На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь

 
Учреждение  образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска  Скорины» 
 

Факультет экономический 

Кафедра экономической теории и мировой экономики 
 
 

Проблема  развития малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь
Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

 Исполнитель:
 студент группы  БУ-21                                 Талянин Дмитрий Николаевич                          

 Научный руководитель:                                                                                                         старший преподаватель                               Гаев Александр Владимирович 
 
 
 
 
 
 
 

Гомель 2010
 


     СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие  и сущность предпринимательства………………………………...…5
1.1 Экономическая  природа и признаки предпринимательства…………….....5
1.2 Необходимые  условия для развития предпринимательства……………...10
1.3 Преимущества  и недостатки малого бизнеса……………………...………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………....14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………...…….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………...………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………….....25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список  использованной литературы…………………………………………...39 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Мировая практика убедительно показывает, что  малый и средний бизнес оказывает  существенное влияние на развитие экономики  и решение социальных проблем  рыночных стран.  Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых  товаров, разнообразию выполняемых  работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий  уровень развития предпринимательства  является необходимым условием успешного  функционирования рыночной экономики.
     Особую  роль играет предпринимательство и  в трансформационной экономике. С одной стороны, перераспределение  ресурсов из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно, невозможно без  создания нового частного сектора. С  другой стороны, рыночная реструктуризация предприятий связана с высвобождением избыточной рабочей силы. Частный  сектор поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая  остроту социальных проблем. Частный  бизнес – это новые знания и  технологии, новые возможности и  прибыли. Поэтому формирование и  проведение гибкой и эффективной  политики в отношении малого и  среднего предпринимательства  и  низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.
     Актуальность  тематики развития и форм поддержи малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь остается очень  высокой практически  с момента  появления этого сектора экономики. При этом пристальное внимание, уделяемое  проблемам развития данного сектора  со стороны государства и общества, вот уже много лет не приводит к каким-либо кардинальным позитивным изменениям ситуации. Предпринимательская  деятельность по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем.
     В современной Беларуси, идущей по пути рыночных преобразований, до сих пор  не использован потенциал этого  особого сектора экономики, призванного  смягчить последствия системного кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов. Развитие его в Беларуси существенно отстает от темпов, демонстрируемых  в странах-соседях. Это объясняется  отношением государства к этому  сектору – правительство связывает  возможности экономического роста  в Беларуси преимущественно с  государственными предприятиями. В  результате для малого и среднего предпринимательства создана довольна негостеприимная среда с высокими издержками как входа на рынок, так  и ухода с него, в виде сложного и изменчивого законодательства, длительной и дорогостоящей регистрации, закрытия предприятия и пр. Высокие  транзакционные издержки, связанные  с получением всех необходимых разрешений и пр., дополняются рисками и  конфискационными механизмами в виде многочисленных проверок и штрафов за нарушение норм законодательства. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии данного сектора, предпринимательство еще не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно-развитых странах.
     Всё вышесказанное характеризует актуальность выбранной темы, а также необходимость  дальнейших исследований в сфере  предпринимательской  деятельности.
     Целью данной работы является  анализ проблем  развития малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь, а также  перспектив развития данного сектора.
     В курсовой работе были использованы различные  источники: книги, журналы, сборники научных  статей, материалы интернета. В частности  можно выделить «Экономический бюллетень  НИЭИ Министерства экономики Республики», «Проблемы управления», труд Башлаковой О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона», материалы интернет-ресурса  Исследовательского центра ИПМ «http://research.by/», где подробно проанализировано развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, проблемы, препятствующие его развитию, а также указаны возможные пути их преодоления.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 

      Экономическая природа и признаки предпринимательства
 
 
     Исследование  предпринимательства нашими учёными  начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом  так называемой политики перестройки  стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный  подход к данной проблеме был ещё  невозможен. Работы содержали или  откровенную апологетику советской  экономической системы, или попытки  её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности  соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством.
     Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его  трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической  категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать  на потенциальный источник выгоды [1, с.95].
     В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).
     Субъектами  предпринимательства являются:
     ? физические лица, не ограниченные в  правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том  числе иностранные граждане и  лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных  действующим законодательством  Республики Беларусь;
     ? группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.
     Однако  занятие предпринимательской деятельностью не допускается должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.
     Вышеназванный Закон также определяет и формы  предпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие  формы предпринимательской деятельности:
     ? частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или  на основе имущества, полученного и  используемого на законном основании;
     ? коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого  на законном основании.
     Предпринимательство может осуществляться без образования  юридического лица и с образованием юридического лица, без использования  наемного труда и с использованием наемного труда.
     Критерием отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке  малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства  относятся юридические лица и  предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:
     в промышленности и на транспорте –  до 100 человек;
     в сельском хозяйстве и научно-технической  сфере – до 60 человек;
     в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
     в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
     в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [2].
     Различают следующие виды предпринимательства  в малом бизнесе:
     ? по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
     ? по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
     ? по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
     ? по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;
     ? по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [3, с.8].
     По  своей экономической природе  предпринимательство неразрывно связано  с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной  деятельности внешне оно проявляется  в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между  тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное  звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих  субъектов. Товарное производство исторически  и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен  же, во-первых, стимулирует поиск  новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.
     Экономическая природа предпринимательства характеризуется  через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.
     Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или  освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это  стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом  рыночного обмена, осуществляющегося  к взаимной выгоде участников этого  процесса.
     Хотя  инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального  признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного  хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде.
     Инициатива  требует известной хозяйственной  свободы. Когда уровень регламентации  предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования - ключевая задача перехода к предпринимательству.
     Однако  асимметрия информации создает и  известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.
     Хотя  риск и является органической компонентой  предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано  со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает  решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в  виде склонности к безрассудному  риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому       величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.
     Коммерческий  риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете  и учете возможных отрицательных  последствий. Стремление к успеху здесь  всегда уравновешивается хозяйственной  ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность  ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхования именно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизить риск — это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.
     Риск  как свойство предпринимательской  деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя  скрупулезно анализировать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отношении ее определенных ограничений и регламентации [1, с.104-106].
     Стремясь  к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны:
     а) использование неравновесных рыночных ситуаций как источника новых возможностей;
     б) стремление к рационированию распределения  ресурсов как источнику дополнительного  дохода;
     в) содействие установлению рыночного  равновесия через перераспределение  благ. Перемещение ресурсов в целях  их более эффективного применения —  лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил.
     Наиболее  полно предпринимательство как  экономическая категория проявляется  в многообразии его форм собственности. По формам собственности различают  следующие виды предпринимательства:
     ? единоличное владение;
     ? партнерство (товарищество);
     ? корпорация (акционерное общество);
     ? кооперативы;
     ? государственные предприятия.
     Единоличное владение основано на собственности  одного лица или семьи. Его признаки:
     ? неограниченная ответственность (вплоть до личного имущества);
     ? ограниченные возможности (размер капитала);
     ? максимальная гибкость и оперативность (не надо ни с кем согласовывать  экономическое поведение).
     Партнерство базируется на собственности нескольких человек или семей. Его основные признаки:
     ? неограниченная ответственность;
     ? ограниченные возможности;
     ? гибкость.
     Корпорация - объединение собственности многих субъектов. Основной способ объединения - выпуск акций. Признаки:
     ? ограниченная ответственность (акционерным  капиталом);
     ? широкие возможности в связи  с привлечением капитала других юридических  и физических лиц;
     ? длительность функционирования;
     ? ограниченная гибкость (деятельность регулируется уставом).
     Кооператив - предприятие, организация, созданные  путем добровольного объединения  лиц на паевой или арендной основе для осуществления предпринимательской  деятельности. Его основными признаками являются:
     ? хозяйственная самостоятельность  и самофинансирование;
     ? материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;
     ? право собственности принадлежит  самому кооперативу и не делится  между его членами;
     ? при выходе из кооператива члену  возвращается его доля дохода, а  не доля в имуществе.
     Государственный сектор в экономике представлен  предприятиями, находящимися либо полностью  в собственности государства, либо под его контролем, через владение контрольным пакетом акций.
     Рассмотренные формы предпринимательства не исчерпывают  всего их реально существующего  многообразия. В нашей республике, как и во многих странах, получили распространение и другие их разновидности  и промежуточные формы. Это смешанные  товарищества, акционерные общества закрытого типа, сочетающие в себе черты полного товарищества и  акционерного общества; товарищество с акциями или паевое товарищество; совместное предприятие; франчайз, или  франшиза - специальное соглашение, дающее предпринимателю право на производство и продажу товаров  и услуг под фирменной маркой головной компании; государственное  предприятие - в большинстве стран  акционерное общество, пакетом акций  которого полностью или частично распоряжается правительство [4, с.60-61]. 
 

     1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства 
 

     Развитие  предпринимательства предполагает ряд условий.
     ? Обеспечение свободы хозяйственной  деятельности. Это - свобода использовать принадлежащее предпринимателю, арендуемое или переданное в пользование  имущество; свобода определять, что  и как производить, выбирать поставщиков  и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.
     ? Развитие рыночных отношений. Предпринимательство - это рыночно конкурентный тип  хозяйствования, система отношений, предполагающая хозяйственную самостоятельность, эквивалентные (равноценные) связи, наличие  особого рода сознания.
     ? Установление прав собственности на средства производства и произведенной  продукции. Собственность выступает  как форма присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства как фактора производства. Собственность  на средства производства теряет смысл  вне собственности на продукт. Присвоение средств производства и продукта осуществляется в процессе владения, распоряжения и использования.
     ? Наличие многообразия форм собственности. Рыночная экономика многоукладна. Процесс  формирования многоукладной экономики  – это процесс, основанный на множестве  форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования.
     ? Наличие экономически обоснованного  и самостоятельного субъекта хозяйствования. Экономическая обособленность означает, что сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как  ее производить, кому и где продавать. Государство не должно мешать производителям производить то, что им представляется нужным, а потребителям - покупать то, что они желают. Пока же 45,2 % населения  республики считают, что цены должны устанавливаться государством и  жестко им контролироваться. Еще 24,6 % полагают, что свободные цепы должны быть только на модные, престижные товары, предметы роскоши. Лишь 12,6 % высказываются за то, чтобы цены определялись свободно на основе спроса и предложения, а 17,6 % - за свободное ценообразование  на все товары, кроме предметов  первой необходимости.
     ? Утверждение определенной экономической  среды. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность факторов производства, свободного денежного  капитала. С экономической средой связаны социально-культурная, технологическая, институциональная среда. Последнее  характеризуется наличием разнообразных  институтов и структур, с помощью  которых предприниматель устанавливает  деловые контакты (банки, юридические  и аудиторские фирмы, рекламные  агентства, транспортные агентства  и учебные заведения). Огромное число  белорусских граждан приходит к  пониманию положительного смысла рыночных преобразований, уясняет для себя их хозяйственные и правовые преимущества.
     ? Применение подходящих методов менеджмента, в частности методов нахождения решений, стратегических альтернатив, а также мероприятий организационного характера и культурного воздействия. С их помощью должна усиливаться  способность предприятия реагировать  на предвиденные и непредвиденные осложнения.
     ? Использование методов маркетинга - координация, управление в сфере  организации производства и сбыта  продукции; деятельность, направленная на выявление запросов потребителей с тем, чтобы оперативно ориентировать  производство на их удовлетворение [4, с.58-59]. 
 

     1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса 
 

     Технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений, мобильность  технологических изменений, внедрение  изобретений, быстрый рост сферы  услуг и занятости, острая ценовая  и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель  получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
     Малый бизнес стал наиболее динамичной частью предпринимательства во многих странах  мира. Правительство республики рассматривает  мелкий и средний бизнес как питательную  среду для роста национальной экономики. Достоинство данной формы  предпринимательства состоит в  следующем:
     ? Малые предприятия, работающие на местных  ресурсах или обеспечивающие местный  рынок, противозатратны хотя бы с  точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных  условий в сочетании с незначительными  капитальными и трудовыми затратами.
     ? Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически  полезен, чего нельзя сказать о труде  канцелярском.
     ? При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
     ? Независимость действий, возможность  наиболее гибких и оперативных решений.
     ? Шансы на быстрый материальный успех.
     ? Возможность совмещения нескольких профессий.
     ? Взаимозаменяемость, перемена характера  труда, равно как и быстрое  изменение ассортимента выпускаемой  продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому  в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет  и расширяет свои позиции [3, с.75].
     Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
     Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства. В их числе:
     ? неравномерность развития малых  предприятий по регионам республики;
     ? неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной  сфере;
     ? увеличение доли убыточных предприятий;
     ? затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения  такой поддержки;
     ? наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или  косвенно затрудняющих организацию  и осуществление предпринимательской  деятельности, в том числе ограничений  на стадии "вхождения" малых предприятий  в рынок, связанных с регистрацией, лицензированием, сертификацией, гигиенической  регистрацией, а также в период функционирования и "выхода" из рынка;
     ? нестабильность и несовершенство действующего законодательства;
     ? сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, высокий  уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
     ? отсутствие реально действующих  механизмов стимулирования развития малых  предприятий в приоритетных сферах экономики.
     Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малое предпринимательство  по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. И в их числе  в первую очередь оказываются  предприятия, функционирующие в  сфере производства товаров и  бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и  др., стоимость которых постоянно  растет. Налоговый пресс давит  на производственные предприятия в  сфере малого бизнеса. Сложившиеся  экономические условия подрывают  стимулы к предпринимательской  деятельности, ослабляют предпринимательский  настрой.
     Для успешного развития малого бизнеса  экономика республики должна эволюционировать в направлениях либерализации, правового  обеспечения, совершенствования налоговой  системы, приватизации, ориентации предпринимательской  деятельности на потребителей [5, с.44-46]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 

     2.1 Развитие предпринимательства в  1992-2000 гг. 
 

     Переход к рыночным отношениям в экономике  Беларуси начался в середине 80-х  годов, когда она ещё была в  составе СССР. Усиление либеральных  тенденций в экономике республики после распада СССР стало мощным импульсом для развития предпринимательства. На начальном этапе государство  во взаимоотношениях с негосударственным  сектором придерживалось принципа невмешательства. Бизнес развивался стихийно, отсутствовала  нормативно-правовая база, регулирующая отношения в этой сфере.
     С 1994 года важнейшей государственной  целью было провозглашено создание в стране социально-ориентированной  рыночной экономики с эффективной  системой государственного управления. Одновременно предусматривались ускорение  рыночных преобразований, структурная  перестройка экономики, развитие предпринимательства  и создание благоприятной экономической  среды. С этого времени государственная  политика по отношению к предпринимательству  характеризуется противоречивостью. С одной стороны, правительство  предпринимало попытки оказать  малым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена нормативно-правовая база, в результате чего большинство  аспектов деятельности малых предприятий  стало регламентироваться  с достаточной  четкостью, определились основные направления  по поддержке предпринимательства. С другой стороны, государство установило многочисленные административные барьеры  для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль над деятельностью  частных предпринимателей и неоправданно суровую систему наказаний за экономические правонарушения.  Это привело к тому, что с 1996 года количество малых предприятий  и их вклад в экономику остаются практически неизменными.
     Таким образом, становление малого предпринимательства  можно разделить на два этапа:
     1-й  этап: до 1996 года – быстрый рост  количества малых предприятий  при отсутствии системной нормативно-правовой  базы и инфраструктуры поддержки  предпринимательства;
     2-й  этап: после 1996 года – переход  к жесткому государственному  регулированию и контролю предпринимательской  деятельности, характеризующийся прекращением  роста количества частных предприятий,  снижением объемов внутренних  и внешних инвестиций, падением  производительности труда и конкурентоспособности  белорусских товаров и услуг [7, с.75-76].
     Вначале негосударственный сектор был представлен  преимущественно кооперативами, арендными  и совместными предприятиями, а  также лицами, зарегистрированными  как индивидуальные предприниматели. С 1992 г. возросла роль малых предприятий в экономике. По данным на 01.01.2000 г. в республике работало 26787 малых предприятий с негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем в 1998 г. Количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9% и составило 5042 ед.  Доля занятых на малых предприятиях к занятым в экономике в целом увеличилась с 4,4% в 1996 г. до 7,3% в 1999 г.
     Однако  темпы роста малого предпринимательства  и его эффективности к 1999 г. замедлились. Снизился уровень рентабельности малых предприятий: с 17,0% в 1998 г. до 15,7% в 1999, в том числе частных – с 18,2% до 17,2% соответственно.
     Увеличился  удельный вес убыточных предприятий. На 01.01.2000 г. он составил 17,1%, что на 0,9 процентного пункта больше, чем на 01.01.1999 г. Это самая высокая доля убыточных предприятий за период 1997-2000 гг.[7, с.11-12].
     В Республике Беларусь в 1999 году  на 1000 человек приходилось 2,7 малых предприятия  и 13,0 индивидуальных предпринимателя. Это значительно ниже, чем в  других странах. Причем страны СНГ на порядок отстают не только от развитых западных стран, но и от Чехии и  Польши.
     Уровень развития малых и средних предприятий  в различных странах на 1999 год характеризуются данными, представленными в таблице 1.  

 Таблица 1. Сравнение уровня развития малых и средних предприятий в различных странах
     Страны      Среднее число малых и средних предприятий  на 1000 жителей      Доля  работающих в малых и средних  предприятиях в общей численности  занятых, %      Доля  малых и средних предприятий  в ВВП страны, %
     США      74,20      54,0      50,0-52,0
     Япония      49,60      78,0      52,0-55,0
     Германия      37,00      46,0      50,0-54,0
     Франция      35,00      54,0      55,0-62,0
     Польша       35,00      61,1      54,5
     Чехия      10,20      59,1      38,5
     Россия      5,65      9,6      10,0-11,0
     Беларусь      2,67      7,4      6,8
 
     Из  большого числа созданных в стране предприятий лишь небольшая часть  успешно функционирует. Основная масса  предприятий развивается не достаточно эффективно. Об этом свидетельствует  снижение прибыльности предпринимательской  деятельности. Если в 1999 году рентабельность по балансовой прибыли составляла 16,8%, то к 2000 году этот показатель снизился до 15,5%.   Это обусловлено тем, что малые и средние предприятия  создаются на основе интуитивных решений и из желания заниматься предпринимательством, без какого-либо обоснованного анализа перспективности и эффективности, возможных доходов или анализа рынка.
     На  деловую активность малого и среднего предпринимательства оказывает  влияние финансирование. В 1997 величина средств, выделяемых на поддержку предпринимательства, составляла 18867,9 тыс. долларов США. К 2000 году эта незначительная величина снизилась  более чем на 58% и составила  в 7788,3 тыс. долларов США .
     Негативное  влияние на рост численности субъектов  хозяйствования оказала приостановка регистрации (перерегистрации) субъектов  хозяйствования в 1999г. и выход Декрета  Президента РБ от 16.03.1999г. №11 “Об упорядочении государственной регистрации и  ликвидации субъектов хозяйствования”, исполнение которого было затруднено отсутствием механизма реализации. Значительно осложнилась деятельность предпринимательских структур в  связи с введением рентного сбора  при реализации внешнеторговых товарообменных операций, выплачиваемого по факту  завоза сырья, материалов (продукции). При высокой инфляции это приводит к существенному сокращению оборотных  средств предприятий.
     Анализ  структуры малого предпринимательства  показывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в  период с 1991 по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке  и научном обслуживании сельского  хозяйства. Относительно стабильно  увеличивалось число субъектов  малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг  – с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время  как доля промышленных предприятий, возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 раза меньше. Преимущественная специализация  малых предприятий в области  торговли и посреднических услуг  является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур [9, с.6-10].
     Внешними  причинами, замедляющими развитие малого и среднего предпринимательства, являются: несовершенство системы государственной  поддержки малого предпринимательства; неустойчивость и несовершенство законодательной  базы предпринимательской деятельности; отсутствие инвестиций и ограниченность доступа к финансовым ресурсам; нестабильность финансовых и товарных рынков; жесткий  налоговый прессинг и сложность  системы налогообложения; трудности  в получении банковских кредитов (начинающий предприниматель не может  дать банку финансовую гарантию возврата долга) ; криминализация общества.
     К внутренним факторам, тормозящим развитие предпринимательства,  можно отнести: слабость проработки технических, инженерных, экономических решений; недостаточность  финансового, технического, кадрового  потенциала; низкое развитие информационной базы. Причем все эти трудности приходиться решать в условиях острой конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках [9, с.71-72]. 

     2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг. 
 

     По  данным республиканского опроса населения, проведенного НИСЭПИ в конце 1999 г., лишь 14,0 % опрошенных участвовали и собираются участвовать дальше в предпринимательской деятельности. 8,7 % – участвовали, но продолжать участвовать не собираются; 34,4 % – не участвовали, но хотели бы участвовать и 42,9 % – никогда не участвовали и не собираются участвовать.
     По  результатам данного исследования строится типология населения Беларуси по отношению к частному предпринимательству (таблица 2). 

     Таблица  2. Типология белорусского общества по отношению к
     частному  предпринимательству
                Типы населения             Удельный вес, %
     Убежденные  сторонники      предпринимательства
     16,1
     Колеблющееся  большинство      70,9
     Убежденные  противники      предпринимательства
     13
 
     В белорусском обществе наметился  общий положительный рост предпринимательской  деятельности. Однако, несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии данного  сектора, малое предпринимательство  еще не оказывает столь существенного  влияния на социальное и экономическое  развитие общества, как это имеет  место в промышленно-развитых странах.
     Развитие малого бизнеса в Беларуси по-прежнему значительно отстает от соседних стран. По состоянию на 2004 год в Беларуси на тысячу жителей приходилось в среднем 3 малых и средних предприятий. В России же данный показатель составляет 4, в Великобритании – 46, а в США – 74.
     С 1996 г. усилилось административное регулирование экономики, что привело к резкому снижению и числа малых предприятий, и индивидуальных предпринимателей (рисунок 1). До 1999 г. данные два сегмента частного бизнеса обладали схожей динамикой развития. В дальнейшем произошел рост численности индивидуальных предпринимателей с параллельным снижением числа малых предприятий. Данная тенденция наблюдалась до 2003 г., затем она поменялась на противоположную (рост числа малых предприятий и снижение числа индивидуальных предпринимателей).
      Рисунок 1. Динамика численности субъектов малого предпринимательства в Беларуси  

     Во  многом колебания численности субъектов  малого предпринимательства объясняется  изменениями в законодательстве, которые по очереди делают более  выгодным функционирование с образованием юридического лица и без него. Так, в 1999 г. было ужесточено законодательство по регистрации и условиям ведения бизнеса юридических лиц, что привело к сокращению количества малых предприятий. В 2003 г., согласно декрету президента, индивидуальный предприниматель не мог иметь более двух работников. Вследствие этого определенное число индивидуальных предпринимателей вынуждены регистрировать бизнес как юридическое лицо [9].
     На  конец 2004 года в стране функционировало 32,8 тыс. малых предприятий, в том числе 31,0 частных, 183,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 2,3 тыс. фермерских хозяйств.
     Распределение малых предприятий по отраслям экономики  характеризуется неравномерностью. Большая часть малых предприятий Беларуси функционирует в секторе торговли и общественного питания. На конец 2005 г. в данной отрасли было сконцентрировано 41.2% всех малых предприятий. Также существенная часть малых фирм работает в сфере промышленности (23.5%) и строительстве (12.3%). При этом их доли по сравнению с 2002 г. возросли на 2.7 и 0.6 процентного пункта соответственно. Во многом этот рост произошел за счет сокращения доли сектора торговли и общественного питания. Несмотря на увеличение доли малых предприятий, занятых в промышленности, их вклад в общий объем промышленной продукции оставался и в 2004 г., и в 2005 г. На уровне 7.1%, что на 1.5 процентных пункта ниже уровня 2000 г.
     Удельный вес малых предприятий в общем объеме розничного товарооборота торговых предприятий значительно вырос и составил 10.1%, что в два раза выше значений 2000 г. На конец 2005 г. доля малых предприятий в ВВП незначительно сократилась по сравнению с 2004 г. и составила 8.1%.
     По  состоянию на 2005 год остается низок  уровень занятых в малом бизнесе. В Великобритании на начало 2004 г. 47.6% всех трудовых ресурсов страны было занято в малом предпринимательстве. В странах ЕС, а также Исландии, и Швейцарии доля малого и среднего бизнеса в занятости составляет 69.7%. В странах Центральной и Восточной Европы данный показатель также приближается к европейскому уровню. Так, в Словакии в среднем и малом бизнесе занято 65.9% населения. В Беларуси же на малое предпринимательство на конец 2005 г. приходилось 10.5% всех занятых в экономике.
     В отраслевой структуре занятости  преобладает промышленность, где  работает 38.2% всех занятых в малом предпринимательстве. Также велика доля торговли и общественного питания (24.7%) и строительства (16.2%). Роль малых предприятий в занятости в других отраслях незначительна. Динамика занятости по отраслям повторяет тенденции, наблюдаемые в изменении числа малых предприятий. Постепенно снижается доля торговли и общественного питания и растет занятость в промышленности и строительстве.
     На  фоне снижения убыточных предприятий  по экономике в целом их доля среди  малых предприятий растет. В 2004 их удельный вес от общего количества составил 28,3%, тогда как  в 2003 – 23,1%, в 2002 – 22,8%. Наибольшее количество таких предприятий сосредоточено в таких отраслях, как транспорт – 35,3%, непроизводственные виды бытового обслуживания – 33,0% торговля и общественное питание – 31,3%.
     Невысок  уровень рентабельности малых предприятий. Он составил 13,4%  в 2004 году и 14,4% в 2005 [10, с.58-61].
     Рассмотрим  региональный аспект развития малых  предприятий. Малое предпринимательство  наиболее развито в Минске и областных  городах. Так, в столице работает более 50% малых предприятий и 20% индивидуальных предпринимателей. Основной проблемой областного предпринимательства является неравномерность распределения субъектов хозяйствования на территории региона. Практически во всех областях малый бизнес на 50% сосредоточен в областных центрах.
     Крайне  слабо развито предпринимательство  в малых городах и сельской местности, хотя именно для них характерны наибольший дефицит товаров и  услуг, проблемы трудоустройства, культурного  досуга и  другие.
     Анализ  деятельности малых предприятий  в республике, видов товаров и  услуг, которые они производят или  предоставляют обществу, а также  экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих субъектов предпринимательской  деятельности, позволяет констатировать неутешительный факт: малое предпринимательство не стало активным элементом экономической системы.
     Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса  проблем:
     – ограниченность финансовых ресурсов: это и общий недостаток средств на начальном этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усиливаться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования;
     – проблемы рынка и спроса: это недостаточный спрос на национальном рынке наряду со слабой квалификацией персонала предприятий; только немногие белорусские предприниматели имеют представление об использовании методов маркетинга;
     – в настоящее время аренда производственных площадей является одной из серьезных проблем, влияющих на деятельность малых предприятий в промышленности. Большая часть имущества принадлежит крупным субъектам хозяйствования с государственной или смешанной формой собственности. При жестком ограничении цен и наценок в торговле большие ставки арендной платы приводят к тотальному разорению предпринимательских структур. Кроме арендной платы арендаторы оплачивают соответствующую часть расходов по управлению домовладением, эксплуатации и текущему ремонту и другие расходы;
     – одной из проблем развития предпринимательских структур является недостаток квалифицированных кадров менеджеров, отсутствие опыта и знаний в предпринимательской деятельности. Первая волна «рынка», когда можно было зарабатывать  исключительно на конъюнктуре, пошла на спад. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также специфические условия его функционирования в соответствующем регионе;
      не способствует сложившийся в советской системе менталитет населения, ориентированный на равенство доходов, отрицательное отношение к частной собственности. Это вызывает у части населения нетерпимость к предпринимательству, к неизбежной дифференциации доходов различных групп населения.
     По  мнению владельцев малых и средних  предприятий, в Беларуси ещё не создана  среда, которая бы содействовала  устойчивому развитию малого бизнеса. Поэтому главной целью развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечение развития малого и среднего бизнеса на новой  организационно-правовой, имущественной, финансово-инвестиционной и управленческой основе, превращение его в один из основных источников пополнения бюджета  и повышения занятости трудоспособного  населения [11, с.38-39]. 
 

     2.3 Развитие предпринимательства в  2006-2010 гг. 
 

     По  данным Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь на начало 2008 г. в  республике насчитывалось 33 094 малых  предприятий, что на 270 больше, чем  на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем  на начало 2006 г. Соответственно темп роста  числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 105,9 % (рисунок 2). На 1 января 2009 г. число малых предприятий составило 68741. К 2010 году  данное значение  увеличилось
     По  данным Министерства по налогам и  сборам Республики Беларусь, на начало 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых  органах, составила 177 949, что меньше на 5 938 чел., чем на начало 2007 г. и на 10 851 меньше чем на начало 2006 г. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составило 3,2 % , в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 2,6 %. По прежнему сохраняется тенденция  снижения числа индивидуальных предпринимателей и роста малых предприятий. 

      Рисунок 2. Динамика развития малого бизнеса в 2005-2007 гг.
              
     Таким образом, по состоянию на конец 2007 г. в республике на 1 000 жителей приходилось 3,3 малых предприятия и 17,8 индивидуальных предпринимателей (в 2005 г. – 3,1 и 18,9; в 2006 г. – 3,2 и 18,4 соответственно).
     По  состоянию на 1 октября 2008 г. в республике функционировало 50,3 тыс. малых предприятий, что на 10,7 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост  к уровню прошлого года составил 36,3% [12].
     Количество  индивидуальных предпринимателей по состоянию  на 1 октября 2008 г. составило 216,2 тыс. человек, что на 12,4 тысяч больше, чем за аналогичный период 2007 года, т.е. прирост  к уровню прошлого года составил 6,1%.
     На  конец 2009 года в Республике Беларусь уже насчитывалось 68741 малых предприятий, индивидуальных предпринимателей – 215,6 тыс. человек.
     Таким образом, за 2007-2009 гг. количество малых предприятий выросло более чем в два раза, а количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 15%.
     Следует также отметить, что около 16 тысяч  предприятий, 23,4%, отразивших финансовые результаты, имели убытки в 2009 году. По сравнению с предыдущим годом  количество убыточных предприятий  увеличилось на 1% [14, с.69-70].
     С одной стороны, налицо значительный прогресс в росте частного сектора  страны. Однако, с другой стороны, несмотря на значительный количественный рост данного сектора, его роль в экономике страны по-прежнему несущественна. На малые предприятия приходится не более 10% ВВП и 13-14% списочной численности работников. По данным статистики, доля малых предприятий в общем объеме производства продукции (работ, услуг) промышленного характера составляет чуть более 8%, а в общем объеме инвестиций в основной капитал - около 13%. То есть рост количества предприятий не приносит адекватного изменения в рост ВВП, что объясняется более высокими темпами роста крупных госпредприятий и ОАО.
     Не  происходит и значимых структурных изменений внутри сектора. Большинство малых и средних предприятий сосредоточено в Минске и Минской области (37,7% и 15,2% соответственно от общего числа предприятий по республике), в крупных городах. Около 40% белорусского бизнеса приходится на торговлю. Как отмечалось выше, не происходит роста средних компаний, которые могут выйти на другой уровень развития, как по технологиям, так и конечному продукту. Структурная «замороженность» белорусского бизнеса объясняется как сложностью и «суровостью» бизнес-климата (высокие штрафные санкции на фоне общей законодательной зарегулированности, высокие налоги, необходимость получения множества разрешений), так и такими институциональными особенностями, которые приводят к росту производственных и непроизводственных издержек (высокие налоги на фонд оплаты труда на фоне постоянно растущей зарплаты в госсекторе, высокие арендные ставки, нехватка производственных помещений и пр.), что делает производство в стране неконкурентоспособным [9].
     Негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность малого бизнеса оказал мировой финансовый кризис – такой вывод можно сделать по итогам экспортно-импортной торговли субъектов малого предпринимательства в первом полугодии 2009 г. Так, объем экспорта товаров, реализованных субъектами малого предпринимательства, составил 680,1 млн. долл. США, или 87,3% к уровню аналогичного периода 2008 г Указанные результаты экспортной деятельности малого бизнеса объясняются спадом деловой активности в экономиках западноевропейских стран, а также России и Украины - наших соседей и традиционных торговых партнеров.
     Самым крупным из них остается Россия – 238,6 млн. долл. США, или 35,1% в общем объеме экспорта малого предпринимательства. При этом в 2009 г доля рынка Российской Федерации возросла на 36,3%» составив 48,1% всего внешнеэкономического объема экспорта. Вторую позицию занимает Латвия, ее доля – 26,7%, третью – Нидерланды – 11,5%, причем экспорт в эту страну увеличился за первое полугодие 2009 г по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 94,3%. Существенно вырос экспорт в некоторые другие страны: в Венесуэлу – в 11 раз; в Китай – в 4,9; в Турцию – в 3,6 раза. Правда, удельный вес этих стран в общем объеме экспорта невелик – от 0,2 до 1%.
     Что касается импорта субъектов малого предпринимательства, то он сократился еще больше, чем экспорт: за первое полугодие 2009 г. – 2499,1 млн. долл. США, что составляет 69,1% к уровню аналогичного периода прошлого года. Главным партнером по импорту также является Россия – 952,3 млн. долл. США, или 38,1 % общего объема (в сравнении с уровнем аналогичного периода 2008 г. импорт из РФ уменьшился на 32,7%). Вторую позицию занимает Германия – 9,5% общего объема импорта (снижение на 22,8%), третью – Китай - 8,9% (снижение на 20,7%) .
     К общим негативным факторам, оказывающим  влияние на деятельность малых предприятий  в условиях кризиса, можно отнести  снижение ликвидности, рост неплатежей, ослабление инвестиционной и инновационной активности.
     Среди специфических факторов в первую очередь следует выделить существенное сокращение доступа малого бизнеса к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Несмотря на то, что в настоящее время зависимость малых предприятий от банковского финансирования, в отличие от крупных и средних предприятий, не является сильно выраженной, последствия кризиса сокращают возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям.
     Во-вторых, существует высокая зависимость  малого бизнеса от состояния внутреннего спроса. Воздействие данного фактора заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в Беларуси, и снижение внутреннего спроса негативно влияет на его состояние.
     В-третьих, для малого бизнеса не всегда целесообразно в условиях кризиса использовать при работе с крупными производителями и поставщиками схему «предоплата за продукцию - отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднении доступа к финансовым ресурсам предприятия часто не имеют возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это, в свою очередь, может привести к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
     В-четвертых, кризисные явления увеличивают  риск приостановки деятельности и даже определенного распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и другие бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из них могут прекратить свое существование или предоставление некоторых бизнес-услуг.
     Наконец, кризисные явления могут спровоцировать уход некоторых малых предприятий в теневой сектор экономики. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, предприятия стараются минимизировать налоговые поступления, предпринимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе путем сокрытия собственных доходов.
     В целом для субъектов малого предпринимательства возможны следующие проявления последствий кризиса;
    замораживание проектов, направленных на развитие и расширение (приостановка покупки нового оборудования, вложений в инфраструктуру, найма и обучения персонала, освоения новых земельных участков, открытия новых торговых точек, совершенствования методов управления, организации производства и сбыта продукции);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.