На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление социально-экономическими процессами в условиях рыночных отношений (на примере государственного и муниципального органа)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, оно  корректирует те «несовершенства», которые  присущи рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение  неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
     Общая картина социально-экономических  процессов в стране, складывается из социально-экономической ситуации в регионах.
     Государственное регулирование призвано координировать социально-экономические процессы, и увязывать интересы государства с интересами регионов.
В нашей работе мы рассмотрим механизм и инструменты  государственного 

 регулирования  социально-экономического развития  в регионах и  системе
муниципальных образований
     В настоящее время в большинстве сельских и городских поселений местное самоуправление не организовано так, как того требуют Конституция и действующий Федеральный закон. Из почти 12 тысяч муниципальных образований только около половина имела самостоятельные бюджеты, остальные работали по смете. Треть муниципальных образований не имела в муниципальной собственности объектов здравоохранения, образования, культуры, а эти сферы по действующему закону являются вопросами местного значения. Четверть муниципальных образований вообще не имела муниципальной собственности. [7]
     Всестороннее  усиление контроля и правопорядка, курс которому дол
     жно придерживаться наше правительство.
     Этот  курс получает логическое продолжение  в новом законе о местном самоуправлении. Он явно направлен на то, чтобы усилить  контроль за законностью и эффективностью деятельности местных органов управления. В нем большое количество норм, которые будут способствовать повышению гарантий законности деятельности муниципальных органов.
     Цели  этой сложной реформы - приблизить местное  самоуправление к населению, повысить его финансовую устойчивость, правильно распределить полномочия между органами власти, усилить законность и "прозрачность" в действиях органов муниципального управления. В этой связи в стратегической перспективе, несмотря на возможные сложности переходного периода, реформа, несомненно, приведет к совершенствованию социально-экономической и политической системы муниципальных образований. 
 
 
 
 

                                                 
 

      1. Основные аспекты  социально-экономического развития регионов 

     1.1 Инструменты регулирования  

     Развитие  регионов – это многомерный и  многоаспектный процесс, оно всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Социально-экономическое  развитие включает в себя следующие  составные:
    рост производства, доходов и как результат повышение благосостояния населения;
    существенные сдвиги в социальной, институциональной и административной структурах общества;
    перемены в общественном сознании;
    перемены в традициях и привычках;
    повышение уровня образования и улучшение здоровья;
    создание условий, которые будут способствовать росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем; все эти системы должны ориентироваться на уважение человеческого достоинства;
    увеличение степени свободы людей.
     В обширном арсенале современных инструментов государственного регулирования экономики  региона можно выделить ряд форм и методов. Государственное регулирование осуществляется в различных формах:
    законодательной,
    налоговой,
    кредитной,
    субвенционной.
Законодательная форма регулирования означает, что принимаются
 специальные  законодательные акты, обеспечивающие  относительно равные возможности  для соперничества, расширяющие  границы конкуренции,
                                                                   
     1. Основные аспекты  социально-экономического  развития регионов 

     1.1 Инструменты регулирования  

     Развитие  регионов – это многомерный и  многоаспектный процесс, оно всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Социально-экономическое развитие включает в себя следующие составные:
    рост производства, доходов и как результат повышение благосостояния населения;
    существенные сдвиги в социальной, институциональной и административной структурах общества;
    перемены в общественном сознании;
    перемены в традициях и привычках;
    повышение уровня образования и улучшение здоровья;
    создание условий, которые будут способствовать росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем; все эти системы должны ориентироваться на уважение человеческого достоинства;
    увеличение степени свободы людей.
     В обширном арсенале современных инструментов государственного регулирования экономики  региона можно выделить ряд форм и методов. Государственное регулирование осуществляется в различных формах:
    законодательной,
    налоговой,
    кредитной,
    субвенционной.
     Законодательная форма регулирования означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции,
препятствующие  развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких  цен.
     Налоговая и кредитная формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условиями кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки, и, соответственно, сокращается производство, и наоборот. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.
     Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом, таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).
     Среди методов государственного регулирования могут быть выделены: административное и правовое регулирование, прямое и косвенное регулирование.
     К административному относятся разнообразные меры по рационированию и контингентированию, лицензированию и квотированию, контролю над ценами, доходами, валютными курсами, учетным процентом и др. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и реализующие их стимулы. Государственное правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.
     Особое  внимание должно быть уделено экономически слабым регионам.
     Государство может оказывать различную поддержку  таким регионам: в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, предоставления ряда налоговых и кредитных льгот, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость, дополнений трансфертов и др. Но главное направление, основной путь – это саморазвитие регионов на основе использования собственного социально-экономического потенциала. 

     1.2 Социально-экономический  потенциал (СЭП)  региона 

     СЭП – это совокупность всех имеющихся  в его границах ресурсов – материальных и духовных, природных и трудовых; как уже вовлеченных в процессы общественного производства и социального развития, так и тех ресурсов, которые могут быть реализованы и использованы для укрепления социально-политической стабильности, повышения уровня качества жизни населения, роста эффективности отраслей народного хозяйства. При этом каждый СЭП региона может характеризоваться с точки зрения его временных и пространственных параметров, структурного состава, количественной и качественной оценки, условий и механизмов его реализации.
     Регионоведы чаще всего выделяют в составе  СЭП региона следующие основные структурные блоки (по содержательному  наполнению):
     1. Природно-ресурсный потенциал.
     2. Население как субъект материального  производства и потребления, социально-политической и духовной жизни.
     3. Производственно-экономические ресурсы,  составляющие материально-техническую  базу производственной и непроизводственной  сфер, товарную продукцию, производство  услуг в отраслевом и территориальном  разрезе.
     4. Организационно-управленческий блок. В него входят сложившаяся  в регионе организационная структура,  а также методы управления  социально-экономическими процессами; основные направления региональной  политики. Причем речь идет не  только о системе регионального управления, но и о взаимоотношениях с органами власти по вертикали, т.е. отношения с федеральными структурами и с органами местного самоуправления.
     5. Геополитический потенциал, который  отражает положение в системе  межрегиональных, межгосударственных и мировых экономических, хозяйственных и социально-политических связей и коммуникационных систем.
     Категория «потенциал» в современном менеджменте  трактуется по-разному. Чаще всего речь идет о «совокупности чего-либо», содержанию которой соответствуют  такие характеристики, как возможность, способность и т.п. Именно эти характеристики указывают на некоторые скрытые резервы, которые при соответствующих условиях могут из возможности перейти в действительность.
     Известно, что региональное управление осуществляется на целостных территориях, где есть различные хозяйствующие субъекты, коммуникации, социальные объекты, население и др. Их совокупность, образует поле регионального менеджмента, то есть объект его осуществления. Хозяйственный комплекс региона образует множество различных по имущественной принадлежности, форме, содержанию, масштабу организаций. Их отраслевая ориентация и размеры определяют основной хозяйственно-отраслевой профиль соответствующего региона. Эффективность их функционирования в значительной степени зависит от регулирующего воздействия со стороны органов государственной власти.
     Развитие  индикативного планирования и прогнозирования  должно активно идти и на региональном уровне. Содержание этих планов составляет совокупность технологий управления движением финансовых и кредитных потоков в соответствии с товарными потоками, обеспечивающими балансирование рыночных пропорций. Речь идет о разработке и использовании в управлении экономикой регионов взаимосвязанной системы индикаторов воспроизводственного процесса, в соответствии с которым и должны приниматься решения системного, управленческого характера. 
     На  территории России появились ассоциации экономического взаимодействия. 

     1.3 Деятельность ассоциаций  экономического воздействия  субъектов РФ 

     В декабре 1999 г. принят Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», который, несомненно, окажет весьма положительное влияние на повышение эффективности межрегиональных экономических связей, укрепление общероссийского экономического пространства.
     Федеральный закон определяет «ассоциацию экономического взаимодействия субъектов РФ» как  некоммерческую организацию, учредителями которой являются органы государственной  власти субъектов РФ и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
     Совершенствование управления развитием регионов оказалось  в какой-то степени переломным в  реализации программ рыночных преобразований, особенно в решении финансовых проблем. Главная корректировка курса реформ – усиление государственного регулирования всех социально-экономических процессов. Причем, как справедливо считают многие экономисты-рыночники, «значение системы государственного регулирования территориального развития по мере расширения сферы рыночных отношений будет усиливаться».
     Основой социально-экономического развития регионов, несомненно, является региональный воспроизводственный  процесс, который определяется, с одной стороны, как подсистемы общественного воспроизводства, а с другой – интеграция единичных воспроизводственных процессов на уровне предприятия, что формирует условия для комплексного развития экономики региона.
     К региональным воспроизводственным циклам относятся: воспроизводство трудовых ресурсов; финансово-кредитных и денежных ресурсов; инвестиционно-строительного процесса; продовольственных ресурсов; природных ресурсов, производственных услуг; социально-бытовых услуг, услуг рыночной инфраструктуры, информации и знаний.
     Завершить характеристику самых различных  аспектов регионального развития можно  словами: Россия будет сильна и крепка, если сильными, экономически развитыми, политически стабильными будут  ее регионы, а будет сильна Россия, будет нормальная жизнь в регионах.
 

     2. Региональная политика  России 

     Любая политика – это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в  связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются.
     Государственным регулированием развития региона можно  считать такую систему намерений  и действий, которая реализует  интересы государства в отношении  регионов и внутренние интересы самих  регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
     Региональная  политика – это целостное и  самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь «наедине» с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.
     Всякое регулирование хорошо настолько, насколько удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика – не исключение. Она в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.
     Итогом  государственного регулирования социально-экономического развития регионов должна быть устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.
     Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства.
     Главным же интересом каждого региона – блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, природо-ресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне – и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.
     Региональная  политика, намечаемая и проводимая самими регионами, – это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.
     Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.
     Объект региональной политики – взаимосвязи и отношения между регионами.
     Главный региональный интерес России в настоящее  время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи.
     Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными.
     Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.
     Только  с сознанием общественной необходимости  региональной политики, с ее разработкой  и реализацией появится возможность  к решению общероссийских проблем:
    начавшееся хозяйственное обособление регионов;
    региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными;
    национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;
    формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития;
    экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий);
    выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.
     Региональная  политика федеральных властей в  понимании президентских структур должна включать такие элементы, как:
      конституционный процесс (правовое определение отношений между субъектами Федерации и центральными структурами, символизирующими Федерацию в целом);
      согласование интересов территорий с различным статусом (национальные республики – области) и различных этнических групп.
     Распад  Федерации рассматривается администрацией как постоянная угроза. Для удержания  под контролем центробежных тенденций  главные усилия она направляет на соблюдение базовых конституционных  принципов (равноправие субъектов  Федерации, единство государственного строя, отсутствие внутренних экономических границ).
     Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих принципов не реально, ставка делается на разработку и осуществление «новой региональной стратегии российского государства», направленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также переход от узкоэкономических к более широким – общественным и социальным целям.
     Шаг в этом направлении – это необходимость  быстрого реформирования налоговой системы с разделением налоговых баз бюджетов городов, регионов и Федерации.
       В отличие от президентской администрации правительственные структуры в качестве приоритетных целей региональной политики выдвигают в основном экономические. Ключевым элементом такой политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений ради скорейшего преодоления кризиса переходного периода.
     Правительство также занимает более жесткую позицию относительно претензий региональных властей на руководство деятельностью экономических субъектов.
     В настоящее время отсутствие скоординированной  региональной политики обусловлено не только внутренними противоречиями федеральных властей, но и отсутствием давления со стороны регионов.
     Один из объектов государственного регулирования региональная бюджетно-налоговая система. Это обособленная часть соответствующей государственной системы, связанная с последней генетически и структурно. Она составляет именно часть целого (пока существует целостность государства), по-своему отражая соотношение централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных тенденций. Региональная бюджетно-налоговая система символ и гарант региональной ослабленности, независимости, самостоятельности. Региональные бюджетно-налоговые системы – порождение и результат территориальной организации общества.
     Один  из аспектов регулирования региональных бюджетов – рационализация разделения бюджетов.
     Мощным  фактором сдерживания инфляционных процессов и объединения регионов в едином движении за «тяжелый рубль» могло бы стать существенное сокращение доли в доходах бюджетов территорий именно инфляционных налогов. При этом перераспределение доходов в пользу территорий должно тесно увязываться с передачей на их уровень определенных статей расходов с соответствующей им частью дефицита бюджета. В противном случае доходы станут перераспределяться в пользу территорий, тогда как бюджетные расходы в подавляющей их части будут производиться федеральными органами.
     Можно выделить и сформулировать следующие принципы эффективного разделения бюджета по доходам и расходам.
     1. Доходы федерального бюджета целесообразно ориентировать преимущественно на косвенные (инфляционные) налоги, доходы бюджетов территорий – на прямые налоги.
     2. Перечень налоговых поступлений территориям и федеральным органам должен обеспечивать достаточную стабильность доходов бюджетов относительно уровней экономической активности и инфляции.
     3. При формулировании доходной  части государственного бюджета  должен быть максимально соблюден принцип равенства субъектов Федерации в бюджетно-налоговом отношении.
     4. Разделение доходов между бюджетами  следует осуществлять в строгом  соответствии с разграничением  объектов расходов.
     5. Эффективное разделение бюджетов базируется на принципе соответствия между расходами на развитие, расходами «рентного характера», «безвозвратными» расходами (на социальные программы) и группами налогов, выполняющих стимулирующие функции (налог на прибыль), рентные (платежи за природные ресурсы) и собственно фискальные функции (подоходный налог).
     6. В то же время одним из  основных принципов разделения доходов и расходов является принцип субсидиарности, согласно которому принятие решений и расходы осуществляются наиболее компетентной инстанцией.
     7. Крайне важно в процессе разделения бюджетов свести к минимуму перераспределение налогово-бюджетных ресурсов, как на федеральном, так и на республиканском, областном, краевом уровнях.
     8. При разделении должно быть соблюдено единство налогово-бюджетной системы и ответственности за ее исполнение. Регионам следует предоставить самостоятельность в определении налогов и сборов в пределах выделенной компетенции и социально-политической ответственности.
     При реализации данного принципа большое  значение имеют раз-работка и формирование эффективных механизмов разделения ответственности за образующийся дефицит бюджета между федеральными органами и регионами.
     Если  в регионе в процессе исполнения бюджета образовался его дефицит к собранным по единой схеме разделения бюджетным доходам территории, превышающий величину, которая соответствует 8% дефицита консолидированного бюджета к российскому ВВП – регион обязан перечислить в федеральный бюджет дополнительные средства в размере величины превышения. В случае отказа или приостановления перечислений налоговых платежей в центр, на указанную величину «недоимок» автоматически сокращаются региональные бюджетные кредиты и средства финансовой поддержки региона, а если указанной меры недостаточно, корректируются и соответствующие региональные квоты лимитов кредитования Центральным банком России. При этом в любом случае образующаяся величина неплатежей оформляется Минфином РФ как кредит по действующей ставке ЦБР.
     Подобные  механизмы регулирования дефицита российского бюджета должны заставить  регионы более тщательно подходить к своим расходам.
     Одним из элементов планирования являются регулирование государством в регионах целевых программ, иными словами  национальных проектов. Программно-целевой  метод может быть эффективным  средством централизованного управления решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.