На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   . . 2. 
 

      Глава 1. Теоретические  основы эстетического воспитания дошкольников. ……………………………………………………. . 5. 

1.1. Сущность эстетического воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5. 

1.2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. . . . . 6 

1.3 Психологические основы эстетического воспитания. . . . . . . . .. . . . . . . . 10. 

1.4 Роль природы в эстетическом воспитании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 12.  
 

      Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому  воспитанию детей средствами природы. . . . . . . . . . . . . . . . . 17 

    2.1. Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 

    2.2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . 19 

    2.3. Контрольный этап определения уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..............20 
     

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 
 

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . . 25 
 

Приложение. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 26 
 
 
 
 

Введение. 

      В последние годы возросло внимание к  проблемам теории и практики эстетического  воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного  воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
      Глубокие  эстетические чувства, способность  воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни  человека.
      Р.Тагор  говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
      О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
      Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа  создают предпосылки для эстетического  развития ребенка.
      Ребенок с раннего детства открывает  и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
      Проблема  эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных  отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность  воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
      Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
      В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному  взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления  развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
      Поскольку данная проблема актуальна, темой данного  исследования является «Эстетическое  воспитание дошкольников средствами природы».
      Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
      Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
      Объект исследования - эстетическое воспитание дошкольников.
      Предмет исследования – формы работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы.
      Задачи исследования:
      1) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания старших дошкольников.
      2) Раскрыть значение природы в  эстетическом воспитании дошкольников.
      3) Выявить основные пути и методы  эстетического воспитания детей  старшего дошкольного возраста  средствами природы.
      Гипотеза исследования: если подойти к работе по формированию эстетического вкуса дошкольников с точки зрения нетрадиционных подходов, то процесс формирования эстетического вкуса можно сделать более естественным, эффективным. Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, то можно получить следующие результаты:
      - повысить уровень эстетического развития старших дошкольников;
      - обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию дошкольников; установить связь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса;
      - повысить эффективность работы воспитателей по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира;
      - получить высокие показатели в развитии личности дошкольника в целом.
      Методы  исследования:
      -изучение  психолого-педагогической и методической  литературы по проблеме исследования;
      -наблюдение  за деятельностью дошкольников;
      -опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое воспитание дошкольников средствами природы.
      Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что разработана система занятий по эстетическому воспитанию, включающая эффективные методические приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического вкуса, определена последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания и дает возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателям детских садов.
      База  исследования:
      Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №33 «Сказка» комбинированного вида, дети старшей группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические основы эстетического воспитания.

1.1.Сущность эстетического воспитания.

      Взрослые  и дети постоянно сталкиваются с  эстетическими явлениями. В сфере  духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
      Идеи  эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная  со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
      В наше время проблема эстетического  воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед детским садом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
      Существует  множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
      Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
      Своеобразное  понимание сущности эстетического  воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
      Помимо  формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель [эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства". Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. 

1.2.Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. 

      Эстетическое  воспитание есть часть педагогической науки, непосредственной же теоретической основой его является эстетика.
      Педагогика  определяет эстетическое воспитание как  развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в  жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
      Эстетическое  воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что  есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика — это приобщение к искусству.
      Эстетическое  воспитание включает:
      - знание законов, по которым  создаются произведения искусства;
      - воспитание в человеке желание  познать мир прекрасного;
      - развитие творческих способностей.
      Значение  эстетического воспитания заключается  в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные  нравственные чувства, украшает жизнь.
      В дошкольном воспитании мы приобщаем  детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца  понять, где истина прекрасного, а  где подделка.
      Взрослым  необходимо знать  особенности эстетического  воспитания:
      - рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.
      - эстетическое чувство воспитатель  связывает с сенсорным развитием,  т.к. красота всех предметов  в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно,  надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.
      - ребенок подражателен, поэтому воспитатель  должен давать только положительные  примеры для подражания.
      Задачи  эстетического воспитания по программе Васильевой:
    Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.
    Воспитывать эстетику поведения.
    Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д.
      Основные средства эстетического воспитания:
      Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно  отобрать средства.
    Окружающая действительность, но в ней есть + и -. Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение.
    Природа.
    Занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.
    Эстетика быта.
      Широкое понимание эстетического воспитания имеет в педагогике давнюю традицию. Уже в первых постановлениях Советской  власти (1918 г.) сказано, что эстетическое воспитание отнюдь не представляет собой преподавания «упрощенного детского искусства», под ним разумеется «систематичное развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее».
      Для 30-х годов характерно противопоставление или параллельное существование двух сторон педагогического процесса: обучения и творчества как средств приобщения детей к художественной деятельности. В разработке вопросов эстетического воспитания в этот период значительная роль принадлежала Е.Флериной, Н.Сакулиной.
      В 50-е годы преобладали определения, которые ограничивали предметную сферу  эстетического воспитания, представляли его только как воспитание искусством.
      К 60-м годам на основе проведенных  научных исследований и обобщения  передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать весь процесс воспитания, единство психического и физического развития ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и, таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных возрастов.
      В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т.е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности  человека.
      Многообразие  жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых имеет свои жанры.
      Дети  также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.
      Знания  о различных видах искусства  детям сообщают уже с раннего  детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).
      В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.).
      Дети  старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных русских  писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.
      Эстетическое  воспитание содержит раздел о природе. Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов). Старшие дошкольники постепенно должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую песню, прочитать стихотворение, придумать как использовать природный материал.
      Эстетическое  воспитание - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
      Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.
      В современных условиях в детском  саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:
      1.Систематически  развивать восприятие прекрасного,  эстетические чувства, представления  детей. Все виды искусства,  природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
      2.Приобщать  детей к деятельности в области  искусства, воспитывая у них  потребность и привычку посильно  вносить элементы прекрасного  в быт, природу, общественные отношения.
      3.Формировать  основы эстетического вкуса детей  и способность самостоятельно  оценивать произведения искусства  и явления жизни.
      4.Развивать  художественно-творческие способности  детей.
      Основная  задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.
      Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием  у детей таких качеств, как  инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
      Работа  по эстетическому воспитанию в детском  саду тесно связана со всеми сторонами  воспитательного процесса, формы  организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных  видах деятельности. Работа эта предусматривает:
      воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;
      эстетическое воспитание средствами искусства.
      Природа - один из важных факторов эстетического  развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей.
      Важнейшим условием полноценного эстетического  воспитания является среда, которая  окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки.
      Своим внешним видом, гармонией линий  и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического  восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
      Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
      Третье  условие - активная деятельность самих  детей, т.к. создание эстетической среды  еще не определяет успех эстетического  воспитания ребенка.
      Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.
      Педагогическая  наука и практика определяет ряд  наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
      - метод убеждения, направленный  на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений  вкуса;
      - метод приучения, упражнения в  практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
      - метод проблемных ситуаций, побуждающих  к творческим и практическим  действиям;
      - метод побуждения к сопереживанию,  эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.
      В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы. Ребенок  успешнее усваивает разнообразную  деятельность, если воспитатель создает  игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
      В целом лишь комплекс всевозможных методов  может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка. 

1.3. Психологические основы эстетического воспитания. 

      Эстетические  свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального  окружения и активного педагогического  руководства. В процессе эстетического  развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.
      К трем годам отчетливо проявляются  эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
      Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетические объекты:
      «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и  привлекает взрослого к своим  переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.
      Развитие  эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.
      Эстетические  чувства детей взаимосвязаны  с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное  и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить  ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях.
      В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.