На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современное состояние и пути развития системы образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
   КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ
   по  дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора» 

   на  тему: «Современное состояние и пути развития системы образования » 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнил: студент 
   специальность   курс     группа                                               подпись                     И.О.Фамилия 
 

   Проверил: к.э.н. доцент                               
   Учёная  степень, звание подпись    И.О.Фамилия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Москва  – 2011 

   Содержание 

   Введение…………………………………………………………………….3
    Современное состояние системы образования…………………….4
    Практическая часть. Постановка проблемы в сфере современной системы образования. Присоединение России к Болонскому процессу………………………………………………………………..11
    Практическая часть: перспективы развития системы образования в России в рамках взаимодействия с Болонской системой образования……………………………………………………………23
    Заключение…………………………………………………………………...30
    Список использованных источников………………………………………32 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение
   Образова?ние  в Росси?йской Федера?ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
   В Российской Федерации с учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования (с 1992 г.), самообразования, экстерната.
   В последние  годы интенсивно развивается дистанционное образование. Допускается сочетание различных форм получения образования.
   Наряду  с уровнями возможного получения  образования нужно сказать о  взаимодействии России с международным  образовательным сообществом, например с европейским – присоединение России к Болонскому процессу.
   В данной работе будут рассмотрены проблемы российской системы образования  с точки зрения присоединения  к Болонскому процессу. Для чего России нужно было в этом процессе участвовать, какие трудности возникли в ходе реализации принципов Болонского соглашения, а также в третьей главе будут рассмотрена возможности преодоления ряда из описанных проблем. 

   
    Современное состояние системы  образования
   В современном  российском обществе налицо рассогласование  таких его
   важных  компонентов, как профессиональное образование, с одной стороны, и  рынок труда – с другой. В  сложившихся обстоятельствах произошла  ориентация профессионального образования  на потребителей своих услуг и  обучение тем специальностям, которые  потребители хотят получить. Таким образом, молодежь и родители стали сочетать две роли в отношении системы профессионального образования: они выступают и его потребителями, и заказчиками. Система образования замкнулась на их запросы, не ориентируясь на потребности рынка труда.
   Результатом отсутствия обратной связи, свидетельствующей  о востребованности подготавливаемых профессиональных кадров, стала практически  полная несогласованность действий системы профессионального образования  и рынка труда. В то же время, очевидно, что система профессионального образования не может быть автономна от работодателя.
   Потенциал профессионального образования, перспективы  его развития находятся в прямой зависимости от спроса на выпускников  профессиональных учебных заведений. Этот спрос обусловлен развитием рынка труда, который формирует социальный заказ на специалиста. К сожалению, указанный спрос изучен пока крайне мало. А отсутствие научно обоснованного анализа спроса и прогнозов потребности в работниках определенного уровня и квалификации приводит к тому, что система профессионального образования, во-первых, отстает от требований рынка труда, во-вторых, ориентируясь на существующую конъюнктуру профессий и специальностей, создает избыток выпускников по некоторым из них, не готовя при этом нужных специалистов.
   Разрешение  столь острой проблемы соответствия рынка профессионального образования рынку труда требует немалых усилий. Эти усилия в значительной мере должны быть направлены на выработку рекомендаций по выработке мер, направленных на совершенствование профессионального образования с учетом интересов и потребностей работодателей.
   По  данным статистики, начальное профессиональное образование характеризуется наименьшей востребованностью среди населения  по сравнению со средним специальным и высшим. В течение всего периода социально-экономических преобразований происходит плавное сокращение как числа учебных заведений, готовящих специалистов соответствующей квалификации, так и численности учащихся в них. Это можно видеть на примере таблиц, рассчитанных по данным Росстата за период с 2005 по 2009 год [4].
   Таблица 1.
   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
        Число учреждений    Численность обучающихся  в них1)    Принято    Подготовлено (выпущено)
   (на конец года)    на  обучение1),    квалифицированных рабочих1)
        всего,    на 10 000 человек    тыс. человек    всего,    на 10 000 человек
        тыс. человек    населения         тыс. человек    занятого  населения
   Все образовательные  учреждения начального профессионального                              
   образования
 2005    3392    1509    106    688    703    105
 2006    3209    1413    99    630    680    101
 2007    3180    1256    89    586    656    96
 2008    2855    1115    79    541    605    88
 2009                              
 
   Из  данных таблиц мы видим уменьшение всех показателей из представленных: количество учреждений, число обучающихся, число принятых и подготовленных. На протяжении 2005 и вплоть до 2008 года востребованность в учреждениях начального образования падает.
   Таблица 2
   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
             (на  начало учебного года)               
   Годы    Число    В них    в том числе обучавшихся  на отделениях    На 10 000 человек
   учреждений    студентов - всего, тыс.человек    населения
             приходилось
             очных    очно-    заочных    экстернат    студентов
             заочных     
             (вечерних)     
        Все образовательные учреждения среднего профессионального образования
   2005/06    2905    2590,7    1960,3    70,7    549,4    10,3    181
   2006/07    2847    2514    1911    64,4    527,3    11,4    177
   2007/08    2799    2408,2    1822,7    59,4    511,4    14,7    170
   2008/09    2784    2244,1    1678    53,3    498,8    14    158
   2009/10    2866    2142,1    1588,9    53,5    484,9    14,8    151
 
   Из  таблицы 2 видно, что по количеству учреждений среднего профессионального образования  ситуация практически аналогичная, показатель лишь немного улучшается в последние годы. Однако количество обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования неизменно уменьшается с каждым годом.
   Таблица 3
   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
                  (на  начало учебного года)          
   Годы    Число    В них    в том числе обучавшихся  на отделениях    На 10 000 человек
   образо-    студентов - всего, тыс.человек    населения приходилось студентов
   вательных          
   учреждений         очных    очно-    заочных    экстернат     
             заочных     
             (вечерних)     
        Все образовательные  учреждения высшего  профессионального  образования
   2005/06    1068    7064,6    3508    371,2    3032    153,4    495
   2006/07    1090    7309,8    3582,1    372,3    3195,9    159,6    514
   2007/08    1108    7461,3    3571,3    352,9    3367,9    169,2    525
   2008/09    1134    7513,1    3457,2    343,7    3540,7    171,5    529
   2009/10    1114    7418,8    3280    323,6    3639,2    175,9    523
 
   Что же касается высших учебных заведений, то общее их количество от года к году увеличивается, так же увеличивается и число студентов.
   В данной главе мы не будем рассматривать  причины ухудшения или улучшения  тех или иных показателей. Мы выявим из первичных данных проблему, изучим ее и постараемся найти пути ее решения.
   Рассмотрим  наиболее наболевшую тему для современной  России – присоединение России к  Болонскому процессу.
   Болонский процесс- процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
   Во  многих отношениях, Болонский процесс  стал революционным в области  европейского высшего образования. Его начало можно отнести ещё  к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Затем четыре из министров образования, участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбона в 1998 году, сошлись мнениями о том, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбонская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998). Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) было оформлено через год в Болонье, представителями 29 стран (Болонская декларация, 1999). В настоящее время очевидно, что это было уникальное соглашение, так как сегодня процесс включает в себя 47 стран-участниц, из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение. Болонский процесс открыт для присоединения других стран [1].
   Россия  присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече  министров образования европейских  стран. В 2005 году в Бергене Болонскую  декларацию подписал министр образования  Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.
   «Сорбонская декларация» была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.
   Цели  Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году, при подписании Болонской  декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.
   Основные  положения Болонской декларации.
   Цель  декларации — установление европейской  зоны высшего образования, а также  активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
   Декларация  содержит семь ключевых положений:
    Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
    Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
    Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
    Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
    Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
    Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
    Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований[5].
 
   Формирование  общеевропейской системы высшего  образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения , рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему: 

   
    введение  двухуровневого обучения;
    введение кредитной системы;
    контроль качества образования;
    расширение мобильности;
    обеспечение трудоустройства выпускников;
    обеспечение привлекательности европейской системы образования .
 
   Однако  мероприятия, связанные с реализацией  этих предложений, вызывают противоречивые оценки и усиливающуюся дискуссию. Необходим анализ путей и средств оптимальной интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство.
   Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.  
 
 
 

   
    Практическая  часть. Постановка проблемы в сфере современной  системы образования. Присоединение России к Болонскому процессу.
 
   Россия, славившаяся качеством своего образования в советский период, утратила многие позиции. Только два российских университета фигурируют в Шанхайском рейтинге 2007 г. среди 500 первых: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) (77-е место) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) (341-е место). Эти же вузы, МГУ и СПбГУ, вошли в 2006 г. в рейтинг «Таймс», занимая соответственно 93-е и 164-е места из двухсот5. В 2007 г. российские вузы в этом рейтинге среди 200 ведущих вузов отсутствуют. С распадом СССР численность иностранных студентов в России сократилась в несколько раз и составляет на сегодняшний день около 1% от общей численности студентов в России (для сравнения, во Франции этот показатель составляет 11 %). В 2006г. Россия приняла на своей территории 52 300 иностранных студентов, в то время как США – 535 тыс., Великобритания – 275 тыс., Франция – 265 тыс., Германия – 255 тыс. Снижение числа иностранных студентов в России – это не только упущенная экономическая выгода: оно нежелательно и даже опасно, если принять во внимание демографический спад и сокращение численности лиц студенческого возраста в России, и к тому же снижает возможности «мягкого» влияния России на международной арене (soft power). Сложившаяся ситуация обусловлена различными экономическими и политическими факторами, в частности, падением интереса к изучению русского языка в западных странах, отсутствием в России циклов обучения на английском языке и студенческих кампусов, соответствующих западным нормам, негативным политическим и социальным имиджем страны за рубежом, опасением потенциальных студентов за личную безопасность, негибкостью образовательных программ и слабой интеграцией в европейские образовательные сети.
   Оба показателя (место в международных рейтингах  и количество иностранных студентов) свидетельствуют о том, что российская система высшего образования находится на обочине международного рынка образовательных услуг.
   Но  Россия не собирается довольствоваться таким положением вещей. Необходимость  привлечения зарубежных студентов, в первую очередь из стран СНГ, неоднократно подчеркивалась на самом высоком уровне как приоритетная задача. Стремление исправить ситуацию и повысить привлекательность российской системы высшего образования и стало одним из факторов присоединения России к Болонскому процессу.
   Вместе  с тем опыт участия в проведении «болонских» реформ в России показывает, что существуют две крайние точки  зрения по данному вопросу. Значительная группа работников высшего образования  продолжает полагать, что советское, а ныне российское высшее образование — a priori лучшее в мире, что любые серьезные реформы имеют целью «развалить» его и важно сохранить его в как можно большей неприкосновенности. Вторая — меньшая группа - придерживается той точки зрения, что наше высшее образование полностью архаично и подлежит тотальному реформированию.
   «Подводные  камни» Болонского процесса. 

   Выступая  за активное включение России в Болонский  процесс, мы вместе с тем не можем  обойти вопрос и о его возможной оборотной стороне. Применительно к российским условиям есть много «подводных камней», которые при неудачном стечении обстоятельств могут поставить под угрозу весь этот необходимый и жизнеспособный проект.
   Первый  из них — отсутствие в России существенного государственного финансирования Болонского процесса. На съездах Европейской ассоциации университетов звучала, например, такая цифра: на финансирование болонских реформ в переходный период странами-участниками Болонского процесса, как правило, расходуется до 60 % бюджета национальных министерств образования и отдельных вузов. Пока же не приходилось встречать сведений о том, что в России данные преобразования хоть в какой-то степени получают целевое финансирование. Да и в самих вузах эта работа чаще всего не оплачивается и выполняется в основном на привычных с советских времен «общественных началах». В условиях рыночной экономики это вовсе не способствует повышению эффективности перехода на болонскую систему.
   Между тем переработка программ по уровням  бакалавр/магистр, пересчет часов в  кредиты, направление студентов базового вуза на семестр или на год за рубеж, консультирование иностранных студентов по вопросам обучения в российском вузе, разработка и массовое заполнение Приложений европейского образца к диплому применительно к специфике конкретного вуза — все эти и другие задачи требуют значительных усилий и затрат времени, причем некоторые из них придется затем осуществлять на регулярной основе во всерасширяющихся масштабах. Например, по мере расширения академической мобильности задачи координаторов всех уровней будут возрастать многократно. Поэтому необходимо безотлагательно подвести под болонские преобразования в России соответствующую экономическую основу.
   Переход на многоуровневую систему высшего  образования, в том числе требует  решения, порой безотлагательного, достаточно сложных проблем.
   Централизованное  введение степени бакалавра в  российском высшем образовании ставит вопрос о сроке обучения в бакалавриате. Те вузы России, которые относительно давно используют эти степени, уже  привыкли к тому, что обучение бакалавра длится четыре года; между тем классический европейский бакалавр болонского образца — трехгодичный. Конечно, четырехлетний бакалавриат, с точки зрения его узнаваемости, вполне допустим, и европейское сообщество безоговорочно готово признавать его; однако, сказав «А», надо бы сказать «Б», то есть, согласившись на четырехлетнего бакалавра, было бы логично согласиться и на одногодичного магистра, так как суммарный срок обучения магистра в Европе — все-таки чаще всего пять лет, а определенное для этого уровня количество академических кредитов — не меньше 300.
   Опять же европейские болонские традиции не требуют строгого соблюдения и  этой нормы (300 кредитов на магистра), однако, когда степень «специалиста»  станет анахронизмом и основным носителем высшего образования станет магистр, выяснится, что срок получения высшего образования второго уровня в России увеличился на один год и составит шесть лет. Правильно ли и насколько это соответствует современной тенденции интенсификации образовательного процесса? Ибо необоснованное дополнительное время ложится в определенной степени бременем на родителей студентов (в варианте платного образования) и на государство (в варианте бюджетного образования), и таким образом срок полноценного включения студента в экономическую жизнь страны будет затягиваться.
   Отнюдь  не праздный вопрос: насколько государство  в лице Министерства образования  и науки РФ готово финансировать  шестилетнее образование?
   Существующие  на сегодняшний день планы Минобрнауки  РФ, насколько известно, предполагают оставить бесплатным четырехлетний бакалавриат и сделать платной двухлетнюю магистратуру. В этом случае степень бакалавра, скорее всего, начнет доминировать в стране, а на магистра, предположительно, будут продолжать учиться 20– 30 % студентов. Но ведь именно эти планы — сделать бакалавриат четырехлетним — и толкают страну к такому повороту событий. Между тем, сохранив оплачиваемый государством пятилетний цикл — три года бакалавр (как во многих странах Европы — эта степень в таком виде уже десятки лет там «работает»!) и два года магистр, мы с высокой вероятностью повернем ситуацию к тому, чтобы не менее 80 % бакалавров учились на магистров. Если уж говорить о неблагоприятном повороте в судьбах российского высшего образования, то именно такой подход (четыре года — бесплатный бакалавриат, а дальше — только за деньги) ему способствует.
   Еще одна связанная с этим проблема: при  четырехлетнем бакалавриате будет  трудно обеспечивать мобильность с  теми европейскими вузами, где студенты этого уровня учатся три года. Какие семестры в этих университетах будут соответствовать уровню студентов седьмого и восьмого семестров в наших вузах? А если одновременно с ними поедут и студенты пятого и шестого семестров?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.