На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Процесс беседы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?
Министерство образования Российской Федерации
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине «Психологическое консультирование» на тему:
«Характеристика консультативной беседы»
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
Студентка гр.
Проверила:
 
 
 
 
 


 
Содержание:
 
1. Введение              3
 
2. Процесс беседы              4
 
2.1. Начало беседы              5
 
2.2. Расспрос, «исповедь» клиента              8
-  первая фаза расспроса клиента              9
- вторая фаза расспроса клиента              11
- оказание психокоррекционного воздействия              13
 
3. Заключение              18

1. ВВЕДЕНИЕ
Широкое внедрение психологии в практику закономерно при­водит к развитию тех ее областей, которые традиционно обознача­ются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому кон­сультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.
Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психоло­гического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими па­рами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

2. ПРОЦЕСС БЕСЕДЫ
Основным методом психологического консультирования явля­ется консультативная беседа. На первый взгляд это выглядит очень просто: психолог-консультант разговаривает со своим клиентом, и ничем особенным эта беседа не отличается от общения в других ситуациях, например с другом или приятелем. Один человек рас­сказывает другому о том, что его волнует, о своих переживаниях, страхах и проблемах. Однако эта кажущаяся поверхностная про­стота. Профессиональная консультативная беседа обладает своими внутренними принципами и законами организации, соблюдение которых делает возможным оказание в ходе беседы психологичес­кой помощи и поддержки. Трудность овладения навыками ведения консультативного диалога заключается в том, что этому нельзя научиться, читая книги или слушая лекции. Только на практике, работая совместно с тренером или супервизором, который помо­жет анализировать ход беседы, будет отслеживать и затем обсуж­дать динамику процесса, указывать и исправлять ошибки, можно достичь успехов в профессиональной подготовке.
Беседа является основным методом не только консультирова­ния, но и психотерапии, однако суть его в разных направлениях оказания психологической помощи разная. Различие проявляется уже на уровне названия, традиционно беседу в психотерапии на­зывают психотерапевтическим интервью, под которым понимают «прежде всего метод воздействия, часто основной набор техноло­гий в психотерапии, главный результат которого состоит в его те­рапевтическом эффекте, в разрешении проблем и улучшении со­стояния пациента». Интервью предполагает учас­тие двух неравных по занимаемым позициям сторон: интервьюера и интервьюируемого, т.е. ведущего и ведомого, в то время как бе­седа — это изначально общение двух равноправных участников, это диалог как универсальный способ познания другого. Наивыс­шим уровнем развития консультативной беседы является создание такой ситуации общения, в которой возможно раскрытие границ внутреннего мира каждого участника.
 
Консультативную беседу можно сравнить с литературным произведением, где есть свой пролог, развитие сюжета, завязка, раз­вязка, кульминация и эпилог. Иначе говоря, беседа консультанта с клиентом далеко не случайный процесс, она организована по определенным правилам, следование которым делает ее эффектив­ной и целенаправленной. Каковы же основные характеристики беседы в психологическом консультировании?
Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа:
1) знакомство с клиентом и начало беседы;
2) рас­спрос клиента, формулирование и проверка консультативных ги­потез;
3) коррекционное воздействие;
4) завершение беседы.
Дли­тельность приема, во время которого собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от целей и задач кон­сультирования, организационных форм, в рамках которых оно про­водится, а также теоретических ориентации консультанта. Но все же в большинстве случаев время приема составляет один час (как у нас, так и за рубежом). Ориентировочно этот час можно распре­делить по выделенным выше этапам беседы следующим образом:
1) начало беседы —5—10 минут;
2) расспрос клиента —25—35 ми­нут;
3) коррекционное воздействие —10—15 минут;
4) завершение беседы —5—10 минут.
Остановимся подробнее на том, что пред­ставляет собой каждый из этих этапов, каких целей достичь и ка­кие задачи должен успеть решить консультант в отведенное для этого время, каковы простейшие приемы организации процесса беседы.
2.1. Начало беседы
Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема — это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Кон­сультант может продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с самых первых минут встречи, поднявшись навстречу клиенту, а то и встретив его в дверях кабинета; при не­обходимости можно помочь снять верхнюю одежду, показать, куда удобнее поставить сумки, а затем предложить сесть. Лучше, если консультант с самого начала подбадривает клиента репликами типа: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п.
Однако, консультанту не следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом, с пер­вых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предла­гать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для челове­ка, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен; непосредственно перед тем как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую —45— 60 секунд, иначе у клиента может возникнуть состояние напряжен­ности и растерянности, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться).
Очень важный момент начала беседы - знакомство с клиентом по имени (о возможностях использования имени клиента для орга­низации беседы подробно будет говориться в следующей главе). В принципе, клиент может отказаться назвать себя, но забывать или не предложить ему представиться - значит во многом обречь консультацию на неудачу. Опти­мальная позиция консультанта по отношению к клиенту — это по­зиция равенства, одним из проявлений которого является равенство имен. Это означает, что лучше, если психолог представляется так же, как клиент — по имени-отчеству, просто по имени и т.д. (хотя здесь могут быть исключения, связанные с возрас­том собеседника, а также со спецификой условий, в которых про­ходит консультация). Трудно предугадать, как именно представится клиент, поэтому лучше, если консультант даст ему возможность назвать себя первым.
В начале беседы консультант может столкнуться с ситуа­цией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологи­ческое консультирование, на что он может рассчитывать, обраща­ясь за помощью. Такой вопрос может задать даже человек, пришедший на консультацию по собственной инициативе, но чаще необходимость в объяснении целей консультирования возникает в ситуации, когда психологу приходится вести прием вне стен кон­сультационного центра - на предприятии, в школе, в больнице.
Следующим шагом консультативной беседы является пе­реход непосредственно к процессу консультирования. Вначале необходимо, чтобы клиент рассказал о себе и своих проблемах. Этот ход настолько логичен, что нередко клиенты сами начинают рассказ о себе без специального приглаше­ния, иногда настолько торопясь, что забывают представиться. В такой ситуации лучше прервать собеседника и предложить вначале познакомиться, хотя бы для того, чтобы он немного отошел от заготовленного заранее рассказа, огляделся, больше настроился на совместную работу с консультантом, а не на монолог.
Если клиент молчит, ждет, что скажет консультант, ему мож­но помочь начать рассказывать о себе репликами типа: "Слушаю вас внимательно" или "Расскажите, что вас сюда привело". Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, психологу следует подтолкнуть его наводящими вопросами.
Одной из наиболее часто встречающихся ошибок консультан­тов является излишняя фиксация внимания клиента на особенностях си­туации консультирования репликами типа: "Не бойтесь", "Не на­прягайтесь", "Даже если вам будет стыдно говорить о чем-то, вы...". В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали, из них сле­дует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться и т.д.
Иногда кажется, что все предостережения, связанные с нача­лом беседы, излишни - "раз клиент пришел к психологу, никуда он от него уже не денется". Но это далеко не так. Устано­вить хороший контакт с клиентом, правильно организовать беседу с самого начала - это значит во многом обеспечить гарантию эф­фективности консультирования. Несложившийся контакт с чело­веком или вопросы, не решенные в начале беседы, могут стать препятствием в развитии беседы как раз тогда, когда это будет осо­бенно нежелательно. Чаще всего именно они служат благодатной почвой для формирования сопротивления клиента психологическо­му воздействию, которое может проявиться как нежелание продол­жать беседу, претензии к консультанту, ощущение бессмысленно­сти происходящего и т.д.
Сопротивление консультированию — распространенное явление в начале беседы, когда клиент, уже находясь в кабинете психоло­га, все еще задает для себя вопрос, стоило ему сюда приходить или нет. Прежде всего в таких ситуациях психологу не стоит слишком сильно настаивать на том, что раз клиент попал именно к нему, то и работать он должен именно с ним в качестве консультанта. Лучше всего предложить продолжать беседу, пообе­щав, что если у человека действительно возникнет в этом необхо­димость, он сможет обратиться к другому специалисту.
Бывает, что обратившийся за помощью человек начинает раз­говор с общих тем и вопросов, которые лично к нему не имеют никакого отношения. Конечно, полностью игнорировать вопросы клиента не стоит, но интерес к "судьбам бытия" практически ни­когда не бывает основанием для обращения за консультацией. К тому же время консультанта ограничено, а разговор на общие темы может израсходовать ценные минуты, которых потом, когда человек начнет говорить о себе, не хватит. Необходимо помнить, что подобная дискуссия чаще всего представляет собой одно из проявлений со­противления, страха перед началом беседы и ее возможными по­следствиями, поэтому лучше воспользоваться удобным случаем и помочь клиенту преодолеть эту ситуацию.
Когда все проблемы начала беседы решены, контакт с клиентом установлен можно переходить к следующему этапу.
2.2. Расспрос, «исповедь» клиента
Клиент уже начинает рассказ о себе, переводя, таким образом, беседу на следующий этап, где главная задача консультанта — как можно лучше разобраться в его проблемах, понять, с чем связаны основ­ные конфликты и тревоги. Условно можно разделить этот этап беседы на два подэтапа, на первом из которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы пос­ледний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать психокоррекционные гипотезы и начать их проверку.

Первая фаза расспроса клиента
На этой фазе основная цель консультанта— "разгово­рить" клиента, ее реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие его на рассказ. Это "от­крытые" реплики типа: "Расскажите мне о ваших отношениях...", "Какая у вас семья?", "Когда и как это началось?" и т.д. Ответ на подобные вопросы и реплики проективен, каждый может говорить то, что важно для него, в каком-то смысле это просто предложе­ние клиенту высказаться.
Пока клиент говорит, психолог не просто слуша­ет, а работает. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования. Консультант 1) поддер­живает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент.
Наиболее эффективный способ поддержания контакта с кли­ентом в то время, как он говорит о себе, — внимательное, эмпатическое слушание. Для того чтобы клиент чувствовал, что его вни­мательно слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант подбадривал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие короткими словесными встав­ками.
На этой фазе беседы часто выясняется: то, как интерпретирует свою ситуацию клиент, в чем и как он видит причины своих про­блем, далеко от действительности, противоречиво, негативно ха­рактеризует других людей, выставляя в положительном свете рас­сказчика. Но работать с этим материалом, не соглашаться с клиентом, указывая на его ошибки, на этом этапе не стоит. Обычно у психолога еще нет достаточной информации, опираясь на кото­рую можно было бы скорректировать точку зрения человека, а воз­ражения, выражения несогласия лишь активизируют сопротивле­ние, разрушая пока только формирующийся положительный контакт. На этом этапе следует придерживаться принципа "приня­тия концепции клиента". Не стоит бояться, что из-за того, что психолог вначале не выражал несогласия с тем, что говорит кли­ент о себе и окружающих людях, высказывание впоследствии про­тивоположного мнения на этапе коррекционного воздействия бу­дет воспринято собеседником более негативно. Наоборот, часто уже в процессе рассказа точка зрения клиента изменяется, он готовит­ся к принятию нового взгляда на себя и окружающих, иной кон­цепции происходящего.
2.           О стимулировании клиента на рассказ уже немного говори­лось выше. К этому можно добавить, что к полезной для психоло­га информации следует отнести прежде всего историю возникнове­ния проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их отно­шения к проблеме; представление о том, чем именно вызвана про­блема с точки зрения самого человека и окружающих людей; про­исходившие когда-либо ухудшения и улучшения ситуации и с чем они могли быть связаны; чем именно вызвано обращение в консуль­тацию, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже. Обо всех упомянутых выше моментах следует специально попросить рассказать. Вопросы, которые можно сформулировать на основании указанных пунктов, должны быть достаточно широки­ми, и они обычно хорошо стимулируют клиента на рассказ.
3.           Структурирование беседы необходимо как самому консультан­ту, так и клиенту. У клиента должно быть логичное представление о том, что и зачем говорится и обсуждается в данный момент. Это, с одной стороны, помогает избежать рецидивов сопротивления, поскольку клиент начинает ощущать, что за все происходящее во время приема ответствен не только консультант, но и он сам. Кроме того, понимание происходящего способствует концентрации вни­мания, повышению эмоциональной и интеллектуальной активно­сти во время разговора. Структурирование беседы полезно и кон­сультанту, поскольку позволяет эффективнее использовать время консультации: ведь если клиент может с легкостью проследить, откуда и как возникают те или иные темы в разговоре, с чем кон­кретно связаны вновь появляющиеся идеи, то, следовательно, нет необходимости что-то дополнительно повторять или объяснять.
4. Осмысление того, что говорит клиент — во многом внутрен­няя работа психолога. Это очень напряженный, сложный процесс. Молчать, но при этом понимать и анализировать все, что говорит собеседник, удается далеко не каждому. Позиция консультанта обязывает к осмыслению рассказа, речи клиента.
Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Кроме того, прямое "цитирова­ние" сказанного им позволяет быстрее переориентировать клиен­та, продемонстрировать ему возможность другой точки зрения. Для того чтобы не упустить что-то важное, консультант может попро­бовать кое-что записывать во время беседы. Конечно, для этого прежде всего необходимо получить согласие клиента, но обычно это довольно легко. Однако не стоит писать, когда клиент плачет, очень воз­бужден, рассказывает о чем-то сокровенном.
Для того чтобы лучше концентрировать внимание на материале, консультант может вслух или про себя повторять последние перед паузой слова клиента. Такое повторение — хороший способ стиму­лировать на рассказ и поддерживать контакт.
Процесс расспроса как правило за­нимает 25—30 минут, но 15—20 минут спустя после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в пробле­мах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспроса - формулированию и проверке консульта­тивных гипотез. Здесь уместно более подробно остановиться на том, что такое гипотезы в психологическом консультировании, как имен­но они формулируются и проверяются.
Вторая фаза расспроса клиента   
Если в первой фазе расспроса кон­сультант задает широкие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально ме­няется. Формулировки становятся более тонкими, направленны­ми на уточнение возникших у консультанта идей. Это уже вопро­сы по существу. Консультанту следует стремиться к тому, что­бы ответы клиента соответствовали характеру задаваемых вопросов, то есть были точными и конкретными. Чем точнее ответ клиента, тем более он объективен, тем больше он может быть рассмотрен не только с точки зрения того, как привык воспринимать свою ситу­ацию клиент, но и под углом зрения гипотез и интерпретаций, возникших у консультанта.
Основной и самый надежный для консультанта под­ход к работе на втором этапе расспроса - это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, особеннос­ти выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с конкретными ситуациями - для консультанта один из наиболее надежных спо­собов проверить свои гипотезы. Чем подроб­нее человек говорит о чем-либо, чем больше конкретных деталей в рассказе, тем меньше отпечаток субъективности и одностороннос­ти и больше возможностей для понимания консультантом тех аспек­тов реальности, которые не воспринимаются или не замечаются рассказчиком. Мелкие детали ситуации труднее придумать или исказить, и они становятся своеобразными фильтрами, через ко­торые проходит неосознаваемая или недооцениваемая клиентом информация.
В подробном рассказе должно быть отражено, когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что конкретно говори­ли и сделали клиент и другие действующие лица, что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события, что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие участни­ки ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие она имела по­следствия и на что оказала влияние.
Только услышав полный рассказ, консультант может под­твердить или опровергнуть гипотезу. Самостоятельный рассказ клиентов никогда не бывает настолько полным, чтобы сразу же удовлетворить психолога, и обычно вслед за описанием ситуации следует подробный расспрос.
Далеко не всегда клиент с легкостью отвечает на задаваемые психологом вопросы. Часто приходится потратить довольно много сил на то, чтобы ответы были подробными и описывали реальные чувства и переживания, а не были бы рассуждениями на тему. Если на первом этапе расспроса позицию психолога можно охарактери­зовать как пассивную, то здесь она становится, по возможности, активной, консультант предлагает альтернативы, задает детализи­рующие вопросы, стимулируя, по возможности, память клиента. Другая часто встречающаяся трудность для клиента в таком рассказе — описание собственных переживаний и чувств других людей. Именно чувства и переживания должны прежде всего интересовать консультанта, поскольку они обычно глубже отражают действитель­ность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе его про­блем. Большинство людей мало прислушиваются к себе, не уме­ют анализировать свои переживания. Хотелось бы подчеркнуть, что психологу следует проявлять настойчивость, всячески помогая при этом клиенту.
Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недостаточ­но; необходимы хотя бы два-три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультан­та можно считать подтвердившейся или опровергнутой.
 
Оказание психокоррекционного воздействия
Этот этап включает в себя выработку альтернативных решений и коррекционное воздействие на клиента, его можно считать наиболее трудным, поскольку оказываемое воздействие не должно и не может носить форму просто совета или рекомендации.
В чем именно состоит психокоррекционное воздействие, с чем связана его эффективность, можно описывать очень долго. Разные школы психотерапии и их авторы подчеркивают значение различ­ных факторов при оказании психокоррекционного воздействия; ведущая роль в этом придается и катарсису, и изменению личнос­тных структур, и приобретению смысла и т.д.). Но в конечном счете эффект психокоррекционного воздействия — это зачастую тонкая интуиция и опыт психолога.
Каковы все же возможности оказания психокоррекционного воздействия, существуют ли какие-либо технические приемы, ис­пользование которых в диалоге может способствовать решению этой задачи? Пожалуй самый простой способ оказания воздействия, который эффективен тогда, когда беседа хорошо организована и логично выстроена консультантом и в ней полностью использова­ны возможности анализа конкретных ситуаций, — это акцентиро­вание противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности при помощи различных наталкивающих высказываний. Поскольку в ходе приема активно работает не только консультант, но и клиент, по-новому осмысляя свою жизнь, то даже такого незначительного толчка может быть достаточно для того, чтобы клиент по-другому увидел происходящее. Таким выс­казыванием, не пытаясь открыть какие-то новые "глубины исти­ны", консультант тем не менее предлагает иное, необычное для клиента видение его жизненной ситуации. Гипотеза консультан­та о реальной ситуации может превращатся в предлагае­мую клиенту интерпретацию.
Даже если ответ клиента действительно свидетельствует о новом видении ситуации, это совсем не означает, что работа психолога окончена. Обычно это всего лишь набросок, первый шажок, и для того чтобы изменения приобрели устойчивые очертания, необхо­дима дальнейшая работа специалиста. Задача консультанта на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основополагающего вопроса: чего именно стре­мится добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом. Любое неадекватное невротическое поведение всегда на каком-то уровне выгодно клиенту, поскольку тем или иным образом оно удовлетворяет те неосознаваемые потреб­ности, которые по каким-либо причинам невозможно удовлетво­рить по-другому.
Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реали­зованными только в том случае, когда не только в сознании кон­сультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий. Чувство или переживание клиента, длительно существу­ющее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и потребностей (любви, власти, понимания и т.д.) — неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях: негативная реак­ция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.
Обычно на этапе психокоррекционного воздействия клиент до­статочно хорошо представляет себе, как его поведение и способы реагирования способствуют дестабилизации взаимоотношений. Но существуют ли позитивные варианты поведения в подобных ситуа­циях и каковы они, решить ему самостоятельно бывает трудно, большую помощь в этом может оказать консультант, но, естествен­но, не предлагая конкретные советы и рекомендации. Только сам человек может понять и оценить, что действительно будет работать. Роль психолога при решении этой задачи состоит прежде всего в том, чтобы помочь клиенту сформулировать возможные альтерна­тивы поведения, а затем, критически оценивая их, выбрать наи­более подходящий вариант.
2.3. Завершение беседы
Казалось бы, что после того как психокоррекционное воздей­ствие осуществлено, беседа может завершиться. Формально это, бесспорно, так, но в беседе необходим еще один этап, в ходе которого психолог должен осу­ществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффек­тивность даже самого успешного воздействия может быть значитель­но снижена. К их числу можно отнести следующее:
1) Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). В консультировании важно, чтобы психолог и клиент не про­сто пришли к некоему совместному выводу или решению, но и то, как этот вывод или точка зрения были достигнуты в ходе беседы, то есть на каких конкретных фактах из жизни клиента он основан. Забывание, непонимание клиентом этого важнейшего момента яв­ляется одним из основных механизмов сопротивления психологи­ческому воздействию, когда казавшиеся замечательными идея или путь изменения взаимоотношений вдруг начинают воспринимать­ся клиентом как необоснованное, непонятное откуда возникшее решение.
В конце бе­седы консультанту стоит подвести ее итог, обобщить, о чем и зачем говори­лось во время приема, выстроить основную логику сеанса. Пересказ содержания беседы должен быть действительно очень коротким: клиент не запомнит его и только запутается, если он будет длин­нее трех-четырех предложений. Важно, чтобы все, что назвал консультант, действительно обсуждалось во время приема и имен­но теми словами, которые используются для подведения итога, иначе в конце приема может вдруг возникнуть неожиданный спор с клиентом о терминах.
Если у клиента есть вопросы, какие-то не высказанные идеи и соображения, то краткое подведение итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту воз­можность отреагировать на окончание беседы, выдержав хотя бы некоторую паузу после того, как итог подведен.
2) Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отно­шений клиента с консультантом или другими необходимыми спе­циалистами.
Подавляющее большинство клиентов, впервые обращающих­ся за психологической помощью, ориентированы на разовый при­ем. Безусловно, в реальности за один консультативный час можно сделать очень мало, но, во всяком случае, можно попытаться привить человеку вкус к размышлениям о себе и окружающих людях, веру в то, что работа с профессионалом может действительно помочь в решении личных проблем. Если нет каких-либо особых оснований, консультанту не следует настаивать на последующих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью суще­ствует, и даже в том случае, если серьезных проблем не возникает, всегда найдется нечто, о чем можно будет поговорить с психо­логом. Приглашение обращаться в случае необходимости выглядит более весомо, если консультант назовет клиенту свои регулярные дни и часы приема (или какие-то другие необходимые координа­ты) и даст понять, что какой-то шаг в развитии отношений уже сделан.
Нередко в ходе приема выясняется, что есть необходимость в помещении для получения помощи специалистов другого профиля либо у самого клиента, либо у кого-то из близких. Круг специали­стов, потребность в которых чаще всего возникает после приема в психологической консультации, невелик — в основном это психи­атры и юристы. Поскольку консультанту достаточно регулярно приходится рекомендовать обратиться к ним, лучше, если он не просто посоветует клиенту, к кому именно стоит еще пойти, но и назовет адрес и время приема.
 
Для того чтобы повысить вероятность повторного прихода клиента и успешной работы с ним, консуль­тант должен в конце первой встречи достаточно четко сформули­ровать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. В дальнейшем эта договоренность может меняться, но лучше, если клиент хорошо представляет, что именно его ждет. Это поможет ему работать более эффективно и целенап­равленно, более конструктивно строить взаимоотношения с пси­хологом, не боясь попасть в зависимость от него.
В случае договоренности о повторной встрече бывает полезно обменяться с клиентом телефонами.
3) Прощание консультанта с клиентом.
Прощание с клиентом — во многом ритуальный акт, но оно не должно выглядеть формальным, и у человека не должно возник­нуть ощущение, что как только он выйдет за дверь, его образ пол­ностью исчезнет из сознания консультанта. Клиента следует про­водить хотя бы до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание. Обращение по имени при прощании укрепляет ощущение того, что работа с пси­хологом прошла успешно, что возникшие на приеме отношения не просто формальность.
Может случиться, что прием прошел не слишком удачно: кли­ент недоволен, выражает претензии. Не стоит бояться обсудить это с ним, сформулировать еще раз, с чем, с точки зрения психоло­га, связана неудовлетворенность, порекомендовать ему что-то, пусть даже на данном этапе для клиента это звучит нереально или невыполнимо. Но особенно важно, чтобы и в этом случае психо­лог оставался профессионалом до конца — был готов признать воз­можные ограничения своей компетенции, не вступал в излишние споры и пререкания и вежливо и достойно сумел завершить бесе­ду. Бывает, что неудовлетворенный приемом человек некоторое время спустя приходит к другому выводу, начинает с благодарнос­тью вспоминать свой визит в консультацию.
 
 
 
 
 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в работе рассмотрены наиболее важные принципы (техни­ки) ведения консультативной беседы и поведения консультанта с клиентом во время приема, усвоение которых может сделать процесс психологического воздействия эффективным. Однако, следует отметить, что реально овладеть умением вести консультативную беседу можно только через длительную супервизорскую практику, именно в этом случае формируется необходимая для
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.