На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация учета денежных средств. Документальное оформление

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение              4
1 Экономическая сущьность денежных средств и их нориативно-правовое регулирование              6
2. Организация учета денежных средств. Документальное оформление
2.1 Сущность расчетного счета
2.2 Корреспонденция счетов по операциям учета денежных средств на расчетном счете
2.3 Синтетический и аналитический учет по расчетному счету
2.4 Виды расчетов и основная документация              20

2.4.1 Прием и выдача наличных денег с расчетного счета…………………...20

2.4.2 Безналичные расчеты              24
2.5 Порядок открытия и закрытия расчетного счета
2.6 Сущность кассовых операций………………………………………………36
2.7 Синтетический учет кассовых операций…………………………………..39
3.Практическая часть……………………………………………………………45
Заключение              80
Список использованной литературы              81
Приложение 1 Ведомость расчета отклонений в стоимости материалов за ДЕКАБРЬ 2005 г…...…………………………………………………………….83
Приложение 2 Ведомость распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов по видам продукции………………………………………………………………………...84
Приложение 3. Образец объявления на взнос наличными              85
Приложение 4. Образец денежного чека              87
Приложение 5. Образец платежного поручения              89
Приложение 6.Образец платежного требования              90
Приложение 7. Образец заполнения чековой карточки              91
Приложение 8. Образец договора расчетного счета              93
Приложение 9. Образец заявления на открытие расчетного счета              100
Приложение 10.Образец  карточки  с образцами подписей и   оттиском печати              101
Приложение 11. Образец сообщения об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)              103
Приложение 12 Образец заявления на закрытие расчетного счета              105

ВВЕДЕНИЕ
 
Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, в эффективном использовании финансовых ресурсов. Умелое распределение денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Целью данной курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета движения денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовое регулирование банковской деятельности и ведения кассовых операций;
- рассмотреть документальное оформление и движение денежных средств в кассе;
- рассмотреть документальное оформление и операции по расчетному счету;
- выполнить практическое задание – на основании имеющихся данных выполнить следующие операции:
1) указать бухгалтерские проводки в журнале регистрации хозяйственных операций;
2) составить расчет отклонений стоимости материалов, расчет распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов по видам продукции, оборотную ведомость по синтетическим счетам;
3) определить фактическую себестоимость выпущенной и реализованной готовой продукции за декабрь месяц;
4) заполнить журналы-ордера, Главную книгу, бухгалтерскую отчетность на 31 декабря 200… года (форму № 1 «Баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках»);
По своей структуре курсовая работа состоит из введения теоретической и практической частей, заключения, списка использованной литературы и приложений. Впервой части рассматриваются теоретические вопросы учета движения денежных средств и его нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации. Во второй части приводится журнал регистрации хозяйственных операций с заполненными приложениями, журналами-ордерами, Главной книгой,  оборотной ведомостью по синтетическим счетам, форма № 1 «Баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
 

1. Экономическая сущность денежных средств и их нормативно-правовое регулирование
 
К денежным средствам относятся:
- наличные деньги в кассе организаций;
- денежные средства на банковских счетах;
- денежные средства, воплощенные в денежных документах: лотерейных билетах, марках госпошлины, проездных билетах, путевках в санатории и дома отдыха, почтовых марках, оплаченных авиабилетах;
- переводы в пути.
Товарно-денежные отношения охватывают все стадии воспроизводства – производства продукта, распределение, обращение и потребление.  Денежные средства в той или иной степени используются в круговороте средств:
Д – Т …П…Т  - Д  .
На первой стадии (Д - Т) денежные средства необходимы для приобретения производственных ресурсов. На второй стадии ( …П…) в сфере производства в денежной форме осуществляется различные платежи. На третьей стадии (Т  - Д  ) реализуется производственная продукция, и предприятие получает выручку в денежной форме. На этой же стадии возникают денежные отношения с работниками, с другими предприятиями и организациями, с государством.
По экономической сущности денежные средства      относятся к высоколиквидным оборотным средствам, так как они в любой момент могут быть использованы для оплаты задолженности. Отношение суммы денежных средств к текущим обязательствам является коэффициентом абсолютной ликвидности и считается характеристикой платежеспособности предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Следовательно, по экономической сущности денежные средства является абсолютно ликвидным активом.
В условиях рыночных отношений руководству предприятий нужно исходить из принципа, что умелое использование денежных средств само по себе может приносить дополнительный доход. Поэтому необходимо искать возможности рационального вложения свободных денежных средств в акции, облигации сторонних организаций, в депозиты банков и другие финансовые инвестиции.
Следовательно, бухгалтерский учет денежных средств и связанных с ними расчетных операций требует повышенного внимания.
В бухгалтерской отчетности сведения о наличии денежных средств отражаются в форме № 1 «Баланс», разделе 2 «Оборотные активы» и форме № 4 «Отчет о движении денежных средств».
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы, регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведения бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных резервов.
- Указ Президента РФ от 19 ноября 1998 года №416-У «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения».
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения признаны конкретизировать закон  о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.
К ним относятся:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;
- «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4? 99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н.
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции признаны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.
К ним относятся:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведения бухгалтерского учета кассовых операций;
- Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 «Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности»;
- Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению отчета о движении денежных средств;
- «Порядок ведения кассовых операций в Российской федерации», утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18 применяется в полном объеме;
- Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П, которое применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;
- Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года № 199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;
- Приложение № 13 к Инструкции  Центробанка РФ от 16 ноября 1995 года № 31 «По эмисионно-кассовой работе в учреждениях банка России»;
- Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, указание Центробанка РФ в изменении данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами;
- «О введении новых форматов расчетных документов» Указание от 22 февраля 1999 года № 502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 года № 51-У;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года  № 49.
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы   самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Основанием для отражения в бухгалтерском учете движения наличных денежных средств служат первичные документы.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации, которые утверждены постановлением Госкомстатом России от 18 августа 1998 года № 88 по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
К формам первичной учетной документации по учету кассовых операций относятся:
1. КО – 1 «Приходный кассовый ордер» - применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации;
2. КО – 2 «Расходный кассовый ордер» - применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации;
3. КО – 3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»  -  применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов;
4. КО  - 4 «Кассовая книга» - применяется для учета поступлений и выдач  наличных денег организации в кассе;
5. КО  -  5  «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»  -   применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассиром или доверительному лицу.
Первичные документы оформляются согласно Положению по ведению бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34 и содержат следующие реквизиты:
- наименование документа (формы);
- код фирмы;
- дата составления  документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
- наименование должностей работников, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи этих работников и их расшифровки.
Документы заполняются в одном экземпляре, четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или на компьютере. Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются. Печатью заверяются документы, для которых это предусмотрено законодательством.
 
 
2. Организация учета денежных средств. Документальное оформление

2.1Сущность расчетного счета

 
В процессе деятельности у предприятия могут скапливаться огромные массы наличных денег. Необходимо организовать не просто их хранение, а постоянно доставку их поставщикам, находящимся порой на далеком расстоянии, в оплату за заказанное сырье и другие товарно-материальные ценности. Зачастую это невозможно исполнить физически.
Посредником при осуществлении этих операций стал банк. И большая часть расчетов между предприятиями стала осуществляться безналичным путем - перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. В настоящее время все предприятия, организации, объединения и учреждения независимо от формы собственности все свободные денежные средства должны хранить в учреждениях банка.
Для выполнения этих операций в соответствии с законодательством РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Расчетный счет представляет собой бессрочный вклад организации, т.е. остаток денежных средств, оставшийся на конец года, переходит на следующий год.
Расчетным счетом является счет юридического лица - резидента по законодательству РФ, являющегося коммерческой организацией по основной деятельности, а также счет частного предпринимателя.
Текущий счет - это счет юридического лица - резидента РФ, относящегося к некоммерческим организациям, для осуществления расчетных операций в соответствии с деятельностью, предусмотренной его учредительными документами. Структурным подразделениям коммерческих предприятий можно открывать только расчетный субсчет при предоставлении ходатайства юридического лица, а структурным подразделениям некоммерческих организаций - текущий субсчет.
Организации могут иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета.
При этом нужно иметь в виду, что с целью контроля за первоочередностью платежей в бюджет налогоплательщики обязаны предоставлять ежеквартально сведения обо всех расчетных (текущих) счетах, а также ссудных, депозитных и других счетах в банках и других кредитных учреждениях.
Банк открывает расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе и в органах фондов социального страхования и обеспечения (либо при предъявлении документа, удостоверяющего об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующий счет).
В случае выявления фактов открытия банками расчетных (текущих, валютных, ссудных, депозитных и др.) счетов без уведомления налогового органа на руководителей организаций, а также на физических лиц-предпринимателей налагается административный штраф в размере стократной минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством РФ.
Каждому расчетному счету банк присваивает номер, который должен быть указан на всех документах при списании или поступлении денег на счет. В настоящее время номер счета клиента двадцатизначный и знаки в номере лицевого счета располагаются с первого разряда, слева:
?                  первый знак (одна цифра) означает номер раздела плана счетов;
?                  следующие два знака (две цифры) означают номер счета первого порядка;
?                  четвертый и пятый знаки (две цифры) означают номер счета второго порядка;
?                  следующие три знака (три цифры) означают код валюты или драгоценного металла;
?                  девятый знак (одна цифра) является защитным ключом;
?                  следующие четыре знака (четыре цифры) означают номер филиала (отделения, структурного подразделения);
?                  последние семь знаков (семь цифр) означают порядковый номер лицевого счета клиента (организации, предприятия, фирмы и т. д.).
Хранение денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как:
?                  надежно обеспечивается их сохранность от расхищений;
?                  контролируется использование по целевому назначению;
?                  облегчаются и ускоряются расчеты между юридическими лицами путем применения безналичных форм расчетов.
Определенную выгоду имеют организации: банк зачисляет на их расчетные счета вкладной процент в определенном размере от среднегодового остатка денежных средств на счете.
 

2.2 Корреспонденция счетов по операциям учета денежных средств на расчетном счете

 
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на активном синтетическом счете 51 «Расчетные счета».
Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.
По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям».
Остаток на счете 51 отражает величину средств предприятия на расчетном счете на начало месяца.
В таблице 1 предоставлена  корреспонденция счетов по расчетному счету.
Таблице 1 - Корреспонденция счетов по операциям по расчетному счету
Д
К
Содержание хозяйственных операций
51
50
Зачислены на расчетный счет денежные средства, сданные из кассы организации.
51
51
Зачислены на расчетный счет денежные средства с других расчетных счетов организации.
51
55
Зачислены на расчетный счет неиспользованные суммы по аккредитивам.
51
58-3
Возвращены займы, выданные другим организациям
51
60
Возвращены излишне уплаченные денежные средства поставщикам и подрядчикам.
51
62
Получены денежные средства от покупателей и заказчиков:
- в оплату проданной продукции (работ, услуг);
- в качестве авансовых платежей в счет предстоящей поставки продукции (работ, услуг);
- в оплату проданных основных средств;
- в оплату проданных нематериальных активов.
51
62
Оплачены проданные ценные бумаги и другие финансовые вложения.
51
62
Получена плата по договору переуступки права требования.
51
62
Получена плата по договору аренды (при отнесении доходов от аренды к доходам по обычным видам деятельности).
51
66
Получены:
- краткосрочные кредиты банков;
- краткосрочные займы от других организаций.
51
67
Получены:
- долгосрочные кредиты банков;
- долгосрочные займы от других организаций.
51
75-1
Получены денежные средства в качестве вклада в уставный капитал.
51
76-1
Получены денежные средства по расчетам со страховыми организациями.
51
76-2
Получены денежные средства по расчетам по претензиям.
Д
К
Содержание хозяйственных операций
51
76-3
Получены доходы от участия в других организациях.
51
76
Получены денежные средства от прочих дебиторов в погашение задолженности.
51
91-1
Поступили денежные средства от продажи валюты.
51
91-1
Отражены поступления дебиторской задолженности, списанной ранее как нереальная к взысканию.
51
91-1
Зачислены проценты на остаток денежных средств на расчетном счету.
51
91-1
Получена плата по договору аренды (при отнесении доходов от аренды к прочим поступлениям).
51
98-2
Отражены безвозмездно полученные денежные средства.
50
51
Денежные средства с расчетного счета получены в кассу организации.
51
51
Перечислены с расчетного счета денежные средства на другие расчетные счета организации.
55
51
Перечислены денежные средства на аккредитив или специальный счет организации с её расчетного счета.
57
51
Списаны со счета денежные средства на покупку валюты.
58-3
51
Перечислены займы другим организациям.
58-4
51
Перечислен вклад по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности).
58-1
51
Перечислены вклады в уставный капитал других организаций.
58-1, 58-2
51
Приобретены ценные бумаги других организаций.
58
51
Приобретены:
- векселя других организаций;
- депозитные сертификаты;
- государственные ценные бумаги;
- прочие финансовые вложения.
60
51
Перечислены денежные средства в оплату поставленной продукции (работ, услуг) поставщикам и подрядчикам.
60
51
Перечислены авансы поставщикам и подрядчикам.
60
51
Погашены векселя, выданные в счет обеспечения задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
60
51
Уплачены проценты по векселям выданным.
62
51
Возвращены покупателям и заказчикам излишне полученные средства в оплату проданной продукции (работ, услуг).
62
51
Возвращены авансы покупателям и заказчикам.
75-2
51
Перечислены доходы (дивиденды) участникам организации.
76-1
51
Перечислены денежные средства по расчетам по страхованию.
66
51
Погашаются:
- краткосрочные кредиты банков;
- проценты по краткосрочным кредитам банков;
- векселя, выданные в обеспечение задолженности по краткосрочным кредитам банков;
- проценты по векселям, выданным в обеспечение задолженности по краткосрочным кредит.
67
51
Погашаются:
- долгосрочные кредиты банков;
- проценты по долгосрочным кредитам банков;
- векселя, выданные в обеспечение задолженности по долгосрочным кредитам банков;
- проценты по векселям, выданным в обеспечение задолженности по долгосрочным кредитам.
76-1
51
Перечислены денежные средства по расчетам по страхованию.
76-2
51
Перечислены денежные средства по расчетам по претензиям.
91-2
51
Оказана безвозмездная финансовая помощь сторонним организациям и физическим лицам.
91-2
51
Списаны денежные средства за расчетно-кассовое обслуживание.
 
 

2.3Синтетический и аналитический учет по расчетному счету

 
В бухгалтерии предприятия расчетному счету присваивается код 51. По усмотрению бухгалтера в современном учете, особенно при использовании компьютера, рационально иметь 2 субсчета:
?                  51-1 «Поступило» (и несколько аналитических счетов к нему по видам поступлений);
?                  51-2 «Израсходовано» (и несколько десятков аналитических счетов к нему по расходу).
Счет 51 «Расчетные счета» является активным, и его сальдо показывает, сколько свободных средств предприятия находится на хранении в банках на определенное число. По мере совершения операций на расчетном счете (зачисления или списания средств) банк выдает предприятию выписку из его лицевого счета, в которой показан остаток средств на счете на дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, списанные со счета, и остаток на дату выписки.
Выписка из расчетного счета - это второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Все данные в выписке даны в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской) информацией. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга предприятию (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать суммы в учетные регистры наоборот.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету за определенное число и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Получив выписку, бухгалтеру следует проверить, все ли приложены к ней оправдательные документы на каждую записанную сумму. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». На полях проверенной выписки слева против каждой суммы следует проставить порядковый номер приложенного документа, а справа - корреспондирующий счет. Порядковые номера (с начала года) и корреспондирующий счет одновременно проставляются в правой стороне на самих документах. Выписка банка является первым уровнем учета (первым накопительным документом), первая группировка однородных проводок за одну дату.
Если в обслуживающем банке применяется правило, что в выписку заносятся сводные суммы, представляющие собой сразу несколько поручений, следует к каждой выписке (при обработке вручную) прикладывать «Листок-расшифровку», в которую заносится каждый первичный документ, с детализированной корреспонденцией счетов по аналитическим счетам, а не сводная запись, что упрощает сторонним пользователям выборку необходимой информации.
Разработку выписок банка в больших предприятиях следует поручать наиболее подготовленным бухгалтерам, знающим хорошо специфику своего предприятия, систему финансовых расчетов и план счетов. Это логическая квалифицированная работа и она выполняется только вручную. Обработка банковских документов может выполняться любым рядовым бухгалтером либо вручную, либо на компьютере.
Если оператор банка ошибся в расчетах и списал, либо зачислил большую или меньшую сумму, чем требовалось, следует срочно сообщить об этом в банк. У себя на предприятии бухгалтер должен сделать запись в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» до полного исправления ошибки. Способ дальнейшей обработки банковских документов прямо зависит от количества операций в день и от частоты выписок в течение месяца. Если операций в день выполняется не более двух-трех и количество выписок ограничено за месяц, все операции можно записывать непосредственно в учетный регистр по счету 51. Если операций в день выполняется больше трех и выписки поступают почти за каждый день, то по счету 51 открывают сальдо - оборотную ведомость (третий уровень учета).
Каждая выписка банка, либо итог из «Листка - расшифровки», заносится в сальдо - оборотную ведомость только строго по одной строке. При этом все однородные проводки (идущие на один корреспондирующий счет) записываются одной суммой. Происходит группировка проводок по корреспондирующим счетам только за одну дату.
Не позже 3-го числа месяца, следующего за отчетным, подводятся месячные итоги. Ежемесячные данные из сальдо - оборотной ведомости переносятся в регистр счета 51. Одновременно суммы заносятся в регистры корреспондирующих счетов по правилу «двойной записи», или в сальдо - оборотные ведомости по этим счетам. А при наличии карточек аналитического учета записи выполняются и в них. При этом в регистре счета 51 записывается порядковый номер очередной записи и номер строки этой же записи в регистре корреспондирующего счета. Этот способ помогает организовать быстрый поиск (при необходимости) первичного документа по проводке и помогает контролировать обязательное выполнение двойной записи.
При численности штата бухгалтеров на предприятии более 5 человек и наличии нескольких функциональных групп, информация из сальдо - оборотной ведомости счета 51 по окончании месяца по корреспондирующим счетам передается в виде специальных «Листков-расшифровок», которые заменяют первичные документы при выполнении бухгалтерских записей в других сальдо - оборотных ведомостях или непосредственно в регистрах.
После этого подводят итоги в регистре счета 51. Входное дебетовое сальдо на начало отчетного периода плюс дебетовый оборот минус кредитовый оборот - так получают дебетовое выходное сальдо и записывают в регистре. Это четвертый уровень учета, когда проводки записаны общими суммами: сразу за месяц и по нескольким документам. После этого обороты и сальдо за отчетный месяц по счету 51 переносят из регистра в «Сводную сальдо - оборотную ведомость».
 
2.4 Виды расчетов и основная документация

2.4.1 Прием и выдача наличных денег с расчетного счета

 
Поступление и списание денежных средств с расчетных счетов могут производиться двумя способами:
?                  наличным;
?                  безналичным.
Одним из видов наличных расчетов является объявление на взнос наличными.
Прием и выдача денег с расчетного счета производятся банком на основании документов, утвержденных им же.
Предприятие имеет право реализовывать свою продукцию, работы, услуги, ненужные основные средства и другие ценности за наличный расчет, а также выполнять другие хозяйственные операции, в результате чего в кассе накапливаются излишние наличные деньги сверх норм оптимальной потребности. Для сдачи излишних наличных денег из кассы предприятия на хранение в банк на имя представителя предприятия выписывается расходный кассовый ордер, по которому деньги изымаются из кассы. В банке представитель предприятия получает у оператора банка и заполняет специальный бланк «Объявление на взнос наличными» в одном экземпляре, состоящем из трех частей, и представляет в банк.
Этот документ состоит из трех частей:
?                  объявления на взнос наличными, составляемого клиентом и остающегося в банке для бухгалтерского оформления поступивших денежных средств;
?                  квитанции, выписываемой банком для выдачи клиенту;
?                  ордера, прилагаемого к выписке банка, выдаваемой клиенту.
После проверки правильности заполнения объявления работником банка, наличные деньги сдаются непосредственно в приходную кассу банка. Верхняя часть объявления остается в банке, а представителю предприятия выдается квитанция с печатью банка, которая прикладывается потом к расходному кассовому ордеру вместо отчета о направлении расхода. Третья часть возвращается на предприятие вместе с выпиской банка за тот день, когда будет зачислена на расчетный счет поступившая сумма.
Образец объявления на взнос наличными можно увидеть в приложении3.
При этом бухгалтерией предприятия осуществляется проводка:
Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 50 «Касса».
Следующим видом наличных расчетов является денежный чек.
Для получения денег из банка предприятие должно иметь чековую книжку, которую оно получает в банке по заявлению специальной формы. В заявлении указывается полностью фамилия, имя и отчество кассира и дается образец его подписи. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия. После проверки правильности составления заявления в бухгалтерии банка оно передается в расходную кассу банка, где кассир под расписку на заявлении получает чековую книжку на 25 или 50 чеков. Если чековая книжка не получена в течение 30 дней, то она аннулируется.
Предприятие получает наличные деньги из банка через кассира, либо другое уполномоченное лицо по денежному чеку, выписанному на его имя. При планировании получения большой суммы кассир должен подать накануне в банк заявку на требуемую сумму. В день получения бухгалтер заполняет все реквизиты одного чека и корешок к нему и под роспись в корешке выдает чек кассиру. Чеки действительны в течение 10 дней со дня их выписки, не считая день выписки, без исправления даты. Чек представляется в банк. Работник банка проверяет правильность заполнения чека, отрывает от чека и передает представителю предприятия контрольную марку, по которой выдают деньги из кассы банка. На каждую полученную в банке сумму в бухгалтерии выписывается приходный кассовый ордер на имя получателя денег с указанием номера чека. Квитанция приходного ордера прикладывается к выписке банка, а сам приходный ордер - к кассовому отчету.
При этом осуществляется следующая проводка:
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетные счета».
Чеки бывают именные и предъявительские.
В именном чеке после слова «Заплатите» указываются фамилия, имя, отчество получателя, и для получения денег необходимо предъявление паспорта.
В предъявительском чеке фамилия, имя, отчество получателя не указываются (в настоящее время они почти не применяются).
На лицевой стороне чека, кроме даты его выписки, указывается сумма цифрами и прописью, ставится оттиск печати чекодателя и подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
На обратной стороне чека указывается, на какие цели чекодатель получает деньги, что также подтверждается подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Порядок заполнения и пользования денежными чеками следующий:
а)               чек и корешок чека заполняются только чернилами от руки или шариковой ручкой;
б)               в реквизите «Сумма цифрами» свободные места впереди и после суммы рублей должны быть обязательно прочеркнуты двумя линиями;
в)               после слова «Заплатите» вписываются чернилами:
1)                 на предъявительском чеке: слово «предъявителю»;
2)                 на именном чеке: фамилия, имя, отчество лица, на имя которого выписан чек.
г)               сумма прописью должна начинаться обязательно с заглавной буквы в самом начале строки. Слово «рублей» должно указываться вслед за суммой прописью без оставления свободного места;
д)               чек подписывается чекодателем обязательно чернилами;
е)               подписание чека до заполнения всех его реквизитов категорически запрещается;
ж)               никакие поправки в тексте чека не допускаются;
и)               при представлении владельцем счета специальной справки о том, что организации не разрешено иметь печать, чек принимается без скрепления его оттиском печати;
к)               подпись на обратной стороне чека в получении денег отбирается банком только на именном чеке;
л)               корешки оплаченных и испорченных чеков, а также испорченные чеки чекодатель обязан хранить не менее трех лет;
м)               одновременно с составлением чека должны быть заполнены все реквизиты корешка чека;
н)               при закрытии счета его владелец обязан представить в банк заявление и приложить к нему чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками и корешками, в которых указываются номера чеков.
Деньги, полученные по чеку с расчетного счета, должны быть оприходованы в кассе путем выписки приходного кассового ордера.
Образец денежного чека представлен в приложении 4.
 

2.4.2 Безналичные расчеты

 
Основной частью денежного оборота является безналичный оборот, в котором движение денег происходит в виде перечисления денег по счетам в кредитных учреждениях. Безналичным путем осуществляется оплата за реализацию продукции, услуг, работ, бюджетные операции, получение и возврат банковских кредитов, выплата денежных доходов населения. Участниками безналичных отношений являются предприятия и объединения (акционерные общества, банки и финансовые органы, некоммерческие организации).
Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые путем перечисления сумм со счета плательщика на счет получателя. Безналичные расчеты являются формой денежного обращения, в которой движение наличных денег заменено банковскими операциями путем отнесения сумм со счета покупателя и зачисления их насчет поставщика.
Безналичные расчеты подразделяются на одногородние (местные) и иногородние.
Одногородние (местные) расчеты — это расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или разными учреждениями банка, находящимися в одном населенном пункте.
Иногородние расчеты — это расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, расположенными в разных населенных пунктах.
Однако не следует увязывать безналичные расчеты только с банковскими операциями. В денежном обороте могут иметь место взаимные расчеты (по сальдо встречных требований между предприятиями или вексельный оборот). Такие расчеты обычно осуществляются вне банков.
В настоящее время используются разные формы безналичных расчетов, при которых применяются различные банковские расчетные документы:
?                  платежные поручения;
?                  платежные требования;
?                  платежные требования — поручения;
?                  аккредитивы;
?                  расчетные чеки и др.
Банки не вправе отказывать клиентам в приеме платежных требований. Все расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от их суммы.
Рассмотрим основные формы безналичных расчетов.
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денег с его счета и зачисление их на счет получателя.
Оно применяется в основном по нетоварным операциям, для перечисления в бюджет налогов, удержанных из оплаты труда работников, для оплаты счетов организаций связи за услуги, для расчетов с органами имущественного, социального и медицинского страхования и в других случаях.
Расчеты с помощью платежных поручений осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, которые могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
Срочный платеж совершается в следующих вариантах:
а)               авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара или предоставления (оказания) услуг;
б)               после отгрузки товара или оказания услуг, т. е. путем прямого акцепта товара или выполненных услуг (работ);
в)               частичные платежи при крупных сделках.
Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Они, как и другие банковские документы, заполняются на компьютере или пишущей машинке без исправлений и подчисток, печатаются на бланке формы 0401060 в количестве от 3 до 5 экземпляров в зависимости от того, в каком банке находится расчетный счет. При оформлении платежного поручения следует правильно указывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит скорость и точность перечисления сумм по назначению). При заполнении поручения в реквизитах плательщика и получателя перед их наименованиями обязательно должны указываться идентификационные номера налогоплательщиков. Идентификационные номера налогоплательщиков не указываются в тех случаях, когда получателями или плательщиками являются учреждения Центрального Банка России, нерезиденты.
При расчетах платежными поручениями в нижней части бланка необходимо четко указывать назначение платежа. В каждом конкретном случае нужно писать «Предоплата» или «Товар получен». При этом следует указывать: за что, по какому документу, от какого числа. Еще ниже ставятся подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия. Работник банка принимает платежное поручение к исполнению, проверяет правильность заполнения, ставит штамп на все экземпляры, а последний возвращает бухгалтеру для отражения данной операции на предприятии по счету 51.
При расчетах платежными поручениями расчеты у поставщиков отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 45 «Товары отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» и др. Покупатель использует счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета» и др.
Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.
При расчетах платежными поручениями документооборот существенно сокращается. В то же время эта форма расчетов не гарантирует поставщику своевременного платежа.
Образец платежного поручения предоставлен в приложении 5.
При равномерных и постоянных поставках расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием платежных поручений, а также других расчетных банковских документов.
При этой форме расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, отпуску товаров или оказанию услуг, а путем периодического перечисления денежных средств в сроки и в размерах, заранее согласованных сторонами. Плановые платежи применяются как при одногородних, так и при иногородних расчетах и могут производиться платежными поручениями, платежными требованиями, переводами или расчетными чеками. Суммы каждого планового платежа устанавливаются сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из периодичности платежей и объема закупок (поставок) продукции, товаров или оказания услуг. Перерасчеты производятся в порядке, обусловленном в соглашении (договоре).
Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения-требования), так и плательщиком (поручения, чеки). Стороны периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняют один раз в 5, 10 или 15 дней, но не реже чем через 30 дней.
Расчеты в порядке плановых платежей позволяют значительно уменьшить объем учетной и финансовой работы, поскольку отпадает необходимость контроля за оплатой каждого отдельного платежного документа.
Расчеты в порядке плановых платежей покупатели отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», поставщики - на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
На стоимость отпущенной продукции по оптовым ценам поставщик делает следующую бухгалтерскую запись:
Дебет 62 Кредит 90 субсчет 1 «Выручка».
Фактическую себестоимость реализованной продукции списывают следующей проводкой:
Дебет 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 43.
Выручку, поступившую в порядке плановых платежей, оформляют следующей записью:
Дебет 51 или других счетов Кредит 62.
Платежные требования используются организациями для расчетов за продукцию и услуги, расчетов с бюджетом, органами социального страхования и др. Их можно применять в одногородних и иногородних расчетах.
Платежное требование представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.
Платежное требование передается в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Вместе с тем оно может выписываться и для предварительной оплаты счетов поставщиков.
Под предварительной оплатой понимают оплату товаров или оказанных услуг, готовых к отгрузке (оказанию), получателем немедленно после получения платежа и отгружаемых (оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа.
Платежные требования оформляют, как правило, на сумму не менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичному расчету.
Платежи менее этой суммы осуществляют обычно почтовыми переводами. Не ограничивается сумма переводов на имя отдельных граждан причитающихся лично им средств на имя других организаций, где нет кредитных учреждений.
При расчетах платежными требованиями операции по расчету у поставщиков и покупателей отражают на счетах бухгалтерского учета таким же образом, как и при расчетах, платежными поручениями.
Образец платежного требования приведен в приложении 6.
Платежное требование-поручение представляет собой письменное требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и транспортно-отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции выполненных работ или оказанных услуг.
Поставщик, выписав платежное требование-поручение вместе с транспортно-отгрузочными документами (три экземпляра), направляет их в банк покупателя. Банк покупателя, получив документы, передает плательщику платежные требования-поручения, оставляя транспортно-отгрузочные документы в картотеке № 1 плательщика.
Плательщик обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.
При согласии полностью или частично произвести оплату руководитель и главный бухгалтер организации-плательщика подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.
Допускается передача платежного требования-поручения поставщиком непосредственно покупателю (плательщику). Плательщик (руководитель и главный бухгалтер) подписывает все экземпляры платежного требования-поручения, ставит оттиск печати и передает в свое отделение банка для оплаты, указывая сумму прописью,
При необходимости телеграфного авизования платежа поставщиком на всех экземплярах требования-поручения проставляется надпись “Платеж перевести телеграфом”. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней после получения документов. Оплаченное платежное требование-поручение банк плательщика отправляет в банк, обслуживающий поставщика.
Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).
Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены.
При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает его представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других подобных счетов.
Образец заполнения чековой карточки представлен в приложении 7.
 
2.5 Порядок открытия и закрытия расчетного счета
 
Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение соответствующего договора и представление всех установленных документов. Образец договора представлен в приложении Ж.
Раньше же счет открывался по разрешительной надписи уполномоченного должностного лица банка на заявлении на открытие считаю. Образец данного заявления показан в приложении 9.
Клиенту может быть отказано в открытии счета, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. При открытии счета должностные лица банка проводят идентификацию клиента, а также проверяют наличие у клиента дееспособности.
Требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей установлены Положением ЦБ РФ от 19.08.2004 № 262-П.
Банк обязан идентифицировать не только своего клиента, но и установить и идентифицировать выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.
В банке должна быть разработана и утверждена руководителем программа идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей. Программа идентификации предусматривает сбор и фиксирование сведений о клиенте, его деятельности, операциях, которые клиент осуществляет через банк, и т.п., а также установление и сбор сведений о выгодоприобретателе.
Требование по идентификации считается выполненным, если банк может на основании соответствующих документов и сведений подтвердить, что предприняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.
Банки обязаны располагать копиями документов, удостоверяющих личность идентифицируемого банком лица, или личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу, документировать сведения, устанавливаемые банком при открытии банковских счетов, а также систематически обновлять информацию о клиентах и выгодоприобретателях .
Рассмотрим документы, необходимые для открытия банковского счета.
Во-первых, для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в банк представляются оригиналы документов или их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством, то есть нотариально удостоверенные либо удостоверенные органом, выдавшим документ.
Для открытия расчетного счета юридическому лицу - резиденту в банк представляются:
а)               свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
б)               свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
в)               учредительные документы юридического лица;
г)               лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу;
д)               карточка с образцами подписей и оттиска печати;
е)               документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
ж)               документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
и)               договор банковского счета, заполненный и подписанный руководителем, заверенный печатью юридического лица (бланк выдается в банке);
к)               анкета клиента (бланк выдается в банке);
л)               доверенность на право получения и представления финансовых документов (на лиц, не значащихся в карточке) заполненная и подписанная руководителем и главным бухгалтером юридического лица, заверенная печатью (бланк выдается в банке).
Во-вторых, документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, документы, представляемые при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), должны быть легализованы.
В-третьих, при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) клиент обязан представить все документы, содержащие достоверные сведения и необходимые для открытия соответствующего счета.
Клиент обязан представить и иные документы в случаях, когда законодательством РФ открытие банковского счета, счета по вкладу (депозиту) обусловлено наличием документов, не указанных в Инструкции.
Счет является открытым с момента внесения записи в Книгу регистрации открытых счетов. Внести запись об открытии счета банк должен не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.
Одним из обязательных документов, представляемых для открытия счета, является карточка с образцами подписей и оттиска печати. Теперь карточка с образцами подписей и оттиска печати оформляется и физическими лицами при открытии текущих счетов, счетов по вкладам. Образец карточки с образцами подписей и оттиском печати представлен в приложении 10.
Клиентом представляется новая карточка в случаях:
?                  замены или дополнения хотя бы одной подписи;
?                  замены (утери) печати;
?                  изменения фамилии, имени, отчества указанного в карточке лица;
?                  изменения реквизитов, позволяющих идентифицировать клиента;
?                  досрочного прекращения или приостановления полномочий органов управления клиента в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Карточка действует до прекращения договора банковского счета, закрытия счета по вкладу (депозиту) либо до ее замены новой карточкой.
Во избежание штрафных санкций в течение семи дней со дня открытия расчетного счета, юридическому лицу необходимо уведомить налоговый орган сообщением об открытии счета. Образец сообщения можно увидеть в приложении 11.
Сообщение об открытии расчетного счета подается в территориальную ИФНС непосредственно руководителем юридического лица или уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности либо направляется по почте заказным (ценным) письмом с описью вложения.
После сдачи в банк необходимых документов, включая карточки с образцами подписей директора и главного бухгалтера между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, как правило, оговариваются: стоимость открытия счета, стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, стоимость наличного обращения, проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах. Банк присваивает расчетному счету предприятия специфический серийно-порядковый номер.
Если в течении трех месяцев после открытия на счете не было движения, то он закрывается.
Основанием для закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является прекращение договора банковского счета, счета по вкладу (депозиту).
После прекращения договора банковского счета наступают следующие правовые последствия:
?                  приходные и расходные операции по счету клиента не осуществляются;
?                  денежные средства, поступившие клиенту, возвращаются отправителю;
?                  до истечения семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента остаток денежных средств по счету выдается клиенту либо по его указанию перечисляется платежным поручением банка;
?                  у клиента возникает обязанность сдать в банк неиспользованные денежные чековые книжки с оставшимися неиспользованными денежными чеками и корешками в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Образец заявления клиента о закрытии расчетного счета представлен в приложении 12.
Закрытие банковского счета осуществляется внесением записи о закрытии соответствующего банковского счета в Книгу регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора, если законодательством РФ не установлено иное.
Наличие неисполненных расчетных документов не препятствует прекращению договора банковского счета и исключению банковского счета из Книги регистрации открытых счетов.
Исключение счета по вкладу (депозиту) из Книги регистрации открытых счетов осуществляется банком в день возникновения нулевого остатка на счете вклада (депозита), если иное не установлено договором вклада (депозита).
 
2.6 Сущность кассовых операций
 
Организация наличного денежного обращения в стране осуществляется согласно Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (утв. Приказом Банка России от 05.01.98 г. № 14-п).
Свободные денежные средства организация должна хранить в банке. На текущие нужды она хранит денежную наличность в кассе в пределах лимита, согласованного с банком.
Сверх лимита деньги могут быть в кассе не свыше 3 рабочих дней (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - до 5 рабочих дней), включая день получения денег в банке, предназначенных для погашения обязательств по заработной плате, пособия по социальному страхованию и стипендий.
К помещению, в котором осуществляются кассовые операции, предъявляются особые требования  с целью обеспечения сохранности денежных средств. Оно должно быть специально оборудовано, оснащено охранной сигнализацией, а при необходимости подключено к вневедомственной охране.
Соблюдение этих условий позволяет четко реализовать основную задачу, поставленную перед учетом денежных средств: обеспечить сохранность их, а также денежных документов, своевременность расчетов в наличной денежной форме на тех направлениях деятельности конкретной организации, которые она вправе осуществлять в рамках действующего законодательства.
Учет денежных средств в кассе организация осуществляет в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета директоров ЦБР 22.09.93 г. №40).
Кассовые операции возложены на кассира, с которым работодатель заключает договор о полной материальной ответственности после принятия его на работу.
Первичными документами по движению кассовой наличности являются:
- приходный кассовый ордер (ф. № КО-1);
- расходный кассовый ордер (ф. № КО-2).
Приходный кассовый ордер (ф. № КО-1) состоит из двух частей: непосредственно приходного кассового ордера и квитанции к нему.
Первая часть в дальнейшем служит основанием для составления отчета кассиром.
Квитанция передается лицу, внесшему денежные средства в кассу. Она также, как приходный кассовый ордер, должна быть подписана кассиром и главным бухгалтером или лицом, имеющим на это право второй подписи, заверена печатью (штампом) организации и зарегистрирована в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. № КО-3).
Расходный кассовый ордер, кроме того, должен быть подписан и руководителем фирмы, поскольку он является распорядителем использования ее денежных средств и несет за это персональную ответственность.
Однако при наличии его разрешительной надписи в документах (заявлениях, счетах и пр.), прилагаемых к расходным кассовым ордерам, подпись руководителя в таких случаях на этих кассовых ордерах необязательна.
Основное же направление расходования денежных средств из кассы – это выдача заработной платы персоналу фирмы. Данная процедура осуществляется по платежным и расчетно-платежным ведомостям. Если за работника получает другое лицо, то кассир перед распиской в указанных документах делает запись «По доверенности». Сама доверенность прилагается к платежной или расчетно-платежной ведомости. Такой же порядок действует при выдаче заработной платы по расходному кассовому ордеру, в котором только указываются фамилию, имя и отчество лица, которому доверено получение денег.
Исполненные приходные и расходные кассовые ордера погашаются штампом «Получено» или «Оплачено» с указанием даты.
Приходные и расходные кассовые ордера вместе с оправдательными первичными документами служат основанием для заполнения кассовой книги (ф. № КО-4).
Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована, последняя страница заверена печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера.
Каждый лист кассовой книги состоит из двух частей, из которых первая часть (с горизонтальной линовкой) остается в кассе. А вторая (без горизонтальной линовкой) является непосредственно отчетом кассира и вместе с оправдательными документами к нему сдается в бухгалтерию в сроки, предусмотренные графиком документооборота. При этом бухгалтер организации расписывается в первой части, являющейся, по сути, первым экземпляром, с указанием количества приходных и расходных документов. Оба экземпляра нумеруются одинаковыми номерами.
Независимо от способа заполнения приходных и расходных кассовых ордеров никакие подчистки, исправления или помарки, хотя бы и оговоренные в установленном порядке, не допускаются.
Контроль за полнотой и правильностью ведения кассовых операций осуществляет главный бухгалтер организации, поскольку в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» на него возложена ответственность за ведение бухгалтерского учета на предприятии.
 
2.7 Синтетический учет кассовых операций
 
Синтетический учет кассовых операций ведется на счете 50 «Касса», к которому могут быть открыты следующие субсчета:
-  50-1 «Касса организации»;
-  50-2 «Операционная касса»;
-  50-3 «Денежные документы».
На  субсчете 1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывают субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валютой.
На  субсчете 2 «Операционная касса» учитываются наличие и движение денежные средства в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.
На  субсчете 3 «Денежные документы»  учитываются находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.
Приход наличных денег в кассу отражается по дебету счета 50 «Касса» на основании приходного кассового ордера (ф. № КО-1). Примеры типовых проводок приведены в таблице 2.
Таблица 2.

Содержание операции
Корреспондирующие счета
Дебит
Кредит
1
Сданы наличные деньги из операционной в основную кассу организации
50
50
2
Поступление наличных денежных средств в кассу с расчетного счета из банковского учреждения на выдачу заработной платы, пособий премий и другие цели
50
51
3
Оприходование наличных денежных средств в кассу с валютного счета из банковского учреждения
50
52
4
Оприходование наличных денежных средств в кассу со специальных счетов в банке
50
55
5
Поступление денежных средств (переводов) в кассу организации, до этого находящихся в пути и не зачисленных по назначению
50
57
6
Возврат поставщиком в кассу излишне уплаченных ему денежных средств, возврат аванса под предстоящую поставку материальных ценностей (работ, услуг)
50
60
7
Поступили в кассу суммы от покупателей и заказчиков, либо поступление аванса за предстоящую поставку готовой продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг
50
62
8
Оприходование наличных денежных средств, полученных по договору краткосрочного кредита (займа)
50
66
9
Оприходование наличных денежных средств, полученных по договору долгосрочного кредита (займа)
50
67
10
Возврат в кассу излишне выплаченных сумм оплаты труда, сумм доходов от участия в предприятии
50
70
11
Отражены неиспользованные денежные средства, ранее выданные под отчет, возвращены в кассу
50
71
12
Отражены суммы погашенного наличными материального ущерба, причиненного работникам в результате недостач, хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба
50
73-2
13
Поступление в кассу наличных денежных средств в погашение задолженности работников-заемщиков по предоставленных им займам (на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и т. д.) 
50
73-1
14
Оприходование наличных денежных средств, внесенных в качестве вклада в уставный капитал
50
75-1
15
Поступление в кассу страхового возмещения от страховой организации
50
76-1
16
Поступление в кассу денежных средств по признанной (присужденной) претензии
50
76-2
17
Получены в кассу денежные средства в счет причитающихся дивидендов (доходов) от участия в других организациях или по договору о совместной деятельности
50
76-3
18
Поступление в кассу филиала, представительства, отделения или другого структурного подразделения, выделенного на отдельный баланс организации, денежных средств, внесенных этой организацией
50
79-2
19
Получены наличные денежные средства в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом (в учете учредителя управления)
50
79-3
20
Получены наличные денежные средства в доверительное управление (на отдельном балансе доверительного управления)
50
79-3
21
Получены наличные денежные средства в качестве вклада по договору о совместной деятельности (на отдельном балансе совместной деятельности)
50
80
22
Поступление в кассу средств целевого финансирования
50
86
23
Поступили наличные денежные средства за продукцию (товары, работ, услуги)
50
90-1
24
Поступили наличные денежные средства от продажи прочего имущества организации, а также прочие доходы
50
91-1
25
Положительная курсовая разница по наличной иностранной валюте включена в состав прочих доходов
50
91-1
26
Поступление в кассу денежных средств – платежей в счет доходов будущих периодов:
- арендная и квартирная плата;
- плата за коммунальные услуги;
- выручка за грузовые перевозки, за перевозки пассажиров по месячным и квартальным билетам;
- абонементная плата за пользование средствами связи и др.
50
98-1
27
Оприходование наличных денежных средств, полученных безвозмездно
50
98-2
 
Расход наличных из кассы отражается по кредиту счета 50 «Касса» на основании расходного кассового ордера (ф. № КО-2).
Примеры типовых проводок приведены в таблице 3.
Таблица 3

Содержание операции
Корреспондирующие счета
Дебит
Кредит
1
Внесены из кассы денежные средства для зачисления на расчетный счет
51
50
2
Внесены из кассы денежные средства в иностранной валюте для зачисления на валютный счет
52
50
3
Внесены наличные денежные средства из кассы  на специальный счет в банке
55
50
4
Внесены из кассы денежные средства с целью зачисления на расчетный счет, другие счета, но еще не зачисленные по назначению
57
50
5
Приобретены акции за наличные денежные средства
58-1
50
6
Приобретены долговые ценные бумаги за наличные денежные средства
58-2
50
7
Выданы из кассы денежные средства по договору о займе сторонней организации (лицу)
58-3
50
8
Внесен вклад по договору простого товарищества наличными денежными средствами
58-4
50
9
Оплачены (доплачены) из кассы счета поставщиков и подрядчиков (в случаях изменения цен, тарифов и т. д.)
60
50
10
Выплачены из кассы суммы авансов поставщиком и подрядчиком под поставку материальных ценностей, выполнение работ (услуг), принимаемых (оплачиваемых) по частичной готовности
60
50
11
Выплачены из кассы суммы по перерасчетам с покупателями и заказчиками
62
50
12
Выплачены из кассы суммы по перерасчетам по авансам, полученным от покупателей и заказчиков под поставку материальных ценностей, выполнение работ (услуг) либо по оплате продукции, работ (услуг), оплачиваемых заказчиком по  частичной готовности
62
50
13
Выданы из кассы денежные средства  в погашение краткосрочного кредита (займа) и процентов по нему
66
50
14
Уплачены из кассы налоги и сборы в бюджет
68
50
15
Уплачен из кассы ЕСН
69
50
16
Выплачена заработная плата (дивиденды) работникам
70
50
17
Наличные денежные средства выданы под отчет
71
50
18
Наличные денежные средства предоставлены работнику в виде займа
73-1
50
19
Выплачены из кассы дивиденды (доходы) учредителю (участнику) организации
75-2
50
20
Выплачена работникам депонированная заработная плата
76-4
50
21
Наличные денежные средства переданы филиалу, выделенному на отдельный баланс
79-2
50
22
Выплачен наличными доход по договору доверительного управления имуществом (на отдельном балансе доверительного управления)
79-3
50
23
Переданы участнику простого товарищества наличные денежные средства при прекращении договора о совместной деятельности (на отдельном балансе совместной деятельности)
80
50
24
Оплачены наличными денежными средствами собственные акции, выкупленные у акционеров
81
50
25
Отрицательная курсовая разница по наличной иностранной валюте включена в состав прочих расходов
91-2
50
26
Отражена недостача наличных денег в кассе организации (при инвентаризации или ревизии кассы)
94
50
27
Списаны убытки в связи с чрезвычайными обстоятельствами, утраченные наличными деньги и денежные документы
99
 
50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Практическая часть
«Маштекс»
Главная книга
Период: Декабрь 2008 г.
 
Главная книга. Счет 01 «Основные средства»
 
С кредита счета 08
Оборот по кредиту
Сальдо дебет
Сальдо кредит
Итого
492000,00
1101800,00
7667200,00
 
 
Главная книга. Счет 02 «Амортизация основных средств»
 
С кредита счета 58
Оборот по кредиту
Сальдо дебет
Сальдо кредит
Итого
70000,00
47300,00
 
232271,00
 
Главная книга. Счет 04 «Нематериальные активы»
 
С кредита счета 08
Оборот по кредиту
Сальдо дебет
Сальдо кредит
Итого
401500,00
 
791500,00
 
 
Главная книга. Счет 05 «Амортизация нематериальных активов»
 
Оборот по кредиту
Сальдо дебет
Сальдо кредит
Итого
2333,00
 
44327,00
 
Главная книга. Счет 07 «Оборудование к установке»
 
Оборот по кредиту
Сальдо дебет
Сальдо кредит
Итого
42000,00
 
 
 
Главная книга. Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
 
С кредита счета 07
Оборот по кредиту
Сальдо дебет
Сальдо кредит
Итого
42000,00
893500,00
1896000,00
 
 
Главная книга. Счет 10 «Материалы»

и т.д.................


 
С кредита счета 15
Оборот по кредиту
Сальдо дебет
Сальдо кредит
Итого
3960000,00

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.