На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Определение права

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Право в системе социальных норм.
 
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными  нормами, как элемент системы  социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается  как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.
 Будучи видами  социальных норм, право и мораль  обладают общими чертами, которые  присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в  связи с волей и сознанием  людей, соответствующие типу культуры  и характеру социальной организации  и т. д. Однако по названным  критериям они и принципиально  отличаются.
Мораль формируется в  духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т. е. не связана  со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления  о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в  процессе этического осмысления мира.
При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы  их существования. Правовые нормы как  институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и  т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям  с позиций и характера текстов  и их атрибутов. Достаточно конкретен  и круг субъектов, которые формируют  юридические тексты, содержащие нормы  права (органы правосудия, законодательные  органы, субъекты договорных отношений  и т. д.). Разумеется, различного рода высказывания, претендующие на статус правовых, могут содержаться и  в иных текстах — философских, научных, литературных. Однако независимо от их культурной и социальной значимости, влияния на общественное сознание и  других факторов юридического статуса  они не имеют.
Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к  их форме, текстам по поводу морали. Здесь важно подчеркнуть, что  такого рода тексты создаются именно «по поводу» морали, а не содержат моральных норм, ибо последние  по своей природе могут не иметь  текстуального закрепления, документального  характера.
Регулятивное воздействие  права на общественные отношения  осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности  субъектов. Эти права и обязанности  достаточно четко определены в плане  возможных и должных действий, т. е. конкретных вариантов поведения  субъектов. В противоположность  этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании  и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок и т. п. Другими  словами, суть действия моральных норм состоит в формировании общих  принципов, внутренних убеждений и  установок желательного поведения (будь вежлив и др.). Это означает, что регулятивное воздействие моральных  норм не имеет, в отличие от норм правовых, заранее установленных  способов поведенческой реализации.
Специфику способов и методов  обеспечения юридических норм традиционно  усматривают в их связи с государственным  принуждением, функционированием особых институтов государства и общества. При этом государственное принуждение  актуализируется и как действительность, т. е. применение мер властного характера, и как возможность, т. е. угроза такого применения. Важно подчеркнуть, что  государственное принуждение является способом обеспечения юридических  норм, а не просто произволом власти, поскольку осуществляется только специальными субъектами и в рамках установленных  законом процедур.
Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного  мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т. д. Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедливости «в форме  здравого смысла людей».
Взаимодействие права  и морали достаточно сложно. Разумеется, в современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т.д.), которые и  закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных  и национальных юридических актах  как права человека. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для  моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской  культурной традиции.
 
 
    Признаки и функции права
 
ПРИЗНАКИ:
А) Система норм – она характеризуется  иерархичностью, взаимодействием согласованностью, и непротиворечивостью.
Б) Исходит от государства- т.е принимается, санкционируются либо признаётся им.
В) Охраняемое государством нарушение  права дорлжно влечь гос. Принуждение.
Г) Общеобязательность – состоит  в том, что нормы права распространяют своё действие на все субъекты находящиеся  в сфере действия данной нормы, также  в том, что требования нормы обязательны  для всех субъектов.
Д) Формальная определённость -  право  держится в определённых формах, нормативно-правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных и административных прецендентах и правовых обычаях.
Е) Возведённая в закон той  социальной группы, которая находится  у власти
Ж) Выступает государственным регулятором  общественных отношений.
ФУНКЦИИ:
Выделяют две группы функции  права.
1. К общесоциальным относят,  в частности:
а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;
б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;
в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;
г) экологическую функцию.
2. Специально-юридические функции:
а) регулятивная выражается в воздействии  права на общественные отношения  путем определения правил поведения  людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;
б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных  охранительных норм;
в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;
В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего  строения права выделяют:
    общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;
    межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;
    отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);
    функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.
Все рассмотренные функции права  обеспечивают в жизни общества нормативные  начала, выражая многосложный процесс  правового регулирования и правового  воздействия.
 
 
    Система права: Понятие и содержание
Система права - это  внутренняя структура права, которая  выражается в единстве и согласованности  всех действующих норм права данного  государства, а также в их распределении  по отраслям и институтам права.
Иными словами, система  права - это упорядоченное множество  всех действующих юридических норм данного государства. Системность  массива всех действующих норм права  проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность  множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении  по отраслям и институтам
Включает в себя три  основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли.
Характеристика норм права  будет дана в отдельном разделе.
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.
Таким образом, для деления  права на отрасли используются главным  образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.
Правовой  институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.
Несколько близких по характеру  регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.
Предметом правового  регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.
Метод правового  регулирования — это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.
Методы правового регулирования  характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В  соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового  регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его  еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности  субъектов, одновременно предоставляет  им возможность выбрать вариант  поведения или дополнительно  своим соглашением урегулировать  свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому  праву.
Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые  для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют  сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время  аграрное право. В его предмет  включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет  включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется  как императивный, так и диспозитивный  методы, а также дополнительный метод — координации в организационно-управленческих отношениях.
Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права - это закрепленные правила поведения, исполнение которого обеспечивается законом, как принудительной силой государства.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.
    Норма права: понятие, признаки, виды.
 
Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях. 
 
Признаки правовой нормы:  
•    Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.  
•    Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.  
•    Обеспечивается мерами государственного принуждения.  
•    Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм). 
Виды норм права:  

1.    По отраслям: нормы государственного, административного, трудового, уголовного, гражданского и т.д. по отраслям.  
2.    По функциям, которые выполняют: регулятивные, охранительные согласно соответствующих отраслей.  
3.    По характеру содержащихся норм поведения:  
•    Обязывающие - устанавливают обязанности совершения определенные положительные действия.  
•    Запрещающие - запрещают совершать определенные действия.  
•    Управомачивающие - предоставляют участникам отношений право совершать положительные действия для удовлетворения своих интересов.  
4.    По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:  
•    Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обязанности участников отношений и меры юридической ответственности за нарушение.  
•    Относительно определенные - не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обязанностях участников отношений, мер юридической ответственности за нарушение, предоставляя право правоприменительным органам решать дело в соответствии с конкретными обстоятельствами.  
•    Альтернативные - предусматривают несколько вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за их поведение.  
5.    По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории) и специальные (определенный круг лиц).  
6.  Специализированные:  
•   Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства).  
•    Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор).  
•    Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.  
7.   По времени, по юридической силе.  
Способы изложения:  
•    Прямой способ изложения - излагаются все три структурные части нормы права.  
•    Отсылочный - излагаются не все элементы, но есть ссылка на родственные нормы права, содержащие недостающие элементы.  
•    Бланкетный - установление лишь ответственность за нарушение определенных правил, не изложенных в самой норме.
 
    Источники права: понятие, виды, характеристика.
Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.
Виды основных источников (форм) права:
а) нормативно-правовой акт;
б) нормативно-правовой договор;
в) правовой обычай;
г) правовой прецедент.
Нормативно-правовой акт - это исходящий, как правило, от компетентного органа государства  акт-документ, содержащий нормы права.
В современных государствах нормативно-правовой акт представляет собой наиболее распространенный источник права. Он устанавливает, изменяет, отменяет нормы права, вводит их в действие. Основными субъектами права, которые  принимают и издают нормативно-правовые акты, являются соответствующие правотворческие  органы государства. Они принимают  и издают нормативно-правовые акты на основе и в пределах своей компетенции.
В современной Украине  нормативно-правовые акты бывшего СССР, которые не противоречат Конституции  и законам Украины, применяются  на основании Постановления Верховной  Рады Украины от 12 сентября 1991 г. "О  порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР" и ст. 1 раздела XV Конституции  Украины.
Нормативно-правовой договор - это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права.
Нормативно-правовой договор - это, как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов ( субъектов  правотворчества).
Нормативно-правовой договор - основной источник права в  международном праве. Ратифицированные международные договоры Украины - источник права Украины, неотъемлемая часть  ее национального законодательства (ст. 9 Конституции Украины). Во внутригосударственном  праве Украины к нормативно-правовым договорам относится, например, коллективный договор, заключаемый профкомом  предприятия от имени трудового  коллектива с собственником или  уполномоченным им органом.
Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого  общеобязательное значение.
Санкционирование  того или иного обычая государством означает признание им определенного  обычая в качестве общеобязательного  правила поведения, адресованного  соответствующим субъектам права. Основанием санкционирования государством обычаев является соответствие направленности их регулятивного воздействия на общественные отношения целям, задачам, интересам государства. Санкционирование государством обычая обусловливает  приобретение им таких признаков  как общеобязательность, охрана государством от нарушений. Эти признаки правовых обычаев присущи и нормам права  непосредственно установленных  государством
Правовые обычаи в качестве источника права появились  давно. Об этом свидетельствуют, например, законы XІІ. таблиц (Древний Рим V в. до, н.э.). Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и другие юридические памятники. Один из путей возникновения права- появление так называемого обычного права, состоящего из правовых обычаев.
В современных государствах, включая Украину, сфера общественных отношений, регулируемых правовыми  обычаями, заметно мала и ограничена, в отличие от сферы действия законодательства.
Правовой прецедент - это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному  юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения  последующих аналогичных дел.
Виды правовых прецедентов:
а) судебный;
б) административный.
Различие этих прецедентов  связано с существованием в механизме  государства судебных и административных органов.
В ряде современных  государств судебный прецедент занимает заметное место среди источников (форм) права. К числу таких государств прежде всего относятся Англия (родина правового прецедента) и США. Однако правила и пределы действия судебного  прецедента в этих странах неодинаковы.
В Украине судебный прецедент не является источником права, поскольку суды не относятся к  числу правотворческих органов. Публикуемые в Украине сборники решений конкретных юридических  дел высшими судебными инстанциями  служат ориентиром правильного понимания  и единообразного применения норм материального  и процессуального права.
 
    Правоотношение: понятие, состав, виды.
 
Правоотношение «Правоотношение представляет собой вид или форму, в которую облекается урегулированное правом общественное отношение»[1].
Правовое регулирование  не приводит к созданию каких-либо новых  общественных отношений, а лишь придает  определённую форму (правовую) уже существующим.
Правоотношение - это взаимоотношение  между субъектами права, т.е. участниками  по поводу объекта, при которых возникают  взаимные права и обязанности.
Любое правоотношение представляет собой  сложное правовое явление. Оно состоит  из четырех необходимых элементов: 
1) субъект правоотношения; 
2) объект правоотношения; 
3) процесс правоотношения;
Субъекты правоотношений
Участники правоотношений именуются  их субъектами.
Правоотношение — индивидуализированное  общественное отношение, то есть отношение  между конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лице государственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями). А также, -- между одним и тем же лицом; представляющим взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов. Связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.
Субъекты правовых отношений –  это социально-правовые единицы, между  которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники  правоотношения.
Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:
1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:
    лицо без гражданства;
    гражданин;
    иностранец;
    беженец;
    индивидуальный предприниматель;
    учредитель юридического лица.
2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.
3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:
    Президент;
    Правительство;
    Парламент;
    Судебная власть;
    Муниципальное образование.
Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью. 
Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.
1. По функциям  права:
- регулятивные  правоотношения — возникают в  целях регулирования общественных  отношений;
- охранительные  правоотношение — возникают,  в целях обеспечения и защиты  установленного правопорядка; способствуют  реализации регулятивных правоотношений.
2. По степени  определенности:
- абсолютно-определенные  правоотношения, в которых управомоченному  субъекту корреспондирует неопределенное  количество обязанных субъектов;
- относительно-определенные  правоотношения, в которых все  стороны отношения конкретно  определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).
3. По отраслям  права:
- конституционно  правовые отношения;
- гражданско-правовые  отношения;
- уголовно правовые  отношения;
- уголовно-процессуальные  отношения;
- административно-правовые  отношения и т.д.
4. По структуре  правоотношений:
- простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания  одной нормы права (отношения  по поводу заключения мелкой  бытовой сделки);
- сложные правоотношения  — отношения между несколькими  субъектами, складывающиеся в процессе  реализации комплекса юридических  норм, объединенных единым целевым  назначением (правоотношения в  сфере правосудия).
 
    Правомерное поведение.
 
Основная разновидность  правового поведения — поведение  правомерное, ибо подавляющее большинство  граждан и организаций в сфере  права действуют именно таким  образом.
Правомерное поведение —  это массовое по-масштабам социально  полезное осознанное поведение людей  и организаций, соответствующее  правовым нормам и гарантируемое  государством
Правомерному поведению  присущи следующие признаки.
Во-первых, правомерное поведение  соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это формально-юридический  критерий поведения. Нередко правомерное  поведение трактуется как поведение, не нарушающее норм права. Однако такая  трактовка не вполне точно отражает содержание данного явления, ибо  поведение, не противоречащее правовым предписаниям, может осуществляться вне сферы правового регулирования, не быть правовым.
Во-вторых, правомерное поведение  обычно социально полезно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для  нормального функционирования общества. Положительную роль оно играет и  для личности, ибо благодаря ему  обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.
В-третьих, правомерному поведению  присущ признак, характеризующий его  субъективную сторону, которую, как  и у любого другого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания  возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним  индивида. При этом мотивы отражают не только направленность (нарушает или  нет нормы права), но и характер, степень активности, самостоятельность  и интенсивность поведения в  ходе реализации. Субъективная сторона  свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его отношении к социальным и правовым ценностям.
Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она  представляет собой ту наиболее эффективную  реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное  поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое  для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное  поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом  задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий.
Поскольку общество и государство  заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются  государством.
Вместе с тем социальная значимость различных вариантов  правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление.
Некоторые виды правомерных  действий объективно необходимы для  нормального развития общества. Это  защита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил внутреннего трудового  распорядка, правил дорожного движения и т.д. Варианты такого поведения  закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение их обеспечивается (помимо организационной  деятельности государства) угрозой  государственного принуждения.
Другие варианты поведения, не будучи столь необходимыми, являются желательными оля общества (участие  в выборах, вступление в брак, обжалование  неправомерных действий должностных  лиц и т. д.). Указанное поведение  закрепляется не как обязанность, а  как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересов  самого управомоченного. Многие варианты подобного поведения закреплены в диспози-тивных нормах.
Возможно правомерное  социально допустимое поведение. Таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка. Государство не заинтересовано в их распространенности. Однако это  действия правомерные, дозволенные  законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством.
 
    Правонарушение: понятие, признаки, виды.
 
Антиподом правомерного поведения  является правонарушение. Правонарушение - это общественно опасное, вредоносное, виновное противоправное деяние, совершенное  дееспособным лицом, обязанным понести  меру юридической ответственности, определенную санкцией соответствующей  юридической нормы. Основные признаки правонарушения.
1) Правонарушение - акт поведения,  выражающийся в фактическом действии  или бездействии (под бездействием  здесь понимается воздержание  от действий, когда закон предписывает  их совершение). Не могут считаться  правонарушениями мысли, чувства,  политические и религиозные воззрения,  не выраженные в действиях.  Не считаются правонарушениями  и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и  т.д.
2) Правонарушениями считаются только  волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания  участников, осуществляемые или  добровольно.
3) Правонарушением признается только  такое деяние, совершая которое,  индивид сознает, что действует  противоправно, что своим поступком  наносит ущерб общественным интересам,  действует виновно.
4) Правонарушение - действие противоправное, нарушающее требования норм права.  Это или нарушение запретов, или  невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права правонарушения собой не представляет.
5) Правонарушение всегда социально  вредно. Всякое правонарушение наносит  вред интересам личности, общества, государства. Деяние может и  не причинить реального вреда,  а лишь поставить социальные  ценности под угрозу (например, нетрезвое  состояние водителя).
6) Правонарушением признается деяние, совершенное вменяемым лицом,  т.е. человеком способным полностью  осознавать свое поведение и  нести за него юридическую  ответственность.
7) Совершение правонарушения является  основанием для привлечения правонарушителя  к юридической ответственности,  выражающейся в применении к  нему принудительных мер негативного  характера адекватных причиненному  вреду.
По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления и проступки следует  четко разграничивать. Различаются  они степенью общественной опасности.
Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:
A) Значимость регулируемого правом  общественного отношения, ставшего  объектом противоправного посягательства.
Б) Размер причиненного ущерба.
B) Способ, время и место совершения  противоправного деяния.
Г) Личность правонарушителя.
Преступление — общественно  опасное, запрещенное уголовным  законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный  строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные  формы собственности, права и  свободы граждан, причиняющие вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности.
Проступки - это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные  и иные отношения и не достигающие  степени общественной опасности  преступления.
Проступки, как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости  от сферы общественных отношений, в  которой они совершаются, делятся  на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и т. д.
Административный проступок - это  противоправное, виновное действие или  бездействие, посягающее на государственный  или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный  порядок управления, за которое законодательством  предусмотрена административная ответственность.
Дисциплинарный проступок - нарушение  рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнения служебных обязанностей.
Гражданско-правовые нарушения (проступки) — нарушение норм права в сфере  имущественных и некоторых личных неимущественных отношений.
Процессуальные правонарушения (проступки) — это нарушения установленных  законом процедур, осуществления  правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.

 
 
    Состав правонарушений.
 
Состав правонарушения представляет собой юридическую конструкцию, состоящую из совокупности необходимых  элементов для каждого правонарушения. К таким элементам относятся  объект правонарушения, его объективная  сторона, субъект правоотношения и  субъективная сторона.
Под объектом правонарушения  понимаются общественные отношения, находящиеся под охраной государства. 
Объективная сторона характеризует  проявление правонарушения во вне. Ее основными элементами являются: деяние в виде действия или бездействия. Так действия представляют собой  активное физическое воздействие на людей и предметы материального мира, которые могут совершаться также в письменной (подделка документов) или устной форме (клевета, оскорбление). Бездействие предполагает невыполнение обязанностей, которые должен был, но не выполнил субъект (неоказание врачом помощи); противоправность деяния; общественно вредные последствия деяния.
Между этими элементами объективной  стороны правонарушения должна существовать причинная связь.
К факультативным элементам объективной  стороны правонарушения относятся  время его совершения (ночное, запрещенное), место (пограничная зона, ненадлежащее место), способ (хищение путем кражи  или грабежа), признак другого  лица (доведение несовершеннолетнего  до состояния опьянения) и др.
Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное лицо или организация.
Субъективная сторона включает вину правонарушителя, мотивы, которыми руководствовался правонарушитель, совершая противоправное деяние и цель, которую  он пытался достичь своими противоправными  деяниями.
Таким образом, субъективная сторона  правонарушения характеризуется в  первую очередь психическим отношением лица к совершенному деянию, т.е. виной. Существует две формы вины: умысел и неосторожность.
Умысел характеризуется тем, что  лицо, совершившее правонарушение, сознавало общественно опасный  характер своего действия или бездействия; предвидело его общественно опасные  последствия и желало их (прямой умысел) или сознательно допускало  наступление этих последствий (косвенный  умысел). 
Неосторожность характеризуется  тем, что лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления  общественно опасных последствий  своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (противоправная самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления  таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (противоправная небрежность).
Крайняя необходимость, необходимая  оборона, невменяемость являются обстоятельствами, исключающими юридическую ответственность.
Выше отмечалось, что в субъективную сторону правонарушения входят также  мотив и цель.  И цель, и мотив могут оказывать влияние на квалификацию правонарушения. Следует иметь в виду, что цель правонарушения не всегда совпадает с реальным результатом противоправного деяния 
Необходимо иметь в виду, что  отсутствие хотя бы одного из элементов  состава правонарушения лишает противоправное деяние значения правонарушения.
 
    Юридическая ответственность: понятие, виды. Основания юридической ответственности.
 
Юридическая ответственность —  это предусмотренная нормами  права мера государственного принуждения, применяемая в отношении лица, совершившего правонарушение.
К числу важнейших признаков  юридической ответственности, определяющих ее сущность и характер, относятся следующие.
1.  Юридическая ответственность заключается в обязанности субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия своего деяния. Для правонарушителя юридическая ответственность означает применение к нему санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности. В этом состоит его обязанность претерпевать меры государственного принуждения, применяемые на основе норм права. Они могут быть выражены в порицании правонарушителя со стороны общества и государства, определенных правоограничениях, обязанности возместить причиненный вред, понести уголовное либо иное установленное законом наказание и т. д.
2.  Юридическая ответственность определяется государством и применяется его компетентными органами либо иными лицами, уполномоченными на то законом.
3.  Порядок привлечения к юридической ответственности четко регламентирован законом. Важнейшие нормы, определяющие процесс привлечения к юридической ответственности правонарушителя, его права и обязанности, порядок применения в отношении него государственно-принудительных мер, содержатся в процессуальных нормативно-правовых актах — Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе и т. д. Реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.
4. Основанием юридической ответственности  является совершение правонарушения. Наличие в совершенном деянии всех признаков состава правонарушения является основанием для привлечения лица, его совершившего, к юридической ответственности. Основание юридической ответственности появляется с момента совершения общественно вредного деяния, содержащего состав правонарушения. За одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено к конкретному виду юридической ответственности только один раз (так, например, нельзя дважды нести уголовную ответственность за одно и то же преступление). Однако различные виды юридической ответственности могут сочетаться друг с другом, и за совершение одного правонарушения лицо может быть привлечено одновременно к различным видам юридической ответственности (например, суд постановил взыскать с осужденного материальный ущерб, причиненный преступлением, а администрация по месту работы уволило лицо в связи с совершением преступления — в этом случае уголовная ответственность сочетается с другими видами юридической ответственности — гражданско-правовой и дисциплинарной).
В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
Каждый из вышеперечисленных видов  юридической ответственности отличают свои специфические черты, определяемые тем или иным отраслевым методом правового регулирования, свои характерные меры взыскания и особый порядок их применения.
Дисциплинарная ответственность  заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя организации за нарушение трудовой либо иной дисциплины. Основными дисциплинарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с работы; в условиях вооруженных сил — назначение вне очереди в наряд по службе, снижение в воинском звании или в должности.
Административная ответственность  выражается в применении судами, а также органами исполнительной власти и уполномоченными должностными лицами мер административного воздействия к лицам, виновным в совершении административных правонарушений. К числу административных наказаний относятся предупреждение, административный штраф, административный арест, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация и т. д.
Материальная ответственность  — ответственность сторон трудового договора за ущерб, причиненный другой стороне этого договора в результате виновного, противоправного поведения. Материальная ответственность всегда носит имущественный характер и заключается в возмещении имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих юридических обязанностей, возложенных на него для выполнения трудовой либо служебной деятельности.
Гражданско-правовая ответственность  возникает за нарушение имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций, неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору гражданско-правового характера.
Уголовная ответственность — государственно-принудительное воздействие, предусмотренное уголовно-правовой нормой и применяемое к лицу, совершившему преступление, обвинительным приговором суда. Уголовная ответственность — наиболее суровый вид юридической ответственности; применяется только судом к лицу, виновному в совершении преступления, заключается в применении к преступнику мер уголовного наказания — самых строгих мер государственного принуждения, влечет за собой наиболее серьезные правоограничения. К числу уголовных наказаний относятся штраф, исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, лишение свободы, конфискация имущества и др.
Юридическая ответственность в  современном обществе направлена на охрану правопорядка, воспитание граждан  в духе уважения и соблюдения законов, понимания ими необходимости правомерного поведения.
 
    Конституция РФ 1993 г.: порядок принятия, изменения, общая характеристика
 
Конституционное право — одна из основополагающих отраслей публичного права. Всем отраслям публичного права  свойственна в ярко выраженной форме  функция обеспечения общественного  интереса.
Срок действия российских конституций  небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции  были по своей сущности советскими, т. е. фиктивными. Они провозглашали  принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан  пользоваться широкими правами и  свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция существенно  отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.
Ей присущи следующие особенности.
    Это в основном деидеологазированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.
    Конституция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
    В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).
    Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту, независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, реально это положение пока не реализовано.
    В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.
    Конституция РФ — это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.
Представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись.
Другие трактуют конституцию как  общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан  — это недостижимый идеал)? Разве  они не граждане государства или  конституция на них не распространяется?
В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как  на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется  в ее основной функции — функции  поиска и установления оптимального соотношения интересов различных  социальных групп, слоев общества.
 
    Понятие, сущность, основные черты содержания и юридическая природа конституции как основного закона государства. Функции конституции.
 
Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной  власти и местного самоуправления. Понятие «конституция» употреблено  в работах Аристотеля в связи  с обоснованием им идеи рационального  государственного устройства.
Происхождением  термин «конституция» обязан указам римского императора. Функции раскрывают сущность, социальное назначение и  служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.
Юридическая функция заключается в том, что  конституция представляет собой  главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической  силой и составляют основу всей системы  правового регулирования. Юридическая  функция характеризует собственно служебную роль конституции в  национальной правовой системе.
Как правовой акт особого свойства конституция  выполняет следующие юридические  функции:
а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной  власти и иных субъектов конституционного права.
б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.
в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая  заключается в закреплении основным законом стратегических целей и  задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный  прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений (См. Прил.1).
Учредительная функция выражается в признании  и юридическом оформлении важнейших  институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы.
Учредительная функция указывает на то, что конституция  появляется вследствие коренных изменений  в жизни общества и выступает  политической и правовой основой  его дальнейшего развития. Учредительная  роль конституции проявляется в  том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает  прогрессивные тенденции политико-правового  развития, создавая условия для появления  новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут  получить общественного признания  без их высшей законодательной поддержки.
Политическая  или социально-политическая функция  проявляется в том, что конституция  есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие  на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции  в закреплении и развитии основ  государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция  выполняет роль генеральной политической директивы.
Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается  в том, что конституция является философией государственной власти, отражая особое мировоззрение: провозглашает  и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и  гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию - систему идей, воззрений  на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация  конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового  акта) «обесточивает» ее юридическую силу.
Кроме указанных  функций конституция также осуществляет интеграционную функцию. Современные  конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость  государства, препятствовать его территориальному распаду.
 
    Форма государства.
 
Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти.
В теории государства и права форма государства является одним из фундаментальных понятий. Форма государства – это комплексная характеристика порядка формирования, распределения и деятельности высших органов государственнойвласти. Составляющими элементами формы государства являются: 
    форма правления,
    форма государственного устройства,
    государственный режим.
Под формой государственного правления принято понимать способ образования и взаимодействия высших органов государственной власти между собой и с населением. По форме правления государства  делятся на две группы: монархии иреспублики. Под монархией понимают такую форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследовании. Напротив, республика представляет собой такую форму правления, которая основана на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. В теории государства и права монархии делят на абсолютные и представительные, а республики – на парламентские и президентские.
Форма государственного устройства в теории государства и права  трактуется как способ территориальной  организации государственной власти и взаимоотношений государства  в целом и отдельных его  частей. По форме устройства государства  делятся на унитарные и федеративные.
В теории государства и  права большое внимание уделяется  форме государственного режима. Под  государственным режимом принято  понимать совокупность методов осуществления  государственной власти. Широкое  распространение получило деление  государственных режимов на демократические  и недемократические.
 
    Основы конституционного строя Российской Федерации: общая характеристика
 
Конституционный строй (в  узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле)  – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.
Элементы конституционного строя РФ:
    республиканская форма правления;
    суверенитет РФ;
    права и свободы личности;
    источник власти – многонациональный народ России;
    верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
    федеративное государственное устройство;
    гражданство РФ;
    разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
    организация местного самоуправления.
Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.); 5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России); 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).
 
    Права и свободы человека и гражданина, обязанности граждан РФ.
 
 
 Конституционные (основные) права и свободы граждан  России – это закрепленные в Конституции Российской Федерации, действующие на всей ее территории, неотъемлемые, неотчуждаемые и естественные права и свободы, принадлежащие гражданину от рождения, а также возникающие у него в связи с наличием иных обстоятельств возможности, направленные на удовлетворение его многообразных интересов в различных сферах общественных отношений, не противоречащих законам России, и гарантированные государством.         
 Права и свободы человека, закрепленные в Конституции, можно  условно разделить на три группы: 1) личные права и свободы; 2) политические  права и свободы; 3) социально-экономичес-кие  права. Система прав и свобод  представляет собой объективно  сложившуюся связь и взаимодействие  всех перечисленных групп и  видов прав и свобод.        
 Кроме того, права и свободы  граждан составляют две большие  группы: общие и специальные.        
 К общим правам и свободам  относятся конституционные и  отраслевые, обладание которыми  не связано с социальным статусом  граждан, их служебным, семейным  положением и полом.        
 Специальные права и свободы  граждан зависят от специфических  характеристик личности, в частности  можно выделить специальные права  отдельных категорий рабочих,  пенсионеров, военнослужащих, депутатов, женщин, осужденных. Такого рода права конкретизируют или дополняют общие права и свободы граждан.        
 Перечень личных прав и  свобод в Конституции 1993 года  открывается правом на жизнь.  В советских конституциях право  на жизнь не закреплялось, хотя  оно было провозглашено еще  во Всеобщей декларации прав  человека 1948 года, а затем в Международном  пакте о гражданских и политических  правах. Сегодня право на жизнь  является не менее актуальным, чем прежде, и выступает не  только как ограничитель смертной  казни. Государство обязано предпринять  все возможные меры для того, чтобы люди не гибли в межнациональных  конфликтах и гражданских войнах, от преступности, природных и  производственных катастроф.        
 Конституция предусматривает,  что государство обязано создавать  для жизни человека благоприятные  условия и охранять достоинство  личности.        
 Арест, заключение под стражу  и содержание под стражей допускаются  только по судебному решению,  а до этого лицо может быть  подвергнуто задержанию на срок  не более 48 часов. Каждый имеет  право на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, защиту своей чести и  доброго имени. Закреплены право  на тайну переписки, телефонных  разговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, принцип неприкосновенности  жилища, положение о том, что  сбор, хранение, использование и  распространение информации о  частной жизни лица без его  согласия не допускаются.        
 В многонациональной России, где развиты межнациональные  браки, миграция населения, многие  люди проживают вне своих национальных  территорий, немаловажное практическое  значение имеет конституционная  норма, закрепляющая право каждого  определять и указывать свою  национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26 Конституции).        
 Конституция закрепляет право  человека на свободу передвижения, выбора места пребывания и  жительства. Это право провозглашено  еще во Всеобщей декларации  прав человека и других международно-правовых  документах, в том числе в Международном  пакте о гражданских и политических  правах. Международным стандартам  отвечает также право каждого  свободно выезжать за пределы  России. Гражданин Российской Федерации  имеет право беспрепятственно  возвращаться в Россию.        
 Конституция 1993 года гарантирует  каждому свободу мысли и слова.  Эта предпосылка демократии имеет  пределы, очевидные для любого  цивилизованного общества: не допускаются  пропаганда или агитация, возбуждающие  социальную, расовую, национальную  или религиозную ненависть и  вражду. Запрещается пропаганда  социального, расового, национального,  религиозного или языкового превосходства.  Никто не может быть принужден  к выражению своих мнений и  убеждений или отказу от них.         
 Специфика личных прав и  свобод состоит не только в  том, что они направлены на  обеспечение автономии личности, ее защиту от внешнего вмешательства  во внутренний мир. Человек  защищен наилучшим образом в  том случае, если действуют три  правила. Первое – Конституция содержит полный и исчерпывающий перечень права свобод. Второе – установлены и действуют барьеры, ограничения и прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы от противоправных и произвольных попыток ее ущемления со стороны государства. Третье – человек имеет эффективные инструменты самозащиты от вмешательства со стороны, в том числе нарушения личных прав и свобод государством.         
 Политические права и свободы,  в отличие от личных прав  и свобод, нацелены не на обеспечение  автономии человека, а на его  активное включение в жизнь  страны, управление ее делами. Эти  права и свободы создают условия  для укрепления связей между  человеком и обществом, гражданином  и государством.        
 Одним из наиболее важных  представляется право граждан  Российской Федерации избирать  и быть избранными в органы  государственной власти и органы  местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме. Не  имеют права избирать и быть  избранными граждане, признанные  судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда.        
 В конституционных нормах  закрепляются основные социально-экономические  права человека и гражданина, Конституция определяет две главные  задачи государственной политики. Первая из них заключается  в том, чтобы создать условия,  обеспечивающие достойную жизнь  и свободное развитие человека. Это охрана труда и здоровья  людей, установление минимального  размера оплаты труда. Вторая  задача государства – поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Предусматривается развитие системы социальных служб, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
 
    Понятие и система государственных органов Российской Федерации.
 
Орган государственной власти –  группа людей , наделенная властными  полномочиями и осуществляющая в  установленном законом порядке  реализацию задач и функций государства.
Государство реализует свои властные правомочия главным образом через систему  органов и учреждений, которые  в совокупности образуют государственный  механизм. Конституционно-правовое регулирование  государственного механизма в демократических  государствах основываются на ряде принципов, среди которых необходимо назвать  следующие два:  
    Принцип народного суверенитета, .означающий, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ. Власть народа осуществляется в двух основных формах: непосредственной и представительной. Высшим непосредственным выражением народовластия в РФ являются свободные выборы и референдум; 
    Разделение властей - один из основополагающих принципов конституционализма) согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств в противовес другой модели, основанной на идее монополизации власти. 
    Государственный орган - это лицо (президент, губернатор) или организованная группа лиц (парламент, суд и т.д.), наделенные правом государственных полномочий, необходимых для осуществления функций государственной власти. Государственным органам в Российском государстве присущи специфические черты, отличающие их от других органов или организаций. К ним относятся: 
    а) Порядок образования государственных органов четко регламентирован нормами Конституции РФ, федеральными законами. Существуют следующие способы создания государственных органов; избрание, назначения, формирование; 
    б) Каждый государственный орган имеет свое направление деятельности, т.е. социальное назначение, выраженное в его задачах. Например, парламент осуществляет законодательную власть и проводит парламентский контроль, правительство - исполнительную власть и т.д.; 
    в) Государственный орган наделен определенной компетенцией, которая включает функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения. Следует иметь в виду, что в отличие от частных лиц, которые могут делать все, что не запрещено законом, государственный орган может делать только то, на что он прямо правомочен законом или основанным на законе другим государственным актом; 
    г) Каждый государственный орган имеет четко определенную структуру Например, парламент, т.е. Федеральное Собрание в РФ, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая палата имеет внутреннюю организацию: председатель, заместители, комитеты или. комиссии и т.д. 
    д) Каждый орган государственной власти строит свою работу в присущих и определенных ему организационно-правовых формах, т.е. в соответствии с определенной процедурой. Так, основной формой работы палат Федерального Собрания являются заседания. Конституция РФ и принятые палатами парламента регламенты определяют периодичность работы указанных органов, порядок проведения внеочередных заседаний и др. Процедура работы парламента, например, включает целый ряд производств или процессов: законодательный процесс, процедура назначения должностных лиц и т.д.; 
    е) Наконец, каждый государственный орган обладает таким элементом правового статуса, как ответственность. Например, конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в потере Президентом РФ своей должности. 
    Каждая из составных частей системы и органы, входящие в нее, обладают значительной спецификой, обусловленной природой и характером соответствующих законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти: 
    а) Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента РФ, парламентов республик в составе России, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (государственных дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и других органов на уровне сельских и городских районов). Они занимаются в основном нормотворческой деятельностью. Те, которые обладают правом принимать законы (парламент РФ и парламенты республик), принято называть органами законодательной власти. Органы государственной власти других субъектов Федерации (автономных образований, городов федерального значения, краев и областей), а также городов, сельских и городских районов, которые вправе принимать не законы, а иные нормативно-правовые акты (решения, постановления и т.п.), именуют обычно представительными органами государственной власти. Так же именуют, как мы видели вначале, и органы законодательной власти. И это верно: и первые, и вторые состоят из депутатов - представителей групп избирателей и общественных объединений, избранных в органы власти народом; 
    б) Федеральные органы исполнительной власти имеют существенные особенности по сравнению с органами как законодательной, так и судебной власти. Они обусловлены своеобразием характера и спецификой функций исполнительной власти и органов, данную власть осуществляющих. 
    Одной из основных особенностей исполнительной власти как ветви государственной власти является то, что она имеет исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный характер состоит в практической организации выполнения законов, иных нормативных актов, других правовых предписаний. Распорядительный характер проявляется в том, что по вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории. В силу того, что эти органы обладают не только исполнитель' ной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами. К ним относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти республик в составе РФ» органы глав администраций городов, сельских и городских районов; 
    в) Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
 
 
    Основы правового статуса Президента РФ (требования к кандидатам, порядок замещения должности, основные функции и полномочия Президента РФ).
 
В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства (п.1 ст.80), гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80). Он определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства  в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных  соглашениях.
 Статья 80 Конституции РФ определяет функции Президента. Его полномочия конкретизированы в последующих статьях гл. 4 Конституции, в других главах, а также в федеральных законах. Общерегулятивные нормы ст.80, определяющие основы правового положения Президента отдельными исследователями интерпретировались как некие «общие полномочия, подразумевающие неопределенное количество конкретных полномочий» - «скрытые полномочия». В Постановлении КС РФ от 30 апреля 1996 г. сформулирована позиция общего характера о том, что, поскольку Президент является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, то, следовательно, издание им указов, восполняющих пробелы в законах, не противоречит Конституции РФ. При этом введены ограничительные рамки – указы не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а действовать они могут только до принятия по данному вопросу законодательных актов.
Такая позиция КС РФ вызвала массу  негативных откликов, в том числе  в лице самих же судей Конституционного Суда (В.О.Лучина, Б.С.Эбзеева, Н.В.Витрука): «Президент, принимая указы по вопросам, требующим законодательного решения, фактически присваивает властные полномочия Федерального Собрания, а это (как  записано в части 4 статьи 3 Конституции  Российской Федерации) преследуется по федеральному закону. Но, видимо, никто  не верит в реальность подобной угрозы, иначе представитель Президента Российской Федерации не заявил бы в заседании Конституционного Суда о том, что «нормотворчество с  помощью указов Президента объективно будет продолжено по тем вопросам, которые не урегулированы действующим  законодательством». Можно выразить лишь сожаление, что Конституционный  Суд своим авторитетом оправдывает  антиконституционную указную практику, основанную на целесообразности и так  называемых «скрытых» полномочиях  Президента Российской Федерации».
Как отмечает Л.А.Окуньков, статус и  полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что  на первое место выдвинуты цели и  задачи укрепления государства, обеспечения  конституционного правопорядка, согласованной  работы всех органов государственной  власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций  главы государства, они весомей  и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического  курса государства. То есть, Президент  выступает активным проводником  политических реформ в рамках защиты конституционного строя.
Президентом инициируются федеральные  законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной  власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.
Общие положения о выборах Президента РФ изложены в ст.81 Конституции РФ. Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом  РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Такое ограничении имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, установления личной диктатуры, закрытию притока в эшелоны власти новых свежих сил, политических деятелей нового поколения. В то же время, Конституция не закрывает путь способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного. Бывший Президент вполне может вновь участвовать в выборной гонке, лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «другим» президентством.
Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги российскому народу и  прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности  с момента принесения присяги  вновь избранным Президентом (ч.1 ст.92). Акт принесения присяги имеет  важное юридическое значение: во-первых, это момент отсчета времени президентства, а во-вторых, это публичная клятва, обязывающая Президента верно служить  на благо народа и государства.
Полномочия П.РФ могут быть прекращены досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия или отрешения  от должности. При этом выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее  трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент  не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства России. Исполняющий обязанности Президенте, в отличие от Президенте, не вправе распускать Государственную Думу, назначать  референдум, а также вносить предложения  о поправках и пересмотре положений  Конституции России (ст. 92).
Согласно ст.93 Конституции, Президент  РФ может быть отрешен от должности  Советом Федерации только на основании  выдвинутого Государственной Думой  обвинения в государственной  измене или совершения иного тяжкого  преступления, подтвержденного заключением  Верховного Суда России о наличии  в действиях Президента РФ признаков  преступления и заключением Конституционного Суда России о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение  Государственной думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации  об отрешении Президента РФ от должности  должны быть приняты двумя третями  голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее  одной трети депутатов Государственной  Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение  Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято  не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной  Думой обвинения против Президента РФ. Если в указанный срок решение  Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается  отклоненным. Таким образом, ст.ст. 92-93 предполагают три законных способа  досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ: отставка, стойкая  неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему  полномочия, отрешение от должности.
 
 
18.Федеральное Собрание  РФ: структура, порядок формирования, полномочия
 
Согласно Конституции  РФ Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.
Конституция РФ (ст. 94) характеризует  Федеральное Собрание РФ как законодательный  орган РФ.В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета.В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.
Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов,представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.
В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведениюв соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступленийруководителей иностранных государств.
Основными функциями парламента являются:
1) представительство;
2) законотворчество;
3) контроль.
Основными стадиями законодательного процесса являются:
1) внесение законопроекта в Государственную Думу;
2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;
3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;
4) подписание Президентом РФ и обнародование закона. Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):
1) Президент РФ;
2) Совет Федерации;
3) депутаты Государственной Думы;
4) Правительство РФ;
5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
6) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, но только по вопросамих ведения.
В реализации этих функций  участвуют обе палаты Федерального Собрания (что также свидетельствуето единстве правовой природы законодательного органа России), и реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве.
Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательномпроцессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания – Государственную Думу.
В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительноерассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания. Они решаютвопросы организации своей деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.
В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.
Парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палаты в пределахих полномочий, а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета Федерации.
Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.
Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания.
Согласно регламенту Совета Федерации по результатам парламентских  слушаний, проводимых в этойпалате, могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу.В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.
Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные  правовые акты.
 
19.Правительство РФ: полномочия, основы взаимодействия с другими  органами власти
 
Правительство РФ - высший орган государственной исполнительной власти. Основным нормативным актом, определяющим компетенцию Правительства является ФКЗ "О Правительстве РФ". Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. С организационной точки зрения Правительство РФ - орган коллегиальный и постоянно-действующий. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции РФ).
Правительство РФ руководит работой федеральных  министерств и ведомств и контролирует их деятельность. Они подчиняются  Правительству и ответственны перед  ним за выполнение порученных задач. Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре  федеральных органов исполнительной власти.
Правительство РФ организует и направляет работу всех федеральных органов исполнительной власти, например принимает решения  о кадровых назначениях; утверждает положения о федеральных органах  исполнительной власти; отменяет или  приостанавливает действие актов федеральных  органов исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
На основании  статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
    разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой
    обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
    обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
    осуществляет управление федеральной собственностью;
    осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
    осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
    осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
На основании  и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных  указов Президента Российской Федерации  Правительство издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и  распоряжения Правительства обязательны  к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства  в случае их противоречия Конституции  Российской Федерации, федеральным  законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом  Российской Федерации.
Взаимодействие  Правительства
и Президента Российской Федерации
 
Взаимодействие Правительства  России и Президента РФ в области  законотворческой деятельности осуществляется в р
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.