На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Федеральное устройство России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  
   

    
 
 

  Введение………………………………………………………………...…………3
   1. Общая теория федеративного государства…………………………………..5
   2. Из истории развития федерализма в России…………………………………6
   3. Принципы федеративного устройства современной России………………10
   4. Развитие Федерации:………………………………………………………….15
      А) Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов……..16
        Б)  Соотношение  федерального  законодательства   и   законодательства
        субъектов Российской Федерации……………………...……………………19
        В) Конституционно-правовая ответственность…………………...………..21
   5. Некоторые проблемы в развитии Российской Федерации…………………25
      А) Эволюция конституционной модели федерализма……………………..25
       Б) Симметричность или асимметричность федерации………….………….28
       В)  Проблема  разграничения  предметов  ведения  и  полномочий  между
       федерацией и её субъектами……………………………………...…………..30
       Г) Возможность федерального вмешательства в дела субъектов…………35
    Заключение………………………………………………………….….……….36
    Список использованных источников и литературы…………………………..40 
 
 
 

Введение
     Рассматривая  вопрос  о федеративном  устройстве  Российской  Федерации необходимо  для  начала  прояснить  суть  самого  понятия  государственного
устройства.
    Под государственным устройством   понимается  политико-территориальная организация власти, определяющая  правовое  положение  региональных  частей государства и их взаимоотношения с центральной  властью.  Исходя  из  этого положения, можно говорить о том, что  государственное  устройство  является фактором,  определяющим  меру  централизации  и  децентрализации  власти  в государстве. В территориально небольших государствах этот  вопрос  решается сравнительно легко, но в  крупных  государствах  он  становится  достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
  Как  известно, Российская Федерация  долгое время (1922-1991 гг.) входила  в качестве  суверенной  союзной  республики  в  состав  другого  федеративного государства – Союза ССР, объединявшего  15  союзных  республик.  Исторически  первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР),  которая  в  1922 г.  объединилась  с  тремя  другими  республиками  (Белоруссией,   Украиной, Закавказской  Федерацией);  они  и  положили   начало   Союзу   ССР.   Права репрессированных народов в 1991 году были  восстановлены,  воссозданы  и  их национально-государственные  образования.   Многие   автономные   республики провозгласили   государственный   суверенитет;   в   настоящее   время   они рассматриваются   как   республики   в   составе    Российской    Федерации. В настоящее время административное деление РФ имеет следующий вид:
1.Республики:  
1. Республика Адыгея (Адыгея), 2.Республика Алтай, 3.Республика Башкортостан, 4.Республика Бурятия, 5.Республика Дагестан, 6.Республика Ингушетия, 7.Кабардино-Балкарская 8.Республика, 9.Республика Калмыкия, 10.Карачаево-Черкесская Республика, 11.Республика Карелия, 12.Республика Коми, 13.Республика Марий Эл, 14.Республика Мордовия, 15.Республика Саха (Якутия), 16.Республика Северная Осетия - Алания, 17.Республика Татарстан (Татарстан), 18.Республика Тыва, 19.Удмуртская Республика, 20.Республика Хакасия, 21.Чеченская Республика, 22.Чувашская Республика - Чувашия;
2.Края: 
1.Алтайский край, 2.Краснодарский край, 3.Красноярский край, 4.Приморский край, 5.Ставропольский край, 6.Хабаровский край;
3.Области: 
1.Амурская область, 2.Архангельская область, 3.Астраханская область, 4.Белгородская область, 5.Брянская область, 6.Владимирская область, 7.Волгоградская область, 8.Вологодская область, 9.Воронежская область, 10.Ивановская область, 11.Иркутская область, 12.Калининградская область, 13.Калужская область, 14.Камчатская область, 15.Кемеровская область, 16.Кировская область, 17.Костромская область, 18.Курганская область, 19.Курская область, 20.Ленинградская область, 21.Липецкая область, 22.Магаданская область, 23.Московская область, 24.Мурманская область, 25.Нижегородская область, 26.Новгородская область, 27.Новосибирская область, 28.Омская область, 29.Оренбургская область, 30.Орловская область, 31.Пензенская область, 32.Пермская область, 33.Псковская область, 34.Ростовская область, 35.Рязанская область, 36.Самарская область, 37.Саратовская область, 38.Сахалинская область, 39.Свердловская область, 40.Смоленская область, 41.Тамбовская область, 42.Тверская область, 43.Томская область, 44.Тульская область, 45.Тюменская область, 46.Ульяновская область, 47.Челябинская область, 48.Читинская область, 49.Ярославская область;
4.Города федерального значения:
1.Москва, 2.Санкт-Петербург.
5.Автономные  области:
1.Еврейская  автономная область.
6.Автономные округа:
1.Агинский  Бурятский автономный округ, 2.Коми-Пермяцкий  автономный округ, 3.Корякский автономный  округ, 4.Ненецкий автономный округ, 5.Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный  округ, 6.Усть-Ордынский 7.Бурятский  автономный округ, 8.Ханты-Мансийский  автономный округ, 9.Чукотский автономный  округ, 10.Эвенкийский автономный  округ, 11.Ямало-Ненецкий автономный  округ.
        Стабилизировать  национально-государственное  устройство   РФ   должен   был Федеративный  договор  –  Договор  «О  разграничении  предметов  ведения   и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и  органами власти республик  в  составе  РФ  автономной  области,  автономных  округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга»,  подписанный  31  марта 1992 г.
     В настоящее время действует федеральный закон  от  24  июля  1999  г.  «О принципах и порядке  разграничения  предметов  ведения  и  полномочий  между органами  государственной  власти  РФ  и  органами  государственной   власти субъектов РФ». Какие проблемы накопились в нашей Федерации? Каковы  пути  их решения? Ответить  на  эти   вопросы,  а  также  проследить  развитие   и   просчеты, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого  целого  – задача данной работы. Проблем, связанных с развитием федеративных  отношений в РФ очень много, поэтому эта тема не перестает быть актуальной и сейчас.
  Дело в том, что только в нашей стране можно наблюдать такую контрастность и  противопоставления.  Так,  в  ст.  11  Конституции  Российской  Федерации записано, что «разграничение предметов ведения и полномочий…  осуществляется настоящей  Конституцией,  Федеративным  договором  и  иными   договорами   о разграничении предметов ведения и полномочий». А в ст. 76  указывается,  что «по предметам совместного ведения РФ и  субъектов  РФ  издаются  федеральные законы…».  Только в нашей стране основной закон государства – Конституция  – содержит   такие   внутренние   противоречия,   которые   нужно   немедленно рассматривать, и не  только  рассматривать,  а  принимать  новые  положения, которые давно уже назрели (Конституция  РФ,  Федеративный  и  иные  договоры имеют разное правовое значение в регулировании  государственного  устройства страны). Поэтому-то в характере  и  направленности  российского  федерализма никак не разобраться  без  учета  особенностей  склада  ума,  предрассудков, стиля поведения аппарата государственной  власти  и  конкретных  чиновников. Наверное,  эти  особенности   придавали   двойственный   характер   развитию федеративных отношений в Российской Федерации. Встает вопрос: почему  Россия избрала демократический путь развития государства, строя сложнейшую  систему управления власти – Федерацию? Некоторые историки  и  правоведы  утверждают, что развал СССР послужил причиной преобразований.
  Отсюда  следует сделать вывод о том,  что не только стремление политических
и  экономических  интересов  заставляло  Россию  встать  на  путь   развития
федеративных  отношений, но и особенности  развития  мировой  политической  и экономической системы, а также опыт других стран.
I. Общая теория федеративного государства
  Федеративное государство – это союз государственных образований,  каждое
из  которых  обладает  определенной  самостоятельностью.  Субъекты   такого
союзного  государства имеют одинаковый статус и равные права.
    Федерация  в  основном  объединяет  субъектов  с   одинаковым   правовым статусом. Но в определенных случаях  возможна  и  асимметричная  федерация, когда приходится  считаться  с  объективной  реальностью  (например,  когда субъекты  федерации  имеют  принципиальные  различия  и  их  принудительное уравнивание может привести к  обострению  конфликтов  и,  следовательно,  к сепаратизму, развалу федерации). К асимметричным федерациям западные ученые относят, например Бельгию,  Испанию  и,  конечно,  Россию.  Асимметричность Российской Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации, но,  главным  образом,  в  договорах  между  Российской  Федерацией  и   ее субъектами.
    Разделение компетенций между  федеральной властью и субъектами  федерации является труднейшей проблемой федеративного устройства. Субъекты федерации, как правило, обладают своей конституцией, органами государственной  власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями  субъектов  федерации определяет  федеральную  компетенцию, компетенцию  субъектов  федерации  и совместную компетенцию. Осуществление  последней  носит  сложный  характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.
    Федеративные   государства    юридически    закрепляют    добровольность
объединения народов, но, как правило, не предусматривают  права выхода  того
или иного  субъекта федерации из союза.
II. Из истории развития федерализма в России
  Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств
и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское.
  Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами -экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия, и это хотелось бы подчеркнуть, создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы. [1]
   Федерализм в официальных кругах  царской России никогда не  поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные "верхи".
   Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в канун первой мировой войны: "Россия могла быть только единым государством. Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии".[1] И это было сказано не случайно. Основные законы царской России провозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В верховном управлении его власть действовала непосредственно, а "в делах же управления подчиненного", как говорилось в то время, определенная степень власти могла вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 года, от которого либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в государственное устройство России мало нового. Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей,
отличавшихся  национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось крупному централизованному государству.
    Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение охватывает их право на отделение и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.
  Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребовала
радикальных решений: центральная власть  вынуждена  была  бороться  за  свое
выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что от  бывшей "единой и неделимой" отпадали  все новые регионы.  Окончательно  вышли  из состава   России   Польша   и   Финляндия,    приобретали    государственную самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась  возможность отделения  Украины  и  Белоруссии,  не  говоря  уже  о  Грузии,  Армении   и Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма  стали  спасительными  для сохранения крупного государства.
  В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1) Создание  основ социалистического федерализма  (1918-1936);
2) Утверждение  фактического унитаризма в государственном   устройстве  России (1937-1985);
3) Реформы  государственного  устройства  перед   принятием  Конституции  1993 года.
1)  Федерализм  в  России  возник  и  развивался  по  идеологическим  схемам большевизма, положившего в основу федерации  не  реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета».  Российская  федерация  была провозглашена на Всероссийском съезде Советов в январе 1918  г.  Этим устанавливалось новое государственное устройство  не  только  собственно России (как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на  территории  которой  впоследствии  был  создан  СССР.  На  российской территории начался хаотичный  процесс  создания  автономий  (республик  и областей) по  национальному  или  географическому  признаку,  хотя  ясных границ  национального  расселения  не  существовало,  да  и  население  в национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее,  этот  процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР 10  июля  1918  г. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР,  а  также  ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская  и  др.).  Всего  в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области. Созданный в 1922 г.  СССР  являл  собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно  связано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло  собой фиктивную федерацию. Самым заметным  результатом  такого  устройства  как СССР, так и РСФСР  явился  подспудно  развившийся  национализм,  особенно опасный там, где  он  проявился  в  этнически  смешанном  обществе  и  на произвольно определенных территориях.  После  создания  СССР  внимание  к процессам государственного устройства РСФСР было  существенно  ослаблено.
2) Ко  времени  принятия  Конституции   СССР  (1936  г.)  и  РСФСР  (1937  г.)
государство стало уже по существу унитарным.  В  Конституции  РСФСР  были
поименно  перечислены 16 автономных республик  и 5 автономных областей  (10 имевшихся национальных округов не были названы).  Что  касается  краев  и областей, в которых проживало подавляющее большинство  населения  страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без  какого-либо правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а  целые  народы подвергнуты  массовой  депортации.   Опыт   государственного   устройства советского  периода  ясно  указывает,  что  тоталитаризм   и   федерализм несовместимы. 
3) Мощная  демократическая  волна,  вызванная  перестройкой  и  последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны  в целом  и  России  в  частности.   Неумение   властей   найти   адекватные политические ответы на этот вызов времени  в  соединении  с  нараставшими объективными потребностями в демократизации  государственного  устройства привели к распаду СССР и «параду  суверенитетов»  автономных  образований РСФСР.  В  1990-1991  гг.  большинство  автономных  республик  и   многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В условиях усилившихся центробежных  тенденций,  создавших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля  1992  г.  Был включен в Конституцию как ее составная часть. Однако это не  решило  всех проблем государственного устройства Российской Федерации и не  привело  к полной ликвидации националистических устремлений в  ряде  регионов.  Хотя права субъектов Федерации и были расширены, но их равноправие по существу закреплено не было.
III. Принципы федеративного устройства современной России
   Федерация — одна из разновидностей  государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение
государства, его структуру (в национально-территориальном  аспекте). Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
    По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.
   Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных
Конституцией  РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя. Одним из таких принципов  Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации.
   Государственная целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность - естественная черта независимых государств.
      Современная Российская Федерация  — государственное по своей  природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.
    Разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ёе субъектов — еще один принцип федеративного устройства России.
   Конституция РФ определяет:
А) перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ),    которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;
Б) предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;
В) Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов предметам совместного ведения.
  Таким  образом, оставшейся компетенцией  обладают субъекты федерации.  Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере. В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
     В числе принципов федеративного устройства России — принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федерального строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос (например, бывшие СССР, Чехословакия).
      Однако многие федерации построены  не по национальному принципу (например, США, Швейцария, Германия). Российская федерация (а также бывший СССР) рассматривались как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как федерации, построенные по национально-территориальному принципу. Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций.
      В настоящее время РФ включает  субъекты федерации, образованные  по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса.
      Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств. Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов.
      Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более). Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации — её субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них. [2]
  Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется:
    А) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;
    Б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;
    В) в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.
    Нынешняя Конституция РФ, закрепив  принцип равноправия субъектов,  внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего основного закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено. В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.
IV. Развитие Федерации
  Проблемы  становления  современного  федеративного   государства  являются насущными и одними из важнейших для современной России. Во многом  от  того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит  дальнейшая судьба  России:  сохранение  единства   государства,   успешное   проведение экономической  реформы,  демократизация  политической  жизни,  интеграция  с соседними  государствами,  эффективное  функционирование  законов  и  многое другое.
  В   марте  2001  года  исполняется   девять  лет  юридическому   оформлению
федеративного государства в современной России. В  подписанном  31  марта  в
Кремле  Федеративном договоре (включившем в  себя фактически три  договора:  с республиками; краями  и  областями;  автономными  образованиями)  впервые  в современной  истории  России  был  юридически  провозглашен  и  гарантирован федеративный характер Российского государства.  Затем  в  новой  Конституции России 1993 г. положения федеративного договора были  развиты,  приведены  в систему, конкретизированы и закреплены в своей основе.
     В  ст.  5  Конституции  зафиксировано: “Российская Федерация  состоит  из  республик,  краев,  областей,  городов  федерального значения, автономной области, автономных округов  –  равноправных  субъектов Российской Федерации… Федеративное устройство Российской Федерации  основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами  государственной власти Российской Федерации  и  органами  государственной  власти  субъектов Российской Федерации,  равноправии  и  самоопределении  народов  Российской Федерации.  Во  взаимоотношениях  с  федеральными  органами  государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”.
А) Конституционный статус Российской Федерации
и её субъектов
   Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного  устройства России,  но  и  более  конкретно  закрепляет  важнейшие  черты  статуса  как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.
  Конституционный   статус   Российской   федерации   включает   наряду   с рассмотренными  выше  фундаментальными  положениями   и   некоторые   другие главнейшие черты российской федеративной государственности. Это, прежде  всего,  имеющиеся  у  Российской  Федерации  государственно- правовые признаки, характерные для федеративного государства: [3]
1) суверенитет  Российской  Федерации,   распространяющийся   на   всю   ее территорию и  проявляющийся  в  верховенстве  федеральных  Конституции  и
законов;
2) федеральная  Конституция и федеральные законы;
3) федеральные    органы    государственной    власти    (законодательные, исполнительные,  судебные),  чьи  полномочия  распространяются   на   всю территорию РФ;
4) государственная  территория, целостная и  неприкосновенная,  включающая  в себя   территории   всех   субъектов   федерации,   внутренние   воды   и территориальное море, воздушное пространство над ними (на  территории  РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин,  сборов  и  каких либо  иных  препятствий  для  свободного  перемещения  товаров,  услуг  и финансовых средств);
5) единое  гражданство РФ;
6) государственный  язык;
7) единые  Вооруженные Силы;
8) единая  денежная единица —  рубль  (введение  и  эмиссия  других  денег  в России не  допускается,  денежная  эмиссия  осуществляется  исключительно Центральным банком РФ);
9) государственные  символы: государственный флаг,  герб  и  гимн  Российской Федерации;
10) столица  РФ.
   Эти важнейшие элементы  конституционного  статуса Российской  Федерации обусловливают характер и содержание ее  компетенции,  включающей  конкретные полномочия и предметы ведения.
    Конституция РФ допускает  возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового  субъекта.
   Республики  —  субъекты  РФ  —  это  государства  в  составе   Российской федерации, обладающие всей  полнотой  государственной  власти  вне  пределов компетенции Российской федерации.  Они  образованы  как  формы  национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих  наций.  Статус республики  определяется  Конституцией   РФ   и   конституцией   республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе  РФ.
К ним  относятся:
  -Конституция республики, республиканское законодательство;
  - Cистема   органов   государственной    власти    республики,    которая устанавливается   ею   самостоятельно   в   соответствии    с    основами конституционного   строя   РФ    и    общими    принципами    организации представительных  и  исполнительных   органов   государственной   власти, закрепленных федеральным законом;
  - Территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только  с их взаимного согласия;
  - Республиканское гражданство;
  - Государственный язык;
  - Собственные символы государства.
  Края,  области,  города  федерального   значения,   автономная   область, автономные  округа  —  это  государственные  образования   в   составе   РФ,
обладающие  всей полнотой государственной  власти  вне  пределов  компетенции РФ.  Автономии  образованы  по  национально-территориальному   принципу, а остальные из перечисленных —по территориальному.  Автономные  образования были  созданы  как  формы  национальной  государственности   соответствующих народов,  способы  их  самоопределения.  Статус   данных   видов   субъектов федерации: края, области, города федерального значения, автономной  области, автономного округа определяется Конституцией РФ  и  уставом  края,  области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.  Устав принимается  законодательным  (представительным)  органом   соответствующего субъекта.
    Положение автономии  может  иметь  особенности  по  сравнению  с  другими субъектами. Может быть  принят  федеральный  закон  об  автономной  области, автономном округе. Это должно делаться по представлению  их  законодательных и исполнительных органов.
  Пребывание  в составе РФ в качестве  субъекта предполагает взаимодействие  с
федеральными  органами, участие  в  их  работе.  Равноправие  всех  субъектов
Российской  Федерации  между  собой,  в  том  числе  во  взаимоотношениях  с
федеральными  государственными органами, обусловливает  их  равные  правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют  гарантированное  представительство в  Совете   Федерации,   их   законодательным   (представительным)   органам принадлежит  право  законодательной  инициативы  в   Государственной   Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса  субъекта.  Это может произойти по взаимному согласию  Российской  Федерации  и  субъекта  в соответствии с федеральным конституционным законом.
Б) Соотношение федерального законодательства и
законодательства  субъектов Российской Федерации
    В эффективном продвижении правовых реформ особое место занимают изменения конституционного законодательства, которые включают  наряду  с  Конституцией РФ федеральные законы и законы субъектов Федерации, предметом  регулирования которых    являются    конституционно-правовые    отношения.    Именно     в конституционном  законодательстве   отражаются   коренные   политические   и экономические изменения,  которыми  богата  политико-правовая  жизнь  России последнего   десятилетия.    И    если    учесть    роль    конституционного законодательства  как  базовой  отрасли нормативно-ценностной   ориентации, «ядра»   публичного   права,   то  становится    ясно,    что    недостатки конституционного законодательства проецируются на  другие  отрасли  права  и ведут к негативным последствиям развития законодательства в целом. В нынешних условиях ведущая  отрасль российского  права  испытывает  ряд серьезных проблем. К  их  числу  можно отнести,  прежде  всего,  отсутствие концепции конституционного законодательства. [2]
    Поэтому представляется необходимым закрепить в  Конституции  РФ  принципы участия народа в  выборах,  референдуме,  органах  местного  самоуправления. Конституция России 1993 г.  закрепила  федеративную  форму  государственного устройства страны  (ст.  1).  Но  российский  федерализм  как  распределение власти по вертикали, установление сдержек и противовесов в отношениях  между федеральными органами власти и органами субъектов, ее  составляющих,  еще  в стадии становления. [4]
  Часть  3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что  разграничение предметов ведения и  полномочий  между  органами  государственной   власти   РФ   и   органами
государственной власти субъектов Федерации осуществляется  Конституцией  РФ, Федеративным  и  иными  договорами  о  разграничении  предметов  ведения   и полномочий. При этом выделены две группы  полномочии  Российской  Федерации: исключительных (ст. 71) и  совместных  с  субъектами  (ст.  72).  Полномочия  субъектов Федерации определяются по остаточному принципу  (ст.73).    На практике встречаются  случаи,  когда  законодательные  акты  регионов, регулирующие   правоотношения   и   применяемые   в   течение значительного  времени,  перестают реализовываться, так  как  противоречат вновь  принятому   федеральному   закону,   который   иначе   регламентирует одноименный вопрос, относящийся к предмету совместного ведения.   Чтобы  преодолеть  сложившуюся  практику,  представляется  необходимым  в специальном федеральном законе предусмотреть два  положения.  Первое:  любой договор между Российской Федерацией и ее  субъектами  после  его  заключения должен представляться на ратификацию в Совет Федерации. Второе: закрепить  в императивной форме верховенство федерального закона в случае коллизии  между договором  и  федеральным  законом,  что  исключит возможность поставить договор выше закона. В результате неизбежно  возникнет  механизм  рассмотрения предложений субъектов   Федерации,   согласования,   принятия   либо мотивированного их отклонения. [4]
В) Конституционно-правовая ответственность
    На фоне кризиса, охватившего все стороны государственного механизма в
России, большую актуальность приобрела  проблема точного и безусловного
соблюдения  Конституции Российской Федерации  как фундамента правовой системы государства. Как известно, любая норма права почти ничто без принудительного осуществления предписаний, в ней заложенных. Специфика
принуждения в конституционном праве, в отличие  от гражданского или трудового, базируется на том, что основными его адресатами являются властные субъекты — государство, государственные органы, должностные лица, осуществляющие публичные, политические функции.      Именно эту задачу и выполняет такая разновидность юридической ответственности, как конституционная, то есть ответственность за наиболее существенные нарушения норм конституционного права.
Понятие конституционной  ответственности.
      Проблема существования самостоятельного вида юридической ответственности лишь сравнительно недавно стала предметом изучения в науке российского конституционного права. Первые специальные исследования о правовой природе и особенностях ответственности по конституционному праву относятся к началу 70-х годов. Достаточно сказать, что даже в определении (дефиниции) ответственности за нарушения конституционных норм среди ученых нет единства (публично-правовая, конституционная, государственная, уставная). Также не существует какого-либо общепризнанного подхода и к содержанию категории конституционно-правовой ответственности. Существует две основные концепции конституционно-правовой ответственности.
      Сторонники первой понимают под ответственностью обязанность претерпевания различных правоограничений, выступающих последствием правонарушения. Авторы второго подхода к конституционной ответственности представляли ее в виде принудительной реализации санкции правовой нормы как последствия совершенного конституционного правонарушения. Различие между этими определениями ответственности фактически сводится к отказу от рассмотрения категории ответственности через понятие «обязанность». Основным недостатком обоих направлений является низведение ответственности к негативной оценке со стороны государства, выражающейся в несении определенных обременении виновного в правонарушении. [5]
      Понятие конституционной ответственности  должно включать следующие
признаки:
  -государственное и (или) общественное осуждение в виде заложенного в норме требования применения или непосредственного использования  принудительных мер преимущественно организационного характера.  
-остановке (приостановке) работы государственного органа  или  прекращении деятельности общественного объединения и т. п.;
   -совершенное   противоправное   деяние,    то    есть    конституционное правонарушение, с  важнейшими  его  условиями  (элементами):  объективной противоправностью и виной;
   -установившаяся между правонарушителем и  государством  правовая  связь  в момент    совершения    противоправного     деяния,     характеризующаяся возникновением специального охранительного отношения. [6]
Классификация мер ответственности  субъектов федерации.
      Опираясь на имеющиеся разработки, к числу мер конституционно-правовой ответственности субъектов федерации следовало бы отнести:
 1) отстранение  от  должности   высшего   должностного   лица   —   главы исполнительной власти субъекта;
 2) роспуск или приостановление деятельности высшего органа законодательной власти субъекта;
 3) отмена или приостановление действия  актов органов власти  субъекта органами государственной власти федерации;
4) признание недействительными актов органов власти  субъектов судами  по обращениям органов власти федерации;
5)  временное перераспределение предметов ведения и полномочий   (как правило, конкурирующих) в пользу органов власти федерации;
 6) изменение статуса субъекта федерации;
 7) назначение  специального  федерального  представителя для управления субъектом («прямое президентское правление»);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.