На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Учет и анализ расчетов с дебиторами и кредиторами

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?80
 
 
Введение
В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия и организации вступают в различные виды отношений с третьими лицами, заключают и осуществляют различные виды сделок, выполняют обязанности, предусмотренные существующим законодательством. В результате у предприятия появляются обязательства, которые подлежат исполнению, и эти обязательства оценены в денежной форме. И наоборот, обязательства по отношению к налогоплательщику возникают у других лиц, Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за приобретенную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.) /16/.
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами /23/.
Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества - это долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации-должника.
В последнее время из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности. На это повлияли переход страны на рыночные отношения и принятие новых законодательных актов, которые увеличили значение договорных обязательств сторон, участвующих в сделке.
Важность темы определяется введением новых нормативных документов по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, по созданию резерва сомнительных долгов, использованием предприятиями не денежных форм расчетов и усложнением учета дебиторской и кредиторской задолженности. Неправильный бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами может привести к искажению бухгалтерской отчетности, поэтому тема бухгалтерский учет и анализ расчетов с дебиторами и кредиторами является актуальной.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы исследовать бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами.
              Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)     рассмотреть теоретическую базу по учету расчетов с дебиторами и кредиторами в РФ;
2)     исследовать учет расчетов с дебиторами и кредиторами на предприятии ГУП УХ 16/7;
3)     провести анализ расчетов с дебиторами и кредиторами на примере предприятия ГУП УХ 16/7.
Теоретической основой исследования являются нормативные акты, учебная литература российских авторов, материалы сайтов Интернета.
Методы исследования – метод двойной записи, математический метод, графический метод, метод сравнительного анализа.
Объектом исследования данной работы является государственное унитарное предприятие УХ 16/7. Период исследования 2005 и 2006 г.
 
 
 
 
 
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с дебиторами и кредиторами
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженностей
Дебиторская и кредиторская задолженность – неизбежное следствие существующей системы расчетов между организациями, при которой всегда наблюдается разрыв во времени платежа и момента перехода права собственности на товар; предъявления платежных документов и их оплаты. Кроме того, практически любая организация в силу различных, в том числе не зависящих от нее, причин может испытывать временный недостаток денежных средств, но поставщики (продавцы) верят ей, согласны отпустить товар в долг и подождать с оплатой. Часто посредником в таких сделках выступает банк, который оплачивает счета покупателя с получением с него не только суммы долга, но и процента за предоставленный кредит /15/.
Продажа в кредит, отсрочка платежа, деловая жизнь организации при наличии постоянной дебиторской и кредиторской задолженности стали постоянным атрибутом нашего времени, хозяйственных отношений в условиях рынка, и в этом, в принципе, нет ничего плохого при условии, если соблюдена мера, если взаимные долги оправданы и сбалансированы, если ими разумно управлять.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.).
Таким образом, дебиторская задолженность - это элемент оборотного капитала, сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота. Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами /16/.
На рис. 1 показана классификация дебиторской задолженности по различным критериям.

 
Рис.1. Классификация дебиторской задолженности
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами /23/.
Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества - это долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации-должника.
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
В бухгалтерском балансе кредиторская задолженность делится по срокам ее погашения на две группы /17/:
1)     краткосрочная - задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты;
2)     долгосрочная - задолженность, которая должна быть погашена
более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
 
1.2 Законодательное регулирование расчетов с дебиторами и кредиторами
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету /16/.
Первый уровень (законодательная база бухгалтерского учета)- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129 – ФЗ от 21.11.96г, другие федеральные законы, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
Второй уровень – положении (стандарты) по бухгалтерскому учету;
Третий уровень (методологическая база бухгалтерского учета)– методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;
Четвертый уровень (организационно-распорядительные документы организации) –  документы конкретной организации, формирующие ее учетную политику (табл. 1).
 
Таблица 1
Система нормативно – правового регулирования бухгалтерского учета в РФ
Уровень регулирования
Источники регулирования
Документы, регулирующие учет
Область воздействия
Первый
Парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ
Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», Указы Президента и постановления Правительства РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ
Второй
Министерство финансов РФ, Центральный банк России и др. органы исполнительной власти
Положения по бухгалтерскому учету – система национальных стандартов
Регулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения
Третий
Министерство финансов РФ и др. органы исполнительной власти
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, инструкция по его применению, прочие методические рекомендации и указания.
Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризаций и т.д.
Четвертый
Управленческий персонал организации
Документы, регулирующие учетную политику организации.
Выбор форм и методов ведения учета и отчетности исходя из специфики деятельности организации, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников
 
1.3 Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам.
Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская – на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» /12/.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также выполняющие разные работы (капитальный, текущий ремонт основных средств и др.) и оказывающие различные виды услуг.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс /15/.
Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, электроэнергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.
Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги, отражаются на данном счете независимо от времени оплаты.
На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).             
Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг) /16/.
На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).
Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его приходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 и 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц.
Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица /1/.
Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 обособленно.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками. В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» /17/.
Порядок учета расчета с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.
Если за момент реализации продукции принимается момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости по Дебету 45 «Товары отгруженные» (с Кредита 43 «Готовая продукция»). По мере оплаты отгруженной продукции (Дебет 51, 52 и других счетов Кредит 90 «Продажи») ее списывают с кредита 45 в дебет 90. Одновременно начисляется НДС по реализованной продукции (Дебет 90 Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») /12/.
Если за момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность отражается по цене реализации продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счету могут быть открыты субсчета:
  1) «Расчеты в порядке инкассо»;
  2) «Расчеты плановыми платежами»;
  3) «Векселя полученные» и другие.
На субсчете 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документом за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.
На субсчете 62-2 «Расчеты плановыми платежами» учитывают расчеты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.
На субсчете 62-3 «Векселя полученные» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.
В соответствии с заключенными договорами предприятие может получать авансы на поставку материальных ценностей под выполнение работ или при оплате продукции и работ по частичной их готовности.
Для учета полученных от покупателя (заказчика) авансов (предварительной оплаты) используется субсчет счета 62 «Расчеты по авансам полученным».
Суммы, полученные предприятием авансом (предварительной оплаты), отражаются на счете 62 обособлено в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств (Дебет 51 Кредит 62 «Расчеты по авансам полученным») /16/.
Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных о задолженности, обеспеченной: векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.
Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачиваются предприятиями и физическими лицами.
Понятие налогов и сборов дано в ст. 8 Налогового кодекса РФ:
• под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований /2/;
• под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 — на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму налога на доходы физических лиц) и т.д.
По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» /15/.
Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в учете предприятий и организаций открывается отдельный субсчет.
К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:
68-1 «Расчеты по налогу на прибыль»;
68-2 «Расчеты по НДС»;
68-3 «Расчеты по налогу на имущество»;
68-4 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц».
Синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде, а аналитический учет - в учетных регистрах по видам налогов.
При продаже продукции или другого имущества исчисленная сумма налога отражается по дебету счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (при продаже «по отгрузке»). Погашение задолженности перед бюджетом по НДС отражается по дебету счета 68 и кредиту счетов учета денежных средств /16/.
Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. В РФ образованы внебюджетные фонды, которые являются составной частью финансовой системы России и созданы с целью обеспечения чрезвычайно важных для общества социальных расходов самостоятельными источниками покрытия.
Одним из основных источников формирования данных фондов является единый социальный налог, уплачиваемый работодателями. Единый социальный налог (ЕСН) установлен 24-й главой Налогового кодекса РФ /2/.
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет, и каждый фонд определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных налогоплательщиками самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (выплату пособий по временной нетрудоспособности, оплату стоимости путевок и т.д.).
Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала предприятия, а также в фонд занятости используется счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 могут быть открыты следующие субсчета /12/:
69-1 «Расчеты по социальному страхованию»
69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»
              69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»
Для учета сумм ЕСН, перечисляемых в федеральный бюджет, используется счет 68 субсчет «Расчеты по ЕСН».
Начисленные суммы в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования относят в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Дебет счета 20 «Основное производство»
Дебет других счетов производственных затрат (23, 25, 26 и др.)
Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчета 1, 2, 3.
Учет расчетов с персоналом по оплате труда. Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам, а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Этот счет как правило, пассивный.
К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:
70-1 «Расчеты с сотрудниками, состоящими в штате организации»;
70-2 «Расчеты с совместителями»;
70-3 «Расчеты по договорам гражданско-правового характера».
По кредиту счета отражают суммы начисленной оплаты труда, премий, пособий по временной нетрудоспособности. Основанием для начисления оплаты труда, премий, пособий и других выплат служат табели учета отработанного времени, наряды на сдельную работу, рапорты о выработке, листки о простоях, листки нетрудоспособности и т.д. Начисленные работникам организации суммы отражаются по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в дебет счетов: 08, 20, 23, 25, 26, 28, 44, 69, 96 /12/.
По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» учитываются выплаты работникам, сумма удержанного налога на доходы физических лиц, своевременно не возвращенные подотчетными лицами авансы, суммы за причиненный материальный ущерб, за брак, в погашение задолженности по выданным займам, по исполнительным документам в пользу различных юридических и физических лиц. Выплаты и удержания отражаются по дебету счета 70 в кредит счетов: 50, 51,68,71,73,76 /17/.
Для учета депонированных денежных средств применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам».
Депонированная сумма на оплату труда отражается в бухгалтерском учете до истечения срока исковой давности, составляющего три года. В течение данного срока работники, не получившие денег, имеют право потребовать их выплату. В этом случае выдача депонированной суммы осуществляется по расходному кассовому ордеру. По желанию работника депонированная сумма может быть перечислена на его личный счет (Дебет субсчета 76-4 Кредит счета 51 «Расчетный счет») либо выдана в натуральной форме (Дебет субсчета 76-4 Кредит субсчета 90-1 «Выручка от продаж», 91-1 «Прочие доходы») /16/.
По истечении указанного срока (три года) сумма невостребованной депонированной суммы подлежит зачислению в состав прибыли предприятия как прочие доходы и налогообложению в общеустановленном порядке.
Учет расчетов с подотчетными лицами. Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.
Подотчетные суммы учитывают на активном синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71 и кредиту счета 50 «Касса».
Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, списывают с кредита счета 71 в дебет счетов 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы» и других в зависимости от характера расходов. Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с подотчетных лиц в дебет счета 50 «Касса». Аналитический учет расходов с подотчетными лицами ведут по каждой авансовой выдаче /10/.
Не возвращенные подотчетными лицами суммы авансов списывают со счета 71 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Со счета 94 суммы авансов списывают в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» или 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (если они не могут быть удержаны из суммы оплаты труда работников).
Учет расчетов с персоналом по прочим операциям. Для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами и депонентами, используют синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета /12/:
                «Расчеты по предоставленным займам»;
                «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.
На субсчете 1 «Расчеты по предоставленным займам» учитывают расчеты с работниками по предоставленным им займам (на индивидуальное жилищное строительство, приобретение садового домика и др.).
Сумму предоставленного работнику займа отражают по дебету счета 73-1 с кредита счетов учета денежных средств (50, 51 и др.).
При погашении займа кредитуют счет 73 и дебетуют счета учета денежных средств (50, 51 и др.) или счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в зависимости от принятого порядка платежа.
При невозвращении работником выданного ему займа задолженность списывается с кредита счета 73-1 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если работник увольняется до момента полного погашения задолженности по полученному займу, сумму задолженности нужно перевести на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», так как счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» предназначен только для расчетов с работниками организации.
Дебет 76  Кредит 73
На субсчете 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитывают расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате хищений и недостач товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба /23/.
Суммы, подлежащие взысканию с работников организации, списывают в дебет счета 73-2 с кредита счетов 94 «Недостачи от потери и порчи ценностей», 98 «Доходы будущих периодов», 28 «Брак в производстве» и др. Взысканные с работников суммы удержаний относят в кредит счета 73-2 и дебет счетов 70 (на сумму удержаний из заработной платы), 91 (при отказе во взыскании ввиду необоснованного иска) и др.
Если работник увольняется до момента полного погашения задолженности по суммам нанесенного материального ущерба, на него оформляется исполнительная надпись, а сумма задолженности переводится на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» /16/.
Учет кредитов и займов.               Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указывают объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность предоставления соответствующих документов и т.п. /11/.
Для учета операции по получению и погашению кредитов и займов используют пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Полученные ссуды и займы отражают по кредиту счетов в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов, а погашенные ссуды и займы - по дебету счетов в корреспонденции со счетами денежных средств.
Начисленные проценты по полученным кредитам являются для заемщика в его операционными расходами и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счетов 66 и 67 /10, 11/.
При использовании заемных средств для предварительной оплаты, выдачи авансов и задатков, связанных с приобретением МПЗ, предстоящим выполнением работ и оказанием услуг, начисленные заемщиком проценты за использование заемных средств относятся на увеличение дебиторской задолженности и отражаются по дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счетов 66 и 67.
При поступлении МПЗ, выполнении работ и оказании услуг их стоимость увеличивается на сумму начисленной дебиторской задолженности (дебетуют счета 10,15 и др. и кредитуют счета 60 и 76).
Учет резервов по сомнительным долгам. В настоящее время организации обязаны создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации /16/.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, не погашенная в установленные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями.
Резервы сомнительных долгов создаются на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.
Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния организации-должника и оценки вероятности погашения ею долга.
На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 63 «Резервы но сомнительным долгам». Списание невостребованных долгов, признанных сомнительными, отражают по дебету счета 63 с кредита счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Списанные долги должны учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» /23/.
По окончании отчетного года суммы резервов сомнительных долгов, созданные в предыдущем отчетном году и не использованные в отчетном периоде, присоединяются к прибыли отчетного года и записываются в дебет счета 63 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, отражается в балансе в оценке нетто, т.е. за вычетом сумм указанных резервов. Вследствие этого в бухгалтерском балансе сумма резервов сомнительных долгов отдельно не отражается.
Учет расчетов с учредителями и акционерами. Все виды расчетов с учредителями (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и др.) по вкладам в уставный капитал организации, по выплате доходов и т.п. учитывают на счете 75 «Расчеты с учредителями» /12/.
К счету 75 могут быть открыты следующие субсчета:
                1) «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;
                2) «Расчеты по выплате доходов» и др.
При создании организации на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал дебетуют счет 75-1 и кредитуют счет 80 «Уставный капитал».
Фактически внесенные вклады учредителей отражают по дебету соответствующих материальных, денежных и других счетов (10, 15, 51, 50 и др.) и кредиту счета 75-1.
Основные средства и нематериальные активы при внесении их в качестве вкладов в уставный капитал организации предварительно отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» /16/.
При этом на стоимость внесенных активов составляют бухгалтерские записи:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Дебет счета 04 «Нематериальные активы»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Если акции акционерного общества реализуются по цене, превышающей их номинальную стоимость, сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью учитывается по кредиту счета 83 «Добавочный капитал» /15/.
На субсчете 2 «Расчеты по выплате доходов» счета 75 учитывают расчеты с учредителями по выплате им доходов, если они не являются работниками предприятия.
Начисление доходов от участия в организации отражают по кредиту счета 75-2 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Учет внутрихозяйственных расчетов. Бухгалтерский учет у юридических лиц, имеющих филиалы (представительства) или иные структурные подразделения, может осуществляться в различных формах в зависимости от назначения структурных подразделений, источников финансирования их расходов, структуры управления ими, территориального расположения и других особенностей.
Если филиалы, представительства и другие обособленные подразделения выделены на отдельный баланс, то для расчетов головной организации с обособленными подразделениями используют счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» /17/.
К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:
              1)  «Расчеты по выделенному имуществу»;
              2)   «Расчеты по текущим операциям»;
3)   «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» и др.
На субсчете 1 «Расчеты по выделенному имуществу» учитывают состояние расчетов с обособленными подразделениями организации, выделенными на самостоятельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам.
Переданное имущество списывают с кредита соответствующих счетов (01 «Основные средства», 10 «Материалы» и др.) в дебет счета 79-1.
Принятое имущество подразделения организации приходуют по дебету соответствующих счетов (01, 10 и др.) с кредита счета 79-1.
На субсчете 2 «Расчеты по текущим операциям» учитывают состояние всех прочих расчетов организации с подразделениями, выделенными на отдельные балансы, - по продаже продукции, передаче расходов по общеуправленческой деятельности, выплате заработной платы работникам подразделений и т.п.
Счет 79 является активным, поэтому отпущенные подразделениям материальные ценности списывают у организации с кредита материальных счетов (10 «Материалы», 43 «Готовая продукция» и др.) в дебет счета 79-2, а полученные от подразделений ценности приходуют по дебету материальных счетов с кредита счета 79-2. С использованием субсчета 2 счета 79 отражают остальные хозяйственные операции организации с подразделениями, выделенными на отдельные балансы /16/.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не отраженных на счетах 60-75, предназначен счет 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» /12/.
К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут открываться следующие субсчета:
76-1 Расчеты по имущественному и личному страхованию;
76-2 Расчеты по претензиям;
76-3 Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам;
76-4 Расчеты по депонированным суммам и др.
На субсчете 76-1 отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.
Исчисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета 76 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей. Перечисление сумм страховых платежей страховым организациям отражается по дебету счета 76 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. В дебет 76 счета списываются потери по страховым случаям (уничтожение и порча производственных запасов) с кредита счетов учета производственных запасов, основных средств и др. По дебету счета 76 отражается сумма страхового возмещения, причитающаяся по договору страхования работника организации в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
На субсчете 76-2 отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам.
Счет 76 кредитуется на суммы поступивших платежей, в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 76. Аналитический учет ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям /16/.
Субсчет 76-3 используется для расчетов по причитающимся организациям дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов и кредиту счета 76.
Субсчет 76-4 предназначен для учета расчетов с работниками предприятия по депонированным суммам
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателя), суммы оплаты труда, дохода от участия организации отражаются по кредиту счета 76, субсчет «Расчеты по депонированным суммам» в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
 
1.4 Списание дебиторской и кредиторской задолженности
Прежде чем приступить к списанию долга, следует подготовить документы, подтверждающие безнадежность дебиторской задолженности /15/.
Истечение срока исковой давности можно подтвердить:
?      документами на отгрузку продукции (товаров, работ, услуг) покупателю, не оплатившему полученные ценности;
?      платежными документами, подтверждающими дату оплаты аванса поставщику, который впоследствии не выполнил договорных обязательств по поставке;
?      актами сверки задолженности и т.д.
Чтобы списать дебиторскую задолженность, следует составить акт инвентаризации расчетов и приказ руководителя о списании задолженности.
Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета /16/.
В соответствии с п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности и другие долги, нереальные для взыскания, признаются прочими расходами /10/.
Списание дебиторской задолженности оформляется в бухгалтерском учете следующими записями:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 62, 76.
Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Организация должна учитывать списанные в убыток суммы дебиторской задолженности за бухгалтерским балансом в течение 5 лет: Счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» обобщает информацию о дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должника.
Одновременно со списанием с баланса дебиторской задолженности составляются проводки:
Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам»
Кредит 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму списываемых с баланса невостребованных долгов при принятом в учетной политике методе формирования резерва,
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму списываемых с баланса невостребованных долгов при принятом в учетной политике методе формирования резерва,
Дебет 50 «Касса» или Дебет 51 «Расчётный счёт»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму поступившей задолженности, ранее списанной с баланса.
Одновременно с забалансового счета задолженность списывается проводкой - Кредит 007.
Для целей исчисления НДС списание дебиторской задолженности (долга) приравнивается к его оплате, что предполагает необходимость перечисления в бюджет сумм начисленного налога за счет собственных средств фирмы /15/.
Кредиторскую задолженность нужно списывать после того, как истечет срок ее исковой давности. Для этого проводят инвентаризацию кредиторской задолженности и составляется акт, а руководитель предприятия издает приказ о списании долга.
Суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором этот срок истек. Эти суммы представляют собой прочий доход и подлежат включению в доход организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете /9/.
В бухгалтерском учете при этом делается проводка:
Дебет 60 (66, 67, 71, 76...)
Кредит 91-1 «Прочие доходы» - списана сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.
Одновременно списывается НДС по неоплаченным товарам, его следует включать в состав внереализационных расходов:
Дебет 91-2 «Прочие расходы»
Кредит 19  «Налог на добавленную стоимость»
Сумма НДС, входящая в состав списываемой кредиторской задолженности, отнесению на расчеты с бюджетом в форме вычета по НДС не подлежит в силу требований ст. 172 НК РФ, которой определено, что вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Одновременно суммы НДС не являются и доходом организации, поскольку доход представляет собой стоимость полученных материальных ценностей, учитываемых на счетах бухгалтерского учета, а НДС является косвенным налогом, предназначенным для изъятия в бюджет части добавленной стоимости произведенной продукции, и доходом организации являться не может.
Таким образом, суммы НДС, учтенные по дебету счета 19 и относящиеся к поставленным товарно-материальным ценностям, включаются в состав прочих расходов одновременно со списанием кредиторской задолженности /2/.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Организация учета расчетов с дебиторами и кредиторами на примере предприятия ГУП УХ 16/7
2.1 Краткая характеристика предприятия
Государственное унитарное предприятие УХ-16/7 создано в соответствии с приказом МВД СССР № 0287 от 29.08.86г.
Учредителем предприятия является УИН МЮ РФ (Управление исполнение наказаний Министерство юстиции Российской Федерации).
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, а также другие необходимые реквизиты.
ГУП УХ 16/7 осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами МВД России, а также настоящим Уставом.
Государственное унитарное предприятие ГУП УХ 16/7 действует на основании хозяйственного расчета, отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.10.1992 г. № 1192 предприятие приватизации не подлежит.
Предприятие от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, имеет  обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде.
Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам ГУП УХ 16/7, оно само отвечает по своим обязательствам своим имуществом  на которое может быть обращено взыскание.
Уставный капитал предприятия - 16 599 тыс. руб.
Численность работников составляет - 358 человека.
Адрес предприятия: 644029, г. Омск – 29.
Основными целями деятельности предприятия ГУП УХ 16/7 являются:
?      обеспечение трудовой занятости осужденных;
?      производство продукции, выполнение работ и оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
На ГУП УХ 16/7  осуществляются следующие виды деятельности:
?      производство сельхозмашин (культиваторов сплошной обработки почвы КПС-4) и запасных частей к ним;
?      производство товаров народного потребления;
?      другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.
Предприятие в своей структуре имеет следующие цеха и участки (рис 2).
 

 
Рис.2. Структура ГУП УХ 16/7
 
Имущество предприятия относится к федеральной собственности. Все имущество отражается в самостоятельном балансе и закреплено за ним на праве полного хозяйственного ведения, в соответствии с Договором о закреплении имущества.
Источниками формирования имущества, в том числе финансовых ресурсов являются:
o        прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;
o        амортизационные отчисления;
o        кредиты банков и других кредиторов;
o        капитальные вложения и дотации из бюджета;
o    имущество, переданное ГУП УХ 16/7 его собственником или уполномоченным им органом;
o        иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией (кроме изделий производимых для государственных нужд, органов внутренних дел и случаев, установленных законодательством Российской Федерации), полученной в результате хозяйственной деятельности прибылью оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Может образовывать за счет чистой прибыли резервный и другие фонды в размерах и порядке, допускаемых законодательством Российской Федерации.
ГУП УХ 16/7 строит свои отношения с другими предприятиями, организациями, гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, учитывая интересы потребителей, их требования к качеству продукции, работ, услуг и другие условия выполнения обязательств.
Государственное унитарное предприятие ГУП УХ 16/7 свободно в выборе предмета хозяйственных договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений с другими предприятиями и организациями, не противоречащих законодательству Российской Федерации, нормативно-правовым актам МВД России и настоящему Уставу.
Предприятие реализует продукцию, работы и услуги, оказываемые предприятиям и населению по сложившимся рыночным ценам и тарифам. Для достижения установленных целей имеет право самостоятельно:
- приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, временной финансовой помощи и получаемых для этих целей ссуд и кредитов в банках, в том числе в валюте;
- осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с требованиями законодательства;
- осуществлять материально-техническое обеспечение производства и объектов социальной сферы;
- осуществлять все виды коммерческих сделок путем заключения прямых договоров, а также через товарные биржи и другие посреднические организации;
- планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из необходимости обеспечения трудовой занятости осужденных и удовлетворения спроса потребителей на продукцию, работы и услуги;
- определить в установленном порядке размер средств, направляемых на оплату труда работников, производственное и социальное развитие.
Контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества, соблюдением Договора о закреплении имущества осуществляет Министерство внутренних дел и уполномоченные им территориальные органы.
Структура управления и структура бухгалтерии приведены на рисунке 3, 4.
 

Рис. 3  Структура управления ГУП УХ 16/7
Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом предприятия, Договоров о закреплении имущества и настоящим Уставом.
Руководство предприятием осуществляет начальник учреждения УХ-16/7.
Структура и источники финансирования аппарата управления определяются в порядке, установленном министерством внутренних дел Российской Федерации.
 

Рис.4. Структура бухгалтерии ГУП УХ 16/7
 
В табл. 2 приведена динамика основных экономических показателей,  по которым можно увидеть, результаты работы предприятия. После этого можно будет сделать выводы, в каком году предприятие работало лучше и  принимать необходимые меры для повышения экономических показателей.
 
 
Таблица 2
Динамика основных экономических показателей деятельности ГУП УХ 16/7              
Наименование показателя
2005 г.
2006 г.
Изменения
тыс. руб.
тыс. руб.
абс.
(+, -)
откл.
(%)
Выручка от продаж
22608
28850
6242
127,61
Себестоимость проданной продукции
21206
26007
4801
122,64
Прибыль от продаж
1402
2843
1441
202,78
Чистая прибыль
12280
4065
-8215
33,1
 
Составив и проанализировав таблицу можно сделать выводы:
- выручка от продаж увеличилась за счет увеличение продаж на 6 242 тыс. руб. или на 27,61 % и составила 28 850 тыс. руб.;
- себестоимость проданной продукции увеличилась на 4 801 тыс. руб. или на 22,64 % по отношению к предыдущему периоду;
- прибыль от продаж возросла на 1 441 тыс. руб. или 102,78 % и составила в отчетном году 2 843 тыс. руб.;
- чистая прибыль предприятия снизилась на 8 215 тыс. руб. или уменьшилась на 66,9 % и составила 4 065 тыс. руб. это произошло за счет снижение прочих доходов на 13 577 тыс. руб.
 
2.2 Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами на предприятии ГУП УХ 16/7
Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами на предприятии ГУП УХ 16/7 ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами», на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на активно-пассивном счете 62, дебетовое сальдо отражает задолженность покупателей и заказчиков (ООО СК «Декор», ЧП Авдеева и др.) перед предприятием ГУП УХ 16/7 за отгруженную продукцию, выполненные услуги, оплата по которым не поступила. Кредитовое сальдо отражает задолженность перед покупателями и заказчиками по авансовым платежам. Расчеты с покупателями организуются на основе договоров поставок продукции. Оплата за реализованную продукцию может осуществляться по мере отгрузки на основании платежного поручения, платежного требования-поручения, чека, а также составления приходного кассового ордера при наличных расчетах. Кроме того, за продукцию можно рассчитываться предварительными платежами. Оплата за продукцию и ее отгрузка осуществляются на основе счетов-фактур и приложенных к ним сопроводительных документов, заполнение которых закреплено договором поставок.
К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» открываются следующие субсчета:
o        62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками по основной деятельности»;
o        62-2 «Расчеты с покупателями и заказчиками по прочей деятельности»;
o        62-3 «Расчеты по авансам полученным».
Пример 1. Предприятию ГУП УХ 16/7 по договору купли продажи 21 января 2006 г. была зачислена на р/с предварительная оплата от покупателя ООО «Варкаагромаш» в сумме 236 тыс. руб. в том числе НДС 18 %. 25 февраля 2006 г. предприятие отгрузило готовую продукцию (ступица в сборе) на указанную сумму. При этом затраты по продаже готовой продукции составили: себестоимость – 150 тыс. руб., транспортные расходы не возмещенные покупателем – 1,5 тыс. руб. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи, которые представлены в табл. 3.  
                                                                      Таблица 3
Журнал хозяйственных операций             
Наименование операции
Дебет
Кредит
Сумма тыс. руб.
1
2
3
4
Предварительная оплата от покупателя
51
62-3
236
                                          Продолжение таблицы 3
1
2
3
4
Начислен НДС с аванса
62-3
68-3
36
Отгружена готовая продукция покупателю
62-1
90-1
236
Начислен НДС на продажу готовой продукции
90-3
68-3
36
Сторно. Восстановлена сумма НДС по предварительной оплате
62-3
68-3
36
Себестоимость готовой продукции
90-2
43
150
Транспортные расходы
90-2
44
1,5
Зачтена сумма предварительной оплаты в счет текущих платежей
62-3
62-1
236
Отражена прибыль от реализации ступице в сборе
90-9
99
48,5
                                         
Пример 2. 10 апреля 2006г. покупателю ООО НПО «Мостовик» было отгружено 2 тонны цемента на сумму 185 тыс. руб. в т.ч. НДС 18 %. Денежные средства поступили на р/с 28 апреля 2006 г. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи, которые представлены в табл. 4.  
                                                                                    Таблица 4
Журнал хозяйственных операций
Наименование операций
Дебет
Кредит
Сумма
тыс. руб.
Отгружен цемент покупателю
62-2
90-1
185
Начислен НДС
90-3
68-3
28
Списан цемент по себестоимости
90-2
43
120
Поступили средства в оплату задолженности от покупателя
51
62
185
Отражена прибыль от продажи цемента
90-9
99
37
 
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Подотчетные лица – это работники предприятия ГУП УХ 16/7, которым выданы из кассы наличные деньги с условием представления отчета об их использовании.
Подотчетное лицо обязано представить в бухгалтерию все документы, подтверждающие расход денежных сумм. Причем эти документы должны быть отражены и приложены к авансовым отчетам, которые служат основным первичным документом по расчетам с подотчетными лицами.
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по отношению к балансу активно-пассивный. По дебету его отражают выдачу денег под отчет, а по кредиту – использование их подотчетными лицами на различные цели. Также на счете 71 учитываются и командировочные расходы.
Направление работника в командировку осуществляется приказом начальника предприятия и оформляется выдачей командировочного удостоверения. При возврате из командировки командировочное удостоверение и все документы, подтверждающие фактические расходы, работник прилагает к авансовому отчету. Они являются основанием для принятия произведенных расходов бухгалтерией.
Пример 3. 13 июля 2006 г. менеджер отдела сбыта ГУП УХ 16/7 Иванов А.Н. был направлен в служебную командировку в г. Москва. Цель командировки – заключить договор о продаже партии готовой продукции ООО «Рассвет». Срок командировки – 7 дней (с 13.07.2006 г. по 20.07. 2006). Во время командировки Иванов А.Н. подписал договор от 19 июля 2006 г. № П-32/871 о продаже готовой продукции ООО «Рассвет». Перед командировкой Иванов А.Н. получил 6 500 руб. В командировке Иванов А.Н. приобрел расходные материалы для нужд предприятия стоимостью 500 руб. (в том числе НДС – 76 руб.). за время командировки Иванову полагаются суточные в сумме 100 руб.
К авансовому отчету Иванов приложил следующие документы, подтверждающие его расходы: железнодорожный билет Омск – Москва стоимостью 2 500 руб.; железнодорожный билет Москва – Омск стоимостью 2 500 руб.; счет-фактуру за проживание в гостинице и кассовый чек на сумму 700 руб.; накладную, счет-фактуру и кассовый чек на сумму 500 руб. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи, которые представлены в табл. 5.  
                                                                      Таблица 5
Журнал хозяйственных операций
Наименование операций
Дебет
Кредит
Сумма
(руб.)
Получен аванс из кассы
71
50
6500
Расходы на билет
26
71
4237
НДС
19-3
71
763
Расходы на проживание в гостинице
26
71
700
Расходы на приобретение материалов
10
71
424
НДС
19-3
71
76
Остаток неиспользованной подотчетной суммы сдан в кассу
50
71
300
 
Пример 4. Козлову В.А. была выдана в подотчет сумма на приобретение канцтоваров  1 000 руб. он купил в магазине канцтовары на сумму 980 руб. в т.ч. НДС 18 %, а остаток денежных средств (20 руб.) вернул в кассу. В бухгалтерском учете сделаны следующие записи, которые представлены в табл.6.
                                                                      Таблица 6
Журнал хозяйственных операций             
Наименование операции
Дебет
Кредит
Сумма
(руб.)
Отражена выдача денежных средств под отчет
71
50
1000
Оприходованы приобретенные через подотчетных лиц материальные ценности
10
71
831
Начислен НДС по приобретенным подотчетным лицом ТМЦ
19-3
71
149
Остаток неиспользованной подотчетной суммы сдан в кассу
50
71
20
 
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» активно-пассивный. Дебетовое сальдо отражает задолженность поставщиков и подрядчиков по суммам предварительных авансовых платежей.
Пример 5. Предприятие ГУП УХ 16/7 01 марта 2006г. произвело с р/с предварительную оплату поставщику ОАО «Омскметаллоторг» за трубы в сумме 260 тыс. руб. с учетом НДС 18 %. 25 марта 2006г. материалы были поставлены поставщиком, однако 30% полученных труб имели значительные дефекты. Данные трубы были возвращены поставщику и ему предъявлена претензия. В бухгалтерском учете предприятия были сделаны следующие записи, которые представлены в табл. 7.
                                                                      Таблица 7
Журнал хозяйственных операций
Наименование операций
Дебет
Кредит
Сумма
тыс. руб.
Предварительная оплата от ГУП УХ 16/7
60-2
51
260
Акцептован счет поставщика за трубы соответствующим условиям договора
10
60-1
154
Начислен НДС
19-3
60-1
28
Приняты на ответственное хранение материалы не соответствующие условию договора
002
 
78
Выставлена претензия поставщику
76-2
60
78
Материалы принятые на ответственное хранение отправлены поставщику
 
002
78
Зачтена предварительная оплата поставщику в счет текущих платежей
60-1
60-2
260
Возврат денег от поставщика
51
75
78
 
2.3. Бухгалтерский учет расчетов с кредиторами на предприятии ГУП УХ 16/7
Бухгалтерский учет кредиторской задолженности на предприятии ГУП УХ 16/7 ведется на: счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» активно-пассивный. Сальдо дебетовое или кредитовое в зависимости от состояния расчетов. Кредитовый остаток отражает задолженность поставщикам за оприходованные, но не оплаченные товарно-материальные ценности, и задолженность подрядчикам за выполненные, но не оплаченные работы, услуги. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступление груза, а при приемке на склад поступивших ТМЦ обнаружилась их недостача, были обнаружены несоответствия цен, выявлены дефекты и т.д. счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76-2 «Расчеты по претензиям». Дебетовое сальдо отражает задолженность поставщиков и подрядчиков по суммам предварительных авансовых платежей.
Учет расчетов с кредиторами ведется на основании: договора, счета, счет-фактуры, накладной, акта выполненных работ, книги покупок, акта сверки.
Аналитический учет по счету 60 ведется в журнале-ордере № 6 по каждому поставщику и подрядчику. Запись в журнале-ордере № 6 производится на основании предъявленных счетов от поставщиков.
Пример 6. Предприятием ГУП УХ 16/7 22 апреля 2007 г. была приобретена у поставщика ООО «Омсксибстрой» краска на сумму 27 тыс. руб. с учетом НДС 18 %. В бухгалтерском учете были сделаны записи, которые представлены в табл. 8.
                                                                      Таблица 8
Журнал хозяйственных операций
Наименование операций
Дебет
Кредит
Сумма
тыс. руб.
Оприходована приобретенная краска
10-1
60
27
Отражена сумма НДС
19-3
60
4
Приобретенные материалы оплачены с расчетного счета
60
51
27
 
Пример 7. Предприятие ГУП УХ 16/7 10 августа 2006г. произвело предварительную оплату поставщику ОАО «Омскметаллоторг» за листы в сумме 140 тыс. руб. с учетом НДС 18 %. 20 августа 2006г. материалы были поставлены поставщиком, однако 10 % полученных листов имели значительные дефекты. Данные листы были возвращены ОАО «Омскметаллоторг» и была. предъявлена претензия. В бухгалтерском учете предприятия были сделаны следующие записи, которые представлены в табл. 9.
                                                                      Таблица 9
Журнал хозяйственных операций

и т.д.................


Наименование операций
Дебет
Кредит
Сумма
тыс. руб.
Предварительная оплата от ГУП УХ 16/7
60-2
51
140
Акцептован счет поставщика за трубы соответствующим условиям договора
10
60-1
107
Начислен НДС
19-3
60-1

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.