На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Отчет по практике в ОАО «Пермский моторный завод»

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?3
                                                                                                                                     
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный университет
(ГОУ МГИУ)
Институт дистанционного образования
 
 
 
 
 
 
 
Отчет

Практика по финансам предприятия

 

Место прохождения практики: ОАО «Пермский моторный завод»

 
 
                                                             
 
                                                                      
 
                                                                     Студент                                                                                      Группа    
 
 
 
 
Руководитель практики    
 
Дата  __________________________
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2011 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Организационная характеристика  ОАО «Пермский
моторный завод»……………………………………………………………………5
1.1. Форма собственности
1.2. Организационно-правовая форма
1.3. Организационная структура
1.4. Основные виды деятельности
1.5. Система налогообложения и налоговая политика
1.6. Законодательное и нормативное обеспечение деятельности предприятия
1.7. Информационная база финансового анализа
 
2. Анализ предприятия ОАО «ПМЗ» …………………………………………..14
2.1. Анализ управления объемом продаж
2.2. Анализ собственного капитала организации………………………………...16
2.3. Анализ финансовой устойчивости организации…………………………….20
2.4. Анализ платежеспособности и  ликвидности………………………………..23
2.5. Анализ динамики и структуры оборотных активов…………………………24
2.6. Факторный анализ оборачивоимости………………………………………...26
2.7. Анализ финансового результата от реализации продукции………………...27
2.8. Анализ рентабельности деятельности………………………………………..28
 
3. Пути улучшения финансового состояния (заключение)………………….31
 
Список литературы……………………………………………………………….34
Приложение………………………………………………………………………..35
 
 
 
 
Введение
         Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий.
         Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала.
         Основные фонды (станки, оборудование, здания) постепенно, в течение нескольких производственных циклов переносят свою стоимость на создаваемую продукцию (амортизационные отчисления). Основные фонды включают и нематериальные активы - стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав.
         Оборотные фонды участвуют в производственном цикле однократно, полностью перенося свою стоимость на изготавливаемую продукцию. К ним относятся запасы сырья, полуфабрикатов, топлива, тара, незавершенное производство, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Основное назначение оборотных фондов заключается в обеспечении ритмичности и непрерывности производства.
         Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они включают готовую продукцию, запасы товаров, денежные средства на счетах предприятия, в кассе и в расчетах. По характеру участия в производственно-торговом процессе оборотные фонды и фонды обращения тесно взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы производства в сферу обращения, поэтому они учитываются как единые оборотные средства.
          В своей теме «Финансы предприятия» я постараюсь раскрыть такие вопросы, как что такое финансы предприятий, какие функции выполняют финансы предприятий, каковы принципы организации финансов хозяйствующих субъектов и показатели финансовой деятельности предприятий.
Что такое финансы предприятий?
         Финансы хозяйствующих субъектов - это относительно самостоятельная сфера финансовой системы, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятия. Именно здесь формируется основная часть доходов хозяйствующих субъектов, которые в дальнейшем перераспределяются в хозяйственном комплексе страны и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.
       Финансовые ресурсы предприятия - это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.
Главная цель данной работы – сбор и анализ материалов. Для выполнения отчета по практики были рассмотрены следующие аспекты:  организационная характеристика  ОАО «Пермского моторного завода» ( далее ОАО «ПМЗ» ), источники формирования финансовых ресурсов предприятия, направления использования финансовых ресурсов.
Поставленная цель конкретизируется следующими задачами:
- Форма собственности;
- Организационно-правовая форма;
- Организационная структура;
- Основные виды деятельности;
- Система налогообложения и налоговая политика;
- Законодательное и нормативное обеспечение деятельности предприятия;
- Анализ состава, структуры, динамики собственных, заёмных и привлеченных финансовых ресурсов;
- Анализ состава, структуры, динамики доходов  от реализации продукции;
- Анализ формирования и использования финансовых результатов деятельности  организации;
- Организация и ведение текущей деятельности ОАО «ПМЗ» в том числе:
а) Процесс производства основного капитала: источники производства основных средств. Состав, структура и динамика основных средств. Расчет показателей эффективности использования оборотного капитала.
б) Формирование и пополнение оборотного капитала: источники формирования, состав, структура. Расчет показателей эффективности использования оборотного капитала.
- Инвестиционная деятельность организации
- Объекты инвестиционной деятельности и их характеристика
- Источники осуществления инвестиционной деятельности
- Особенности осуществления финансовых инвестиций
Практика по финансам предприятия пройдена на предприятии ОАО «ПМЗ». Предмет анализа – финансовые процессы предприятия и конечные производственно – хозяйственные результаты его деятельности.
 
 
1. Организационная характеристика  ОАО «Пермский моторный завод»
 
 
Полное наименование компании: ОАО Пермский Моторный Завод
Краткое наименование компании: Пермский Моторный Завод (ПМЗ), ОАО
Страна: Россия
Организационно-правовая форма: Открытое акционерное общество
Форма собственности: Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности
Дата регистрации, кто зарегистрировал, регистрационные номер, коды ОКОНХ, ОКПО, ИНН: 1997 год, город Пермь
Руководитель компании: 
Контактная информация:  root@jetmotors.perm.ru, www.pmz.ru
Фактический адрес главного офиса: Россия, 614600 Пермь, Комсомольский пр., 93
Почтовый адрес главного офиса: 614600, Россия, Пермская обл., Пермь, Комсомольский проспект, д. 93
 
ОАО «Пермский Моторный Завод» образовано в 1997 году в процессе реструктуризации крупнейшего российского завода «Пермские Моторы» как его дочернее предприятие, унаследовавшее газотурбинное производство, а с ним и богатые традиции двигателестроителей Западного Урала.
История родоначальника пермских моторостроителей ОАО «Пермские Моторы» ведет свой отсчет с 1 июня 1934 года, когда на строящемся заводе в Перми был собран и испытан первый звездообразный мотор М-25. Уже через четыре года завод № 19, как он тогда назывался, стал крупнейшим производителем авиационных моторов. В годы Великой Отечественной войны завод перекрыл свою проектную мощность в 12 раз и выпустил более 32 тысяч моторов. Ими оснащались боевые самолеты, в том числе знаменитые Ла-5, Су-2 и Ту-2. С переходом авиации в 50-х годах с поршневых на реактивные двигатели завод упрочил свои позиции и стал постоянным партнером и поставщиком продукции для всемирно известных фирм Туполева, Ильюшина, Микояна, Миля, Мясищева.
      «Пермский Моторный Завод» - единственное в России предприятие, производящее авиадвигатель 4-го поколения ПС-90А, успешно конкурирующий с лучшими двигателями своего класса - PW2000 (Пратт энд Уитни, США), RB211 (Роллс-Ройс, Великобритания).
       Быстро развивающееся направление работ - производство промышленных газотурбинных установок. Пермские установки унаследовали от авиационных двигателей технические и экологические характеристики мирового уровня, систему технического обслуживания «по состоянию», требуют небольших штатов и площадей, что дает высокий эксплуатационный эффект при минимальной стоимости жизненного цикла.
Сегодня «Пермским моторным заводом» выпускается более 10 типов ГТУ мощностью от 2,5 до 25 МВт для привода компрессоров газоперекачивающих агрегатов и генераторов газотурбинных электростанций.
     «Пермский Моторный Завод» стремится в максимальной степени удовлетворить запросы Заказчика, предлагая развитую сервисную поддержку:
?        полное техническое обслуживание ПС- 90А при фиксированной ставке за час эксплуатации;
?        техническое обслуживание ГТУ с гарантированной эксплуатационной эффективностью в течение всего жизненного цикла;
?        оперативное обследование и диагностику, прогнозирование технического состояния и устранение неисправностей;
?        капитальный и локальный ремонт.
«Пермский моторный завод» является заслуженным лидером в авиационном и промышленном двигателестроении России и СНГ.
Организационная структура ОАО «ПМЗ»:

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст. 1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами и сборами Налоговым кодексом Российской Федерации установлены региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, подлежащих уплате организациям всех форм собственности и физическими лицами, считается общим режимом налогообложения.
В современной отечественной экономической литературе налоговую систему принято определять как совокупность:
- налогов и сборов, взимаемых государством;
- принципов, форм и методов их установления;
- регулирующих законодательных актов;
- форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства 29, с. 150.
В состав налоговой системы Российской Федерации входят:
- федеральные налоги и сборы;
- региональные налоги и сборы;
- местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ (на федеральном уровне) и обязательные к уплате на всей территории РФ. Налоги данного вида перечислены в ст. 13 НК РФ.
Налоговая политика

Налоги

Учетная политика

        Существует ряд нормативно-законодательных актов, регламентирующих деятельность коммерческих организаций. Помимо основных документов имеется большое количество различных дополнений и изменений в виде отдельных Законов, Постановлений, Приказов, Указов и т.д. Следовательно, перечислить их все не представляется возможным. Поэтому в данной главе целесообразно рассмотреть лишь основные нормативно-законодательные акты.
        В своей деятельности ОАО "ПМЗ" ориентируется на основной закон государства - Конституцию РФ от 12.12.93 г. (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679), наделенную высшей юридической силой и определяющий основы конституционного строя. При ведении бухгалтерского учета изучаемое хозяйство руководствуется законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений, внесенных ФЗ от 23.07.98 г. №123-ФЗ).
         В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в главе 35 говорится о том, что каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Исходя из этого, каждый гражданин может создавать различные предприятия с разной организационно-правовой формой собственности.
Данные взаимоотношения регулирует Гражданский Кодекс РФ часть 1 и часть 2.
        ОАО "ПМЗ" осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом ч. II от 26.01.96 г. №14-ФЗ, принятом Государственной Думой 22.12.95 г. (в редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 12.08.96 г. №110-ФЗ, от 24.10.97 г. №133-ФЗ, от 17.12.99 г. №213-ФЗ). Он регламентирует организационно-правовую форму, договорные обязательства, права собственности, а также другие отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности их участников. По своей организационно-правовой форме изучаемое хозяйство -- ОАО, созданное в соответствии с Федеральными законами: "Об акционерных обществах" от 07.08.01 г. №120-ФЗ.
         В 1998 году были утверждены приказом Минфина РФ от 27.06.1998 г. №51н и вступили в действие Методические рекомендации по финансовой политике предприятий, направленные на совершенствование финансовой политики организаций различных организационно правовых форм в условиях рыночной экономики.
        Создание акционерных обществ регулируется Законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» № 208 ФЗ, в котором говорится, что Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
         Этот закон состоит из 14 глав, в которых содержится 94 статьи. Относительно данной дипломной работы стоит выделить главу №3. «Уставный капитал общества. Акции, облигации и иные ценные бумаги общества. Чистые активы общества». В котором регулируется создание уставного капитала, резервного фонда, дается понятие и классификация ценных бумаг.
        С момента принятия этого закона он неоднократно менялся и дополнялся.
       Бухгалтерский учет данной категории, регулируется следующими документами.
        Федеральный закон о бухгалтерском учете и он вступил в силу после официального опубликования 28.11.96. г., в нем определены концептуальные положения и общие принципы бухгалтерского учета в Российской Федерации.
        Для правильного определения прибыли предприятия необходимо разработать, принять и утвердить учетную политику, которая должна раскрывать подходы организации при решении ряда вопросов.
       На каких же счетах отражается величина собственного капитала говорится в новом «Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации»., утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г № 94н.
        В настоящее время сформировалась достаточно четкая система критериев и показателей оценки финансово-экономического состояния. В наиболее концентрированном виде система управления финансами предприятия представлена в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия (Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. №118).
         Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п. 66) в составе собственного капитала организации учитываются: уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, прочие резервы. Для формирования информации о доходах и расходах по видам деятельности хозяйствующих субъектов в разрезе экономических элементов предусмотрен План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. №94Н.
         Одна из важнейших целей предприятия  - сохранение и развитие своего производственно-экономического потенциала, и деятельность предприятий в этом плане называется инвестиционной. Инвестиционная деятельность в РФ регулируется законами: "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 02.01.02 г. №22-ФЗ, "Об инвестиционных фондах" от 29.11.01 г. №156-ФЗ, "О государственной регулировании агропромышленного производства" от 14.07.97 г. №100-ФЗ, "О финансовом оздоровлении с/х товаропроизводителей" от 09.07.02 г. №83-ФЗ. Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ от 13.02.02 г.
        Налоговая система - одна из несущих конструкций финансово-кредитного механизма. Ее регулирующая функция особенно проявляется в с/х, поскольку практически по всем видам налогов аграрным товаропроизводителям предоставлены льготы. При этом в качестве основного законодательного акта в этой сфере является налоговый кодекс РФ (принят ГД 16.07.98 г., одобрен СФ 17.07.98 г. с изменениями и дополнениями). Также, следует отметить и Методические указания по практическому применению законодательства, регулирующего порядок уплаты налогов и других платежей в государственные внебюджетные фонды, а также уплаты в бюджет доходов от приватизации (Письмо ГНС РФ от 18.11.92 г. № ВЗ-6-15/399). В Налоговом кодексе РФ, в частности в главе 25 «Налог на прибыль организации» раскрывается экономическая сущность создаваемых на предприятии фондов и резервов: фонд накопления, фонд потребления и т.д.
         В случае нарушения ответственности по долгам и угрозе банкротства необходимо руководствоваться ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, который устанавливает основания для признания должника несостоятельным, регулирует порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
          В заключении необходимо отметить, что, не смотря на большое количество существующих нормативно - правовых актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий, в настоящее время на практике приходится сталкиваться со многими проблемными вопросами организации финансов.
       Основу менеджмента ОАО«ПМЗ» составляет высоко - квалифицированная команда специалистов.
       Открытое акционерное общество ОАО«ПМЗ», создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» на основании решения Совета директоров ОАО «ПМЗ» от 1997 года.
        ОАО «ПМЗ» руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации.
Органами управления ОАО «ПМЗ» являются:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров;
- единоличный исполнительный орган (Генеральный директор);
Уставный капитал общества сформирован за счет вклада учредителя - ОАО «ПМЗ».
Вклады в уставный капитал других учредителей Пратт энд Уитни, США).
В источниках информации для проведения финансового анализа поставлены следующие задачи:
?        Определить, какие документы являются основными источниками для проведения финансового анализа;
?        Охарактеризовать данные документы, их преимущества и недостатки;
?        Определить основные требования к источникам информации финансового анализа.
Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения.
Важное значение в качестве информационной основы финансового анализа имеют бухгалтерские данные, а отчетность становится основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия. Причин тому несколько, основная из них состоит в изменении форм собственности.
Основными, наиболее доступными и компактными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия ОАО «ПМЗ» служат формы финансовой отчетности №1,2,3, а если анализ проводят внутренние пользователи, то еще и данные текущего бухгалтерского учета.
В состав квартальной отчетности входят: баланс предприятия, (форма №1) и отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2). Годовая финансовая отчетность включает три типовые формы: форма №1, форма №2, форма №3 - отчет о финансово-имущественном состоянии предприятия и пояснительную записку. Эти формы составляются путем подсчета, группировки и специализированной обработки данных текущего бухгалтерского учета и являются завершающей его стадией.
Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (Форма №1 годовой и квартальной отчетности).
Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (Форма № 2 годовой и квартальной отчетности).
Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:
1.      Уместность - означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.
2.      Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью. Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.
3.      Нейтральность - предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.
4.      Понятность - означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.
5.      Сопоставимость - требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.
В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
1.      Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.
2.      Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.
3.      Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.
 
2. Анализ предприятия

2.1. Анализ и управление объемом продаж

В начале анализа целесообразнее будет рассмотреть объем продаж предприятия в динамике. Так объем реализации в 2009 году составил 65341 тыс. руб., тогда как в 2010 году отмечен рост продаж до 67014 тыс. руб. Тем самым следует отметить рост объема реализации на 1673 тыс. руб., что на 2,6% больше чем в базисном году. Это говорит о положительном результате в деятельности организации.
Наиболее важным и ответственным этапом анализа объема продаж выступает оценка влияния факторов, обусловивших ту или иную динамику.
На развитие объема продаж оказывают влияние как объективные, не зависящие от деятельности предприятия (социально-экономическое положение и денежные доходы населения, его численность, половозрастной и профессиональный состав, степень насыщенности потребительского рынка и так далее), так и субъективные факторы, которые обусловлены деятельностью самого предприятия (состояние товарных запасов, уровень товарообеспечения, материально-техническая база предприятия и степень ее использования и так далее).
Среди них, наряду с поступлением товаров, непосредственное влияние на развитие розничного товарооборота оказывают показатели состояния товарных запасов и их оборачиваемости:
, отсюда Р=С*,
 
где Р – товарооборот;
      - средние запасы;
      С – товарооборачиваемость в разах (скорость оборота).
(раз)
(раз)
Рассчитывая показатели, во избежание неточности расчетов будем учитывать рост цен по сравнению с предыдущим годом (инфляция). В 2010 году по сравнению с 2009 годом инфляция составила 11,9 %.
Рассчитав товарооборачиваемость, мы можем определить влияние этого фактора на объем продаж:
V= 9,46*6905=65341 (тыс. руб.)
(тыс. руб.)
V () = 9,46*7585=71754,1 (тыс. руб.)
(тыс. руб.)
V=7,91*7585=59997,4 (тыс. руб.)
(тыс. руб.)
Так увеличение средних товарных запасов на 680 тыс. руб. повлекло увеличение показателя объема продаж на 6413,1 тыс. руб., а снижение товарооборачиваемости на 1,55 оборота повлекло снижение объема продаж на 11756,8 тыс. руб. В целом же мы видим, что объем продаж снизился в сравнении с базисным годом, так как изменение товарных запасов было меньше изменения товарооборачиваемости. Показатель оборачиваемости товарных запасов в 2010г. по сравнению с 2009г. снизился и отрицательно повлиял на объем продаж, так как в динамике этот показатель должен расти.
На объем продажи товаров оказывает влияние состояние основных средств и других внеоборотных активов и эффективное их использование.
Для этого рассчитаем показатель фондоотдачи и фондоемкости:
V= *ОС,
 
где - фондоотдача основных средств,
    ОС – среднегодовая стоимость основных средств.
= (руб.)
= (руб.)
V = 6,77*9645=65341 (тыс. руб.)
V (ОС) = 6,77*8754 = 59264,6 (тыс. руб.)
V = 6,84*8754 = 59877,4 (тыс. руб.)
Видно, что под влиянием изменения среднегодовой стоимости основных средств (-891 тыс. руб.) объем продаж снизился на 6076,4 тыс. руб. А за счет увеличения фондоотдачи на 0,07 руб. объем продаж повысился на 612,8 тыс. руб. Поэтому мы можем судить о том, что, не смотря на снижение стоимости основных средств, фондоотдача по этим основным средствам повысилась. Значит, предприятие имеет те средства, которые приносят ему наилучшую отдачу.
Теперь определим влияние фондоемкости:
 
= ,
= (руб.)
= (руб.)
V (тыс. руб.)
V (ОС) = (тыс. руб.)
V = (тыс. руб.)
Определив влияние основных средств и фондоемкости, мы можем судить о том, что с изменением стоимости основных средств на 891 тыс. руб. объем продаж снизился на 6032,1 тыс. руб., а со снижением фондоемкости на 0,0014 руб. объем продаж повысился на 568 тыс. руб. Следовательно, по сравнению с 2009 годом требуется меньше основных средств для того, что бы получить 1 руб. прибыли.
Обобщая результаты факторного анализа, можно определить факторы, повышающие объем продаж и факторы, снижающие объем продаж.
К факторам, повышающим объем продаж, относятся: фондоотдача, фондоемкость.
Факторы, понижающие объем продаж это товароборачиваемость, товарооборот на 1 кв. м.
Таблица 1

2.2. Анализ собственного капитала организации

Динамика и состав собственного капитала ОАО «ПМЗ» за 2009-2010гг., тыс. руб.

Показатели
2009 год
2010 год
Абсолют-ное изменение за период
Относитель-ное изменение за период, %
на начало
измене-ние
на конец
на начало
измене-ние
на конец
Уставный капитал
18
-
18
18
-
18
-
-
Нераспре-деленная прибыль (непокры-тый убыток)
5687
-501
5186
5186
-145
5041
-646
11,36
Итого
5705
-501
5204
5204
-145
5059
-646
11,36
 
При анализе эффективности использования собственного капитала ОАО «ПМЗ», в первую очередь рассмотрены внеоборотные и оборотные активы, которые характеризуют имущественное положение, а также деловую активность организации. Проведен анализ интенсивности обновления основных производственных фондов, результаты расчета в таблице 2.
В результате проведенного анализа установлен реальный состав используемого в 2010 году основного капитала по формам его функционирования:
- в отчетном году доля поступивших основных средств составила – 3,37%;
- накопления суммы амортизации, показывающая степень изношенности основных фондов и составила – 8,98 %;
- долю основных фондов, которые могут использоваться в хозяйственной деятельности, составляют – 91,02 %;
- эффективность использования основных средств составила – 7,66 руб., что превышает эффективность использования основных средств в предшествующем году на 0,89 руб.
Таблица 2
 
Анализ интенсивности обновления основных производственных фондов за 2009-2010 гг.
Показатель
2009
2010
Изменение
К обновления,%
1,3
3,37
+2,07
К выбытия,%
0
0,24
+0,24
К износа, %
8,79
8,98
+0,19
К годности, %
91,21
91,02
-0,19
К фондоотдачи, руб.
6,77
7,66
0,89
 
В составе внеоборотного капитала произошли значительные изменения.
Увеличилась стоимость амортизируемого имущества, по которому начисляется амортизация, преимущественно за счет роста доли основных средств в составе этой группы активов, напротив, наблюдается тенденция снижения их удельного веса. Оценивая степень изношенности производственного капитала, следует отметить ее рост до 8,98 % к концу отчетного года.
Таким образом, увеличение коэффициента износа в 2010 году означает ухудшение состояния основных средств организации и обусловлено невысоким уровнем коэффициента обновления.
- в 2010 году прослеживается рост фондоотдачи, что свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств и расценивается как положительная тенденция. Рост фондоотдачи произошел за счет увеличение роста выручки от реализации и снижения средней стоимости основных средств.
В связи с тем, что оборотные средства формируют основную долю ликвидных активов и их величина должна быть достаточной для обеспечения ритмичной и равномерной работы организации, проведен анализ эффективности использования оборотного капитала (таблица 3).
Наличие собственного капитала в обороте (собственных оборотных средств) является одним из важных показателей финансовой устойчивости организации. По итогам анализа можно отметить, что в 2009 году у организации получилось хоть на немного увеличить показатель финансовой устойчивости (+2,8 % собственных оборотных средств). На конец 2010 года наличие собственного капитала в обороте снизилось на 14 %, и можно сделать вывод, что у предприятия имеется недостаток собственных средств.
Таблица 3
Анализ собственного капитала в обороте ОАО «ПМЗ»
за 2009-2010гг.,тыс. руб.
Год
На начало года
На конец года
Отклонение, %
2009
-4585
-4458
+2,8
2010
-4458
-5083
-14
 
Производственные запасы составили наибольший удельный вес в структуре оборотных активов (2010г.):
- на начало года: 70,16%
- на конец года: 65,62%
       Удельный вес в структуре оборотных активов на конец 2010 года по сравнению с показателем на конец 2009 года снизился на 4,54 %, но видно существенное увеличение абсолютного значения запасов, что свидетельствует о:
- наличие запасов в незавершенном состоянии;
- наращивание производственного потенциала организации;
- стремление, путем вложений в производственные запасы защитить денежные активы от обесценивания, под воздействием инфляции.
Нахождение большей части оборотных средств в виде готовой продукции и товаров, на конец 2010 года увеличение составило 2214,0 тыс. руб., значительный рост свидетельствует о проблемах со сбытом, значительных складских расходов на их содержание, падение спроса на отдельные виды изделий.
Накопление излишнего количества запасов свидетельствует о спаде активности предприятия, увеличении налога на имущество, возникает проблема с ликвидностью, росте затрат на хранение с последующим ростом себестоимости и снижении прибыли, росте кредиторской задолженности, а также отрицательной работе маркетинговой службы предприятия.
Анализируя движение денежных средств можно считать состояние предприятия удовлетворительным, так как сумма денежных средств снижается к концу 2010г. на 96 тыс. руб., тогда как в предшествующем году наблюдался рост этого показателя на 411 тыс. руб. Предприятие имеет достаточно собственных денежных средств для текущей деятельности и покрытия долгосрочных и краткосрочных обязательств.
- анализ дебиторской задолженности показал, что на конец года произошло увеличение задолженности на 896,0 тыс. руб.:
Дебиторская задолженность увеличилась в связи с увеличением отгрузки готовой продукции, ростом продаж в кредит. Сомнительной дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, не имеется.
Анализ кредиторской задолженности показал, что на конец года произошло увеличение задолженности на 1734,0 тыс. руб.:
Сопоставляя показатели средней величины дебиторской и кредиторской задолженности 2010 г. установлено:
- средняя величина дебиторской задолженности – 2546 тыс. руб.
- средняя величина кредиторской задолженности – 3940 тыс. руб.
Рост кредиторской задолженности превысил дебиторскую задолженность на 93,53 % (838,0 тыс. руб.), что представляет для организации проблему снижения ликвидности.
Сравнение состояния дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать вывод: кредиторская задолженность превышает дебиторскую, т.е. организация временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает от оборота, но надо помнить, что кредиторскую задолженность организация обязана погасить независимо от состояния дебиторской задолженности.
Далее проведен сравнительный анализ для более детального рассмотрения эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности):
- 2009 г. - К обесп. обор.ср. = 127/673 = 0,19
- 2010 г. - К обесп. обор.ср. = -625/3676 = - 0,17
Так как коэффициент обеспеченности оборотными средствами в 2009г. больше 0,1 можно сделать вывод, что структура баланса удовлетворительна, а организация – платежеспособна. Темп роста коэффициента обеспеченности (-0,36) оборотными средствами свидетельствует о снижении обеспеченности организации оборотными средствами и характеризует отрицательную тенденцию.
Для эффективности использования собственного капитала произведен анализ рентабельности продаж и рентабельности собственного капитала (таблица 4).
Увеличения роста рентабельности продаж в 2010 году составило 0,48 %, что свидетельствует об эффективности продаж. Такое изменение произошло из-за значительного увеличение выручки от продаж (+1673 тыс. руб.) и роста прибыли от продаж (+353 тыс. руб.).
Значительный рост рентабельности собственного капитала (на 3,97 %) свидетельствует об эффективности использования собственного капитала. Рост рентабельности обеспечен ростом чистой прибыли предприятия, который составил 232 тыс. руб.
Таблица 4
Анализ рентабельности продаж и собственного капитала
ОАО «ПМЗ» за 2009-2010 гг.
Показатели
2009
2010
Изменение
Прибыль от продаж, тыс. руб.
1057
1410
+353
Выручка от продаж, тыс. руб.
65341
67014
+1673
Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.
5454,5
5131,5
-323
Чистая прибыль, тыс. руб.
-500
-268
+232
Рентабельность продаж, %
1,62
2,10
+0,48
Рентабельность собственного капитала, %
-9,19
-5,22
+3,97
 
Анализ эффективности использования собственного капитала показал:
- в отчетном году доля поступивших основных средств составила – 3,37%;
- накопления суммы амортизации, показывающая степень изношенности основных фондов и составила – 8,98 %;
- долю основных фондов, которые могут использоваться в хозяйственной деятельности, составляют – 91,02 %;
- эффективность использования основных средств составила – 7,66 руб., что превышает эффективность использования основных средств в предшествующем году на 0,89 руб.;
- в 2009 году у организации получилось хоть на немного увеличить показатель финансовой устойчивости (+2,8 % собственных оборотных средств). На конец 2010 года наличие собственного капитала в обороте снизилось на 14 %, и можно сделать вывод, что у предприятия имеется недостаток собственных средств;
- структура пассивов характеризуется преобладающим удельным весом собственный капитал – на начало 2010 г. составил 27,3 %. На конец 2010 г. доля в общем объеме снизилась на 5,5 %, и составил 21,8 %;
- увеличилась доля заемных средств - с 72,69 % до 78,21 %, что отражает ухудшение финансового положения.

2.3. Анализ финансовой устойчивости организации

Оценка финансовой устойчивости позволяет определить насколько правильно организация управляла финансовыми ресурсами в течение периода предшествующего анализируемой дате.
На практике же можно применять разные методики анализа финансовой устойчивости, в том числе использовать показатели. Расчет показателей приведем в таблице 5.
 
 
 


21
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
Показатели наличия
источников формирования запасов и
затрат
Алгоритм расчета
Значение на начало периода
Значение на конец периода
Изменение за период (гр.4-гр.3)
Показатели обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования
Алгоритм расчета
Значение на начало периода
Значение на конец периода
Изменение за период (гр.9-гр.8)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Собственные оборотные средства
Раздел 3 Раздел 1 баланса
-4458
-5083
-625
Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств
СОС – стр. 210.
-11050
-13661
-2611
Собственные и долгосрочные заемные источники формирования запасов
СОС+ стр.590
4570
3945
-625
Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов
СД – стр. 210.
-2022
-4633
-2611
Общая величина "нормальных" источников формирования запасов
СД + стр. 610
6323
8265
1942
Излишек (+), недостаток (-) общей величины "нормальных" источников формирования запасов
ОВИ– стр. 210.
-269
-313
-44
 
Таблица 5
Расчет показателей финансовой устойчивости, тыс. руб.
 
 
 
 


30
                                                                                                                               
С помощью трех показателей обеспеченности запасов источниками их формирования можно определить тип финансовой устойчивости, к которому относится предприятие. Для этого используют трехкомпонентный показатель:
S=S(X1), S(X2), S(X3),                                                                                                                             
где  X1 – изменение (недостаток) СОС;
       Х2 – изменение (недостаток) СД;
       Х3 – изменение (недостаток) ОВИ.
При этом S=1, если Х>0; S=0, если Х<0.
Рассчитав необходимые показатели, мы видим, что на предприятии существует кризисное финансовое положение, так как S(Ф)=(0,0,0). А это значит, что платежеспособность нарушена и возможность её восстановления за счет пополнения собственных оборотных средств организации достаточно не велика.

2.4. Анализ платежеспособности и ликвидности

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности (табл. 6), с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская задолженность (до 12 месяцев) и НДС.
К третьей группе медленно реализуемых активов (А3) относятся производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция.
Четвертая группа (А4) — это труднореализуемые активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство, дебиторская задолженность (более 12 месяцев)).
Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия:
П1, — наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение текущего месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили);
П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка);
П3 — долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты банка и займы);
П4 — собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия;
 
Таблица 6
Группировка средств ОАО «ПМЗ»
по степени ликвидности и обязательств по степени срочности в 2010 г.,
тыс. руб.
Актив
На начало года
На конец года
Пассив
На начало года
На конец года
Платежный излишек (недостаток)
на начало
на конец
Наиболее ликвидные активы (А1)
641
545
Наиболее срочные обязательства (П1)
3073
4807
-2432
-4262
Быстро реализуемые активы (А2)
2163
3949
Краткосрочные пассивы (П2)
1753
4320
410
-371
Медленно реализуемые активы (А3)
6412
8330
Долгосрочные пассивы (П3)
9028
9028
-2616
-698
Трудно реализуемые активы (А4)
9842
10390
Постоянные пассивы (П4)
5204
5059
-4638
-5331
Баланс
19058
23214
Баланс
19058
23214
 
 
Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4.
В нашем же случае мы видим абсолютно противоположную ситуацию, а это значит, что баланс организации абсолютно неликвидный.
При этом следует учитывать риск недостаточной ликвидности, когда недостает высоколиквидных средств для погашения обязательств, и риск излишней ликвидности, когда из-за избытка высоколиквидных активов, которые, как правило, являются низко-доходными, происходит потеря прибыли для предприятия.
Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности предприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности (табл. 7).
Данные показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности - для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности - для банков, коэффициент текущей ликвидности - для инвесторов.
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. На данном предприятии его величина на начало года – 0,13, на конец – 0,06. Его уровень показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Мы видим, что у предприятия этот показатель к концу года снижается, то есть оно становится меньше способно на погашение краткосрочных долгов.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. В нашем примере на начало года величина этого коэффициента составляет 0,58, а на конец – 0,49. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7 – 1. А это значит, что к концу года предприятие так же не сможет во всей полноте погасить краткосрочные финансовые обязательства.
Таблица 7
Расчет относительных показателей ликвидности
на ОАО «ПМЗ» за 2010 г.
Показатель
Алгоритм расчета
Значение на начало периода
Значение на конец периода
1
2
3
4
Коэффициент абсолютной ликвидности
А1 / П1+П2
0,13
0,06
Коэффициент быстрой ликвидности
А1+А2 / П1+П2
0,58
0,49
Коэффициент текущей ликвидности
А1+А2+А3 / П1+П2
1,91
1,41

 
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы за минусом расходов будущих периодов, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы.
На ОАО «ПМЗ» величина его на начало года составляет 1,91, наконец – 1,41, т.е. тенденция к понижению его уровня. Этот показатель так же не благотворно влияет на оценку платежеспособности организации.
Однако обосновать единый норматив данного показателя для всех отраслей практически невозможно, так как его уровень зависит от сферы деятельности, структуры и качества активов, длительности операционного цикла, скорости погашения кредиторской задолженности и т.д.

2.5. Анализ динамики и структуры оборотных активов

Раздел 2 бухгалтерского баланса “Оборотные активы” объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы).
В составе оборотных активов различают: запасы, НДС, дебиторская краткосрочная и долгосрочная задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы.
В целях углубленного анализа целесообразно сгруппировать все оборотные активы по категориям риска. К примеру, имеется большая вероятность того, что дебиторскую задолженность будет легче реализовать (преобразовать в денежную форму), чем незавершенное производство или расходы будущих периодов. При этом следует учитывать область применения того или иного вида оборотных средств. Активы, которые могут быть использованы только с определенной целью, имеют больший риск (меньшую вероятность реализации), нежели многоцелевые активы. Чем больше средств вложено в активы, попавшие в категорию высокого иска, тем ниже ликвидность предприятия.
Структура и динамика оборотных активов ОАО «ПМЗ» представлена в таблице 8.
Вывод: из данных, приведенных в таблице 8, видим, что оборотные средства предприятия увеличились на 39,1%. Проанализировав структуру оборотных средств можно сделать вывод, что такое увеличение произошло в основном за счет увеличения на 30,1% запасов.
Также следует отметить увеличение дебиторской задолженности в структуре активов на 42,7%, это говорит об ухудшении расчетной дисциплины на предприятии. Средства, которые мы могли бы получить от дебиторов можно было бы направить на приобретение ТМЗ и товаров для перепродажи.
Положительным фактором является снижение в структуре активов денежных средств (-15,%). В условиях инфляции денежные средства в кассе и на расчетном счете неизбежно обесцениваться, и теряют свою реальную стоимость, поэтому более эффективно вложение данных средств в приобретение других активов, чем возможно и занялось предприятие.
Таблица 8
Анализ динамики и структуры оборотных активов
ОАО «ПМЗ» за 2010 год

и т.д.................


Оборотные активы
На начало
На конец
Изменение, тыс. руб.
Изменение, %
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
Запасы
6592
70,2
8578
65,7
1986
30,1
в том числе:
 
 
 
 
 
 
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
500
5,3
204
1,6
-296
59,2
готовая продукция для перепродажи
5912
62,9
8126
62,2
2214
37,4
расходы будущих периодов
180

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.