Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этнос: языки и культура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Антропология. 
 

 КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

Тема  работы:
«Этнос: языки и культура» 

 

Содержание
 

     

     Введение.

     Этнография рассматривает человека в контексте его культуры и связана с иными науками. Культура складывается из трех элементов: материального, социального и духовного. Соответственно этому разделению, этнография связана с технологией, социологией, психологией и историей.
     Этнография  с психологической точки зрения отражает стремление человека к познанию как себя самого, своей общности, так и человечества в целом.
     В основе жизни каждого народа лежат  причины чисто биологического свойства. По сравнению с другими видами животных, люди существуют и приспособляются к изменчивости внешней среды, преимущественно, используя развитые умственные способности.
     Этнография изучает человека в его общностях со стороны проявления его духовных качеств, как производителя материальных богатств, создателя идеологий и мировоззрений.
     Понимание языка и культуры этноса делает возможным познание психологии народа.

     1. Этнос.

     Этнос — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание.1
     Основы  теории этносов были заложены в 1920-х С.М. Широкогоровым. Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал "единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни". Во второй половине XX века концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной её интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (этнос в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы (этнос в широком значении слова) как этносы, сопряженные с территориально-политическими общностями. Этносоциальный организм, по Бромлею, представляет собой самостоятельную единицу общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности, нации. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на передачу информации между разными поколениями, обеспечивающую преемственность и стабильность этноса. Племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивной теорией этносов в инструментальном и прикладном отношении.
     Другой  подход к этносу имеют работы Л. Гумилева. Этнос, по Гумилеву, может пребывать цикличном («персистентном») или «динамичном» состоянии. Также Гумилев говорит о том, что этнос сравним с живым организмом, он рождается, развивается и умирает.
     В зарубежной социально-культурной антропологии понятие «этнос» употребляется относительно редко, предпочтительно употребляется понятие «этничность», отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.2
     Основными условиями возникновения этноса является общность территории и языка, она же выступает в качестве главного признака. При этом в процессе миграций этнос может быть сформирован из разноязычных элементов, а также оседать на разных территориях. При ранних дальних миграциях Homo sapiens из Африки и в условиях глобализации этносы могут быть рассмотрены как культурно-языковые общности, свободно перемещающихся по территории Земли.
     В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях, формируются  определенные отличительные черты материальной и духовной культуры этноса, быта, групповых психологических характеристик. У каждого из членов этноса появляется общее самосознание. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима. Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков, передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации.

     2. Теории и концепции  этносов.

     Все концепции этноса делятся на две основные группы: субстанциалистские (примордиалистские) и релятивные (инструментализм, конструктивизм). Центральной предпосылкой примордиализма в сфере изучения этноса является признание за последним реального бытия, совершенно независимого как от индивидуальных, так и коллективных сознания и воли. В рамках примордиализма выделяются 2 основных направления –– социобиологическое (наиболее яркий представитель –– Г. Лебон). И второе направление –– эволюционно-историческое или социокультурное (например, Ю.В. Бромлей). Основное различие этих подходов заключается в противоречивости трактовки их представителями фундаментальных связей, на которых базируются этнические системы.
     Для социобиологического подхода этнос является природной общностью, основанной на биологических связях. Для эволюционно-исторического подхода этнос представляет собой социокультурную общность, соответственно основанную на социальных и культурных связях, порождаемых в ходе исторического процесса.3

     2.1. Примордиализм.

     Данный  подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.4

     2.1.1. Теория Пьера ван ден Берге.

     Пьер  ван ден Берге выделял в человеческом поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии. Предполагал, что явления общественной жизни объясняются биологической стороной человеческой природы. Этнос, по ван ден Берге, является расширенной родственной группой. Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет посредством генетической предрасположенности человека к непотизму (родственному отбору). Суть непотизма заключается в том, что, помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид способствует воспроизведению собственного генофонда. Такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем аналогичные другие группы, в которых альтруистическое поведение индивидов отсутствует. 5

     2.1.2. Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва).

     Л. Н. Гумилев, считал этнос биофизической  реальностью, облеченной в ту или иную социальную оболочку. Этнос явление географическое, связанное с «кормящим и вмещающим ландшафтом»6. Этнос, по словам Гумилева, не может быть социальной группой, так как напрямую не связан с производительными силами, хотя его культура проявляется как социальное явление. Этнос, как человек, приспосабливается к географической среде7. Также Гумилев говорил, что «…в основе этносов лежит не похожесть особей его составляющих, а связи, цементирующие коллектив и простирающиеся на природные особенности населяемого данным коллективом ландшафта». 8 Отличия этносов, по Гумилеву, заключаются в различиях культуры или уровня образования. Человек в первые годы жизни перенимает стереотипы поведения от своего окружения, а затем использует их в дальнейшей жизни. 
     Гумилев процесс этногенеза разделяет на четыре этапа: рождение, подъем, упадок, умирание. Главную роль в данном процессе Гумилев отдает биологическому потенциалу человека.  В течение  времени потенциал накапливается, появляется избыточная энергия – пассионарность. Достигнув пика развития, этнос переходит в стадию упадка. Пассионарный заряд постепенно уменьшается. После полного рассеивания заряда этнос гибнет. Новое развитие может начаться лишь при образовании новой пассионарной популяции, но это уже будет иной этнос.   

     2.2. Конструктивизм.

     Согласно  конструктивному подходу, образующееся этническое чувство представляет собой интеллектуальную структуру, которую осознанно создают писатели, художники, скульпторы, ученые. Данный подход уделяет особое внимание сознанию и языку, на основе которых происходит самоосознание этноса.
     «Таким образом, для конструктивизма этничность — вопрос сознания, членство в этнической группе зависит от того, как индивид представляет себе, что такое эта группа. Поэтому для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса вообще, а те ее характеристики, которые в данный момент подчеркивают различия и групповые границы.
     Этнос в конструктивизме — это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) но отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Эта концепция этноса и этничности отличается от других не добавлением в определения этих понятий новых признаков, а введением в любой подобный перечень элемента «представления об этих признаках». 9

     2.3. Инструментализм.

     Инструментализм трактует этничность в качестве инструмента, используемого в борьбе за власть и благополучие. В данной концепции этничность является чувством солидарности группы людей, которое формируется ввиду определенных обстоятельств. Этничность — средство в коллективном стремлении к материальному преимуществу на социополитической арене. Этническая мобилизация объясняется требованиями материальных факторов, которые определяют социальное поведение10. Таким образом, этничность превращается в социальную роль, сознательно избираемую человеком или группой под воздействием тех или иных материальных факторов.
     Различия между группами людей в обществе, согласно инструментализму, могут служить основой для формирования этнической идентичности каждой группы, определяющей, в свою очередь, характер межгрупповых отношений и мобилизующей этнические группы на целенаправленную политическую деятельность.
     «В отличие от примордиалистского, инструменталистский подход ориентирован не на поиск объективных оснований этничности, а на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносами. Поэтому, выясняя, каким образом этносы и этничность удовлетворяют потребности индивида или группы, осуществляют их цели и интересы, инструментализм не задается вопросом, есть ли какая-то объективная основа существования этноса. Инструментализм исходит из положения: раз этносы и этничность существуют, значит, они служат определенным целям и конкретным интересам человека, облегчая его жизнь в обществе».11

     3. Этнос и культура.

     Культура  – исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей. 12
     Культура  имеет сложную и неоднородную структуру. В ней возможно выделить различные аспекты: универсальные, региональные, расовые, национально-этнические, лингвистические, классово-групповые, половозрастные. Данные аспекты обусловливают характер и особенности  культуры каждого этноса.
     Еще в древности, рассматривая этнонациональный характер культуры, возникли две противоположные тенденции: этноцентризм и космополитизм. Согласно этноцентризму, некий этнос рассматривает собственную культуру в качестве образца и эталона, ставит ее выше других, воспринимая иные культуры с недоверием или враждебностью. Для космополитизма характерно стремление индивида выйти за пределы своего этноса, стать гражданином мира.

     4. Этнос и язык.

     Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
     Наряду  с культурой не менее важную роль в развитии этноса играет язык. Он также связан с культурой, образуя ее основу. Вне языка культура этноса не существует. Поэтому язык чаще всего выступает в качестве критерия при различении этносов. Язык является основным средством общения людей, одним из главных инструментов познания и освоения мира. Язык для этноса – не столько средство общения, сколько память и история народа, культура, опыт научной и художественной деятельности, мировоззрение, психология.
     Таким образом, язык является средством идентификации в этносе. Те, кто владеют языком, владеют также системой символов, значений, ценностей, вокруг которых строится человеческая общность, с четко выраженными качествами, свойственными только ей.13
     Жозеф Вандриес писал: «В любой общественной группе вне зависимости от ее свойств и величины язык играет важнейшую роль. Он – самая крепкая связь, соединяющая членов группы, в одно и то же время он — символ и защита группового единства. Может ли быть более действительное орудие для утверждения факта существования группы? Язык так гибок, так богат оттенками, так тонок, так пригоден к самому различному употреблению; он — средство общения между членами группы, условный знак принадлежности к группе»14.
     Утрата  языка ведет к уничтожению  его носителя – определенной общности или этноса в целом. Утрачиваются ценности, ориентиры, которые были выработаны и добыты этносом. Благодаря этим ценностям и ориентирам человеческая общность создает индивидуальную, свойственную только ей культуру.15
     Язык  играет одну из главных ролей в  формировании мировоззрения этноса. «Родной, употребляемый нами с раннего детства язык способен навязать нашему мышлению формы, в подчинении у которых мы будем находиться в течение всей жизни»16
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.