На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Методология и методика социологического исследования

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Методология и методика социологического исследования
1. Социологическое исследование и его виды.
2. Программа социологического исследования.
3. Методы сбора социологической информации. Обработка и анализ данных.
 
1. Социологическое исследование и его виды.
Для того чтобы начать нашу сегодняшнюю лекцию,  вспомним структуру социологического знания, о которой мы говорили на прошлом занятии. Как вы помните, она состоит из пяти уровней: научная картина мира, общая социологическая теория, частная социологическая теория, эмпирические исследования и прикладные исследования. О последнем пятом уровне прикладных исследований сегодня будет идти речь.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для последующего использования на практике.
Социологическим называется такое исследование, где одни соци­альные явления объясняются при помощи других социальных явле­ний. (Добреньков, Кравченко)
Проблему составляет то, что существует еще и социальное исследование. Под социальным исследованием следует понимать такое исследование, в котором социальные факты объясняются через несоциальные.
Следует четко уяснить разницу между этими двумя видами исследований.
Различия между социальным и социологическим исследованиями.
 
Социологическое исследование
Социальное исследование   
Более узкое
Более широкое
Отражает принадлежность к
конкретной науке - социологии
Не отражает стоящую за ним конкретную науку
Определено предметом и темати-
кой социологии
Не определено ими
имеет свой специфический метод
Не имеет своего специфического метода
Является внутридисциплинарным
методом познания
Междисциплинарный метод познания
Охватывает узкий круг проблем,
относящихся к предмету социологии
Охватывает любые социальные проблемы общества, даже те, которые не относятся к социологии
Источник – научная литература,
профессиональная подготовка
Источник – популярная литература  и обыденный опыт
Может быть проведено только
социологами, профессионалами
Проводятся врачами, юристами, экономистами, журналистами и др.
 
Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.
1.      Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации.
2.      Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение конкретных, обозначившихся социальных проблем.
В зависимости от того, какой критерий берется за основание клас­сификации, выделяют несколько видов социологического исследования.
По глубине анализа социальной проблемы и масштабу охвата событий:
1.      Пробное  проводится с целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез.
2.      Описательное дает целостную картину явления, описывает структуру и динамику явления, не выявляет причинных связей.
3.      Аналитическое - самый углубленный вид соц. анализа. Выявляет скрытые от глаз причины возникновения социального явления.
По применяемому методу сбора данных:
1.      Количественные исследования (сколько? Как много?)
2.      Качественные (Как? Почему?)
По цели исследования:
1.      Точечное дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения, не дает ответа на вопрос о тенденциях развития во времени.
2.      Повторное - совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе последовательно через определенный промежуток времени. Призвано получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта.
По объему охвата объекта исследования:
1.      Сплошное охватывает все единицы генеральной совокупности.
2.      Выборочное – самое распространенное. Охватывает часть генеральной совокупности, называемую выборочной совокупностью.
Любое социологическое исследование имеет четыре основных этапа:
первый - подготовка исследования;
второй - сбор первичной информации;
третий - обработка информации;
четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.
2. Программа СИ.
Подготовка социологического исследования начинается с составления программы.
Программа исследования —документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.
Программа исследования строится в зависимости от целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам.
Основные этапы составления программы исследования: (Добреньков, Кравченко)
Теоретико-методологическая часть программы
1.              Формулировка и обоснование проблемы исследования
2.              Цели и задачи исследования
3.              Определение объекта и предмета исследования
4.              Логический анализ основных понятий
5.              Выдвижение гипотез
Методическая часть программы
6.              Определение выборочной совокупности
7.              Выбор методов и составление инструментария
8.        Обработка и интерпретация полученных данных
1. Исходным пунктом всякого исследования является определение проблемы и проблемной ситуации. Проблемная ситуация—состояние в развитии социального объекта характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Проблема исследования — это различие между существу­ющим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явле­ния (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив). На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам пред­шествующих социологических исследований собственной и дру­гих социологических служб, анализу экономического, техничес­кого и организационного контекста проблемы, опросу экспертов. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях управления.
2. Цель — модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Ориентация на поставленную в про­грамме цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических, организационных процедур.
Целью исследования может быть получение описательной ин­формации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики: например, социально-демографическая структура увольняющих­ся и устраивающихся на предприятие; отношение работающих к планируемому нововведению; статистика нарушений трудовой дисциплины до и после специальных административных меро­приятий по укреплению дисциплины.
Задачи — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.
Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Это сво­его рода промежуточные ступени в работе социолога.
Например, для получения информации, отражающей отношение работающих к нововведению, социолог должен решить такую задачу, как оп­ределение степени включенности различных групп людей в ситу­ацию нововведения
3. Объект — носитель проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта обществен­ной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. Объектом социологического исследования в широком смыс­ле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в уз­ком — люди или объекты, способные дать социологу необходи­мую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа — студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и препо­даватели.
Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изуче­нию. Причины неуспеваемости в вузе — это предмет исследования.
4. Логический анализ основных понятий — это логическое структурирова­ние исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяс­нение их содержания и структуры.
Логический анализ предполагает точное объяснение содержа­ния и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он по­может правильно объяснить полученные результаты.
Анализ понятий включает три типа процедур:
1.             дескриптивная интерпретация, или четкое, ясное и одно­значное описание тех понятий, которые вы собираетесь исполь­зовать при построении своей модели;                                       
2.             структурная интерпретация, которая предполагает наведе­ние порядка среди описанных понятий, их упорядочение, выяв­ление взаимных связей и т.д.;
3.             факторная интерпретация — установление связей (иногда выраженных в количественных величинах) между исходными понятиями и переменными.
5. Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучае­мых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах про­шлых исследований или данных экономики, статистики, пси­хологии.
6. При построении социологической выборки используется мно­жество специальных терминов, в том числе два важнейших — ге­неральная и выборочная совокупности.
Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить, совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению.
Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности. Иначе говоря, это множество людей, которых со­циолог опрашивает. В выборочную совокупность, входят только те, кого социолог намеревается непосредственно оп­росить.
Выборочная совокупность задается самим объектом исследо­вания (например, исследование студентов, пенсионеров, вкладчи­ков Сбербанка, работников предприятия). Различие между объек­том и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объему и представляет уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность — сотни. Поэтому большинство социоло­гических исследований имеет не сплошной, а выборочный харак­тер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта, т.е. формируется выборка.
Выборка обязательно должна быть репрезентативной. Репрезентативность -  это свойство выборочной совокупности представлять характеристики выборочной совокупности.
История свидетельствует, что когда нарушаются принципы случайной выборки и какой-то группе респондентов оказывается предпочтение — произвольно или непроизвольно, намеренно или в силу независящих от ученого обстоятельств, — происходит ка­тастрофа. Применение смещенной или неправильно составленной выборки специалисты любят демонстрировать на примере круп­ного скандала, случившегося в 1930-е гг. с журналом «Литэрари Дайджест», организовавшим опрос общественного мнения отно­сительно результатов выборов. Как и любой другой дайджест, журнал в основном жил чужими материалами, перепечаткой га­зетных и журнальных статей, в данном случае посвященных оп­росам общественного мнения. Начиная с 1920 г. журнал стал за­ниматься организацией собственных опросов, в частности провел широкомасштабный общенациональный опрос, в ходе которого более чем миллиону человек по почте были разосланы избиратель­ные бюллетени с просьбой отметить, чья кандидатура на предстоящих президентских выборах для них предпочтительнее. В тече­ние ряда лет результаты опроса, проводившегося журналом, ока­зывались настолько точными, что опрос, проведенный в сентяб­ре, казалось, делал ноябрьские выборы малосущественными. Да и как при такой большой выборке могла произойти ошибка? Од­нако в 1936 г. именно это и случилось: с большим перевесом го­лосов (60:40) победа была предсказана кандидату от республикан­ской партии Альфу Ландону. Однако когда выборы состоялись, он потерпел сокрушительное поражение. Иначе говоря, Ландон про­играл Франклину Д. Рузвельту практически с тем же результатом, с которым должен был победить. Доверие читателей к «Литэрари дайджест» было серьезно подорвано, вскоре журнал перестал вы­ходить. Такой оказалась цена методической ошибки.
Что же произошло? Все очень просто: в голосовании, прове­денном «Дайджест», использовалась смещенная выборка. Почто­вые открытки рассылались людям, чьи имена были извлечены из двух источников: телефонных справочников и списков регист­рации автомобилей. И хотя прежде этот метод отбора не слиш­ком отличался от других методов, совсем по-другому обстояло дело теперь, после Великой депрессии в 1936 г., когда менее со­стоятельные избиратели, наиболее вероятная опора Рузвельта, не могли позволить себе иметь телефон, не говоря уж об автомоби­ле. Таким образом, выборка, использовавшаяся в опросе, орга­низованном «Дайджест», была смещена в сторону тех, кто, ско­рее всего, должен был выступать за республиканцев, и при этом еще удивительно, что у Рузвельта оказался такой хороший ре­зультат.
 
3.                    Методы сбора социологической информации
Важным моментом подготовки исследования является выбор подходящих  методов сбора информации.
Наиболее распространенным методом сбора социологических данных является опрос. Существует несколько видов опро­са, прежде всего анкетирование и интервьюирование.
Интервьюирование представляет собой личное общение соци­олога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает от­веты респондента. Существует несколько разновидностей интер­вьюирования:
1.                    прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом);
2.                    опосредованное (беседа по телефону);
3.                    формали­зованное (заранее разрабатывается вопросник);
4.                    неформализованное ин­тервью (свободная беседа без заранее заданной темы).
В настоя­щее время широкое распространение получило интервью по те­лефону.
Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение ан­кеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое ан­кетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.
Поскольку анкетирование является наиболее часто используемым методом (но не самым лучшим), то рассмотрим, что представляет из себя социологическая анкета.
Социологическая анкета — объединенная единым исследова­тельским замыслом система вопросов, направленных на выявле­ние характеристик объекта иссле­дования.
Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, тре­бующее наличия определенных профессиональных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее составлении, можно получать объективные данные.
Виды вопросов в анкете:
1.                                 Прямые  и косвенные. В первом случае предполагается выражение мнения респондента с собственной позиции. (Как вы считаете, должна ли быть отменена смертная казнь?). Во втором случае вопрос задается в косвенной форме. (Некоторые люди считают, что смертная казнь должна быть от
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.