На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

     Введение………………………………………………………………………3

    Государственное регулирование экономики…………………………..5
    Понятие налога……………………………………………………………9
      Основные  функции налогов……………………………………..10
      Виды налогов……………………………………………………..11
      Влияние налогов  на экономику…………………………………12
    Основные  налоговые теории и их современные 

    интерпретации…………………………………………………………..13

    Сущность  налогового регулирования…………………………………18
      Налоги  как инструмент государственного

      регулирования экономики……………………………………....19

      Налоги  как инструмент государственного

      воздействия на решения хозяйствующих 

      субъектов…………………………………………………………..21

      Налоги  как инструмент социальной политики.………………..22

Заключение……………………..………………………………………………….24

Список  использованной литературы……………………………………………..26

Приложения………………………………………………………………………..28

     Введение

     Налоги  являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм    государственного    устройства    всегда    сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этого налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру.
     Тема  работы является актуальной, так как  в условиях рыночного хозяйства  первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику  имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, так как все процессы общественного воспроизводства, включая их социально-гуманитарные составляющие, в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия.
     Налоговое регулирование представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.
     Регулирующая  функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, так как налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.
     Изменяя условия налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
     В регулирующей функции налогов следует  выделить стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений. Она проявляется в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов. Примерами могут служить налоговое кредитование и целевые льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.
     Налогами  можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. С их помощью можно создавать предпосылки для снижения издержек производства, повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке.
     Исходя  из всего вышеизложенного, можно поставить цель данной курсовой работы:
    Рассмотреть понятие государственного регулирования экономики, формы и методы регулирования;
    Изучить общее понятие налога, функции налогов, классификацию, основные налоговые теории;
    Рассмотреть понятие налога в контексте государственного регулирования экономики; выделить основные методы и рассмотреть механизмы налогового регулирования.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Произвести обзор литературы по данной теме; рассмотреть и сопоставить различные точки зрения на данную проблему.
    Проанализировать нормативные документы, имеющие отношение к теме работы;
    Задействовать вспомогательные материалы, чтобы рассмотреть проблему наиболее полно, с различных сторон.
 
    Государственное регулирование экономики
 
     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики.
     В любой экономической системе, в  том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном  смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение  часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
     Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах  оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование  является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает  самого пристального внимания.
     Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в  условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
     Государство отвечает за:
    фискальную политику (бюджет, налоги);
    монетарную политику (денежные средства, кредиты);
    внешнюю торговлю;
    распределение доходов;
     Объективная возможность государственного регулирования  экономики появляется с достижением  определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ решает различные задачи, такие как: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
     Конкретные  направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических  и социальных проблем в той  или иной стране в конкретный период.
     Цель  государства в рыночной экономике  не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства  – везде, где необходимо.
     Формы государственного регулирования экономики:
    государственные целевые программы (социальные);
    прогнозирование;
    моделирование экономических ситуаций;
     Высшая  форма государственного регулирования  экономики - это государственное  экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор  инструментов государственного регулирования  экономики.
     Регулирование государства распространяется и  на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование  имеет общие «централизованные  механизмы», которые характерны и  для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.
     Средства государственного регулирования экономики подразделяются на:
    административные;
    экономические.
     Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.
     Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
     Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный  сектор в экономике.
     Основные  экономические инструменты -  это:
    регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
    установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
    операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
     При помощи этих инструментов государство  стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
     Методы государственного регулирования экономики разделяются на:
    прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты);
    косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика, внешнеэкономическое регулирование.
     Прямое  государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
     Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному характеру.
     Действенность государственного регулирования экономики  с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных  размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.
     Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных  расходов являются налоги. Они также  широко используются для воздействия  на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная  роль налогов - регулирующая.
     Государственное регулирование при помощи налогов  зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также  от видов и размеров налоговых  льгот.
     Налоги  в государственном регулировании  экономики играют двоякую роль: с  одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования.
     Задача  государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или  иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый  механизм воздействия на хозяйственное  поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые  налоговые скидки, льготы, отсрочка уплаты налогов.
      
    Понятие налога
 
     Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
     Исторически возникновение налогов относится  к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных  доходов. В условиях частной собственности  и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора дохода в государственные бюджеты. Как  часть распределительных отношений  общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических  формаций, изменения функций и  роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При  феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций  феодального государства, образованием централизованных государств возросла роль денежных налогов в формировании государственной казны.
     Взимание  налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
      Основные  функции налогов
 
     Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
      Фискальная функция - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
    Распределительная (социальная) функция - состоит в перераспределении общественных доходов. Происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.
    Регулирующая функция - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
    Стимулирующая функция - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
        Дестимулирующая функция налогообложения направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
     Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
      Виды  налогов
 
     Все налоги подразделяются на несколько  видов:
      Прямые  и косвенные.
     Прямые - налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства. Косвенные - налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налоги на прибыль, имущества и т.п. Косвенные же налоги — это налоги на добавленную стоимость, налог с продаж и т.п.
       Аккордные и подоходные.
     Первые  государство устанавливает вне  зависимости от уровня дохода экономического агента. Под последними подразумевают  налоги, составляющие какой-то определенный процент от дохода.
       Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные.
     Подоходные  налоги делятся на три типа:
    Прогрессивные налоги - налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.
    Регрессивные налоги - налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.
    Пропорциональные налоги - налоги, которые не зависят от величины облагаемого дохода.
      Влияние налогов на экономику
 
     Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов  населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.
     С точки зрения микроэкономики налоги рассматриваются фирмами как очередные затраты на дополнительную единицу продукции. Таким образом, фирмы сокращают предложение своих товаров и услуг, что, в свою очередь, ведет к повышению цен на продукцию и, соответственно, снижению объема ее производства (количество товара становится меньше). При этом, налоговое бремя распределяется между покупателями и продавцами. Само распределение налога между производителем и потребителем в экономической теории зависит от ценовой эластичности спроса на товар или услугу.
    Если спрос эластичен, тогда, при прочих равных условиях, большую часть налога платят производители.
    Если же спрос не эластичен, то, при прочих равных условиях, потребители платят большую часть налогового бремени.
     С точки зрения макроэкономики снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения. Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление, а, следовательно, и совокупный спрос. Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. Сокращение предложений фирм ведет к сокращению совокупного предложения.  

    Основные  налоговые теории и их современные  интерпретации
 
     Налоговая теория - система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства.
     Эволюция  различных налоговых теорий происходила  одновременно с развитием различных  направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства.
     Формирование  налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. Долгое время господствующим было только классическое представление  о роли налогов в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом впервые  было создано учение об эволюции государственных  финансов и налоговой системе. Он определил ее как более или  менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна. Налоги играли роль источников дохода бюджета государства, и полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью. Но с усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое.
     Кейнсианская  теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления  государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания “эффективного спроса” как условия  для обеспечения реализации произведенной  продукции посредством воздействия  различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении  притока инвестиций должно сыграть  государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей  системы налогов, не исключая всякого  рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной  инициативой.
     Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности  в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая  система стимулирует принятие риска  производителем относительно капитальных  вложений. Одним из важных условий  его теории является зависимость  экономического роста от достаточных  денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.
     В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства  по линии достижения “эффективного  спроса” перестала отвечать требованиям  экономического развития. Кейнсианская система регулирования была подорвана  по следующим причинам.
     Во-первых, когда инфляция стала приобретать  хронический характер ввиду изменений  в условиях производства, а не реализации, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение  ресурсов, а не спрос на них.
     Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости  каждой страны от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало  положительное воздействие на иностранные  инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции “эффективного спроса”  пришла неоклассическая теория “эффективного  предложения”.
     Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности  производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается  в неодинаковом подходе к методам  государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние  корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной  конкуренции, поэтому государственное  вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными  саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической  теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.
     Дж. Мид, построивший неоклассичекую модель, отводил государству лишь косвенную  роль в регулировании экономических  процессов, считая государство дестабилизирующим  фактором с безграничным ростом его  расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой  политики, неоклассицисты полагают, что  таким образом будет создан эффективный  механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и  устойчивый рост национального богатства.
     В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и  монетаризм.
     Теория  экономики предложения предусматривает  снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так  как, по мнению сторонников этого  направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и  тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный  постулат теории - утверждение, что  лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование  и высокие налоги лишь мешают его  нормальному функционированию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.