На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 3.  Правовое положение (статус) государственных

гражданских служащих 
 

    Обязанности государственных гражданских служащих
    Права гражданских служащих
    Ограничения, связанные с государственной гражданской службой
    Запреты, связанные с государственной гражданской службой
    Принципы служебного поведения  гражданских   служащих
    Ответственность государственных гражданских служащих
    Гарантии и компенсации на государственной службе
 
 
    Обязанности государственных  гражданских служащих
     Гражданский служащий имеет две категории обязанностей – общегражданские (устанавливаемые Конституцией РФ) и служебные обязанности.
     Служебные обязанности гражданского служащего, так же как и права, делятся на общие – те, которые свойственны всем гражданским служащим независимо от категории и групп их должностей, и особенные – устанавливаемые в зависимости от категории и групп занимаемых ими должностей.
     В свою очередь, особенные делятся на: особенные основные обязанности (определяются исходя из типовых квалификационных характеристик) и особенные не основные обязанности (определяются под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий).
     Общие обязанности закреплены в ст. 15 Закона о гражданской службе.
     Гражданский служащий обязан:
     1) соблюдать Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение.
     Данная  обязанность обусловлена тем, что гражданский служащий как представитель власти должен обеспечивать соблюдение конституционных принципов, т.е. защиту прав и свобод человека и гражданина; равноправие и полноправие граждан; законность; гуманизм (признание человека высшей ценностью); идеологическое многообразие, многопартийность и др.;
     2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
     Следует отметить, что результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего;
     3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
     Данная  обязанность обусловлена прежде всего спецификой организации государственной  власти, она заключается в строгой  иерархичной системе, и необходимым условием ее эффективной деятельности является четкая соподчиненность гражданских служащих.
     Следует отметить, что гражданский служащий не праве исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить ему в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного  поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем  данного поручения в письменной форме гражданский  служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
     4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
     Данная  обязанность имеет важное значение, поскольку согласно Конституции  России  «личность, ее права и  законные интересы являются высшей ценностью». Гражданский служащий должен своевременно принимать, подготавливать, реализовывать управленческие решения, обязан оказывать помощь гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, а также осуществлять все необходимые меры по охране прав и свобод граждан;
     5) соблюдать служебный распорядок государственного органа. Данная обязанность предусмотрена ТК РФ для всех категорий работников, она также распространяется и на гражданских служащих;
     6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
     Помимо  того, что гражданские служащие имеют  право на подготовку, переподготовку и повышение своей  квалификации, они должны соответствовать занимаемой должности и иметь высокую  квалификацию, а также постоянно поддерживать свой профессиональный уровень. Для определения соответствия гражданского служащего занимаемой должности в государственных органах периодически проводится аттестация, в случае обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по решению аттестационной комиссии гражданский служащий может направляться на повышение  квалификации или переподготовку либо с его согласия переведен  на другую государственную должность, и только при отказе гражданского служащего от этих  гарантий он может быть уволен;
     7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в т.ч. сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
     Согласно  ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации  перечень сведений, составляющих государственную  тайну, определяется Федеральным законом  РФ от 21 июля 1993г. № 5485-1  «О государственной тайне» (с послед. изм.. К сведениям, относящимся к государственной тайне, Закон относит: сведения в военной области; сведения в области экономики, науки и техники; сведения в области внешней политики и экономики; сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
     Следует отметить, что под иной охраняемой законом тайной понимается служебная  и профессиональная тайны.
     В целях неразглашения указанных  сведений при приеме на службу, выполнение обязанностей по которой связано с получением сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается определенная процедура допуска к таким сведениям, при отказе от прохождения которой кандидату на государственную должность может быть отказано в приеме на службу;
     8) беречь государственное имущество,  в т.ч. предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
     9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся  объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
     Обязанность гражданского служащего ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера следует рассматривать в качестве одного из элементов антикоррупционного механизма. Но следует отметить, что Закон предусматривает возможность обнародования этих сведений средствами массовой информации.
     В случае не предоставления указанных  сведений гражданскому служащему могут  быть отказано в поступлении и  нахождении на гражданской службе;
     10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства.
     Данная  обязанность обусловлена основным требованием к гражданскому служащему  – наличие гражданства Российской Федерации;
     11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Законом, другими Федеральными законами;
     12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
     Помимо  вышеперечисленных обязанностей, на отдельные категории гражданских  служащих законодательством возлагается  обязанность прохождения дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25 июля 1998г. № 128-ФЗ  «О государственной дактилоскопической регистрации Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Права гражданского служащего
 
     Правовой  статус государственных служащих состоит из служебных прав, обязанностей, системы поощрения и мер ответственности, а также из предоставляемых ему гарантий.
     Помимо  того, что все государственные  служащие равны перед законом  и пользуются всеми правами и  свободами, которые гарантируются им Конституцией России как гражданам, им также предусматриваются соответствующие права для осуществления служебной деятельности.
     Таким образом, под правами государственного служащего следует понимать обусловленные Конституцией Российской Федерации, установленные федеральным законом и иными нормативными  правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
     Служебные права государственного служащего можно подразделить на две категории:
     !). общие;
     2) специальные.
     В статье 14 Закона о гражданской службе РФ устанавливаются общие права  для всех гражданских служащих, которые, в свою очередь, подразделяются на права, связанные с существом служебной деятельности, и права, сопутствующие статусу гражданских служащих.
     К правам, связанным  с существом служебной  деятельности, закон относит:
     1)  право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
     Под организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, понимаются установленные Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ) нормативами безопасных и здоровых условий труда. За нарушение этих нормативов работодатель несет ответственность, а работник в этом случае вправе прекратить работу до исполнения работодателем своих обязанностей по обеспечению;
     2) право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста.
     К документам, определяющим права и обязанности гражданского служащего по занимаемой должности, относятся: правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения, уставы, правила работы с информацией и др.
     Таким образом, гражданский служащий имеет  право требовать четкого письменного закрепления своих функций, перечисленных в общих положениях, инструкциях по должности или других правовых документах. Гражданскому служащему не может быть поручена работа или выполнение заданий, не входящих в служебные полномочия и не предусмотренных вышеназванными документами.
     Гражданский служащий также имеет право на ознакомление с документами, определяющими  критерии оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, под которыми следует понимать оценочные показатели служебной деятельности. Эти критерии устанавливаются централизованно и должны быть одинаковыми для всех служащих, занимающих одинаковое положение. Поэтому они также закреплены в специальных документах, с которыми служащие должны быть ознакомлены.
     Под условиями должностного роста понимаются показатели, характеризующие соответствующую степень профессиональной подготовки и образованности, уровень моральных качеств;
     3) право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и не рабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.
     Это право, по сути, закреплено как  в Конституции России, так и в ТК РФ и не может быть нарушено. Гражданским служащим оно предоставляется в той мере, без каких-либо ограничений, как и другим гражданам. В ранее действовавшем Законе об основах государственной службы данное право не прописывалось;
     4) право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом о гражданской службе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
     5) право на получение  в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. Гражданский служащий имеет право запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, а также иметь возможность применять указанные средства в процессе своей служебной деятельности. Обязанность по обеспечению возможности реализовать это право лежит на государственном органе как на работодателе;
     6) право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.
     Гражданский служащий может быть допущен к  сведениям, составляющим государственную  тайну, он не может ее разглашать, но имеет право допускаться к  ней, если это необходимо для осуществления должностных обязанностей;
     7) право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
     Данное  право должно быть закреплено законодательно, иначе оно может явиться основанием для злоупотребления служебными полномочиями. Право гражданского служащего на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации должно реализовываться только при наличии служебной необходимости;
     8) право на ознакомление с отзывами о его профессиональной деятельности и другими документами до внесения  в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов.
     Согласно  ст. 42 Закона о гражданской службе личные дела гражданских служащих ведутся  кадровыми службами государственных органов.
     В личное дело гражданского служащего  вносятся его персональные данные и  иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской  службы и необходимые для обеспечения  деятельности государственного органа.
     Гражданские служащие имеют право не только знакомиться  со всеми материалами своих личных дел, но и делать выписки из него, снимать копии, требовать приобщения к делу своих объяснений и т.д. Служащий не вправе изымать из своего личного дела какие-либо документы.
     При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:
     а) обработка  персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях  обеспечения соблюдения Конституции России, Закона о гражданской службе, других законов и иных нормативных правовых актов, содействия гражданскому служащему в прохождении гражданской службы, обучении и должностном росте, обеспечении личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества, учета результатов исполнения им должностных обязанностей и обеспечения сохранности имущества государственного органа;
     б) персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;
     в) запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные  Законом о гражданской службе и другими Федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в т.ч. в профессиональных союзах;
     г) при принятии решений, затрагивающих  интересы гражданского служащего, запрещается  основываться на персональных данных гражданского служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;
     д) защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования  или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном Законом о гражданской службе и другими Федеральными законами;
     е) передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного  согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных Федеральным законом. Условия передачи персональных данных гражданского служащего третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами РФ.
     Порядок ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности РФ в порядке назначения  и государственные должности федеральной государственной службы, установлен также Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1998г. № 640;
     9) право на защиту сведений о гражданском служащем;
     10) право на должностной рост на конкурсной основе.
     Деятельность  гражданского служащего оценивается  посредством государственных квалификационных экзаменов, аттестации, конкурса или  по результатам хорошей работы. В  результате положительных результатов  указанных испытаний гражданский служащий имеет право на повышение в должности и на увеличение денежного содержания;
     11) право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном Законом о гражданской службе и другими Федеральными законами.
     Для того чтобы реализовать предыдущее право, гражданский служащий должен постоянно развиваться, повышать уровень  своих знаний и навыков, поэтому  государство гарантирует ему  оплату из средств бюджет, его переподготовку и повышение квалификации.
     За  время переподготовки и повышения  квалификации служащим гарантируется  сохранение денежного содержания;
     12) право на членство в профессиональном союзе.
     Гражданский служащий имеет право быть членом  профсоюза, но, в свою очередь, профсоюзы  не вправе вмешиваться в служебную деятельность государственных органов по выполнению возложенных на них задач, они не имеют права организовывать и проводить забастовки сотрудников государственных органов.
     Гражданский служащий, замещающий должность гражданской  службы категории  «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы  гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного  государственного органа в период замещения им указанной должности;
     13) право на рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Законом о гражданской службе и другими федеральными законами;
     14) право на проведение по его заявлению служебной проверки.
     Данное  право осуществляется в целях опровержения сведений, порочащих честь и достоинство гражданских служащих.
     Данное  право включает в себя:
     а) право быть информированным о  содержании сведений и их источнике;
     б) возможность ознакомиться со всеми  материалами служебной проверки;
     в) право на объяснение с предоставлением  достаточного времени для подготовки;
     г) право быть информированным в  письменном виде о принятых по результатам  служебной проверки решениях, а также  о мотивах этих решений;
     д) право апелляции в определенные компетентные инстанции;
     15) право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.
     Для разрешения споров, связанных с гражданской  службой, в т.ч. по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на гражданскую службу, ее прохождения, реализации своих прав на гражданской службе, перевода на другую государственную должность гражданской службы, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты гражданского служащего, увольнения с государственной службы, гражданский служащий имеет право защищать свои права как самостоятельно, так в судебном порядке;
     16) право на медицинское страхование в соответствии с Законом и Федеральным законом о медицинском страховании  государственных служащих Российской Федерации.
     Данное  право гарантируется гражданскому служащему и закреплено как одна из основных государственных гарантий гражданских служащих в ст. 52 Закона о гражданской службе;
     17) право на государственную защиту своей жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
     18) право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом.
     Право на пенсионное обеспечение является одной из основных социальных гарантий осуществления гражданским служащим своей деятельности.
     В статье 14 Закона о гражданской службе закреплено право, позволяющее гражданскому служащему выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов. Определение конфликта интересов содержится в ст. 19 Закона о гражданской службе. В самых общих чертах его можно представить как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей, что ставит под угрозу интересы граждан, организаций, общества и государства. При этом гражданский государственный служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 12 ч. 1 ст. 15 закона). Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов.
     Специальные права государственного служащего зависят от специфики органа, в котором служит гражданский служащий. В основном специальные права закрепляются в Положениях о том или ином государственном органе, должностных инструкциях, служебных контрактах и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Ограничения,  связанные с гражданской  службой 

     Под гражданским служащим следует понимать гражданина Российской Федерации, взявшего на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий  осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом  и получает содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
     Из определения  «государственный служащий» выделяется первое, основное требование к претенденту – гражданство Российской Федерации.
     Помимо  того что государственный служащий должен быть гражданином Российской Федерации, он также должен:
      быть не моложе 18 лет;
      владеть государственным языком;
      иметь профессиональное образование;
      отвечать требованиям, установленным указанным Законом о гражданской службе.
     При поступлении на государственную  службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия либо отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией России и федеральным законом.
     В статье 16 Закона о  гражданской службе установлен ряд ограничений, связанных с гражданской службой.
     Гражданин не может быть принят на гражданскую  службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской  службе в случае:
     1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
     2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
     3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы,  на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
     4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ;
     5) близкого родства или  свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с  непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
     6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
     7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
     8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
     9) непредставления установленных Законом о гражданской службе сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
     При поступлении на гражданскую службу гражданин представляет представителю нанимателя:
     1)заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
     2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;
     3) паспорт;
     4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
     5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
     6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;
     7) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
     8) документ об образовании;
     9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
     Эти сведения имеют конфиденциальный характер. Однако сведения о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера  гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Президентом России или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским СМИ по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а аналогичные сведения гражданских служащих субъектов РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным СМИ по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.
     Сведения, представленные при поступлении  гражданина на государственную гражданскую  службу, подлежат проверке в установленном порядке. В отдельных государственных органах федеральным законом могут устанавливается дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином. В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную гражданскую службу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Запреты, связанные с гражданской  службой
 
     Исходя  из специфики деятельности гражданского служащего на него налагаются дополнительные запреты, присущие исключительно государственной  гражданской службе.
     Общегражданские права гражданских служащих ограничиваются с целью наиболее эффективного осуществления государственной гражданской службы. Такие ограничения следует отличать от ограничений прав при поступлении на государственную  службу.
     В отличии от ограничений, адресованных как претендентам на гражданскую службу, так и гражданским служащим (ст.16 Закона о гражданской службе), запреты, обусловленные особенностями гражданской службы, направлены только на служащих.
     Запреты предусмотрены для того, чтобы  действия гражданских служащих полностью  отвечали принципам и содержанию служения обществу и государству.
     В соответствии со ст. 17 Закона о гражданской  службе в связи с прохождением гражданской службы  гражданскому служащему запрещается:
     1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных законом.
     Гражданский служащий может состоять членом органа управления коммерческой организации  только тогда, когда ему в законодательном  порядке поручается участвовать  в управлении данной организацией;
     2) замещать должность гражданской службы в случае:
     а) избрания или назначения на государственную должность. Данный запрет связан прежде всего с разделением государственных должностей и должностей гражданской службы. Запрет на совмещение политических и административных должностей для гражданского служащего означает, что при избрании или назначении гражданского служащего на государственную должность его гражданская служба приостановилась;
     б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления.
     Это ограничение для государственного служащего  вытекает из принципа разделения властей, который предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие;
     в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в т.ч. в выборном органе  первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
     В государственных органах может  быть создан профсоюзный орган, и  законом предусматривается  возможность избрания гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в выборном органе первичной профсоюзной организации. В этом случае гражданская служба приостанавливается, а совмещение этих видов деятельности гражданскому служащему запрещено;
     3) осуществлять предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, целью которой является получение прибыли. Несмотря на то, что в п. 2 ст. 14 Закона о гражданской службе указано, что гражданский служащий вправе с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой  конфликта интересов, предпринимательская деятельность не может быть этой работой.
     Требование  к гражданским служащим, закрепленное в ст. 20 Закона о гражданской службе, предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера связано с запретом заниматься предпринимательской деятельностью;
     4) запрещено приобретать в случаях, установленных Федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
     Данный  запрет направлен на исключение конфликта  интересов, а порядок действий служащих, владеющих приносящими доход  ценными бумагами, определен в  п. 2 ст. 17 Закона  «О гражданской службе»;
     5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено законодательством.
     В соответствии со ст. 971 ГК РФ поверенным является сторона договора поручения, обязанная совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.
     Под представительством понимается совершение сделок одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в результате чего права и обязанности создаются, изменяются и прекращаются непосредственно для представляемого (ст. 182 ГК РФ).
     Указанный запрет обусловлен тем, что представительство в данном случае расценивается как использование гражданским служащим своего должностного положения в интересах третьих лиц, что является нарушением принципов государственной гражданской службы.
     Сделка, совершенная гражданским служащим от имени доверителя или представляемого, является сделкой,  не соответствующих требованиям закона, и признается недействительной (ст. 168 ГК РФ).
     6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
     При этом под вознаграждением законом  понимается подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.
     Подарки, полученные гражданским служащим в  связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с  другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной  собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.
     Так, в соответствии со ст. 575 ГК РФ допускается  дарение гражданским  служащим обычных  подарков, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.
     Целью рассматриваемого запрета является  искоренение взяточничества в системе  органов государственной гражданской  службы, а также исключение злоупотребления  гражданским служащим своего должностного положения.
     Нарушение данного запрета влечет ответственность  государственного служащего, в т.ч. уголовную, по ст. 285 УК РФ (злоупотребление  должностными полномочиями) и ст. 290 УК РФ (получение взятки);
     7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
      Настоящий запрет непосредственно вытекает из предыдущего запрета на получение вознаграждения от физических и юридических лиц;
      8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
      Под указанный запрет подпадают также: использование на службе, но вне  служебной необходимости, не по назначению, без соблюдения правил эксплуатации оргтехники, средств коммуникаций; использование средств, выделенных на официальные расходы в личных целях. Такого рода действия влекут применение дисциплинарных наказаний, которые могут быть наложены независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности (в случае причинения существенного вреда государственным интересам);
      9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
      Данный  запрет обусловлен тем, что гражданские  служащие в связи с исполнением  ими своих должностных обязанностей могут получать информацию о частной  жизни лиц, недоступную для других граждан и составляющую сведения конфиденциального характера. Неразглашение такой информации и не использование ее вне служебной деятельности является гарантией защиты интересов лиц, предоставляющих гражданским служащим такую информацию, а также служебных интересов;
      10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.
      В данном  случае наблюдается двойственность между правом гражданского служащего  пользоваться правами и свободами  как гражданина и ограниченной возможностью выражать свое мнение. В некоторых зарубежных странах такая двойственность выражается в обязанности служащего соблюдать профессиональную сдержанность.
      Нарушение указанного запрета может создать  угрозу надежному функционированию гражданской службы, т.к. публичные  высказывания, суждения и оценки могут выражать негативное отношение к государству в лице его государственных органов, что влечет ослабление доверия клиентов, получателей государственных услуг к гражданской службе.
      Право публично высказывать суждения и  оценки деятельности указанных органов имеют только гражданские служащие, в чьи должностные обязанности входит взаимодействие со средствами массовой информации, поскольку одним из принципов гражданской службы является доступность информации о государственной службе;
      11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входят взаимодействия с указанными организациями и объединениями.
      Целью данного запрета выступает исключение злоупотребления гражданскими служащими  своего должностного положения, а также  защита гражданских  служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.
      Одним из принципов гражданской службы является взаимодействие с общественными  объединениями и гражданами, поэтому  в структуре государственных  органов существуют должности или  структурные подразделения, прямой обязанностью которых является взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
      12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
      Гражданский служащий в качестве гражданина пользуется предусмотренным п. 2 ст. 32 Конституции РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Однако согласно данному запрету он не вправе использовать для реализации данного права исключительные возможности, предоставленные ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
       13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также  публично выражать отношения к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.
      Конституция России устанавливает, что в Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной, а общественные объединения равны перед законом (ст. 13). Это значит, что использование гражданским служащим своих должностных полномочий в интересах политических партий и других общественных объединений является нарушением законодательства Российской Федерации, а также находится в противоречии с принципами гражданской службы.
      Под  использованием гражданскими служащими  своего должностного положения в интересах политических партий и других общественных объединений следует понимать использование своего положения в таких целях, как сбор средств на политические кампании, агитация политических партий и т.д.
      Российская  Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Следовательно, гражданские служащие не вправе вмешиваться в их деятельность, создавать привилегии каким-либо из них, в т.ч. пропагандировать какую-либо из религий.
      Таким образом, данный запрет призван обеспечить объективность и беспристрастность  гражданских служащих в отношении  всех граждан, независимо от их политических взглядов и убеждений, а также религиозной принадлежности;
      14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
      Данный  запрет логически связан с предыдущим. Так, создание в государственных  органах указанных структур влечет нарушение таких принципов гражданской  службы, как профессионализм и компетентность гражданских служащих, стабильность гражданской службы;
      15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
      Под индивидуальным служебным спором понимаются неурегулированные между представителями нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоящим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
      Гражданский служащий также не вправе владеть  приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций), если это  может привести к конфликту интересов (п. 2 ст. 17 Закона  «О гражданской службе»).
      При этом под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или  может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которых возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.
      Для того чтобы избежать такого конфликта, в данном случае гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему  указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица  (выгодополучателя) (ст. 1012 ГК РФ).
      Кроме того, п. 3 ст. 17 Закона о гражданской  службе установлены запреты, касающиеся граждан, уволенных с гражданской службы. Так, гражданин, уволенный с гражданской службы не вправе:
      1) замещать в течение 2 лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
      2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
      Нарушение вышеизложенных запретов, связанных  с гражданской службой, является одним из оснований прекращения  служебного контракта, освобождения от занимаемой должности гражданской  службы и увольнения с гражданской  службы (ст. 33 Закона о гражданской службе). 
 
 
 
 
 

    Принципы  служебного
    поведения государственных  служащих 

     Указом  Президента РФ от 12 августа 2002г. № 885 были утверждены  «Общие принципы служебного поведения государственных служащих». Это некий Кодекс чести. Во многих развитых странах подобный документ существует практически со дня зарождения государственной службы, в России  такой документ принят впервые. Его необходимость очевидна, поскольку чиновник должен обладать не только соответствующим образованием и необходимыми навыками, но и высокими моральными устоями.
     Целью настоящего документа является повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных)  обязанностей, исключение злоупотреблений на государственной службе.
     Под общими принципами служебного поведения следует понимать основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.
     К общим принципам служебного поведения государственных служащих относятся:
     1) добросовестное исполнение должностных (служебных) обязанностей, на высоком профессиональном уровне;
     2) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как основного смысла и содержания деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
     3) осуществление деятельности в рамках установленной законами и подзаконными правовыми актами компетенции государственного органа;
     4) неоказание предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, независимость от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
     5) исключение действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
     6) соблюдение установленных законом ограничений для государственных служащих;
     7) соблюдение политической нейтральности, исключающей возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений.
     8) соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;
     9) проявление корректности и внимательности в обращении с гражданами и представителями организаций;
     10) проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России, учет культурных и иных особенностей различных этнических, социальных групп и конфессий, способствование межнациональному и межконфессиональному согласию;
     11) воздержание от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избежание конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
     12) при угрозе возникновения конфликта интересов – ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - государственный служащий обязан сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решения, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;
     13) не использование своего служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;
     14) воздержание от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;
     15) соблюдение установленных в государственном органе правил публичных выступлений и представления служебной информации;
     16) уважительное отношение к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственного органа, а также оказание им в установленных законами случаях и порядке содействия в получении достоверной информации.
     Государственный служащий должен принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта  интересов; не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Ответственность государственных
    гражданских служащих 

     Наделяя гражданского служащего широкими полномочиями в области государственного управления, законодатель предусмотрел и повышенный уровень ответственности гражданского служащего за совершение им неправомерных действий (бездействий).
     Ответственность выражается в применении к гражданскому служащему различных взысканий и наказаний, предусмотренных российским законодательством.
     К гражданским служащим могут быть применены следующие виды юридической ответственности:
    дисциплинарная;
    административная;
    гражданско-правовая (материальная, имущественная);
    уголовная.
     Под юридической ответственностью следует понимать меры принудительного характера, которые предусматриваются и другими нормативными правовыми актами  в качестве реакции государства на совершение гражданским служащим правонарушения.
      Дисциплинарная ответственность устанавливается:
    1) на  общих основаниях с другими  гражданами (на основании ТК РФ);
    2) с  учетом специфики профессиональной  деятельности (на основании нормативных  правовых актов, регулирующих государственную службу Российской  Федерации).
     Дисциплинарная ответственность гражданских служащих является специальным видом ответственности и устанавливается в ст. 57 Закона о гражданской службе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.