На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа География туризма и ее современное состояние

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
     ГОУ ВПО «Ставропольский Государственный  Университет»
     географический  факультет
     кафедра экономической, политической и социальной географии 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     География туризма и ее современное состояние 
 
 
 
 

     выполнила:
     студентка 2 курса гр.Б
     Шатова  Таисия Александровна
     научный руководитель:
     д. геогр. наук, профессор
     Щитова  Наталья Александровна 
 
 
 
 

     Ставрополь, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ 

              Введение       
Глава I   Теоретические основы географии туризма как  науки       
       1.1 Определение географии туризма и ее место в системе географических  наук       
       1.2 Методы исследования в географии туризма       
Глава II        История развития географии туризма        
       2.1 Формирование  географии туризма       
       2.2 Современное состояние  географии туризма       
Глава III        География туризма в СГУ       
       3.1 Деятельность  Северо-кавказской рекреационной лаборатории        
       3.2 Научные исследования  в области рекреационной географии       
              Заключение       
              Литература       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
     География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. География туризма изучает совокупность отношений и явлений – экономических, социальных, экологических, технологических и пр,в пространственном выражении, т. е. в привязке к территории. Туристско-географические исследования ведутся на различных уровнях – от локального до глобального. Лучше освещены проблемы международного туризма, преимущественно на мировом и государственном (страновом) уровнях.
     В России география туризма не имеет большого развития, это связанно главным образом с неустойчивой экономической ситуацией в стране. Что обуславливает низкое положение страны в международном туризме, не смотря на богатства туристских ресурсов. Россия остается достаточно сложной страной для посещения, поэт   а».
     Объект  исследования – география туризма как наука
     Предмет исслеодвания – особенности становления и развитие географии туризма и ее современное сотояние
     Цель  исследования – выявить особенности развития  и современного состояния географии туризма в отечественной  географии
     Задачи  курсовой работы:
        Определить место географии туризма в системе географических наук
        Проанализировать развитие географии туризма в советской и российской географии
        Охарактеризовать современное состояние России в области географии туризма
        Проанализировать  развитие географии туризма в Ставропольском Государственном Университете.
         Методы исследования: анализ научной литературы, интернет-ресурсов, фондовых материалов кафедр физической и экономической географии, историко-географический, сравнительный, описательный.
     Курсовая  работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, который  включает 23 источника.
     В первой главе дается характеристика «географии туризма» как науки, определяется  ее место в системе географических наук.
     Во  второй главе прослеживается формирование и развитие географии туризма  в советской и российской географии. А так же описывается современное  состояние географии туризма  в России.
     В третьей главе приводится анализ научных исследований в области рекреационной географии  в Ставропольском Государственном Университете и деятельность Северо-Кавказской рекреационной лаборатории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА
      Определение географии туризма и ее место в системе наук
     География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В.С.Преображенский назвал географию туризма отраслью социальной и экономической географии по аналогии с другими отраслевыми социально-экономико-географическими дисциплинами. В связи с этим познание сущности географии туризма должно начинаться с определения объекта и предмета исследования ее "материнской" науки – социально-экономической (общественной) географии. Однако этот вопрос на протяжении более чем 200 лет, с тех пор как термин "экономическая география" был введен М.В. Ломоносовым, остается одним из сложнейших и дискуссионных.
     По  мнению Э.Б. Алаева, разделяемому большинством отечественных экономико-географов, предельным объектом познания социально-экономической (общественной) географии выступает ойкумена – заселенная, освоенная или иным образом вовлеченная в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизнедеятельности общества. Понятие "ойкумена" охватывает не только общество, но и окружающую его среду, причем и общество и окружающая среда характеризуются географическими пространственно-временными параметрами, целостностью, полиструктурностью.[1]
     Предметом познания социально-экономической (общественной) географии являются территориальные (пространственные) общественные системы (ТОС). Под ТОС понимается пространственно-временная  часть ойкумены, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены все сферы жизнедеятельности общества, включенные в процессы общественного воспроизводства и находящиеся в неразрывной связи с природным окружением. ТОС представляет собой наиболее интегрированную форму пространственно-временной организации общества.
     Выделив объект и предмет исследования, можно  дать определение общественной географии (предложено А.И. Чистобаевым, М.Д. Шарыгиным): «Экономическая и социальная (общественная) география как целостная интегрально-синтетическая наука изучает пространственную (территориальную) организацию общества в конкретных условиях природной среды»[2]
     Исходя  из вышесказанного, география туризма - ветвь географии, изучающая особенности территориальной организации индустрии туризма, рассматриваемой в процессе общественного воспроизводства и взаимодействии с природным и культурным окружением.
     Вопрос  о предметной сущности географии  туризма актуализируется в связи  с существованием рекреационной  географии (в западных научных школах наряду с рекреационной географией употребляются понятия географии отдыха и географии досуга) — дисциплины родственной, относящейся к той же группе «дочерних» наук общественной географии, но вполне самостоятельной, с собственной предметной областью исследования. Хотя география туризма и рекреационная география признаются разными дисциплинами, их соотношение, до конца неясное, остается в центре внимания научной общественности. Одно время туризм был лишь фрагментом географического изучения рекреации. Между тем он обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности, чтобы предстать как относительно автономная и цельная сфера человеческого бытия и в новом качестве более широко войти в поле зрения экономико-географов.
     Объектом  Географии туризма является рекреационное пространство, или рекреационная подсистема ойкумены, а предметом- территориальная организация рекреационной деятельности населения.
     Продолжительное время география туризма занимала неопределенное положение в системе  наук. Если ее принадлежность к географии очевидна, то место, которое ей отводилось в общей структуре географических наук, долго оставалось предметом острых дискуссий. Ее причисляли то к географии транспорта, то к политической географии или географии населения, а также к географии культуры и географии сферы обслуживания. Подобные споры относились, правда, к довоенному времени. 

     Таблица 1
     Система географических наук[10]
            
     Из  данных таблицы 1 видно, что рекреационная  география входит в блок гуманитарных географических дисциплин. Она имеет право на существование только в сочетании с другими научными и прикладными дисциплинами. География туризма же является составной частью дисциплины «Рекреационная география».[10]
     После Второй мировой войны, в эпоху  научно-технической революции в мире усилился процесс дифференциации (разделения) географии, возникают новые «дочерние» и «внучатые» научные дисциплины. На этой волне и в соответствии с внутренней логикой развития география туризма активно утверждается в качестве самостоятельной дисциплины социально-экономической (общественной) географии во многих странах.  К этому времени был более четко определен предмет ее изучения, сформулированы задачи и намечена программа исследований. География туризма объединила вокруг себя весьма представительное международное научное сообщество, которое вело интенсивный теоретический штурм туристско-географических проблем. Укрепилась ее институциональная структура.
     Выделение географии туризма вовсе не означало ее самоизоляции от других дисциплин. Наоборот, современное географическое представление о туризме складывалось под влиянием интеграции (синтеза) научных знаний — процесса, неразрывно связанного с дифференциацией, но противоположно направленного. Отмечается усиление взаимопроникновения географии туризма с другими сферами и отраслями научных знаний. В первую очередь, речь идет о так называемой внутренней интеграции — более тесном взаимодействии географии туризма со многими частными науками двух «стволовых» ветвей географии — социально-экономической  географии  и физической географии.[6] 
 
 
 
 
 
 
 

     
      Методы  исследования географии туризма
     Научное познание туризма предполагает непрерывный поиск новых методологических подходов и методических приемов исследования. Современный этап развития географии туризма характеризуется стремлением к систематизации, классификации, теоретическим обобщениям, синтезу накопленных знаний. Единой методологической основой, органически увязывающей разные научные представления о туризме в общую концепцию, выступает системный подход. Он нацелен на раскрытие сущности объектов (в данном случае туризма) как систем, изучение их многообразных внутренних и внешних связей, определение механизмов формирования устойчивой структуры систем.
     Методология географии туризма находится  в стадии становления. Она характеризуется обилием и разнообразием методов. В самом общем виде «метод» (от греч. methodos — путь исследования) — это способ, прием достижения цели, образ действий. География туризма заимствовала методы у разных наук (естественных и общественных) с дисциплинарной спецификой их применения. Среди традиционных географических методов для географии туризма наиболее важны типологический, сравнительно-географический, картографический. Используются методы социологических обследований туристов и работников туристской индустрии, клинико-физиологических и текущих медицинских наблюдений (анализ влияния климатических факторов и микроклиматических условий, рельефа, растительности и др. на организм человека), математические и математико-статистические методы. Полезны полевые и камеральные методы исследований. [17]
     По  мнению В.П.Сидорова, автору статьи «  О методах исследований в географии  туризма», можно выделить два доминирующих направления развития методического  аппарата отечественной географии  туризма 
     Первое  направление – разработка методов и показателей оценки рекреационно-ресурсного потенциала территории,  в котором,  в свою очередь,  преобладают два приема.
     Первый (и не только по порядку, но и по времени  начала применения)  методический прием  представлен,  как правило,  простым перечислением тех или иных туристских достопримечательностей.  Следует заметить,  что при всей своей примитивности данный прием еще применяется, только перечисления стали длиннее и превратились,  по своей сути,  в рекламу рекреационных возможностей своего региона. Достоинство у такого приема одно – простота, недостатков – множество: слабая формализация характеристик рекреационного потенциала,  практическая невозможность сопоставления ресурсов различных операционно-территориальных единиц,  субъективность оценки, малая информативность.
     Второй  методический прием – применение специально разработанных количественных показателей.  Они могут быть интегральными  и частными (по отдельным компонентам  рекреационно-ресурсного потенциала).  Опыт автора статьи как в разработке, так и в применении интегральных показателей рекреационно-ресурсного потенциала, изучение аналогов, предложенных другими исследователями показал:
       –  как очевидные их достоинства:  обеспечивается возможность количественного и качественного взаимного сопоставления потенциала отдельных таксономических и отдельных операционно-территориальных единиц  (ОТЕ); появляется возможность систематизации  (типологии,  классификации)  ОТЕ по величине и структуре рекреационно-ресурсного потенциала; можно выделить  «сильные»  и  «слабые»  компоненты интегрального рекреационного потенциала; хорошая «картируемость» и наглядность полученных результатов;
        –  так и главные недостатки:  субъективность оценки, обусловленная авторским интересом к тем или иным видам ресурсов;  полученные количественные значения отдельных компонентов и рекреационно-ресурсного потенциала имеют смысл только применительно к конкретному региону и выбранным на его территории ОТЕ, что делает невозможным несловесное сравнение рекреационных потенциалов двух и более регионов;  информативная привязанность к существующей сетке административно-территориального деления исследуемого региона или группы регионов.
     Второе  направление:  разработка методов  рекреационного таксонирования  (районирования,  зонирования – встречаются разные названия,  но не всегда соответствующие содержанию).  Развитие этого направления сдерживается тем,  что официальная статистическая информация по туристической деятельности организована и скомпонована в административно-территориальном разрезе. Это делает исследователя  «рабом» административных границ,  искажает реальную картину территориальной дифференциации туристической деятельности,  делает невозможным соблюдение всех принципов научного экономического районирования применительно к туризму и в итоге тормозит все развитие рекреационного таксонирования.
     По  мнению автора, первое направление  – разработка количественных показателей  рекреационного потенциала – зашло  в тупик, исчерпав свои возможности, поскольку только лишь географических показателей уже недостаточно для оценки этого потенциала. Необходимо применять и экономические показатели, к чему большинство географов, работающих в географии туризма, оказались не готовы. Но тем не менее, автор считает второе направление  более перспективным именно для географа.[11] 
 
 
 
 
 

Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА
         2.1. Формирование географии туризма
     Термин  «География туризма» зародился в  США в 20-х годах XX столетия. Чуть позже, через 10—15 лет научные статьи появились во Франции, Англии и Японии. В послевоенные годы улучшение в экономике подхлестывало ученых развитых стран проводить исследования по географическим аспектам туристской деятельности.
     В Советском Союзе основы географии  туризма начали формироваться в  середине 60-х годов прошлого столетия. В то время происходили значительные изменения в социально-экономической жизни: быстрый рост потребностей населения в рекреационной деятельности способствовал осознанию того, что удовлетворение этих потребностей станет важнейшим фактором развития общества.
     В СССР рекреационная география и  география туризма рассматривались  как разные научные дисциплины. Однако вопрос об их соотношении до сих  пор остается открытым.[15]
     По  времени первой в стране появилась  рекреационная география. Ее расцвет  пришелся на 1970-1980-е гг., когда огромный вклад в развитие рекреационной географии внес Владимир Сергеевич Преображенский. Он работал в Институте географии Академии наук СССР, руководил отделом физической географии. В конце 1960-х годов Владимир Сергеевич начинал изучать рекреационные системы, а затем разработал теоретические основы рекреационной географии, тем самым стал основоположником развития рекреационной географии в России. Чуть позднее под его руководством появилась школа рекреологии и рекреационной географии, где Преображенский В.С. с хорошо скоординированным коллективом ученых, в состав которого входили Ю.А. Веденин, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, В.М. Кривошеев и  Л.С. Филиппович, проводили исследования в области рекреации и рекреационной географии. .[18]
         В результате их работы, все усилия были направлены на оптимизацию территориальной организации отдыха путем проектирования и планирования курортно-рекреационных зон в СССР для достижения нормативного уровня обеспечения населения рекреационными услугами.
          Так же в 70х проведены исследования в области культурной климатологии (Чубуков, 1962), по оценке природных условий отдыха(Смирнова, 1969; Веденин, Мирошниченко, 1969), пополяризации урбанизированных и рекреационных ландшафтов, проблемам рекреационных ландшафтов, проблемам рекреационного районирования (Родоман, 1971). В 1969, 1972 и 1976 годах были проведены Всесоюзные совещания по проблемам отдыха и туризма. Выпущены коллективные монографии. Постоянно формируется концепция о рекреационно-географическом пространстве как основе дальнейшего развития теории в рекреационной географии и главном объекте исследований. Рекреационно-географическое пространство характеризуется многомерностью и системностью. Его основной системообразующей связью выступает деятельность. Одновременно формируется банк общерекреалогических знаний, уточняются методологические и теоретиеские принципы рекреации, что воздействует на распространение рекреационной тематики как на другие сферы знания (экономика, архитектура, социология), так и на сложные области географии.
           Отличительная особенность советской географии состоит в том, что она до конца 80-х годов была общественно-географической дисциплиной, изучающей территориально-рекреационные системы (ТРС)
      А «География же туризма» так и не получила должного развития до самого распада Советского Союза, а была лишь составной частью дисциплины «Рекреационная география». Выходившие тогда работы, в названия которых было вынесено словосочетание "география туризма", по содержанию скорее относились к рекреационной географии. Туризм был лишь фрагментом географического изучения рекреации. Между тем он обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности и автономности, для того чтобы предстать как вполне самостоятельная и цельная сфера человеческого бытия и в новом качестве более широко войти в поле зрения экономгеографов.[16]                        
  По мере того как туризм выходил из "тени" рекреации и туристская проблематика получала собственное, самостоятельное звучание, в отечественной географии росло понимание необходимости более четкого понятийного разграничения туризма, рекреации и ликвидации сильных научных разночтений в соотнесении этих терминов. Различия между ними касаются прежде всего объема понятий и содержательного наполнения.   
   Туристско-географические исследования активизируются в 1990-е гг. на подъеме международного туризма в России. Он был одним из немногих секторов хозяйства, который стал динамично развиваться на фоне структурной перестройки российской экономики. Снятие "железного занавеса" и проведение политики открытости страны для внешнего мира привели к стремительному расширению выездных туристских потоков. Многих россиян привлекали заграничные туры на отдых в силу их новизны, престижности, более высоких стандартов обслуживания, были и такие, что пытались решить возникшие материальные проблемы. Однако для значительной части населения туризм оказался недоступен вследствие снижения уровня жизни.
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.2.Современное состояние географии туризма
     На  современном этапе перед географией туризма в России встала задача поиска путей повышения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке, так как Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает сегодня скромное место на международном туристском рынке.
     Материальная  база туризма более чем на 80% нуждается  в реконструкции. Ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов по туризму. Такое положение объясняется  неустойчивой экономической ситуацией  в стране,  снижением уровня жизни и резким усилением дифференциации доходов населения, а также криминогенной ситуацией в ряде регионов, не способствующей увеличению туристов в Россию.
     На  период с 1996 по 2004 годы на  долю России приходилось около 1% мирового туристского потока. Так, по данным Госкомстата России, в 1999 году выезжало за границу 11181,7 тыс. российских граждан, из них по туристским визам 4142,9 тыс. человек, в основном (9311,2 тыс. человек) в страны Дальнего зарубежья, включая страны Балтики. В 2002 году в Россию прибыло 17462,6 тыс. иностранных граждан, из них с целью туризма 2515,0 тыс. человек, что в 1,33 раза больше, чем в 1998 году. Основная доля туристского потока в Россию (около 72%) приходится на страны СНГ и Балтики. [23]
      26 февраля 1998 г. русским провительством была утверждена  разработанная  ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации. В которой говорилось:                                    
"Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма.
После проведения программы к 2005 году ситуация в географии туризма в России изменилась, так начал прослеживаться небольшой подьем.
     С 2005 до 2008 года численность туристов, обслуженных на территории России, увеличилась более чем на 50 процентов. Сейчас по приему иностранных туристов страна находится на 15 месте в мире. По прогнозам ВТО, в текущем году Россия может переместиться на девятое место, а количество посетивших её туристов составит 29,5 миллиона человек.[21]
     По  данным Росстата, в 2009 году Россию посетили 2 млн иностранных туристов (на 8 % меньше, чем в 2008 году), тогда как  за рубеж отправились 10 млн российских туристов (-15% к 2008 году).
       Но тем не менее на данном этапе Россия не  конкурентоспособна на мировом туристическом рынке. Так как остаются не изменными проблемы неустойчивой экономической ситуации в стране, снижения уровня жизни и резким усилением дифференциации доходрв населения. Так же усугубилась криминогенная ситуация в ряде регионов (КЧР, Москва, РСО и др.), что является главной причиной, не способствующей увеличению туристов в Россию.
     Поэтому  неотъемлемыми задачами «географии туризма» является переориентации туристских потоков – возвращения соотечественников и привлечения иностранных туристов в российские туристские центры, формирования высокоэффективного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в разнообразных туристских продуктах, а с другой – значительный вклад в развитие экономики России, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава III География туризма в СГУ
     3.1. Рекреационная лаборатория  при  Ставропольском пединституте.
       Географический факультет один из самых ранне сформировавшихся факультетов в Ставропольском Государственном Университете. Туризмом и его географией занимались и занимаются кафедры физической и экономической географии. В период  СССР после возникновения советского туристского движения, в начале 20-х гг, было принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившее задачу превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения. Так как по размаху туристского движения СССР занимало одно из первых мест в мире, стало акктуальным и перспективным исследование богатых рекреационными ресурсами территории, создание новых туристических маршрутов, расширение сети санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха.
        В это время в 1972 году на базе кафедры физической географии Ставропольского пединститута была создана рекреационная лаборатория, руководителем которой стал Шальнев Виктор Александрович, доктор географических наук , профессор кафедры физической географии. Ученым секретарем лаборатории была Савельева В.В-доцент кафедры физической географии. Учасниками, входившими в состав рекреационной лаборатории, были ученые Краснодарского, Ростовского, Северо-Осетинского и Дагестанского университетов.
         Основной задачей лаборатории было создание и выпуск книги- второй части тома «Рекреационные ресурсы» многотомной серии «Природные ресурсы и производительные силы Северного Кавказа» над которой велись работы 10 лет существования лаборатории. 
     В монографии помещены теоретические  положения, определение сущности рекреационных  ресурсов, предлагается рекреационное  районирование Северного Кавказа. Внедрение материалов исследований в практику показано в планировачной организации рекреационных ресурсов, в рекомендации по резервированию территорий для рекреационной деятельности и природоохранительных мероприятий в форме национального парка. [13]
       Но на создании этой книги деятельность лаборатории не заканчивается. В 1976 году лаборатория учавствовала в 23-м Международном географическом конгрессе в Домбае с темой «Принципы рекреационных исследований» в разделе «Изучение и планирование региональных систем туризма и отдыха». Чуть позже был издан сборник тезисов докладов «География туризма и отдыха», в который вошла работа ученых рекреационной лаборатории : В.А.Шальнева, В.В.Савельева и А.Н.Чикалина.[5]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.