На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие мирового финансового рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
  
   Введение                2                                                                                                        
1 Понятие  мирового рынка         3
2 Структура  мирового рынка         5
2.1 Мировой  рынок труда  и воспроизводство рабочей силы    5
2.2  Мировой  рынок товарами и ее роль       6
2.3 Структура  международной торговли товарами     7
2.4 Мировой  рынок технологий и его структура      10
2.5 Понятие  и структура мировых рынков  капитала     16
2.5.1  Мировой валютный рынок        16
2.5.2 Мировой  рынок деривативов        18
3 Понятие мирового финансового рынка       21
3.1 Сущность  и структура мирового финансового  рынка    21
3.2 Кредитный  рынок           26
3.3 Рынок  ценных бумаг          27
  Заключение           29
  Список  литературы          30
                                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение 

   Мировой рынок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда[2].
     В условиях глобализации, расширения и  углубления мировых хозяйственных  связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь  в мировые товарные рынки, на которые  выступают торговцы всех стран.
     Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли — "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами.
     По  способу организации торговли различают  особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и  ярмарки. Бесчисленное множество наименований товаров и услуг по их назначению, свойствам, особенностям ценообразования и формам обмена привело к формированию на мировом рынке отдельных структурных образований, секторов, специфических рынков, составляющих структуру мирового рынка.
     В общем виде на мировом рынке можно обособить:
- рынок  товаров;
- рынок  услуг;
- рынок  рабочей силы;
- рынок  капиталов.
     На  мировом рынке товаров различают  секторы топливно-сырьевых, сельскохозяйственных, промышленных товаров.
     Сырьем  или сырым материалом называют исследованные, разведанные и добытые природные богатства. Они составляют материальную основу продукта, являются основными материалами. Все виды сырья, которые потребляются современной промышленностью подразделяются на две большие группы: промышленное сырье и сельскохозяйственное сырье. Промышленное сырье делится на сырье минерального происхождения и полученное искусственным путем. В международной практике к сельскохозяйственному сырью часто относят продовольственные ресурсы, продукты животноводства, рыболовства, сырье для пищевой промышленности и т.п. 
 
 
 

     1 Понятие мирового рынка 

     Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда  и других факторах производства. В  основе мирового рынка лежит международное разделение труда.
     В узком смысле - совокупность рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями. Одна из предпосылок возникновения  мирового хозяйства. Масштабы развития мирового рынка отражают степень  развития процесса интернационализации общественного производства.
     Дальнейшие  перспективы прогрессивного развития мирового рынка неразрывно связаны  с созданием на нём условий, способствующих укреплению мирного сосуществования  стран с различным общественно-политическим строем, улучшению возможности использования всеми странами преимуществ взаимовыгодного международного разделения труда.
     Мировой рынок является важнейшим элементом  внешнеэкономических связей между  государствами. Во внешнеэкономических  связях переплетаются воедино экономика  и политика, коммерция и дипломатия, торговля и промышленное производство, научные исследования и кредитно-финансовые операции. Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:
     Мировые рынки капитала, по широкому определению, являются суммой национальных рынков капитала, а по узкому – только суммой тех сегментов национальных рынков, где совершается торговля финансовыми активами между резидентами разных стран или иностранными финансовыми активами между резидентами одной страны. Основными участниками мирового рынка капитала являются транснациональные корпорации, транснациональные банки и особенно институциональные инвесторы.
     Мировой рынок капитала структурно может  быть представлен как совокупность мирового валютного рынка, рынка деривативов, рынка страховых услуг, кредитного рынка, рынка акций. На валютном рынке, рынке деривативов и рынке страховых услуг совершаются преимущественно краткосрочные сделки. Долгосрочные сделки совершаются во многом на кредитном рынке и, особенно на рынке акций.
     К международным финансовым центрам  относят те места в мире, где  торговля иностранными финансовыми  активами идет особенно широко. К периферии  мирового рынка капитала можно отнести  нарождающиеся рынки капитала, т.е. рынки развивающихся стран, постсоциалистических и новых развитых стран. В 80-90-е гг. значение нарождающихся рынков возрастало, хотя финансовый кризис 1997-1998 гг. затормозил этот процесс.
Для глобализации мировых рынков капитала характерно усиление взаимосвязей национальных рынков не только с соседними, но и с отдаленными рынками капитала и финансовыми центрами. Глобализация национальных рынков капитала несет для них как позитивные, так и негативные последствия.
     Мировой валютный рынок огромен, главными действующими лицами на нем являются коммерческие банки. С валютным рынком тесно связан мировой рынок деривативов, т.е. финансовых инструментов, в основе которых лежат акции, облигации, валюта, процентная ставка или реальные активы в виде товаров. Величина мирового валютного рынка оценивается величиной страховых платежей, достигающих 2.5 трлн. долларов в год.
     Мировой кредитный рынок делят на рынок  долговых ценных бумаг и рынок  банковских кредитов. На мировом рынке  долговых обязательств обращаются прежде всего такие бумаги, как векселя и облигации, включая международные, т.е. выпущенные в чужой стране. Мировой рынок банковских кредитов базируется на евродолларах – финансовых активах, которые пришли из одних стран в банки других стран; они обслуживают исключительно международные экономические отношения и поэтому потеряли свою национальную принадлежность.
     Объем мирового рынка акций составляет примерно 20 трлн. долларов. Здесь, как  и на остальных рынках капитала, доминируют развитые страны. Однако выпуск акций как источник мобилизации средств на рынке капитала характерен не для всех этих стран, так как в некоторых из них таким источником являются банковские кредиты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Структура мирового рынка
  2.1 Мировой рынок труда и воспроизводство рабочей силы  

  С 1990-х гг. XXI в. в развитых странах мира взят твердый курс на стратегию активной подготовки высокопрофессиональных кадров, удельный вес которых бурно растет среди экономически активного населения. При этом квалификационная структура рабочей силы все время меняется: одни виды труда «отмирают», вторые, наоборот, «рождаются», сменяя друг друга и воздействуя на весь ход воспроизводственного процесса.
      В современных условиях человек может родиться в одной стране, получать образование в другой, а работать в третьей. Повышение мобильности населения, интенсификации научно-технических, информационных, культурных межнациональных связей приводит к выравниванию многих параметров личной и производственной жизни. При этом во всем мире наблюдается очевидная ориентация на американскую и западноевропейскую модель жизни.
     Хотя  не все работники и не во всех странах мира могут достичь желаемых результатов, тем не менее все  стремятся воспроизвести, хотя бы в  упрощенном и более дешевом варианте американский или западноевропейский стиль жизни с аналогичным набором материальных и духовных ценностей. Таким образом происходит формирование общемирового стандарта потребления при общем росте потребностей населения, что, естественно, определяет рост стоимости рабочей силы и ее цены.
      Развитие процессов международного разделения труда, производственной и технологической специализации и кооперации приводит к неизбежному выравниванию уровней образования и профессиональной подготовки, к унификации стандартов образования, условий самого производства и труда в разных странах.
      Межнациональный обмен кадрами, активность транснациональных корпораций с их многочисленными филиа- Щ лами и дочерними компаниями, обмен информацией, документацией, опытом и т.д. — все это служит основой появления общемировых стандартов производственной культуры, управленческих систем, межличностных отношений, морально-психологического климата в трудовых коллективах. Все более схожими становятся в разных странах и организационные структуры предприятий и фирм, типы используемых технологий.
      Тем не менее, в поведении каждого конкрентного индивида во многом сохраняются национальные и культурные различия. И это вполне естественно. Так, например, при использовании одной и той же технологии американец, француз или японец будут вести себя по-разному. Поэтому современный менеджмент в работе с людьми не просто различает, а учитывает особенности национальной культуры, системы ценностей и установки в мотивации труда в каждом конкретном случае.
      Поэтому многочисленные сложности в работе с людьми разных национальностей, вероисповедования и страновых различий надо преодолевать не на стадии непосредственного применения рабочей силы, а заранее, в процессе предварительной ее подготовки. Современные ТНК все более активно принимают участие в самом процессе формирования рабочей силы.
      Самый показательный пример тому - Япония. Японский капитал проник во все сферы и уровни не только своего национального образования, но и образования США, некоторых стран Западной Европы. Так, ТНК «Тойота» только за последние пару лет наняла на свои производства более 500 выпускников американских школ и колледжей, активно выделяет для американских учебных заведений необходимое оборудование, стипендии и т.д.
Японские  университеты арендуют студенческие кампусы в Лондоне, в пригородах Нью-Йорка и других городов для своих студентов, открывают свои факультеты и научно-исследовательские лаборатории в американских и европейских университетах.
   Воздействие на мировой рынок труда происходит на корпорационном, государственном, межгосударственном уровнях. На протяжении последних 10-15 лет активно развивалась региональная система высшего образования в масштабах Европейского Союза. Разработаны единые учебные программы обучения студентов, активизировался взаимный обмен между учеными и профессорско- преподавательским составом разных стран.
   Таким образом, процессы интернационализации и межгосударственного регулирования уже затрагивают очень многие аспекты воспроизводства современной рабочей силы.
  Эффективное использование рабочей силы осложняется наличием безработицы. Согласно методике Международной организации труда (МОТ) ее уровень определяется как отношение числа безработных к численности экономически дееспособного населения. Безработица мешает мировой экономике полностью реализовать ее потенциал. Если реальный уровень безработицы превышает уровень безработицы при полной занятости на 1%, то реальный объем ВНП отстает от потенциального на 2,5% (закон А. Аукена).
      В США уже много лет уровень безработицы снижается. Это долговременная тенденция. В странах Западной Европы безработица стабилизировалась на уровне 9,8%. В странах тихоокеанского бассейна уровень безработицы вырос.
      Серьезная проблема с трудоустройством возникла в постсоциалистических странах. Только в двух из них - в Польше и Венгрии - наблюдается спад этого процесса. В России к 2000 г. безработица составляла более 9 млн. человек, а согласно методикам МОТ - свыше 12 млн. человек. Самый высокий процент безработных - среди молодежи.
      Что делает государство для регулирования этой проблемы? Разработана общенациональная программа, которая носит поэтапный характер, с четким определением приоритетов на каждом из них. 
 
 

     2.2 Международная торговля товарами и ее роль 

     Международная торговля товарами является древнейшей формой международных экономических отношений. Этот процесс купли и продажи товаров в разных странах, который происходит между продавцом, покупателем и посредниками и имеет важное значение, поскольку торговля товарами способствует не только насыщению рынка изделиями, необходимыми обществу, но и более эффективному использованию ресурсов.
      Реализуя свои товары на мировом рынке, та или иная страна получает возможность широких торговых контактов, обмена своих товаров на товары, которые сама не производит, либо производство которых ей экономически невыгодно, хотя потребность в такого рода товарах эта страна испытывает.
   Основными операциями в мировой торговле выступают экспорт и импорт. Экспорт - это вывоз товаров за пределы данной страны, импорт - ввоз товаров на территорию своей страны. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт можно условно разделить на виды.
     Виды  экспорта:
а) вывоз  товаров, произведенных в данной стране;
б) реэкспорт,   т.е.   вывоз  товаров,   которые ранее были привезены в эту страну извне, включая товары, приобретенные на аукционах, выставках,
ярмарках  и др.;
в) временный  вывоз за границу национальной продукции  на выставки, ярмарки и т.д. с последующим  возвратом;
г) вывоз  сырья и полуфабрикатов для переработки за рубежом.
Виды  импорта:
а) ввоз из-за границы товаров для реализации их на территории данной страны;
б) ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей  для последующей переработки  у себя в стране;
в) реимпорт, т.е. обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных за рубеж национальных товаров;
г) временный  ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;
д) ввоз продукции в порядке прямых производственных связей.
      Сумма экспорта и импорта называется товарооборотом, разница между ними - торговым балансом. Величина, на которую различаются экспорт и импорт - сальдо торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, торговое сальдо положительное. Если импорт превышает экспорт - торговое сальдо отрицательное.
      Анализ динамики мирового рынка товарами исчисляется рядом показателей. К ним относятся:
    стоимостной объем внешней торговли, определяемый на основе валютного курса;
    физический объем внешней торговли, определяемый в национальной валюте, но переводимый в доллары США.
 
      Темпы роста объемов мировой торговли товарами значительно превосходят темпы роста производства товаров и валового внутреннего продукта. В силу каких причин складывается такая картина? Здесь уместно помнить, что на стабильный, устойчивый рост мировой торговли товарами оказывают влияние следующие факторы:
а) либерализация  мировой  торговли  посредством  мер, предпринимаемых ВТО;
б) развитие процессов экономической интеграции, практическое устранение торговых барьеров на пути товаропотоков стран-участниц экономической интеграции;
в) НТП, который содействует активному  обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;
г) активная деятельность ТНК на мировых рынках.
      В структуре мировой торговли преобладает продукция высокоразвитых стран, на долю которых приходится более 70%. В мировом экспорте бурно растет и доля так называемых «новых индустриальных стран» (НИС), в конце 90-х гг. она составила почти 12% . Доля США в мировом экспорте составляет более 12%, Японии - свыше 7%, стран Западной Европы - более 43%. В последние десятилетия очень динамично развивается торговля Китая. Доля стран СНГ в мировом экспорте составляет чуть более 4%. Внешняя торговля Республики Беларусь по прежнему ориентирована только на страны бывшего СССР. 

     2.3 Структура международной торговли товарами 

      В начале XX в. в структуре мировой торговли товарами 2/3 приходилось на долю продовольствия, сырья и топлива. Сегодня эта картина резко изменилась: более 1/3 всей мировой торговли товарами приходится на торговлю машинами и оборудованием, а доля продукции всей обрабатывающей промышленности выросла с /д до /4. В обобщенном виде структура мировой торговли товарами выглядит следующим образом:
Продовольствие (включая табак и напитки)с 22,8% в 1937 г. упала до 7,2%
Сырье    с   31%  в 1937 г. упало до 4,8%
Минеральное   топливо с 7,6% в 1937 г. поднялось до 7,7%)  т.е. практически не  изменилось
Продукция  перерабатывающих  отраслей с 38,8% в 1937 г. до 76,5%
Оборудование, транспортные средства     с 10,6% в 1937г. до 38,2%
Черные  и цветные металлы     с 10,6% в 1937 г. до 6,6%
     Представляет  интерес и классификация торговых потоков по уровню наукоемкой продукции. 
 
 
 

Таблица 1- Доли торговли наукоемкой продукции в общем объеме торговли со странами вне СНГ, 1995—1999 гг. (%)*
 

Таблица 2-Доли торговли наукоемкой продукции в общем объеме торговли со странами СНГ, 1995-1999 гг. (%)**

  Таблица 1 показывает, что доля продукции высокой наукоемкости пока невелика. В торговле со странами СНГ вообще пока практически не присутствует. Вместо нее преобладает продукция низкотехнологичная. Конечно, такая ситуация свидетельствует о глубочайшем экономическом кризисе в странах СНГ и требует неотложных радикальных мер по техническому и технологическому переоснащению производства во всех отраслях народного хозяйства.
   Что касается Беларуси, то она входит в первую десятку европейских стран по показателю «соотношение объема внешней торговли и ВВП». В отличии от России и Украины, которые богаты ресурсами, имеют мощный энергетический и сырьевой потенциал, Беларусь тем не менее опережает эти страны по доле производства продукции перерабатывающих отраслей и свои потребности в валютных ресурсах реализует посредством экспорта готовой продукции и услуг.
      Этот фактор определил приоритеты экономической стратегии на поддержку базовых отраслей, ориентированных на экспорт. В настоящее время Беларусь осуществляет экспорт по 19 товарным группам, а сложившаяся структура белорусского экспорта в целом приближена к структуре мирового экспорта товаров. В течение последних лет стабильно сохраняется, например, группа «машины и оборудование» и «транспортные средства» на уровне 30%, а совместно с продукцией химической и текстильной промышленности экспортируемая продукция белорусского машиностроения составляет порядка 60% общего объема экспорта Республики Беларусь.
      Значительная доля экспорта Беларуси приходится на экспорт услуг. К основным видам услуг, экспортируемых на мировой рынок, относятся транспортные, строительные услуги, услуги по переработке нефти. Это очень важный источник валютных поступлений в бюджет республики. В целом доля услуг в общем объеме экспорта имеет четкую тенденцию к росту. Так, например, положительное сальдо в торговле услугами за 2000 г. сложилось в размере 561 млн. долл., что позволило на 51,1% компенсировать отрицательное сальдо торговли товарами.
    Однако реализация новых тенденций происходит весьма противоречиво. Национальная экономика Беларуси крайне нуждается в активном использовании зарубежного опыта и привлечении зарубежных финансовых средств. Их отсутствие замедляет процесс стабилизации экономики и возможность преодоления тяжелейшего кризиса переходного периода.
      Наиболее продвинутой в этом плане является сфера внешнеэкономических отношений. Именно здесь осуществляются меры по формированию цивилизованной конкурентной среды для иностранных и национальных товаров. Новые рыночные отношения уже заняли значительные позиции в общем объеме внешнеторговых операций. Внутренний рынок страны наполняется конкурирующими товарами, но дальнейшее развитие этого процесса сильно сдерживается технической и технологической отсталостью реального сектора белорусской экономики. 

     2.4 Мировой рынок технологий и его структура 

     Важную  и все возрастающую роль в развитии современной индустриальной цивилизации играет технология или технологические ресурсы.
     Технология  выступает на мировом рынке в  виде комплекса научно-технических  знаний о приемах и методах  производства, а также формах его  организации и управления.
     Международные документы ООН трактуют понятие «технология» как:
    набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
    материализованную или овеществленную технологию (машины, оборудование и т.д.)
     Всякая  новая технология проходит определенный "жизненный цикл". После своего создания она является лишь потенциальным товаром, способным в зависимости от факторов (маркетинга, рекламы и т.д.) найти своего потребителя на рынке. Затем, в случае успешного внедрения (коммерциализации), эта технология приносит своим творцам прибыль, размер которой с течением времени достигает максимума (с последующей тенденцией к сокращению). На завершающем этапе "жизненного цикла" данная технология претерпевает модернизацию либо заменяется новой. Таким образом, этапы коммерческого существования технологии-товара напоминают стадии "рождения, зрелости и старения" любого продукта в соответствии с теорией С. Хирша и С. Вернона. Однако, в отличие от других товаров, стоимость информации и технологии аналогично стоимости недвижимости или ценных бумаг, зависящих от величины дохода, получаемого в результате их использования, определяются дополнительной прибылью, возникающей в ходе реализации на рынке технологии/информации.
     Формы технологий выделяют в зависимости  от их жизненного цикла
     1. Уникальная технология. К ним относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. При определении цены такой технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.
     2. Прогрессивная технология. К ним  принадлежат разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями - аналогами. В отличие от уникальной технологии, преимущество данного вида технологий носит относительный характер. Прогрессивность может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества гарантируют их покупателям дополнительные прибыли.
     3. Традиционная (обычная) технология. Представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей  продукции в данной отрасли.  Она не обеспечивает покупателю  значительные преимущества, и рассчитывать на дополнительную прибыль не приходится. Ее преимуществом для покупателя является сравнительно невысокая стоимость и проверенность в производстве. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.
     4. Морально устаревшая технология. Относится к разработкам, не  обеспечивающим производство продукции  среднего качества и с технико-экономическими  показателями, которые достигают  большинство производителей аналогичной  продукции. Использование такой технологии закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.
     Из  всего сказанного вытекает, что:
     Мировые рынки технологий - сфера международной  торговли, связанная с куплей-продажей технологических решений: лицензий, патентов, проектов и документации.
     Объекты МРТ - это результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование) и неовеществленной (различные виды информации, производственный опыт и  знания) формах. Действующими лицами на рынке МРТ выступают государственные  структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица - специалисты.
     Формирование  мирового рынка технологий произошло  во второй половине 50-х – 60-е годы ХХ столетия, когда объем международных  коммерческих операций по технологиям превысил масштабы национального обмена. Это позволило выделить международный обмен технологиями в отдельную форму МЭО. По данным МВФ количество стран, обменивающихся технологиями с 1960 года увеличилось с 22 до 84, расширился объем ежегодных лицензионных операций, что свидетельствует о возрастающей экономический роли этого вида товаров для всех участников обмена технологиями. По некоторым оценкам, в расчете на единицу затрат валютный эффект от реализации технологического ресурса на мировом рынке гораздо выше, чем экспорт обычных товаров. Уже в середине 90-х гг. сектор сведений и технологий давал до 75% ВВП США, обеспечивая вместе с услугами 80% рабочих мест в стране. Налицо стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов производства в виде земли и капитала к информационным ресурсам.
     Мировой рынок технологий - это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между  покупателями и продавцами.
     Международный технологический обмен рассматривается  с двух сторон:
     В широком смысле он означает распространение  любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами. Он осуществляется в некоммерческих формах, примером чему могут служить научно-технические  публикации, проведение выставок, ярмарок, симпозиумов, обмен делегациями и встречи ученых и инженеров, миграция специалистов, обучение студентов и аспирантов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники.
     В узком смысле - передачу научно-технических  знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов. Он осуществляется, как правило, в коммерческих формах, т.е. передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, технической документации, поставка машин и различного промышленного оборудования, оказание технической помощи, инжиниринговые услуги, экспорт комплектного оборудования, подготовка и стажировка специалистов, управленческие контракты, научно-техническое и производственное кооперирование.
     Таким образом, субъектом рынка технологий и рынка услуг в целом выступает в большей степени международный технологический обмен в коммерческой форме.
     Основные  предпосылки, обусловившими бурное развитие международного обмена технологиями:
     - на уровне страны – это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что может быть связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в некоторых странах и с различием целей их применения.
     - на уровне предприятий приобретение  технологии способствует решению конкретных экономических и научно-технических проблем; преодолению узости научно-технической базы, недостатка производственных мощностей и других ресурсов; получению новых стратегических возможностей в развитии.
     Экономическая целесообразность экспорта технологии объясняется тем, что это:
    источник получения доходов;
    форма борьбы за товарный рынок;
    способ обойти проблемы экспорта соответствующего товара;
    способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т.п.
    возможность доступа к другой технологии через «перекрестное лицензирование»;
    возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием покупателя и т.д.
     Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется тем, что это:
    доступ к новшествам высокого технического уровня;
    средство экономии затрат на НИОКР;
    средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт;
    обеспечение использования национального капитала и рабочей силы;
    условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям;
    гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца и т.д.
     В качестве основных поставщиков технологии выступают крупные компании промышленно  развитых стран, и прежде всего США, в руках которых находятся мощные научно-исследовательские центры прикладного характера, опытное производство. Используя их достижения в своем производстве, реализуя их на Р.т., они получают дополнительные прибыли, позволяющие покрывать расходы на научные работы.
     Основными центрами, где сконцентрированы мировые  технологические ресурсы, являются США, Япония и страны Западной Европы (в частности члены ЕС). Однако в последнее время стремительно увеличивается количество научно-технических  работников, и укрепляются позиции в области высоких технологий стран, которые раньше считались странами «третьего мира».
     В 1994 г. общий темп экономического роста  в развивающихся странах приблизился  к 6%, что в 3 раза больше, чем в США, Японии или Западной Европе. Особенно надо отметить Южную Корею, Тайвань, Таиланд и Сингапур, и несколько позже к ним присоединились некоторые страны Латинской Америки и Индия. Например, в области науки, техники, программного обеспечения Мексика готовит столько же специалистов как Франция, Южная Корея - больше, чем любая страна Европы (кроме Германии), Индия или Китай - больше чем Франция и Германия вместе взятые.
     Вследствие  увеличения интеллектуальной элиты  «третий мир» все больше завоевывает  позиции в некоторых передовых  отраслях промышленности. Например, Затраты на эксплуатацию завода полупроводников в Восточной Азии с ее большим предложением рабочей силы и возрастающим бизнесом приблизительно в 5 раз ниже, чем в Японии и США и почти на треть ниже, чем в Европе.
     Индия, где вдвое больше инженеров-программистов, чем в Японии или Германии, создала успешно возрастающую индустрию программного обеспечения, в которой занято около 300 тыс. человек. Компании со штаб-квартирами в Индии производят компьютерные программы, микросхемы, спецификации компьютеров для нескольких ведущих фирм США.
     Наибольшее  влияние в этой сфере оказывает  Восточная Азия. Они имеют уровень  грамотности выше, чем в США. Южная  Корея, которая была в 1960 г. на уровне стран Африки южнее Сахары, обогнала Англию по показателям ВНП.
     Восточноазиатские и латиноамериканские рынки уже имеют большое значение для многих американских экспортеров, особенно производителей дорогих потребительских товаров и средств производства, т.к. Япония и Европа переживают спад. За 5 последних лет объем американского экспорта в Мексику вырос почти в 3 раза и еще больше после создания интеграционного объединения НАФТА. На протяжении 80-х годов американский экспорт в Сингапур, Тайвань и Гонконг вырос на 160%, они являются для США большим рынком, чем любая европейская страна.
     Украина в этом плане переживает далеко не лучшие времена. Глубокий экономический  и социальный кризис привел к тому, что достаточно значимый технологический  и научный потенциал Украины  используется не полностью. Более того, ежегодно научную сферу покидают 30 тыс. ученых и специалистов. Только 1% промышленных предприятий Украины занимаются освоением новых технологий.
     Мировой рынок технологий можно подразделить на 4 сегмента:
     - рынок патентов и лицензий;
     - рынок науко- и технологически  емкой продукции;
     - рынок высокотехнологичного капитала;
     - рынок научно-технических специалистов.
     В последние годы наиболее развит рынок  лицензий и патентов, динамично развивается  рынок консалтинга и инжиниринговых услуг. Это подтверждает то, что из опрошенных 42 компаний США основная их часть занимается продажей и покупкой ноу-хау, технической помощью лицензиату, реализацией патентных прав - 35 компаний, товарных знаков - 20, компонентов - 14, управленческой помощью - 6.
     На  промышленно развитые страны приходится около 90% мирового рынка технологии, в т.ч. более 60% приходится на США, Японию, Великобританию, Германию и Францию. Большая часть торговли лицензиями приходится на следующие отрасли: электротехническая и электронная промышленность – 19%, общее машиностроение – 18%; химическая промышленность – 17,4%, транспортное машиностроение – 10,2% всего объема коммерческих операций.
     Мировой ранок технологий способствует интеллектуализации мировой экономики в целом.
     Главными  субъектами выступают ТНК, в которых  происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального. Около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный обмен ТНК. Более 60% лицензионных поступлений промышленно развитых стран приходится на долю внутрикорпорационных поступлений (в США – 80%).
     Крупнейшие  ТНК сосредотачивают исследования в своих руках, что способствует монополизации мирового рынка технологий (уровень монополистического контроля 89-90%);
     Стратегия поведения ТНК на мировом рынке  технологий по отношению к независимым  фирмам и странам определяется жизненным  циклом технологии:
     1 этап – продажа готовой продукции,  произведенной по новой технологии;
     2 этап – технологический обмен  сопровождается или осуществляется  в форме прямых зарубежных  инвестиций;
     3 этап – чистое лицензирование.
     Т.е., новейшие технологии в основном используются в стране базирования, а по мере их устаревания передаются в филиалы и далее продаются за рубеж в виде лицензий.
     Технологический разрыв между различными группами стран, влечет за собой многоступенчатую структуру  мирового рынка технологий:
     - высокие технологии (уникальные, прогрессивные)  обращаются между промышленно развитыми странами;
     - низкие (морально устаревшие) и средние  (традиционные) технологии промышленно  развитых стран являются новыми  для развивающихся и бывших  социалистических стран.
     Технологии, создаваемые в развитых странах  – трудо- и ресурсоемкие, но капиталосберегающие; технологии развивающихся стран – трудосберегающие, но ресурсо- и капиталоемкие. Т.е. международная торговля технологиями на практике ограничена развитием адаптационных возможностей в их применении в той или иной стране.
     Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования (Международный кодекс поведения в области передачи технологий), а также международные органы регулирования (Соглашение всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности технологии (СТЕМ)).
     В международной экономике носителями технологии могут выступать такие  факторы производства:
     товар - в случае международной торговли высокотехнологичными товарами;
     капитал - в случае международной торговли высокотехнологичными капиталоемкими товарами;
     труд - в случае международной миграции высококвалифицированных научно-технических  кадров;
     земля - в случае торговли природными ресурсами, для разработки которых использовано новейшее научно-техническое достижение.
     В международный технологический обмен широко вовлечены все четыре сферы человеческой деятельности: наука, техника, производство и управление.
     Являясь ограниченной составляющей мировой  экономической интеграции, научно-техническое  сотрудничество имеет свою специфику, формы и методы, обусловленные самой природой науки и техники. 

     2.5 Понятие и структура мировых  рынков капитала 

     2.5.1  Мировой валютный рынок 

       Валютные  рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.
       Валютный  рынок  включает в себя значительное число локальных рынков по осуществлению конкретных операций (внешнеторговые расчеты, туризм, миграция капиталов, рабочей силы, страхования и другое в определенных регионах и центрах международной торговли). Финансовые сделки составляют более 90% объема этой деятельности. Сделки на обслуживание, такие как приток дохода от иностранного инвестирования, судоходства и туризма, составили примерно 1% объема рыночной деятельности.На валютных рынках традиционно продаются и покупаются частно коммерческие денежные документы типа чеков, векселей, переводов, наличных банкнот, денежных средств на банковских счетах. Во всех этих случаях специфическим предметом торговли являются деньги различной национальной принадлежности со специфическим мерилом их ценности – валютным курсом.
       Поскольку субъекты международного экономического оборота (производители и продавцы экспортных товаров и услуг, зарубежные покупатели и потребители) сами практически  никогда непосредственных расчетов не ведут, то уплату денег и получение  платежа за реализованные ценности берут на себя банковские учреждения. Это посредническое звено в лице местных и зарубежных коммерческих банков образует сердцевину институциональной структуры, как региональных валютных рынков, так и глобальной системы валютной торговли в масштабах мира. Постоянно участвуя в крупномасштабной валютной торговле, банки сосредотачивают в своем портфеле наиболее надежные и прибыльные валюты, застраховываются от валютных рисков, обеспечивают для клиентуры максимальные удобства и выгоды и, конечно, преследуют свои коммерческие интересы.
       На  валютных рынках складывается сложный, но в то же время, четкий механизм рыночных отношений и связей по поводу обмена различными денежными единицами. Этот механизм включает в себя:
 отношения промышленно-торговой клиентуры
 отношения коммерческих банков данной страны между  собой и местными брокерами
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.