На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предприятие как основное звено экономики и форма предпринимательской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СПИСОК  СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 
 

Дм – деньги за материалы
До – денежную сумму за основные средства
Дф – денежная сумма за товар
долл. – доллар
Др – расходы  на оплату труда
Дт – выручка  от продажи товаров
кг - килограмм
М – полуфабрикат
млн. - миллион
млрд. – миллиард
т – тонна 
ОС – основные средства
РС – рабочая сила
№ –  номер
% – процент  
$ – доллар   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               ВВЕДЕНИЕ
       Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. По этой причине актуальность предприятия как субъекта экономической деятельности для экономической теории чрезвычайно велика.
     Практически любой производственный процесс осуществляется специализированными организациями — мелкими, средними и крупными предприятиями, — которые и представляют собой современную экономику. Почему, как правило, производство осуществляется на предприятиях, а не в наших подвалах?
     Предприятия или предпринимательская деятельность существуют по многим причинам. Наиболее серьезной из них является экономия за счет массового производства. Для того чтобы производство осуществлялось эффективно, необходимо закупить специализированное оборудование и производственные площади, сборочные линии, осуществить разделение труда на множество мелких операций.
     Предприятие необходимо, как организация, где специалисты будут координировать процесс производства, покупать или арендовать землю, капитал, труд и сырье. Если бы можно было обойтись без специализации и разделения труда, каждый из нас мог бы производить свою собственную электроэнергию, электронные часы и компакт-диски на крыльце своего дома. Совершенно очевидно, что мы не способны продемонстрировать такую сноровку, поэтому-то эффективность обычно достигается за счет крупномасштабного производства на предприятиях.
     Все вышесказанное поясняет еще одну причину существования предприятий, которая связана с необходимостью мобилизации ресурсов для крупномасштабного производства. Создание новой модели транспортного самолета обходится более чем в 1 млрд. долл.; затраты на исследования и разработки, необходимые для создания нового компьютерного микропроцессора, такого как Intel Pentium, очень высоки. Где взять такие деньги? В сегодняшней экономике в сфере частного предпринимательства основная часть денег, необходимых для осуществления производства, черпается из прибыли компаний или из финансовых рынков в виде кредитов. В самом деле эффективное частное предпринимательство было бы немыслимым, если бы корпорации не находили ежегодно млрд. долл. для новых проектов.
     Цель  данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность предприятия  с точки зрения микроэкономики и  рассмотреть его организационно-правовые формы.
     Задачей данной курсовой работы является рассмотрение предприятия как субъекта и объекта экономической деятельности, значение и роль в функционировании национальной экономики всех предприятий в целом. Ведь от успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
     Объектом  данного исследования является предприятие  как субъект и объект экономической деятельности. Любое производство осуществляется на предприятиях, поскольку, для достижения эффективности, как правило, необходимо крупномасштабное производство, мобилизация значительных финансовых ресурсов, а также тщательное управление и контроль за осуществляемой деятельностью.
     А предмет его – анализ сущности и роли предприятия с точки  зрения  микроэкономики.
     Изучая   эту проблему, я ознакомилась  с работой Ричарда  Кантильона  «Эссе (очерк)  о природе торговли вообще», изданной в 1775  году.  Кантильон подчеркивает, что предприниматель вовсе не  обязательно должен  что-либо производить или  заниматься  предпринимательской  деятельностью   на   свои деньги. Взаимодействию предпринимателей Кантильон  придавал первостепенное значение в экономике.
     Еще одним экономистом,  занимавшимся  этой  проблемой, является  французский  экономист  Ж-Б  Сэй.   В   своих   трудах   «Трактате политической  экономии»(1803)  и «Полном курсе практической  политической экономии»(1828) Сэй изложил развитую теорию производства  и распределения, отводящую главную роль предпринимателю. Главную функцию предпринимателя  Сэй видел в координации факторов производства: земли, капитала  и  человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные  знания,  необходимые  для производства продукта и организации  производственного  процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПРЕДПРИТИЕ КАК  ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ И ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Предприятие как  субъект экономики 

     Предприятие представляет собой такую форму  организации хозяйства, при которой  индивидуальный потребитель и производитель  взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что, как и для кого производить.
     При этом никто из предпринимателей и  организаций сознательно решением этой триады экономических проблем  не занят (каждый решает в стихии рынка  на индивидуальном уровне). 
     В рыночной системе все имеет цену. Различные виды человеческого труда  также имеют цену — уровень зарплаты, тариф на услуги. Рыночная экономика для неосознанной координации людей и предприятий через систему цен и рынков. Если взять все разнообразные рынки, то получим широкую систему, стихийно обеспечивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок.
     По  средствам согласования между покупателями и продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономика  решает одновременно все три проблемы:
     1) что производить? — определяется каждодневно голосованием посредством денег (путем выбора покупателем товара и его покупки);
     2) как производить? — определяется конкуренцией между производителями (каждый стремится использовать новейшие технологии, выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, снизить издержки производства);
     3) для кого производить? — определяется соотношением спроса и предложения на рынках, факторами производства (рабочая сила и средства производства).
     Эти рынки определяют уровень зарплаты, ренты, процента и прибыли, то есть источников, из которых складываются доходы. Производитель устанавливает свои цены, перемещая свой капитал в отрасли с высокой прибылью и оставляя нерентабельное производство товара. Все это и определяет, что производить. Прибыль здесь — решающий фактор функционирования рыночного хозяйства.
     В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Хотя такое определение является наиболее широко используемым на практике, оно отражает юридический аспект природы фирмы, не раскрывая таких важнейших с точки зрения экономического анализа ее сторон, как особенности внутренней организации и цель функционирования.
     Фирма являет собой сложное экономическое явление. Ею может быть как мелкое предприятие, так и крупная компания, объединяющая несколько предприятий. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:
    Неоклассическая теория;
    Институциональная теория;
    Бихевиористские (поведенческие) теории
     Традиционная (классическая) экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Фирма представлялась «черным ящиком», на входе, в который сосредоточиваются различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности.
     Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как  производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы усматривается в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. В этой связи оптимизация размеров фирм постулировалась как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы — заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации, отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее уязвимой для критики с позиций хозяйственной практики.
     Институциональная теория фирмы исходит из того, что  фирма является сложной иерархической  структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная  задача анализа связывалась с  объяснением поведения фирмы  в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие трансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущего фирме неценового методе распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек.
     Другая  предпосылка теории базируется на понимании  того, что, являясь сложной иерархической организацией, фирма представляет собою совокупность отношений между владельцами ресурсов. В этом смысле центральным аспектом анализа становится исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов. Переуступление властных правомочий порождает необходимость контроля поручителем исполнителя, в связи с чем возникают издержки контроля. Фирма оказывается сосредоточением двух типов контрактов — внешних (рыночных), отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционными издержками, а также внутренних, отражающих особенности внутренней организации фирмы и связанных с издержками контроля. Поэтому фирма представляется образованием, позволяющим оптимизировать соотношение трансакционных издержек и издержек контроля в процессе координации решений владельцев производственных ресурсов. Само же соотношение трансакционных издержек и издержек контроля будет выступать критерием определения размеров фирмы.
     Сегодня все большее значение приобретает  неоинституционалистский подход к  определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновения. Зачем нужна фирма, если есть рынок? Почему бы собственникам ресурсов не функционировать как независимым товаропроизводителям, покупая факторы производства у других собственников, добавляя свой вклад и реализуя готовую продукцию потребителям?
     Представитель неоинституционализма Р. Коуз сделал нестандартное для традиционной экономической теории предпочтение в пользу фактора издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся равными нулю). Трансакционные издержки – это издержки ведения сделок: информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за выполнение обязательств по сделкам и т. д. Издержки трансакций никогда не бывают нулевыми, так как в реальном мире отношения собственности в значительной мере влияют на производство.
     Исходя  из этого, Р. Коуз предложил трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение фирмы как  совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю, права управлять ресурсами может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма. Предприниматель выполняет свою функцию с меньшими издержками, так как получает факторы производства по более низким ценам, чем при рыночных трансакциях, которые он вытесняет. Если же он потерпит неудачу, то всегда может вернуться на свободный (открытий) рынок. Новизна неоинституционалистского определения фирмы заключается в том, что наряду с выгодами разделения труда внутри предприятия четко определяется граница развития фирмы. Пределы власти предпринимателя в фирме устанавливаются контрактным соглашением. В контракте записываются границы, в рамках которых предполагается деятельность поставщика товара или услуги, детально же действия поставщика определяются позднее покупателем. Следовательно, в пределах, контрактного соглашения размещение ресурсов попадает в зависимость от покупателя. В этих условиях краткосрочные контракты нежелательны. Такую систему взаимоотношений, при которой управление ресурсами зависит от предпринимателя, Р. Коуз и называет фирмой, фирма как система альтернативна рынку. Внутри фирмы отношения регулируются не рыночными сигналами (спросом и предложением), а командами, исходящими из иерархической системы. По существу, фирма есть система, в которой ценовой механизм подавлен. Поэтому и граница фирмы определяется чертой, на которой уравновешиваются трансакционные рыночные издержки и трансакционные издержки административного механизма. А поскольку структура трансакционных издержек у фирмы иная, чем на свободном рынке, то когда последний (рынок) бессилен, с проблемой организации труда справляется фирма.
     Характеристика  фирмы как сети двухсторонних  долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, где ценовые сигналы играют относительно небольшую роль, позволяет определить и оптимальный размер фирмы, фирма, становится крупнее по мере того, как предприниматель организует дополнительные трансакции (сделки), и уменьшает свои размеры, когда он прекращает заниматься организацией сделок.
     Нетривиальный взгляд неоинституционалистов на фирму имеет междисциплинарное значение, объединяя в ее понятии экономическое, правовое и организационное начала.
     Бихевиористские (поведенческие) теории фирмы акцентируют  свое внимание на активной роли фирм в  экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и изменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений.
     Поведенческая теория фирмы опирается на трактовку компании как сложной системы, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Эта совокупность интересов и целей включает в себя:
    интересы рабочих, стремящихся к высокой зарплате, хорошим условиям труда, технологической безопасности, интересному содержанию труда, повышению квалификации и профессиональному росту и т.д.;
    интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов;
    интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды;
    интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы.
     Чтобы фирма могла существовать как  единое целое, быть устойчивым жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. От умения администрации гасить разногласия интересов, разрешать наиболее безболезненным образом их конфликты, поддерживать стабильную социальную обстановку в коллективе зависит процветание фирмы.
     В отношении данной теории можно выделить предпринимательскую и эволюционную концепции фирмы,
     В предпринимательской концепции  фирма рассматривается как система  взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления). Имея в качестве главной задачи консолидацию этой функции, поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства, а главный вопрос сводится к решению проблемы взаимодействия собственников и наемных управляющих.
     Другой  разновидностью поведенческой теории является эволюционная концепция фирмы. Один из теоретиков бихевиоризма, Ансофф, отмечал в 1984 году, что существуют более 2-ух тысяч различных стратегических образцов поведения фирмы, позволяющих ей быстро приспособиться к меняющемуся окружающему миру. К внешней среде относятся как экономические, политические, экологические условия, так и социальные условия, общественное мнение и т.д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению, и гибко реагировать на его изменения.
     Суть  эволюционной концепции сводится к тому, что фирма развивается под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся в фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений, и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.
     Общей особенностью всех фирм, представляющих собой сложные иерархические структуры, является наличие проблемы взаимодействия собственника и наемных управленцев. Проблема «работодателя — агента» возникает всякий раз, когда располагающие более полной информацией и обладающие специальными знаниями «агенты» могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника. Следствием ее может явиться отклонение от целей фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению единонаправленности их целей в долгосрочной перспективе, а условием ее решения выступают дисциплина рынка и создание стимулирующих управленцев механизмов.
     Поведенческие теории (данное направление называется "бихевиоризм") получили большое применение в практике японских фирм. Кредо японских менеджеров состоит в следующем: "Залог успеха - высокий моральный дух работников фирмы. Высокий моральный дух - результат удовлетворения заинтересованности работника. Заинтересованный и удовлетворенный работник - хороший работник. Не может быть хорошей фирмы, у которой есть плохие, т.е. незаинтересованные и не удовлетворенные работники. Задача администрации гармонизировать интересы работников и фирмы". 
 

1.2 Предприниматель  – центральная фигура экономического процесса
    
      Предпринимательство — это инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения прибыли. В широком смысле — это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле — это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта.
     Важнейшими  чертами предпринимательства являются риск, мобильность и динамичность. Сущность предпринимательства раскрывается через функции:
    предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства для создания товаров (работ, услуг) с целью получения прибыли;
    предприниматель — организатор производства. Определяет стратегию и тактику поведения фирмы, принимает ответственность за проведение их;
    предприниматель — это новатор, так как внедряет новые нетрадиционные приемы и способы увеличения прибыли;
    предприниматель — это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели.
     Предпринимательская деятельность характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов заплатить сегодня деньги.
     Т. е., исходя из этого определения  предприниматель является тем элементом экономики, от которого в первую очередь зависит развитие любого предприятия а, следовательно, и экономического процесса в стране в целом.
     Ведь  эффективная организация и нововведения чрезвычайно важны для роста  производительности. По этому поводу американский экономист Пол Э. Самуэльсон в образной форме выразил  свое отношение: «По железным  дорогам не только быстро перевозится зерно на рынок, они как бы являются приметой времени. Действительно, очень важно оказаться «в нужное время в нужном месте», однако эта проблема «меркнет» после просмотра сводки железнодорожных аварий. История показала, насколько велика роль организации в достижении человеческих целей. Печальный опыт централизованно планируемой экономики доказал, что без «организационного гения» современной частнопредпринимательской инициативы земля, труд и капитал не смогут «сделать» что-нибудь стоящее».
     Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:
    самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность,
    руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственности регулируются контрактом (договором). В нем определяются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон.
     Предприниматель не обязательно является собственником. Предпринимателем может быть собственник, менеджер и всякий человек, берущийся за дело на свой страх и риск.
     Предпринимательство выросло из мелкого бизнеса. Предприниматель в малом бизнесе ориентирован на достижение финансового результата, менеджер крупной компании — на обладание властью и престижем. Кроме того, в малом бизнесе предприниматель демонстрирует определенный талант, энтузиазм, преданность своему бизнесу, которые очень редко можно увидеть у менеджеров фирм.
     Предприниматель рассматривает продажу товара, оказание услуг или выполнение работы как средство общения с потребителем (клиентом). Цель бизнеса — создать потребителя. Если потребителя (клиента) не удовлетворяет товар, предприниматель меняет весь образ своих действий, всю политику и концепцию товара. Он не может ограничиться изменениями в процессе продажи.
     Предприниматель (собственник) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, который обещает быть прибыльным делом. Он выполняет трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения предпринимательства. Предприниматель реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, стремясь вводить в дело на коммерческой основе новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса, новые товары. Кроме того, его деловой интерес реализуется через риск, причем предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами
     Формула предпринимательства проста: получение  максимума прибыли при минимальном риске.
     Согласно  действующему законодательству предпринимательская  деятельность может осуществляться одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него.
     Законодательство определяет предпринимателя как субъекта, деятельность которого направлена на получение прибыли и ведется им на условиях собственной имущественной ответственности.
     Основу  предпринимательской деятельности составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная, кооперативная.
     Субъектами  предпринимательства выступают:
    граждане России и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
    граждане иностранных государств и лица без гражданства, в пределах полномочий, установленных законом;
    объединения граждан (партнеры);
    фирмы;
    государственные институты.
     Предпринимательская деятельность, осуществляемая без применения наемного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда — как предприятие.
     От  предпринимательства как хозяйственной  деятельности следует отличать понятие  предпринимательская способность. Последняя есть особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства в целях создания благ и услуг. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести убытки. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда.
     Одним из главных качеств предпринимателя  в данном контексте является его  управленческие качества. От этого  зависит, будет ли он эффективным  менеджером для своего предприятия. Ведь одной из причин существования предприятий является необходимость управления производственным процессом. Менеджер — это человек, который организует производство, разрабатывает новые идеи, создает новые товары и процессы, принимает деловые решения и занимается оценкой результатов предпринимательской деятельности. Вообще-то, производство не может осуществляться как по мановению волшебной палочки. Кто-то должен руководить строительством нового завода, вести переговоры с профсоюзами, осуществлять покупку сырья и т.п.
     Вообще  же менеджмент — это деятельность по управлению производством. Его можно охарактеризовать и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых в развитых странах с целью повышения эффективности, экономичности и увеличения прибыли.
     Менеджмент  является также наукой об управлении человеческими отношениями в  процессе производства и взаимосвязей потребителей и производителей. Здесь исследуются способы и методы воздействия на сам процесс производства и на людей, участвующих в нем, с целью достижения наилучших результатов. Отсюда менеджер — это профессиональный управляющий, генеральный директор, президент, руководитель, знающий психологию, социологию, организацию производства и т. д.
     Осуществление предпринимательства в его любом  виде связано с риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским.
     В связи с развитием рыночных отношений  предпринимательскую деятельность в России приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, т. е. опасность неудач непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
     Предпринимательский риск — это угроза того, что предприниматель  понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных  прогнозом, программой его действий либо получит доходы, ниже тех, на которые он рассчитывал.
     В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такому измерению.
     В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.
     Потери, которые могут быть в предпринимательской  деятельности, целесообразно разделять  на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.
     Материальные  виды потерь проявляются в непредусмотренных предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т. д. По отношению к каждому отдельному из перечисленных видов потерь применимы свои единицы измерения.
     Трудовые  потери представляют потери рабочего времени, вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами. В непосредственном измерении трудовые потери выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего времени.
     Финансовые  потери — это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг. Кроме того, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денег из предусмотренных источников, при не возврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые продукцию и услуги.
     Особые  виды денежного ущерба связаны с  инфляцией, изменением валютного курса рубля, дополнительным к узаконенному изъятием средств предприятий в государственный (республиканский, местный) бюджет.
     Потери  времени существуют тогда, когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата.
     Специальные виды потерь проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно определить в количественном, тем более в стоимостном выражении.
     Кроме перечисленных выделяют также потери случайные и систематически повторяющиеся; от воздействия непредвиденных политических факторов, создающих неблагоприятные условия для предпринимательской деятельности (увеличение налоговых ставок, принудительных отчислений и т. д.); стихийных бедствий; вызванные несовершенством методологии и некомпетентностью лиц, формирующих бизнес-план; недобросовестностью и несостоятельностью компаньонов и др. 

     1.3 Предпринимательство  и его виды 

       Предпринимательство представляет из себя неотъемлемый атрибут рыночной экономики и фактор производства  и выполняет особую функцию — обеспечение развития и совершенствования экономики, ее постоянное обновление, создание инновационной среды.
     Оно характеризуется следующими чертами:
     свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но и новаторство;
     ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск;
     ориентация  на достижение экономического и морального успеха.
     Для развития предпринимательства необходимы определенные условия в которых оно осуществляется:
    многообразие форм собственности и форм хозяйствования,
    стабильность экономической и социальной ситуации в стране,
    экономическая свобода производителей и потребителей,
    открытость и равновесность рынка,
    формирование гражданского правового общества. Защита собственности и прав предпринимателей,
    льготный режим налогообложения и кредитования,
    развитая инфраструктура поддержки предпринимательства,
    возможность гарантированного страхования коммерческого риска,
    свободный выход на внешний рынок
     Предпринимательство допускается в любой отрасли  хозяйственной деятельности, не запрещенной  законом: промышленности, сельском хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской, банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с ценными бумагами и т. д. Основными сферами предпринимательской деятельности являются: производство (продукции, услуг), коммерция (торговля) и коммерческое посредничество. Следовательно, предпринимательство – это организация полезной производственной деятельности, направленной на производство товаров или оказание услуг.
     Чтобы реализовать товар, необходимо его  иметь. Товар предприниматель может делать сам, получать от других, а затем реализовывать. Исходя из этого, предпринимательство можно разделить на три формы:
    производственное,
    коммерческое,
    финансовое.
     Будучи  относительно самостоятельными видами деятельности, они дополняют друг друга.
     Производственное предпринимательство — это деятельность, направленная на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ, сбор, обработку и предоставление информации и т.д., подлежащих последующей реализации потребителям.
      В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
     Для его реализации требуются финансовые и материальные ресурсы. Исходным элементом технологии реализации данного вида предпринимательства является выбор основной области деятельности. Выбор вида деятельности предполагает проведение маркетинговых исследований; насколько товар или услуга нужны покупателю (клиенту), каков спрос, его величина и тенденции развития, какова возможная продажная цена, издержки производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.
     Результатом данного вида предпринимательства  является производство продукта, который должен быть реализован. Реализация возможна с помощью посредников — агентов, брокеров и т.п. или личными силами. Усилия предпринимателя должны быть сосредоточены на заключении сделки на поставку изготавливаемого продукта до начала его производства, чтобы снизить риск банкротства. Необходимо следить за конъюнктурой, чтобы своевременно отреагировать на изменение в спросе, что приводит к индивидуализации товара (услуги) и формированию цены.
     Предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости, считать, что сделка должна давать годовую прибыль не менее 20 — 22% от затрат.
     Под контролем предпринимателя должны находиться каналы распределения продукции (работ, услуг) — оптовая и розничная  сеть, дилеры, агенты и т.д. Скорость оборота вложенных средств во многом определяется каналами распределения.
В самом  общем виде схема производственного  предпринимательства представлена на рисунке 1.1 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

                                         
                         М       Др                       РС       Т 
      
                      Дм         До                    ОС       Дт                   
        
 
 

Рисунок 1.1.    Схема производственного  предпринимательства. 

     Предпринимательский бизнес связан с необходимостью приобретения предпринимателем ряда факторов производства, из которых  на схеме представлены только самые главные. Чтобы продавать  товары, предпринимателю нужны оборотные  средства в виде материалов, из которых изготовляется продукция, и энергии, необходимой для обработки материалов. Кроме того, в производстве могут понадобиться полуфабрикаты, которые будут использоваться для изготовления товаров. Все эти ресурсы обозначены на схеме буквой М. Для получения необходимых материалов придется приобрести их у собственников оборотных средств, заплатив им деньги в сумме Дм, зависящей от количества материалов и их цены.
     Для производства также нужны основные средства (ОС) в виде рабочих помещений, машин, оборудования, инструментов, приборов. Если их у предпринимателя нет, то надо их приобрести либо арендовать на время. За требуемые для производства ОС придется уплатить их собственникам денежную сумму До, зависящую от вида и количества, необходимых для производства основных средств и цен на них. При аренде основных средств оплата будет зависеть также от срока из использования. Конечно, приобретаемые предпринимателем основные средства служат ему в течение длительного времени, поэтому  стоимость их покупки неправомерно считать равной расходам предпринимателя на производство одной партии товаров.
     С другой стороны, наличие у предпринимателя  собственных основных средств не должно восприниматься как отсутствие расходов, связанных с использованием основных средств. Расходы предпринимателя До, обусловленные использованием основных средств, принимают равными сумме денег, необходимых для компенсации износа этих средств в течение времени производства данной партии товаров или проведения данной бизнес -операции. Эту величину называют амортизацией основных средств.
     Производство  требует привлечением предпринимателем рабочей силы (РС).
     Чаще  всего, это наемные работники, труд которых подлежит оплате, зависящей  от количества нанимаемых работников, величины заработной платы и рабочего времени, в течение которого производился товар. Расходы предпринимателя на оплату труда обозначены Др.
     В эти расходы следует включать заработную плату и самого предпринимателя. Люди, мало знакомые с экономикой и  бизнесом, часто не понимают, почему затраты труда самих предпринимателей подлежат оплате. Но ведь никто не заплатит предпринимателю за труд, если он сам не включит оплату своего труда в денежные расходы на осуществление предпринимательства. Любые затраты ресурсов на предпринимательскую деятельность должны оплачиваться собственнику ресурсов. В данном случае, предприниматель затрагивает свой труд и должен получать за это оплату из выручки за проданные им товары в виде прибыли. В процессе производственного предпринимательства возникают и другие расходы, в частности, на приобретение информации, на хранение и транспортировку материалов и готовой продукции, на ремонт оборудования и помещений, на услуги связи и т.д. Производственное предпринимательство завершается выпуском товара Т, который продается предпринимателем либо непосредственно потребителю, либо торговым организациям. В результате предприниматель получает выручку от продажи товара Дт, зависящую от объема производства, продажи и цены товара, по которой он продан.
     Задача  предпринимателя, состоит в том, чтобы производство окупилось, то есть доход Дт превысил расходы Дм, До, Др, дополнительные расходы и налоги.
     Для реализации производственного предпринимательства  требуются финансовые и материальные ресурсы. Исходным элементом технологии реализации данного вида предпринимательства является выбор основной области деятельности. Выбор вида деятельности предполагает проведение маркетинговых исследований; насколько товар или услуга нужны покупателю (клиенту), каков спрос, его величина и тенденции развития, какова возможная продажная цена, издержки производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.
     Результатом данного вида предпринимательства  является производство продукта, который должен быть реализован. Реализация возможна с помощью посредников — агентов, брокеров и т.п. или личными силами. Усилия предпринимателя должны быть сосредоточены на заключении сделки на поставку изготавливаемого продукта до начала его производства, чтобы снизить риск банкротства. Необходимо следить за конъюнктурой, чтобы своевременно отреагировать на изменение в спросе, что приводит к индивидуализации товара (услуги) и формированию цены.
     Предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости, считать, что сделка должна давать годовую прибыль не менее 20 — 22% от затрат.
     Под контролем предпринимателя должны находиться каналы распределения продукции (работ, услуг) — оптовая и розничная  сеть, дилеры, агенты и т.д. Скорость оборота вложенных средств во многом определяется каналами распределения.
     Очевидно, что с народно-хозяйственной точки зрения, производственное предпринимательство является самым важным, так как именно в этих организациях (предприятиях, фирмах) осуществляется производство продукции (товаров) производственно-технического назначения и товаров массового потребления.
       Таким образом, все виды товаров,  работ, услуг для определенных  потребителей производятся субъектами  производственного предпринимательства. 
     От  развития производственного предпринимательства  зависит экономический рост и  уровень социального развития общества, хотя производственное предпринимательство и не является независимым от других видов предпринимательской деятельности.
     Коммерческое  предпринимательство характеризуется  тем, что его содержание составляют товарно-денежные, торгово-обменные операции, т.е. имеет место перепродажа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.