На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес в национальной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?31
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 
 
«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
(«ТГАМЭУП»)
 
 
 
 
 
 
 
Кафедра экономики и  МХС
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
По дисциплине:  «Экономическая теория»
на тему: «Малый бизнес в национальной экономике»
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
Студентка  I курса
ФУ 581 группы
Быбина П.П.
 
Проверила:
Асс. Карюкина Ю.В.
 
 
 
 
 
Тюмень, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
 
ГЛАВА 1.  МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1   . Малый бизнес. Его понятие и сущность…………………………………......7
1.2   . Место и роль малого бизнеса в предпринимательстве…………………......11
1.3   . Условия и факторы развития малого бизнеса, его критерии…………...….14
 
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ……………….....19
2.2.  Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в РФ…………......31
 
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ
3.1. Проблемы существования малого предприятия………………………….….34
3.2. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса…………………….43
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......47
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….50
 
 
 
 
 
 
                                              
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких  собственников, которые в силу своей массовости в значительной  мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень страны. По своему  уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как  непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. Именно в секторе малого бизнеса создается и циркулирует  основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет четко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюктуру  рынка.
Малое предпринимательство может  стать наиболее динамично развивающимся сектором, способным  оказать существенное влияние на макроэкономическую сферу. Оно способствует расширению занятости, а также повышает действенность рыночных механизмов, препятствуя проявлению монополизма.
Сложность и противоречивость продвижения экономики России путем рыночных реформ во многом обусловлены недостаточной ролью малого бизнеса, как важнейшего фактора формирования конкурентной среды.
Приходится констатировать, что в современной переходной экономике России малый бизнес не выполняет  функций, которые характерны для него в странах с развитой рыночной системой – страны «большой восьмерки». Озабоченность подобным положением вещей отмечается на различных уровнях  власти, что подчеркивает актуальность исследования проблем малого предпринимательства. Развитие данной сферы экономики должно стать катализатором в динамике таких направлений реформирования как развитие многообразных форм предпринимательской деятельности, формирование конкурентной среды, проведение антимонопольной политики.
В последние несколько лет активность исследования проблем малого бизнеса резко возросла в связи с осознанием того факта, что малый бизнес в России не только не выполняет тех функций, которые характерны для него в странах с рыночной экономикой, а напротив, ссужает сферу своей деятельности, как качественно, так и количественно. Сокращение числа малых предприятий  и стагнация в последующий период вызвали озабоченность Правительства, что выразилось в принятии целого ряда важнейших законов, направленных на стимулирование развития малого бизнеса, и стимулировало научные исследования в данной области. Однако направления исследования несколько изменились, поскольку стал очевиден переход от анализа общих проблем малого бизнеса (место и роль в экономической системе, в решении социальных проблем, проблем занятости и т.д.) к анализу причин сокращения сферы малого бизнеса, факторов, сдерживающих его развитие и поиск условий активизации малого предпринимательства. Важно отметить, что многие рекомендации ученых находят свое выражение в изменении политики государства в отношении к малому бизнесу.
Вместе с тем, практика показывает, что, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства на различных уровнях, от федерального до муниципального, коренного улучшения ситуации не происходит. Это объясняется как многогранностью самого явления малого бизнеса, так и многообразием условий его функционирования. Поэтому, несмотря на большое количество публикаций, посвященных различным аспектам малого предпринимательства, исследование этой проблемы требует дальнейшей разработки. В частности, закономерности функционирования малого бизнеса как системы и воспроизводства этой системы практически не исследованы.
В целом же малый бизнес - как система, еще только получает свое теоретическое обоснование как важный источник экономического развития страны. Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость, а также недостаточная разработка обусловили выбор темы курсовой работы, ее объект и предмет, определили цель и задачи исследования.
Объектом исследования являются экономические отношения и механизмы, обеспечивающие воспроизводство конкурентной среды и малого бизнеса, как системы.
Предмет исследования - условия формирования системы малого бизнеса в национальной экономике, проблемы развития, роль в формировании конкурентной среды.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить его роль в развитии рыночных отношений трансформирующейся экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути развития.
В соответствии с поставленной целью было намечено решить следующие задачи:
?      Раскрыть сущность и понятие малого бизнеса.
?      Выявить факторы, определяющие функционирование малого бизнеса.
?      Произвести анализ роли и места малых предприятий в национальной экономике.
?      Выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса в России.
 
?      Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1.  МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
1.1. Малый бизнес. Его понятие и сущность
 
Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место оно занимает в  национальной экономике и каковы  его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и  развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.
Рассматривая  частный  сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из  этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам [1,c.222].
Малое предпринимательство представляет собой составную часть общей системы предпринимательства, а малые предприятия следует рассматривать в качестве элементов малого предпринимательства.
Предприниматель, которым может быть любой субъект капитала (отдельное лицо, группа лиц, фирма, объединение), осуществляет соединение средств производства, которыми он владеет (распоряжается), с рабочей силой посредством купли последней и ее использования (распоряжения ею) в процессе хозяйствования.
Предприниматель не может хозяйствовать вне конкуренции: организуя производство, он должен конкурировать, а конкурируя, - организовывать производство.
Конкуренция - это для предпринимателя естественный и единственно возможный способ хозяйствования.
В толковом словаре В. Даля предприниматель характеризуется следующим образом: "Предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам. Смелый и решительный на дела такого рода". Причем условием деятельности предпринимприспособляемость и массовый охват практически  всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают  устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой  состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях  становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических  и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения   дополнительных ресурсов (научно – технических, финансовых,  производственных,  трудовых  и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество  занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием [18,c.321].
Отмечая особенности малого предпринимательства, необходимо выделить следующие:
- во-первых, это деятельность частнопредпринимательского характера, когда собственник сам руководит деятельностью предприятия и берет на себя весь предпринимательский риск. Соединение функций владения и управления является отличительной чертой малого бизнеса, хотя оно может рассматриваться не как общльно-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная  реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого предпринимательства  способен  создавать новые рабочие места, а, следовательно, может  обеспечить снижение  уровня безработицы и социальной  напряжённости  в  стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных  ориентиров основной массы населения, является единственной  альтернативой социальному иждивенчеству [8,c.67].
              Политическое  влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества  мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже  агрессивность при возникновении угрозы  в отношении  собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий  их  собственность зачастую является единственным средством к  существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам  формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет  неразрывность   связи   малого  предпринимательства  с интересами местных и  региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, ка и высшие менеджеры малых предприятий. Таким образом, все результаты и выводы исследования опираются на субъективные свидетельства представителей предпринимательского сообщества. Проведению опроса предшествовала работа по определению набора факторов и отдельных аспектов, изучение которых необходимо для формирования адекватной картины условий предпринимательства в регионах РФ. К этой работе были привлечены эксперты - представители малого бизнеса, специалисты федеральных и региональных органов власти, представители общественных организаций, независимые эксперты и др [14].
Принятый подход принципиально оставляет за рамками исследования такие фундаментальные факторы функционирования бизнеса, как размеры регионального рынка и уровень спроса со стороны физических лиц и компаний, географическое положение, обеспеченность природными ресурсами и т.д. Все эти факторы, в отличие от институциональных, либо не находятся под непосредственным контролем органов власти, либо являются константой (например, географическое положение).
В рамках проекта на первом этапе был проведен экспертный опрос, который позволил выделить наиболее существенные условия предпринимательства в российских регионах. На основании анализа количественных оценок мы выделили несколько определяющих, по мнению экспертов, факторов, которые формируют предпринимательскую среду в регионах:
?      Фактор «трансакционно-инфраструктурный», который определяется характеристиками среды с точки зрения издержек, связанных с пользованием инфраструктурой: транспортом, складами, услугами таможенных служб, администраций.
?      Фактор «административных преференций» предполагает характеристики административных преференций бизнесу, условий доступа к госзаказу и кредитной инфраструктуре.
?      Фактор «региональной экономической политики», характеризуется  деятельностью администрации региона в области экономического законодательства и политики относительно финансового сектора.
?      Фактор «собственности» характеризуется ресурсной базой предпринимательства (наличие собственности и иных активов для ведения бизнеса).
Существует система показателей, которые отражают и полно описывают условия предпринимательства в российских регионах [10,c.159]:
Финансовые ресурсы :
- наличие/отсутствие дефицита финансовых ресурсов
- условия и сроки получения кредита
- небанковские источники кредитования
- система налогообложения
Имущественные ресурсы :
- наличие/отсутствие в регионе объектов недвижимости  для покупки; для аренды
- ценовые параметры недвижимости
- доля малого бизнеса, владеющего недвижимостью
-  материальная (производственная база)
Правовые условия :
- общая практика правоприменения, в том числе функционирование судов, соотношение правовой и внеправовой практик разрешения споров, сроки рассмотрения исков, соблюдение налогового законодательства официальными органами и предпринимателями
Состояние конкуренции:
- протекционизм по отношению к предприятиям региона или определенной отрасли
Информационные условия:
- доступ к нормативной базе
- наличие в регионе консультационных центров для малых предприятий
- наличие в регионе специальных информационных источников для малых предприятий
Доступ к государственному заказу :
- доступ к информации о конкурсных торгах
- доступ к информации о тендерах и госзаказе
- соблюдение равенства участников торгов и  тендеров
Трансакционные издержки:
- процедуры регистрации, лицензирования деятельности малого предприятия
- количество контрольно-надзорных органов
- издержки взаимодействия с контрольно-надзорными органами, в том числе размеры/распространенность вненормативных (коррупционных) выплат
- цена выхода с рынка
- ликвидность бизнеса (возможность продать)
Поддержка малого предпринимательства в регионе:
- отношение органов власти и управления всех уровней в регионе к малым предприятиям
- основные формы поддержки малого бизнеса в регионе
- отношение населения
Уровень безопасности:
- уровень давления (принуждения) со стороны   администрации по отношению к субъектам малого бизнеса
- криминогенная обстановка
- уровень давления (принуждения) со стороны правоохранительных органов
- обеспечение прав собственности
Деловые сети малого предпринимательства:
- основные контрагенты малого предпринимателя (бизнес, администрация, правоохранительные органы)
- доминирующие практики контрактации (формальные/неформальные)
-  устойчивость деловых сетей
- широта деловых связей
Мотивация бизнеса:
- рыночные задачи (извлечение прибыли, выживание, интенсивное развитие за счет внедрения технологий, переход в разряд среднего бизнеса и т.д.)
- финансовые результаты
- оценка текущей ситуации в экономике региона и прогноз
Характеристика малого предприятия:
- Размер (количество занятых)
- Организационная форма [14].
Рассмотрим  критерии  малого  бизнеса. К ним в настоящее время   относят [6,c.56]:
1) численность предприятия
2) объем его выручки
3) состав учредителей
Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого  предпринимательства в Российской Федерации », принятому Госдумой 12 мая 1995 г., подписанному 14  июня 1995 года и вступившему в силу 20 июня, субъектами  малого предпринимательства являются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает[16,c.134]:  100 человек (в  промышленности,  строительстве  и  на  транспорте), 60 человек (в сельском хозяйстве и научно-технической сфере), 50 человек (в оптовой торговле), 30 человек (розничной  торговле  и  бытовом обслуживании) и 50 человек – в остальных отраслях.
Причем в уставном капитале таких организаций доля участия государственных и муниципальных органов, общественных  и  религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает  25  процентов, также как и доля одного или нескольких  юридических  лиц,  не  являющихся субъектами малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства  закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом, только четкое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъекту считаться малым предприятием и получать финансовую поддержку и всевозможные льготы со стороны государства.
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ
 
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ
 
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Таблица 1
Число  малых  предприятий  по  субъектам  РФ  (на конец года)
 
 
2004
2005
2006
2007
2008
Кол-во малых предприятий (тыс)
В % к итогу
Кол-во малых предприятий (тыс)
В % к итогу
Кол-во малых предприятий (тыс)
В % к итогу
Кол-во малых предприятий (тыс)
В % к итогу
к итогу
Кол-во малых предприятий (тыс)
В % к итогу
к итогу
Российская Федерация
882,3
100
893,0
100
953,1
100
979,3
100
1032,8
100
Центральный
федеральный округ
331,3
37,5
322,2
36,1
330,0
34,6
337,4
34,5
353,1
34,2
Северо-Западный
федеральный округ
132,5
15,0
136,1
15,2
153,9
16,1
163,3
16,7
162,5
15,7
Южный
федеральный округ
85,5
9,8
96,4
10,8
106,9
11,2
109,4
11,2
112,0
10,8
Приволжский
федеральный округ
148,8
16,8
148,3
16,6
157,7
16,6
160,6
16,4
173,3
16,8
Уральский
федеральный округ
56,6
6,4
57,8
6,5
60,6
6,4
66,3
6,8
75,9
7,3
 


31
 
Продолжение таблицы 1
Сибирский
федеральный округ
92,1
10,5
98,9
11,1
105,1
11,0
103,9
10,6
111,3
10,8
Дальневосточный
федеральный округ
35,5
4,0
33,2
3,7
39,0
4,1
38,4
3,9
44,8
4,3
  
В данной таблице (табл. 1) представлены как данные по всей Российской Федерации в целом, так и по отдельным её субъектам. Приведено соотношение  количества предприятий по субъектам к общему количеству.
Исходя  из  статистических  данных  приведенной  таблицы (табл. 1),  можно сделать  вывод,  что  количество  малых  предприятий  неуклонно  растёт.  Например,  в Российской  Федерации  за  2004 г. 882,3 тыс.  созданных  предприятия,  а  уже  к  2008 г. - 1032,8 тыс.  предприятий,  в  Уральском  федеральном  округе за 2005 г. - 57,8  тыс. существующих  предприятий, а за 2008 г. – 75,9 тыс. предприятий.
Малый бизнес в  России  поставлен  в  трудные условия существования,  сопряженные с множеством проблем, которые  заставляют малые фирмы  уходить в тень, действовать за  рамками  законодательства,  либо ведут к  разорению и банкротству.
              Вклад российского малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 15-17%, при том, что в развитых странах он равен сорока и более процентам. Число субъектов малого предпринимательства насчитывает не более 4 млн. (около 1,2% от общего числа 145 млн. граждан, проживающих в России). В  США  на  245 млн. жителей приходится 24 млн. малых фирм или почти 10% [12].
              Остро стоит проблема диверсификации деятельности российских малых предпринимателей (диверсификация производства — одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т. п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства). Сейчас лишь 10% от их числа заняты в сфере инноваций, подавляющее же большинство зарабатывает свой нелегкий хлеб в розничной торговле и сфере услуг. Им нужны условия — технопарки,  бизнес-инкубаторы, где с нуля созданные фирмы могли бы окрепнуть. За рубежом такая система давно и  эффективно работает. В Финляндии, к примеру, на  100 малых предприятий приходится 80 развивающихся (коэффициент — 0,8). В Сингапуре подобный коэффициент равен 0,7 [11,c.135]. В  России, где технопарков, работающих в полную силу, пока нет, говорить о каких-либо коэффициентах попросту рано. 
              Стремиться есть к чему, и, решив бесчисленное множество проблем малого бизнеса, защитив его, государство только выиграет и получит мультипликативный  эффект в виде роста благосостояния россиян и  роста же  -  причем не  сырьевого, а инновационного  -  национальной экономики.  Мультипликативным эффектом называют возможность увеличивать свою силу в геометрической прогрессии, что способствует повышению роста дохода над ростом инвестиций [1,c.132].
              Также  к  главным проблемам  российского  малого  бизнеса  относятся,  трудности нормативно – правового характера, т.е. непродуманность государственной политики в отношении малых предприятий,  неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки  малых фирм, воздвигнутые  административные  барьеры  и  т.д., проблема финансово-кредитного обеспечения.
              Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития  российской  экономики,  а  критика  государственной  власти  в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается,  само государство  все  еще  не  уделяет  в  достаточной  степени  внимания этой проблеме [19,c.45]. Следует признать, что система  государственной  поддержки  малых предприятий  в  российской  экономике  продумана  явно  недостаточно,  и  ее эффективность  оставляет  желать  лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают  государственную  поддержку  мелкому  производству  на современном   этапе   как   декларативную,   не    обеспеченную  реальными обязательствами. Если на  местном  и  региональном  уровне  еще  можно  дать позитивную  оценку  действий   государства,   то   на   федеральном  уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.
              В  целом  к  недостаткам  нормативно-правовой базы в отношении  малого предпринимательства можно отнести [6,с.94]:
- отставание законодательства от практики;
- нестыковка различных законодательных и нормативных актов;
- наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;
- низкий уровень информирования о принимаемых законах.
Еще одна проблема российских малых предприятий,  возникающая  со  стороны государства  –  неоправданные  административные   барьеры. Они   создаются государственными ведомствами в сфере снижения предпринимательской   деятельности,  лицензирования   и   сертификации.  
              Малому бизнесу сейчас  необходима  защита  от  административного  произвола. Огромное число  проверок  и  проверяющих  инстанций  отнимают  массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность  функционирования  [10,с.285]. 
              К числу не менее значимых  проблем  следует  отнести  финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Текущее  положение  дел  в  сфере   государственной финансовой поддержки  весьма  плачевное [10,с.305]. 
              В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми  ресурсами  без  помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В  условиях российской экономики  мелким  фирмам  постоянно  приходится  сталкиваться  с проблемой недостатка  кредитно-финансовых  ресурсов,  и  это  обусловлено  не только слабой политикой государства в  этом  направлении.  Помимо  бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна  помощь  со  стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.
  Таблица 2
Задолженность  малых  предприятий  по  полученным  кредитам банков  и  займов (миллионов  рублей  на  конец  года)
 
2005
2006
2007
2008
1
2
3
4
5
Всего
239591
 
0
314251
8
395636
1
475613
5
в том числе:
 
 
 
 
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство
13369
20911
27223
44817
рыболовство, рыбоводство
5261
7573
8800
9256
добыча полезных ископаемых
16961
29230
32474
35088
обрабатывающие производства
147123
193675
189635
207329
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды
1273
2096
5063
4832
строительство
115188
172771
191585
293989
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования
107375
0
123208
1
140874
7
164903
2
гостиницы и рестораны
8874
10246
15827
20493
транспорт и связь
33618
47862
58695
74485
 
из них связь:
4538
7552
10759
12324
финансовая деятельность
480354
783056
1128232
1408647
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
483621
609034
712694
962949
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
50
28
34
164
образование
577
404
743
459
здравоохранение и предоставление
социальных услуг
2592
10763
149735
6824
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
13299
22760
26874
37771
 
Рассмотрев  данную  таблицу (табл.2),  можно  сделать вывод,  что  фирмам  очень  тяжело  выплачивать  кредиты  банкам,   с  каждым  годом  сумма  становится  больше. Так например,  отрасль сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство -   задолженность  на  2005 г.  составляла  13.369 р., а в 2008 г.  составляет  44.817 р.  финансовая  деятельность –  к  2005 г. задолженность  составила  480.354 р., в  2008 г. – 1.408647 р.
Еще одна  российская  проблема  сферы  кредитования  малого   бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы  нормативно-правового  регулирования   налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого  предпринимательства в сектор теневой  экономики.
              Обобщая опыт партнерства региональной власти и малого бизнеса в Российской области, можно сделать следующий вывод. Для улучшения положения в сфере малого предпринимательства необходимо:
- установить четкие правовые отношение между властью и бизнесом;
- упростить порядок регистрации предприятий, лицензирования и деятельности и налогообложения;
- законодательно закрепить порядок использования малыми предприятиями земли и иной недвижимости, являющейся муниципальной собственностью;
- определить конкретные формы поддержки, которую власть реально способна оказывать малым предприятиям.
Система  государственной  поддержки  малых предприятий  в  российской экономике  продумана  явно  недостаточно,  и  ее эффективность  оставляет  желать  лучшего.  Большинство   владельцев   малых  предприятий оценивают  государственную  поддержку  мелкому  производству  на современном  этапе   как   декларативную,   не    обеспеченную    реальными обязательствами.
              Развитие малого бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире [20,с.15]. Для России не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.
              Решение задач развития малого предпринимательства рассматривается в настоящее время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти.
              В настоящее время принят ряд экономических и политических мер, направленных на развитие малого бизнеса в России:
- Принят пакет законов, речь в которых идет об устранении административных барьеров для ведения бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне [9,с.36] .
- Внесен ряд поправок в Налоговый кодекс, изменена ставка налога на прибыль в сторону уменьшения. Введение единого социального налога с регрессивной шкалой отчислений дало возможность предприятиям платить меньше налогов и увеличить заработную плату работникам [9,с.37].
Развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и  в отраслевом разрезах.
              Колоссальный эффект от использования малого бизнеса, как рыночного инструмента, отмечен уже давно. Феномену его влияния на политическое, экономическое, социальное и технологическое развитие страны и способности стабилизировать процессы, происходящие в этих областях, постоянно  уделяется  пристальное  внимание.
              Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг, которая выступает своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны. В мировой практике считается оптимальным, если вклад малого бизнеса в развитие сферы услуг составляет ? от общего его вклада в развитие экономики.
              В России государственная поддержка осуществляется не всегда целенаправленно и потому недостаточно эффективна. Одной из причин создавшегося положения является обособленная оценка вклада малого бизнеса в развитие экономики регионов и станы в целом на основе многообразия статистических показателей. Последние зачастую изменяются в разных направлениях, что не дает возможности сформировать общего представления о степени развития малого бизнеса. С целью устранения этого недостатка представляется целесообразным использовать комплексный подход к решению поставленной задачи. Для этого, прежде  всего  необходимо:
- выявить основные направления, характеризующие специфическую сущность малого бизнеса;
- отобрать ключевые показатели, наиболее ярко отражающие развитие каждого из  направлений;
- выбрать методику агрегирования частных показателей в комплексный с учетом значимости каждого из направлений в системе комплексной оценки;
- сформировать критерии оценки степени развития малого бизнеса в стране в целом, и сфере услуг в частности, а значит и его вклада в экономику.
В рамках решения первой задачи были выделены следующие основные направления, по которым производится оценка малого бизнеса[5,с.16]:
- масштаб  развития  и  плотность  распределения;
- вклад  в  социальную  сферу  страны;
- вклад  в  экономику  страны;
- деловая  активность;
- вклад  в  будущее  социально – экономическое  развитие  страны.
 
При решении второй задачи из всего многообразия частных показателей, характеризующих результат каждого из указанных выше направлений, необходимо выделить те, которые позволяют сформировать адекватную оценку реализации конкретного направления. Они должны также отвечать требованию сопоставимости друг с другом. К числу таких показателей относятся:
- доля  малых  предприятий  в  общей  совокупности  предприятий;
- доля  малых  предприятий  в  численности  занятых;
- доля  малых  предприятий  в  ВВП  страны;
- доля  выручки  малых  предприятий  в  общем  объеме  выручки  предприятий;
- доля  инвестиций  малых  предприятий  в  основной  капитал  страны.
             
Наглядно процедура решения поставленных задач представлена на рис. 1.
 
Рис.1
Процедура формирования комплексной оценки вклада малого бизнеса в развитие сферы услуг и экономики в целом
 
 
 
Для получения обоснованной оценки относительно участия малого бизнеса в экономике, необходимо установление критериальных значений предлагаемого комплексного показателя. Для этого был проведен анализ статистических данных стран, входящих наряду с Россией в группу большой восьмерки и характеризующихся, по общемировому признанию, высоким уровнем развития экономики и малого бизнеса.
В диаграмме, представленной ниже, отражены показатели вклада малого бизнеса в экономику всех стран большой восьмерки [6,с.96].
 
Рис. 2
Показатель вклада малого бизнеса в экономику стран большой восьмерки
(в процентах)
 

 
Результаты позволили выявить, что при значении показателя 48% и выше вклад малого бизнеса в экономику страны можно считать высоким. Значение показателя стран со слабо и средне развитым малым бизнесом будет находиться в интервальном промежутке от 47% и ниже, в данном случае определяя границу между ними достаточно обозначить среднее значение. Основываясь на вышеизложенном, можно рекомендовать следующую шкалу критериальных значений для оценки вклада малого бизнеса в экономику:  48% и выше - вклад малого бизнеса в экономику страны высокий; от 24% до 47% - вклад малого бизнеса в экономику страны средний; от 0 до 23,0% - вклад малого бизнеса в экономику страны   не  значительный. По полученным данным, в других странах большой восьмерки малый бизнес создает от 39 до 70% ВВП. На тысячу европейцев приходится в среднем тридцать малых предприятий. В России доля малого бизнеса в ВВП пока не превосходит 15%, как и 10 лет назад. У нас на тысячу граждан насчитывается всего семь малых предприятий, на которых работает от силы 18% населения.
              Для оценки вклада малого бизнеса в сферу услуг, расчет критериальных значений системы оценки целесообразно произвести на основе предложенной выше системы, учитывая, что оптимальное соотношение составляет 3.4 к значению комплексного показателя вклада малого бизнеса в экономику.
В результате получается следующая шкала оценок: 36,0% и выше - вклад малого бизнеса в сферу услуг высокий;  18,0 % - 35,0% - вклад малого бизнеса в сферу услуг средний; 0 % -17,0% - вклад малого бизнеса в сферу услуг незначительный. Результаты расчета данного показателя применительно к России  представлены на  рис. 3
Рис. 3
Динамика комплексных показателей вклада малого бизнеса в экономику и развитие сферы услуг в России

 
 
              Представленные на рис. 3  данные наглядно свидетельствуют о том, что вклад малого бизнеса в экономику в целом и развитие сферы услуг в частности, начиная с 2003 г. имеет незначительную, но устойчивую положительную динамику. Вместе с тем значение рассчитанных показателей отличаются от эталонных, что характеризует Россию как страну со слаборазвитым малым бизнесом.
              Полученные результаты предопределяют необходимость корректировки существующего подхода к организации государственной поддержки малого бизнеса в России, так как в течение длительного периода она не приводит к ускорению интенсивности развития малого бизнеса, который наряду с этим характеризуется не рациональной внутриотраслевой структурой.
              В заключении следует отметить, что предлагаемый комплексный показатель является универсальным, так как с его помощью можно сформировать оценку не только вклада малого бизнеса в экономику страны в целом, но и на уровне субъектов РФ, в том числе в разрезе отраслей и сфер деятельности. Изменение его значения в динамике позволит оценить рациональность и эффективность направлений государственной поддержки изучаемого рыночного инструмента. На его основе можно так же определять рейтинг территориальных образований на предмет выделения эталонных, характеризующихся высоким уровнем развития малого бизнеса, что, в свою очередь, позволит администрации отстающих в этом вопросе регионов заимствовать положительный опыт.
              Отличительной чертой российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора.
 


2.2 Разработки рекомендаций по развитию малого бизнеса в РФ
 
Ни для кого не  является секретом плачевное положение малого бизнеса в  России.  Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, почти не прописанных в законодательстве. Целых 30 органов ведут надзор за бизнесом по 45 видам контроля, чрезмерны полномочия органов МВД. На выходе фирмы вынуждены до 10% от выручки тратить на всевозможные проверки. Все это губит самые лучшие начинания. А ведь есть в стране хороший ресурс для развития малого бизнеса — мощная поддержка на федеральном уровне, колоссальный интеллектуальный потенциал. И все это пока упирается в «непонимание», а точнее нежелание что-либо понимать местных властей, видящих в бизнесе не плацдарм для экономического роста страны, а объект исключительно для собственного, их, чиновничьего обогащения. Простым же гражданам в таких условиях открывать свое дело невыгодно.  
              Дмитрий Медведев – избранный  президент  РФ, совершенно четко осознает  это и, выступая на президиуме Госсовета, заявляет, что развитие малого бизнеса является ключевой задачей для стабильного и долговременного развития страны. «Малый бизнес — это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России 60-70% населения, — подчеркивает избранный президент. — Кроме того, развитие малого бизнеса — это один из решающих факторов инновационного обновления страны, обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности людей» [15].
              Дмитрия  Медведева полностью не устраивает ситуация, когда чиновники обирают бизнесменов. «Возникает мысль полностью запретить проверки малого бизнеса, — говорит он [15].  Как отмечает Медведев,  инновационный бизнес уйдет в те российские регионы и муниципалитеты, где власти создадут условия для их стремительного старта. Поэтому нужна серьезная  стратегия поддержки и  развития малого бизнеса, конечной целью которой станет существенное увеличение экономического веса этого сектора. 
              Малый бизнес в России должен стать лидером по производительности труда, технической оснащенности и инновационной активности — такую задачу ставит  Дмитрий Медведев, подчеркивая при этом, что скорость инновационного цикла настолько высока, что требуется очень быстро обновлять бизнес, причем на основе самых передовых достижений науки и технологий. 
              В первоочерёдном порядке требуется интенсифицировать предпринимательскую активность малого бизнеса в сфере промышленности, строительства и  ЖКХ, потому что практически 50%  предпринимателей  заняты торговлей. «Надо открыть для малого бизнеса социальную сферу, бюджетные услуги, в том числе здравоохранение, дошкольное и внешкольное образование, социальное обслуживание. Это реальная возможность поднять их качество», - сказал  Дмитрий  Медведев [15].
              Особо актуальны вопросы совершенствования структуры активов малых предприятий, объем инвестиций малого бизнеса в основной капитал  менее 4% от общего объема по экономике.  Низки и другие экономические показатели,  к примеру, оборот малых предприятий. Не менее важно обеспечить малый бизнес доступом к ресурсам, что позволит существенно снизить затраты.  Одним из важнейших направлений поддержки малого бизнеса должно стать создание технопарков, технико-внедренческих и производственных зон, бизнес-инкубаторов. Существенную помощь здесь могут оказать и  региональные венчурные и  гарантийные фонды, грантовая поддержка начинающих производств. По-прежнему высокой для малого бизнеса остается текущая стоимость капитала. Мелкий бизнес не может потянуть ни залоговых требований, ни обеспечительных мер. В этой связи  нужны финансовые институты, учитывающие эту специфику.
В центре внимания МЭРТ — микрофинансирование малого бизнеса. Его потребность в кредитах на сегодня составляет 1 трлн. рублей, при том, что привлечь удалось лишь 250 млрд. руб. На подходе  кредитная помощь от других банков, в частности — «Сбербанка». 
              Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции в 2008-2010 гг. в значительной степени зависит от ряда условий [17,c.25]:
- По мнению ряда экспертов, финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны государства является основным направлением его развития. За последние годы происходило снижение финансовой поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. На 2008-2010 гг. принято принципиальное решение по выделению ресурсов на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета. Отсутствие инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, трикотажной отраслях требуют много миллиардных  вложений. В итоге большинство отечественных малых производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями.
- Формирование благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и на местах принятых федеральных законов, направленных на улучшение предпринимательского климата в стране. Принятый пакет законов должен ликвидировать барьеры для ведения бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Это относится к ряду законов, принятых правительством, которые предусматривают упрощение порядка регистрации хозяйствующих субъектов (Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц”). В 2002 г. был принят рамочный федеральный законопроект “Об основах технического регулирования в Российской Федерации”, необходимый для установления жестких стандартов, обеспечивающих безопасность товаров для потребителя. Таким образом, принятие закона заметно снизит уровень регулированности бизнеса, отменив огромное количество действующих стандартов [16,c.59].
- Сокращение налоговой ставки, прежде всего для начинающих предприятий. В этих целях возможно применение налоговых каникул на первые два года для новых производственно-инновационных, строительных малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства – медицинских центров, учебных заведений и т.п.
- Концентрация финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из ф
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.