На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Актуальные вопросы товароведения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ О ТОВАРЕ И ТОВАРОВЕДЕНИИ 5
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 9
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ И СУБЪЕКТОВ ТОВАРОВЕДЕНИЯ 12
3.1. Объекты товароведной деятельности 12
3.2. Субъекты товароведной деятельности 20
    3.2.1. Товароведы 21
    3.2.2. Потребители 27
4. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ 29
4.1. Методы товароведения 29
    4.1.1. Теоретические методы 31
    4.1.2. Эмпирические методы 39
    4.1.3. Практические методы 40
4.2. Принципы товароведения 42
    Безопасность 42
    Эффективность 42
    Совместимость 43
    Взаимозаменяемость 43
    Систематизация 43
    Соответствие 44
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ В ОБЛАСТИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
 


ВВЕДЕНИЕ

 
     В настоящее время на рынке значительно  увеличился объём потребительских  товаров. Широта ассортимента продовольственных  товаров, красочное их оформление, многообразие форм, наличие различных маркировочных  обозначений заставили специалистов торговли более тщательно изучать  потребительские свойства товара. Это  повлекло за собой необходимость  повышения требований к товароведческим  знаниям продавцов, менеджеров, экономистов, маркетологов.
     Возникновение товароведения как науки относят  к середине XVI в. В это время  увеличиваются объем и номенклатура выпускаемых товаров, появляется необходимость  в систематизированных сведениях  и знаниях о них, т. е. в товароведении. По мере роста промышленного производства перед товароведением вставали различные  задачи и, следовательно, менялось его  содержание. В развитии товароведения  можно выделить три важных этапа: первый — товароведно-описательный, когда основное внимание уделяли созданию руководств с описанием свойств и способов использования различных видов товаров (с середины XVI до начала XVII в.); второй — товароведно-технологический, основная задача которого состояла изучении влияния технологических факторов (свойств сырья, материалов, технологий) на качество товаров (с XVIII до начала XX в.); третий — товароведно-формирующий, цель которого состоит в разработке научных основ формирования, оценки и управления потребительской стоимостью, качеством и ассортиментом товаров (с начала XX в. до настоящего времени). Основоположником отечественного товароведения считается профессор М.Я. Киттары (1825—1880), который заложил научные основы товароведения: дал определение предмета и содержания курса, разработал классификацию и описал свойства товаров. Он считал, что изучение технологии и товароведения должно основываться на изучении химии, физики и других естественных наук. Дальнейшее развитие товароведения связано с именами профессоров П.П. Петрова (1850—1928) и Я.Я. Никитинского (1854—1924). Они уточнили сущность, задачи и объем товароведения, показали его связь с технологией производства, сельскохозяйственными и экономическими науками.
     Развитие  товароведения пищевых продуктов  связано с именем профессора Ф.В. Церевитинова (1874—1947). Он впервые исследовал химические процессы, происходящие в  плодах и овощах во время длительных перевозок и хранения при низких температурах. Ценный вклад в развитие данной отрасли товароведения внесли профессора В.С. Смирнов, Н.И. Козин, В.С. Грюнер, А.А. Колесник. Поскольку пищевые продукты значительно различаются по свойствам и предъявляемым к ним требованиям, то и в товароведении применяют знания и сведения из различных областей науки. Поэтому оно тесно связано со многими естественными, техническими и общественными научными дисциплинами. Экономика помогает вскрыть общественную сущность таких понятий, как потребительская стоимость, стоимость товара, товарное производство, товар, его исторический характер и т. д.; физика и химия дают общие сведения о строении, свойствах и пищевой ценности продуктов. Знания микробиологии, биохимии необходимы для правильного выбора режимов транспортирования и хранения пищевых продуктов. Связь товароведения с экономической географией, статистикой, экономикой и организацией торговли позволяет правильно организовать движение и учет товаров, определять потребность населения в них и т. д.
     Товароведение, как одна из отраслей знаний, в первую очередь связано с развитием  товарного производства и потребностями  торговли. Товар, как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойственному характеру труда, затраченного на его производство, по своей сути характеризуется двумя сторонами; меновой и потребительной стоимостью. Меновая стоимость характеризует товар с точки зрения его обмена как вещи на другие вещи в соответствующих определенных пропорциях. Потребительную стоимость товара, несмотря на многогранность этого понятия, в первую очередь, следует рассматривать как полезность товара, его способность удовлетворять определенные человеческие потребности. Потребительная стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется она лишь при потреблении или использовании вещи, так как лишь при использовании или потреблении вещи можно оценить ее полезность. Поскольку потребительную стоимость имеют все продукты труда - и средства производства, и предметы личного потребления, — то предметом товароведения, изучающим потребительные стоимости в широком понятии должны являться потребительные стоимости всех предметов труда.
     Однако  в современном понимании этого  термина товароведение рассматривается  как научная и учебная дисциплина, предметом изучения которой являются потребительные стоимости товаров  народного потребления.
     Как известно, к товарам народного  потребления относятся товары промышленных, сельскохозяйственных и кустарных  предприятий, предназначенные для  реализации в сфере обращения  с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей населения.
     Именно  изучением потребительных стоимостей этой группы товаров и занимается современное товароведение.
Потребительные  стоимости других продуктов труда, например, таких, как сырье, средства производства, является также предметом  изучения других смежных отраслей наук — материаловедения, машиноведения  и др.
Продукты  труда становятся товаром лишь при  наличии товарного производства и товарного обращения. 

1. ПОНЯТИЕ О ТОВАРЕ И ТОВАРОВЕДЕНИИ

 
     Название  научной и учебной дисциплины «товароведение» является производным  от слов «товар» и «ведать» (знать) и дословно может интерпретироваться на современном языке как «знание  о товаре».
     Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Для данной науки особое значение имеет исследование потребительской стоимости товаров. Любой товар обладает стоимостью и потребительской стоимостью. Количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара, определяет величину его стоимости. Полезность товара, способность удовлетворять какую-либо потребность человека, называется потребительской стоимостью. Потребительская стоимость товара обусловлена его свойствами. Под свойством продукции понимают объективную особенность, которая проявляется при ее создании, эксплуатации и потреблении. Свойства товара могут быть как природными, так и приобретенными в процессе производства, хранения и реализации.
     Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а так же методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, а, следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.
     Любая наука и профессиональная деятельность базируется на определённых принципах.
     Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
     Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности. При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов. Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырьё и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т.п. Так к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.
     Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, - продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.
     В отношении термина «товар» ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» отражается только правовая функция товара: «Товар – любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли - продажи» (п. 64). Это определение дублирует ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по моему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены многофункциональность товара как результата деятельности (технологической, биологической, человеческой и т.п.) по формированию его потребительских свойств.
     Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей. Товар является материальным предметом, вещью, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет конкретные потребности человека. Товар как продукт труда имеет двойственный характер. С одной стороны, он является стоимостью, с другой - потребительной стоимостью. Стоимость товара характеризуется затратами общественно необходимого труда на его проектирование, производство и распределение. Выражением стоимости товара является его цена.
     Потребительная  стоимость товара - это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.
     Полезность  товара - это его способность удовлетворять определенные потребности человека. Полезность вещи делает ее носителем потребительной стоимости, она не может существовать вне товара, неотделима от него. Полезность - понятие субъективное. Один и тот же товар для разных людей может быть и полезным, и бесполезным, и даже вредным, например очки. Полезность товара формируется из его полезных свойств, проявляющихся в процессе использования по назначению. Совокупность полезных свойств товара, делающих его способным удовлетворять потребности людей, формируют его потребительную стоимость. Полезность товара зависит не только от природно-вещественных свойств, но и от меняющихся потребностей человека и общества. Определенная потребность человека может удовлетворяться следующими друг за другом единицами товара в соответствии с законом убывающей предельной полезности. Чем больше товара приобретают потребители, тем меньше их стремление к покупке дополнительных единиц этого же товара. Особенно это касается товаров длительного пользования, таких, как, например, холодильники, автомобили, мебель. Предельная полезность — это добавочная полезность, получаемая потребителем при покупке одной дополнительной единицы конкретного товара. За относительно короткий промежуток времени, в течение которого вкусы и требования потребителей не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы товара будет падать, так как потребность в этом товаре будет постепенно насыщаться, удовлетворяться все более полно. Падение предельной полезности товара по мере приобретения потребителем дополнительных единиц этого же товара носит название закона убывающей предельной полезности. Товар всегда является потребительной стоимостью, имеющей общественный характер, ибо он включается в систему общественных отношений между людьми при обмене путем купли-продажи.
 


2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ТОВАРОВЕДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 
     Критериями  современного состояния потребительского рынка могут служить состояние  источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень  удовлетворения спроса, широту, полноту  и структуру ассортимента; качество товаров.
     Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту  и характер предложения.
     Если  отечественное производство не удовлетворяет  полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны рост отечественного производства и уменьшению доли импортных товаров в структуре ассортимента.
     Вытеснение  в 1990-х годах с рынка отечественных  товаров импортными было вызвано  двумя основными причинами. Во-первых, низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров. Во-вторых, сказывалась былая привлекательность импортных товаров.
     Начиная с 2000 года спад отечественного производства преодолён, насыщенность рынка товарами постоянно растет за счёт не только импорта товаров, но и увеличения платёжеспособного спроса и доходов населения.
     В условиях насыщенного рынка качество отечественных товаров постепенно улучшается, так как производители  товаров начинают осознавать, что качество – один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров.
     Цель  товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
     Для достижения этой цели товароведение  как наука и учебная дисциплина должна решать следующие задачи:
      чёткое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;
      установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;
      систематизация множества товаров путём рационального применения методов классификации и кодирования;
      изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;
      управление ассортиментом организации;
      определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
      оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
      выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
      определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
      систематизация множества товаров, путём применения классификации, штрихового кодирования;
      обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путём учёта формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
      установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
      информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
      товароведная характеристика конкретных товаров.
     Качество  продовольственных товаров изменяется в процессе хранения, реализации, при  транспортировке, поэтому задача товароведения  – изучение процессов, происходящих в продовольственных товарах  и нахождение оптимальных условий  для максимального сохранения их качества, и сокращения потерь.
     Товароведение относится к основополагающим учебным  дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме  того основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учёт, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учётом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.
 


3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ  И СУБЪЕКТОВ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

3.1. Объекты товароведной  деятельности

 
     Объект – предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность.
     Объектами товароведной деятельности являются товары. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой, направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения (сырьё, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).
     В последние годы сфера товароведения  расширилась и стала включать услуги и их материальный результат (продукцию, например, общественного  питания). Изменилось и толкование термина  «услуги». В международных стандартах (МС) ИСО серии 9000 услуги трактуются как один из видов продукции. В практике современной торговли товаровед на только обеспечивает товародвижение, но и является одним из исполнителей услуг по закупке, сбыту, хранению, упаковыванию товаров, а также услуг розничной и оптовой торговли.
     Товары  как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Кроме того, обо всех этих характеристиках товаров должна быть товарная информация (рис. 1).
     Первые  три характеристики, которые можно  назвать товароведными, удовлетворяют  реальные потребности человека (физиологические, социальные, психические и др.), определяя  потребительную ценность товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определённых сегментов потребителей и становится товаром.
     Потребности людей постоянно изменяются под  влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономических, научно-технических  и др.  
     Изменившиеся, а также осознанные или неосознанные потенциальные потребности, в свою очередь, стимулируют разработку новых  товаров и услуг как средств  их удовлетворения. Эти новые товары обладают модифицированной потребительной ценностью за счет использования  достижений научно-технического прогресса  в области промышленной обработки  сырья и материалов, изменяющей их естественные свойства и формирующей  новые свойства и характеристики, а также за счет применения упаковки и маркировки.
     Однако  модифицированную потребительную ценность могут приобретать не только новые  товары, но и традиционные, ранее  известные товары, благодаря выявлению  новых естественных свойств, Так  экологически чистые продукты питания - это зачастую известные продукты с повышенным уровнем безопасности.
     Потребительная  ценность товаров проявляется при  их потреблении в соответствии с  назначением путём эксплуатации или использования для внутреннего  либо наружного применения. Немаловажное значение при этом имеют: ассортиментная, качественная и количественная характеристики товара, обуславливающие степень  удовлетворения потребностей. Так пищевые  продукты с различными характеристиками неодинаково удовлетворяют потребность  организма человека в энергии, биологически ценных веществах и органолептических  ощущениях.
     Определение степени удовлетворения потребностей адекватно оценке потребительной ценности товаров и невозможно без учета  рыночной конъюнктуры, которая может  быть выявлена с помощью маркетинговых  исследований сегментов рынка конкретных ассортиментных групп товаров.
     Таким образом, потребительная ценность товаров  выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики.
     Характеристика- совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления. Исходя из этого определения термина, можно сформулировать основополагающие товароведные характеристики товаров.
     Ассортиментная  характеристика товаров – совокупность отличительных групповых и видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.
     Например, масло сливочное, топленое и растительное принципиально отличаются друг от друга  функциональным назначением и пищевой  ценностью. Эти отличия обусловлены  также их качественными характеристиками.
     Качественная  характеристика (качество) товаров - совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Данная характеристика товаров тесно связана с ассортиментной, так как им обеим присуще общее потребительское свойство - назначение. Качественная характеристика  отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность.
     Нарушение установленных обязательных требований по безопасности и экологичности  приводят к тому, что все остальные  характеристики товара утрачивают для потребителя смысл даже в случае, если они являются желательными. Следствие этого- отказ потребителя от покупки или потребления небезопасных товаров. Так, опрос покупателей, проведенный в ряде крупных магазинов Москвы, показал, что около 50% респондентов отдавали предпочтение приобретаемым товарам потому, что доверяли их качеству, особенно безопасности. Они были готовы отказаться от приобретения товара необходимого вида или наименования, приемлемой цены, если не были уверены в его безопасности.
     Таким образом, качественная характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпочтений.
     Качественные  характеристики товаров непосредственно взаимодействуют с количественными. Более того, многие показатели потребительских свойств выражаются через количественные характеристики.
     Количественная  характеристика товаров - совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности в товарах определенных размеров и зачастую при создании потребительских предпочтений менее значимы, чем ассортиментная и качественная. Исключение составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества.
     Вместе  с тем эти характеристики нельзя полностью сбрасывать со счетов при  создании потребительских предпочтений, поскольку многие потребители в  условиях насыщенного рынка отказываются от приобретения товаров, если их не устраивают определенные количественные характеристики единичного экземпляра товара и/или  упаковки и/или товарной партии.
     Недопустимые  отклонения от установленных количественных характеристик товаров, например, по объему или массе упаковок, служит основанием для запрета реализации или уценки товаров. В ряде случаев  допустимые нормы отклонений по массе  или объему регламентируются нормативными документами.
     Взаимосвязь товароведных характеристик  со стоимостью. Все товароведные характеристики товара непосредственно, но по-разному связаны со стоимостью, Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что цена, как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.
     Между качеством и стоимостью товара не всегда существует прямая зависимость, что объясняется многофакторностью  формирования цены. При этом в условиях конкурентной среды качество выступает  лишь одним из критериев ценообразования. В зависимости от стратегии ценообразования  фирмы основное влияние на формирование цены могут оказывать себестоимость продукции, издержки, имидж фирмы-изготовителя или продавца, сервисное обслуживание, состояние спроса и предложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а также качество самого товара и его упаковки.
     Среди значительной части потребителей бытует представление о прямой зависимости  между ценой и качеством. Об ошибочности  такого мнения свидетельствует значительный разброс цен на одни и те же товары в различных регионах и торговых организациях.
     Самая слабая зависимость прослеживается между ассортиментной и стоимостной  характеристиками. Товары одних и  тех же наименований могут быть дешевыми и дорогими (например, одежда, обувь). Вместе с тем существует ряд традиционно  дорогих товаров определенных ассортиментных групп (ювелирные изделия из драгоценных  металлов, натуральные меха отдельных  видов, автомашины, мясные и рыбные деликатесы и т. п.).  Высокие цены на эти товары в определенной мере словлены повышенными по сравнению  с другими более дешевыми товарами качественными характеристиками (например, эстетическими и эргономическими  свойствами).
     Однако  дешевые товары не всегда имеют пониженное качество. Не следует забывать, что  на ряд товаров повседневного  спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен  или торговых надбавок. Более того, в некоторых развитых странах  на отдельные товары повседневного  спроса устанавливаются дотации (картофель, детское питание и т. п.). Подобные дотации существовали в доперестроечный  период и в нашей стране.
     Благодаря мерам государственного регулирования  поддерживаются низкие цены на такие  товары. Отсутствие регулирования приводит к «вымыванию» из ассортимента дешевых  товаров. Эта тенденция не характерна для современного состояния российского рынка потребительских товаров.
      Функции товара. Ранее уже упоминалось, что товар характеризуется многофункциональностью. Поэтому необходимо рассмотреть эти функции более подробно (рис. 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Потребительская функция товара заключается в его способности соответствовать запросам потребителей благодаря присутствующим ему основополагающим характеристикам товаров. Среди этих характеристик приоритетным являются товароведные, так как обуславливают потребительную ценность, или полезность товара. Примером потребительской функции пищевых продуктов может служить их способность поставлять организму жизненно необходимые для обмена вещества, а также для поддержания постоянства внутренней среды человека. Потребительная ценность одежно-обувных товаров состоит в их способности защищать от неблагоприятных внешних воздействий, соответствовать определенным эстетическим и социальным запросам потребителей.
     Маркетинговая функция товара реализуется через его способность удовлетворять разные виды и разновидности потребностей. Степень удовлетворенности потребителей определяет потребительские предпочтения и конкурентоспособность товаров, что, в конечном счете, влияет на стимулирование сбыта. В отличие от потребительской функции, когда у потребителя есть определенные знания товара и ожидания удовлетворения потребностей, маркетинговая функция более гибкая. При отсутствии потребностей, и том числе и спроса, из-за незнания товаров или их отдельных потребительских свойств (например, при появлении новых товаров), неприемлемости (недоступности) цен и других ситуациях благодаря комплексу маркетинговых мероприятий (например, формированию бренда, рекламе, системе скидок и т.п.) формируется спрос на такие товары. Более того, благодаря маркетинговой функции одни товары («локомотивы») способствуют продаже других товаров («вагончиков»).
     Коммерческая  функция товара обусловлена его основным назначением как объекта купли-продажи. Для этого товар должен быть доставлен от изготовителя до конечного потребителя с помощью каналов распределения в определенные сроки и при необходимых условиях. Все этапы и операции товародвижения должны быть организованы с учетом свойств товаров (сохраняемости, безопасности и т.п.). Коммерческая функция товара обеспечивается путем  управления технологическим циклом товародвижения, включая  доставку, хранение, приемку, товарную обработку и реализацию товаров.
     Правовая  функция товара заключается в том, что, с одной стороны, он выступает как объект договорных отношений, с другой стороны, он должен соответствовать требованиям нормативных документов (федеральных законов, стандартов, ТУ ит.п.), а также положениям договоров. При этом обязанность соответствия вытекает из договорных отношений и необходимости соблюдения достоверности информации.
     Финансовая  функция товара определяется тем, что любой товар должен приносить прибыль. В качестве средства реализации этой функции выступают приемлемые для потребителей определенных целевых сегментов цены. Поэтому любая организация должна определить свою ценовую политику и стратегию ценообразования для каждого товара не только с учетом потребительской, но и маркетинговой, коммерческой и правовой функций.
     Конечным  результатом реализации рассмотренных  функций является реализация товара и удовлетворением потребностей, причем все указанные функции  удовлетворяют потребности конечного  потребителя, а правовая и финансовая функции дополнительно и соответствующие  потребности организаций, Реализация всех функций осуществляется благодаря  тому, что любой товар обязательно  должен быть объектом купли-продажи.

3.2. Субъекты товароведной  деятельности

     Субъект - человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.
     Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. В первую группу входят товароведы - специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. На долю этой категории специалистов приходится 25-30% всех руководителей и специалистов в торговле.
     Кроме того, в отделах сбыта и снабжения  промышленных и сельскохозяйственных организаций также работают товароведы. Поэтому не случайно, что в ряде технических вузов, техникумов и колледжей в перечень специальностей введена подготовка товароведов.
     3.2.1. Товароведы - специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.
     Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как  «знаток товара» или «субъект, знающий товар». Именно глубокое знание товаров отличает товароведов от других специалистов торговли, промышленности и сельского хозяйства.
     Товароведы  осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологами и маркетологами. Первые обеспечивают производство продукции, т.е. стоят на начальном этапе производства продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности продукция, ставшая товаром, превратилась в объект товароведной деятельности.
     Товароведы  входят в состав коммерческих отделов, отделов реализации или других структурных подразделений промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций. Но все же больше всего этих специалистов работает в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании.
     Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором  они работают. Можно выделить три основных направления товароведной деятельности:
    технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения;
    организационно-управленческое, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров;
    маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей и товаров как средств их удовлетворения. Поэтому и на производстве, и в торговле нужны три категории товароведов: товароведы-технологи (инженеры), товароведы-менеджеры и товароведы-маркетологи. Последние по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Не случайно, что в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалистов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торговых организациях выполняют товароведы. Более того, в крупных, вновь образованных магазинах товароведы входят в состав отделов маркетинга.
   Однако  деятельность товароведов в отличие  от маркетологов больше связана с  функциями, выполнение которых требует  досконального знания потребительских  свойств товаров.
   Наряду  с этим, за последнее десятилетие  в торговых вузах возникло новое  направление — подготовка товароведов-экспертов, что послужило основанием расширения сферы их деятельности и нашло  отражение в названии специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров». Следует отметить, что и до введения такой подготовки специалисты-товароведы находили широкое применение в качестве экспертов Торгово-промышленной палаты России, бюро товарных экспертиз, органов по сертификации и испытательных лабораторий, инспекторов Госторгинспекции, а в настоящее время — специалистов и руководителей отделов защиты потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
   Требования  к профессиональной компетентности товароведа регламентируются ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37.
   В соответствии с ГОСТ Р 51305-99 к товароведам  предъявляются следующие требования:
    наличие среднего специального или высшего профессионального образования по специальности: СПО 0612 «Товароведение» или ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров»;
    осуществление контроля за соблюдением условий и сроков поставки, транспортирования, приемки, хранения товаров, правил маркировки и упаковки, за соответствием их качества и количества, согласно заявленным в товарно-сопроводительных и/или нормативных документах, а также на маркировке и иных носителях информации;
    своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров;
    участие в рассмотрении претензий покупателей на некачественный товар;
    знание потребительских свойств и показателей качества закупаемых и реализуемых товаров; умение их оценивать, определять дефекты, причины возникновения, способы использования или предотвращения попадания дефектных товаров в торговлю, а при необходимости и своевременного изъятия из торговли;
    применение средств измерений, поверенных в установленном порядке;
    участие в формировании ассортимента реализуемых товаров;
    установление нормируемой и фактической естественной убыли и определение порядка их списания;
    участие в проведении инвентаризации товаров.
   В документах Минтруда России (ныне —  Министерство экономического развития и торговли РФ) устанавливаются более  широкие требования не только к товароведу розничной торговли, а к специалисту-товароведу независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства он работает. Кроме того, представлены требования к профессиональной компетентности товароведов разных категорий:
   товаровед I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности товароведа II категории не менее трех лет;
   товаровед II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности товароведа не менее трех лет;
   товаровед: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее трех лет.
   Вместе  с тем товароведам-технологам присущ ряд должностных обязанностей, выполнение которых требует определенных знаний, умения и навыков. 
Товаровед должен знать в области товароведения:

    эмпирические и аналитические методы, что позволяет наиболее рационально разбираться во всем многообразии ассортиментного перечня, средств и способов сохранения качества и количества товаров в процессе товародвижения;
    ассортимент (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассортиментом; 
    • основные направления развития и совершенствования ассортимента;

    номенклатуру потребительских свойств и показателей, критерии их выбора при оценке качества;
    количественные характеристики единичных экземпляров товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий;
    факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров;
    виды потерь и причины их возникновения, порядок списания;
    виды, функции, формы и средства товарной информации;
    товароведные характеристики товарных групп и конкретных товаров.
Теоретические знания реализуются через определенные товароведные навыки, поэтому товаровед  должен уметь:
    классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров по различным признакам (назначению, надежности, составу и т. п.) для более полного удовлетворения спроса потребителей разных сегментов рынка, а также для создания потребительских предпочтений и обеспечения конкурентоспособности товаров;
    определять и анализировать показатели ассортимента для достижения рациональной ассортиментной политики организации с учетом направления развития и совершенствования товаров однородных групп;
    оценивать качество товаров путем выбора наиболее приемлемой номенклатуры свойств и показателей, определения фактических значений и сопоставления с регламентируемыми значениями;
    проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возникновения для принятия решений о возможности (или невозможности) предъявления претензий и материальных исков виновным лицам, а также использования для пищевых, кормовых целей, промпереработки или уничтожения;
    идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отбирать пробы в соответствии с установленными требованиями;
    определять приемочные и браковочные числа для проведения приемо-сдаточного и текущего контроля качества в соответствии с установленными требованиями;
    проводить измерения товаров и товарных партий для установления их количественных характеристик при учете на разных этапах товародвижения;
    учитывать формирующие факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности товаров, а также для оценки возможности изготовителя выпускать товары, уровень качества которых соответствует потребностям конкретного сегмента рынка;
    регулировать факторы, влияющие на сохраняемость товаров при хранении и подготовке к реализации;
    осуществлять контроль за созданием и поддержанием климатического и санитарно-гигиенического режимов хранения, размещением товаров;
    участвовать в выборе наиболее приемлемых видов торгового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;
    разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению и снижению потерь;
    обеспечивать подготовку товаров к реализации для формирования надлежащего качества и количества, улучшения товарного вида и предупреждения реализации товаров, не соответствующих по качеству установленным требованиям;
    работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товарной партии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходимых для дальнейшей работы с товаром;
    выявлять с помощью различных средств основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию для наиболее полного ознакомления с товаром и создания потребительских предпочтений, что позволяет стимулировать сбыт товаров;
    идентифицировать товар с помощью маркировки разных видов, расшифровывать информационные знаки на маркировке и товарно-сопроводительных документах для предоставления потребителям достаточной и достоверной информации;
    работать с конкретными товарами — идентифицировать и относить их к определенной ассортиментной группе и виду, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю.
   Должностные обязанности товароведа регламентируются в «Тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по общеотраслевым должностям служащих».

     3.2.2. Потребители

   Вторая  группа субъектов, на которых направлена товароведная деятельность, представлена потребителями. Следует отметить, что  потребители с их потребностями  и запросами находятся в центре внимания всех специалистов организаций-изготовителей  и продавцов, а также транспортных, складских и иных организаций. Однако профессиональная деятельность товароведов  и маркетологов должна быть ориентирована  в первую очередь на потребителя. В этом отношении они близки тем органам государственного регулирования и общественным организациям, в компетенцию которых входит защита прав потребителей (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор).
   В этой связи необходимо рассмотреть  понятие «потребитель», принятое в  отечественной и зарубежной практике, а также показать специфику товароведной деятельности при взаимодействии товароведов  с потребителями.
   Определение термина «потребитель» дано в  Законе РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ): «Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли» (ст. 1).
   Определение этого термина в зарубежной практике несколько иное. В МС ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Словарь» дано следующее определение термина: «Потребитель — получатель продукции, предоставляемой поставщиком».
   Таким образом, в отличие от российского  определения термина «потребитель»  как конечного покупателя в международной  практике потребитель может быть внешним и внутренним получателем, использующим приобретаемый товар на конечные цели потребления или для производства новых видов продукции или услуг.
   Товароведы  редко взаимодействуют непосредственно  с потребителем. Чаще это взаимодействие носит косвенный характер, хотя товароведная деятельность направлена на конечный результат — реализацию товаров, составные характеристики которых  в комплексе или по отдельности  удовлетворяют запросы потребителей.
   Для этого товаровед должен не только сформировать товарную номенклатуру с  учетом реального или прогнозируемого  спроса, но и принять участие в  стимулировании сбыта путем позиционирования товаров для показа их достоинств в сравнении с другими товарами-аналогами и/или фирмами-конкурентами. Только доскональное знание товара дает возможность товароведам справиться с поставленными задачами.
 


4. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ  ТОВАРОВЕДЕНИЯ

4.1. Методы товароведения

 
         Метод (от греч. methodos) - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.
      В товароведении как прикладной естественно-научной  дисциплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными  и измерительными методами определения  значений показателей качества) применяются и заимствованные из других, в основном фундаментальных наук – физики, химии, математики, философии и др.
 Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и практические (рис. 3).
     В свою очередь каждая группа методов  делится на виды. Кроме того, в зависимости от характера деятельности методы делятся на методы – последовательные действия (например, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы-операции (анализ, синтез, сравнение и др.). Методы-действия – это совокупность приёмов или операции практического или теоретического познания действительности либо достижения конечного результата. Методы-операции – конкретные приёмы деятельности. Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста маркировки, выбор его носителя, нанесение текста на носитель или товар, прикрепление (приклеивание) носителя на товар. Характерным признаком методов-действий является наличие конкретной цели (например, цель маркирования – идентификация и доведение товарной информации до заинтересованных лиц, цель эксперимента – получение фактических данных о свойствах исследуемого объекта).
     Теоретические методы – методы, основанные на мыслительных действиях и/или операциях в  целях познания и/или исследования действительности. К ним относится  анализ, сравнение, синтез, диагностика  и другие методы-операции.
     Эмпирические  методы — методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических  устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых  объектов. Данные методы включают как  методы-операции (измерительные, органолептические  и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг).
     Практические  методы — методы, основанные на технологических  действиях и операциях, предназначенных  для определения характеристик  товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркирование, упаковывание и т. п.), а также методы-операции — оценка качества и измерение количества.
     Следует отметить, что практические методы оценки качества и измерения количества базируются на таких экспериментальных  методах, как измерительные, органолептические  и регистрационные (например, определение  видов и количества примесей, дефектов, градаций качества).
     В практической товароведной деятельности широко используются технологические  методы хранения, осуществление которых  входит в должностные обязанности  товароведов (например, выбор и заявка техническим службам на обеспечение  оптимального режима хранения, контроль за режимом хранения и качеством  товаров и т. п.). В отношении  других технологических методов  товароведы проводят лишь контроль за соответствием конечных результатов  этих методов, осуществленных другими  лицами.

     4.1.1. Теоретические методы

     К теоретическим методам относятся  анализ, синтез, обобщение и систематизация, построение гипотез, научное обоснование  фактов.
     Анализ — разделение исследуемого объекта (товара, технологического процесса и т. п.) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.
Данный  метод обычно используется на первом этапе научных исследований для  определения свойств, состава, структуры, строения товара, операций и приемов  различных процессов. В товароведении  — это один из наиболее распространенных методов познания товара как объекта, обладающего совокупностью физических, химических, физико-химических и анатомо-морфологических  свойств. Для изучения каждой группы свойств применяются соответствующие  экспериментальные методы.
     Сравнение — метод-операция, основанный на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними. При использовании этого метода важное значение имеют признаки сравнения, которые и определяют возможные отношения между объектами. Например, при сравнении продовольственных и непродовольственных товаров можно выявить в качестве общего признака их предназначение для купли-продажи, а в качестве отличительных признаков — используемое сырье, материалы, функциональное назначение.
     Для сравнения отдельных элементов  необходимо их выделение с помощью  анализа, поэтому достаточно часто  эти два метода применяются совместно  в форме сравнительного анализа  как комплексного метода. Метод сравнительного анализа основан на разделении целого на части (элементы) с последующим  сравнением этих элементов. Он широко используется при оценке качества товаров, когда на первом и втором этапах происходит анализ путем выделения  показателей качества, а на третьем  — их сравнение с базовыми показателями. В сочетании 
с систематизацией  сравнительный анализ используется при классификации и кодировании  товаров.
     Сравнение может осуществляться по одному или  нескольким признакам. Сравнивать следует  только однородные объекты, имеющие  общие признаки и составляющие определенную классификационную группировку.
     Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно связаны с синтезом.
     Синтез — объединение составных элементов объекта в единое целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обусловливающие целостность объекта. Метод синтеза использован при построении приведенной ранее структурно-логической схемы. Товароведная характеристика любого товара также является результатом синтеза различных его свойств.
Сравнительный анализ и синтез служат предшествующими  методами-операциями для другого  метода — диагностики, который находит  широкое применение в товароведении  при обнаружении несоответствий и дефектов на разных этапах технологического цикла товародвижения, а также  при идентификации.
     Диагностика — метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и выявлении определенных соответствий (тождественности) или несоответствий и причин их возникновения. Этот метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов товароведной деятельности, как установление градаций качества (например, сорта товара), дефектов, а также идентификация. Конечной целью диагностики является не только определение причин возникновения несоответствий, но также разработка корректирующих и/или предупреждающих и/или устраняющих несоответствия действий.
     Результаты  диагностики, анализа и синтеза  могут быть использованы для прогнозирования.
     Прогнозирование — метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирование качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также рационального ассортимента. В товароведной практике при закладке товаров на длительное хранение товароведам приходится прогнозировать сроки сохраняемости по каждой товарной партии с учетом качества товаров, первоочередности их реализации и других факторов.
     Программирование — метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих товароведных характеристик товаров или рационального товародвижения. Программирование применяется при разработке программ качества товаров и программ производственного контроля, а также определении ассортиментной политики и политики в области качества.
     Последовательное  применение рассмотренных выше методов  создает основу для дальнейшего  планирования товароведной деятельности.
     Планирование — метод, основанный на разработке долгосрочных и краткосрочных планов или проектов. Этот метод используется при управлении ассортиментом и качеством товаров, их закупках и размещении на хранение, установлении периодичности реализации отдельных товарных партий.
     Применение  методов диагностики, прогнозирования, программирования и планирования требует  высокой профессиональной компетентности специалистов — товароведов и  товароведов-экспертов. Поэтому достаточно часто в ситуациях, требующих  квалифицированного применения данных методов, руководители торговых организаций  предпочитают пользоваться услугами экспертных организаций.
     Абстрагирование — метод, основанный на мысленном выделении и превращении в самостоятельный объект рассмотрения отдельных характеристик товаров и/или факторов, влияющих на них. Особенностью этого метода является то, что выделенная характеристика самостоятельно не существует в ее физическом проявлении. Например, определение понятий и условных обозначений основано на методе абстрагирования.
Определение понятий и терминов чрезвычайно  важно для любой учебной дисциплины. Без этого обучаемые не смогут воспринимать информацию. В профессиональной деятельности возможно неверное толкование объектов (товаров, процессов, услуг) разными  субъектами. Так, отсутствие определений  терминов «квас» и «квасные напитки», «сливочное масло» и «комбинированное масло» привело, в конечном счете, к  ассортиментной фальсификации, когда  более дешевые товары с меньшей  полезностью (квасные напитки, комбинированное масло) выдаются за более дорогие и полезные (квас, сливочное масло).
     Поэтому не случайно, что в последние годы определение терминов регламентируется в федеральных законах, стандартах и других нормативных документах. Активно этот процесс происходит и в товароведных дисциплинах. В  программах в начале каждой темы предусматриваются  основные понятия, которые ранее  были неизвестны обучаемым. При этом, по нашему мнению, определение термина, если оно стандартизировано, должно обязательно приводиться в точном соответствии с установившим его  нормативным документом. Вместе с  тем преподаватель может привести собственное модифицированное, уточненное или новое определение термина, пояснив свою позицию в данном вопросе. Это, в частности, может  быть вызвано тем, что в некоторых случаях определение термина в законе или стандарте дается в достаточно сложной для восприятия форме, с повторением одинаковых слов, а для обучающих целей полезно сократить ряд слов, уточняющих детали, и привести более сокращенный вариант определения термина, но без утраты его сущности.
     Условные  обозначения (символы, порядковые номера стандартов, информационные знаки на маркировке и др.) применяются при  кодировании товаров в классификаторах, в виде штрих-кодов, при регистрации  нормативных документов, маркировании товаров и выполняют идентифицирующую функцию. Поэтому достаточно часто  абстрагирование выступает как  не только самостоятельный метод, но и прием для методов классификации, обобщения и конкретизации. Вместе с тем абстрагирование является прямой противоположностью метода конкретизации.
     Конкретизация — метод, основанный на представлении объекта в конкретной, наглядной форме. Как и абстрагирование, конкретизация является результатом мыслительной деятельности человека.
     В процессе познания оба метода могут  применяться совместно, но в разной последовательности — от конкретного  к абстрактному и от абстрактного к новому конкретному. Причем на разных этапах познания выбирается то из направлений, которое наиболее приемлемо для  определенных целей, но чаще всего первоначально  образуются абстракции из конкретного, а за тем на их основе на качественно новом уровне познания конкретное воспроизводится как целостность объекта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.