежным или расчетно-платежным  ведомостям, которые подписываются бухгалтером и руководителем организации.
     Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денег и оплаченных документов ведётся Книга учета принятых и выданных кассиром денег.
          По истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий
по  социальному страхованию и стипендий  кассир должен:
    -  в платежной (расчетно – платежной  ) ведомости против фамилии
лиц, которым  не произведены указанные  выплаты, поставить штамп или
сделать отметку от руки: «Депонировано»;
           - составить реестр депонированных  сумм;
           - в конце платежной (расчетно-платежной)  ведомости сделать надпись о  фактически выплаченных и подлежащих  депонированию суммах, сверить их  с общим итогом по платежной  ведомости и скрепить надпись своей подписью.
           - записать в кассовую книгу   фактически выплаченную сумму  и поставить на ведомости штамп:  «Расходный кассовый ордер №  _».
           Бухгалтерия  производит проверку  отметок, сделанных кассиром в  платежных  (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.
        Депонированные суммы сдают в  банк и на сданные суммы  составляют один общий расходный  кассовый ордер.
      Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
     В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги, операции за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу. Один лист книги отрывной, он является отчетом кассира. Исправления в кассовой книге запрещаются. Если необходимы исправления, то они заверяются подписями кассира и главного бухгалтера.
     Контроль  за правильным ведением кассовой книги  возлагается на главного бухгалтера организации.
     Руководители  организации обязаны оборудовать  кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операции — заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
     Хранение  в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается [3, c. 130].
     В сроки, установленные руководителем  организации, а также при смене  кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения. Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации и отражается по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
     Недостача денежных средств в кассе подлежит взысканию с материально ответственного лица (кассира), что и отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счета 50 «Касса». И одновременно относятся на виновника недостачи дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
     В случае если во взыскании с виновных лиц отказано судом или они  не найдены, убытки списываются на расходы организации и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
     Наличные  деньги, полученные с расчетного счета  в кассу организации, расходуются по строго целевому назначению (цели, на которые получены деньги, указываются на оборотной стороне чека). Неиспользованный остаток денег сдается в кассу банка. Возврат денег на расчетный счет оформляется расходным кассовым ордером.
     Иногда  в предпринимательской деятельности организации возникает разрыв во времени между зачислением денег на расчетный счет в учреждении банка и списанием их из кассы (инкассация, сдача денег в кассы почтовых отделений для зачисления на счета организации и т.д.). для этих целей используют счет 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия на счет сумм по этому счету являются квитанции учреждений банков и почтовых отделений. На счетах бухгалтерского учета эти операции отражаются по дебету счета 57 «Переводы в пути» и кредиту счета 50 «Касса.
     В условиях автоматизированного ведения  кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
     Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года) [1, c. 107].
     На руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, возлагается административный штраф на сумму от 4000 до 5000 рублей (п.15.1 КоАП РФ). На предприятие налагается штраф в размере от 40000 до 50000 рублей.
     В настоящее время в соответствии с указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У  установлен  предельный  размер расчетов наличными деньгами и расходования наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя на уровне  100 000 рублей по одной сделке.
      Денежные  средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит — выбытие денежных средств из кассы. Сальдо  счета 50 показывает остаток денежных средств в счете предприятия на определенную дату. К счету «Касса» могут быть открыты следующие субсчета: «Касса организации», «Операционная касса»,  «Денежные документы» и др.
      При поступлении в кассу выручки  от реализации продукции, работ, услуг  ее отражают по дебиту счета 50 «Касса» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
      При поступлении наличные денежные средства с расчетного счета в кассу  их приходуют по дебету счета 50 «Касса»  с кредита 51 счета «Расчетный счет». Поступление в кассу денежные средства от покупателей отражают по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
      Поступления денежных средств в кассу организации  так же могут отражаться по дебету счета 50 «Касса» в корреспонденции  с кредитом счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 75 «Расчеты с учредителями» и др.
      Выдача  денег отражается по дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. в корреспонденции  с кредитом счета 50 «Касса».
      По  счету 50 ведется журнал-ордер №1 «Журнал учета денежных средств». Каждая организация вправе открывать  в любом банке расчетный счет и другие счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
     Для открытия счета в банк организация  представляет следующие документы:
      - заявление на открытие счета;
      - копия решения о создании организации  или учредительные и иные документы, необходимые при государственной регистрации, подтверждаются в соответствии с законодательством РФ создание организации;
      - свидетельство о регистрации;
      - копия устава (положения);
      - карточка с образцами подписей  и оттиска печати,
      - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
     Заявление подписывается руководителем и  главным бухгалтером. Если в штате  нет должности главного бухгалтера, заявление подписывается только руководителем [5, c. 167].
      В государственных организациях вместо нотариуса подписи руководителей и главного бухгалтера могут заверить вышестоящие организации.
      Иностранным юридическим лицам (нерезидентам) рублевые счета могут быть открыты только по месту нахождения их представительства, филиалов в порядке, установленном специальной инструкцией. При временном отсутствии печати у созданной организации, руководитель банка разрешает в течение срока, необходимого для изготовления печати, предоставить в банк документы без оттиска печати [8, c.86].
      С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов.
      В бесспорном порядке со счетов организации  списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
     При недостаточности денежных средств  на счете списание денежных средств  со счета осуществляется в последовательности, определенной  Гражданским  кодексом РФ ст. 855:
      1) по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных  средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
      2) по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных  средств для расчетов по выплате  выходных пособий и  оплате труда  лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
      3) по платежным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
      4) по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет;
      5) по исполнительным документам, предусматривающим  удовлетворение других денежных  требований;
      6) по другим платежным документам  в порядке календарной очередности.
     Списание  средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступлений документов [19, c. 243].
     Ежедневно или в другие сроки, установленные  по соглашению с организацией банк выдает ей выписки из ее расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остаток на расчетном счете и суммы операций. Бухгалтерия проверяет правильность указанных сумм и при обнаружении ошибки оповещает банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течении десяти дней с момента получения выписки.
     Денежные  средства предприятия, хранящиеся на расчетном  счете учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетный счет». В дебет этого счета записываются поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит – уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записи по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными  документами.
     Поступления денежных средств на расчетный счет организации отражается по дебету счета 51 «Расчетный счет» в корреспонденции с кредитом счетов 50 «Касса», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
      Выбытие денежных средств с расчетного счета  оформляется одной из следующих проводок:
      Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 50 «Касса», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
      Кредит 51 «Расчетный счет».
      Регистром бухгалтерского учета, в котором  отражаются операции по расчетному счету при журнально-ордерной системе учета, является журнал-ордер №2. В журнале-ордере отражаются кредитовые обороты, а в ведомости 2 – дебетовые [4, c. 70].
     Существуют  формы безналичных и наличных расчетов с банками.
     Формы безналичных расчетов избираются организациями  самостоятельно и предусматриваются  в договорах, заключаемых организациями  с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
     Формы безналичных расчетов определены ст. 862 Гражданского кодекса РФ. К ним  относятся:
    - расчеты  платежными поручениями;
    - расчеты  по аккредитиву;
    - расчеты  чеками;
    - расчеты по инкассо.
     Платежное  поручение представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) перевести  определенную денежную сумму на счет получателя средств.
     Аккредитив  представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы, предъявленные поставщиком, на определенных условиях, указанных в аккредитиве.
     Расчеты по аккредитиву представляют собой  условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.
     Безналичной формой расчетов для получателей  средств являются расчеты по чекам  из лимитированной чековой книжки.
       Чек представляет собой письменное поручение владельца чека банку, который его обслуживает, на перечисление определенной суммы денег, указанной в чеке, с его счета на счет получателя денежных средств.
     Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируется Гражданским кодексом РФ.
     Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой  банк (банк-эмитент) осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании:
      - платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке);
      - инкассовых поручений, оплата  которых производится без распоряжения  плательщика (в бесспорном порядке) [7, c. 89].
     Наличные денежные средства, поступающие в кассу предприятия, подлежат сдаче в банк для последующего зачисления на счет.
     Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионной работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 года № 31 и Положением «О проведения кассовых операций в кредитных организациях на  территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 года № 56.
     При операциях с наличными средствами используются:
    - объявление на взнос наличными;
    - чек  денежный.
      Прядок  и сроки сдачи наличных денег  устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступлению их в кассы в дни работы учреждений банков.
     Причем  организации могут вносить наличные деньги только на свой расчетный (текущий) счет. 

1.2 Характеристика  финансово-хозяйственной деятельности  ОАО «Орелстрой» 

       Общество  учреждено на основании Гражданского Кодекса РФ, федерального закона «Об акционерных Обществах» №208-Ф от 26.12.95г. и Устава ОАО «Орелстрой» от 21.06.96г.
       Общество  создано как юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, счета  в учреждениях банков, печать.
       Общество  действует на принципах хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования.
       ОАО «Орелстрой» осуществляет свою производственную деятельность на основании лицензии на основные и прочие виды работ.
       Согласно  полученным лицензиям Управление механизации  имеет право на следующие виды работ: Лицензия ОРЛ-02 №000332-3/1 от 24.01.2002г. на право осуществления деятельности по строительству зданий и сооружений в том числе:
       1. Снос строений, установка и сборка  временных зданий и сооружений, устройство временных дорог и  подкрановых путей.
       2. Земляные работы по планировке  площадей, разработке котлованов  и траншей, благоустройство и  озеленение.
       3. Свайные работы, погружение и  извлечение шпунта.
       4. Возведение несущих и ограждающих  конструкций зданий и сооружений (высотой до 10метров).
       5. Работы по устройству наружных инженерных сетей и оборудования (кроме магистральных сетей).
       6. Работы по устройству внутренних  инженерных систем.
       Среднесписочная численность работников в Управлении составляет 287 человек. В том числе  рабочих – 244 человека, специалистов – 43 человека.
     Организационная структура предприятия - линейно-функциональная.
     Директор ОАО «Орелстрой» является единоличным руководителем предприятия. Руководство предприятия он осуществляет через своего главного инженера, заместителя директора по строительству, заместителя директора по снабжению.
       ОАО «Орелстрой» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
       Рассмотрим  основные показатели деятельности ОАО  «Орелстрой». \ 

    Таблица 1- Основные технико-экономические показатели деятельности
  за 2007 - 2008гг (Iпересчета=1,17).
Показатели Тыс. руб 2008г Отклонение  тыс. руб Темп  роста
в действующих ценах, тыс. руб. в сопоставимых ценах, тыс. руб.
1 2 3 4 5 6 7
1 Выручка от реализации без НДС  
52130
 
65193
 
55720,5
 
3590,5
 
+7
2. Себестоимость реализации товаров, работ, услуг
    - сумма, тыс.руб
    - уровень, %
 
 
 
 
43443 
0,83
 
 
 
56052 
0,85
 
 
 
47907,7 
0,73
 
 
 
 
4464,7 
 
 
 
 
+10 
 
3.
 
Прибыль (убыток) от реализации
    - сумма, тыс.руб
    - уровень, %
 
 
 
 
2786 
0,05
 
 
 
 
4164 
0,06
 
 
 
 
3558,9 
0,05
 
 
 
 
772,9
 
 
 
 
+27
4. Прочие операционные доходы
    - сумма, тыс.руб
    - уровень, %
 
 
 
9832 
0,19
 
 
2623 
0,04
 
 
2241,9 
0,03
 
 
 
-7590,1
 
 
 
-77 
5. Прочие операционные расходы
    - сумма, тыс.руб
    - уровень, %
 
 
 
9750 
0,18
 
 
 
4925 
0,08
 
 
 
4209,4 
0,07
 
 
 
-5540,6
 
 
 
-57
6. Прочие внереализационные доходы
    - сумма, тыс.руб
    - уровень, %
 
 
 
247 
0,005
 
 
833 
0,02
 
 
712 
0,01
 
 
 
465
 
 
 
+188
7. Прочие внереализационные расходы
    - сумма, тыс.руб
    - уровень, %
 
 
 
 
2310 
0,04
 
 
 
842 
0,01
 
 
 
719,7 
0,008
 
 
 
 
-1590,3
 
 
 
 
-69
8 Уровень рентабельности  
0,06
 
0,07
 
0,06
   
 
       Как видно из таблицы 1, выручка от реализации за минусом налога на добавленную стоимость в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом повысилась на 3590,5 тыс. руб., или на 7%. Это произошло в результате повышения цен проданных товаров.
       Себестоимость реализации товаров, работ, услуг в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 4464,7 тыс.руб., или на 10%. Это произошло из-за увеличения стоимости строительных материалов, горюче-смазочных материалов, из-за увеличения оплаты труда.
       Прибыль от реализации в отчетном периоде  по сравнению с прошлым периодом увеличилась на 772,9 тыс. руб., или на 27%, что произошло из-за увеличения объемов строительных работ.
       Прочие  операционные доходы в 2008г. по сравнению с 2007г. уменьшились на 7590,1 тыс. руб., и прочие операционные расходы также уменьшились: в 2008г. по сравнению с 2007г. на 57%.
       Прочие  внереализационные доходы в отчетном периоде увеличились по сравнению  с прошлым на 465 тыс. руб. Это произошло  в результате увеличения арендной платы  и значительной экономии основных средств  производства. А прочие внереализационные расходы в отчетном периоде по сравнению с предыдущем уменьшились на 69%.
     Рассчитаем  основные показатели финансового состояния  предприятия, которые за исследуемый период  сопоставляются с нормативом, и прослеживается динамики их изменения за прошедший период.
     Таблица 2 - Показатели финансового состояния ООО «Управление механизации» за 2007 - 2008гг.
  2007г. 2008г.
Коэффициент текущей ликвидности 1,78 1,92
Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,33 0,24
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности 0,97 0,92
 
      Коэффициент текущей ликвидности позволяет  установить в какой степени текущие  активы покрывают краткосрочные  обязательства. Норма данного коэффициента – больше или равно 2. На ОАО «Орелстрой» данный коэффициент в отчетном периоде составляет 1,92, что на 0,14 больше чем в прошлом периоде. Это говорит о том, что текущие активы данного предприятия практически полностью покрывают краткосрочные обязательства.
      Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает какая часть оборотного капитала сформирована из собственных средств. Норматив данного коэффициента – больше 0,1. На ОАО «Орелстрой» данный коэффициент в отчетном периоде составляет 0,24. Это говорит о том, что оборотный капитал предприятия из собственных его средств.
      Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности показывает достаток средств, с помощью которых предприятие в течение 6 месяцев может восстановить платежеспособность и выйти на нормальное значение коэффициент текущей ликвидности. Рассчитав коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности можно сказать, что предприятие имеет достаточно средств, с помощью которых оно в течение 6 месяцев может восстановить платежеспособность и выйти на нормальное значение коэффициент текущей ликвидности.
      Таким образом, можно сделать вывод о том, что результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в 2008 г. улучшились по сравнению с 2007 г. А именно: выручка от реализации без НДС увеличилась на 7%, Прибыль от реализации – на 27%, прочие внереализационные доходы – на 188%.
 

       2 Финансовый учет денежных средств  ОАО «Орелстрой»
2.1 Анализ  учетной политики предприятия 

      Учетная политика – это выбор самим  предприятием методических приемов, позволяющих  ему влиять на сумму прибыли или  убытка. Задача учетной политики состоит  в обеспечении примерной равномерности получения предприятием ежегодной прибыли без значительных всплесков и провалов.
      Выбор учетной политики зависит от специфики  предприятия, особенностей организации  управления. Правовых норм деятельности, отраженных в учредительных документах, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, наличие льгот, валютная политика государства, характер владения (аренда, приватизация, создание за счет уставного капитала), долгосрочность контрактов, формы собственности, квалификация персонала, свобода в решении вопросов ценообразования.
      Учетная политика ОАО «Орелстрой» формируется  главным бухгалтером и утверждается директором организации. Принятая учетная  политика оформляется приказом и применяется с 1января года, следующего за годом утверждения приказа.
      В соответствии с Законом «О бухгалтерском  учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению   установлены:
      I. Методические аспекты учетной  политики:
      1. Учет основных средств и доходных  вложений в материальные ценности.
      1.1. Порядок определения сроков полезного использования приобретаемых предметов: комиссионно - в составе: на основании приказа директора.
      Основание: Приказ Минфина РФ от 30 марта 2005г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01».
      1.2. Порядок перехода на новый  План счетов - списание остаточной  стоимости МБП на себестоимость продукции: единовременно 01.01.2005 года.
      1.3. Порядок начисления износа (амортизации)  по основным средствам: линейный способ - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
      Основание:
      - Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ (утверждено приказом Минфина  РФ от 29.07.03г. № 34н) п.48; - Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н) раздел III; - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 20.07.2002г. № 33н) п.п.58, 64; - Постановление Правительства РФ от 19.08.2003г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов»; - Постановление Правительства РФ от 24.06.2002г. № 627 «Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценке основных фондов».
      1.4. Порядок начисления амортизации  по основным средствам, стоимость  которых не превышает 2000 рублей  за единицу. 
      Основание:
      - Положение по бухгалтерскому  учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н) п.18. 1.5.
      1.6. Порядок учета и финансирования  ремонта производственных основных  средств: затраты на ремонт  включаются в себестоимость текущего  отчетного периода.
      Основание:
      - Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н) п.18.
      - Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ (утверждено приказом Минфина  РФ от 29.07.02г. № 34н) п.п.65,72.
      2. Учет нематериальных активов.
      2.1. Порядок начисления амортизации  по нематериальным активам: 
      № п/п Перечень нематериальных активов  Способ начисления амортизации: линейный
      Основание:
      - Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.02. № 34н) п.56. - Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утверждено Приказом Минфина РФ от 16.10.2003г. № 91н) п.15;
      - План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организации (утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н) (комментарий к счетам 04, 05).
      3. Порядок учета материально-производственных  запасов. 
      3.1. Порядок отражения в бухгалтерском  учете процесса приобретения  и заготовления материалов:
      применение  счета 10 «Материалы» с оценкой  материалов на счете 10 по фактической  себестоимости.
      Основание:
      - План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организации (утвержден Приказом  Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н) (пояснения к счету 10 «Материалы»).
      3.2. Оценка материально-производственных  запасов и расчет фактической  себестоимости отпущенных в производство  ресурсов:  
по средней себестоимости.

      Основание:
      - Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.03г. № 34н) п.58.
      - Положение по бухгалтерскому  учету «Учет материально-производственных  запасов» (ПБУ 5/01),(утверждено приказом  Минфина РФ от 09.06.2001г. № 44н)  п.16.
      4. Вариант учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции и формирования финансового результата.
      4.1. Вариант первичного учета затрат  на производство, распределение  прямых затрат по объектам калькулирования.
      Предприятие осуществляет учет затрат на производство в разрезе видов деятельности котловым способом.
      4.2. Вариант калькулирования себестоимости  продукции и формирования финансового  результата:
      подразделение затрат отчетного периода на производственные (условно-переменные) и периодические (условно-постоянные). Последний вид расходов в конце отчетного периода в полной сумме списывается на себестоимость продукции (Д 20 К 26).
      Основание:
      - Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ (утверждено приказом Минфина  РФ от 29.07.03. № 34н) п.64.
      - План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организаций (утвержден приказом  Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н) (пояснения к счету 26 «Общехозяйственные расходы»).
      - Положение по бухгалтерскому  учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.02. № 33н) п.9.
      4.3. Оценка незавершенного производства  на предприятиях массового и  серийного производства: оценка по фактической производственной себестоимости.
      Основание:
      - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.04. № 34н) п.64.
      5. Структура и способы списания  расходов будущих периодов. Порядок  списания расходов будущих периодов - равномерно.
      Основание:
      - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.03. № 34н) п.65.
       6. Учет выпуска готовой продукции. 
      6.1. Вариант отражения в учете  выпуска готовой продукции: по  фактической производственной себестоимости без применения счета 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг)».
      Основание:
      - План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организаций (утвержден приказом  Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н) (пояснения к счету 40 «Выпуск продукции(работ, услуг)».
      6.2. Оценка готовой продукции: 
      оценка  по фактической производственной себестоимости.
        Основание: 
      - Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ (утверждено приказом Минфина  РФ от 29.07.02. № 34н) п.59.
      7. Порядок учета товаров. 
      7.1. Порядок формирования покупной  стоимости товаров у организации  торговли: затраты по заготовке  и доставке товаров до центральных  складов (баз), производимые до  момента их передачи в продажу,  включаются в состав издержек обращения.
      Основание:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.