На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституционно-правовые принципы правосудия в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ  В Г. МИНСКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
 
 
 
 
«К защите допускаю»
____________________ 
«____»___________200_г.
 
 
 
Курсовая  работа
Тема: «Конституционно-правовые принципы правосудия в России»
 
 
 
 
 
 
 
 
                                            
 
 
 
 
 
 
 
                                           ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Система  конституционно-правовых принципов  правосудия
        1.1. Понятие, сущность и признаки  правосудия………………………стр.5
        1.2. Принципы правосудия ……………………………………………..стр.7
Глава 2.Содержание и характерные черты правосудия в России
        2.1. Законность…………………………………………………………стр.10
        2.2. Осуществление правосудия только  судом………………………стр.14
        2.3. Независимость судей……………………………………………...стр.17
        2.4. Обеспечение прав граждан на  судебную защиту……………….стр.25
        2.5. Гарантии подсудности……………………………………………стр.28
        2.6. Право на юридическую помощь…………………………………стр.31
        2.7. Презумпция невиновности……………………………………….стр.34
        2.8. Состязательность и равноправие  сторон………………………...стр.36
        2.9. Открытое разбирательство дел  во всех судах …………………..стр.39
Заключение…………………………………………………………………..стр.42
Список использованных источников……………………………………....стр.43
 

Введение
 
      В системе трех ветвей государственной власти особое место принадлежит судебной власти, которая в условиях разделения властей играет особую роль в жизни государства и всего общества, в укреплении демократии и законности. Полное и последовательное применение концепции разделения властей предполагает повышение авторитета судебной власти, восстановление и утверждение престижа власти, защиту, в конечном счете, в полной мере прав, свобод и законных интересов человека.
    Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
    Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Правосудие  в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и  задачи демократического правового  государства и закрепленных в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».
        Актуальность проблем судебной власти обусловлена, прежде всего, той ролью, которая возлагается на эту ветвь власти в правовом государстве. Судебная власть должна обеспечить защиту прав граждан и права в целом от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они не исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права.
      Целью данной курсовой работы – рассмотрение принципов правосудия, истоков правосудия и их значение.
     Задачи курсовой работы:
    Рассмотрение международно-правовых основ принципов правосудия.
    Подробный анализ характерных черт принципов правосудия, а именно:
      Принципа законности
      Осуществления правосудия только судом
      Независимости, несменяемости и неприкосновенности судей
      Обеспечения прав граждан на судебную защиту
      Гарантий подсудности
      Права на юридическую помощь
      Презумпции невиновности
      Состязательности и равноправия сторон
      Открытого разбирательства дел во всех судах
      Конституция РФ (ст. 118) и ныне действующий закон о судоустройстве (ст. 1) предусматривают, что отправление правосудия является особым видом государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима. Т.е. в России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела.
 

Глава 1. Система конституционно-правовых принципов правосудия.
      Понятие, сущность и признаки правосудия.
 
       В науке общепринятым является представление о правосудии как о деятельности суда, заключающейся в разрешении конкретных правовых вопросов в процессуальном порядке путем применения норм права к установленным фактам и отношениям. При этом разные авторы включают в данное определение некоторые дополнительные характеристики.
    Например, В.А. Четвернин, указывал, что правосудие — это «государственная деятельность, осуществляемая. судом, заключающаяся в том, что суд путем разбирательства и разрешения уголовных и гражданских дел в установленных законом правовых (процессуальных) формах защищает от всяких посягательств. государство, права и законные интересы граждан., учреждений, организаций, обеспечивает законность в деятельности учреждений, организаций, должностных лиц, в поведении граждан».[18, стр. 218]
   В.Е.  Чиркин дал определение, согласно которому «правосудие — это одна из форм государственного управления, средство выполнения государством внутренней функции охраны. правопорядка., собственности, прав и свобод граждан путем разрешения специальным органом государственной власти — судом гражданских и уголовных дел по правилам, предусмотренным гражданским и уголовно-процессуальным правом, т.е. путем применения от имени государства норм права к установленным в судебном заседании фактам и правоотношениям, а в необходимых случаях и мер принуждения к правонарушителям».[20, стр.165]
    Кокотов  А.Н. полагает, что «правосудие — это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства».[19, стр.203]
         Таким образом, мы видим, что различные авторы считают необходимым включать в определение правосудия разное количество характеристик, совокупность которых отражает, по их мнению, сущность правосудия.
        Сущность правосудия, его роль и значение проявляются не только в том, что оно является главным направлением судебной власти.
     Правосудию  присущ и  ряд других специфических признаков.
       К их числу можно отнести прежде всего то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не по усмотрению каких-то органов.  Правосудие должно осуществляться путем:
- рассмотрения  и разрешения в судебных заседаниях  гражданских дел по спорам, затрагивающим  права и интересы граждан, предприятий,  учреждений и организаций;
- рассмотрения  в судебных заседаниях уголовных  дел и применения установленных  законом мер наказания к лицам,  виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.
      К признакам правосудия относится также то, что оно должно осуществляться только особым органом – судом (судьей).
 
 
 
 
 
 
 
 
       Принципы правосудия.
 
      Принципы правосудия – это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Данные положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.
        Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы - принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.
      Принципы правосудия реализуются не самопроизвольно, а в процессе организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, - судов.
     Принципы правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.
    В основе принципов правосудия лежат положения международно-правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной в орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека, международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).
 
 
 
       В совокупности все принципы правосудия образуют тот фундамент, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку сами принципы в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, - Конституции Российской Федерации, конституционных и других федеральных законах. Принципы правосудия берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.
В отличие  от конкретных законодательных предписаний специфика принципов состоит в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые создают новые законы или корректируют их, также должны считаться с существующими демократическими требованиями той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.
Эти требования рождены прежде всего практикой  развития и совершенствования правосудия в Российской Федерации. Данные требования также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, например опыт международного сотрудничества, отраженный в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых находится немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.
Для общей  характеристики принципов правосудия основным является то, что их содержание постоянно совершенствуется.
Полная  реализация обозначенных в Конституции  Российской Федерации стратегических задач в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина должна привести к тому, что судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другие ветви государственной власти – исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержания принципов правосудия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Содержание и характерные черты  принципов 
               правосудия в России.
            2.1. Законность
    Принцип  законности закреплен в статье 15 Конституции Российской Федерации,  которая в частности определяет, что: 
    Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы  и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 
    Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
    Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, и принимаемые в субъектах Российской Федерации конституции и уставы и другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции Российской Федерации. Акты, которые не соответствуют Конституции Российской Федерации или законам, применяться не могут.
Федеральные законы обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта, действуют на территории данного субъекта.
Принцип законности означает, что все без  исключения органы, общественные организации, должностные лица и граждане должны строго и неукоснительно соблюдать  законы и основанные на них правовые акты. Законность распространяется не только на законодательство, но и на применение права и его использование. Важнейшими элементами законности являются наличие обоснованного законодательства, конституционное закрепление верховенства закона, существование единого законодательного органа, обязательных стадий законодательного процесса, а также предоставление права толкования закона только высшим органам государства. Второй элемент  законности – уважение, исполнение, соблюдение законов и других правых актов всеми государственными органами, должностными лицами, организациями  и гражданами.
Вместе  с тем законность – не только принцип деятельности самого суда, но и цель судебного разбирательства, так как перед судом ставится задача восстановления и упрочнения нарушенной законности. Осуществляя  правосудие в соответствии с законом, суд выносит обоснованный и законный приговор, чем достигается охрана прав граждан.
Особенностью принципа является то, что он допускает при определенных условиях возможность неприменения судами также законов, в том числе федеральных. И такое отношение к закону вытекает непосредственно из положений, закрепленных в Конституции РФ.
Данное  положение получило поддержку Пленума Верховного Суда РФ, который в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»: «Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно  Конституцию, в частности:
а) когда  закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при  условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности  человека и гражданина и другие положения;
б) когда  суд придет к выводу, что федеральный  закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда  суд придет к убеждению, что федеральный  закон, принятый после вступления в  силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
г) когда  закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который  должен регулировать рассматриваемые  судом правоотношения, отсутствует.
Нормативные указы Президента Российской Федерации  как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации  и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции  Российской Федерации)». [2]
Согласно данному разъяснению суды не всегда обязаны безоговорочно следовать предписаниям законов и указов. В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации признана особая роль в российской правовой системе международным договорам Российской Федерации. При определенных условиях законы, противоречащие данным международным договорам, также могут не применяться судами. И осуществление данного конституционного положения – уже реальность. Суды начали напрямую применять положения международного договора, если какой-то российский закон противоречит ему или не согласуется с ним. Суды, ссылаясь на положения Международного пакта о гражданских и политических правах, стали принимать жалобы граждан на незаконное задержание по подозрению в совершении преступления, несмотря на то, что существующее законодательство не предусматривает возможность таких действий судов.
Для правосудия принцип законности имеет особое значение в силу того, что данный вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Осуществление правосудия только судом.
 
Один из важнейших принципов  — осуществление правосудия только судом в соответствии со статьей 118 Конституции. В данной статье установлены следующие положения:
    Правосудие Российской Федерации осуществляется только судом.
    Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
    Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Это означает, что в Российской Федерации нет, и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.
Принцип осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение  и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» в ч. 1 ст. 4, где сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».
Применительно к разбирательству уголовных  дел рассматриваемый принцип  детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ст. 13 УПК. В ст. 13 УПК по данному поводу сказано следующее: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом». Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, то положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.
Судебная система Российской Федерации  включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.   
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации  относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо  устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.
Таким образом, государство доверяет отправление правосудия только специально уполномоченным (компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.
Требование, чтобы данный вид государственной  деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права  и законные интересы граждан, а равно  правомерные интересы общества и  государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3. Независимость, несменяемость и неприкосновенность судей.
 
Носителями судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Согласно Конституции (ст. 119), судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. [6, ст. 3, ст. 4]
При этом судьей вышестоящего суда может  быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Судья обязан неукоснительно соблюдать  Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло  бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
В соответствии со ст. 13 Закона о статусе  судей, полномочия судьи приостанавливаются  решением  квалификационной коллегии судей в случаях, если:
    было дано согласие соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или на его заключение под стражу;
    судья занимается деятельностью, не совместимой с его должностью;
    судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившими  в силу;
    судья был признан безвестно отсутствующим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу.
В соответствии со ст. 14 данного Закона полномочия судьи прекращаются  в случаях:
    письменного заявления судьи об отставке;
    продолжения судьей деятельности, не совместимой с его должностью, несмотря на предупреждение соответствующей квалификационной коллегии судей или приостановления его полномочий;
    истечения срока полномочий – для судьи, срок полномочий которого установлен законом (имеются в виду мировые судьи, а также судьи федеральных районных судов, судьи военных судов (гарнизонов, армий, флотилий);
    состоявшегося о нем и вступившего в силу обвинительного приговора суда;
    признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    утраты судьей гражданства;
    объявления его умершим в установленном законом порядке решением суда, вступившим в законную силу;
    смерти судьи;
    совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи. [6, ст. 14]
Согласно Конституции (ст. 128), судьи  Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом  Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются  Президентом РФ в порядке, установленном  федеральным законом.
Конституция Российской Федерации  устанавливают важнейший, основополагающий принцип деятельности судей –  их независимость и подчинение только закону. Принцип независимости судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей провозглашается во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных судах (ст. 6), Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5).
Статья 120 Конституции России устанавливает следующие положения:
    Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
    Судьи, установив при рассмотрении дела несоответствии акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Независимость судей – основная гарантия и условие  функционирования объективного и самостоятельного правосудия, способного в точном соответствии с законом защищать права и  интересы человека и гражданина.
Суть  данного принципа правосудия состоит  в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь  реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.
Статья 9 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает следующие  правовые гарантии независимости судей:
    установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу);
    предоставление по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
    освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
    установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
    право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
    предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статуса;
    особая защита государством судьи, членом его семьи  и их имущества.
"Судья, - говорится в ч. 2 ст. 9, - члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление".
Эти положения  существенным образом развиты и  дополнены Федеральным законом "О  государственной защите судей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 года, в котором  достаточно детально определяется не только круг лиц, пользующихся правом особой государственной защиты, но и подлежащие применению конкретные меры защиты, условия и порядок их реализации. Набор таких мер довольно разнообразен: от обеспечения личной охраны, охраны имущества и жилища, выдачи оружия, специальных средств индивидуальной защиты вплоть до переселения на другое место жительства, замены документов и изменения внешности.
Принцип подчинения судей только Конституции и Федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст. 120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Понятно, что несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи. Данный принцип является одним из основополагающих демократических начал организации и деятельности суда, служит также гарантией подлинной независимости и стабильности в работе судей, полномочия которых не ограничены определенным сроком. Опасность быть освобожденным судьей может возникнуть только в силу истечения  срока полномочий судьи. Согласно ч. 2 ст. 121, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Данные положения были приведены выше.
Еще одним важнейшим принципом, закрепленным в Конституции, является неприкосновенность судей (ст. 122). Данный принцип – одновременно серьезная гарантия обеспечения независимости судей. Неприкосновенность распространяет
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.